Реферат: Налоговая политика как составная часть финансовой политики
Название: Налоговая политика как составная часть финансовой политики Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||
План
Введение Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции. Налоговая политика является составной частью финансовой политики. Актуальность данной темы заключается в том, что налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов. Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения – не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков. Целью контрольной работы является рассмотрение налоговой политики государства. Задачи контрольной работы: 1) изучить понятие налоговой политики, как составной части финансовой политики; 2) охарактеризовать проведение налоговой политики органами специальной компетенции; 3) проанализировать основные направления и приоритетные методы осуществления налоговой политики. 1. Налоговая политика, как составная часть финансовой политики Публичная налоговая деятельность государства (муниципального образования) носит юридический характер и связана с государственным управлением, что придает ей определенные политико-правовые признаки. Вследствие этого налоговая политика становится объектом налогово-правового регулирования. Действительная политическая и правовая жизнь демонстрирует тесную связь налоговых отношений как вида финансовых отношений и политики, поэтому и необходима налогово-правовая политика (налоговая политика) как наиболее приемлемая модель их взаимодействия. По своей сути она представляет деятельность, в основе которой лежит подготовка и реализация юридически оформленных идей, принципов, концепций налогового развития государства (муниципального образования). Сущность налогово-правовой политики заключается в использовании, прежде всего, правовых средств как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства (муниципального образования). [1] Что же собой представляет налоговая политика? По мнению И.И. Кучерова, налоговая политика есть совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. [2] С. Титов определяет налоговую политику как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов . [3] Итак, под налоговой политикой обобщенно можно понимать систему мер государства (муниципального образования) главным образом правового характера по целенаправленному использованию налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества. Вместе с тем, несмотря на вышеуказанные позитивные моменты, необходимо отметить, что для налоговой системы России до настоящего времени характерны следующие недостатки: а) преобладание фискальной направленности налоговой системы –другими словами, приоритет фискальной функции налогов в ущерб регулирующей функции, потенциал которой в настоящее время существенно занижен (как известно, именно через регулирующую функцию налогов государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, рост предпринимательской активности и т.д.); б) по-прежнему остаются значительными возможности уклонения от налогообложения, которые оказывают стимулирующее воздействие на область теневой экономики и коррупции и создают условия для развития несправедливой модели налоговой системы; в) крайняя нестабильность, сложность и запутанность нормативно-правовой базы налогообложения. Сюда же можно отнести и недостаточную развитость процедур налогового контроля и налогового администрирования – несмотря на то, что с каждым годом в этом направлении происходят позитивные сдвиги (в частности, в 2006 г. принят Федеральный закон, призванный обеспечить повышение качества и объективности налогового администрирования, сделать его менее обременительным для налогоплательщиков). [4] Тем самым нарушаются одни из основополагающих принципов организации и функционирования налоговой системы – принцип стабильности налоговой системы и принцип удобности налогообложения. [5] Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается большое значение, как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой, социальной, научно-технической, демографической, культурной, благотворительной и т.д. Налогообложение – одна из главных функций Российского государства Отметим, что налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, либо для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (офшорные зоны) и т.д. Налоговое законодательство определяет налоговые льготы как «предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Налоговые льготы традиционно выступают в двух основных формах: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики. До последнего времени налоговые льготы являлись важным инструментом, посредством которого органы публичной власти различных уровней осуществляли собственную налоговую политику. Однако далеко не всегда, устанавливая налоговые льготы, органы публичной власти могли обеспечить соответствующий уровень экономической обоснованности устанавливаемых налоговых льгот; в силу несовершенства законодательного регулирования этого института, а также отсутствия соответствующих критериев, позволяющих четко идентифицировать налоговые льготы, отграничивая их от других инструментов налоговой политики. [6] 2. Проведение налоговой политики органами специальной компетенции Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления: - Министерство финансов Российской Федерации; - Федеральное казначейство Российской Федерации; - Федеральная налоговая служба РФ; - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. [7] Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров. Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также упомянутым Положением. Согласно Постановлению Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 г. № 703 [8] Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. В силу Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. [9] Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 5.1. осуществляет контроль и надзор за: 5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; 5.1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами; 5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; 5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; 5.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; 5.1.9. соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; 5.2. выдает в установленном порядке: 5.2.9. разрешения на проведение всероссийских лотерей; 5.2.10. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами; 5.2.11. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; 5.3. осуществляет: 5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; 5.3.5. выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации; 5.3.7. проверку технического состояния игрового оборудования; 5.4. регистрирует в установленном порядке: 5.4.1. договоры коммерческой концессии; 5.4.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5.5. ведет в установленном порядке: 5.5.1. учет всех налогоплательщиков; 5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; 5.5.8. единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей; 5.5.10. единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; 5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; 5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; 5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; 5.9. устанавливает (утверждает): 5.9.1. форму налогового уведомления; 5.9.2. форму требования об уплате налога; 5.9.3. формы заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; 5.9.4. формы уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; 5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; 5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; 5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки; 5.9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123), и требования к его составлению; 5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; 5.9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; 5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период; 5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам; 5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора; 5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов; 5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира; 5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов; 5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции; 5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции; 5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства; 5.9.21. формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации; 5.9.22. форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось; 5.9.23. порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 5.9.24. форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам); 5.9.25. форму документа, составляемого при выявлении недоимки; 5.9.26. форму и порядок направления в банк решения о приостановлении операций по счетам в банке на бумажном носителе; 5.9.27. форму и порядок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке на бумажном носителе; 5.9.28. форму акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; 5.9.29. форму сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета; 5.9.30. форму и порядок направления налоговым органом запроса в банк; 5.9.31. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации форму и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов; 5.9.32. основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки; 5.9.33. порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; 5.9.34. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок контроля выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации; 5.9.35. порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налога и сбора; 5.9.36. форматы представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде; 5.9.37. формы предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации документов, которые используются налоговыми органами при реализации их полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок их заполнения, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации; 5.10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации; 5.11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; 5.12. рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей; 5.13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности; 5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; 5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 5.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; 5.17. обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы; 5.18. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; 5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; 5.21. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; 5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. 6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности; 6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; 6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; 6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций; 6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; 6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; 6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; 6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды; 6.9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград. 3. Основные направления и приоритетные методы осуществления налоговой политики Для всестороннего рассмотрения налоговой политики в нашей стране на современном этапе следует уделить особое внимание ее основным (главным) направлениям развития. В составе субъектов налогово-правовой политики (налоговой политики) принято выделять органы, формирующие эту политику, и органы, ее реализующие. На основе Конституции РФ можно сделать вывод, что основной ориентир внутренней политики – налоговая политика как вид экономической политики, формируется Президентом РФ, а реализация налоговой политики, в свою очередь, отнесена к ведению Правительства РФ. В связи с этим несомненный интерес представляет Бюджетное послание Президента России Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008 - 2010 гг. [10] в той части, в которой в нем освещены вопросы налоговой политики на этот период. Из данного документа следует, что наиболее значимыми направлениями налоговой политики в Российской Федерации на ближайшее время являются следующие: - ориентация налоговой политики на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития; - ориентация налоговой политики на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения; - возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключение чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) сумм налога на добавленную стоимость (иными словами, совершенствование механизма администрирования НДС); - сохранение на будущее пропорциональной системы налогообложения доходов физических лиц (при этом в документе указывается на необходимость повышения сумм налоговых вычетов); - необходимость принятия главы Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, который должен исчисляться от рыночной цены объекта недвижимости; - введение в практику института консолидированной налоговой отчетности; - необходимость внесения в налоговое законодательство изменений, направленных на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов; - необходимость урегулирования вопроса налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного включения в осуществление социальной деятельности, а также вопроса, направленного на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности; - некоторые другие. Вместе с тем, несмотря на существенную роль Президента РФ в формировании основ налоговой политики, нельзя не согласиться с позицией И.И. Кучерова, который отмечает, что, не умаляя значимости высших органов государственной власти в деле выработки стратегических позиций налоговой политики, следует признать, что непосредственно ее проводят и реализуют именно органы специальной компетенции, осуществляющие управление в области налогообложения 7>а налоговой политики //Финансовое право. - 2008.аво. - 2008. . [11] В первую очередь в данном случае речь идет о Министерстве финансов (Минфин) РФ, которое на федеральном уровне призвано осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности государства на территории Российской Федерации. Эффективная налоговая политика (налогово-правовая политика) во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту. Остается лишь надеяться, что предложения государственных органов, призванных вырабатывать и реализовывать налоговою политику в России, приведут к устранению недостатков существующей налоговой системы, указанных выше в настоящей статье, приведут к позитивным сдвигам в экономике и социальной сфере, ведь налоговая политика в конечном итоге и направлена на использование налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества. Не подлежит сомнению тот факт, что налоговое реформирование должно сопровождаться переориентацией отечественной налоговой системы с фискальной функции на регулирующую и социальную функции. Таким образом, на сегодняшний день одна из главных задач заключается в том, чтобы сделать налоговую систему нашей страны понятной и предсказуемой для налогоплательщиков и в то же время снять все еще сохранившиеся барьеры, которые ухудшают инвестиционный климат в России. Поэтому основные мероприятия в рамках налоговой политики должны быть во многом направлены именно на достижение этой цели. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Итак, финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям. По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д. По юридической природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные. Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт. [12] Именно законодательные акты призваны в своем содержании учесть многообразие интересов в государстве, поэтому значительную роль в толковании и понимании его играет степень доступности текста для простого налогоплательщика. Зачастую нормативно-правовые акты написаны сложным для восприятия языком с применением большого числа юридических терминов. На фоне этого невозможно говорить о понятности налоговой политики налогоплательщикам. Однако видимая простота написания документа не должна умалять его грамотности и лаконичности. При видимых недоработках законодательства о налогах и сборах хотелось бы верить, что последующие изменения в налоговой политике позитивным образом скажутся на повышении эффективности деятельности налогоплательщиков. [13] Заключение Эффективная налоговая политика (налогово-правовая политика) во многом определяет успех общей экономической политики, так как она является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования экономики. Эффективной может считаться лишь та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту. Сущность налогово-правовой политики заключается в использовании, прежде всего, правовых средств как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства (муниципального образования). Итак, под налоговой политикой обобщенно можно понимать систему мер государства (муниципального образования) главным образом правового характера по целенаправленному использованию налогообложения в интересах решения задач социально-экономического развития общества. Налоговая политика предполагает проведение налоговых реформ, оформляемых соответствующими финансовыми законами, и в этом, в частности, проявляется связь налоговой политики с налоговым правом. Концентрированное выражение проводимая государством налоговая политика приобретает при проведении налоговых реформ. Сущность налогово-правовой политики заключается в использовании, прежде всего, правовых средств как наиболее приемлемых способов организации налоговой деятельности государства (муниципального образования). Одним из значимых элементов налоговой политики являются налоговые льготы и поощрения, проблеме использования которых придается большое значение, как в теории права, так и в финансовом и налоговом праве. В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Задача Ермилин встал на учет в налоговом органе как физическое лицо 06 февраля 2008 г. Заявление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя подано 15 апреля 2008 г. В качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Ермилин зарегистрирован 25 марта 2008 г. Нарушил ли Ермилин налоговое законодательство? Ответ обоснуйте. В силу ст.83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры. [14] В соответствии со статьей 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Следует учесть, что если месячный срок подачи заявления оканчивается нерабочим днем, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ). Срок в один месяц истекает в то же число следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается на следующий за ним рабочий день. При нарушении установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе должностному лицу грозят штрафные санкции. Данное правонарушение предусматривает прямой умысел, т.е. деятельность, направленную на избежание постановки на учет в налоговом органе. Административные правонарушения в рассматриваемой статье налагаются на основании постановления суда. Дело возбуждается в соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным налоговым органом. Таким образом, поскольку законодательством предусмотрено, что датой постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры, Ермилин не нарушил налогового законодательства, подав заявление 15 апреля 2008 г. Библиографический список 1. Конституция РФ (1993) // Российская газета.1993 г. 25 декабря. 2. Налоговый кодекс РФ (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ //СЗ РФ. № 31. 03.08.1998. Ст.3824. 3. Налоговый кодекс РФ (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ //СЗ РФ. № 32. 07.08.2000. Ст.3340. 4. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3436. 5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 г. № 506 //СЗ РФ. 04.10.2004. № 40. ст.3961. 6. Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 г. № 703 //СЗ РФ. 06.12.2004. № 49. ст.4908. 7. Постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов РФ» от 30.06.2004 г. № 329 //СЗ РФ. 2.08.2004 г. № 31. ст.3258. 8. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вместе с «Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков») //СЗ РФ. 08.03.2004. № 10. ст.864. 9. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг.» // http://www.president.kremlin.ru. 10. Апель А.Л. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2002. – 524 с. 11. Ильичева М.Ю. Налоговое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Проспект, 2003. – 254 с. 12. Комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации /под общей редакцией д.ю.н., профессора А.А. Ялбулганова. – М.: Проспект, 2008. – 524 с. 13. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: «Норма», 2006. – 412 с. 14. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство /Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. 15. Налоговое право. Конспект лекций. – М.: «Приор-издат», 2003. – 327 с. 16. Налоговое право России: Учебник. Отв. ред. Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб. – М.Изд. Норма, 2004. – 720 с. 17. Девятых Н.В. Цели и средства налоговой политики //Финансовое право. – 2008. – № 5. 18. Кузнецова Е.В. Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства //Финансовое право. – 2008. – № 8. 19. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. – 2005. – № 4. 20. Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. – 2005. – № 5. 21. Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе //Финансовое право. – 2007. – № 6. [1] См.: Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе //Финансовое право. – 2007. – № 6. [2] См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: «Норма», 2006. С. 26. [3] См.: Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 5. [4] См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3436. [5] См.: Цапков В.Е. Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе //Финансовое право. – 2007. – № 6. [6] См.: Кузнецова Е.В. Налоговые льготы как элемент налоговой политики государства //Финансовое право. – 2008. – № 8. [7] См.: Постановление Правительства РФ «О Министерстве финансов РФ» от 30.06.2004 г. № 329 //СЗ РФ. 2.08.2004 г. № 31. ст.3258. [8] См.: Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 г. № 703 //СЗ РФ. 06.12.2004. № 49. ст.4908. [9] См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 г. № 506 //СЗ РФ. 04.10.2004. № 40. ст.3961. [10] См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг.» // http://www.president.kremlin.ru. [11] См.: Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. – 2005. – № 4. [12] См.: Налоговое право России: Учебник. Отв. ред. Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб. – М.Изд. Норма, 2004. С.51-52. [13] См.: Девятых Н.В. Цели и средства налоговой политики //Финансовое право. – 2008. – № 5. [14] См.: Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вместе с «Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков») //СЗ РФ. 08.03.2004. № 10. ст.864. |