Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Поэтические произведения, созданные им, занимают особое место. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…» — писал поэт.
Стихи А. А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? Своеобразие позиции поэта просматривается уже в его раннем творчестве в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэтасимволиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, попытка осознать свое место в жизни также весьма показательны. В стихотворении присутствует три образа: собравшиеся у ворот люди, кто-то недвижный, черный, считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины…» Нахождение на вершине — это как бы исходная точка творчества Блока, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
В ранних стихотворениях Блока присутствует образ Прекрасной Дамы. Его раскрытию поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме.
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравнивают с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейшей образец». Лирический герой этого периода творчества Блока — романтик, для которого любовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомке». В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно-прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете — «девичий стан, шелками схваченный», и «в кольцах узкая рука». Но дышит она «духами и туманами», ее дорогие шелка «веют древними поверьями ». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике синий цвет означает неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое:
…И перья страуса склоненные
в моем качаются мозгу,
и очи синие бездонные
цветут на дальнем берегу.
Тему этого стихотворения можно определить так: идеал, потребность красоты соприкасается с отталкивающей реальностью, эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно разделено на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело создавая с помощью пейзажа и звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует внутреннее состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность, что в художественном плане выражается в смене всех оценочных эпитетов и образов природы на противоположные. Они как бы освещаются с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное, что остается герою, — продлевать это забытье: «Ты право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, именно его состояние очень важно для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад».
Основная тема поэмы — неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. В поэме присутствуют библейские мотивы и образы, благодаря чему образ лирического героя получает общечеловеческое звучание. Сад и его хозяйка — это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в ночь, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но и опустошен беззаботным счастьем.
Образ человека, опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Оно автобиографично, так как незадолго до его создания Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом стихотворении Блока этот образ несет не только конкретную смысловую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Однако Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. Синтез реального и идеального, отражение внутреннего мира поэта во всей его глубине составляют сущность лирического героя. В развитии образа лирического героя отразилась эволюция Блока как поэта. А. Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще. «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное».
«Смотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен!» — разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь, в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он «принимает» ее.
|