Профессор Преображенский — многогранная личность, представитель высшей интеллигенции прошлого. Зрелый человек, обладающий колоссальным опытом, «светило мирового уровня» — он дерзнул померяться силами со временем, пренебречь законами природы. Его попытки помочь природе, форсировав темпы эволюции, потерпели крах. В то время любые попытки форсирования оканчивались плачевно. Он проиграл природе, которая лишь изредка позволяет человечеству помогать себе, а иной раз жестоко наказывает людей за их необдуманные поступки.
Профессор Преображенский страдал из-за того, что нарушил естественный ход эволюции организма. Его необыкновенное научное открытие становится его трагедией. Но самое парадоксальное то, что он имел самые благие намерения и даже в худших прогнозах не мог предположить такого отрицательного результата. «К берегам священным Нила…». Для профессора Преображенского, как и для каждого настоящего ученого, самым священным была и остается жизнь. Он не желал смерти ни Шарику, ни Шарикову. Его единственной целью была помощь человечеству — «улучшение человеческой породы!».
Чувствуя личную моральную ответственность за свою ошибку, Преображенский старается сделать Шарикова хотя бы сколько-нибудь приемлемым членом общества. Фактически, он начал борьбу с теми недостатками, которые сам же «случайно» и привил Шарикову. Клеймо пороков, которое совсем недавно висело на Климе Чугункине, теперь повисло на Шарикове. Шариковщина начала овладевать Шариком — веселым добродушным псом. Невежественность, невоспитанность, грубость, хамство, бандитские наклонности, жестокость, стремление к вседозволенности — порождало шариковщину как неотвратимое явление.
До последней минуты Преображенский не терял надежды на то, что из Шарикова еще можно сделать порядочного человека. Но все же теория профессора терпит крах. Он осознал невозможность перевоспитания Шарикова, пропитанного низменным, хищническим духом, в законопослушного члена социума. Преображенский понял, что безуспешно совершенствование личности, воспитание разумного человека, если в индивиде от природы заложена отрицательная натура со страшными пороками, порожденными темными инстинктами. Понял, что бесполезно требовать от пса с доставшимся ему порочным человеческим сердцем («самым паршивым из всех, которые существуют в природе!») человечности! «То есть он говорил… Это еще не значит быть человеком». Профессора не покидало предчувствие будущих общественных катастроф, вызванных к жизни темным началом человеческой сущности.
И он оказался прав. Власть темных инстинктов над жизнью человека очень велика. Они всплывают во время всяческих социальных переворотов и катаклизмов. И именно они получили импульс к развитию после самого чудовищного социального эксперимента — русской революции, которая дала выход всему ограниченному, грубому, утилитарному, низменному в человеческой натуре. И на фундаменте этих человеческих качеств было построено соответствующее общество, плоды которого мы пожинаем до сих пор.
|