Реферат: Анализ деятельности ФСС Ленинградской области за 2010 г
Название: Анализ деятельности ФСС Ленинградской области за 2010 г Раздел: Рефераты по социологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение….…………………………………………………………………….3 Глава 1: Теоретические основы формирования и использования ФСС субъекта РФ. 1.1. Возникновение социального страхования в России…………………….5 1.2. ФСС субъекта РФ, его сущность и назначение………………………...15 1.3. Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ…………………………………………………………………...19 Глава 2: Анализ деятельности ФСС Ленинградской области за 2010 г. 2.1. Исполнение показателей бюджета………………………………………23 2.2. Контрольно-ревизионная работа ……………………………………….26 2.3.Обеспечение социальных гарантий застрахованным от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний…………………28 2.4. Поддержка материнства и детства………………………………………31 2.5. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями……………………………………………………………………...32 2.6. Санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан………...33 Заключение…………………………………………………………………….35 Список использованной литературы………………………………………...37 Введение Социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Цель курсовой работы - провести анализ источников формирования, направления использования средств Фонд социального страхования субъекта РФ, и рассмотреть его роль в социальной поддержке населения, на примере Ленинградской области. В соответствии с поставленной целью для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: 1. Изложить теоретические основы формирования и использования ФСС субъекта РФ. 2. Проанализировать деятельность ФСС Ленинградской области за 2010 гг. 3. Рассмотреть основные направления развития ФСС Ленинградской области. Объектами исследования являются - доходы и расходы бюджета Ленинградского регионального отделения ФСС РФ. Предметом исследования явилась деятельность Ленинградского регионального отделения ФСС РФ. Для решения поставленных задач использовались учебные пособия, материалы периодической печати, официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации, информация Ленинградского регионального отделения. Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 38 страницах машинописного текста. Глава 1: Теоретические основы формирования и использования ФСС субъекта РФ. 1.1. Возникновение социального страхования в России. В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903-1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933-1990гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1991 г.- настоящее время). Возникновение социального страхования (1903-1917 гг.). Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно, впервые оно появилось в Германии, где за период с 1883 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие этого института по всему миру. В России, впрочем, как и в других странах, появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование от несчастных случаев на производстве. В этом отношении показательна деятельность страхового общества “Россия”, появившегося в 1888 году. Позже возникли и другие аналогичные общества. Страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, которая предусматривалась законодательным актом 1901 года "О пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья". Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года “О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев”. Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России. Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов “Об обеспечении рабочих на случай болезни”, “О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве”. Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев. Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения, эти законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперативных началах. Ведущая роль в организации страховых касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия. Социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 г.г.). Сразу же после революции была предпринята попытка ввести альтернативную программу социального страхования, разработанную Пражской партийной конференцией. Уже 14 ноября 1917 года было опубликовано Правительственное сообщение по данному вопросу. В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство немедленно приступает к изданию законов о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты, чего не сделало прежнее правительство. Однако следует отметить, что полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято за весь советский и последующий периоды. Принимались разрозненные декреты и постановления по отдельным видам социального страхования и обеспечения. По декрету СНК от 15 ноября 1921 года “ О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом”, материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК. В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней заработной платы. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/ 2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. К сожалению, позже данное положение было нарушено вследствие включения этих средств в государственный бюджет, а размеры обеспечения нередко изменялись в сторону их сокращения. Так уже в 1931 году в постановлении ЦИК и СНК СССР размер пособия по временной нетрудоспособности ставится в зависимость от непрерывного стажа работы, от отрасли народного хозяйства, от членства в профсоюзе и т.п. Тем, кто проработал непрерывно на данном предприятии свыше двух лет и имел общий трудовой стаж более 3 лет, пособие выплачивалось в размере полного заработка. При меньшем стаже пособие за первые 20 дней болезни составляло три четверти заработка. Тем же, кто не состоял в профсоюзе, оно выдавалось лишь в половинном размере. Служащие также получали пособие в пониженном размере. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов, существовали льготный и поощрительно-карательный тарифы, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства. В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделяется вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни). В указанный период социальное страхование находилось в ведении Народного Комиссариата Труда СССР, в котором было создано Центральное управление социального страхования (Цусстрах), а позже - Союзный совет социального страхования (СССС). На среднем уровне социальное страхование осуществлялось губернскими кассами. Всю работу на местах вели страховые кассы, которые формировались профсоюзами. Социальное страхование и профсоюзы (1933-1990 г.г.) . Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления ЦИК, СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 года “Об объединении НКТ Союза ССР с ВЦСПС”. Все средства социального страхования, находившиеся в ведении НКТ, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС. Общее руководство социальным страхованием, функции контроля и инструктирования, а также разработка и предоставление на утверждение СНК сводного бюджета по социальному страхованию возлагалось на ВЦСПС. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю над правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. В этой связи уместно отметить, что выполнение профсоюзами государственных функций, к которым относится и социальное страхование, ставит их в зависимость от соответствующих государственных органов. Более того, мировая практика свидетельствует, что для действительно свободных и независимых профсоюзов абсолютно несвойственно выполнение государственных функций. В настоящее время это положение закреплено в Федеральных законах о профсоюзах и общественных объединениях, где четко говорится о независимости профсоюзов в своей деятельности, неподконтрольности их со стороны госорганов и о невмешательстве профсоюзов в деятельность этих органов. В 1938 году бюджет социального страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого государственного бюджета СССР. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение. Оно становится инструментом распределения средств государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Тарифы страховых взносов были установлены без учета социальных рисков. Такое положение не изменилось и после введения так называемых дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли народного хозяйства. В послевоенный период отмечается дальнейшее развитие социального страхования. Устанавливается выдача пособий по временной нетрудоспособности от трудового увечья и профзаболевания в размере 100 процентов заработка, независимо от каких-либо условий. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 112 календарных дней. Получает развитие профилактическое направление в социальном страховании. За период с 1945 по 1960 годы число лечебно-оздоровительных учреждений выросло более чем в 5 раз. Тогда же на крупных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства. Путевки в санатории за счет средств социального страхования выдавались либо бесплатно (20 % от общего числа), либо за 30 процентов стоимости. Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. Вначале (в 1964 году) право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы. Одновременно была создана система пенсионного обеспечения всех колхозников и введены пособия по беременности и родам для колхозниц. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, создаваемого из средств колхозов и государственного бюджета. Размер пенсии был значительно ниже, чем у рабочих и служащих. В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников введена система социального страхования членов колхозов, что было оформлено Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 27 марта 1970 года. В связи с этим создавался специальный фонд за счет отчислений колхозов в размере 2,4 процента от фонда оплаты труда. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку начисления и выплате пособий и др. Отдельная “колхозная система” просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной. Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения. В 80-х годах принимается ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Вводится также пособие для малообеспеченных семей. Работающие и обучающиеся матери получают частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а позже – до полутора лет. Увеличивается продолжительность дородового отпуска до 70 дней, а срок выплаты пособий по уходу за больным ребенком – до 14 дней. Устанавливается выдача пособия по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. Важным правовым актом в рассматриваемый период является Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года “О пособиях по государственному социальному страхованию”. Достоинство его состоит, прежде всего, в том, что оно кодифицировало все изданные до сих пор правительственные решения по данному вопросу в виде Основных условий обеспечения пособиями. ВЦСПС было поручено утвердить Положение о порядке обеспечения указанными пособиями, а также предоставлено право разрешать в исключительных случаях выдачу пособий работникам, которым оно не могло быть назначено по общим правилам. В числе последующих дополнений к Положению следует назвать две принципиальные нормы. Речь идет о повышении нижнего предела пособия по временной нетрудоспособности с 50 до 60 процентов заработка, что соответствует требованиям Конвенции МОТ. Кроме того, сняты противоречащие страховым принципам и международной практике ограничения при назначении пособий работникам, не состоящим членами профсоюза. Заканчивая обзор советского периода социального страхования, необходимо отметить, что социалистическое государство, являвшееся основным работодателем и собственником средств производства, при всех отмеченных недостатках, все же обеспечивало гарантии в данной сфере, пусть на несколько стандартизированном, но достаточно стабильном уровне. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1991 г. - настоящее время). Провозглашенная в нашей стране в конце 80-х годов перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. К первой попытке реорганизации старой системы соцстраха можно отнести Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года “О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение”. В соответствии с этим документом с 1 января 1991 года образуется Фонд социального страхования СССР в ведении ВЦСПС и упраздняется централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Однако это мероприятие практически не привело к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Можно лишь указать на одно обстоятельство, которое имело важное значение для последующего развития системы. С появлением данного Фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета, что позволило избавиться от остаточного принципа распределения средств на эти цели. Одновременно и государственный бюджет был освобожден от прежней дотации на эти нужды, хотя финансовый механизм Фонда еще не был в достаточной мере отработан. Указанный недостаток был в известной мере устранен при создании Фонда социального страхования РСФСР, который, как и союзный, начал действовать с 1 января 1991 года. Он находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и в течение некоторого времени функционировал одновременно с союзным Фондом, который с распадом СССР прекратил свое существование. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 года Фонд социального страхования РСФСР получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 процента к начисленной оплате труда, который действует в настоящее время. Позднее Фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовались органы Пенсионного фонда. Правовое положение Фонда существенно упрочилось в связи с изданием в 1992 и 1993 годах соответствующих Указов Президента Российской Федерации. Согласно этим документам управление государственным социальным страхованием было возложено на Правительство Российской Федерации с участием общероссийских объединений профсоюзов. Его деятельность регламентируется Положением о Фонде № 101, утвержденным постановлением Правительства РФ в 1994 году, с последующими изменениями и дополнениями, Федеральным Законом “Об основах обязательного социального страхования” № 165-ФЗ от 16.07.99 года, Федеральным Законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” № 125-ФЗ от 24.07.98 года, Федеральным Законом “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год” № 10-ФЗ от 02.01.2000 года. 1.2. ФСС субъекта РФ, его сущность и назначение. Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильным и эффективным использованием средств. Фонд социального страхования является самостоятельным денежно-кредитным учреждением, денежные средства которого не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Фонд социального страхования был создан на основании указа президента РФ от 7 августа 1992 года за номером 822 «О Фонде социального страхования РФ». Фонд социального страхования субъекта РФ является централизованным фондом финансовых ресурсов, аккумулирующим денежные средства, предназначенные для оказания помощи и услуг, формируемые на страховой основе. К имуществу Фонд социального страхования субъекта РФ относят имущество, закрепленное за данным фондом, а так же имущество подведомственных организаций. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. Бюджет Фонда социального страхования субъекта РФ и отчеты об его исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Основными задачами Фонда являются: 1. Регистрация страхователей и выдача удостоверений о регистрации. 2. Осуществление финансовой деятельности по обеспечению социально страхования в регионе. 3. Установление для страхователей нормативов расходов необходимых для обеспечения гарантий по социальному страхованию работников. 4. Проведение расчетов со страхователями и другими организациями Фонда. Фонд социального страхования субъекта РФ обеспечивает выплаты страхового обеспечения по следующим видам рисков: 1. Необходимость получения медицинской помощи. 2. Временной нетрудоспособности. 3. Трудовое увечье и профессиональное заболевание. 4. Материнство. 5. Инвалидность. 6. Наступление старости. 7. Потеря кормильца. 8. Признание безработным. 9. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов семьи находящихся на его иждивении. К каждому виду риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является: 1) оплата медицинскими учреждениями расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с увечьем и профессиональным заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; 9) пособие по безработице; 10) единовременное пособие при рождении ребенка; 11) единовременное пособие на санаторно-курортное лечение; 12) социальное единовременное пособие на погребение; 13) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а так же его детей. Руководят Фондом социального страхования субъекта РФ координационные советы. Для обеспечения деятельности Фонда созданы аппараты органов Фонда социального страхования. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования осуществляет контрольно-ревизионная служба Фонда путем проведения ревизий. Основное назначение ФСС заключается в обеспечении государственных гарантий в системе социального страхования и контроле за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. На сегодняшний день Фонд социального страхования организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования. 1.3. Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ. Фонд социального страхования субъекта РФ имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов. В положениях Фонда социального страхования закреплено правило, по которому страхователи перечисляют в ФСС только остаток средств от начисленных страховых взносов после оплаты пособий и расходов на санитарно-курортное обслуживание работников и оздоровления их детей в пределах каждого месяца. Распорядителями средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях - управляющий и главный бухгалтер отделения. Средства Фонда образуются за счет: 1) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); 2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; 3) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; 4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; 5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; 6) ассигнований из регионального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; 7) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям Средства Фонда направляются на: 1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; 2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; 3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); 4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); 5) оплату проезда к месту лечения и обратно; 6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; 7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; 8) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; От уплаты взносов в ФСС субъекта освобождены: 1. Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции; 2. Общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются: 1) бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца; 2) всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца; 3) лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; 4) крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере. Глава 2. Оценка деятельности ФСС Ленинградской области за 2010 г. 2.1. Исполнение показателей бюджета Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в 2010 году. На Фонд социального страхования Российской Федерации возложены важные государственные функции по реализации социальной поддержки населения. Одной из основных задач Фонда является обеспечение застрахованных лиц гарантированными выплатами по двум видам обязательного социального страхования — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Выплата пособий застрахованным лицам осуществляется за счет взносов, которые перечисляют за них в Фонд работодатели. Именно поэтому Ленинградское региональное отделение уделяет огромное внимание вопросам администрирования страховых взносов. В 2010 году коэффициент сбора страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 99,2%, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 98,3% Кроме того, Правительством Российской Федерации на Фонд возложено решение вопросов, не связанных с социальным страхованием работающих граждан. Такие функции, как воплощение в жизнь программы поддержки материнства и детства «Родовые сертификаты», обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а льготных категорий граждан - путевками в санатории, выполняются за счет средств федерального бюджета. В 2010 году количество работодателей, зарегистрированных в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возросло до 43103. Это на 1713 страхователей больше по сравнению с данными за 2009 год. Одновременно численность застрахованных уменьшилась по сравнению с этим же периодом на 3% и составила 533237 человек. Из них на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами были заняты 105602 человека. Средние тарифы страховых взносов сложились в прошедшем году в следующих размерах: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,86%, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,61% (при среднеотраслевом показателе по России — 0,51%). Как следует из приведенных в Таблице 1 показателей, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации по отделению, утвержденный на 2010 год, исполнен по собственным доходам на 102,5%, по расходам – на 102,3%. Обеспеченность расходов собственными доходами в целом составила по году 86,3%, в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 80,5%. Источником покрытия дефицита являлись внутрибюджетные поступления от Фонда социального страхования Российской Федерации, включая трансферты из федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета Фонда по отделению за 2010 год, представленный в Таблице 1, был рассмотрен и одобрен на заседании Координационного совета отделения, состоявшемся 31 марта 2011 года. Таблица 1 Исполнение показателей бюджета Фонда социального страхования РФ по отделению за 2010 год
2.2. Контрольно-ревизионная работа. Фонд социального страхования возмещает работодателям средства, которые они потратили на выплату пособий работникам в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в рамках страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Однако далеко не всегда страхователь начисляет пособия верно. Чтобы не допустить необоснованные выплаты, специалисты Ленинградского регионального отделения регулярно проводят проверки страхователей. Отделение контролирует также правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов. Так, в IV квартале 2010 года в сравнении с III кварталом произошло снижение недоимки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 15,9% до 8,5 млн. руб. Средний размер недоимки на одного страхователя, имеющего задолженность по состоянию на 1 января 2011 года, увеличился на 0,7 тыс. руб. (или 11,1%) и составил 7 тыс. руб. Прирост данного показателя в целом по отделению обеспечили, главным образом, Выборгский, Ломоносовский, Сланцевский и Лужский районы. С 1 января 2011 года порядок осуществления проверок страхователей существенно изменился: теперь они проводятся ревизорами Фонда социального страхования совместно со специалистами Пенсионного фонда на основании утвержденного плана-графика. Отбор плательщиков взносов при планировании выездных проверок происходил по 12 критериям, среди которых наличие у организации расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС, сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами, задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд, отнесение к числу крупнейших плательщиков. Согласно утвержденному на 2011 год плану-графику, специалисты-ревизоры двух внебюджетных фондов выйдут с проверками к 631 страхователю Ленинградской области. В 2010 году ревизоры отделения провели 905 выездных проверок. В результате выяснилось, что 79% от числа проверенных работодателей нарушают законодательство, связанное с обязательствами по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний. Страхователям были предъявлены претензии на сумму более 1,4 миллионов рублей: сюда входят неуплаченные взносы, пени, штрафы, а также не принятые к зачету платежи. До конца 2010 года большая часть этих средств (93,6%) была восстановлена в бюджет отделения. По страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нарушения были обнаружены у 61,5% страхователей от числа проверенных. В результате общая сумма не принятых к зачету расходов и доначисленных взносов составила более 5,7 млн. руб. Специалисты Ленинградского регионального отделения проводят не только выездные, но и камеральные проверки с истребованием документов при обращении страхователей за возмещением расходов. В прошлом году по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний проверены 58 из 78 обратившихся страхователей. Неправомерно произведенных расходов при этом выявлено не было. За возмещением расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отделение обратились 15898 страхователей, 88% из которых подверглись тщательной проверке. При этом к зачету не принято расходов на сумму более 4,5 млн. руб. Кроме того, в течение 2010 года отделение совместно с Комитетом по здравоохранению Ленинградской области и Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Санкт-Петербургу и Ленинградской области занималось контролем организации и осуществления экспертизы временной нетрудоспособности медицинскими учреждениями. Были проведены 26 плановых проверок. По запросам страхователей состоялись еще 38 внеплановых проверок обоснованности выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности. В результате к медицинским учреждениям были предъявлены претензии по возврату денежных средств, выплаченных по оформленным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, на общую сумму 202 418 рублей. В досудебном порядке возмещено 90,6% из них. 2.3. Обеспечение социальных гарантий застрахованным от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Обеспечение социальных гарантий застрахованным от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В 2010 году в Ленинградской области зарегистрировано 1058 несчастных случаев на производстве, из которых признано страховыми - 1039. При этом, 83 страховых случая, квалифицированы как тяжелые: по 80 из них отделением произведена оплата. Из общего числа тяжело пострадавших 33 приступили к труду, 24 получили степень утраты профессиональной трудоспособности, 23 человека продолжают лечение. Средний размер выплаты составил 19297,2 руб. Коэффициент частоты несчастных случаев в Ленинградской области остается высоким и составляет 1,98 (в 2009 году - 1,94). Коэффициент частоты профессиональных заболеваний в 2010 году составил 0,71 (в 2009 году - 0,76). Производственный травматизм зарегистрирован преимущественно в отраслях лесозаготовительной и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, судостроения, жилищно-коммунального хозяйства, строительства. При этом в некоторых районах коэффициент частоты несчастных случаев значительно превышает средний показатель по области. В Бокситогорском районе по сравнению с 2009 годом количество несчастных случаев увеличилось почти в 2 раза. Также рост производственного травматизма наблюдается в Приозерском районе - на 37%, в Волховском районе - на 29%, Ломоносовском - на 24%, Выборгском - на 16%. В 2010 году средний по видам экономической деятельности страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 0,61%. Общая сумма доходной части бюджета по этому виду страхования в 2010 году превысила 718,7 млн. руб, расходы составили 548 млн. руб. Большую часть из них (89,3%) составили затраты на выплаты страхового обеспечения лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Наибольший удельный вес в структуре дополнительных расходов приходится на санаторно-курортное лечение застрахованных лиц и их сопровождающих. В 2010 году для них были закуплены 1294 путевки на сумму 34,1 млн. руб. Кроме того, средства направлялись на протезно-ортопедическую помощь (6,6 млн. руб.), оплату лечения застрахованных непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве до восстановления профессиональной трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (4,2 млн. руб.). Также для пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в 2010 году были закуплены 18 автомобилей с ручным управлением. Страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний по данным на 31 декабря 2010 получали 6062 человека, что на 152 человека больше, чем в 2009 году. При этом в 2010 году, по сравнению с предыдущим годом, на 11,8% возросли расходы на ежемесячные страховые выплаты, средний размер ежемесячной страховой выплаты увеличился до 5473,68 руб. Эта тенденция сохранится и в 2011 году. Расходы на единовременные страховые выплаты в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизились на 8%, а средний размер единовременной страховой выплаты составил 26868,4 руб. Важной задачей Фонда была и остается профилактика производственного травматизма и профзаболеваний. В 2010 году 353 страхователя отделения, чьи работники заняты на работах с вредными или опасными производственными факторами, получили разрешение на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. На это отделением было потрачено 58,4 млн. руб., что составило 99,6% от запланированных расходов. Эти средства были направлены работодателями на приобретение средств индивидуальной защиты (44%), на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (31%), на санаторно-курортное лечение (13%), на проведение предварительных медицинских осмотров (12%). В 2010 году, надбавку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в размере 40%, была установлена 80 страхователям на сумму 10,2 млн. руб. Скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 40% получили 17 страхователей на общую сумму 6,1 млн. руб. 2.4. Поддержка материнства и детства. В 2010 году Ленинградское региональное отделение перечислило медицинским организациям за услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности родов и в послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни на сумму более 128,1 млн. руб. Кроме того, в прошедшем году работодателями за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством была осуществлена оплата более чем 1 млн. дней отпуска по беременности и родам, выплачено 5316 единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, 8322 единовременных пособия при рождении ребенка, 106871 ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, из них 57458 - по уходу за первым ребенком, 49413 - по уходу за вторым и последующими детьми. В течение 2010 года отделением за счет средств федерального бюджета осуществлялось финансовое обеспечение расходов, направленных на материальную поддержку семей, имеющих детей. Так, работающим гражданам было оплачено 10,5 тыс. дней по уходу за детьми-инвалидами, а также выплачено 559 ежемесячных пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из них: по уходу за первым ребенком – 180 пособий, по уходу за вторым и последующими детьми - 379 пособий. Число выплаченных неработающим гражданам единовременных пособий при рождении ребенка составило 2552. Также выплачено 93311 пособий гражданам, фактически осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, из них 52928 – по уходу за первым ребенком и 40383 пособия по уходу за вторым и последующими детьми. Расходы на их выплату составили более 261,2 млн. рублей. Неработающие граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили в 2010 году 848 ежемесячных пособий по уходу за ребенком. 2.5. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. В 2010 году отделению из федерального бюджета на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации, включая изготовление протезно-ортопедических изделий (без учета административных расходов на осуществление данных функций), было выделено 102,8 миллиона рублей. Это на 17,1% меньше, чем в 2009 году. Недостаточность финансирования, полученного на данные цели из федерального бюджета, крайне ограничила в 2010 году возможности отделения по обеспечению инвалидов необходимым техническим средством реабилитации. Только 61,2% из 36293 поступивших от инвалидов заявок были удовлетворены. Оставшиеся невыполненными заявки перешли на 2011 год. Поставщики протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации отбирались отделением путем проведения открытых аукционов, аукционов в электронной форме, открытых конкурсов и способом запроса котировок. По итогам процедур размещения заказа государственные контракты были заключены с 13 организациями. Для удобства инвалидов ФГУП «Санкт-Петербургское протезно-ортопедическое предприятие» и ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви» в течение года организовывали по согласованным с отделением графикам выезды в районы области бригад врачей-протезистов-ортопедов для принятия заявок и выдачи изделий. Всего в 2010 году инвалидам было выдано около 1,24 миллиона протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации. В том числе более 1 миллиона единиц абсорбирующего белья и подгузников, 557 слуховых аппаратов, 9303 полупар сложной ортопедической обуви, 487 протезов, 1120 экзопротезов молочной железы, 501 кресло-коляска и 225 кресло-стульев с санитарным оснащением, 182 медицинских тонометра и термометра с речевым выходом, 53 телефонных устройства с текстовым выходом, 62 телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Кроме того, глухонемым были оказаны услуги по сурдопереводу в объеме 1076 часов. Также отделение компенсировало инвалидам расходы за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации: по 5866 заявкам было выплачено 25,3 млн. руб. 2.6. Санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. Как и в предыдущие годы, в 2010 году федеральные льготники обеспечивались отдыхом и лечением в санаторно-курортных учреждениях. В 2010 году заявления на предоставление санаторно-курортного лечения были поданы 9221 гражданином, 3702 из них получили путёвки на общую сумму более 56,6 млн. руб. Получившие путевки граждане смогли поправить здоровье как в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга, так и за пределами региона — в Псковской, Вологодской, Московской областях, на курортах Кавказских Минеральных вод и Черноморского побережья. Льготникам также оплачивался проезд к месту лечения и обратно. Общие расходы на данные цели составили 8879,5 тыс. рублей, и наглядно обозначены в Таблице 2. Таблица 2 Распределение путевок по районам и категориям получателей
Заключение. В ходе курсовой работы в соответствии и поставленной целью и задачами, были сделаны следующие выводы. Изложены теоретические основы возникновения, формирования и использования ФСС субъекта РФ, сущность, источники формирования и направления использования ФСС субъекта РФ. Рассмотрены задачи Фонда; за счет чего образуются средства и куда он направляются. Проведен анализ деятельности ФСС Ленинградской области за 2010г. Рассмотрены основные направления развития Фонда Социального Страхования Ленинградской области. Исследование показало, что в 2010 году Ленинградское региональное отделение успешно справилось со своей главной функцией - выполнением социальных обязательств перед застрахованными по двум видам обязательного социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев и профзаболеваний. Однако ввиду недостаточности выделенных из федерального бюджета средств работа по реализации других функций, в частности, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, а льготных категорий граждан - санаторно-курортным лечением, оказалась не столь эффективной. Исходя из этого, главными задачами отделения на 2011 год должны являться: 1. Поддержание высокого уровня обеспечения граждан предусмотренными законодательством видами социальных пособий. 2. Совершенствование работы по администрированию страховых взносов с целью повышения доходной части бюджета Фонда по отделению. 3. Увеличение процента исполнения заявок по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, а льготных категорий граждан — санаторно-курортным лечением. 4. Подготовка к предстоящей модернизации системы Фонда социального страхования при переходе от зачетного принципа к прямой выплате застрахованным лицам предусмотренных законодательством пособий. Список использованной литературы. 1. Официальный сайт – Ленинградского регионального отделения ФСС - www. fss.ru/region/ro47 2. Официальный сайт Органов власти Ленинградской области - www. www.lenobl.ru 3. Официальный сайт ФСС РФ - www. fss. ru 4. Официальный сайт бюджетной системы Российской Федерации - www. budgetrf. ru 5. Официальный сайт Министерства Финансов - www. minfin. ru 6. Федеральный закон РФ от 22.12. 2005 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год». 7. Бюджетная система России / Под ред. Г. Б. Поляка . М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 8. Роик В.Д. Основы социального страхования. — М.: Анкил, 2005. — 256 с. 9. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 1998 г. 10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования». 11. Приложение к Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год». 12. Положение о фонде социального страхования Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07. 1995 N 741, от 19.02. 1996 N 166, от 15.04. 1996 N 462, от 23.12. 1996 N 1529, от 22.11. 1997 N 1471, от 23.12. 1999 N 1431, от 19.07. 2002 N 541, от 02.08. 2005 N 484) 13. Роик, В. Д. Профессиональные риски / В. Д. Роик. — М.: Анкил, 2004. 14. Яшин, С. Н. Пособие по государственному социальному страхованию. Совершенствование системы обеспечения / С. Н. Яшин, О. И. Батракова. — Нижний Новгород: Биота-плюс, 2007. 15. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА- М, 2001. - 400 с. |