Реферат: Общение 6
Название: Общение 6 Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
I. Понятие общения В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Очевидно, что человек становится человеком только в общении, ибо естественным способом существования человека является его неразрывная связь с другими людьми. Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие. Главными средствами общения являются язык (система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом самовыражения личности) и знаки (любой материальный объект, который выступает в качестве единицы в приобретении и передаче информации (стол, стул, диван и т.д.); они делятся на два вида: 1) интенциональные – специально используемые для передачи информации; 2) неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию (дрожащие руки, оговорки, акцент и т.д.). Общение — сложный многогранный процесс, включающий ряд функций: • формирование определенных образцов и моделей поведения; • взаимодействие людей, их взаимовлияние друг на друга; • обмен информацией, ее передача и усвоение; • формирование доверительных отношений между людьми; • взаимное переживание и понимание людьми друг друга; • формирование и развитие образа внутреннего «Я» человека. II. Виды общения. В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения: · «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт. · Формально-ролевое общение – регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д. · Светское общение – определяется формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер. · Манипулятивное общение – направлено на получение односторонней выгоды от собеседника с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника. · Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности; оно характеризуется полным взаимопониманием, в его основе лежит доверие к личности собеседника. · Деловое общение , направленное на обмен деятельностью, информацией, опытом с целью налаживания отношений и достижения общего или отдельных взаимовыгодных результатов. Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: 1) формальное общение (ролевое) – определяется служебными и социальными статусами людей; 2) неформальное общение (личностное) – определяется их личными статусами и личными целями. Ролевое и личностное общение переплетаются и могут переходить одно в другое. Цель человека при общении входит в один из четырех типов: 1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов; 2) цель общения заключена в самом взаимодействии субъектов; 3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения; 4) цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера. III. Основные категории общения. (краткая характеристика) Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий». Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе. Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения. К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др. Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения: · установление знакомства между людьми; · поддержание определенных связей, отношений; · связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.); · общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным. Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта. Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики. Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу. Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы. С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно. Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах». А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека. Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии. В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система. Люди, действующие в кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают. Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения. Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации. Список использованной литературы: 1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – (Серия «Высшее образование»). 2. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). 3. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001. 5. Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик. Магия Нейролигвистического программирования без тайн. — М., 2001. 6. Коммуникативная деятельность педагога. Краткий курс: Учебное пособие в помощь студентам / Сост. Е.В. Яфарова. — Балашов, Изд-во «Николаев», 2004. 7. Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — Воронеж, 2002. |