Новое осмысление военной темы в творчестве современных писателей
Женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодушной. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Женщины, русские женщины, всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте, и все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу. С гордостью и болью писали о них В. Закуткин («Матерь человеческая»), Н. Бирюков («Чайка), Б. Васильев («А зори здесь тихие;..»), поэтессы О. Берггольц и Ю, Друнина… Но хочется остановиться на одном из последних произведений на тему «Женщина и война». У этой документальной повести очень выразительное название, которое сразу ставит проблему и дает ответ: «У войны — не женское лицо». Автор — белорусская писательница Светлана Александровна Алексиевич. Интересно, что сама она не видела войны, так как. родилась и выросла уже после этого ужасного времени. И этот факт объясняет во многом особый, отличный от поэтесс военного времени подход к. теме. Чтобы написать свою книгу, автор узнавала адреса бывших фронтовичек и приезжала к ним. Главные герои повести — медики, связистки, саперы, стрелки, зенитчицы, десантники, партизанки, повара, подпольщицы. Испокон—веков на войну уходили мужчины. Но в эту войну одним им справиться с врагом оказалось не под силу. «А женщина женщиной будет», — писал, поэт. Но жизнь повернулась по-другому. Тысяча и десятки тысяч, кто добровольно», как Гуля. Королева, кто по мобилизации или комсомольскому призыву, уходили женщины и девушки на войну. И раньше, конечно, помогали они мужчинам на фронте. История России запечатлела имена женщин-героинь, первых медицинских сестер в. Севастопольскую страду, комиссаров в гражданскую. Но в эту войну женщины овладевали всеми военными профессиями. Пребывание женщин на фронте помогало мужчинам: они чувствовали, что есть те, кому труднее, им было теплее от того, что рядом находилась женщина. Одна из героинь повести Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал». «Сестрички, сестренки», — так ласково называли их солдаты. Они оберегали их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецких пуль. Но и «сестрички» вынесли с поля боя сотни тысяч бойцов. «Надо ли. было пускать женщину на войну? Не знаю… Но они были на войне и сделали великое дело. Они, как. и мы, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу, умирали от пуль и осколков», — размышляет о военной женской доле ветеран С. Г. Подвышенский. Помните, как в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» старшина Васков мучается мыслью, что после войны спросят их, солдат, дети о том, почему они их мам от пуль не уберегли, со смертью их оженили. И не находит ответа. Исторический ответ прост: речь шла о судьбе страны, и тут уже не до сантиментов. Но навственный ответ? А как сказалось на будущем нашей страны то, что матери были убийцами, пусть совершенно правыми в своей борьбе, но ведь поднявшими руку на жизнь человеческую? Ответа еще никто не дал. Книга Алексиевич помогает его искать. Будем верить, что большинство фронтовичек не очерствели душой, не разучились дарить любовь и учить добру. Страшно ли было женщинам на войне? Достаточно вспомнить эпизод, когда девушка-снайпер убила голодным бойцам жеребенка, а потом плакала и отказалась от пищи. А первый убитый немец? А тошнота и головокружение при виде крови и ран? «Когда смотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного», — признается А. И. Мишута, сержант, санинструктор. В словах этой простой женщины, матери троих детей, которая уже нянчит внуков, думается, и заключена главная идея книги. Хотя повесть написана о войне, но она очень современна. И потому, что на войну смотришь другими глазами, без ложной романтики и героизма, и потому, что поднимается очень важная проблема: отношение к женщине, ее назначение и роль в воспитании в людях доброты, человечности. И, конечно, проблема памяти. Воздадим должное тем женщинам, которые в трудный час смогли сделать тяжкое, мужское дело, но не потеряли своей женственности. И все же, прочитав книгу, хочется воскликнуть: «Пусть это будет в последний раз! Пусть женщина всегда останется женщиной, а в войну играют только дети!»
|