Реферат: Информационно - консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйствен
Название: Информационно - консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйствен Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗАЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ АПК Курсовая работа по дисциплине: организация консалтинговой службы в АПК на тему: Информационно - консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйственных производителей на примере ОАО «Приозерное» Выполнила: студентка экономического заочного отделения Игошина Мария Викторовна Шифр: Э-060318 Тюмень 2011 Содержание Введение Глава 1. стр. 4 1.1. История развития информационно - консалтинговой деятельности в России. стр.4 1.2.Современный этап развития информационно-консалтинговой деятельности в России. стр.9 1.3.Опыт развития информационно-консультационной деятельности зарубежных странах. стр. 11 Глава 2. Характеристика ОАО «Приозерное». стр.14 2.1. Общие сведения о деятельности ОАО «Приозерное». стр.14 2.2. Организационная структура и структура управления в ОАО «Приозерное». стр. 25 2.3. Участие ОАО «Приозерное» в Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков 2.4. Пользование ОАО «Приозерное» услугами ИКС. стр. 30 3 Глава. Совершенствование деятельности ОАО «Приозерное» в области использования услуг ИКС. стр. 36 Вывод Список используемой литературы
Введение Рынок консалтинговых услуг в последнее десятилетие является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15 - 20% в год, что 2 - 3 раза превышает темпы роста рынка продовольственных товаров. Типичной для развитых стран стала ситуация, когда руководители даже самых крупных корпораций принимают стратегические решения, основываясь на рекомендациях независимых консультантов. Эффективный путь развития сельского хозяйства России заключается в переходе к инновационной модели, основанной на техническом и технологическом переоснащении отрасли. Такая модель предполагает определенную системность процессов выработки, продвижения и освоения нововведений. Особое значение приобретают новации, обеспечивающие технико-технологическое и экономическое обновление сельскохозяйственного производства и ускорение процесса освоения новаций. Все это требует новых подходов к созданию эффективных способов оказания отрасли помощи в освоении современных, передовых и новых технологий, техники и оборудования, разработки системы освоения новаций на основе долгосрочного сотрудничества предприятий и консультационных структур. Одним из ключевых направлений в этих исследованиях должна являться проблема доверия, поскольку именно доверие определяет эффективность взаимодействия между консультантом и сельскохозяйственным предприятием, как потребителем консультационных услуг. Целью работы является изучение информационно-консультационных услуг, необходимых для успешной сельскохозяйственной деятельности на примере ОАО «Приозерное».
1.1. История развития информационно - консалтинговой деятельности в России. В истории развития консультационного сервиса в России можно выделить несколько этапов: - Дореволюционный период Среди ученых нет единого мнения о том, к какому периоду российской истории следует относить зарождение консультационной службы. Ретроспективный анализ показывает, что уже во второй половине XVIII века стали внедряться основы научного ведения сельского хозяйства. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), основоположник отечественной научной агрономии, широко пропагандировал мероприятия необходимые для повышения урожая, особо подчеркивая необходимость рационального сочетания скотоводства и хлебопашества. В его работах агрономия фактически сливалась с экономикой. Он изучал как отдельные «блоки» (отрасли), так и систему ведения многоотраслевого хозяйства. Другим важным этапом становления консультационного сервиса в России является деятельность Императорского Вольного экономического общества (ИВЭО), которая охватывает полтора столетия. ИВЭО удалось собрать в свои ряды лучшие умы России и распространять знания по всей стране. Общество было утверждено Указом Екатерины II от 31 декабря 1765 г. Целью его являлось развитие отечественной агрономии и распространение агрознаний. Структура общества была чрезвычайно близка к современным подходам построения консультационной службы. В его составе были выделены три отделения: 1. Отделение сельского хозяйства (земледелие, скотоводство, лесоводство, звероводство, рыбоводство и другие сельскохозяйственные промыслы). 2. Отделение ремесленных и фабричных производств (все виды промышленной и ремесленной деятельности, непосредственно связанные с сельским хозяйством). 3. Отделение сельскохозяйственной статистики и политической экономии (статистические и политико-экономические вопросы, связанные с проблематикой первых двух отделений). Велико значение ИВЭО в развитии сельскохозяйственного образования в России. Закупались, издавались и распространялись книги, готовились программы, организовывались сельскохозяйственные школы, открывались библиотеки, читалось много публичных лекций. Для этих целей профессоров и преподавателей университетов, военных учебных заведений, инженеров, врачей и других представителей интеллигенции. Открывались и содержались за счет общества опытные станции и фермы. Действовало депо по испытанию машин и другой сельскохозяйственной техники. В 1850 г ИВЭО организовало Первую Всероссийскую выставку сельскохозяйственной продукции. Сотрудничало с 60 учеными обществами Европы и Америки. Изменившаяся в начале XX политическая ситуация, негативно сказалась на деятельности общества. А начавшаяся в 1914 году мировая война практически парализовала его работу, и 30 января 1915 г. работа ИВЭО была приостановлена. В 1919 г. общество было официально ликвидировано. - Советский период Правопреемником ИВЭО может считаться Лига аграрных реформ. Она была создана в начале 1917 г. по инициативе Вольного экономического общества, Всероссийского кооперативного съезда, Всероссийского земского союза, Московского общества сельского хозяйства и Харьковского общества сельского хозяйства. В 33 губерниях были организованы ее отделения. Активными членами Лиги были выдающиеся русские ученые: Н.П. Макаров, П.П. Маслов, С.Л. Маслов, Н.П. Огановский, А.В. Чаянов и др. Наиболее полно взгляды и предложения Лиги были отражены в работах А.В. Чаянова. Идеи, которые пропагандировала Лига, не редко шли вразрез с государственной политикой. В результате практически все активные члены Лиги в период репрессий были либо расстреляны (А.В. Чаянов, Н.П. Огановский и др.), либо осуждены (Н.П. Маслов, А.А. Рыбников и т.д.), либо депортированы из России. В 1917 году известный экономист в области сельского хозяйства, Александр Васильевич Чаянов, опубликовал книгу об ИКС "Основные идеи и методы работы общественной агрономии". Многие его идеи и сегодня имеют огромное значение. Создается такое впечатление, что в то время ИКС в России была на самом высоком уровне в мире. Второй виток развития сельскохозяйственной консультационной службы можно отнести к 1967 г., когда еще в бывшем СССР была создана государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Основную работу по продвижению и распространению научно-технических достижений и передового производственного опыта в сфере народного хозяйства выполняли отраслевые системы НТИ. В сельском хозяйстве эта система была представлена на союзном уровне Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве (ВНИИТЭСХ). В 1985 г. в связи с реорганизацией сельского хозяйства и созданием Госагропрома СССР была преобразована и система НТИ. Создается единая система НТИ (ЕС АгроНТИ) на всех уровнях управления АПК. ЕС АгроНТИ являлась составной частью государственной системы научно-технической информации – ГСНТИ и была только основным проводящим каналом доведения научно-технической информации до всех форм товаропроизводителей АПК, сферы управления и науки. Она соответствовала управленческой структуре АПК и состояла из пяти основных уровней: Первый – Всесоюзный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса (ВНИИТЭИ Агропром) – головной орган, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека ВАСХНИЛ, четыре научно-исследовательских института информации и технико-экономических исследований: по инженерно-техническому обеспечению – Информагротех, пищевой промышленности – АгроНИИТЭИИП, мясной и молочной – АгроНИИТЭИММП, хлебопродуктов – ЦНИИТЭИ хлебопродуктов, а также отдел научно-технической информации Центрального научно-исследовательского, экспериментального и проектного института по сельскому строительству – ОНТИЦНИИЭП сельстрой; Второй – республиканские органы НТИ, центры НТИ и пропаганды госагропромов союзных республик, информагропромы, отделы НТИ головных всесоюзных научно-исследовательских институтов системы АПК; Третий – бюро (центры) НТИ (АгроБНТИ) госагропромов автономных республик, агропромов краев и областей, отделы НТИ зональных и республиканских научно-исследовательских институтов и областных станций; Четвертый – кабинеты научно-технического прогресса РАПО, агропромышленных комбинатов; Пятый – службы НТИ, пропаганды и внедрения в колхозах, на других сельскохозяйственных предприятиях, а также на предприятиях перерабатывающих отраслей промышленности, материально-технического снабжения, инженерно-технического обеспечения и строительства. Помимо специальных органов НТИ информирование производственников осуществлялось непосредственно создателями достижений НТП. Это – информирование в печати, на научно-производственных конференциях, совещаниях, семинарах, на ВДНХ (ВВЦ) и т.п. Информирование осуществлялось также органами управления АПК всех уровней. В целом поток информации, доходивший до хозяйств, был довольно значительным. Так, к примеру, в 1980 г. издано около 7 000 книг, брошюр, учебных пособий, справочников и другой литературы общим тиражом более 42 млн. экземпляров. В стране в эти годы выходило около 80 сельскохозяйственных журналов, создавалось ежегодно более 100 фильмов сельскохозяйственной тематики. Переход к рыночной экономике вызвал необратимые изменения государственной системы научно-технической информации. Новые черты приобрели и организационные структуры в сельском хозяйстве. Стали размываться границы между отраслями, жесткие вертикальные связи начали вытесняться горизонтальными, появилась интеграция различных стадий и функций воспроизводства. Таким образом, наличие в экономике различных по форме собственности секторов и типов хозяйств поставили совершенно иные, чем прежде, организационные задачи в сфере научно-технического обеспечения. 1.2. Современный этап развития информационно-консалтинговой деятельности в России. В настоящее время сельское хозяйство и общество в целом изменяются очень быстро, а в России этот процесс идет еще быстрее по сравнению с другими странами. Имеются в виду изменения, которые происходят в существующих технологиях, на кредитных рынках, в темпе роста производительности, с производственными ресурсами и продукцией, а также изменения в политике правительства и законодательных структурах. Поэтому для сельских товаропроизводителей сегодня намного важнее, чем это требовалось раньше, получить помощь для того, чтобы приспособить свое производство к изменениям внешних факторов. Предпосылки для создания и функционирования информационно-консультационной службы (ИКС): - образование новых организационно-правовых форм хозяйствования на селе, многоукладность экономики; - территориальная разбросанность и различия в природно-климатических условиях сельских товаропроизводителей; - острая необходимость в получении своевременной и квалифицированной помощи по ведению производства, - отсутствие у большинства товаропроизводителей соответствующих коммуникаций, оборудования, средств и кадров. Товаропроизводителям необходимо обладать оперативной, доступной и достоверной информацией о различных аспектах функционирования рынка. Существующая ныне информация имеет разрозненный характер, в ней отсутствуют многие необходимые показатели, она грешит недостоверностью и неоперативна. В этих условиях создание системы информационного обеспечения и консультирования стало объективно необходимым. В настоящее время в России делаются первые шаги в направлении улучшения информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, одним из которых является создание и функционирование ИКС. Большинство англоязычных стран в настоящее время используют американское понятие «extension», но некоторые несколько утеряли смысл, что extension является образовательным видом деятельности. Для них цель extension состоит в содействии повышению сельскохозяйственного производства, основной задаче государственной политики развития сельского хозяйства, и достигается путем стимулирования сельских товаропроизводителей использовать современные и научно обоснованные производственные технологии. Сотрудники служб информационно-консультационных служб доводят до сельских товаропроизводителей информацию об аграрной государственной политике и оказывают содействие в стимулировании определенных желательных направлений развития. Например, они стараются воздействовать на сельских товаропроизводителей, чтобы те избегали видов деятельности, которые загрязняют окружающую среду, и помогают им стать современными и эффективными производителями. Однако главная задача сотрудника службы – помогать сельским товаропроизводителям в принятии решений. 1.3.Опыт развития информационно-консультационной деятельности в зарубежных странах. В мировой практике существует целый ряд моделей организации ИКС для сельских товаропроизводителей. Каждая из них требует наличия соответствующих условий для своего развития, связанных с исторически сложившейся ситуацией в стране или регионе, экономическим положением, государственной аграрной политикой, традициями в отрасли и т.д. На сегодняшний день можно выделить следующие модели организации ИКС: 1. Службы, созданные в структуре органов управления АПК. 2. Службы, созданные в структуре научно-исследовательских и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля. 3. Службы, созданные по инициативе сельских товаропроизводителей. 4. Службы, созданные как структурные подразделения коммерческих фирм (поставщиков материальных ресурсов, услуг и т.д.). 5. Службы, созданные как самостоятельные коммерческие организации. Службы, созданные в структуре органов управления АПК. Данная модель получила широкое распространение в мире, особенно на начальном этапе развития службы. По этому типу создана государственная консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства земли Baden-Wurttemberg (ФРГ). Специальные отделы в Министерстве сельского хозяйства координируют работу окружных консультационных бюро по вопросам консультирования, обучения и повышения квалификации. Службы, созданные в структуре научно-исследовательских и образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля. По такой модели ИКС формируется, как правило, на базе крупных многопрофильных аграрных университетов. Впервые эта модель появилась в Англии, но идея организации работы по такой схеме имеет американские корни. Наибольшее распространение данная модель получила в США. На сегодняшний день служба объединяет 74 университета, 130 колледжей сельского хозяйства, 27 колледжей ветеринарной медицины, 59 опытных станций, 63 школы лесоводства и 3150 офиса службы на всей территории страны. Консультанты принимаются на конкурсной основе. Ими могут быть и сотрудники университетов, которые охватывают весь спектр научной и консультационной деятельности (научные исследования, преподавание, консультационная деятельность и т.д.). Финансирование службы смешенное. Основными источниками являются: федеральный бюджет, бюджет штата, бюджет округа, гранты, спонсоры, коммерческие поступления. Службы, созданные по инициативе сельских товаропроизводителей. Опыт развития ИКС показывает, что службы могут быть созданы на основе объединения товаропроизводителей (Дания, Тайвань и т.д.). Основную часть расходов, связанных с расширением работ службы, берут на себя товаропроизводители. В Дании, например, государственные субсидии на эти цели в последние годы не только не увеличились, но даже несколько уменьшились, хотя стартовая позиция государства составляла 50%. Такое направление, как оказание помощи по ведению учета в фермерских хозяйствах, не финансируется государством. За вычетом этого доля бюджетного финансирования по другим направлениям составляет 30%. Остальные затраты компенсируются за счет взносов в местные союзы фермеров и непосредственной оплаты за услуги. Вся система датской сельскохозяйственной консультационной службы имеет 90 местных центров, охватывающих территорию всей страны, где работают более 1 000 основных консультантов, а с помощниками – около 3 000. Службы, созданные как структурные подразделения коммерческих фирм. В последние десятилетия широкое распространение получило оказание консультационных услуг коммерческими фирмами, занимающимися производством и распространением материально- технических ресурсов для сельского хозяйства, разработкой и внедрением новых сортов и технологий и т.п. Для этого в структуре таких фирм создаются специальные подразделения, в обязанности которых входит подбор потенциальных клиентов, проведение консультаций по вопросам правильного использования поставляемых фирмой ресурсов или применения предлагаемых технологий. Эта модель организации ИКС получила широкое распространение в мире. Такие службы являются прямыми конкурентами государственных ИКС. Они занимают значительное место на рынке консультационных услуг и могут предоставлять услуги дешевле и более высокого качества. Службы, созданные как самостоятельные коммерческие организации. Частные консультационные службы являются довольно распространенной моделью организации ИКС. Как правило, непременным условием успешного функционирования такой службы является развитая сельскохозяйственная отрасль. Лишь в этом случае появляются предпосылки и необходимость постепенного перехода к возмещению затрат на консультационные услуги и, возможно, к формированию частных консультационных служб. Успешно функционирует такая модель в Англии, Новой Зеландии и т.д. Глава 2. Характеристика ОАО «Приозерное». 2.1. Общие сведения о деятельности ОАО «Приозерное». Прямыми показателями размера хозяйства являются - объемы валовой и товарной продукции. Рациональная организация производства предполагает определение наиболее целесообразного размера хозяйства. Он должен соответствовать уровню развития производительных сил, интенсивности производства, специализации, то есть быть оптимальным. Оптимальный размер хозяйства - основное условие, обеспечивающее его эффективную деятельность. Главным определяющим показателем размера предприятия является стоимость произведенной валовой продукции, а так же товарная продукция, земельная площадь, производственные основные фонды, число занятых работников и поголовье животных. Рассмотрим показатели, характеризующие размер хозяйства. Таблица 2.1 Характеристика размеров ОАО «Приозерное»
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что увеличение валовой продукции составило за три последних года на 10,5%, что в свою очередь привело к увеличению товарной продукции на 33 %, то есть и к увеличению выручки. Среднегодовая стоимость основных средств, в динамике за три года, также увеличилась на 23 %, следовательно, улучшилось качество, полнота и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ. Среднегодовая численность работников снизилась, а общая земельная площадь не изменились. Результаты хозяйственной деятельности во многом зависят от уровня специализации и концентрации производства. Специализация и концентрация сельскохозяйственного производства развиваются под воздействием двух тенденций: с одной стороны, углубление общественного разделения труда содействует более узкой специализации, а с другой особенности сельскохозяйственного производства (сезонность, особая роль земли и тесная связь растениеводства и животноводства) необходимость развития многоотраслевых предприятий. К таким относят ОАО «Приозерное». Основным показателем, характеризующим специализацию сельскохозяйственных предприятий, является структура товарной продукции. Таблица 2.2 Состав и структура товарной продукции.
Анализируя данную таблицу можно сказать, что хозяйство специализируется на производстве молока и зерна. Товарная продукция растениеводства с 2007 года по 2009 год увеличилась на 16531 т. руб., что привело к увеличению выручки. Товарная продукция животноводства также возросла на 28,6 %, но главную роль в этом сыграло увеличение производства молока на 27,5 %. Рост товарной продукции по обеим отраслям привел к увеличению всей суммарной товарной продукции в целом по хозяйству. Главными отраслями являются молочное скотоводство, так как в среднем в структуре товарной продукции они занимают доминирующие позиции, 75,1 %. Земля – важнейший источник богатства общества – является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемирное повышение плодородия почв являются общенародной задачей. Особый характер земельных отношений с экономической точки зрения заключается в том, что земля является, как объект хозяйственной деятельности человека существует без всякого содействия с его стороны, как всеобщий предмет человеческого труда, как основное (главное) средство производства в сельском хозяйстве. Кроме того, земля ограничена в пространстве. Роль земли как экономической категории в значительной мере определяется ее хозяйственным назначением и той целью, для которой земля представляется в пользование различным землепользователям в отдельных отраслях народного хозяйства. Таблица 2.3. Состав и структура земельных угодий
Анализируя полученные данные мы видим, что структура земельных угодий за 3 года не изменилась. В общей земельной площади хозяйства 67,3% занимают сельхоз угодия. Из них 45% составляют сенокосы и пастбища, что подтверждает молочное направление в хозяйстве. К показателям, характеризующим уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, относятся фондовооруженность и фондообеспеченность. Фондовооруженность - отношение стоимости основных производственных фондов к средней численности рабочих. Фондообеспеченность - стоимость основных фондов в расчете на 100 га с/х угодий. Для обобщающей характеристики эффективности использования основных производственных фондов используют показатели: Фондоотдача - отношение стоимости произведенной продукции к стоимости основных производственных фондов. Фондоемкость - отношение стоимости основных производственных фондов к стоимости произведенной продукции за отчетный период. Таблица 2.4. Обеспеченность ОАО «Приозерное» основными средствами с/х назначения и эффективность их использования
Из данных таблицы мы видим, что фондообеспеченность и фондовооруженость за 3 года выросла на 17% и 30% соответственно, следовательно, выросла стоимость ОС. В связи с тем, что темпы роста ВП превышают темпы роста ОС фондоотдача понизилась на 10%. Эти данные говорят нам об эффективном использование хозяйством основных фондов. Результатом производственной деятельности предприятия является прибыль, то есть разница между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство - себестоимостью. Это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйства и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и платежей, создания необходимых фондов для расширенного производства и материального стимулирования работников. Каждое предприятие стремиться получить, возможно, большую сумму прибыли от своей деятельности. На основе этих показателей также рассчитывается уровень рентабельности предприятия. В случае если предприятие не имеет прибыли, рассчитывается показатель окупаемости затрат. К показателям, характеризующим платежеспособность предприятия относятся: Коэффициент абсолютной ликвидности - отношение наиболее ликвидных активов компании к текущим обязательствам. Этот коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности находится в пределах 0.2-0.25. Промежуточный коэффициент покрытия - отношение наиболее ликвидных активов компании и дебиторской задолженности к текущим обязательствам. Отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения своей задолженности. Нормальное значение промежуточного коэффициента покрытия находится в пределах 0.7-1. Общий коэффициент покрытия - отношению текущих активов к краткосрочным обязательствам. Показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, то есть, сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Нормальное значение коэффициента от 1 и выше. Таблица 2.5. Показатели платежеспособности ОАО «Приозерное»
Согласно полученным данным предприятие только в 2009 году может погасить свои краткосрочные обязательства. А вот промежуточный коэффициент покрытия вообще ниже допустимой нормы. Однако общий коэффициент покрытия за все три года соответствует норме выше 1. Показатели деловой активности предприятия это: - Общий коэффициент оборачиваемости отражает эффективность использования всех имеющихся в распоряжении предприятия средств, вне зависимости от их источников. Он определяет, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль. - Коэффициент оборачиваемости запасов, чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации. Таблица 2.6. Показатели деловой активности ОАО «Приозерное»
По данным таблицы можно сказать, что деловая активность предприятия в течение 3-х лет стоит на месте. А вот коэффициент оборачиваемости запасов вообще понижается. Можно сказать, что не эффективная деловая активность Таблица 2.7. Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент независимости за 3 года хотя и понизился на 10%, но из нормы он не вышел. Однако если он дальше будет понижаться, то это значит чем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Коэффициент финансовой зависимости вырос на 9,5% это плохо, так как слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость. Коэффициент концентрации привлеченного капитала тоже вырос на 3%, т.е. увеличивается зависимость от стороннего капитала это плохо. Соотношение заемных средств предприятия находится на довольно хорошем уровне, ниже 1. Чем больше коэффициент, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Удельный вес Дт задолженности за 3 года остался неизменен и не превышает 1. Таблица 2.8. Рентабельность хозяйства
Все коэффициенты рентабельности в течение 3-х лет растут. Что говорит о положительной тенденции моего предприятия. Учитывая политику нашего государства и кризиса 2009 г. 2.2. Организационная структура и структура управления ОАО «Приозерным». Организационная структура предприятия – это форма разделения труда, закрепляющая определенные функции управления за структурными подразделениями различного уровня иерархии. На предприятии ОАО «Приозерное» существует линейно-функциональная организационная структура - один из видов иерархической структуры. Где по каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу, от совета директоров до звена работников, каждый элемент имеет четко определенную задачу и обязанности. Структура управления на предприятии имеет бесцеховую форму. Производственные бригады, освобождены от выполнения административно-хозяйственных функций, они переложены полностью на заводоуправление. Бригады исключительно это производственные единицы. Данная структура на предприятии сложилась последние пять лет. Так как предприятие пытается сократить свои затраты. Один из путей уменьшения затрат - оптимизация (сокращение) численности. При такой структуре управления численность приведена к минимуму. Проведем анализ обеспеченности ОАО «Приозерное» руководителями и специалистами (в соответствии со штатным расписанием, приложение 1.)
Согласно полученным данным мы видим, что уровень образования в хозяйстве на ответственных должностях находится на высоком уровне, это очень хорошо. Однако и возрастной ценз тоже очень высок. Т.е образование было получено давно, и основной навык на работе состоит из опыта сотрудников. На предприятии иногда проводятся семинары и сотрудников отправляют на курсы повышения квалификации, но только по государственным программам, а не за счет хозяйства. В хозяйстве не развита система работы с частными ИКС.
2.3. Участие ОАО «Приозерное» в Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы Основными целями данной программы являются: Основными задачами Программы являются: Объем финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет: В Ялуторовском районе данная программа реализуется через ОАО «Россельхозбанк». 9 апреля 2008 году было подписано соглашение о взаимодействии между Министерством сельского хозяйства о Открытым акционерным обществом «Российской Сельскохозяйственный банк» по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Предметом соглашения является сотрудничество Сторон по реализаций мероприятий по данной программе, в том числе по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводитлей. ОАО «Приозерное» тоже участвует в данной программе. В 2009 году государством была оказана помощь - субсидирование на сумму 38187 тыс. руб. – данные деньги даны хозяйству для улучшения молочного направлния, Общая сумма кредитов в ОАО «Россельхоз банке» - 22 000 тыс. руб. в основном используется для приобретения новой техники в МТП. 2.4. Пользование ОАО «Приозерное» услугами ИК С. ОАО «Приозерное» в своей деятельности, как и многие хозяйства, пользуется услугами информационно-консультационных служб. Для того, чтобы выявить какого рода информация необходима специалистам данного предприятия, мной был проведен мониторинг и заполнена анкета для опроса сельхозтоваропроизводителей. Согласно полученным данным можно сказать, что хозяйство использует все виды информационно-консалтинговых услуг представленных в анкете: - консультации специалистов (государственные организации, ИКС); - средства массовой информации (пресса, телевидение, радио); - коммуникационные средства (телефон, факс, компьютерная сеть, мобильная связь); - научно-практические мероприятия (семинары и курсы). Основными источниками ИКС в хозяйстве являются средства массовой информации и коммуникационные средства. ОАО «Приозерное» готово использовать оплачивать слуги ИКС, но только периодически по вызову.
Анкета Организационно-правовая форма организации: ООО Вид деятельности/отрасль: Молочно-зерновая Адрес: Ялуторовский район, Ст. Кадык Дата создания: Количество работников :190 Посевная площадь:8026 1.Как часто Вы пользуетесь следующими источниками информации: 0 – не пользуюсь; 1 – пользуюсь от случая к случаю (вызывает незначительный интерес); 2 – пользуюсь часто (интересуюсь); 3 – пользуюсь постоянно (вызывает значительный интерес).
2. Укажите те вопросы (+ или -), которые Вы стремитесь узнать из перечисленных источников информации
3. Укажите источники информации, которым Вы доверяете (+ или -)
4. Отметьте, по каким вопросам Вам требуются услуги внешних консультантов и какие из них Вы готовы оплачивать (+ или -)
5. Какая система обслуживания вызывает у Вас доверие (+ или -)? - государственная консультационная служба -частные консультационные фирмы - частнопрактикующие специалисты - собственные специалисты в хозяйстве 6. Какие виды информационно-консультационного обслуживания, по Вашему мнению, нужно развивать в первую очередь(+ или -)? - общение с консультантами в хозяйстве - общение по телефону - общение через компьютерную сеть - посещение консультационных центров 7. Нужны ли Вам курсы повышения квалификации, если да то по каким вопросам - Учет затрат и анализ расходов - Налогообложение - Бизнес-планирование - Использование законодательных актов при конфликтах (правовые услуги) - Ресурсосберегающие технологии производства в растениеводстве - Ресурсосберегающие технологии производства в животноводстве - Применение сортов растений, пород животных - Применение удобрений, ядохимикатов - Применение современного оборудования при производстве сельскохозяйственной продукции - Реклама и рекламное дело - другое (указать) 8. Наличие средств связи на Вашем предприятии(+ или -) - связь по рации - телефон, факс (стационарный) - мобильная связь - диспетчерская служба - компьютерная сеть 9. Какой форме оплаты Вы отдадите предпочтение при получении платных информационно-консультационных услуг(+ или -)? - по ценам, частично компенсируемым государством - по договорным ценам - по твердым расценкам 10. Какая форма расчета за информационно-консультационные услуги Вас устраивает? - наличными консультанту - продукцией - перечислением на счет ИКС 11. В какой форме возможно сотрудничество товаропроизводителей с информационно-консультационной службой? - договор на год - сезонные контракты - договор на длительный период - разовые заявки 12. Периодичность посещения хозяйства консультантами-специалистами районного информационно-консультационного пункта? - по вызову - один раз в квартал - один раз в месяц - один раз в полугодие. Ф.И.О. _______________________________________ / _____________________/ М.П.
3 Глава. Совершенствование деятельности ОАО «Приозерное» в области использования услуг ИКС. Согласно проделанной выше работе и воспользовавшись европейским справочником-указателем консультантов по менеджменту, в хозяйстве можно выделить, пять из восьми проблем (общее управление, менеджмент персонала, маркетинг, информационные технологии, некоторые специальные услуги). Однако наиболее глобальной проблемой является менеджмент персонала, проще говоря, недостаток квалифицированных кадров. Это связано с место расположением хозяйства в районе, невысокой заработной платой и удаленностью от областного центра г. Тюмень Для решения данных проблемы, совершенствования работы и в то же время экономии средств в ОАО «Приозерном» я предлагаю ввести в штат внутреннего консультанта. Добавление должности внутреннего консультанта обусловлено необходимостью защиты и сохранения коммерческих тайн хозяйства, конфиденциальностью получаемой информации и отсутствием четкого законодательного регулирования этих вопросов. Специалист на данную должность должен подбираться в соответствии с критериями профессионализма – он способен оказать услуги по широкому спектру вопросов. Но так как хозяйство находится в районе, удаленно от областного центра г. Тюмень и уровень заработной платы не высок. Скорее всего, предприятию придется прибегнуть к услугам внешних консультантов. Посредством приглашения консультантов в хозяйство либо отправки своих специалистов на обучающие курсы и семинары.
Вывод Деятельность сельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена, прежде всего, на развитие людских ресурсов и передачу достижений НТП товаропроизводителям. Одна из важнейших функций ИКС - научить сельских товаропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих или существующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению. Необходимость экспертного, более профессионального управленческого консультирования по те или иным насущным проблемам деловой жизни осознают всё большее число руководителей предприятий на этапе трансформации экономических отношений. Консультирование можно считать перспективным и стратегически важным направлением и видом предпринимательской деятельности, преследующей не только собственные экономические цели. В курсовой работе я рассмотрела одно из хозяйств Ялуторовского района Тюменской области ОАО «Приозерное» и его работу с информационно-консалтинговыми службами. Какие из восьми проблем существуют в хозяйстве, согласно европейскому справочнику-указателю консультантов по менеджменту. Рассмотрев краткую характеристику хозяйства мы видим, что ВП за 3 года выросла на 10,5% и составила в 2009 году 118774 тыс. руб., а ТП выросла на 33% и составила 66727 тыс. руб. Общее финансовое состояние за три года растет и становится стабильным. Для успешной работы сельским товаропроизводителям необходимо очень плотно работать с внутренними и сторонними ИКС. В курсовой работе я рассмотрела одно из хозяйств Ялуторовского района Тюменской области ОАО «Приозерное» и его работу с информационно-консалтинговыми службами. Какие из восьми проблем существуют в хозяйстве, согласно европейскому справочнику-указателю консультантов по менеджменту. Рассмотрев краткую характеристику хозяйства мы видим, что ВП за 3 года выросла на 10,5% и составила в 2009 году 118774 тыс. руб., а ТП выросла на 33% и составила 66727 тыс. руб. Общее финансовое состояние за три года растет и становится стабильным. Одной из главных проблем это менеджмент персонала, для решения этой проблемы мной было предложено ввести в штат внутреннего консультанта. Однако существует еще множество проблем консалтинговой деятельности в России. Не хватает квалифицированных специалистов. Не отрегулирована нормативно-правовая база. Постоянно встает вопрос качества консалтинговых услуг. Не адаптированы методики консалтинговой деятельности к условиям экономики России. Все это способствует проведению научных исследований с дальнейшим применением на практике.
Список литературы:
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». – М., 1999. 2. Алешникова В.И. Профессия «консультант» по управлению в России// управление персоналом, № 2 1998. 3. Бабулошвили К. Управленческое консультирование. – М, Эксперт, 1992. 4. Бобахо В.А. Организационный консалтинг: культура изменений // Управление персоналом, 1998, № 12. 5. Вельтман М., Маршев В.И., Посадский А.П. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. М.: 1998. 6. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М., 1998. 7. Елмамев О.К. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. – Ижевск, 1989. 8. Зимин В. Муниципальный консалтинг // Муниципальная власть, 1999, ноябрь-декабрь, № 6. 9. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1998. 10. Консалтинговые услуги в реструктуризации российских предприятий: обобщение передового опыта. М.: 1998. 11. Консультант директора // Н.П. Зволев, №1 с.3-20, 1996. 12. Консультант директора // Н.П. Зволев, №11 с.3-12, 13-21, 1997. 13. Консультант директора // Н.П. Зволев, №12 с.3-14, 1997. 14. Консультант директора //Н.П. Зволев, №5 с.6-18, 1996. 15. Консультант директора //технология «прорыв», Н.П. Зволев, №10 с.31-34, 1995. 16. Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. 4, 1990. 17. Кубр Милан. Управленческое консультирование и перспективы сотрудничества Восток-Запад//ПтиПУ, №4 1991. 18. Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению М.:Экономика, 1975. 19. Макхель К. Управленческий консалтинг. М.: 1999. 20. Менеджмент в Росси и за рубежом. № 3 1999, № 2 2000. 21. Нигель Макленнан. Консультирование для менеджеров. Ростов-на –Дону, с.512, 1997. 22. Ондрак Д. Консультационная программа по управлению для малых предприятий//ПТИПУ, №5,6 1991. 23. Пестофф В.А. Консультант по управлению: новые задачи//ПтиПУ, №2 1989. 24. Петросян Д., Хубиев Р., Многопрофильные консалтинговые центры для поддержки предпринимательства // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 3.
|