Сочинение: Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Гоголя Мертвые души
Название: Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Гоголя Мертвые души Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение |
Какова роль лирических отступлений в первом томе поэмы Гоголя Мертвые душиПоэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» своеобразна по своему жанру: это не роман, не жизнеописание одного или даже нескольких героев, а широкая панорама жизни России того времени. Здесь не являются главными похождения героя, его удачи и поражения. Сам Гоголь писал В.А. Жуковскому о сюжете поэмы: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Изображая «всю Русь» в своем произведении, Гоголь ясно дает читателю почувствовать в нем голос автора. Именно постоянное присутствие автора дает возможность считать поэму лироэпическим произведением. Значительное место в структуре произведения занимают лирические отступления, что характерно для поэмы как литературного жанра. Лирические отступления в «Мертвых душах» носят разнообразный характер: иногда это комментарий какого-то поступка героя, иногда — мелкое замечание автора по какому-либо поводу, иногда — самостоятельное рассуждение. Взволнованные монологи автора посвящены характеру русского человека, образам крепостных. Если помещики или чиновники в поэме, да и сам Чичиков — герои, мертвые духовно, то образы людей из народа, крестьян, несут в себе живое начало. В этом и заключается парадокс художника: о купленных героем мертвых душах автор говорит как о живых. Внутренний монолог Чичикова, размышляющего над списками умерших, переходит в лирическое рассуждение автора о народной душе. Богатырь-плотник Степан Пробка, что исходил все губернии в поисках хорошего заработка, пьющий сапожник Максим Телятников, обвиняющий немцев в том, что «нет житья русскому человеку», ямщик Григорий Доезжай-не-доедешь — все эти образы, о которых размышляет автор, воплощают в себе истинно живую душу русского народа. А беглый дворовый человек Попов, скитающийся по тюрьмам за неимением паспорта! А гуляющие бурлаки, которые тянут лямку «под одну, бесконечную, как Русь, песню»! Так выражается у Гоголя противостояние живых и мертвых душ: физически живые герои мертвы духовно, а купленные Чичиковым мертвые души — нравственно живое воплощение народной души. За страшным миром помещиков и чиновников Гоголь видит трудовую, народную Россию. |