Реферат: Анализ антимонопольной политики Российской Федерации

Название: Анализ антимонопольной политики Российской Федерации
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

АННОТАЦИЯ

Мишина Т.А. Теоретические основы антимонопольной политики. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-269, 2010. -34 с., 1 ил., библиографический список – 30 наим.

Первая глава данной курсовой работы называется «Экономическая природа чистой монополии». В ней раскрывается сущность понятия «монополия», подробно рассматриваются виды монополии, способы установления цены и объема производства, а также негативные последствия возникновения монополий.

Вторая глава данной курсовой работы называется «Антимонопольная политика: понятие и методы». В ней дается определение антимонопольной политики, раскрываются основные методы воздействия, и приводится пример действия антимонопольной политики в развитых странах. Третья глава данной курсовой работы называется «Особенности антимонопольной политики в России». В ней подробно рассмотрена антимонопольная политика РФ: особенности, законодательная база и существующие проблемы и задачи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................4

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ……………...............6

1.1 Понятие и виды монополии ……………………………………………………..6

1.2 Установление объемов производства и цены фирмой-монополистом..............8

1.3 Социально-экономические последствия монополии …………………............10

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ………………..14

2.1 Определение антимонопольной политики и ее методы……………….............14

2.2 Антимонопольная политика в отношении различных видов

монополий ……………………………………………………………………….17

2.3 Антимонопольная политика в развитых странах……………………………...20

3. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ………….23

3.1 Становление антимонопольной политики в России…………………………..23

3.2 Антимонопольное законодательство РФ………………………………………25

3.3 Проблемы антимонопольной политики России……………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно- административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере. Этим объясняется актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом данной курсовой работы являются теоретические основы антимонопольной политики, предметом – эффективность использования методов антимонопольной политики в развитых странах и в России.

Цель данной курсовой работы – рассмотрение функций и принципа антимонопольной политики, а также анализ антимонопольной политики Российской Федерации.

Основные задачи:

- определить сущность понятия «монополия»;

- выявить негативные последствия монополизации;

- определить задачи антимонопольной политики государства;

- рассмотреть опыт антимонопольной политики зарубежных стран;

- рассмотреть антимонопольную деятельность РФ.

В данной работе была использована различная экономическая литература, в которой рассматривается проблема монополий и антимонопольной политики, российских и зарубежных авторов. Проблема монополий и их эффективности рассмотрена в работах Фишера С., Вэриана Х.Р., Долана Э.Дж., Макконнелла К.Р., Линвуда Т. Особенно хорошо проблема эффективности монополий рассмотрена в Труде Фишера С. «Экономика» в главе 14 Государство и проблема монополий. Материал для второй главы был взят в основном из работы Авдашевой С.Б. «Теория организации отраслевых рынков», кроме того были использованы работы Албеговой И.М. Франка Р.Х. Третья глава опирается на Конституцию РФ, нормативно-правовые акты РФ в сфере антимонопольной политики, а именно Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ(ред. от 25,12,2008) « О естественных монополиях», и Российский статистический ежегодник за 2009г. Кроме того были использованы различные Internet ресурсы, в том числе официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. Полный список источников дан в списке литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ

1.1 Понятие и виды монополии

Термин «монополия» означает в буквальном смысле единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Монополия – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. По своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции и представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Виды монополий зависят от рыночной структуры и формы конкуренции, а также от характера и причин возникновения. Таким образом, можно выделить естественную, легальную и искусственную монополии.

Естественная монополия - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:

1) "эффект масштаба" выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;

2) неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям. Например, при значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

Легальная монополия - исключительное право на что-либо, возникшее на законном основании. Легальная монополия может быть обусловлена патентной системой, авторскими правами, торговыми знаками и прочим.

Патент – свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным, изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.

Согласно авторскому праву интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.

Торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственная монополия – ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; ограничивают предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Часто существует негласно. Фирмы, вступившие в картель, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Синдикат – объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдикатов заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий.

Трест – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

Концерн – одна из наиболее развитых форм монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля. Входящие в концерн предприятия подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его. Иногда в качестве руководящего органа концерна создаётся специальное общество – держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций разных компаний.

1.2 Установление объемов производства и цены фирмой-монополистом

Поскольку монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент. Фирма - монополист, как и любая другая, стремится к получению максимальной прибыли, поэтому в ходе принятия решений о цене продажи продукта она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Но поскольку монополист является единственным производителем, то монопольный спрос совпадает с рыночным спросом. Издержки и рыночный спрос ограничивают монополиста в установлении высокой цены. Максимизируя прибыль, он все же определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход(MR) – величина изменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.

Предельные издержки(MC) – прирост общего объема расходов при увеличении объема производства на одну единицу продукции.

Из графика видно, что максимизировать прибыль можно, снизив цену до 472руб. и увеличив объем выпуска до 15 тыс.ед.

Также можно заметить, что для монополиста, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход ниже значения цены при всех, кроме единичного, объемах выпуска. Основная причина такого положения состоит в том, что если кривая спроса является убывающей, то объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены.


Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается двухшаговой процедуры:

1) фирма-монополист рассчитывает величину оптимального положительного выпуска, для этого фирма пользуется предельным доходом;

2) монополист решает, производить этот положительный выпуск или же останавливать производство и не производить ничего.

На рис. 1 [26] изображена также кривая предельных издержек(MC), она показывает величину прироста совокупных издержек фирмы в том случае, когда она увеличивает выпуск продукции на 1 единицу. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки и, следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить.

При оптимальном положительном объеме выпуска для монополии, позволяющем максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MP=MC), т.е. оптимальный положительный объем выпуска в нашем примере соответствует точке А, в которой МР=МС.

Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объеме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.

Единственное различие в расчетах величины оптимального положительного выпуска для краткосрочного и долгосрочного периодов состоит в том, что последний включает долгосрочные предельные издержки. В краткосрочном периоде монополист продолжает производить, пока он возмещает свои переменные издержки, тогда как в долгосрочном периоде должны быть возмещены все совокупные издержки – и постоянные, и переменные.

1.3 Социально-экономические последствия монополии.

Почему власть монополий приводит к неэффективному распределению ресурсов? После того как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль, выбирается таким образом, чтобы предельные издержки равнялись предельному доходу. Следовательно, монополия сокращает объем выпуска и повышает цену так, чтобы спрос, предъявляемый покупателями, в точности соответствовал этому количеству продукции. Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает цену. Это и есть основное обвинение, выдвигаемое против монополии. Дело в том, что потери потребителей от повышения цен и снижения выпуска монополистом оказываются всегда больше выигрыша монополии. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополист искажает распределение ресурсов в экономике. Расширение выпуска выгодно обществу, но не монополисту. Величина снижения цены в рамках существующего объема выпуска перевесила бы величину прироста дохода, полученного от дополнительных продаж. Поэтому монополисты ограничивают свой выпуск, вызывая тем самым рост социальных издержек, связанных с монополией. Социальные издержки, связанные с монополией, - альтернативные издержки. Они представляют собой общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня, а не стимулируя его расширение до конкурентного уровня.

Так как фирма-монополист является «ценопроизводителем», она может назначать разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса, т.е. проводить политику ценовой дискриминации. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки.

Если фирма обладает властью над рынком и может проводить политику ценовой дискриминации, она увеличивает свои собственные прибыли и осуществляет перераспределение выгод от группы с неэластичным спросом в пользу группы с эластичным спросом. Выиграет от этого общество в целом или проиграет зависит от размеров групп и соотношений между их кривыми спроса.

Правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. Система вознаграждений, основанная на временных монополиях, я является наилучшим из доступных способов содействия техническому прогрессу на практике. Существует и другого рода взаимосвязь между монополией и техническим прогрессом. Й. Шумпетер доказывал, что крупные фирмы, обладающие значительной монопольной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения. Штумпер утверждал, что фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упорядочить свою монопольную власть. Но в большинстве секторов экономики с устоявшимся размером фирм связь между размером фирмы и долей ее дохода от реализации, идущей на исследования и разработки, оказывается слабой.

Таким образом, фирмы, предпринимающие усилия в области исследований и разработок, должны быть разумных размеров, и некоторая власть над рынком может помочь. Но технический прогресс в большинстве областей, по-видимому, зависит не от гигантских фирм, обладающих огромной монопольной властью. Скорее в силу патентной системы монополия является результатом технического прогресса, а не его причиной.

Итак, в итоге мы выяснили, что:

1) монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других;

2) оптимальный положительный выпуск для монополиста – это такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам;

3) монополист всегда назначает цену выше величины предельных издержек. Выпуск монопольной отрасли меньше выпуска конкурентной отрасли, а монопольная цена выше конкурентной цены;

4) монополист во избежание снижения цены для всех покупателей, необходимого для увеличения объема продаж, сокращает производство;

5) фирмы, обладающие властью над рынком, обычно прибегают к практике ценовой дискриминации;

6) благодаря патентной системе монополия может быть следствием технического прогресса, но не существует убедительных доказательств в пользу того, что крупные фирмы, обладающие огромной монопольной властью, играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса.

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ

2.1 Определение антимонопольной политики и ее методы

Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Антимонопольная или антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.

Антимонопольная политика идеально подходит для рынков, где конкуренция обеспечивала бы нормальное распределение ресурсов в том случае, если бы монополия была разрушена.

Объектами воздействия антимонопольной политики служат как отдельные фирмы или ассоциации фирм, так и отрасли в целом. Суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных рынках. Рассмотрим подробнее концепции, определяющие основные цели антимонопольной политики государства:

1) стремление к экономической эффективности. Согласно данной концепции, конкуренция (или любая другая эффективная рыночная структура) не есть благо само по себе, но лишь способ достижения экономической эффективности общества с учетом статической эффективности распределения ресурсов и динамического межвременного выбора всех экономических агентов. Конкуренция рассматривается как средство создания среды, благоприятной для снижения издержек производства, создания новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического прогресса и инноваций. При выработке отраслевой конкурентной политики от государства требуется учет краткосрочных и долгосрочных последствий его воздействия на экономику;

2) оптимизация поведения экономических агентов. Данная цель исходит из того, что поиски конкуренции - это процесс, а не результат. То есть не следует опираться на застывшие структуры рынка для увеличения общего благосостояния. Конкурентный процесс позволяет фирмам использовать свою частную информацию и организовывать дело для получения прибыли и обеспечения собственного роста - позволяет им самостоятельно оптимизировать свое поведение. Очевидно, что глобальное долгосрочное равновесие в экономике не может быть достигнуто с помощью государства, так как рынки находятся в процессе постоянной эволюции. Причинами несовершенства рынков являются: наличие частной информации (которой располагают только фирмы), внешние шоки (воздействие которых на экономическую систему невозможно предугадать) и отдельные непредвиденные инновации (которые могут изменить направления развития производства самым непредсказуемым образом). Отраслевая политика должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свобода входа/выхода с рынка, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами, что в конечном счете и приведет фирмы к оптимальному, с точки зрения экономики в целом, поведению;

3) улучшение функционирования общества в целом. Отраслевая политика правительства в данном случае должна преследовать интересы всего общества, к которым относятся:

- защита национальной промышленности;

- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях;

- развитие регионов;

- защита занятости;

- стимулирование фирм-лидеров;

- защита от иностранного капитала;

- развитие мелкого и среднего бизнеса;

- защита интересов потребителей;

- установление правил добросовестной конкуренции.

Выделяют два типа методов антимонопольной политики:

1) прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. К ним относятся:

- "потолок цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

- предельный темп роста цен;

- предельный уровень нормы прибыли.

2) косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике. К ним относятся:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

- открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Обычно законодательные меры предполагают:

- запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

- запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

- принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

2.2 Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий

Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

1) антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены. Самый распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).

Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода смещается в положение, совпадающее с максимально дозволенной величиной цен (кривая MR преобразуется в горизонтальную прямую). Далее вступает в силу правило MC=MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного будет стремиться довести объем производства до уровня, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны.

Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса. Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом, снимается основная проблема предыдущего метода регулирования. Второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты, поэтому требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам.

Кроме регулирования цен определенную пользу может принести и реформирование структуры естественных монополий, т.е. развитие конкуренции в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Но реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.

2) антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

В отличие от естественной искусственная монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры, и разнообразные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке, и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

- концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

- переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии. Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие. Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами.

В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:

- поведенческий критерий применения санкций – государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Поведенческий подход в принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

- структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка. Структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры. Но таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики.

2.3 Антимонопольная политика в развитых странах

Экономические системы большинства стран мира базируются сегодня на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства. Антимонопольные законы приняты почти в 90 странах.

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства:

1) американская исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции. Американская модель действует в США, Канаде, Японии, Аргентине. Применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий:

- их прибыли сокращаются за счет высоких налогов;

- устанавливается контроль над ценами;

- устанавливается государственная собственность на монополии;

- осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;

- государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводят антитрестовский отдел Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США. Конкурирующие фирмы обязаны вести самостоятельную и независимую ценовую политику, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе должны немедленно пресекаться. Современная юридическая практика рассматривает фиксацию цен как нарушение закона само по себе. Некоторые виды предпринимательской активности, как-то: соглашения по ограничению выпуска продукции, разделении рынков сбыта, обмен информацией о ценах между конкурирующими предприятиями, - также приближаются по своей сути к прямым соглашениям о ценообразовании, однако суды в данном случае не всегда рассматривают такие действия как нарушение закона. Ныне ведущие экономисты не полностью разделяют господствовавшее ранее мнение о росте концентрации ринка, как о пагубном последствии для его функционирования. Более того, с точки зрения эффективности слияния компаний способны представить ряд потенциальных преимуществ. В соответствии с данными о значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана, который измеряет рыночную долю ведущих фирм отрасли, все отрасли в экономике США делятся на три группы: с малым уровнем концентрации (если H - индекс составляет 1000 или менее), со средним уровнем концентрации (если Н - индекс колеблется в интервале 1000 - 1800) и с высоким уровнем концентрации (если Н - индекс превышает 1800). Слияние фирм признаётся незаконным, если благодаря ему Н - индекс возрастает более чем на 100 в отраслях средней концентрации и более чем на 50 в отраслях высокой концентрации.

2) европейская направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями. Эту модель применяют Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран Западной Европы. Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В Германии основным органом, осуществляющим контроль за действием предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году. К этому управлению относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий - 6 лет). Совет - правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым, имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики, а также председателем Совета по делам конкуренции.

Итак:

1) антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти;

2) суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных рынках;

3) методы в отношении естественной и искусственной монополий не могут быть одинаковыми

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

3.1 Становление антимонопольной политики в России

Главной особенностью монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Становление антимонопольной политики Российской Федерации проходило одновременно с либерализацией экономики и ее приватизацией. В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин. В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

В 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. Но несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

3.2 Антимонопольное законодательство РФ

Основой российского антимонопольного законодательства является федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

Теоретической основой Закона о конкуренции послужил структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью закона предполагается не только противодействовать существующим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.

Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанные с доминирующим положением экономического агента на рынке. Важную роль в законодательстве играет определение доминирующей фирмы. Определение доминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики. Фирма признается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям), если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынке или затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. В то же время, российское законодательство определяет количественные параметры возможного доминирования. Если рыночная доля фирмы менее 35%, фирма ни в коем случае не признается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным органам следует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается, что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самой фирмой.

Российское законодательство проводит четкое различие между горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм. Как мы знаем, горизонтальные соглашения в большей степени подрывают конкуренцию на рынке, они более очевидны и потому объявляются незаконными как таковые во многих странах. Сложнее обстоит дело с вертикальными соглашениями (соглашениями типа "покупатель-продавец"). Здесь вопрос о степени антиконкурентности каждого агента, включенного в вертикальную цепочку, решается индивидуально, поскольку часто вертикальные соглашения могут представлять собой превентивную меру против злоупотребления доминирующим положением какой-либо фирмы и в действительности, несмотря на согласованность действий покупателя и продавца, способствовать конкуренции. Различение подобных ситуаций является сильным местом антимонопольного законодательства России. В отличие от горизонтальных соглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальные соглашения становятся объектом внимания антимонопольных органов только, если они ведут к доминированию отдельной фирмы и если одновременно они ограничивают конкуренцию.

Основной метод регулирования возникающих и существующих монополий в российской практике - это установление лимита цен, хотя, согласно законодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделение или выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольных действиях более чем два раза.

Отношения к слияниям и поглощениям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии - определенной доли активов и рынка. Входным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм выступает балансовая стоимость активов. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35%.

Антимонопольная политика России базируется в целом на тех же принципах, что и регулирование взаимодействия фирм в развитых странах, в основном, используя те же способы и методы защиты конкуренции и ограничения деятельности монополий.

3.3 Проблемы антимонопольной политики России

В России распространены естественные монополии. Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

ФАС России квалифицировала эти действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства. Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей.

Антимонопольная политика государства, следуя за изменяющимися условиями рыночной экономики, требует внесения корректив в действующее антимонопольное законодательство, адаптируя его к потребностям современного российского общества. Поскольку "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" создавался в начале переходного периода экономики, необходимые поправки и уточнения вносились неоднократно. Назрела необходимость переопределения ряда терминов и функций антимонопольных органов, перехода к экономически обоснованным санкциям по отношению к нарушителям законодательства, изменились требования к активам предприятий, которые участвуют в сделках, подлежащих контролю.

Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.

Что касается несогласованности действий на территории СНГ, то решение проблемы заключается в выборе стратегии стран СНГ. Возможны два пути:

В рамках Межгосударственного антимонопольного совета создать комитеты по интеграционным группировкам стран-членов МСАП. Т.е. преобразовать уставные органы различных объединений в комитеты или комиссии в рамках МСАП, так как членами Антимонопольного совета являются все страны СНГ. Это решит проблему несогласованности, так как вся работа будет сосредоточиваться в одном органе.

Постоянно проводить рабочие совещания по координации деятельности антимонопольных органов стран-членов СНГ, уставных органов интеграционных группировок и всех заинтересованных министерств и ведомств.

Второй путь значительно дороже и менее реалистичен с практической точки зрения. Первый же путь более реальный, но болезненный, так как неминуема реорганизация, возможно сокращение общего числа работников уставных органов, изменение в целом стратегии и стиля работы и т.д.

Итак, особенность антимонопольной политики РФ заключается в том, что монополия – «наследство» от командной экономики, существующей в СССР; антимонопольное законодательство РФ начало формироваться 20 лет назад и пока далеко от совершенства, необходимо перенимать опыт развитых стран, таких как США, Германия, Япония.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во введении были представлены задачи, обусловленные целью данной курсовой работы. После изучения темы можно сделать выводы по этим задачам:

- Монополия – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. По своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции и представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции;

- Монополии имеют возможность: увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства; "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы; тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства); тормозить внедрение достижений НТП (монополии имеют возможность получать высокие прибыли и без совершенствования производства); ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства;

- антимонопольная политика должна обеспечивать: благоприятную конкурентную среду в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями; равный доступ к товарам (работам, услугам) естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах их деятельности; прекращение антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков; эффективную реализацию государственной политики в области контроля иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- с конца 1930-х годов активное использование антимонопольного законодательства стало обычной нормой в странах с развитой рыночной экономикой. А так как они имеют больший опыт, России необходимо воспользоваться опытом этих стран, чтобы учиться в основном на чужих ошибок, а не на своих;

- РФ не имеет большого опыта в антимонопольной политике в силу отсутствия рыночной экономики до 90-х гг., но антимонопольная деятельность имела и имеет до сих пор большое значение, т.к. после распада СССР Россия вместе с рыночной экономикой получила большое количество монополий. Поскольку наш опыт невелик, существует много недоработок. Для их устранения следует обратиться к опыту зарубежных стран и правильно приспособить их методы к российской экономике.

Кроме того было выяснено, что:

- монополия может положительно влиять на экономику государства, т.к. может инвестировать другие отрасли экономики и научные исследования, также плюс монополии состоит в положительном эффекте масштаба;

- суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации ее побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных рынках;

- методы в отношении естественной и искусственной монополий не могут быть одинаковыми, т.к. данные виды монополии имеют разную природу возникновения, и естественную монополию нельзя демонополизировать без значительного ущерба, тогда как к искусственной монополии вполне можно применить дробление. Именно поэтому процесс регулирования очень важен и сложен.

- антимонопольное регулирование необходимо любому государству с рыночной экономикой, т.к. монополист как любой предприниматель стремится максимизировать свою прибыль, следовательно их бесконтрольная деятельность приведет к ужасным последствиям, ведь фирма-монополист является «ценопроизводителем» и устанавливать ту цену и те объемы производства, которые выгодны им, но совсем необязательно, и даже скорее наоборот, что они будут выгодны потребителям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гальперин, В.М Микроэкономика т.2.-СПб, 2004

2. Вэриан, Х.Р. Микроэкономика. Учебное пособие для вузов.- М., 1997

3. Долан, Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб, 1992

4. Макконнелл, К.Р. Экономикс/ Пер. с англ. – М., 1992

5. Фишер, С. Экономика/ Пер. с англ. – М., 1993

6. Линвуд, Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика/ Пер. с англ. – М., 1996

7. Албегова, И.М. Государственная экономическая политика. – М., 1998

8. Авдашева, С.Б. Теория организации отраслевых рынков.- М., 1998

9. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М., 2000

10. Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного.- Спб: Институт бизнеса и права, 2007

11. Нуреев, Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика.- М., 1996

12. Конституция РФ

13. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции"

14. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ(ред. от 25,12,2008) " О естественных монополиях"

15. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе"

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»

17. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2006 г. № 135 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»

18. Российский статистический ежегодник за 2009г

19. www.fas.gov.ru

20. www.vedomosti.ru

21. www.waop-rb.ru

22. http://economic.3dn.ru/publ/13-1-0-60

23. http://www.teencity.ru/user/doc/?19

24. http://www.feip.ru/2009/07/02/chistaja-monopolija.html

25. http://www.market-journal.com/mikrojekonomika/8.html

26. http://50.economicus.ru/index.php?ch=3&le=27&r=2&z=1

27. http://www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec5.html

28. http://www.study-economics.ru/category/tema-14-monopoliya-ee-sushhnost-i-usloviya-sushhestvovaniya-vidy-monopolisticheskix-obedinenij-socialno-ekonomicheskie-posledstviya-monopolizacii/

29. http://www.emgli.ru/publ/11-1-0-122

30. http://www.inliberty.ru/library/study/282/