Реферат: Планирование развития потенциала предприятия
Название: Планирование развития потенциала предприятия Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||
Курсовая работа Планирование на предприятии Тема: «ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ» Выполнил: Альбаум С.А. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Глава. Теоретические и методологические аспекты планирования развития потенциала предприятия. 1.1. Содержание, формы и принципы планирования развития потенциала предприятия. 1.2. Особенности планирования развития потенциала предприятия. 1.3. Методика, технология планирования развития потенциала предприятия. 2 Глава. Эффективность планирования развития потенциала предприятия. 2.1. Анализ эффективности планирования развития потенциала предприятия. 2.2. Разработка рекомендаций планирования развития потенциала предприятия. Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта. План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Важнейшая задача планирования развития потенциала – обеспечить предприятию возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств, способствующих поставленным целям. Это обуславливает актуальность выбранной темы и определяет основные направления, исследуемые в данной курсовой работе. Цель курсовой работы заключается в исследовании основ планирования развития потенциала предприятия. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - рассмотреть теоретические и методологические основы планирования развития потенциала предприятия; - рассмотреть формы и принципы планирования развития потенциала предприятия; - изучить особенности, методику и технологию планирования развития потенциала предприятия; - рассмотреть эффективность планирования развития потенциала предприятия; - составить рекомендации по планированию развития потенциала предприятия. Предметом исследования является система методов и форм планирования развития потенциала предприятия. В качестве объекта исследования выступают промышленные предприятия различных форм как основа современной экономики России. 1 Глава. Теоретические и методологические аспекты планирования развития потенциал предприятия. 1.1. Содержание, формы и принципы планирования развития потенциал предприятия. Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рынка - обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств. Те предприятия и компании, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, как показывает опыт зарубежных стран, устойчиво оказываются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Чтобы фирма могла установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быстрее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации. Однако ограничительное воздействие определенных пределов на целенаправленное развитие систем или индивидов, как показал в своих работах Р. Л. Акофф, может быть отодвинуто несколько дальше изменением желаний или технических возможностей, которые раздвигают пределы необходимых усовершенствований. Ограниченные ресурсы ставят свои пределы только тогда, когда предстоит делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, этих ресурсов, а именно их и нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если потребность в нем уменьшается или если научиться его использовать с большей эффективностью. Из этого вытекает, что развиваться должны прежде всего сами люди — основной потенциал любой системы. Чем больше развита личность или система, тем меньше они ограничены ресурсами, тем выше их совокупный потенциал. Ограничение роста потенциала предприятия (фирмы) обычно заложено в их окружении, но главные ограничения их долгосрочного экономического» развития содержатся в них самих. Если выразиться иначе, то главные; пределы роста экзогенные, или внешние, лежат вне системы, а главные пределы развития — эндогенные, или внутренние, заложены в ней самой. Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п. В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные факторы, которые природа предоставляет людям в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производства, способствуют росту личного и национального богатства. Труд, или трудовые ресурсы, характеризует совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В общем виде любой труд или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников, уровнем их профессиональной подготовки и квалификации, трудовой отдачей персонала и многими другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства всякий процесс труда может быть определен величиной затрат и результатов, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, его продуктивностью, затратами на содержание персонала, заработной платой работников и т.д. Капитал, или инвестиционные ресурсы, определяет весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и выполнения услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресурсам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и приносят многим их обладателям большое богатство. Предпринимательские, или творческие, способности человека проявляются в умении открыть свое дело (бизнес), организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные инновационные проекты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов. Способности человека к предпринимательской деятельности в реальной жизни еще больше ограничены, чем все остальные экономические ресурсы в природе. Именно из-за большой редкости предпринимательских, творческих способностей людей за их использование обществу приходится платить значительно выше по сравнению с другими производственными ресурсами. Однако в большинстве случаев проявление предпринимательских способностей человека вполне себя оправдывает получением того совокупного дохода, который они производят своей созидательной инициативой, новаторским подходом, организаторской деятельностью, управленческими действиями и т.д. В то же время предпринимательство, как подтверждает мировой опыт рыночных отношений, всегда связано с определенным риском. По заключению К. Р. Макконелла, в капиталистической или рыночной системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждением за затраченные ресурсы, время, усилия и способности могут оказаться заманчивые доходы (прибыль) или непредвиденные убытки (потери) и в конце концов — банкротство. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами — своими собственными и всех остальных акционеров. К особым видам ресурсов, способствующим объединению в единую систему разрозненных производственных факторов и повышающим эффективность их применения, многие экономисты относ такие основательные экономические категории, как организация производства и рабочее время. В известном экономическом смысле, мнению А. Маршалла, существуют только два фактора производства: природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и готовностью позаботиться о сохранении созданного товара. При данных свойствах и силах природы и потенциала человека рост богатства, знаний и организации проистекает из них как следствие из причины. Но человек сам значительной степени создается окружающей его средой, в которой большую роль играет природа. Следовательно, с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы планирования научно-технического и социально-экономического развития предприятия. Совокупный потенциал любой организации образуют отдельные Трудовой потенциал человека характеризуется совокупностью его способностей к экономической деятельности. Между трудовым потенциалом, результатами труда и уровнем жизни человека существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующие изменения всех остальных. Однако трудовой потенциал человека имеет свои границы, определяемые его умственными и физическими способностями, нравственными и интеллектуальными качествами и другими личными характеристиками, а также наличием склонности и возможности к профессиональному росту и развитию. Современный подход к развитию трудового потенциала человека наиболее основательно и полно раскрыт Б. М. Генкиным. К основным компонентам трудового потенциала относятся: здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм. Все эти характеристики могут быть применены как к отдельному человеку, так и к группе людей, предприятию, региону и всей стране. Здоровье характеризуется рядом параметров, требующих в общем случае специального медицинского и социально-экономического анализа. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями человека и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда. В настоящее время здоровье населения России значительно хуже, чем в развитых странах, и продолжает ухудшаться. Средняя продолжительность жизни составляет 65 лет. Состояние здоровья заметно сказывается на эффективности производства и уровне жизни работников. Образование — важнейший фактор роста эффективности производства и национального богатства. В России ухудшается не только состояние образования людей, но и снижается эффективность использования персонала с высшим образованием. На отечественных предприятиях только 10% выпускников технических вузов заняты непосредственно инженерной деятельностью. Остальные числятся на должностях рабочих, служащих и др. Нравственность служит одним из показателей новых трудовых отношений в рыночной экономике. В России значительно увеличилось число экономических преступлений, в частности заказных убийств крупных предпринимателей и руководителей банковских структур. Профессионализм персонала относится к важнейшим показателям рабочей силы. Однако в России рост квалификации идет явно замедленными темпами. На предприятиях велика доля рабочих малоквалифицированного труда, особенно низок уровень профессионализма многих руководителей, в том числе и экономистов-менеджеров. Творчество работников служит наиболее влиятельным фактором экономического развития страны. Многие предприниматели, научные работники, рационализаторы и изобретатели вносят заметный вклад в достижение высокой прибыли и повышение эффективности производства. Основой развития трудового потенциала работников является совершенствование заложенных природой человеческих способностей, в процессе трудовой деятельности человеческий потенциал непрерывно развивается. На многих предприятиях действуют свои системы повышения профессиональной квалификации персонала, расходуются значительные финансовые средства на поддержание здоровья, создание безопасных условий работы, развитие творческих способностей и т.п. Развитие и реализация трудового потенциала человека в очень большой степени зависят от сложившихся экономических отношений существующей государственной политики в стране, а также национального богатства и многих других факторов. Для стран с высоким уровнем благосостояния народа характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы осуществления такой политики, хотя и имеют национальные особенности, целом носят общие функции: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов. Однако в России пока отсутствует государственная политика дальнейшего развития науки, культуры, образования, творчества и других сфер, обеспечивающих высокий уровень развития человеческого капитала, трудового потенциала людей. Экономический потенциал любого предприятия представляет собой состав его ресурсов — трудовых, материальных, финансовых и других, имеющихся в распоряжении организации для производства запланированных работ и услуг. Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют следующие факторы и показатели: — объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации; — способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления; — финансовое состояние предприятия, уровень текущей платеж способности и ликвидности, внешняя и внутренняя задолженность, степень кредитоспособности; —- состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии; — информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности. Рассмотренные трудовые и экономические компоненты содержат комплексную характеристику важнейших социально-экономических, научно-технических, финансово-инвестиционных и многих других факторов или индикаторов, которые позволяют оценивать общий, или совокупный, потенциал каждого предприятия. Степень, или уровень, развития потенциала предприятия можно представить соотношением различных сравнительных характеристик его сегодняшнего состояния с соответствующими эталонными (нормативными) показателями или стандартами. В качестве базы сравнения могут быть взяты мировые или отечественные высшие стандарты, отраслевые или региональные эталоны, а также корпоративные или внутрихозяйственные нормативы. Система подобных стандартов может стать основой планирования и управления развитием потенциала наших предприятий. В зарубежной практике применяется целая система различных индикаторов, с помощью которых дается сравнительная оценка развития потенциала разных фирм, компаний и национальной экономики в целом. Под индикаторами понимается совокупность важнейших характеристик объекта или системы, позволяющих в формализованном виде описать состояние их основных параметров, выбрать оптимальные варианты функционирования системы в различное время и наметить наилучшие способы ее развития в будущем. Планирование развития потенциала предприятия производится по следующим главным индикаторам или комплексным факторам: · динамика национальной экономики или экономического потенциала; · производственная мощность предприятия или отрасли промышленности; · динамика внутреннего рынка; · финансовое состояние фирмы; · человеческий капитал или трудовой потенциал; · престиж фирмы, отрасли или страны; · обеспеченность производственными ресурсами; · ориентация на внешний рынок; · инновационный или творческий потенциал; · общественная стабильность. Каждый из перечисленных комплексных производственных факторов-индикаторов состоит из двух-трех десятков единичных показателей. Поэтому при планировании развития потенциала предприятия возникает весьма сложная задача по отбору наиболее значимых показателей для оценки каждого из приведенных факторов. Например, в странах с развитой рыночной экономикой для оценки человеческого капитала используется более тридцати частных показателе. В связи с этим необходимо перечислить наиболее важные из применяемых за рубежом показателей — характеристик человеческого потенциала: 1) численность населения; 2) возрастная структура населения; 3) динамика численности трудоспособного населения; 4) общий уровень безработицы; 5) создание новых рабочих мест; 6) профессиональное обучение; 7) талант менеджера; 8) оклад работников; 9) максимальная ставка подоходного налога; 10) государственные расходы на образование; 11) средняя продолжительность жизни; 12) система охраны здоровья; 13) степень опасности жизни. Первые три места в мире по совокупности развития человеческого капитала занимают США, Канада и Япония. Их общий экономический потенциал соответствует занимаемым высшим местам в мировом сообществе развитых стран. Следовательно, мировое лидерство является наивысшим уровнем развития экономического потенциала целой страны или отдельной компании. За ним следует второй уровень развития потенциала, соответствующий средним мировым стандартам. Третьим уровнем можно считать национальное лидерство, четвертым -соответствие национальным стандартам, пятым — отраслевое лидерство, шестым - соответствие отраслевым стандартам. Необходимо также иметь нормативы порогового уровня развития потенциала предприятия, за которым оно становится неконкурентоспособным на внутреннем рынке. Планирование и управление развитием потенциала предприятия будет способствовать непрерывному его экономическому росту за счет наиболее рационального использования всех производственных ресурсов и в первую очередь профессиональных и интеллектуальных способностей персонала, в том числе и экономистов-менеджеров. 1.2. Особенности планирования развития потенциал предприятия. На отечественных предприятиях планирование развития технического потенциала обычно производится по следующим основным направлениям: – разработка конкурентоспособной продукции; – внедрение прогрессивной технологии; – совершенствование организации производства; – автоматизация производственных процессов; – создание новых хозяйственных подразделений; – реструктуризация действующего производства; – снижение расхода производственных ресурсов; – совершенствование управления предприятием; – повышение профессионализма персонала; – рост производственной мощности предприятия; – оптимизация условий труда работников; – стандартизация и унификация продукции. Все перечисленные направления могут быть включены в тематические планы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Тематические планы составляются обычно на пятилетний период с учетом всех предстоящих внутренних и внешних планируемых изменений производственных систем на предприятиях или в фирмах. Структурно план технического развития производства может быть представлен в виде рис. 1.
Рис. 1. Структура плана технического развития производстваИсходными материалами для составления такого плана являются: научно-технические прогнозы по основным направлениям развития предприятия; результаты законченных НИОКР; патенты, лицензии, рационализаторские и изобретательские предложения, результаты маркетинговых исследований, результаты анализа технико-экономического уровня данного производства в сравнении с общим уровнем технического развития отрасли и основных конкурентов; заявки потребителей, государственный (ведомственный) заказ на создание новых видов продукции, технических процессов. Планирование создания и освоения новых продуктов, повышение качества и модернизация выпускаемых изделий является важнейшим элементом планирования технического развития предприятия, имеющим своей целью производство продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей. Мероприятия этого раздела группируются по следующим направлениям: • выпуск принципиально новой продукции, не имеющей аналогов на рынке; • организация выпуска видов продукции, имеющей аналоги и коммерческий успех на рынке, ранее не производимой на данном предприятии; • модификация выпускаемой на предприятии продукции и повышение ее качества; • снятие с производства устаревшей продукции; • подготовка продукции к сертификации, разработка и внедрение новых прогрессивных стандартов и технических условий. Планирование раздела выражается в формировании продуктово-рыночного портфеля предприятия и планировании производственной программы на определенный период времени. Под продуктово-рыночным портфелем предприятия понимается возможная совокупность продуктово-рыночных и научно-технических направлений его деятельности на длительную перспективу, обладающую наибольшей способностью по обеспечиванию потенциала прибыли данного предприятия. В мировой практике для формирования продуктово-рыночного портфеля используют портфельные матрицы (табл. 3.2), определяющие четыре возможные структурные концепции развития технического направления предприятия или отдельного продукта. Таблица 3.2 Матрица продуктово-рыночного портфеля предприятия
Рис. 3. Этапы стратегического планированияВарианты путей потенциального развития предприятия представлены на рис. 3.4.
1.3. Методика, технология планирования развития потенциал предприятия. В общем виде планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы: 1) оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке; 2) определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом и его совокупного потенциала; 3) анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии; 4) выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия; 5) планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов; 6) осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развития потенциала предприятия. Таким образом, повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на действующем рынке. Рассмотрим в связи с этим основные виды или составляющие компоненты потенциала; предприятия. Планирование потенциала предприятия представляет собой процесс совершенствования техники, технологии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников н их жилищных и культурно-бытовых условий. Необходимость разработки плана развития потенциала вызывается действием следующих основных факторов:
Цель планирования потенциала - создать материальные условия для наиболее эффективного выполнения предприятием тех задач, которые на него возлагаются. Достижение этой цели обеспечивается решением комплекса задач:
План планирования потенциала предприятия состоит из следующих подразделов: 1. создание, освоение новых и повышение качества выпускаемых видов продукции; 2. внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, 3. совершенствование управления, плакирования и организации производства; 4. внедрение НОТ; 5. капитальный ремонт и модернизация основных производственных фондов; 6. мероприятия по экономии материалов, топлива, энергии; 7. проведение НИР и ОКР; 8. изменение социально-квалификационной структуры кадров; 9. улучшение условий труда и охраны здоровья работников; 10. социальное развитие коллектива; 11. организация рационализаторской и изобретательской работы ; 12. основные показатели технико-экономического уровня производства и выпускаемой продукции; 13. технико-экономические результаты внедрения мероприятий но техническому развитию и совершенствованию организации производства. Исходными данными при разработке данного плана являются:
Показатели плана планирования развития потенциала предприятия систематизируются на: 1. натуральные показатели (номенклатура всех планируемых мероприятий); 2. экономические показатели (затраты на внедрение, экономический эффект, рентабельность); 3. технически показатели (уровень специализации, уровень механизации и автоматизации, технический уровень, удельный вес прогрессивного оборудования); 4. социальные показатели (численность, структура кадров, заработная плата, удельный вес рабочих, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и т.п.) Для наиболее полного определения технико-экономических показателей, которые должны быть достигнуты в планируемом периоде в результате намеченных мероприятий, в плане предусматривается система показателей эффективности производства, среди которых можно выделить следующие:
Для проведения и финансирования плана потенциала предприятия могут быть использованы: 1) собственные средства предприятия: амортизационные отчисления; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия с учетом доходов от сдачи в аренду (лизинг); паевые взносы учредителей предприятия; средства, получаемые от реализации собственных ценных бумаг; прибыль, выводимая из-под налогообложения на финансирование капитальных вложений; 2) привлеченные средства: банковский кредит на коммерческой основе; бюджетные ассигнования на выполнение конкретных программ федерального или местного значения, денежные и материальные взносы учредителей; средства юридических лиц и граждан через эмиссию ценных бумаг. 2 Глава. Эффективность планирования развития потенциал предприятия. 2.1. Анализ эффективности планирования развития потенциал предприятия. На сегодняшний день одной из глобальных проблем для современного российского предприятия является сохранение конкурентоспособности и поддержание активности в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Данная проблема в совокупности с целым спектром подобных проблем не является для современного предприятия новой. Одной из главнейших причин подобного положения, на наш взгляд, является неумение оценивать экономический потенциал, находящийся в распоряжении предприятия, и управлять его развитием. Эффективность деятельности предприятия во многом обусловлена правильным формированием состава и структуры экономического потенциала. Потенциал (от лат. potentia – сила, мощь) в широком смысле – средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи. В экономической литературе существуют различные толкования понятия экономического потенциала – от чрезвычайно узкого его понимания как годового объема производства до таких всеобъемлющих категорий, как социально-экономическая система. В современных публикациях термин «экономический потенциал» чаще встречается применительно к макроэкономике, тогда как экономический потенциал хозяйствующих субъектов определяет потенциал региона, отрасли и в целом России. Система показателей измерения и планирования потенциала предприятия в конкретных условиях весьма обширна. В обобщенном виде она представлена на рис. 2. Вопросу исследования потенциала, и в частности производственного потенциала предприятия, уделялось немало внимания, особенно до 1990 г. Но, несмотря на то что развитию именно производственной базы было посвящено множество работ, а само наращивание объемов производства входило в состав наиболее приоритетных задач государственной политики, комплексный подход к рассмотрению как экономического, так и производственного потенциала не был сформулирован и проработан в должной мере. То же можно сказать и в отношении формирования и усиления конкурентного статуса предприятия, напрямую связанного с рациональным использованием и развитием потенциала. До недавнего времени потенциал предприятия сводился исключительно и в лучшем случае к исследованию производственного потенциала. Между тем, на наш взгляд, невозможно отожествлять производственный потенциал с экономическим или совокупным потенциалом предприятия, так же как и функционирование современного предприятия – только с производством продукции и оказанием услуг. Экономический потенциал (страны) – совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством. По мнению И.А. Гуниной, под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Так, Л.С. Сосненко рассматривает экономический потенциал как совокупность ресурсов и резервов, т.е. наличие активов, обеспеченных соответствующими источниками финансирования, или как способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов. Понятие потенциала в бухгалтерской интерпретации И.Н. Богатая сформулировала следующим образом: «Потенциал предприятия представляет собой активы и источники образования активов (ресурсный потенциал) и их способность в ходе осуществления производственно-финансовой деятельности (действующий потенциал) приносить определенные финансовые результаты». Профессор В.В. Ковалев при разработке методики оценки и анализа экономического потенциала коммерческого предприятия дает следующее его определение: «Потенциал предприятия экономический – это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия». В свою очередь, под имущественным потенциалом понимается совокупность средств предприятия, находящихся под контролем; а финансовый потенциал – это характеристика финансового положения и финансовых возможностей предприятия. В Большом экономическом словаре под экономическим потенциалом понимается совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать новую продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Н.Ф. Риффа интерпретирует экономический потенциал как совокупность ресурсов и выявленных резервов осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия. О.Н. Криворучко в своей монографии «Становление предпринимательской экономики в России» отводит экономическому потенциалу важное место, под которым понимает емкое, многоструктурное понятие, в наибольшей мере подходящее для обобщенной (интегральной) оценки экономических процессов, влияющих на разнообразие путей, форм методов проведения экономической реформы. Особое место отводится экономическому потенциалу страны как целостной системе, включающей такие потенциалы, как трудовой, инвестиционный, природно-ресурсный и инновационный. Кроме того, как показал анализ экономической литературы, экономический потенциал можно рассматривать и как материально-технические и организационно-экономические возможности организации, и как совокупную способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определенный исторический момент. Поскольку практически все управленческие решения затрагивают экономический потенциал – его использование, управление им, возникает необходимость разработки вопросов не только анализа самого экономического потенциала, но и эффективных методов и механизмов его комплексной оценки. Эффективное исследование проблемы развития и максимального использования экономического потенциала предприятия, безусловно, должно предваряться четкой конкретизацией этого понятия и структуры входящих в его состав элементов. Рассмотрим в связи с этим основные виды или составляющие компоненты экономического потенциала предприятия. Экономический потенциал предприятия, по мнению И.А. Гуниной, представляет собой систему, включающую в себя совокупность кадровых, финансовых, производственных, инновационных, информационных и др. потенциалов (возможностей), направленных на обеспечение долгосрочного экономического развития предприятия на основе принятых к реализации стратегий. Экономический потенциал (как и входящие в его состав элементы), а также механизм его развития, который необходим для поддержания конкурентоспособности предприятия, в отличие от совокупного потенциала предприятия отвечает за исследование и развитие предприятия с экономических позиций. В то же время в рамках совокупного потенциала предприятия могут быть исследованы (помимо экономического) правовой, экологический и другие виды потенциалов. Потенциал трудовой (кадровый) – основная часть экономического потенциала, характеризующаяся количественным и качественным составом трудовых ресурсов предприятия, их соответствием уровню используемой техники и технологии, а также способностью к перспективному развитию в соответствии с целями предприятия. Финансовый потенциал – раскрывается через исследование количества и качества финансовых ресурсов, определяющих возможности функционирования и развития предприятия. Ряд факторов, характеризующих финансовый потенциал предприятия, к которым относятся: достаточность оборотных средств на предприятии, стоимость имущества предприятия, норма накопления прибыли, размер внешнего и внутреннего долга и т.д., во многом определяет инвестиционную конкурентоспособность предприятия, кредитоспособность, экономическую независимость. Не следует также забывать, что помимо влияния непосредственно на уровень экономического потенциала предприятия, уровень финансового потенциала также оказывает косвенное влияние на другие составляющие. Под производственным потенциалом следует понимать имеющиеся и потенциальные возможности производства к выпуску конкурентоспособной продукции при эффективном использовании основных факторов производства на основе обеспеченности основными видами ресурсов. Каждый из элементов экономического потенциала может оцениваться с различной степенью детализации. Сущность таких методик сводится преимущественно к исследованию загрузки оборудования, технического уровня отдельных его видов, оценке отдельных элементов применяемой технологии и т.д. Помимо этого для оценки производственного потенциала необходим анализ существующих на предприятии условий для выпуска продукции, а именно зданий, сооружений, системы коммуникаций, производственных площадей. Необходимо также учитывать и рыночную стоимость основного капитала. Уровень производственного потенциала во многом определяется потенциалом рынка, т.е. абсолютным (относительным) объемом товаров, которые могут быть закуплены или потреблены тем или иным сегментом рынка за определенный временной период. Научно-технический потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных, инновационных и организационных ресурсов, предназначенных для достижения стоящих перед предприятием целей стратегического развития и поддержания конкурентоспособности. Совокупность инновационного и информационного потенциалов характеризуется в основном своевременностью периодического обновления производства, сменой или усовершенствованием технологий, разработкой новых продуктов, а также возможностью качественной обработки и анализа проходящей информации. Оценка инновационного потенциала предприятия призвана определить степень обеспеченности конкурентоспособности продукции или услуг предприятия по научно-техническим показателям конкурентоспособности предприятия в целом. Различают два основных типа инновационной стратегии: – адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в целях выживания; – конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. Информационный потенциал предприятия выражается в оптимальности использования и быстроте прохождения информационных потоков на предприятии. Информация сама по себе обладает целым комплексом специфических свойств: она не расходуется в процессе потребления, не ограничена потреблением. Вместе с тем степень отлаженности информационного механизма напрямую воздействует на производственный процесс. Помимо этого быстрота реакции на внешнюю информацию и способность эффективно и своевременно ее использовать в настоящее время позволяют не только предприятиям выжить, но и значительно укрепить свои позиции. Л.С. Сосненко в своей монографии «Анализ экономического потенциала действующего предприятия» рассматривает вопросы экономического анализа финансового положения предприятия и считает, что результат финансово-хозяйственной деятельности рассматривается как достижение определенного уровня экономического потенциала, состоящего из имущественного потенциала и финансового положения предприятия. Модель экономического потенциала предприятия также может определяться: – объемом и качеством имеющихся у предприятия ресурсов, включающих основные производственные и непроизводственные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения, численности работников; – способностями менеджеров и работающих (как наемных, так и собственников) к созданию продукции оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы. Подобно тому, как на предприятии помимо производственных протекает целый спектр иных процессов, безусловно, связанных с производством, рассматривать и исследовать такие процессы только лишь через призму производства невозможно, так же как и невозможно изучить и охарактеризовать коллектив через исследование только лишь характера трудовой деятельности каждого его члена. Бытовавшее представление (свойственное механическому подходу к исследованию объектов) базировалось на том, что понимание объекта происходит через мысленное или физическое разделение его на части. Понимание частей, в свою очередь, также предполагает деление на более мелкие составляющие, и так до бесконечности. И поскольку такому процессу не будет завершения, для проведения анализа конкретного объекта необходимо осознать возможность его исследования как целого. Исследование отдельных составляющих экономического потенциала предприятия и разработка мероприятий по их развитию не могут дать положительного эффекта уже потому, что не исследовано и не обосновано влияние таких составляющих друг на друга и на целостную систему, под которой мы подразумеваем экономический потенциал. Анализируя экономический потенциал конкретного предприятия в ряду отраслевых предприятий по основным его элементам, можно выявить уровень его конкурентоспособности и, таким образом, свести анализ экономического потенциала предприятия в рыночных условиях к анализу его конкурентоспособности. Следовательно, можно говорить о конкурентоспособности потенциала предприятия, под которой понимается сравнительная комплексная оценка состояния важнейших параметров его потенциала относительно выбранных стандартов (схожего предприятия, отрасли, мировых аналогов). В то же время нельзя определенный уровень экономического потенциала рассматривать как константу. Применительно к конкурентоспособности предприятия потенциал напрямую связан с целями развития и поэтому планирование развития потенциала предприятия предполагает включение целого ряда таких этапов, как: – оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке; – определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия и его совокупного капитала; – анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов на предприятии; – выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия; – планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов; – осуществление запланированных мероприятий, связанных с обеспечением экономического роста и развитием потенциала предприятия. Таким образом, конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих, и невозможно было бы неправомерно сводить исследование экономического потенциала предприятия исключительно к отдельным функциональным потенциалам. Поскольку предприятие функционирует в рыночной макросистеме, то очевидно, что развитие каждой составляющей экономического потенциала необходимо рассматривать вкупе с потенциалом рынка (характеризующимся емкостью, отлаженностью, уровнем и темпами развития), потенциалом конкурентов и государственным потенциалом. Л.С. Сосненко рассматривает деятельность предприятия с точки зрения использования и формирования экономического потенциала. Таким образом, управление деятельностью предприятия – это управление использованием имеющегося экономического потенциала предприятия. Известно, что деятельность предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды, следовательно, анализ формирования экономического потенциала позволяет выявить резервы увеличения его, как внутренние, так и внешние. В итоге возможности дальнейшего развития предприятия определяются результатами анализа экономического потенциала, который непосредственно базируется на его оценке. По мнению Л.С. Сосненко, наиболее полная и достоверная информация о потенциале предприятия по состоянию на определенную дату в процессе его формирования за определенный промежуток времени в денежном измерении представлена в бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет экономического потенциала осуществляется в стоимостном измерении и дает информацию об экономическом потенциале, его изменениях, результатах использования (прибыли и убытки), а также об обязательствах перед дебиторами и кредиторами, возникающих в процессе использования экономического потенциала. Имущественный потенциал формируется на предприятии как результат использования всех ресурсов, и оценка его характеризует эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В основе оценки экономического потенциала лежит стоимостная характеристика имущественного потенциала, который в бухгалтерском балансе представлен в виде активов и пассивов. Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами. В целом имущественное положение предприятия оценивается наличием и размещением экономических ресурсов (активов) и источников финансирования активов (пассивов). Сопоставление стоимости экономических ресурсов, которыми располагает экономический субъект на определенную дату, с величиной источников формирования этих ресурсов характеризует финансовое состояние. Кроме того, сопоставление имущественного потенциала с доходом предприятия за анализируемый период позволит аналитику определить возможности развития бизнеса. Оценка финансового состояния предприятия позволяет выявить финансовые возможности предприятия и характеризует экономический потенциал с качественной стороны. Финансовые возможности предприятия определяются прежде всего наличием у него собственного капитала. Необходимо оценить, какой суммой собственного капитала располагает предприятие и в какие активы вложен собственный капитал. Определение структурных показателей источников формирования активов позволяет оценить степень зависимости предприятия от заемных источников. Высокая степень зависимости предприятия от кредиторов ограничивает возможности дальнейшего развития предприятия, а увеличение такой зависимости, как правило, приводит к банкротству. Для предотвращения банкротства и обеспечения развития предприятия требуется своевременная оценка финансового состояния и эффективное управление устойчивостью положения предприятия. Предлагаемая методика анализа результата финансово-хозяйственной деятельности основана на дедуктивном подходе. Рассматривается достигнутый экономический потенциал предприятия как результат финансово-хозяйственной деятельности. Развитие экономического субъекта понимается как процесс наращивания экономического потенциала. Увеличение экономического потенциала – это комплексная задача. Воздействие отдельно на составляющие экономического потенциала в конечном итоге может привести к отрицательному результату. Например, увеличение запасов сырья и материалов в целях расширения производства при отсутствии соответствующих источников финансирования может привести к ухудшению финансового состояния экономического субъекта. По В.В. Ковалеву, в плане формализации экономический потенциал в наиболее общем виде может быть подразделен на два компонента: имущественный потенциал (материальные ресурсы, материально-техническая база) и финансовый потенциал (финансы фирмы) [2]. Обе стороны экономического потенциала коммерческой организации взаимосвязаны – нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести к ухудшению финансового положения, и наоборот. 2.2. Разработка рекомендаций планирования развития потенциала предприятия. Проблема планирования развития потенциала становится очень актуальной в условиях повышения нестабильности условий работы предприятий . Недостаточная проработка процесса планирования развития потенциала , неподготовленность руководителей разного уровня к принятию обоснованных, взвешенных и обдуманных решений ведет к таким явлениям, как разрыв хозяйственных связей, невыполнение договорных обязательств, взаимные неплатежи, снижение инвестиционной активности, замедление темпов НТП. На большинстве предприятий часть проблем, требующих стратегического реагирования, ускользает от внимания руководителей. В первую очередь вопросы маркетинга, взаимосвязи предприятия с потребителями и поставщиками. Система принятия решений нуждается в повышении роли стратегического управления, и планирования развития потенциала в частности . Качество стратегических решений служит серьезным препятствием в реализации потенциала предприятия и эффективного использования ресурсов. В сложившейся ситуации особое значение имеет разработка теории и методов анализа потенциала экономических систем. Основной задачей является создание инструментальных средств, позволяющих выявить, проанализировать, оценить потенциал предприятия и разработать систему стратегического планирования на предприятии на основе оценки уровня его использования. Оценка уровня использования рыночного потенциала является важнейшим фактором процесса стратегического планирования. Тем не менее представления четкой структуры рыночного потенциала и разработки стратегии его повышения не нашли своего отражения в отечественной экономической литературе Такие исследователи, как Г.Б. Клейнер, Р.М. Качалов, В.Л. Тамбовцев, внесли свой вклад в определение понятия социально-экономического потенциала предприятия, который можно охарактеризовать как совокупность нaxoдящиxcя в распоряжении предприятия стратегических ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в тех или иных условиях. Кроме того, ими предложен механизм разработки стратегии предприятия, который включает в себя (на одном из начальных этапах) анализ потенциала предприятия, определение в соответствии с ним возможных зон хозяйствования и анализ рынка продукции в этой сфере. Тем не менее, авторами не предложен механизм повышения уровня использования рыночного потенциала предприятия в стратегической перспективе. Дальнейшую разработку теории потенциала продолжили Е.В. Попов и В.Л. Ханжина. Ими была введена в экономический оборот такая экономическая категория, как «рыночный потенциал предприятия», выявлена ее поэлементная структура и предложен метод оценки данной величины, который можно использовать на практике . Расчет уровня использования рыночного потенциала Рыночный потенциал предприятия (РПП) — это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%. Уровень использования рыночного потенциала (УИРП) — это мера управления ресурсами предприятия в целях эффективного взаимодействия с рынком на некоторый момент времени. УИРП может принимать значения от 0 до 100 %. Основные составляющие рыночного потенциала как элемента стратегического планирования — блок ресурсов, блок системы управления и стратегического планирования предприятия и блок маркетинга. Данные блоки охватывают все основные стратегические компоненты предприятия, позволяющие достигать поставленных целей. В управленческом блоке формулируется миссия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, определяются цели. Реализация поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных) Маркетинговый элемент, дополняющий структуру РПП, отражает деятельность персонала: аналитическую, производственную, коммуникационную. Таким образом, понятием РПП объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления на различных этапах, но и методы, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовывать имеющиеся рыночные возможности. Для расчета УИРП необходимо упорядочить составляющие данные и определить взаимосвязи между компонентами. Ресурсы являются предметом маркетинговой и управленческой деятельности. Таким образом, выделяется два направления анализа РПП: анализ маркетинговой деятельности в области ресурсов и анализ управленческой деятельности в области ресурсов. Дальнейший анализ производится по методу декомпозиции РПП на простейшие составляющие. Намеченные выше два направления анализа — это фактически первый уровень декомпозиции. Второй уровень представляет собой детализацию составляющих первого уровня, а именно потенциала маркетинговой деятельности и потенциала управленческой деятельности. Результатом декомпозиции второго уровня явились потенциал аналитической, производственной и коммуникационной деятельности (декомпозиция потенциала маркетинговой деятельности) и потенциал планирования, организации, мотивации и контроля (декомпозиция потенциала управленческой деятельности) Третий уровень декомпозиции соответствующим образом представляет структуру составляющих второго уровня. На этом уровне потенциал детализируется по отдельным видам ресурсов. В качестве составляющих третьего уровня получаем, например, потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов, в области финансовых ресурсов и т.д. Четвертый, последний, уровень декомпозиции основывается уже на предметах деятельности в областях третьего уровня. Так, например, на четвертом уровне потенциал аналитической деятельности в области трудовых ресурсов будет представлен потенциалами предметов аналитической деятельности в области трудовых ресурсов. В данном случае это может быть анализ влияния различных факторов на производительность работников, анализ формального и неформального взаимодействия работников различных уровней иерархии, анализ организационной структуры и т.п. После определения всех составляющих РПП, встает задача их оценки, т.е. оценки потенциала каждой составляющей РПП. Поскольку простое арифметическое сложение потенциалов, составляющих РПП, будет некорректным, возникает необходимость использования весовых коэффициентов, которые отражают уровень значимости составляющих РПП в рыночной деятельности предприятия. Например, для некоторого предприятия аналитическая деятельность играет большую роль (оказывает большее влияние на эффективность маркетинговой деятельности), нежели коммуникационная и производственная. Такое же значение имеют весовые коэффициенты для составляющих других уровней декомпозиции. Так, например, аналитическая деятельность в области финансовых ресурсов может играть большую роль в маркетинговой деятельности предприятия, чем аналитическая деятельность в области информационных ресурсов. Потенциал маркетинговой деятельности (ПAGR ) представлен в виде суммы произведений уровня развития (иначе уровень использования потенциала) аналитической деятельности (П(А) ) и коэффициента ее значимости (k(A) ), производственной деятельности (П(G) ) и коэффициента ее значимости (k(G) ), коммуникационной деятельности (П(R) ) и коэффициента ее значимости (k(R) ): ПAGR = k(A) x П(A) + k(G) x П(G) + k(R) x П(R) . Дальше, следуя намеченной схеме РПП, определяем формульное выражение составляющих следующих уровней декомпозиции, достигнув четвертого, самого последнего, уровня декомпозиции. Тем самым охваченными оказываются простейшие составляющие РПП. В результате учитываются все факторы, способные влиять на потенциал предприятия. Анализируя полученные результаты, можно определить слабые и сильные стороны внутренней деятельности предприятия. Необходимо, чтобы разработанная стратегия вела к ослаблению влияния слабых сторон деятельности предприятия. С понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие «потенциал предприятия». В каждый данный момент предприятие имеет вполне определенный рыночный потенциал. УИРП напрямую зависит от той стратегии развития, которую выбрало для себя предприятие. В основе стратегического планирования с оценкой УИРП лежат два основных подхода к стратегии повышения рыночного потенциала: 1. «Подход снизу» — под которым понимается разработка стратегии увеличения использования отдельных составляющих рыночного потенциала, что в итоге приведет к его росту. Стратегия повышения рыночного потенциала рассматривается как результат разработки стратегий повышения потенциала его составляющих. При этом необходимо оценить текущее значение рыночного потенциала, проанализировать, за счет чего можно его увеличить, построить стратегию улучшения составляющих рыночного потенциала. Такой подход носит ограниченный характер, т.к. не рассматривает влияние изменения УИРП на деятельность всего предприятия в целом и не предполагает наличия взаимосвязи между стратегией повышения УИРП и корпоративной стратегией. 2. «Подход сверху» — под ним понимается кардинальное изменение всей стратегии предприятия, следствием которого станет рост рыночного потенциала. Таким образом, рост рыночного потенциала происходит, когда предприятие выбирает для себя стратегию, ведущую к его увеличению. При этом изменение составляющих РПП диктуется выбранной стратегией. Если проанализировать показатель РПП, становится ясно, что он представляет собой всеобъемлющую оценку внутренней деятельности предприятия и может служить в качестве полноценной характеристики сильных и слабых сторон деятельности предприятия. В результате оценка существующего УИРП закладывается в основу стратегического планирования. Для стратегических решений характерно, чтo их принятие осуществляется путем выбора из дискретного множества известных заранее вариантов. Уровень использования рыночного потенциала в процессе реализации той или иной стратегии является критерием выбора стратегической альтернативы. После завершения процесса стратегического планирования и формирования стратегий по основным направлениям деятельности организации необходимо для каждого варианта (комбинации стратегических решений) спрогнозировать величину рыночного потенциала. Комбинация стратегических решений, обеспечивающая максимальную величину рыночного потенциала, будет наилучшей. Прогноз рыночного потенциала может строиться с использованием качественных методов прогнозирования, таких, как экспертный метод и метод построения сценариев. Построением прогнозного значения УИРП должен заниматься отдел маркетинга с использованием экспертных оценок начальников подразделений или ведущих специалистов предприятия Процесс стратегического планирования, построенный на основе оценки РПП, состоит из следующих этапов. Рис. 4. Процесс стратегического планирования на основе оценки УИРП Таким образом, уровень использования рыночного потенциала зависит от той стратегии, которую предприятие выбирает для себя. Рассмотрим подробнее этапы стратегического планирования на основе оценки УИРП. Определение миссии и целей осуществляется традиционным способом. Миссия должна содержать философские ориентиры в деятельности компании, конкурентные преимущества и т.д. Цели предпочтительнее формулировать в первую очередь по следующим ключевым пространствам или основным сферам деятельности: положение предприятия на рынке, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность и инновационная деятельность [5]. Это позволит более четко отследить соответствие стратегических альтернатив целям компании Анализ внешней макро- и микросреды проводится методом SWOT-анализа, сканирования внешней среды и выявления специфических факторов, непосредственно влияющих на деятельность предприятия. Порядок расчета текущего значения уровня использования РП и определение сил и слабостей были рассмотрены выше. На основе анализа внешней среды и УИРП формируются наиболее перспективные направления деятельности предприятия. Для разработки стратегии предпочтительнее использовать матрицу Ансоффа, основанную на анализе рынка и товара, и матрицу фирмы Arthur D. Little , основанную на анализе жизненного цикла отрасли и ее конкурентной позиции. Анализ стратегических альтернатив с точки зрения соответствия ключевым факторам среды, миссии, цели компании, учета рисков реализации стратегий и взаимосвязи стратегий позволяет отсеять самые неподходящие варианты В итоге необходимо сформировать 2—3 равноправных стратегических варианта, каждый из которых включает в себя дерево стратегий, начиная с корпоративной и заканчивая стратегиями подразделений компании. Для всех вариантов необходимо построить прогнозное значение УИРП. Прогнозирование можно осуществлять на основе метода экспертных оценок. Оценки выставляются для тех же категорий, что и при расчете УИРП. Чтобы облегчить задачу экспертам, необходимо сформулировать основные тенденции развития предприятия и отдельных сфер его деятельности в зависимости от выбранной стратегии. Так, необходимо сформулировать основные тенденции в сфере маркетинга, управленческой деятельности, ресурсов предприятия технологии производства и его эффективности, инноваций. Кроме того, желательно предопределить динамику изменений в каждой из сфер и направление изменения (уменьшение, рост показателей, резкое или плавное изменение). Это облегчит выбор прогнозируемого значения отдельного элемента РПП для эксперта, который будет выставлять оценки прогнозного значения УИРП. Анализ полученных прогнозов позволит выбрать наиболее предпочтительную на данный момент стратегию развития предприятия. Необходимо учитывать, что стратегия должна вести к ослаблению влияния слабых сторон предприятия и защищать от внешних угроз. При проведении анализа внешней среды и УИРП ЗАО «Сысертский фарфор» были сформулированы 3 основных стратегических направления развития предприятия: 1) стратегия рационализации производства и сбыта на основе лидерства в издержках на конкурентном рынке (виолентная стратегия заключается в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а следовательно, и низкой цены производимой продукции); 2) товарная экспансия на основе дифференциации (стратегия, которая предполагает ограничение ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству, производство новых видов продукции); 3) стратегия развития рынка на основе дифференциации продукции (предполагает завоевание новых сегментов рынка). В результате проведенных исследований мы полагаем, что стратегией, которая в большей степени ведет к усилению таких сфер, как мотивация (в области управления), производство и коммуникации (в сфере маркетинга), является «стратегия товарной экспансии на основе дифференциации». Следовательно, на данном этапе развития предприятия наиболее рационально будет применение стратегии товарной экспансии. Расчет и прогнозирование УИРП должны проводиться каждый раз, когда предприятие принимает стратегически важные решения. УИРП — это комплексный показатель оценки деятельности предприятия, чувствительный к решениям, имеющим долгосрочные и необратимые последствия. Поэтому любые стратегические решения должны вести к росту или к снижению рыночного потенциала. Если предприятие принимает решение, негативно влияющее на РП, это может сказаться на его положении в отрасли и на конкурентоспособности продукции. Преимущества стратегического планирования на основе оценки УИРП Планирование на основе оценки УИРП предоставляет возможность построения стратегии предприятия, ведущей к улучшению внутренних показателей его работы. Подобный анализ позволяет изучить деятельность предприятия с точки зрения рационального использования всех имеющихся ресурсов. Данный метод охватывает все сферы внутренней деятельности предприятия и позволяет наиболее четко представить направления их развития для эффективного взаимодействия с рынком. С одной стороны, предложенный нами метод основывается на традиционном понимании процесса стратегического планирования и легко встраивается в существующую на предприятии схему анализа, обеспечивая системный взгляд на его работу. С другой стороны, рассмотрение УИРП дает более объективную картину по сравнению с традиционными методиками, т.к. она основана на синтезе оценок ведущих специалистов. Такой подход позволяет составить комплексное видение проблем и перспектив развития предприятия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, планирование развития потенциала предприятия совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации. В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида земля, труд, капитал и предпринимательские способности. В качестве рекомендаций планирования развития потенциала предприятия предложена методика стратегического планирования деятельности предприятия на основе оценки уровня использования рыночного потенциала . Задачи анализа — расчет внутреннего потенциала предприятия и представление данных в качестве параметров внутренней среды предприятия; формирование множества стратегических альтернатив на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии предприятия, прогноз изменения уровня использования потенциала предприятия в условиях реализации данной стратегии.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 560 с. 2. М.С. Атлас, К.Н. Лебедева. Вопросы о содержании экономических понятий. // Вестник Финансовой академии. 2000. №3 (15) - С. 6-16. 3. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 471 с. 4. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с. 5. Комментарий к международным стандартам финансовой отчетности / Палий В.Ф. - М.: Аскери, 1999. - 352 с. 6. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 527 с. 7. Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Экономическая стратегия фирмы: Конспект лекций. - СПб.: Политехника, 2000. - 204 с. |