Реферат: Античная философия 26
Название: Античная философия 26 Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии. 2. Философские школы досократического периода. 3. Классический (сократический) период в развитии древнегреческой философии. 4. Философия эллинистического периода. 1. Периодизация и основные черты древнегреческой философии Древнегреческая философия - выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философию древнего Рима отождествляют непосредственно с древнегреческой, либо объединяют с ней под общим названием “античная философия”. Особенности: материальной основой расцвета данной философии был экономческий расцвет полисов; древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; На поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека); допускалось существование богов; древнегреческие боги были частью природы и близки людям; человек не выделялся из окружающей среды, был частью природы; были заложены направления в философии - идеалистическое (“линия Платона”) и материалистическое (“линия Демокрита”), причемданные направления поочередно доминировали: в досократический периодд - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое. Краткая характеристика этапов древнегреческой философии: Досократический период (7-5 вв. до н.э.) - объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. К досократическому периоду относятся: Милетская школа (“физики”) (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Гераклит Эфесский; Элейская школа; Классический период (сократический) - (середина -конец 4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса):. Отличительные черты: - философы сократического периода меньше внимания уделяли поику первоначала; - допускали участие богов и идей в создании природы и космоса; - выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон - автор учения о “чистых идеях”, предшествовавших реальному миру); - положили начало спору между материализмом и идеализмом; - проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; - от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательному; - внесли вклад в развитие логики; - вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа и зарождение сократическтх школ; философия Платона; философия Аристотеля. Эллинистический период ( (4-2 вв. до н.э.). - период кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с сократиками А. Македонского и их потомками. Особенности философии этого периода: - кризис античных моральных и философских ценностей; - снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним; - отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; - поиск физической и духовной опоры в само себе; - стремление к отрешению от действительности; - преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Особенности философии этого периода: - кризис античных моральных и философских ценностей; - снижение страха перед богами и иными сверхестественными силами, уважения к ним; - отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; - поиск физической и духовной опоры в само себе; - стремление к отрешению от действительности; - преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом счасья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Римский период (1 в. до н.э. - 5 в. н.э.). наиболее известные философы этого периода - Марк Аврелий, Сенека, Тит Лукреций Кар, поздние стоики, ранние христиане. Особенности: - взаимовлияние д/г и древнеримской философии, слияние их в античную; - близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам был императором); - небольшое внимание к проблемам окружающей природы; - повышенное внимание к человеку, государству, обществу; - расцвет эстетики; - расцвет стоической философии; - преобладание идеализма над материализмом; - повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; - рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; - постепенно слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
2. Философские школы досократического периода. Особенности досократического периода: - ярко выраженный космоцентризм; Милетская школа (4 в. до н.э.) получила название от города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Особенности: - философы милетской школы выступали с материалистических позиций; - искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир; Фалес первоначалом всешго сущего считал воду, Анаксимандр - “апейрон” - вечную, неизмеримю, бескоонечную субстанцию, Анаксимен - воздух. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина 6-начало 5 в. до н.э.), д/г философа и математика. Основные взгляды: первопричина всего сущего - число (всю окружающую действительность можно свести к числу и измерить с помощью числа); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить “протокатегории”, которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое и т.д.); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием). Гераклит Эфесский (2 половина 6 - 1 пол 5 вв. до н.э. - крупный д/г философ-материалист. Основные взгляды: первоначалом всего сущего считал огонь; считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (“в одну и ту же реку нельзя войти дважды”); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; Элейская школа (философская школа, существовавшая в 6-5 вв. до. Н.э. в д/г полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известные представители - Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский . Основные взгляды: изучали проблемы познания; жестко разделяли чувственное познание (мнение, “докса”,) и высшее духовное идеалистическое; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы. Демокрит: весь материальтный мир состоит из атомов; атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего; атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); атомы имеют различную величину, форму; Софисты -философская школа в Др.Гр., существовавшая в 50первой пол. 4 вв. до н.э. Представители данной школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний ( в перевде с греческого “софисты” - мудрецы, учителя мудрости). Представители: старшиен софисты - Протагор, Горгий, гиппий, Продик, Антифонт, Критий. Младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант и др. Особенности: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики; Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное на первый взгляд умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Пример - “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь, ты не потерял рога, значит, ты их имеешь”. Данный результат достигается в результате некорректного использования логических смысловых операций. В данном софизме первая посылка ложна, но выдается за истинную, отсюда и результат. Вклад софистов в греческую философию и культуру: критически взглянули на окружающую действительность; Основные положения философии представителя старших софистов Протагора: - вне человеческого сознания ничего не существует; - нет ничего раз и навсегда данного; - что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; - вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (“То, здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким”); - окружающий мир относителен; - объективное (истинное) познание недостижимо; - существует только мир мнения. Таким образом, софисты в качестве критерия оценки окружающей действительности выдвинули субъективное мнение человека. Сократ - наиболее уважаемый из философов античности, чья деятельность имела важное историческое значение: - способствовал распространению знаний, просвещению граждан; - искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и .т.п.; - открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании. Суть майевтики в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. - ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; - был сторонником этического рационализма, согласно которому любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания. Под влиянием идей Сократа и его учеников сложились так называемые сократические школы . киники, киренская школа, мегарская школа, Академия Платона, Элидо-эритрийская школа. Одна из философских школ сократического периода - киники . Главная их цель – не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.).; возвели в абсолют асоциальную свободу; игнорировали государство и законы, традиционную культуру; предпочтение наихудших условий жизни, старой, изношенной одежды, пренебрежение к гигиене; восхваление физической и духовной бедности; крайний аскетизм; замкнутость; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; неготовность к спору, стремление подавить собеседника; концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; радикализм, парадоксальность, скандальность. Наиболее известный представитель кинической философии - Диоген Синопский выдвинул лозунг “Без общины, без дома, без отечества”, вывел понятие “гражданин мира” (космополит); отвергал брак, жестоко высеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы. Философия Платона. Платон - выдающийся мыслитель античности, занимающий особое место среди учеников Сократа. Основатель собственной философской школы - Академии. Его принято считать основоположником объективного идеализма . Платон стремился развить сократовские представления об общем и отдельном. Сократ уловил, что отдельным объектам данного класса присуще общее. Рассуждая о том, что есть прекрасное, Сократ отмечает, что есть много прекрасных вещей: и. кувшин, и девушка, и меч, и лошадь прекрасны по-своему. Но прекрасное нельзя связать ни с одной из вещей. Все прекрасные вещи имеют нечто общее - прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос , или смысл. В своей главной концепции - концепции об идеях , Платон доказывает, что все вещи данного класса имеют один смысл, общую идею. Есть множество лошадей, пегих и вороных, карликовых и нормальных, но у всех у них имеется один и тот же смысл - лошадность. Так же точно можно говорить о прекрасном вообще, благом вообще, доме вообще и так далее. Центральная для Платона идея - идея блага. Идеи блага, добра, справедливости не могут быть порождениями мира, “который осудил на смерть достойнейшего из людей. Поправ тем самым идеи справедливости и истины”. Значит, кроме чувственного мира существует другой мир - мир чистых сущностей, мир идей. Причем, мир идей - это не просто мир сущностей, а мир благих сущностей. То есть идеальный мир противостоит чувственному не только как сущность - явлению, но и как благо - злу. Мир идей - это мир подлинного, неизменного и вечного бытия. Антиподом бытия у Платона является мир небытия , где господствует не идея, а материя. У Платона такого понятия “материя” нет. Платон употреблял термин “хора” - вещество, материал. Мир чувственных вещей, природы образуется в результате соприкосновения идеи с материей. Главный для Платона - это мир идей. Мир вещей - это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, непрочно, преходяще, смертно, несовершенно. Что такое платоновская идея , существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, от отдельной вещи? По-гречески слово идея, или эйдос, означает “внешний вид”, “образ”, качество, форму. То есть у Платона под идеей понимается не мысль, а общее данного класса вещей, некий эталон , образец , модель , идеальный предмет, облик которой “копируют” вещи. Это первообраз вещи. Идея одна - вещей, воплощающих идею, много. Вещь существует в течение ограниченного времени, идея - вечна, неизменна. Душа, по Платону, бессмертна. Бессмертие души Платон доказывает следующим образом. Душа привносит жизнь в то, во что входит. То, что приносит жизнь другому, само не может быть смертно. Если душа бессмертна, то она и неуничтожима, а таковое подобно Богу. Поэтому, будучи подобной Богу, душа неуничтожима и нетленна. Она вечна, поскольку невозможно помыслить ничего способного разрушить ее. Тело - полная тому противоположность. Телесное начало - не только низшее по сравнению с духовным, но само по себе злое, отрицательное. Платон является сторонником теории переселения душ. Этим объясняется процесс познания. Познание Платон представляет как анамнезис, припоминание душой того, что она когда-то созерцала, находясь в мире идей. С концепцией идей тесно связано учение Платона об идеальном государстве. Платон не исследует реальное общество, а строит идеальное государство, которое должно быть неизменным, как идея, основанным на идеале справедливости. Справедливое государственное устройство соответствует устройству души, состоящей из разумной, вожделеющей и аффективной частей. В идеальном государстве Платона имеются три сословия: правители (их отличает мудрость), обладающие по преимуществу разумной частью души, воины, стратеги, аффективные (их добродетель - мужество), ремесленники, земледельцы, обладающие преимущественно вожделеющей душой (их добродетель - умеренность, сдержанность). Платон выделяет добродетель внесословную, общую для всех - меру. Ничего сверх меры - принцип, который выступает важнейшей этической ценностью не только у Платона, но у большинства греческих мыслителей. Когда Платона спросили о том, будут ли воины счастливы, он ответил, что им это и не нужно. Жизнь в идеальном государстве строго регламентирована. Права и обязанности каждого гражданина строго определены законами. Индивидуальное подчинено общественному, человек живет ради государства, а не наоборот, т.к. идеальное государство - высшее из того, что может существовать на Земле. Платон подверг критике существующие формы государственного устройства. Он называет пять видов государственного устройства : при аристократии у власти стоят лучшие, второй вид - тимократия, когда у власти находятся честолюбцы, третий - демократия (власть толпы), затем - олигархия (власть богатых) и тирания - наихудший вид. Наиболее неприемлемы - тирания и демократия. Платона обвиняют в том, что он - враг открытого, демократического общества, создавший утопию. Но, главное, в учении Платона - не устаревшие идеи об общности жен и детей для стражей, об отмене для них собственности. Главное - Платон исходил из идеи, некоторого идеала. У него идеал - справедливость, и это вполне приемлемо. Но он отрицал идеал свободы. Поэтому у него в результате получилась утопия. Философия Аристотеля. Труды и учение Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А. Македонского. К наиболее известным трудам Аристотеля относятся: “Органон”, “Физика”, “Механика”, “Метафизика”, “О душе”, “История животных”, “Никомахова этика”, “Риторика”, “Политика”, “Афинская полития”, “Поэтика”. Историческое значение философии Аристотеля: - внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о “чистых идеях”; - дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; - выделил 10 философских категорий; - дал определение бытия через категории; - определил сущность материи; - выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии; - внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему; обосновал систему силлогизмов – вывода из из двух и более посылок заключения). Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на мир вещей и мир идей. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал “мир идей” от реального мира и рассматривал “чистые идеи” вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель иначе, чем Платон, трактует соотношение общего и единичного. У Платона идея заключает в себе сущность и выражает общее, вещь представляет собой явление. По Аристотелю, единичное бытие, вещь, есть сочетание материи и формы (эйдоса). Для него материя - первичный, исходный материал, возможность, потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Придает материи актуальное состояние форма. Форма - это активный жизненный принцип, деятельное начало. Материя - это возможность бытия, некоторый субстрат, пассивное начало. Материя без формы лишена жизни. Форма - это сущность, принцип каждой вещи, а не только внешний вид. Понятие формы у Аристотеля заменяет платоновскую идею. Но у Платона идея (сущность) существует независимо от единичной вещи. По Аристотелю, сущность не может существовать раздельно с тем, сущностью чего она является. Сущность находится в самом предмете. Сущность - это единичное, самостоятельное бытие. Итак, всякая вещь есть единство материи и формы. Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Поскольку бытие не есть “чистые идеи” и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель пытается ответить на этот вопрос через высказывания о бытии, через категории - высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие: - сущность; - количество; - качеств; - отношение; - место; - время; - положение; - состояние; - действие; - страдание. Аристотель первым из античных философов стал различать философское знание от конкретно-научного . Он выделил первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предмет которой - природа. Предмет первой философии - “метафизика”, не природа, а то, что существует сверх нее - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия в понимании Аристотеля и есть философия в собственном смысле слова, а физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй. В центре первой философии - проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего : формальная, материальная, движущая, целевая. Завершает эту концепцию учение об абсолютном Уме, перводвигателе. Душа , по Аристотелю, имеет три уровня: растительная душа, животная душа, разумная душа. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека : человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от животных наличием мышления и разума. Проблема государства : выделяет 6 типов государства . Подобно Платону Аристотель разделяет “дурные” формы государства (тирания, крайняя олигархия, и охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и “хорошие” (монархия, аристократия и полития) Наилучшая - полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство “среднего класса”. 4. Эллинистический период. Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни «здесь и только сейчас» исчерпала себя. Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская академия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания и вырождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342-271 до н. э.). Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Природы. Подлинное наслаждение может дать только знание. Знание обеспечивает свободу. Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на вопросы, что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориентирует человека на нравственное отношение к миру. Философия учит благоразумию, а благоразумие является основанием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не уклоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удовольствию и избегает того, что производит в душе смятение. Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимости применительно к развитию общества. В учении о душе Эпикур — материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью не обоснован: «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет». В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, «природа не нуждается в сверхъестественных силах». Она имеет свое основание в себе, и все в ней совершается в силу естественной закономерности. Источник религии — страх смерти и незнание законов природы. В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта). В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье. В области социальных отношений Эпикур предвосхищает теорию общественного договора, полагая, что справедливость между людьми должна носить договорной характер. Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению, и тем не менее эта философия лишена перспективы. Она без остатка «растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя природную сущность человека, ориентированного исключительно на рациональное основание мира. И в этом смысле философия Эпикуpa уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки концепции космоцентризма. В конце IV в. до н. э. оформляется стоицизм. Основатель этого направления Зенон из Кития (336-264 до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоицизма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью», ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь. Философия стоицизма носит системный характер. Она включает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы. В онтологии стоики допускают дуализм материального и духовного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в категориях количества и качества, отношения и сущности. Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и терпение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдержанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья. Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (360-270 до н. э.), а также Тимон (320-230 до н. э.). Исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания. Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ничего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суждений по этому поводу. И только тогда мы сможем обрести устойчивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в существовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире. В эллинистический период получили развитие идеи представителей киренской школы (одна из сократических школ). Киренаики выступали против изучения природы; высшим благом считали наслаждение; цель жизни - наслаждение; счастье - совокупность наслаждения; богатство понимали как средство для достижения наслаждения. |