Современные поэты - Поэзия к. ваншенкина.
Константин Яковлевич Ваншенкин родился в 1925 году в Москве в семье инженера. Стихи писал с детства. В 1942 году из 10 класса ушел в армию. В 1951 году, учась в Литературном институте им. М. Горького, выпустил первый сборник стихотворений “Песня о часовых”. С тех пор им опубликовано много поэтических сборников. Среди них “Воины” 1957 г., “Солдатская судьба” 1960 г., “Характер” 1979 г., “Поздние яблоки” 1980 г., “Жизнь человека” 1983 г. Излюбленный жанр поэта - лирическая миниатюра. Лауреат Государственной премии РСФСР. Вот что о его творчестве говорят критики и рецензенты: “Недавно, разбирая свои студенческие бумаги, в тетрадке по истории дипломатии наткнулся я на стихи, не имеющие никакого отношения к предмету, обозначенному на обложке. Стучит по крыше монотонно, Беззвучно льется по стеклу, Бурлит в канаве из бетона. Бормочет в кадке на углу. В полночной мгле свистит над полем, Шуршит по листьям мокрых рощ... Когда б я был собой доволен, То как бы спал под этот дождь! И сразу вспомнилось, высветлилось удивительными этими строчками: кто-то принес новый, только что вышедший сборник К. Ваншенкина “Волны”. Небольшая эта книжечка путешествовала по столам. Потом я все-таки достал эту книжку с обложкой цвета морской волны. Прочел несколько раз, сделав в ней для себя еще много открытий. Не только поэтических, но и житейских. Перечитывая сборник, я спрашиваю себя: почему и чем мне и моим сверстникам стали так близки и необходимы стихи человека, много старше нас, прошедшего тяжелейшие испытания войны? Да, вероятно, этим-то и задел наши сердца недавний солдат-десантник: судьбой своей, кровной причастностью к делам героическим. Тревожный и радостный свет, в котором слились огни пожарищ и сверкание победного салюта, его стихи - сдержанные, простые, ясные, лишенные традиционных “украшательств”. Душа отозвалась на них памятью о еще не отболевшем прошлом. И еще мы, мальчишки, готовящиеся стать филологами, педагогами, рабочими, сумели понять значительность того, что писали поэты, прошедшие войну и заслужившие высокое право, говоря о себе, говорить от имени поколения. Они делали это без высокопарности и пустозвонства. В их строчках победа сплавилась с состоянием духа. Их лирика была нежна и жестковата, как колючее шинельное сукно. Они боялись фальши и нравоучительных прописей. Они воспитывают нас заботливо и строго, вовсе не претендуя на роль учителей...” Я вижу, что уже тогда, в середине 50-х годов, К. Ваншенкин сформулировал принципы, которые стали для него определяющими. Бот один из них: Не кто-то другой, Не лирический некий герой - С разбитой ногой, Это я ночевал под горой. И ждал я рассвета И верил солдатской судьбе... Я счастлив, что это Могу написать о себе. Критики не без оснований считают эти строки поэтическим кредо Ваншенкина. Десять лет спустя после выхода “Волны” издательство “Молодая гвардия” выпустило книжку избранной лирики Ваншенкина. Составил ее Борис Слуцкий. Он же написал короткое, но емкое предисловие, в котором есть слова, определяющие творчество поэта: “Слог у Ваншенкина - неторопливый, основательный, степенный. Как в жизни, так и в литературе. В редком стихотворении - более 30 строк. Разглагольствовать он не любит. Врать в стихах не то что не привычен, а попросту не обучен. В поэзии Ваншенкина есть качества хорошей прозы: ясность, содержательность, внимание не только к себе, но и к остальному человечеству. Однако в лучших его стихах - доподлинная поэзия...” “Излюбленный жанр К. Ваншенкина - лирическая миниатюра, стихотворение в 8-12 строк. У этого жанра свои законы, в частности, особые требования к форме, которая в миниатюре должна быть не только безукоризненно отточенной, но и хранить живую естественность лирического голоса - иначе в четырех строчках не передать. Биенье жилки у виска, Секундной стрелки трепетанье, И как под окнами войска Идут - и слышно их дыханье. В любом стихотворении ощутима смысловая нагрузка каждой строки, каждого стиха.
|