Реферат: Универсальность культуры и ее конкретные проявления
Название: Универсальность культуры и ее конкретные проявления Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Универсальность культуры и ее конкретные проявленияКультура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость – радостью. Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти. Но будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур. Наиболее крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов — Запада и Востока. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое — оно подвижно. Но во всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания). Эти как бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества. Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия. Возможно также рассмотрение типологии культуры во временном срезе. Культура, взятая глобально, может быть охарактеризована как изменяющаяся прогрессивно (хотя далеко не все культурологи с этим согласны). Конечно, ее вечные ценности непреходящи. Фрески Аджанты и Эллады, исходя из всеобщей сущности культуры, выделенной и зафиксированной в формах мышления стансов Ду Фу или поэм А С Пушкина, болгаро-помокских «Ведов славян», славяно-русской «Велесовой книги» или Лотосовой Сутры, научных дерзаний Г. Галилея или переживаний Ю.А.Гагарина во время его полёта в космос - всегда в глазах людей будут величайшими культурными свершениями человеческого рода. Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Модерн — это характеристика состояния культуры, которая присуща промышленно развитым капиталистическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности. Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг., — это современные культурные реалии (в основном, в странах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмодерн — это не что иное, как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческого мира. Структура культуры Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. В рамках культурологии исследуются такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные. Культуру по ее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада. Ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессиональную культуру. Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает условным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение). Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура. Нематериальная (или духовная} культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением. Результаты материальной культуры (мосты храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды - только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артефактом. Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную. Существует деление по признаку актуальности. Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем). Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействующих друг с другом и составляющих единую систему понятия культуры Функции культуры Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества В культуре, как многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая (или гуманистическая). Это – так называемая креативная функция, так как она заключается в преобразовании и освоении мира. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладение внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации техники владения своим телом и сознанием. Как технология деятельности культура является средством а) преобразования мира, б) общения в) познания г) управления (поведением), д) оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной и вытекают из нее. С учетом фактора времени культура выполняет функцию исторической преемственности, передачи (трансляции) социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. П. Культура (которая является сложной знаковой системой) - единственный механизм передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к др. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу. Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на 1-ый план вместо бессознательно-интуитивного стал выдвигаться логический, универсально-понятийный способ трансляции опыта осуществляемый профессионалами-учителями. Таким образом, познавательная (гносеологическая) функция культуры тесно связана с 1-ой и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и этим создавать возможности для его познания и освоения. С коммуникативной и познавательной тесно связана сигнификативная (от англ sign - знак) или знаковая функция культуры - функция приписывания значений и ценностей. Это так называемая семиотическая (от гр semeion - учение о знаках) функция. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - средство овладения национальной культурой Специфические языки нужны для познания особого мира музыки живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) тоже располагают собственными знаковыми системами. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, выраженное в конкретной форме - в виде философской системы, песни, мифа, научной теории. Ценностная или аксиологическая (от гр axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура, как система ценностей, формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. С последней связана регулятивная [нормативная} функция культуры, которая опирается на нормативные системы (мораль и право). Она связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта межличностных отношений культура влияет на поведение людей и реагирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самые разные названия обычаи и традиции, приказы, постановления, законы, конституционные акты этикет, манеры, нравы. Релаксационная (от лат relaxatio - ослабление) функция культуры заключается в искусстве физического и психического расслабления разрядки, которую дает культура. Естественные индивидуальные средства разрядки смех, плач приступы гнева, физическое насилие крик, объяснение в любви исповедь. Для снятия коллективного напряжения служат стилизованные формы увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Синтезирующая функция культуры — человеко-творческая а ней находят свое выражение все перечисленные функции. Таким образом, комплексно-системное единство функций культуры обнаруживается в любом культурном явлении событии, предмете, явлении, процессе. Миф в древности заменял науку историю, религию искусство, политику и экономику. В расширительном смысле миф можно назвать архетипом современной культуры. Он выполнял все функции, которые выполняет культура и в современном обществе. Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступая средством укрепления и развития человеческого общества. На уровне социальной группы культура объединяет людей и дифференцирует их. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности. |