Реферат: Издательская себестоимость
Название: Издательская себестоимость Раздел: Издательское дело и полиграфия Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М. Московский государственный университет печати 1. Прибыль и себестоимость 1.1. Прибыль Экономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями. Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли. Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта издательской деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную (общую) прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль. В дальнейшем мы будем иметь в виду, как правило, полную и чистую прибыль. Полная (валовая, балансовая) прибыль - часть добавленной стоимости, которая остается у производителя (в нашем случае у издателя) после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов. В свою очередь, добавленная стоимость - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данной фирме. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных фирмой, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов. Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты налогов, отчислений и обязательных платежей. 1.2. Себестоимость В самом общем виде себестоимость - это совокупность затрат, выраженных в денежной форме, на производство продукции и ее реализацию. Это относится и к издательской себестоимости. Различают полную и общеиздательскую себестоимость. Полная себестоимость издательской продукции включает в себя затраты на производство издания (общеиздательскую себестоимость) и внепроизводственные (коммерческие) затраты на него. Соответственно общеиздательская себестоимость исключает коммерческие затраты. Специфика книжной продукции отражается в составе и структуре ее себестоимости. 2. Структура себестоимости издательской продукции 2.1. Состав себестоимости издательской продукции В состав себестоимости издательской продукции входят: расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы; редакционные расходы (расходы на обработку и оформление авторских оригиналов, их подготовку к изданию); расходы на бумагу и переплетные материалы; расходы на типографские работы; общеиздательские расходы; коммерческие расходы. 2.2. Средняя структура себестоимости издательской продукции Средняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом: авторский гонорар - 15%; редакционные расходы - 10%; расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы - 55%; общеиздательские расходы - 15%; коммерческие расходы - 5%. И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике. 3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции 3.1. Объем и оформление издания Существует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий. Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом: по проценту от продажной (отпускной) цены издательства; по фиксированной ставке за авторский лист. В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах. Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема - в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания. Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания. Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания. 3.2. Тираж издания Тираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется. Переменные расходы - расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется. Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов - расходы на рекламу, повышение квалификации сотрудников, исследования и иные подобные цели - при необходимости могут быть снижены. 3.3. Маржинальный доход Можно использовать наряду с понятием «прибыль» понятие «маржинальный доход», который означает разность между выручкой и переменными расходами. Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы:
Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства. |