Статья: Ди-джеинг как вид музыкально-исполнительской деятельности
Название: Ди-джеинг как вид музыкально-исполнительской деятельности Раздел: Рефераты по музыке Тип: статья |
Ди-джеинг как вид музыкально-исполнительской деятельности Бабарико В.А. В практическом значении, ди-джеинг - исполнение музыки средствами динамической обработки и сведения звукозаписей, а также синтезирования звука. Основными «инструментами» ди джея являются проигрыватели и микшерный пулы, посредством которых производится микширование (сведение двух и более звукозаписей (сигналов) по темпоритму и (или) динамической художественной целесообразности) и скретч (англ. scratch («царапанье», «скрип») - применимое к проигрыванию грампластинок понятие, объединяющее различные способы звукоизвлечення). Искусство творческой импровизации в работе с техническими средствами требует от исполнителя (помимо слухового опыта) специальной подготовки. Наряду со «стихийными творческими мастерскими» существует и профессиональное образование ди-джеев (в РФ - при РАМ им. Гнесиных, а также на базе Учебного Центра Современных Музыкальных Технологий (МГУКИ) и пр.). Становление ди-джея, успех его как самостоятельной творческой единицы, требует не только музыкально-креативных потенций, но и коммуникабельности, предприимчивости, готовности к формальному и неформальному лидерству. В складывающемся социокультурном пространстве сфера публичной деятельности ди-джея весьма широка. Она распространяется от сольных выступлений концертного типа, участия в тематических музыкальных программах ночных клубов до повседневного эфира радиостанций, рядовых массовых дискотек со схожей ди-джейской продукцией (т.н. формата «эй-си»). Таких ди-джеев можно назвать исполнителями воспроизведения музыки, но никак не артистами с собственным творческим лицом. Традиционный объект современного ди-джеинга - электронная танцевальная музыка (неотъемлемый атрибут т.н. клубной культуры). Музыка эта, несмотря на богатство выразительных средств, рассматривается как оадонно-развлекатедьное искусство, элемент досуга отдельных слоев населения. И в то же время, многие посетители «модных вечеринок» находят в звучащей там музыке широкий круг образов и эмоциональных состояний, проникаясь ее психологически выразительным подтекстом. Ограниченность самого музыкального материала и некоторая механистичность содержащихся в нем обобщений способствует углублению понимания публикой сложного интонационно-динамического строя электронной музыки. Помимо оригинальных электронных танцевальных композиций и вариаций на их темы (miх'ы) клубной аудиторией особо ожидаемы обработки тем популярной музыки (remix'ы) (ср. распространенность в 19 в. жанра фантазии и вариаций на популярные оперные темы). Вышеперечисленное существует в виде 'треков (англ. track ~ «дорожка», «запись») - непродолжительных (около пяти минут) и законченных по своему художественному содержанию отрезков музыкальной записи, каждый из которых обладает определенным стилем ритма и эффектов. Психологическая атмосфера клубной вечеринки находит свое отражение в ди-джейском сете (англ. set - «набор», «комплект», «совокупность») - последовательном звучании различных музыкальных построений (треков), наложение и сведение которых осуществляется ди-джеем непосредственно во время проведения мероприятия. С целью усиления психологического воздействия на публику со стороны ди-джея в исполнение вносятся элементы зрелищности. Непременным условием деятельности композиторов и передовых музыкантов-исполнителей является наличие у них «архитектонического слуха или чувства музыкальной логики»[1, 97] - способности синтеза и обобщения анализируемых элементов музыкального языка. В нейропсихологии утверждено положение о том, что «...в холистической и интегративной обработке пространственной информации и в ее восприятии, а также восприятии некоторых невербальных звуков, включая музыку, доминирует кора правого полушарил головного мозга». [3, 564] При непосредственном участии этого отдела человек искусства сообщает своему «креативному продукту» некую завершенность. Близость к «непрофессиональной» музыкальной среде (слушателям) позволяет ди-джею создавать адекватное звуковое сопровождение, погружаясь в «синкретическое действо». Холистика, наряду с постановкой композиторских задач, лежит в основе понятия «сет». Таким образом, ди-джеинг можно рассматривать как равноправный вид музыкально-исполнительского искусства. |