Статья: Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса
Название: Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса Раздел: Рефераты по экономике Тип: статья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Упрощенная система бухгалтерского учета для малого бизнеса На официальном сайте Минфина представлен новый документ – Информация № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2010). В нем обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Как же рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях? Кому предназначены рекомендации Минфина? В очередной раз возвращаемся к проблемам бухгалтерского учета «упрощенцев»[1]. Это в первую очередь связано с перспективой введения обязательного бухгалтерского учета для всех организаций и индивидуальных предпринимателей уже с 2012 года. Напомним, что соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, его окончательное принятие планируется этой осенью. И льгот для «упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет. А Минфин продолжает настаивать на том, что независимо от применяемого налогового режима организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») и об акционерных обществах (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах») обязывают их вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков. Вышеуказанные нормы законодательства РФ подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на УСНО (Письмо Минфина РФ от 31.05.2011 № 03‑11‑06/2/85). Рекомендации, приведенные в Информации № ПЗ-3/2010, предназначены для субъектов малого бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям: для юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и других указанных в законе лиц не должна превышать 25%; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Прежде чем следовать рекомендациям Минфина по ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета, «упрощенцы» должны проверить, по всем ли критериям они подходят под категорию субъектов малого бизнеса, особенно те организации, которые имеют разноплановый состав учредителей. По таким показателям, как средняя численность работников и выручка от реализации, вопросов к «упрощенцам» возникнуть не может. Упрощенная система бухгалтерского учета Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008[2]). Учетная политика должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты); своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). Для субъектов малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной политике важным является требование рациональности. Из этого исходит и Минфин в своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса. Предпочтительные формы ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы): ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично руководителем. Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете», также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации[3]. Какой вариант выбрать руководителю малого предприятия? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются личные предпочтения руководителя: кому‑то нравится работать со своим бухгалтером, а кому‑то проще передать ведение бухгалтерского учета и сдачу всей отчетности сторонней организации. Только вариант ведения бухгалтерского учета лично руководителем представляется сомнительным. Например, руководителю аудиторской фирмы не составляет никакого труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот руководителю строительной организации, наверное, это будет сделать сложно. Все‑таки каждый должен заниматься своим делом. Сокращенный вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций[4]. Данные рекомендации приведем в таблице 1. Таблица 1
Упрощенная система регистров бухгалтерского учета. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов, рекомендуется применять простую форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Послабления в методике ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ (таблица 2). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями. Минфин предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном объеме. Таблица 2
Бухгалтерская отчетность в сокращенном варианте. При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). При выполнении данных условий субъектам малого предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при представлении бухгалтерской отчетности (таблица 3). Таблица 3
В заключение В целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета. На практике бухгалтеры пользуются лишь некоторыми из них. Например, единицы представителей субъектов малого бизнеса ведут учет с применением ПБУ 18/02. Вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29 многие бухгалтера используют счет 20 «Основное производство», на котором собирают все затраты. При этом представляется целесообразным еще раз посмотреть на все возможные упрощения бухгалтерского учета на данный момент времени, которые собраны в Информации № ПЗ-3/2010. При принятии решения об изменении каких‑либо принципов ведения бухгалтерского учета надо обязательно внести изменения в учетную политику организации и оформить приказом или распоряжением руководителя. Напомним, что согласно ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Но изменение учетной политики в данном случае производится с начала отчетного года. Особое внимание следует уделить рабочему плану счетов. Например, представляется целесообразным вместо счетов 51, 52, 55, 57 вести один счет 51 «Расчетный счет». А вместо счетов 80, 82, 83 – счет 80 «Уставный капитал». Но тем субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть движение валютных средств, все‑таки целесообразнее вести полноценный счет 52 «Валютные счета». При этом целесообразность применения счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79 не столь очевидна. В этом случае надо исходить из конкретных условий хозяйствования, а именно из количества контрагентов, подотчетных лиц и других определяющих факторов. Также вызывает вопросы применение счета 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99. Поскольку подавляющее большинство субъектов предпринимательской деятельности ведет учет с применением программных средств, а они настроены на ведение счетов 90, 91, 99, представляется целесообразным вести счета 90, 91, 99. Любую программу можно настроить так, как нужно бухгалтеру конкретного предприятия. Для упрощения можно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи», не применяя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Этот вопрос надо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности. Также серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета является разрешение не применять целый ряд ПБУ представителям малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Это тоже необходимо отразить в учетной политике. Серьезным облегчением для бухгалтера будет и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства. С учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение полноценного бухгалтерского учета для «упрощенцев» не будет трудоемким и сложным процессом. Как известно, дорогу осилит идущий! Список литературы [1] Подробно об этом – в статьях Е. П. Зобовой «Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий», № 1, 2011, «Бухучет «упрощенцев» – 2012», № 5, 2011, «Изменения в бухгалтерском учете», № 6, 2011. [2] Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. [3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н. [4] Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Источник http://usn.avbn.ru |