Статья: Аккредитация и сертификация: сложности системы
Название: Аккредитация и сертификация: сложности системы Раздел: Рефераты по юридическим наукам Тип: статья |
Аккредитация и сертификация: сложности системы Екатерина Шестакова, к. ю. н., г. Москва Мы часто слышим с экрана телевизора, читаем в газетах, употребляем в разговоре при выборе вуза или при покупке того или иного продукта понятия «аккредитация» и «сертификация». Попробуем разобраться с особенностями этих процедур. Порядок аккредитации… Понятие «аккредитация» используется в конституционном, административном и международном праве, например, применительно к дипломатическим и международным отношениям (аккредитация дипломатических представительств), применительно к аккредитации субъектов права (в соответствии с нормами законодательства подлежат аккредитации СМИ, образовательные учреждения). Сертификация является процедурой подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя или продавца и потребителя организация в письменной форме удостоверяет, что продукция соответствует установленным требованиям. При этом различают обязательную и необязательную сертификацию. Документальным подтверждением проведенной аккредитации и сертификации является соответствующий документ – свидетельство. …и изменения в нем Порядок аккредитации в различных отраслях отличается, отличается и порядок подачи документов, срок рассмотрения, перечень этих документов, а также постоянно вносятся изменения в размер госпошлины. Поэтому компании, которым следует проходить аккредитацию, должны: - постоянно проводить мониторинг законодательства, связанного с аккредитацией конкретного вида деятельности; - при необходимости переоформления свидетельства или осуществлении других юридических действий сверять размер государственной пошлины; - использовать льготы, которые предусмотрены законодательством. Прежде всего хотелось бы остановиться на льготах для аккредитованных компаний. Так, с 2011 года предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС и фонды ОМС для IT-компаний, а также для организаций, созданных бюджетными научными учреждениями. В 2011–2017 годах тариф страховых взносов для данных организаций составит 14%, в 2018 году – 21, в 2019 году – 28%. Условиями применения пониженных тарифов для IT-компаний (за исключением резидентов технико-внедренческой ОЭЗ) являются следующие: ◆ наличие документа о государственной аккредитации; ◆ доля доходов от деятельности в области информационных технологий в общей сумме всех доходов должна составлять не менее 90%; ◆ средняя численность работников должна быть не менее 50 человек. Кроме того, пониженные тарифы предусмотрены для СМИ. А средства массовой информации также подлежат аккредитации. Пониженные тарифы страховых взносов установлены для российских организаций и индивидуальных предпринимателей (работодателей), которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), издание средств массовой информации (кроме рекламного и эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). В 2011 году тариф составляет 26% (ПФР – 20%, ФСС – 2, 9%, ФФОМС – 1, 1%, ТФОМС – 2%). Специальный уполномоченный орган будет вести реестр данных лиц. Кроме того, в 2011 году было принято решение о необходимости создания единой национальной системы аккредитации. Соответствующий Указ Президента РФ № 86 был утвержден 24 января 2011 года. В Указе говорится о необходимости осуществления аккредитации единым национальным органом, единстве правил аккредитации, недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц. Кроме того, в Указе предусмотрена возможность взаимного признания результатов оценки соответствия государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами – основными торговыми партнерами Российской Федерации. На Минэкономразвития возложены функции по выработке и реализации госполитики органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций. Также изменения коснулись аккредитации организаций, проводящих аттестацию рабочих мест. Организация, не прошедшая аккредитацию в установленном порядке (то есть в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н), оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда: – до 01.12.2010 – вправе; – с 01.12.2010 – не вправе. Необходимые документы Порядок проведения аккредитации и сертификации, а также перечень соответствующих документов установлен законодательно. В общем порядке могут потребоваться следующие документы: - свидетельство о постановке на учет в налоговый орган (ИНН); - свидетельство о регистрации (ОГРН); - коды статистики; - устав предприятия (первые три листа и последний); - контракт на поставку; - описание продукции (материал, область применения, артикулы или торговые марки); - заявка. Также установлен особый перечень дополнительных документов. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 683 регулируется порядок аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов. Требования по аккредитации, которым должна соответствовать медицинская организация в целях аккредитации: а) наличие лицензии; б) наличие отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации в случае проведения клинических исследований лекарственных препаратов для установления их безопасности для здоровых добровольцев и (или) переносимости их здоровыми добровольцами; в) наличие копий нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения; г) соблюдение правил клинической практики, утверждаемых в установленном порядке; д) обеспечение защиты конфиденциальной информации. Для получения аккредитации организация представляет в орган по аккредитации следующие документы: а) заявление о предоставлении свидетельства об аккредитации; б) копии учредительных документов; в) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; г) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности; д) копию лицензии; е) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации (в случае проведения клинических исследований лекарственных препаратов для установления их безопасности для здоровых добровольцев и (или) переносимости их здоровыми добровольцами); ж) копию утвержденного руководителем медицинской организации документа, устанавливающего порядок работы с конфиденциальной информацией. Кроме того, должна быть оплачена государственная пошлина. НК РФ признает в качестве расходов затраты на проведение сертификации продукции и услуг (подп. 2 п. 1 ст. 264). Организация-заявитель подает заявку и документы по перечню, установленному законодательно, в уполномоченный орган и получает соответствующее свидетельство или отказ в аккредитации или сертификации. Основания для отказа в аккредитации (сертификации): а) несоответствие заявителя требованиям по аккредитации (сертификации); б) представление не всех документов; в) наличие в документах недостоверной информации. Действие свидетельства об аккредитации (сертификации) прекращается в следующих случаях: а) истечение срока действия свидетельства об аккредитации; б) досрочное прекращение; в) ликвидация или реорганизация организации. Также могут встречаться случаи необходимости переоформления утраченного свидетельства. При проведении сертификации необходимо руководствоваться Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 № 57). Сбалансируем систему Разрозненные законодательные акты в области аккредитации и сертификации позволяют говорить о том, что данная система очень сложна. Подчас даже производители продукции не знают, должна ли она сертифицироваться в обязательном порядке, что делать, если контрагент не приобретает продукцию без наличия свидетельства о добровольной сертификации. Тем более во всем разнообразии законодательных актов сложно разобраться физическим лицам, приобретающим ту или иную продукцию или услуги. Представляется, что должны быть установлены единые требования к сертификации и аккредитации, понятные как производителям, так и покупателям. Еще одним недостатком системы аккредитации и сертификации в Российской Федерации является постоянное изменение законодательства. Пользователи не всегда успевают отследить их, не всегда имеются соответствующие разъяснения уполномоченных органов, как, например, было при отмене в прошлом году сертификации на продукты питания и парфюмерию, а также при установлении льгот по страховым взносам для IT-компаний. В целом же политика в области аккредитации и сертификации должна иметь более уравновешенный характер. |