Курсовая работа: Расчёт крана
Название: Расчёт крана Раздел: Рефераты по логике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Новосибирская государственная академия водного транспорта Кафедра СМ и ПТМ
Курсовая работа
Тема: «Расчёт крана» Выполнил: студент гр. ОПЮ-33 Шарапов А.Ю. Проверил: преподаватель Шутова Л.А. Новосибирск 2006 1 Исходные данные Тип крана – «Альбатрос»; Род груза – уголь; Скорость подъёма – 60 м/мин; Скорость передвижения - 32 м/мин; Скорость изменения вылета стрелы 54 м/мин; Частота вращения – 1,5 об/мин; Грузоподъёмность крана – 14 т; Вариант работы – склад-судно; Высота подъёма – 14 м; Глубина опускания – 7 м; Расстояние перемещения – 5 м; Угол поворота – 180 градусов; Время работы в году – 130 суток; Время работы в сутках – 14 часов; Кратность полиспаста - 2 Определение технической производительности перегрузочной машины и режимов работы её механизмов Рассчитать время цикла перегрузочной машины без совмещения времени работы отдельных механизмов: Т =tуст.пор.гзу+tзах+2tпод+2tи.в.с.+2tпов+2tпер+2tоп+ tуст.гр.гзу +tвыс=14+9+9+5+9,2+34,86+44+45,74+17,15=120,76 м tуст.пор.гзу= 9 с (приложение 11) [3] tзах=9 с (приложение 11) [3] tуст.гр.гзу=7 с (приложение 11) [3] tвыс=9 с (приложение 11) [3] Время подъёма: 2tпод=2((hпод/vпод)+tр.т.)=2((14/1)+2,5)=33 с tр.т. =2,5 с (сборник задач) [2] hпод=(hскл+2)=(12+2)=14 м Время изменения выстрела стрелы: 2tи.в.с.=2((∆R/vи.в.с.)+tр.т.)=2((16,55/0,9)+4)=44,8 с tр.т. =4 с(сборник задач) [2] ∆R=R2-R1=32-15,45=16,55 м (по технологической схеме) R1=32 м R2=(10,5/2)+2,5+(Вс/2)= (10,5/2)+2,5+(15,4/2)=15,45 м Время поворота: 2tпов=2((α/6*nкр)+tр.т.)=2((180/6*1,5)+12)=64 с nкр - частота вращения крана (исходные данные) tр.т. =12 с (сборник задач) [2] Время передвижения: 2tпер=2((Lпер/vпер)+tр.т.)=2((5/0,53)+4)=26,87 с tр.т. =4 с (сборник задач) [2] Lпер=5 м (исходные данные) Время опускания: 2tоп=2((hоп/vпод)+tр.т.)=2((7/1)+2,5)=19 с hоп= hпод-1- hскл/2=14-1-12/2=7 м tр.т. =2,5 с (сборник задач) [2] Определяем время совмещённого цикла: Tсов.цик.=Tнесов.цик.*Е=238,22*0,8=190,576 м/с Коэффициент совмещения циклов = 0,8 (Е) Техническая производительность перегрузочной машины: Ртех=nц*mгр=18,89*5,4=102 т/ч Число циклов за час работы: nц=3600/ 190,576=18,89 Средняя масса груза одного подъёма: mгр=Vгзу*ρ*ψ =0,8*7,5*0,9=5,4 т Объём грейфера: 7,5 м (сборник задач) [2] Плотность руды: 0,8 м (сборник задач) [2] Масса грейфера: 6,0 т (сборник задач) [2] Выполняется проверка условия: mгр + mгзу≤ Qн – данное условие выполняется: 5,4+6<14 Коэффициент использования крана по грузоподъёмности: Кгр=( mгр + mгзу)/ Qн=(5,4+6)/14=0,8 Кгр.сут.=tч/24=14/24=0,58 ; Кгр.год.=nд/365=130/365=0,36 Относительная продолжительность включения каждого механизма: Для механизма подъёма: ПВ%=(( tоп +tпод +tвыс +tзах)/ Tсов.цик)*100%=36,7% ПВ%=((9+9+33+19)/ 190,576)*100%=36,7% Для механизма изменения вылета стрелы: ПВ%=(( tи.в.с.)/ Tсов.цик)*100%=23,5% ПВ%=((44,8)/ 190,576)*100%=23,5% Для механизма поворота: ПВ%=(( tпов.)/ Tсов.цик)*100%=33,6% ПВ%=((64)/ 190,576)*100%=33,6% Для механизма передвижения: ПВ%=(( tпер.)/ Tсов.цик)*100%=14% ПВ%=((26,87)/ 190,576)*100%=14%
Вывод: Кран работает в тяжёлом режиме.
Разрывное усилие в канате: Sp=K*Smax=6*36,1=216,6 кН где K – коэффициент запаса прочности, зависящий от режима работы механизма. K=6,0 (таблица 1.5) [1] Smax – максимальное усилие в ветви каната: Smax=Gн/nв*η=14*1000*9,81/4*0,9*0,96=36,1 кН где Gн=Qн*g=14*9,81=137,34 кН; Qн – грузоподъёмность крана, т; Nв – количество ветвей каната, на которых подвешен груз: η – общий коэффициент полезного действия ηбл - коэффициент полезного действия блоков в зависимости от угла обхвата; ηбл=0,96 ηп - коэффициент полезного действия полиспаста; ηп=0,99 По результатам вычислений выбираем диаметр каната: Д=22,5 мм (сборник задач) [2]
Расчёт блоков и барабанов: Диаметр барабана: Dб=dк*(e-1) мм. Dб=22,5*(30-1)=652,5 мм e=30 Расчётный диаметр барабана, уточнённый по ГОСТу – Dб=630 мм Длина нарезной части барабана: LН=Zо*tш мм LН=43*25,5=1096,5 мм где tш= dк+(2-3) – шаг нарезки, мм. tш= 22,5+3=25,5 мм Zо= Zр+ Zз+ Zкр – общее число витков нарезки, состоящее из числа рабочих, запасных и витков на крепление каната. Zо=39+2+2=43 Zр= (НП+НОП)*m/π*Dб.с. Zр=(25+15)*2/3,14*0,6525=39 где НП, НОП – высота подъёма и глубина опускания, м; m – кратность полиспаста; Dб.с. – диаметр барабана, измеренный по средней линии навиваемого каната. Dб.с. = Dб+ dк Dб.с. =630+22,5=652,5 мм Полная длина барабана при одинарном полиспасте: LП=2LН+12* tш, мм; LП=2*1096,5+12*25,5=2499 мм Толщина стенки барабана: δст=0,01Dб+3, мм δст=0,01*630+3=9,3 мм Толщина стенки барабана проверяется из расчёта на сжатие: δст=f* Smax/ tш*[σсж] , мм δст=0,7* 36100/ 25,5*110=9 Принимаем δ ст =9,3 мм
Схема запасовки канатов для работы крюком в режиме повышенной грузоподъёмности: 1- уравнительные блоки; 2- направляющие блоки; 3- поддерживающий барабан; 4- замыкающий барабан.
Определение потребной мощности и выбор электродвигателя механизма подъёма. Nст=QН*g*Vп /ηобщ =16*9,81*1/0,8=171,68 кВт где ηобщ – общий к.п.д. грузоподъёмного механизма; ηобщ=0,8-0,85; Так как кран используется на перегрузке навалочных грузов грейфером, то принимаются два электродвигателя с мощностью: N1=N2=0,6Nст=0,6*171,68 =103 кВт. Производим корректировку мощности с учётом фактической продолжительности включения Nн=N1* ПВ/ПВн=103* 37/40=99 кВт Тип выбранного электродвигателя МТН 711-10 Максимальный момент на валу электродвигателя Мmax=4660 Нм Момент инерции J=10,25 кВт Мощность электродвигателя Nдв=100 кВт Частота вращения вала электродвигателя nдв=584 об/мин Ширина электродвигателя Вдв=766 мм Расчёт передаточного числа и подбор редуктора. iр= nдв/ nб=584/30,33=19,25 nб=60* Vп/π*Dб=60*1/3,14*0,63=30,33об/мин Редуктор типа РМ-1000 с iр=20,49 – исполнение V.(сборник задач, табл. 12)[2] Nр=137 кВт Расчёт и выбор тормоза, соединительной втулочно-пальцевой муфты.
Величина тормозного момента, приведённого к валу электродвигателя рассчитывается по формуле: Мт=β*Dб*QН*g* nб /2*nл*iр = 2,5*14000*9,81*0,63*0,8/2*2*20,49=2111 Нм где β=2,5 – коэффициент запаса торможения для грейферного режима; nл – количество лебёдок механизма подъёма (nл=2 – для грейферных кранов). По величине тормозного момента выбирается тормоз: Тип тормоза ТКГМ - 500м Диаметр тормозного шкива - 500мм Тормозной момент Мт=2500 Нм Отход колодок-1,63 мм Тип толкателя ТГМ-80 Усилие толкателя 800 Н Ход толкателя 50 мм
Выбор муфты.
По величине диаметра тормозного шкива выбирается втулочно-пальцевая муфта: Число пальцев 8 Наибольший передаваемый момент 4000 Нм Момент инерции Jм=6,9 кгм
Обоснование компоновочной схемы лебёдки.
Проверяется возможность принятия П – образной компоновочной схемы по выражению: А>Dб/2+Вдв/2=630/2+766/2=698 1000>698
Расчёт механизма передвижения.
Расчёт нагрузок на опоры крана:
Из [2;14] выбираем массу крана – 182,7 т; портала – 67,7 т; поворотной части с противовесом – 115 т; Максимальная нагрузка на опору В равна: Роп. max.=0,25[Gпорт+V((S+2tо)/S)+М*2cosφ/S+ М*2sinφ/в] Роп. max.=0,25[664,13+1265,49 ((10,5+2*1)/10,5)+3163,72*2cos45/10,5+ 3163,72*2sin45/10,5]=755,54 кН где V= Gпов.ч.+ Gгр.=(115+14)*9,81=1265,49 кН tо=1 – расстояние между осью вращения крана и шарниром крепления стрелы: М=V*lv=1265,49*2,5=3163,72 кН lv=2,5 м Gпорт=67,7*9,81=664,13 кН Максимальная нагрузка на опору Д равна: Роп. min.=0,25[Gпорт+V((S-2tо)/S)-М*2cosφ/S- М*2sinφ/в] Роп. min.=0,25[664,13+1265,49 ((10,5-2*1)/10,5)-3163,72*2cos45/10,5- 3163,72*2sin45/10,5]=209,2 кН Расчёт числа ходовых колёс :
Zоб= Роп. max. /[р]= 755,54/200=3,77=4 где Zоб – число колёс на одной опоре; [р] – допускаемая нагрузка на одно колесо, зависящая от материала, из которого изготовлено колесо, и шпального покрытия. ([р] – (200÷500) кН) Определение фактических нагрузок на колёса:
Максимальная нагрузка на колесо: Рк. max.= Роп. max. / Zоб=755,54/4=188,9 кН Минимальная нагрузка на колесо: Рк. min.=Роп. min./Zоб=209,2/4=52,3 кН
Расчёт числа приводных колёс:
Расчётное значение приводных колёс должно быть таким, чтобы обеспечивалось устойчивое передвижение крана при неблагоприятных условиях Zпр.к.оп. = ∑Рк.пр./4Рк.min.=723/4*52,3=3,5=4 ед. где ∑Рк.пр.=Wоб/µ+ µсм=93,99/0,01+0,12=723 кН µ=0,01-коэффициент трения в цапфах колеса; µсм=0,12-коэффициент трения между колесом и цапфой.
Диаметр ходового колеса:
Дк=Рк.max.*1000/вк[g]=188,9*1000/7*500=53,97 см По ГОСТу принимаем Дк=560 мм где вк – ширина опорной части колеса – вк=вр=70 мм (вр – ширина рельса) Расчёт сопротивлений передвижению крана:
Общее сопротивление передвижению крана равно: Wоб=Wтр+Wв+Wу+Wин=7,94+32,8+29,5+23,75=93,99 кН Сопротивление трения: Wтр=(Gкр+Gгр)* (µ*dц+2f)*Кр/Дк=(1792,3+137,34)*(0,01*9,2+2*0,05)*1,2/56=7,94 кН где dц = Дк/4÷8=9,2 f – коэффициент трения качения по рельсу (f=0,05 см) Кр – коэффициент, учитывающий трение реборд колеса о рельс Сопротивление от уклона подкрановых путей: Wу=(Gкр+Gгр)*sinβ=(1792,3+137,34)*0,017=32,8 кН где β – угол уклона подкрановых путей. Сопротивление от сил инерции: Wин=(Gкр+Gгр)*а/g=(1792,3+137,34)*0,15/9,81=29,5 кН где а – ускорение передвижения машины. Wв=(∑Fkpi*[р]*Kсп+Fгр*[рв]* Kсп)*0,001=(81*250+14*250*1)*0,001=23,75 кН где ∑Fkpi – сумма всех наветренных площадей крана. [рв] – удельное давление ветра на единицу площади (для рабочего состояния крана [рв]=250 Па) Kсп - коэффициент сплошности конструктивных элементов крана.
Расчёт мощности электродвигателя и его выбор.
Общая мощность электродвигателей крана: Nр=Wоб.’*Vпер./ ηобщ=64,5*0,53/0,8=42,73 кВт Wоб.’=Wоб – Wин=93,99-29,5=64,5 кН Nр 1:4=1,25* Nр/4=1,25*42,73/4=13,35 кВт Производим корректировку мощности на ПВф Nн=Nр* ПВф/ПВн=13,35* 14/15=12,95 кВт Выбираем электродвигатель из [2] Тип выбранного электродвигателя Максимальный момент на валу электродвигателя Мmax= Нм Момент инерции J=кВт Мощность электродвигателя Nдв= кВт Частота вращения вала электродвигателя nдв= об/мин Ширина электродвигателя Вдв= мм Определение передаточного числа и выбор редуктора.
Расчёт общего передаточного числа: iоб= nдв/ nк=/35,39 Частота вращения ходового колеса nк=60* Vп/π*Dк=60*1/3,14*0,54=35,39об/мин Выбираем коническо-цилиндрический редуктор с передаточным числом iр= Тогда передаточное число открытой передачи будет равно: iо.п.= iоб/ iр= Расчёт и выбор тормоза, соединительной втулочно-пальцевой муфты.
Величина тормозного момента, приведённого к валу электродвигателя рассчитывается по формуле: Мт=β*(Wоб-Wт)*Дк* ηобщ /2 *iоб =2,5*(93,99-7,94)* 539,7*0,8/2* Нм где β=2,5 – коэффициент запаса торможения для грейферного режима; По величине тормозного момента выбирается тормоз: Тип тормоза м Диаметр тормозного шкива - мм Тормозной момент Мт= Нм Отход колодок-мм Тип толкателя Усилие толкателя Н Ход толкателя мм
Выбор муфты.
По величине диаметра тормозного шкива выбирается втулочно-пальцевая муфта: Число пальцев Наибольший передаваемый момент Нм Момент инерции Jм= кгм
Обоснование компоновочной схемы лебёдки.
Проверяется возможность принятия П – образной компоновочной схемы по выражению: А>Dб/2+Вдв/2=630/2+766/2=698 1000>698 |