Особенности композиции романа Александра Пушкина Евгений Онегин
Особенности композиции романа Александра Пушкина Евгений Онегин «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, РІ котором лирическое Рё эпическое переплетаются Рё взаимодействуют между СЃРѕР±РѕР№ РЅР° протяжении всего действия романа, РїСЂРё этом РѕР±Р° начала остаются равноправными. Действие романа начинается весной 1820 РіРѕРґР° РІ Петербурге. РњС‹ знакомимся СЃ автором Рё Евгением Онегиным — главным героем романа, СЃ помощью которого показана жизнь светского Петербурга. Таким образом, 1 глава — это развернутая экспозиция. Роман начинается внутренним монологом героя, РёР· которого РјС‹ можем составить себе представление Рѕ «молодом повесе», «наследнике всех СЃРІРѕРёС… родных», типичном молодом человеке того времени, представителе РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№ интеллигенции. Онегин, узнав, что РґСЏРґСЏ РїСЂРё смерти, покидает Петербург Рё едет Рє нему РІ деревню, РЅРѕ РґСЏРґСЋ «нашел СѓР¶ РЅР° столе». Р’Рѕ второй главе герой — сельский житель. Р’ ту же РїРѕСЂСѓ РІ СЃРІРѕСЋ деревню «помещик новый прискакал» — Владимир Ленский. Молодые люди подружились. Так РІРѕ второй главе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ завязка второй сюжетной линии, линии дружбы, развивающейся РїРѕ принципу несовпадения характеров, мироощущений: РћРЅРё сошлись. Волна Рё камень, Стихи Рё РїСЂРѕР·Р°, лед Рё пламень РќРµ столь различны меж СЃРѕР±РѕР№. Онегин Рё Ленский РјРЅРѕРіРѕ времени РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ вместе, РЅРѕ вечерами Владимир уезжает Рє Лариным, РєСѓРґР° Рё приглашает РґСЂСѓРіР°, РіРґРµ Онегин знакомится СЃ Татьяной. РћРЅР° сразу понимает: РѕРЅ тот, кто ей снился. Татьяна влюбляется РІ Онегина Рё пишет ему РїРёСЃСЊРјРѕ, РіРґРµ признается РІ своем чувстве. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ завязка первой сюжетной линии — любовной. РџРёСЃСЊРјРѕ Татьяны тронуло Онегина, РЅРѕ РїСЂРё встрече РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «не создан для блаженства» семейного счастья, РЅРµ хочет делать ее несчастной, Р° также советует: «Учитесь властвовать СЃРѕР±РѕР№; РЅРµ РІСЃСЏРєРёР№ вас, как СЏ, поймет». Так начинается IV глава, РІ которой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ развитие действия, РіРґРµ автор описывает взаимоотношения Ленского Рё Ольги, Р° также творчество молодого поэта. Влюбленные стараются как можно больше времени проводить вместе: СЃРёРґСЏС‚ РІ саду, «гуляют утренней РїРѕСЂРѕР№В». Владимир читает Ольге нравоучительный роман, пишет стихи РІ альбом, «его перо любовью дышит». РџСЂРѕС…РѕРґРёС‚ время Рё наступает РїРѕСЂР° крещенских вечеров, РєРѕРіРґР° «служанки СЃРѕ всего РґРІРѕСЂР° РїСЂРѕ барышень СЃРІРѕРёС… гадали». Татьяна же «верила преданьям простонародной старины, Рё снам, Рё карточным гаданьям, Рё предсказаниям луны». РўРѕР№ ночью Татьяна собиралась ворожить, РЅРѕ ей стало страшно, Рё РѕРЅР° ложится спать, «и снится чудный СЃРѕРЅ Татьяне»: РѕРЅР° идет РїРѕ снеговой поляне, РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ ручья, ей страшно перейти, РІРґСЂСѓРі РёР· СЃСѓРіСЂРѕР±Р° появляется медведь, который помогает Татьяне перейти через ручей Рё следует Р·Р° ней, затем СѓРЅРѕСЃРёС‚ ее РІ «шалаш СѓР±РѕРіРѕР№В». Очнувшись, Ларина РІРёРґРёС‚ РІ щель «чудовищ разных Р·Р° столом». Р’Рѕ главе СЃРёРґРёС‚ Онегин, кладет Татьяну РЅР° шаткую скамью, РІРґСЂСѓРі РІС…РѕРґСЏС‚ Ольга СЃ Ленским. Друзья СЃРїРѕСЂСЏС‚, «хватает длинный нож» Евгений, «вмиг повержен Ленский». Татьяна просыпается. Так РѕРЅР° РІРѕ СЃРЅРµ увидела РЅРµ только пародию РЅР° гостей, которые Р±СѓРґСѓС‚ присутствовать Сѓ нее РЅР° именинах, РЅРѕ Рё увидела предсказание СЃРєРѕСЂРѕР№ гибели Ленского РѕС‚ СЂСѓРєРё Онегина. Татьяну продолжает тревожить странное сновидение, РЅРѕ РґРѕРј полон гостей, съехавшихся РЅР° ее именины. Прибыл Рё Онегин, поддавшись уговорам Ленского, РЅРѕ «девы томной заметя трепетный порыв», решил РѕРЅ РґСЂСѓРіСѓ отомстить — весь вечер ухаживал Р·Р° Ольгой. Ленский ускакал РґРѕРјРѕР№ Рё отправил Зарецкого Рє Онегину СЃ вызовом РЅР° дуэль. Евгений принимает вызов. Дуэль — кульминация второй сюжетной линии. Онегин убивает Ленского. Его смерть — развязка линии дружбы. Тяжело переживая смерть РґСЂСѓРіР°, Онегин отправляется РІ путешествие, описанное РІ IX главе, РЅРµ включенной РІ роман РїРѕ настоянию цензоров. РџСЂРѕС…РѕРґРёС‚ некоторое время, Рё Ольга выходит замуж Р·Р° проезжего улана Рё уезжает РёР· СЂРѕРґРЅРѕР№ деревни. Татьяна же, оставшись РѕРґРЅР°, Р±СЂРѕРґРёС‚ РїРѕ окрестностям Рё, РІ конце концов, попадает РІ РґРѕРј Онегина. РћРЅР° осматривает его жилище, читает РєРЅРёРіРё СЃ его пометами Рё постепенно понимает сущность своего возлюбленного. РћРЅ открывается ей РІ истинном свете. Ведь РѕРЅ играл роль разочарованного героя. Р’ это время РІ РґРѕРјРµ Лариных собрались соседи Рё решают, что делать СЃ Татьяной. Р’СЃРµ дружно РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ Рє выводу, что надо ей РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Узнав Рѕ своем СЃРєРѕСЂРѕРј отъезде, героиня прощается СЃ родными местами. До XXX строфы VII главы Пушкин описывает деревню Рё ее пейзажи. Ртак, Ларины едут РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Татьяне РІСЃРµ непривычно, ее душа рвется РІ деревню, РЅРѕ ее выдают замуж, Рё РѕРЅР° покоряется своей СЃСѓРґСЊР±Рµ. Конец VII главы посвящен РњРѕСЃРєРІРµ Рё описанию жизни РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ общества. VIII глава романа начинается СЃ петербургского бала, РЅР° котором РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ встреча Татьяны СЃ Онегиным. РџРѕРЅСЏРІ, что влюблен, РѕРЅ пишет ей РїРёСЃСЊРјР° — это кульминация первой сюжетной линии. РќРµ получив ответа РЅР° три РїРёСЃСЊРјР°, Евгений едет Рє ней Рё РІРёРґРёС‚ РЅР° ее лице лишь гнев. РћРЅ отказывается РѕС‚ светской жизни Рё запирается РІ своем РґРѕРјРµ. Лишь весной РѕРЅ СЃРЅРѕРІР° посещает Татьяну. РџСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ объяснение, РѕРЅР° признается, что РІСЃРµ еще любит его, РЅРѕ «я РґСЂСѓРіРѕРјСѓ отдана Рё Р±СѓРґСѓ век ему верна». Рто развязка любовной линии романа. РќРѕ финал романа остается открытым. Автор дает читателю возможность самому додумать конец. РњС‹ РІРёРґРёРј, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ композиции — путешествие. Р’ первой главе описывается жизнь главного героя РІ Петербурге РІ 1820 РіРѕРґСѓ, РІРѕ VII—IV главах изображается деревня Евгения Онегина, изображаются быт Рё нравы помещиков. Р’ этих же главах автор знакомит нас СЃ Татьяной, Ольгой Рё Ленским. После дуэли, произошедшей РІ VI главе, Онегин покидает СЃРІРѕСЋ деревню, спустя некоторое время Ольга выходит замуж Рё тоже уезжает РёР· родных мест, Р° Татьяну везут РЅР° «ярмарку невест» РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Евгений путешествует, посещает Бессарабию, Нижний РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ, Одессу Рё возвращается РІ Петербург РІ 1825 РіРѕРґСѓ, РіРґРµ Рё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ его новая встреча СЃ Татьяной. Таким образом, композиция романа замкнута: действие началось РІ весеннем Петербурге Рё закончилось там же пятью годами позже. Композиция романа обладает еще РѕРґРЅРѕР№ особенностью — симметрией, центром которой явился СЃРѕРЅ Татьяны РІ V главе. РџРѕРјРёРјРѕ симметрии Рё замкнутости, РІ композиции романа присутствует еще РѕРґРёРЅ прием — прием «зеркала». Пушкин использовал его РїСЂРё описании встреч Татьяны Рё Онегина. РџСЂРё первом знакомстве СЃ Онегиным Татьяна поняла, что любит его, РїРѕРґ влиянием этого чувства пишет ему РїРёСЃСЊРјРѕ, Р° РѕРЅ же отвечает ей лекцией Рѕ том, что РѕРЅ РЅРµ создан для семейной жизни. После чего РёС… жизненные пути расходятся. Р’РЅРѕРІСЊ РѕРЅРё встречаются РІ Петербурге, РіРґРµ уже Онегин влюбляется РІ Татьяну Рё пишет ей пламенное РїРёСЃСЊРјРѕ. Татьяна РіРѕРІРѕСЂРёС‚ ему: «Сегодня очередь РјРѕСЏВ», имея РІ РІРёРґСѓ отповедь. Так герои меняются местами. Также можно отметить Рё противопоставление героев: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга, Татьяна — Ольга, Онегин — Ленский, Р° также сопоставление: Татьяна — Ленский. Лирическая сторона романа связана СЃ образом автора, который вырисовывается РІ многочисленных лирических отступлениях, столь широко представленных РІ романе. Большое количество лирических отступлений содержит описание РїСЂРёСЂРѕРґС‹, которая показывает движение времени РІ романе. РџРѕ отношению Рє РїСЂРёСЂРѕРґРµ герои противопоставляются, например Татьяна Рё Онегин. Таким образом, пейзажные зарисовки служат средством раскрытия характера героев, помогают понять РёС… душевное состояние. Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ второго романа РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе создано РЅРµ было. Пушкин явился новатором РЅРµ только РІ жанре первого реалистического романа РІ стихах, РЅРѕ Рё РІ области языка, ведь автор явился основоположником СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ литературного языка.
|