Реферат: работа параметры в школьном курсе математики
Название: работа параметры в школьном курсе математики Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и молодежной политики ЧР ГОУ «Чувашский республиканский Институт образования» Параметры в школьном курсе математики. Элективный курс. Выполнила учитель математики МОУ СОШ № 29 г. Чебоксары Морушкина Вера Васильевна Чебоксары 2009
Структура курса планирования учебного материала. 4 II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр. 5 III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр. 7 IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр. 9 V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 9 VI. Тригонометрия и параметр. Иррациональные уравнения. 10 VII. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр. Рациональные уравнения. 10 VIII. Производная и ее применение. 10 Х. Текстовые задачи с использованием параметра. 11 Задачи для самостоятельного решения. 13 Пояснительная запискаЦель профильного обучения в старших классах - обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры. Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. Трудности при решении задач с параметрами обусловлены тем, что наличие параметра заставляет решать задачу не по шаблону, а рассматривать различные случаи, при каждом из которых методы решения существенно отличаются друг от друга. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами». Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. При проведении занятий на первое место выходят следующие формы организации работы: лекционно-семинарская, групповая и индивидуальная. Рекомендуемые методы работы: исследовательский и частично-поисковый. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Задачи курса 1. Сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету; 2. Выявить и развить математические способности; 3. Подготовить к ЕГЭ и к обучению в вузе 1. Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе. 2. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы 3. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося. 4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы. В результате изучения курса учащиеся должны 1. Усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами. 2. Применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр. 3. Проводить полное обоснование при решении задач с параметрами. 4. Овладеть навыками исследовательской деятельности. Структура курса планирования учебного материалаТемы:I. Первоначальные сведения. 2ч II. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч III. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч VI. Тригонометрия и параметры. 2ч VII. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры. VIII. Производная и ее применения. 4ч IX. Нестандартные задачи с параметрами. 6ч - количество решений уравнений; - уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями X. Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч Краткое содержание курсаI. Первоначальные сведения.Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, рассмотреть понятие «параметр», его существенный признак и двойственная природа, особенности записи ответов при решении заданий с параметром. Примерное содержание . Решить уравнение с параметром - это значит найти все те и только те значения параметра, при которых задача имеет решения. Условимся считать, что параметры в уравнениях принимают действительные значения, в задачах с параметрами отыскиваются действительные решения. Другими примерами равенств с параметрами могут служить общие виды функций, изучаемых в основной школе. - линейная функция y=k x+b , (k , b - параметры, x, y- переменные); - квадратичная функция y= a x²+b x+c , где а ≠0 (a , b , c -параметры, x, y -переменные). Задачи с параметрами мы встречаем и в геометрии. Уравнение окружности с центром в начале координат имеет вид , где x, y- координаты точек - переменные, r- радиус окружности – параметр. Моделируя различного вида задачи, можно получить различного вида уравнения, для которых нужно уметь выбирать ответы. II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра. Примерное содержание. 1. Алгоритм решения уравнений вида Ах=В.
2. Рассмотреть примеры. ПРИМЕР 1: Решить уравнение: Решение. Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом. , , Рассмотрим случаи: Если т.е. и , то обе части уравнения разделим на . Получим , сократим дробь и получим единственное решение уравнения: . Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет. Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число. Ответ: при и - единственное решение уравнения: при - нет решений при - любое действительное число. ПРИМЕР 2: Решить уравнение: Решение. Приведём данное уравнение к виду Ах=В и воспользуемся алгоритмом. , , , . Рассмотрим случаи: Если т.е. и , тогда получим единственное решение уравнения: . Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой части. Рассмотрим случаи: а) 2в – 1 = 0, т.е. то подставив это значение параметра в уравнение, получим - верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число. в) , т.е. то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет. 3. Если , то подставив это значение параметра в уравнение, получим Решение этого уравнения зависит от выражения, стоящего в правой части. Рассмотрим случаи: а) 4 – а = 0, т.е. то подставив это значение параметра в уравнение, получим - верное числовое равенство, следовательно, решением данного уравнения является любое действительное число. в) , т.е. то подставив это значение параметра в уравнение, получим или - неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет. 4. Если и , то подставив эти значения параметров в уравнение, получим - неверное числовое равенство, следовательно, данное уравнение решений не имеет. Ответ: при и - единственное решение уравнения: при , или , - любое действительное число при , или , - нет решений. III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.Определение линейного неравенства. 1.На доске записаны следующие неравенства:
Задание. Решите неравенства и запишите ответ. 2.Сформулируйте свойства неравенств, которые использованы при решении. Неравенства вида axb axb, где a и b действительные числа или выражения, зависящие от параметров, а x – неизвестное, называются линейными неравенствами. В зависимости от коэффициентов a и b решением линейного неравенства может быть либо неограниченный промежуток, либо числовая прямая, либо пустое множество. 3.. Решение линейных неравенств вида aх>b. если a>0, то . если a<0, то . если a=0 и b<0, то . Если a=0 и b0, то решений нет. Пример 1. Решите неравенство ах>1. 1) если a>0, то 2) если a<0, то 3) если a=0, то решений нет. 4. Решение линейных неравенств вида aх<b. если a>0, то . если a<0, то . если a=0 и b>0, то . если a=0 и b0, то решений нет. Пример 2 . Решите неравенство ах<5. 1) если a>0, то 2) если a<0, то 3) если a=0, то . 5. Решение линейных неравенств вида axb. если a>0, то . если a<0, то . если a=0 и b0, то . если a=0 и b>0, то решений нет. Пример 3. Решите неравенство ax4. 1) если a>0, то 2) если a<0, то 3) если a=0, то решений нет. 6. Решение линейных неравенств вида ax b если a>0, то . если a<0, то . если a=0 и b 0, то . если a=0 и b<0, то решений нет. Пример 4. Решите неравенство ах 6. 1) если a>0, то ; 2) если a<0, то ; 3) если a=0, то . 7. Решить неравенства. (m-1)x<5m если m-1>0, т.е. m>1, то , 2 если m-1<0, т.е. m<1, то , 3. если m-1=0, т.е. m=1, то . (a-1)x>6 если a-1>0, т.е. a>1, то , 2. если a-1<0, т.е. a<1, то , 3. если a-1=0, т.е. а=1, то решений нет. При каких значениях параметра b уравнение имеет положительный корень? Решение. Так как корень х>0, то 0,8 b+14>0; 0,8 b>-14; b>-1,75. Ответ: при b>-1,75 IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр.Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами. Примерное содержание. 1.Повторить Теорему Виета. Тождество Свойства функций и При каких значениях a, b, c и Д корни квадратного уравнения одного или разных знаков. 5. Выделение полного квадрата из квадратного трёхчлена. 2.Решить уравнения: 1)a x² + 2x + 4=0, 2)(a + 3)x²+2x(a +5)+2a +7=0. Ответ: 1) x=-2 при а= 0; х=-4 при а =1/4; при ; не имеет корней при а >1/4 .2) х=-1/4 при а =-3; х=1, х=-3/2 при а =-4,а =1; при ; не имеет корней при .
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.Область значений функции. Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами. Примерное содержание. Квадратичная функция задаётся формулой y=a x²+b x+c , гдепараметры, x и y- переменные. Графиком квадратичной функции является парабола. Коэффициент a определяет направление ветвей параболы. Если а >0 , то они направлены вверх, если а <0, то направлены вниз. Дискриминант квадратного трёхчлена D=b²-4ac определяет наличие и количество общих точек с осью Ох. Если D <0, то парабола не пересекает ось абсцисс. Если D =0, то парабола и ось имеют одну общую точку. Если D >0, то общих точек две. Графический способ решения задач с параметрами является универсальным, а значит (обратная сторона любой универсальности), есть конкретные случаи, когда задачу можно решить несколько проще. Пусть для функции y=a x²+b x+c , гдепараметры, x и y — переменные. Числа и – нули функции, в = b– 4ac, D > 0, , = - - абсцисса вершины параболы. В этих задачах, как правило, требуется определить те значения параметра, при которых выполняется некоторое условие для расположения корней. VI. Тригонометрия и параметр. Иррациональные уравнения.Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр. Цель:
Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами. V II. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр. Рациональные уравнения.Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений и неравенств, содержащих параметры. VIII. Производная и ее применение.Касательная к функции. Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления. IX. Нестандартные задачи.Уравнения высших степеней. Теорема Безу. Симметрические уравнения. Система однородных уравнений и приводящиеся к ним. Аналитические способы решения уравнений высших степеней с параметрами. Графический способ решения уравнений высших степеней с параметром Х. Текстовые задачи с использованием параметра.Задачи физического содержания. Задачи на объемные доли и концентрации вещества. Задачи на проценты. В этом разделе формируются навыки решения текстовых задач. Планирование(34 часа)
ЗаключениеВведение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами. Задачи для самостоятельного решения.1. Решить уравнение: 2. Решить уравнение: 3. Решить уравнение: 4. Решить уравнение: 5. Решить уравнение: 6. Решить уравнение: 7. Решить уравнение: 8. Решить уравнение: 9. Решить уравнение: 10. Решить уравнение: 11. При каких значениях параметра в уравнение : а) имеет бесконечно много корней; в) имеет корень, равный единице; б) не имеет корней; г) имеет ненулевые корни? 12. При каких значениях а уравнение имеет: а) только положительные корни; б) только отрицательные корни? 13. Решить уравнение: : а) относительно х и найдите значение параметра, при котором корень равен нулю; б) относительно у и найдите значение параметра, при котором корень равен единице? 14. При каких значениях параметра в число 1 является корнем уравнения ? 15. При каких значениях параметра а уравнение имеет корни не равные 3? 16. Решить уравнение х2 +а 2 - 1 =0. Ответ: при │а │>1 корней нет, при других а х=±. 17. Решить уравнение а х2 -х+3 =0. Ответ: при а =0 х=3, при а = х=6, при а > корней нет, при других а х=. 18. Решить неравенство а х2 +( а +1)х+1>0 при различных значениях а . Ответ: при а =0 х>-1; при а =1 х Є (-∞; -1)U(-1; +∞), при а >1 х Є (-∞; -1)U( -1/а ; +∞), при а <0 х Є (-1; -1/а ); при а Є (0;1) х Є (-∞; -1/а )U(-1; +∞). 19. При каких значениях параметра а неравенство х2 +а х+1<0 не имеет решений? Ответ: а Є[-1;1]. 20. Решить неравенство х2 -4а х+9 ≤0. Ответ: при │а │>1,5 решений нет, при а =1,5 х=3, при а =-1,5 х=-3, при других а хє[2а -; 2а +]. 21. При каком значении параметра а система имеет ровно два решения? Ответ: а =2. 22. Решить неравенство х2 - 2а х + 1>0 для всех значений параметра а . Ответ: при |а |>1 х Є R, при а =1 х Є R, где х ≠ 1, при а =-1 х Є R, где х ≠ -1, при -1<a <1 х Є (-∞;-)U(а +; +∞). 23. При каких значениях а неравенство а х2 +4а х +а +3<0 выполняется для всех действительных значений х? Ответ: а Є (-∞; -4). 24. При каких значениях параметра m двойное неравенство выполняется при всех действительных значениях х? Ответ: m Є (-2; 4). Литература1. Агалаков.С.А Математика. Единый экзамен- 2004. Часть С. Омск; НОУ НОК Образование плюс, 2004. 2. Азаров А.И., Барвенов С.А., Федосеенко В.С. Методы решения задач с параметрами. Минск: Аверсэв, 2003. 3. БашмаковМ., Резник Н. Задачник по алгебре для 7класса общеобразователь-ной школы. Санкт – Петербург, 2001. 4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И.. Сборник задач по алгебре. 8-9кл. М.: Просвещение, 1994. 5. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999 6. Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - М.: Гимназия, 2002. 7. ГорнштейнП.И., Полонский В.Б., Якир М.С.. Задачи с параметрами. Илекса. Гимназия. Москва- Харьков, 2002. 8. Далингер В.А.. Всё для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике, выпуск 4. ОГПИ, Омск, 1995. 9. Евсеева А.И.. Уравнения с параметрами.// ж. «Математика в школе», 2003, №7. 10. Ерина Т.М.. Линейные и квадратные уравнения с параметром.// ж. «Матема-тика для школьников», 2004, №2. 11. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000. 12. Крамор В.С. Примеры с параметрами и их решение. Аркти, Москва, 2000. 13. Математика для поступающих в вузы //Сост. Тырымов А.А.. – Волгоград: Учитель, 2000. 14. Математика. Задачи Сканави М.И. – Минск 1998г. 15. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г 16. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001-2008 г 17. Мочалов В.В. Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами: Чебоксары – Издательство Чувашского университета, 2006. 18. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001. 19. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г 20. Е.М. Родионов. Справочник по математике для поступающих в ВУЗы. Изд – во МЦ «Аспект», 1992. 21. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г 22. Ю.Ф. Фоминых. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. М.: Просве-щение, 1999. 23. А.В. Шевкин. Задачи с параметром. Линейные уравнения и их системы. 8-9 классы. М.: Русское слово, 2003. 24. Тысяча и один пример. Под ред. О.М. Назаренко, Л.Д. Назаренко. Изд – во «Слобожаницина», 1994. 25. 514 задач с параметрами. Под ред. С.А. Тынянкина. Волгоград, 1991. |