Реферат: Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород
Название: Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Нижний Новгород 2011
ББК 74.204 Е 38 Рекомендовано к изданию НМЭС ГОУ ДПО НИРО Под редакцией В.Ю Ереминой, канд.пед.наук, проректора по организационно-методической работе ГОУ ДПО НИРО; Г.А.Игнатьевой, доктора пед.наук, зав.кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО Авторы - составители: Г.Г.Григорьева, С.А.Фадеева, Е.Г.Еделева, О.Н.Лебедева, О.А.Тарская,. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений / Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО, 2010. – 64 с. В сборнике представлены методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области. Представленные материалы образуют целостную систему методического сопровождения аттестационных процедур, структурированную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждению соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Сборник методических рекомендаций адресован педагогическим и руководящим работникам системы образования Нижегородской области, практическим работникам системы постдипломного и высшего профессионального образования, а также специалистам, участвующим в процессе аттестации. Содержание
Раздел 1. Нормативное обеспечение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 1.1. Нормативная база аттестационных процедур Процессы модернизации российского образования требуют от педагогических работников непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации. Поэтому главная цель аттестации педагогических работников – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий. Согласно Перечню поручений Президента РФ от 01.08.2008 Пр-1572ГС Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо: «Обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии и внести в нормативные правовые акты изменения, определяющие периодичность проведения аттестации указанных служащих и работников в целях проверки навыков владения информационными и телекоммуникационными технологиями». Нормативно-правовой базой аттестационных процедур являются: 1. Конституция Российской Федерации 2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» - ст. 25 п.п.1,2. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ– ст.ст.196, 197. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543 «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 521 «Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования». 6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 9. Постановление главного государственного Санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях». 10. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 03-52/46 «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 24 марта 2010 г. № 209». 11. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 12. Письмо Минобрнауки России от 21.10.2010 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 13. Приказ министерства образования Нижегородской области №202 от 07.02.2011 «Об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2011 году». 14. Постановление Правительства Нижегородской области «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области» № 468 от 15.10.2008. Раздел 2. Организационно-методические условия прохождения аттестации Основными задачами аттестации педагогических работников являются: - стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; - повышение эффективности и качества педагогического труда; - выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; - учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации основных образовательных программ; - определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; - обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников. Для решения данных задач определяются этапы аттестации: 1.Экзамен в форме компьютерного тестирования. 2. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы. 3. Портфолио педагогического работника. Педагогические работники в ходе аттестации с целью соответствия занимаемой должности проходят квалификационные испытания в письменной форме путем компьютерного тестирования по представлению руководителя ОУ. См.Приложение №1. 2.1. Экзамен в форме компьютерного тестирования Компьютерное тестирование – это форма педагогического контроля, представляющая собой стандартизированную процедуру применения тестов на компьютере под управлением специальной программы, обеспечивающей заданную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования для решения комплекса задач. Содержание готовности аттестующихся педагогических работников к компьютерному тестированию представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и процессуального . Мотивационный компонент готовности к компьютерному тестированию включает: - положительное отношение к компьютерному тестированию; - четкое и полное осознание значения компьютерного тестирования для системы образования и себя лично; - понимание роли компьютерного тестирования на современном этапе развития системы образования; - осознание необходимости и важности овладения основами теории и практики компьютерного тестирования; - интерес к компьютерному тестированию, его освоению. Когнитивный компонент представляет собой знание: - значения понятий: «компьютерное тестирование», «компьютерный тест», «тестовое задание»; - возможностей и ограничений компьютерного тестирования; - форм тестовых заданий; - этапов и форм компьютерного тестирования. Процессуальный компонент включает следующие умения: - адекватно воспринимать интерфейс компьютерного теста; - адекватно относиться к ситуации компьютерного тестирования; - отвечать на тестовые задания различных форм. Экзамен в форме тестирования[1] обеспечивает возможности оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков аттестуемых по различным образовательным областям. Адаптивная среда тестирования позволяет сформировать неограниченное число банков тестовых заданий различной структуры и содержания. В связи с этим тестовые задания без указания ответов и список литературы для подготовки к экзамену являются открытыми для аттестуемого. Таким образом, тестирование позволит обеспечить объективную оценку квалификации каждого аттестуемого. Компетентностные аспекты разработки КИМов для экзамена в форме компьютерного тестирования . Требования к профессиональной компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Основой внедрения системы автоматизированного тестирования является профессиональный стандарт педагогической деятельности, представляющий собой систему требований к знаниям, умениям, способностям педагога (к компетентности), позволяющих в своей целостности осуществлять педагогическую деятельность и определяющим ее успех. Профессиональный стандарт может включать следующие аспекты:Инструментальные - способность к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию; - навыки письменной речи; - элементарные компьютерные навыки; - навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); - способность к адаптации к новым ситуациям; Системные (общепрофессиональные) - базовые общие педагогические знания; - базовые гуманитарные знания; - осознание целей и ценностей педагогической деятельности; - знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; - владение набором решающих правил, используемых для разрешения конкретных педагогических ситуаций; - знание современных средств и методов построения образовательного процесса; - умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам; - знание основных положений возрастной психологии; - способность проектировать образовательные процессы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся; - умение учитывать индивидуальные личностные особенности обучающихся при проектировании образовательных процессов; - владение системой интеллектуальных операций; умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче; - умение обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся и сохранение их здоровья в образовательном процессе; - знание нормативно-правовых оснований образовательного процесса; Специальные а) связанные с содержанием предмета - знание образовательных стандартов и реализующих их программ; - знание основ преподаваемого предмета; - умение продемонстрировать понимание общей структуры предмета и межпредметные связи; - сочетание глубокого знания предмета преподавания с общей культурой педагога; - сочетание теоретического знания с видением его практического применения; - умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты; б) связанные с методикой преподавания предмета - знание нормативных методов и методик; - знание современных достижений в области методики обучения; - компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности; - знание функций, видов и объектов педагогической оценки; - владение различными методами образовательной диагностики; - способность организовать информационную основу деятельности обучающихся (знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи). Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет спецификацию теста и структуру накопителя тестовых заданий. По содержанию квалификационный тест для педагогического работника включает вопросы по следующим разделам: - педагогика и философия образования; - психология; - нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; - обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся; - содержание и методика преподавания предметной области. Особенности экзамена в форме компьютерного тестирования . Экзамен – это форма контроля, проверяющая знание теоретических основ организации и нормативного обеспечения образовательных процессов, сущности современных образовательных технологий и практики их применения, основ педагогической инноватики и теории образования, содержания и методики преподаваемого предмета.Экзамен в форме тестирования обладает целым рядом преимуществ перед традиционной формой экзамена. Таблица 1 Преимущества экзамена в форме компьютерного тестирования
Тест - это система заданий специфической формы и различной трудности, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень компетентности тестируемого. А. Формы тестовых заданийСодержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют. По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы. I. Первую группу образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. 1.1. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа. Этим заданиям предшествует инструкция: Выбрать правильный ответ Единица считается числом: простым 1.2. В настоящее время всё большее распространение начинают приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. При ответах испытуемому приходится определять, какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать вопрос полноты ответа. Этим заданиям предшествует инструкция: Выбрать правильные ответы: К акцизным понятиям относятся: табак драгоценности автомобили бензин колбасные изделия хлеб спиртные напитки II. Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать ( обычно это одно слово, или один знак (цифра)). Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция: Дополнить (Вставить пропущенное слово) Первым греческим философом считается …. III. Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция: Установить соответствие между видом дохода и формой капитала:
IV. Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического характера. Таким заданиям предшествует инструкция: Установить правильную последовательность событий 1917 года: отречение царя Николая II приезд Ленина создание Петроградского совета взятие Зимнего дворца Корниловский мятеж ликвидация двоевластия II съезд Советов Б. Процедура компьютерного тестированияЭкзамен в форме тестирования проводится в течение 1 астрономического часа (60 минут) и включает в себя 30 вопросов, которые последовательно предъявляются аттестуемому в автоматизированном режиме. Во время тестирования на экране монитора располагается только одно тестовое задание. Каждый аттестуемый имеет право пройти тест только один раз. По истечении 60 минут (90 минут – математика) компьютерная программа автоматически завершает процедуру тестирования и выдает на экран монитора итоговый результат. Аттестуемый может претендовать на высшую категорию в случае, если он выполнил более 80% предъявленных заданий. Тестируемому предоставляется возможность до начала процедуры тестирования выполнить демонстрационный тест с целью ознакомления с интерфейсом тестирующей программы и способами ввода ответов. Демонстрационный тест содержит по два задания различных форм и способов ввода ответов, встречающихся в аттестационном тесте. Содержание демонстрационного теста является отвлеченным, простым и понятным тестируемому. Во время тестирования переговоры между аттестуемыми не разрешаются. С вопросами, не касающимися содержания учебного материала, следует обращаться к членам комиссии, предварительно подняв руку, чтобы не отвлекать других испытуемых во время тестирования. Наличие учебных и справочных материалов во время сеанса тестирования не допускается. Выходить из компьютерного класса во время сеанса тестирования не разрешается. В. Алгоритм компьютерного тестирования в адаптивной среде тестирования АСТ-тестШаг 1. Запустите программу AST-Test_Player Шаг 2. Раскройте папку "ГОУ ДПО НИРО", кликнув по ней два раза левой кнопкой мыши и выберите в перечне доступных субъектов тестирования необходимый объект. Шаг 3. Введите свой пароль (пароль Вам сообщит соадминистратор системы компьютерного тестирования) Шаг 4. Раскройте папку "Список тестов", кликнув по ней два раза левой кнопкой мыши и выберите в перечне доступных Вам тестов необходимый объект Например, аттестующиеся учителя истории выбирают "История" - "Атт_история_09" Шаг 5. Нажмите кнопку "Начать тестирование" Шаг 6. Познакомьтесь с интерфейсом программы
Шаг 7. Начните выполнение тестовых заданий Г. Правила ввода ответов на тестовые задания различных формПравила ввода ответов на задание закрытого типаШаг 1. Пометьте правильные ответы, установив указатель мыши на сигнальный квадратик (кружок) и щелкните левой кнопкой мыши. Если предполагается ввод более одного правильного ответа, то последовательность пометки не имеет значения. Шаг 2.
Когда, по вашему мнению, ответ готов, нажмите клавишу После нажатия клавиши "Готово" автоматически будет предъявлено следующее задание. Правила ввода ответов на задание открытого типаШаг 1. Установите указатель мыши в специальном поле внизу экрана и щелкнуть левой кнопкой мыши, чтобы в данном поле появился мерцающий курсор. Шаг 2. Наберите на клавиатуре необходимый ответ (слово, предложение или цифры). Вводимый ответ отображается в специальном поле внизу, расположенном в нижней части экрана и, как правило, непосредственно в содержании задания. Пожалуйста, обратите внимание на орфографию. Шаг 3. Когда ответ готов, нажмите клавишу "Готово". До окончательного ввода ответа допустимо изменение содержания ответа (исправлять вводимый текст можно, используя клавиши "Delete" или "Backspace"). Обратите внимание, что нажатие клавиши "Enter" при вводе ответа равносильно нажатию клавиши "Готово". Правила ввода ответов в задании на соответствиеШаг 1. Для того чтобы связать каждый элемент из левой группы с одним элементом из правой группы, установите курсор на любой из сигнальных кружков левой группы и щелкните левой кнопкой мыши (окраска сигнального кружка должна измениться). Шаг 2. Выделите, установив указатель мыши и щелкнув левой кнопкой, необходимый сигнальный кружок из правой группы, в результате выделения на нем появится номер соответствующей пары. Повторное нажатие на сигнальный кружок отменит назначение пары. Фиксацию пар можно менять до окончательного ввода ответа. Если количество элементов в группах не одинаково, то некоторые элементы остаются непомеченными. Шаг 3.
Когда, по вашему мнению, ответ готов, нажмите клавишу Правила ввода ответов в задании на упорядочениеШаг 1. Выберите первый, по вашему мнению, элемент в последовательности. Для этого установите курсор на сигнальный кружок и щелкните левой кнопкой мыши. В помеченном кружке появится его номер в порядке проставления. Шаг 2. Выберите второй элемент, пометьте его, и т.д. Отменить назначение номера можно повторным нажатием на сигнальный кружок. В этом случае снимается пометка всех номеров, следующих за отменяемым. Изменение порядка последовательности можно выполнять до окончательного ввода ответа. Шаг 3.
Когда, по вашему мнению, ответ готов, нажмите клавишу Результат тестирования оформляется протоколом (ведомость по результатам компьютерного тестирования испытуемых) автоматизировано. Наиболее часто задаваемые вопросы по компьютерному тестированию можно посмотреть в Приложении №2. 2.2. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы
Методическая разработка раздела образовательной программы имеет следующую структуру: 1. Пояснительная записка: Представляются особенности (смыслы) учебной (воспитательной) программы, к которой составляется методическая разработка 2. Цели и задачи раздела Могут быть представлены в виде триединой дидактической цели: - познавательной: (знания и предметные умения) - развивающей (способы деятельности, мыслительные операции) - воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания) 3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями. 4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы – научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; – умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; – коммуникативные и информационные умения; – умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; – способность к контролю и самоконтролю; – способность к творческому решению учебных и практических задач. 5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся. 6. Система знаний и система деятельности: Система знаний включает в себя - общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания); - знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.) - фундаментальные знания из конкретной предметной области; - знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии. Система деятельности включает: - Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания. - Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения. - Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.). - Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.). 7. Календарно-тематическое планирование по разделу 8. Разработка урока (занятия кружка (факультатива, секции и т.д.) воспитательного мероприятия). Компьютерная презентация раздела учебной (воспитательной) программы может представлять собой: 1) паспорт учебной (воспитательной) программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающих наиболее значимые темы или разделы авторской разработки; 2) образовательный проект как модуль учебной (воспитательной) программы. Программа методической работы включает в себя: 1. Обоснование актуальности темы методической работы. 2. Концепцию методической работы: подходы и принципы методической деятельности, цель, задачи, ожидаемые результаты. 3. Технологию методической деятельности, раскрываемую через реализацию основных функций деятельности методиста – аналитической, организационной, учебно-методической, информационной, диагностической. 4. Формы организации методической работы (в компьютерной презентации могут быть представлены через гиперссылки). 5. Обоснование эффективности методической работы через представление результатов в динамике (в диаграммах, графиках). Таблица 2 Критерии оценки компьютерной презентации методической разработки
0 баллов – критерий не представлен 1 балл – критерий представлен частично 2 балла – критерий представлен на допустимом уровне 3 балла – критерий полностью представлен в компьютерной презентации методической разработки. Первая квалификационная категория – от 20 до 25 баллов Высшая квалификационная категория – от 26 до 30 баллов. Особенности работы над компьютерными презентациями можно посмотреть в Приложениях №3, 4, 5, 6, 7.
2.3. Портфолио педагогического работника Являясь специфической формой аутентичного оценивания , метод «портфолио» ориентирован на демонстрацию профессиональных достижений, определение уровня сформированности определенных компетентностей. Сегодня смысл педагогической ответственности и профессиональной компетентности педагогических коллективов школ, к сожалению, ограничивается необходимостью соответствия уровня квалификации и компетентности учителя стандартам образования. Однако если подходить к этому вопросу более серьезно, с учетом общих тенденций развития образования России, значимых для развития школы, то настоящий педагог-профессионал должен постоянно самосовершенствоваться и постоянно оценивать свою компетентность и эффективность выбранной стратегии профессионального развития. При оценке эффективности педагогической деятельности должны использоваться не столько внешние методы, ориентированные на унифицированные, общие для всех нормы функционирования учителей и школ как исполнителей государственного заказа, выраженного в стандартах образования, сколько самооценка в разнообразных ее формах, позволяющая продемонстрировать эффект профессионального развития педагогических коллективов. В этом случае метод «портфолио» просто незаменим, поскольку позволяет представить динамику инновационных изменений образовательного учреждения в целом и каждого педагога, в отдельности. Портфолио педагогического работника государственного и муниципального образовательного учреждения на высшую квалификационную категорию – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений педагогов, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки работы педагога при проведении аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории. Задачи портфолио педагога: формирование профессиональных характеристик педагога, развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности, содействие профессиональному росту педагогов. Ведение портфолио педагога. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, отражение значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы. Структура портфолио педагогического работника может быть представлена следующими разделами: 1. Профессиональный статус 2. Результаты профессиональной педагогической деятельности 3.Результаты внеурочной деятельности 4.Результаты воспитательной деятельности
5.Результаты научно-методической деятельности педагога. 6.Профессиональное развитие педагогического работника. Педагогический работник заполняет шаблон портфолио в электронном и печатном виде (Приложение №8) и представляет руководителю ОУ с подтверждающими документами (Приложение №9) для заверения. Руководитель заверяет каждую страницу печатного варианта шаблона портфолио росписью и печатью и отправляет в МОУО, который передает заполненный шаблон портфолио претендента на квалификационную категорию в ГОУ ДПО НИРО на экспертизу. Шаблоны портфолио и рекомендации к их заполнению с учетом специализации педагогического работника могут иметь отличия. На сайте ГОУ ДПО НИРО в разделе «Аттестация» вы найдете шаблоны портфолио и рекомендации к их заполнению для педагогических работников других специальностей. Раздел 3. Методические рекомендации по содержанию квалификационных испытаний педагогических работников ДОУ
В настоящих рекомендациях предлагаем при проведении аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений использовать следующие способы прохождения аттестации: 1. Экзамен в форме компьютерного тестирования. 2. Компьютерная презентация методической разработки по реализации раздела общеобразовательной программы дошкольного образования или программы методической работы. 3. Портфолио педагогического работника. 3.1. Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в образовательной деятельности. Квалификационные испытания по данному направлению аттестации могут включать экзамен в форме компьютерного тестирования и компьютерную презентацию методической разработки по реализации раздела общеобразовательной программы дошкольного образования Экзамен в форме компьютерного тестирования (для воспитателей и старших воспитателей ДОУ) предполагает отражение знаний аттестуемого в области педагогики, психологии и современных образовательных технологий и методик. В составе экзаменационных вопросов должны быть отражены: · основные положения дошкольной педагогики, педагогической и детской психологии; · основные положения современных методик и педагогических технологий; · основные положения нормативно-правового характера, отражающие стратегию государственной образовательной политики и муниципальных органов власти; · основные составляющие компетентности педагогических работников (таблица 3); · федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы (ФГТ) (таблица 4). Таблица 3 Структура тестового материала в соотношении с составляющими компетентности педагогических работников[2]
Таблица 4 Отражение в тестах ФГТ к дошкольному образованию[3]
Компьютерная презентация методической разработки по реализации раздела общеобразовательной программы дошкольного образования или программы методической работы позволяет оценить эффективность применения современных образовательных технологий и методик в образовательной деятельности. Примерная структура презентации методической разработки 3. Краткая характеристика раздела общеобразовательной программы дошкольного образования или программы методической работы, к которой составляется методическая разработка. 4. Цели и задачи раздела. 3. Психолого-педагогическое обоснование представляемой в методической разработке методики (системы, технологии). 4. Ожидаемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (должны описывать интегративные качества ребенка): - физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; - овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Промежуточные результаты освоения Программы должны раскрывать динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. 5. Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса (характеристика образовательных технологий, методов, организационных форм). 6. Представление результатов применения данной методической разработки в образовательном процессе (внешние – образовательные продукты и внутренние – изменения физических, интеллектуальных и личностных характеристик детей). 7. Характеристика эффективности данной методической разработки (позитивная динамика результатов у аттестуемого педагога и позитивная динамика результатов у детей при сравнении их с аналогичными, получаемыми в ходе реализации тех же образовательных программ и программ методической работы в среднем по региону). Таблица 5 Критерии оценки компьютерной презентации методической разработки
0 баллов – критерий не представлен 1 балл – критерий представлен частично 2 балла – критерий представлен на допустимом уровне 3 балла – критерий полностью представлен в компьютерной презентации методической разработки. Первая квалификационная категория – от 20 до 25 баллов Высшая квалификационная категория – от 26 до 30 баллов. Приложения Приложение №1 В Аттестационную комиссию ПРЕДСТАВЛЕНИЕ с целью подтверждения соответствия занимаемой должности на ________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество и должность педагогического работника, преподаваемый предмет, полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, район/город) Далее в представлении указываются: 1. Оценка профессиональных качеств педагогического работника 2. Оценка деловых качеств педагогического работника 3. Оценка результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности: 3.1.Условия, создаваемые педагогом для развития обучающихся (воспитанников) и поддержки творческой ини циативы в урочной и внеурочной деятельности (в содержании образования, методах и формах организации образовательного процесса). 3.2.Наиболее значимые образовательные достижения обучающихся (воспитанников) за последние три года. 3.3.Формы и масштаб обобщения педагогического опыта. 3.4.Наиболее значимые публикации, представляющие педагогический опыт. 3.5.Имеющиеся награды и звания. 4. Прохождение курсов повышения квалификации за последние пять лет и наличие соответствующих документов. 5. Сведения о результатах предыдущих аттестаций. Руководитель выдвигающей организации Печать ____________________________________ (фамилия, имя, отчество) № протокола и дата заседания органа Заявителя по выдвижению педагогического работника на участие в квалификационных испытаниях ____________________________________________________________________ Приложение №2 Ответы на вопросы педагогических работников покомпьютерному тестированиюДопустимо ли пропускать задания, не отвечать на них? Да, допустимо. Однако пропущенные задания вновь предъявляются, и, если на них не был дан ответ по истечении времени тестирования, то они засчитываются как задания с неверными ответами. Вновь вернувшееся задание будет того же содержания, но расположение его элементов изменится. Можно ли вернуться к уже выполненному заданию (на которое уже дан ответ и нажата клавиша "ГОТОВО") и исправить ответ? Нет. Вернуться и исправить ответ невозможно. Поэтому работайте внимательно, а если Вы не можете сразу ответить на задание, то лучше пропустите его - нажмите клавишу "Пропустить". Пропущенное задание будет предъявлено вновь в конце теста. Отображается ли результат ответа на каждое тестовое задание? Результат ответа на каждое тестовое задание не отображается специально с тем, чтобы испытуемый не задерживал свое внимание на анализе неверно выполненного задания, ограничивая время ответа на другие задания. Исправить неверные ответы нельзя. Можно ли узнать результат тестирования сразу после сеанса? Результат тестирования Вы узнаете сразу же после ответа на последнее задание из теста. В зависимости от генерации теста, обусловленной теми или иными целями и задачами тестирования, в некоторых случаях возможно просмотреть все задания, на которые дали неверный ответ. Можно ли повторить тест? Каждый тест можно выполнить один раз. Повторить выполнение теста по одной дисциплине невозможно. После выполнения теста по конкретной дисциплине, его наименование исчезает из списка допустимых для данного участника тестирования. Если прервать сеанс тестирования, то можно ли восстановить достигнутые результаты? Прерывание процесса тестирования (например, сознательное отключение питания или перезагрузка компьютера) рассматривается как грубое дисциплинарное нарушение. Протокол тестирования, включающий в себя перечень заданий, порядок их следования, ответы экзаменуемых, длительность ответа на каждое задания и другая информация ведется компьютерной программой. Автоматически фиксируется последовательность предъявления и ответа на каждое задание. Однако, при сбое питания, не обусловленном действиями аттестуемого, допустимо возобновление процесса тестирования с момента его прерывания. После восстановления сеанса тестирования те задания, на которые не был дан ответ (нажата клавиша ГОТОВО), заменяются на другие задания. Чем отличается компьютерное тестирование от тестирования на бумаге? При компьютерном тестировании: · заранее неизвестно, какие именно задания войдут в тест, · отображения одного и того же задания в разных тестах будут отличаться друг от друга; · нельзя изменить ответ после нажатия клавиши "ГОТОВО "; · результат тестирования Вы узнаете сразу же после ответа на последнее задание из теста. Приложение №3 В Аттестационную комиссию ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на компьютерную презентацию методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы педагогического работника, аттестующегося на первую (высшую) квалификационную категорию (фамилия, имя, отчество и должность педагогического работника, преподаваемый предмет, полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, район/город) Далее в экспертном заключении указываются: 1. Наименование учебной (воспитательной) программы или программы методической работы, к которой представляется компьютерная презентация методической разработки педагогического работника; 2. Адресат предлагаемой методической разработки; 3. Образовательные и информационно-коммуникационные технологии, на которых основывается методическая разработка; 4. Системно-дидактическое и методическое обеспечение реализации представляемой методики в образовательной процессе. 5. Матрица (критерии и показатели) экспертизы компьютерной презентации методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы педагогического работника (Приложение 2 «Образец экспертного листа»). 6. Описание качества разработки и результатов представленного опыта, их практический вклад в развитие образования. 7. Экспертная оценка. Экспертная группа ___________________________________ (фамилия, имя, отчество) Подписи руководителя и членов экспертной группы Приложение №4 ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценки компьютерной презентации методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы педагогического работника, аттестующегося на первую (высшую) квалификационную категорию _____________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество и должность педагогического работника, преподаваемый предмет, полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом, район/город) Критерии оценки компьютерной презентации методической разработки
0 баллов – критерий не представлен; 1 балл – критерий представлен частично; 2 балла – критерий представлен на допустимом уровне; 3 балла – критерий полностью представлен в компьютерной презентации методической разработки. Первая квалификационная категория – от 20 до 25 баллов Высшая квалификационная категория – от 26 до 30 баллов Особое мнение эксперта Дата Подпись Приложение №5. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы (для педагога дополнительного образования детей)
1.Пояснительная записка: Представляются особенности (смыслы) образовательной программы, к которой составляется методическая разработка 2.Цели и задачи раздела Могут быть представлены в виде триединой цели: - познавательной (знания и предметные умения) - развивающей (способы деятельности, мыслительные операции) -воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания) 3.Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. 4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы – научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; – умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; – коммуникативные и информационные умения; – умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; – способность к контролю и самоконтролю; – способность к творческому решению учебных и практических задач. 5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся. 6. Система знаний и система деятельности: Система знаний включает в себя - общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания); - знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.) - знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии. Система деятельности включает: 1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания. 2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения. 3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.). 4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.). Оба рассмотренных компонента раздела программы прописываются по каждой теме раздела как в виде двух чередующихся модулей, так и в смешанном виде. 7. Учебно-тематическое планирование по разделу 8. Разработка занятия, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой педагогом. Его примерная структура: • тема, группа, дата проведения; • комплекс задач; место занятия в логике раздела; • оборудование и материалы к занятию (рисунки, схемы, таблицы, слайды); • этапы (может быть план-конспект с хронометражем ) и виды деятельности обучающихся; • формы контроля и оценки результатов занятия. 9. Список литературы Компьютерная презентация раздела образовательной программы может представлять собой: 1) паспорт образовательной программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающие наиболее значимые темы или разделы авторской разработки; 2) образовательный проект как модуль образовательной программы.
Критерии оценки методической разработки раздела образовательной программы
Приложение №6. Компьютерная презентация методической разработки раздела (направления) программы воспитания (для социального педагога, старшего вожатого, воспитателя ГПД)
1. Пояснительная записка (представляются особенности (смыслы) программы воспитания, к которой составляется методическая разработка) 2. Задачи раздела (направления) 3. Обоснование используемых в разделе (направлении) воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников 4. План основных мероприятий по представляемому разделу (направлению) 5. Ожидаемые результаты реализации раздела (направления) программы (при необходимости предоставляется критериальная база и диагностический инструментарий). 6. Разработка воспитательного мероприятия, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой педагогом. Его примерная структура: • тема, группа, дата проведения; • комплекс задач; место мероприятия в логике раздела; • оборудование и материалы; • этапы и виды деятельности воспитанников; • формы оценки результатов мероприятия. 7. Список литературы Компьютерная презентация раздела (этапа, направления) программы воспитания может представлять собой: 1) паспорт программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающих наиболее значимые разделы (направления) авторской разработки; 2) социально-педагогический проект как раздел (направление) программы.
Критерии оценки методической разработки раздела (направления) программы воспитания
Приложение №7. Компьютерная презентация психолого-педагогической технологии как формы прохождения аттестации педагога-психолога Психолого-педагогическая технология понимается как определенная система содержания, средств, и методов обучения и воспитания; система содержания, форм и методов работы психолога, направленных на решение психологических задач. (по Р.В. Овчаровой)[4] Психолого-педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим принципам (критериям технологичности). Концептуальность. Каждая психолого-педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, социально-педагогическое обоснование достижения целей (профилактических; развивающих, психокоррекционных и т.п.) Системность. Психолого-педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость. Психолого - педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса (психопрофилактического, коррекционно-развивающего и т.п.), поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные психолого-педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) психолого-педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их преодоление возможно, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности педагога- психолога с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачами конкретного случая. Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза. Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Технология психопрофилактики - это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Однако средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, лекция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.) Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов их решения. Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических и психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом. Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога и ребенка), которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме. Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения, в результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных различными технологиями (например, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка. Презентация психолого-педагогической технологии в настоящее время рассматривается как альтернативная форма оценки профессионализма педагога-психолога, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие высшей квалификационной категории, подтверждение первой и высшей категории. Признаками психолого-педагогической технологии являются: · наличие цели; · наличие комплекса диагностических средств, позволяющих своевременно проводить оценку психического развития ребенка, отслеживать результативность деятельности и эффективность психолого-педагогического воздействия и др.; · закономерности структурирования взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства (детьми; подростками; педагогами; родителями; администрацией и т.д.), позволяющие проектировать процесс изменения (развития; психопрофилактики; социально-психологической адаптации; психокоррекции; психологического сопровождения; поддержки и т.д.); · система методов, средств и условий, гарантирующих достижение поставленных целей; · анализ процесса и результатов деятельности, свидетельствующие об эффективности работы. Структура описания психолого-педагогической технологии включает в себя: · название технологии; · основные концептуальные положения (с указанием авторов); · основная цель; · особенности процессуальных характеристик (основные этапы работы; система применяемых методов и средств на каждом из этапов и т.д.) · наличие и краткая характеристика программного обеспечения (по возможности продемонстрировать программы (профилактические; коррекционно-развивающие и т.д.), циклы занятий, дидактические материалы и др.); · анализ результативности деятельности по итогам психодиагностических обследований (сравнения результатов; мониторинга уровня развития обучающихся (воспитанников) и т.д.) Критерии оценки презентации психолого-педагогической технологии
Приложение №8 Электронный шаблон портфолио педагогического работника
Приложение № 9 Рекомендации к формированию информации и заполнению электронного шаблона портфолио педагогического работника
Портфолио педагогического работника дает общие сведения, а также информацию о результатах его профессиональной педагогической и внеурочной деятельности (за предыдущие три года) необходимые при проведении аттестации на установление квалификационной категории (высшей или первой) и представляется на бумажном носителе. Электронный шаблон портфолио педагогического работника формируется на основании портфолио педагогического работника. Электронный шаблон представляется в электронном и печатном виде. Информация формируется на основе документальных подтверждений, перечисленных в Таблице. Все подтверждающие документы заверяются работодателем. Электронный шаблон в печатном виде удостоверяется должностным лицом, ответственным за проведение аттестации педагогических работников МОУО и ГОУ. 1. Регистрационный номер вносится автоматически программой. 2. Ф.И.О. участника указывается строго в соответствии с паспортными данными . 3. Контактная информация указывается следующим образом: Телефоны (телефоны указываются с кодом города (области) пример : 8 (831) 417 77 04 мобильный:+79027436831; e-mail: ids-nn@yandex.ru). 4. Код района, код образовательного учреждения, код кафедры вносятся координационно-методическим отделом. Таблица
[1] Методические рекомендации по проведению экспертизы профессиональной компетентности аттестуемых работников образования Нижегородской области / Н.Ю.Бармин, В.К.Крючков, О.В.Плетенева, М.В.Журба, Е.Г.Калинкина, О.В.Тулупова. - Нижний Новгород, 2007. [2] «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». [3] Министерство образования и науки РФ. Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г. [4] Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ.психол. фак. университетов 2-е изд., стер. – М.:Изд. центр «Академия», 2005.- С.7-8. |