Реферат: Методические рекомендации «Опреподавании истории и обществознания» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в 2009-2010 учебном году
Название: Методические рекомендации «Опреподавании истории и обществознания» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области в 2009-2010 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКие рекомендации«О преподавании истории и обществознания »в общеобразовательных учреждениях Калининградской областив 2009-2010 учебном годуПреподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Калининградской области должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Калининградской области: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2003 № 2783). 2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ 05.03.2004 № 1089). 3. Базисный учебный план Калининградской области на 2007/2008 учебный год (Приложение к приказу Министерства образования Калининградской области от 24.08.07 № 1116/1). Для информационной и методической поддержки модернизации историко-обществоведческого образования создан специальный сайт Минобрнауки РФ и издательства «Просвещение»: http:// www. history. standart. edu. ru/ , консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: http:// www/ apkpro. ru/. Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации историко-обществоведческого образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Информационно-методическое пособие для учреждений общего образования. М., 2007: http:// window. edu. ru В условиях нового Базисного учебного плана система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Государственный стандарт не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в 5-9 классах по 70 часов в год /из расчета 2 часа в неделю/. Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной средней школе, составляет 350 часов. На ступени среднего /полного/ общего образования федеральный компонент БУП включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части предметов, обязательных для изучения на базовом уровне. Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов /т.е. из расчета 2 часа в неделю/. Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов /т.е. из расчета 4 часа в неделю/. Примерная программа по истории для основной школы предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов «Истории России» и «Всеобщей истории», а также отдельного пропедевтического модуля «Что изучает история» в начале 5 класса. Предполагается синхронно - параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Содержательная новизна стандарта основной средней школы заключается в отказе от детализации содержания курсов истории, усилении общеобразовательной, общекультурной направленности учебного процесса, его мировоззренческой значимости. В отличие от Обязательного минимума содержания 1998 г. стандарт предполагает обязательное изучение персоналий важнейших исторических деятелей, более полно рассматривается история народов, проживающих на территории нашей страны. Примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени и порядок прохождения курсов:[1]
Следует также учитывать, что по новому учебному плану в IX классе на треть сокращено количество часов для изучения истории XX века, тогда как именно на этот период приходится изучение самых сложных проблем отечественной истории, актуальных для успешной социализации современных школьников, воспитания патриотизма и гражданственности, уважения к истории и традициям нашей Родины. В соответствии с региональным Базисным учебным планом рекомендуется интегрированное изучение курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», при этом основной объем (2/3 отведенного учебного времени) должен быть ориентирован на изучение социально-экономических, политических, и этнокультурных аспектов развития России в новейшее время. В случае, если в IX классе ведется интегрированный курс истории, выставляется одна итоговая оценка по предмету «История». В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в VI – IX классах предполагается изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год/. На ступени среднего (полного) общего образования учебное время, отведенное на изучение истории, составляет 140 часов (т.е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т.е. из расчета 4 часа в неделю). Примерная программа по истории для ступени среднего (полного) общего образования предусматривает реализацию стандарта в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории» как на базовом, так и на профильном уровне: в X классе – «Истории России» (с древнейших времен до середины XIX в.); «Всеобщей истории» (с древнейших времен до середины XIX в.); в XI классе – «Истории России» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.); «Всеобщей истории» (вторая половина XIX в. – начало XXI вв.). Для базового уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения предмета «История» на базовом уровне в старшей школе 140 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 120 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 20 учебных часов. Для профильного уровня изучения истории в старшей школе примерная программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Таким образом, если ФБУП отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» на профильном уровне в старшей школе 280 часов (из расчета 4 учебных часа в неделю в течение двух учебных годов), то примерная программа рассчитана на 240 учебных часов. Резерв свободного учебного времени составляет 40 учебных часов. Резерв учебного времени рекомендуется использовать для планирования уроков вводного характера и повторительно-обобщающих с обязательной записью в журнал, а также при реализации компетентностного подхода предусматривать часы на практические и лабораторные занятия с использованием хрестоматий и сборников документальных материалов для занятий практической направленности в курсе истории России и Всеобщей истории. Специфика содержания исторического образования в старших классах основана на проблемном принципе изучения истории. В курсах «История России», “Всеобщая история” материал компонуется по проблемно-тематическим блокам. При этом выбираются наиболее характерные, ключевые явления, процессы и события отдельных исторических эпох. Изучение курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» на базовом уровне рекомендуется проводить интегрировано, поэтому в классах, где история не является профильным предметом, предполагается выставление в аттестат одной оценки по предмету "История". На профильном уровне, где предполагается преподавание двух курсов истории: истории России и всеобщей истории, в аттестат выставляются две оценки: по истории России и по всеобщей истории. В соответствии с региональным базисным учебным планом Калининградской области за счет учебного времени из регионального компонента в X – XI классах образовательные учреждения имеют право на изучение учебного предмета «История западной России. Калининградская область» в объеме 70 час. (1/1). Обществознание в основной школе согласно новому базисному учебному плану вводится с 6 по 9 классы в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год. В старшей школе (10-11 классы) на изучение интегрированного курса «Обществознание» (с обязательным включением разделов «Право» и «Экономика») на базовом уровне отводится 70 часов в год (2 часа в неделю). Разделы «Право» и «Экономика» в качестве самостоятельных учебных предметов преподаются в объеме по 35 часов (1 час в неделю). Последовательность их изучения в 10 и 11 классах определяется образовательным учреждением. В таком варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без указанных разделов в объеме 70 часов за 2 года обучения. На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 1) - отводится по 3 часа в неделю (105 часов в 10 и 105 часов в 11 классах). На изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 2) - отводится по 1 часу в неделю (35 часов в 10 и 35 часов в 11 классах). В настоящее время по заказу Министерства образования и науки России реализуется проект, направленный на учебно-методическую поддержку стратегии обновления школьного историко-обществоведческого образования в целом и преподавания в выпускном классе курсов новейшей истории России и обществознания как ключевого звена школьного историко-обществоведческого образования. В рамках данного проекта разработана программа «Актуальные вопросы исторического и обществоведческого образования в средней (полной) школе», предназначенная для оказания учителям теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в старших классах курсов «Новейшая история России (1945-2007 гг.)» и «Обществознание: глобальный мир в XXI веке». Программа, тематическое планирование курса «История России. 1945-2007 гг.» и учебник рассчитаны на изучение в объеме не менее 26 часов. Этот объем учебного времени позволяет реализовать основные цели и задачи данного курса на базовом уровне. Для изучения этого курса на профильном уровне необходимо выделить не менее 70 часов учебного времени. При этом учителю следует привлекать дополнительные компоненты УМК (цифровые электронные ресурсы и картографические материалы). Новый курс «История России. 1945-2007 гг.» органично вписывается в систему подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ. Методический аппарат учебника включает тестовые задания различных видов, исторические тексты, которые в принципиальном плане совпадают с теми, которые проверяются с помощью КИМов ЕГЭ. Преподавание курса обществознания в 10 – 11 классах организуется с обязательным использованием УМК «Глобальный мир в XXI веке» (прежде всего, книги для учителя) – вне зависимости от того, по каким программам и учебникам изучается интегрированный предмет в данном общеобразовательном учреждении. При планировании курса учителям рекомендуется предусмотреть время на изучение УМК «Глобальный мир в XXI веке» в объеме 35 часов (базовый уровень) или 70 часов (профильный уровень) – в том числе, за счет резерва учебного времени, предусмотренного примерными программами. Указанные темы могут изучаться как отдельно – в качестве самостоятельного модуля, элективного курса (11 класс), так и включаться в соответствующие разделы курса «Обществознание» на базовом и профильном уровне. Все более актуальной становится вопрос о подготовке учащихся к сдаче экзамена по истории и обществознанию в форме ЕГЭ. Ответственность за Государственный Экзамен увеличивается вдвойне, так как ЕГЭ одновременно является выпускным и вступительным экзаменом в высшее учебное заведение. В непрофильной школе количество часов, отведенное на историю (в том числе историю России) доведено до минимума, а опыт показывает, что количество выпускников, выбирающих историю для сдачи экзамена в форме ЕГЭ, составляет до 30% выпуска. Поэтому необходимо развивать у учеников различные виды познавательной деятельности, основанные не на запоминании, а глубоком осмыслении исторических фактов и явлений. Учителю более внимательно следует относиться к составлению тематического планирования. Обязательно в каждой теме надо предусмотреть повторение и обобщение изученного материала: дат, событий, исторических персоналий. Это должны быть и тесты, и устные вопросы и письменные. Грамотно продуманная система повторительно-обобщающих уроков формирует умения систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, практической направленности обучения не умаляет, а усиливает значимость прочных исторических знаний, умений различать факты, концепции, мнения. Желательно, чтобы на каждом занятии была организована активная познавательная деятельность учащихся путем применения разных форм учебных занятий, новых педагогических технологий, в том числе позволяющих реализовать компетентностный подход в обучении. Речь идет о существенном изменении характера преподавания истории – развитии активной познавательной деятельности учащихся, включении всех видов учебной информации, расширении практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода к изучению истории. Учитель должен использовать в работе по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию печатные сборники тестов (обязательно с грифом ФИПИ), кодификатор элементов содержания экзаменационной работы, изучить демонстрационные варианты КИМов по истории и обществознанию за 2009-2010 гг. Учителя истории принимают активное участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Предстоящий 2009/2010 учебный год пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 65-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Центральной темой урочной и внеурочной работы в новом учебном году по истории будет 65-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.[2] Рекомендации по составлению рабочих программ по истории и обществознанию. В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе которого разработаны: - Примерная программа основного общего образования по истории; - Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень); - Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). - Примерная программа основного общего образования по обществознанию; - Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень); - Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень). Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например: - Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с. - Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157. - Современное образование. Обществознание. Экономика. Право. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов / Сост. Т. Б. Васильева, И. Н. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 256 с. Примерная программа по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ, либо самостоятельно учителем. Соотношение учебных программ различного уровня по статусу и варианты разработки рабочих учебных программ представлено на схеме:
При составлении рабочей учебной программы учитель может использовать в качестве основы либо примерную учебную программу (1), либо любую из вариативных программ (2), соблюдая преемственность в обучении с 5 по 9 класс – на ступени основного общего образования и в 10 – 11 классах – на ступени среднего (полного) общего образования. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. Доцент кафедры гуманитарных дисциплин КОИРО М.В.Ильина [1] Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» /полностью с методическим письмом можно познакомиться на сайте http://www.lexed.ru Центра образовательного законодательства/. [2] См.: С.И. Козленко. Изучение темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // О преподавании истории в 2009-2010 уч. г.: методическое пособие. – М.: МИОО, ОАО «Московские учебники». – 2009. – С. 46-65. |