Реферат: О преподавании учебных предметов “история” и “обществознания” в 2007-2008 уч г. /в условиях поэтапного перехода на стандарт, 2004 г
Название: О преподавании учебных предметов “история” и “обществознания” в 2007-2008 уч г. /в условиях поэтапного перехода на стандарт, 2004 г Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ “ИСТОРИЯ” и “ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ” в 2007–2008 уч. г. /в условиях поэтапного перехода на стандарт, 2004 г./ (для ОУ, реализующих БУП–1998 г.) В 2007–2008 учебном году общеобразовательные учреждения Российской Федерации готовятся к введению в действие государственного стандарта общего образования, переход на который будет осуществляться поэтапно в 2006–2010 гг. Педагогическим коллективам предстоит всесторонне осмыслить характер предстоящих изменений в жизни российской школы, а также продумать конкретные практические шаги по организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации образования. До превращения государственного стандарта общего образования в действующий документ в практике работы школы продолжают действовать требования к содержанию и уровню подготовки учащихся, сформулированные в принятых ранее нормативно-правовых актах: - Базисный учебный план (далее – БУП–98 г.) для общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования РФ №322 от 09.02.98 г.). - Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования и обязательном минимуме среднего (полного) общего образования (приказы МО РФ соответственно № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г.). - Региональный базисный учебный план для ОУ Краснодарского края, реализующих программы среднего (полного) общего образования, на 2007-2008 гг. (приказ департамента образования и науки Краснодарского края № 47.01-1766/07-05 от 22.05.2007.) /далее – региональный БУП – 2007/. - Требования к уровню подготовки выпускников средней школы (“Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории и обществознанию”, М: Дрофа,2001, 2003). - Требования к уровню подготовки выпускников основной школы (“Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории и обществознанию”, Дрофа,2001,2003 ). Обращаем внимание на то, что приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 22.05.07.№ 47.01-1766/07-05 «О региональных учебных планах общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 2007–2008 учебном году» пролонгировал действие региональных базисных планов 2007–2008 учебного года на текущий учебный год, в том числе приложения к данному приказу для ОУ, не участвующих в эксперименте по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки. На основании вышеизложенного должны строиться разработки учебных планов ОУ края на 2007–2008 г. Региональный БУП-2007 предлагает годовое распределение часов, что дает возможность ОУ перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебные планы на принципах дифференциации и вариативности. Вместе с тем образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя могут реализовать федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и соответственно работать по новому базисному учебному плану-2004 и по новым примерным программам уже в этом учебном году/. Пояснительная записка к БУП–98 предусматривает обязательное пропедевтическое (предварительное) ознакомление учащихся с образовательной областью “Обществознания”, в ходе которого учащиеся, с учетом доступности, возрастных и психологических особенностей развития, знакомятся с историей Отечества и родного края. Образные представления о прошлом и настоящем РФ и родного края, практические навыки, призванные подготовить учащихся к достаточно сложному курсу “История Древнего мира”, могут быть реализованы на основании имеющихся УМК, например: 1) Интегрированный курс “Окружающий мир” (3 и 4 класс) или «Мир вокруг нас», включающие комплексные знания о природе, человеке, обществе. Региональный компонент представлен: Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. 3 кл. – Краснодар: Перспективы образования, 2000. Хачатурова Э.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. 4 кл. Краснодар: Перспективы образования. 2002. Об изучении регионального компонента см. методические рекомендации для учителей начальной школы. В сложившейся практике, по ряду объективных причин, в ОУ края пропедевтический курс чаще преподается учителями начальных классов. Методическим объединениям (далее МО) учителей истории необходимо помогать им в реализации целей и задач, возложенных на подготовительный курс. Помимо этого, в начальной школе начинается изучение интегрированного учебного предмета «Кубановедение», построенного по принципу предмета «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Программно-методическое оснащение: Программа по кубановедению для 1–4 кл./сост. Еременко Е.Н. и др. Краснодар, 2005–2006. Поурочное планирование для 2, 3, 4 классов/ сост. Еременко Е.Н. и др. Краснодар, 2006, 2007. Для учащихся 1 и 2 изданы рабочие тетради на печатной основе. Вышел в свет учебник по кубановедению для учащихся 3–4 классов (авторы – Мирук М.В., Еременко Е.Н., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я.) Полагаем, что на данном этапе учителю необходимо знать основное о происходящей стандартизации историко-обществоведческого образования. Ввиду обязательности основного общего образования в РФ Федеральный компонент стандарта строится по концентрическому принципу . Система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования, т.е. история изучается в виде отдельного учебного предмета в основной и старшей школе. В начальной школе не предусмотрено введение самостоятельного курса или учебного модуля по истории. В старшей школе история изучается традиционно, в условиях поэтапного перехода на новый стандарт – 2004 г., который подразумевает изучение предмета на базовом и профильном уровнях . Образовательные стандарты по учебным предметам имеют следующую структуру: цели; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету; требования к уровню подготовки выпускников. В целеполагании стандарта разработчиками сделан акцент на том, что «историко-обществоведческое образование играет выдающуюся политическую роль, потому что оно помогает формировать граждан, которыми нельзя манипулировать посредством предвзятой информации, но которые хорошо информированы и способны к разумным и взвешенным суждениям». В условиях реализации стандарта и БУПа – 1998 г., учителя должны руководствоваться целеполаганием нового стандарта 2004г., в котором произошло принципиальное смещение акцентов с традиционных знаний, умений и навыков (далее ЗУН), к развивающим, воспитательным и образовательным группам целей. Иерархия целей компетентностного (по определению) стандарта очень важна, так как развитие и воспитание учащихся, является принципиальным для формирования ключевых компетентностей выпускников основной и полной школы. В самом общем виде, особенность целей компетентностного стандарта можно свести к следующему: «необходимо научить учащихся добывать информацию из различного типа источников, включая информационные, привить навыки их исторического и критического анализа, сформировать умения применять информацию и ЗУН на практике». Цели исторического образования , обозначенные в стандартах, тесно связаны с общей стратегией модернизации российского образования. Они конкретизируются на ступенях основного и среднего (полного) общего образования, в старшей школе - на базовом и профильном уровнях. (См. Еременко А.Г. Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края «О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ “ИСТОРИЯ” и “ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ” в 2006-2007 уч. г./в условиях поэтапного перехода на стандарт, 2004 г./(для ОУ, реализующих БУП- 1998 г.) Специфика истории как учебного предмета позволяет успешно осуществлять одну из важнейших функций образования - обеспечивать преемственность развития общества, его культурных традиций и ценностных ориентиров . История даёт возможность отчётливо видеть роль исторического наследия в современной жизни, ощущать взаимосвязь и единство поколений. Однако для этого учителю истории необходимо приложить значительные усилия, направленные на развитие гуманитарной культуры школьников, формирование у них гуманитарного способа мышления, становление целостного гуманитарного образа мира и истории, утверждение демократических ценностей, идеалов гражданского общества и правового государства . Без этого невозможна личностная самоидентификация и самоопределение школьников в социокультурном пространстве современного российского общества и мирового сообщества, их адаптация на бесконфликтной основе к жизни в конкретном социуме при усилении мотивации к социальному познанию и творчеству. В основной школе историко-обществоведческое образование структурировано по двухконцентрической системе обучения. В региональных нормативных документах (2007), разработанных на основе БУП – 98, образовательная область “Обществознание” представлена следующими предметами: Отечественная история и Всеобщая история с древнейших времен по настоящее время, обществознание и география. Сводное распределение часов внутри образовательной области “Обществознания”/ инвариантная часть/ : Согласно БУП в основной школе предусмотрено следующее количество часов в неделю, отводимых на курсы образовательной области Обществознания (без учета географии): 5 кл. – 2 ч.; 6 кл. – 2 ч., 7 кл. – 2 ч., 8 кл. – 3 ч.; 9кл. – 4 ч. рекомендуемая последовательность изучения отечественной и всеобщей истории по классам:
Оптимальное распределение часов внутри образовательной области, рекомендуемое кафедрой:
В 5 классе изучается курс Древнего мира. В 6 и 7 классе курс истории (отечественной и всеобщей) подразумевает интегрированное изучение, важно соблюсти соотношение отечественной, всеобщей и региональной (РКСО, на который отводится не менее 10 %) истории. В 6-7 также добавляется изучение географии, без разделения ее на физическую и экономическую. В 8 классе вводиться предмет «Обществознание». Курс отечественной и всеобщей истории необходимо преподавать раздельно, на основании имеющихся УМК (Россия – 2, Мир – 1 ч.). Необходимо учесть то, что УМК по географии подразумевают также 2 ч. программу. Такое распределение целесообразно сделать при 6- дневной неделе обучения, а при 5- дневной – следует составить модифицированные программы. Обращаем внимание на то, что в целях повышения качества организации обучения учащихся в ОУ края разработаны рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно -тематического планирования (см. приказ департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 22.05.2007 г. № 47.01-1766/07-05). Обращаем ваше внимание на продолжение эксперимента по проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2007 – 2008 учебном году (предмет по выбору учащихся) по истории и обществознанию. С 2004 года Краснодарский край участвует в апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений (Приказ Департамента образования и науки краснодарского края от 30 марта 2007 года № 47.01-1055/07-05). Эксперимент проводится в соответствии с установленным порядком проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы с использованием текстов (заданий) представленных Россобрнадзором (на основании приказа Россобрнадзора от 07.03.2007 г. № 540 и в соответствии с рекомендациями Россобрнадзора от 27.03.2007 г. № 01-153/08-01). В существующих условиях полагаем недостаточным отведение 2 ч. на изучение двух предметов (отечественной и всеобщей истории). Как показывает практика, изучение новой истории зарубежных стран сведено к формализму. В билетах по истории предусматривается наличие вопросов интегрированного знания отечественной и всеобщей истории за полный курс. В 9 классе заканчивается первый концентр, учащиеся готовятся к итоговой аттестации, поэтому изучение предметов происходит раздельно (см. таблицы). Не стоит забывать, что БУП предусматривает обязательное изучение не менее 10 % - и не более 15 % РКСО (без учета кубановедения, которое преподается в ОУ края как обязательный учебный предмет, исключая лишь всеобщую историю, которая не имеет в содержании РКСО). Рекомендуемые документы, программы и УМК: Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению. – Краснодар: Мир Кубани, 2005. Данный документ, принят коллегией департамента образования и науки Краснодарского края, и определяет обязательный минимум учебного материала курса «Кубановедения» и 10-15 % содержания от объема федеральных программ (кроме всеобщей истории). Примерное учебно-тематическое планирование курса Кубановедение для 1-11 классов ОУ Краснодарского края. – Краснодар: Перспективы образования, 2004. Еременко А.Г., Бенку И.В. “История Кубани” с 5 - 11 класс//Программа интегрированного курса “Кубановедение” для ОУ края. – Краснодар, 2005. Трехбратов Б.А. История Кубани с др. времен до к. XVIII в. 6-7 кл. Перспективы образования, 2000. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. 8 кл. Кубанский учебник, 2001. Трехбратов Б.А., Бодяев Ю.М. Новая история Кубани. 8 кл. Кубанский учебник, 2005. Алексеенко И.И. и др. Новейшая история Кубани ХХ век. 9 кл. Кубанский учебник, 2001. Зайцев А.А., Лукьяненко С. А. История Кубани XX век для 9 класса, Краснодар: Перспективы образования, 2006 г. Все предлагаемые программы носят примерный характер и могут быть изменены и дополнены учителем с учетом конкретных условий преподавания, что должно быть отражено в пояснительной записке авторизованной (модифицированной) программы. Напоминаем, что в 2005-2006 учебном году были изданы поурочные разработки и методические рекомендации, составленные рабочей группой на основании программы, под научной редакцией А.Г. Еременко, Вика Принт, 2005. (с 5-11 класс, 7 отдельных брошюр). Обращаем внимание учителей. В 2007 году вышла в свет энциклопедия «Историки и краеведы Кубани и Адыгеи»/ сост. Трехбратов Б.А. Краснодар, 2007. В ней представлены автобиографии ученых и краеведов, библиографические список их публикаций, который учителя могут использовать в совей работе. Летом 2007 в свет выходят: Энциклопедический историко-краеведческий словарь школьника по кубановедению. Т. 1 . сост. Трехбратов Б.А. Краснодар, из-во «Традиция», 2007. Словарь получил гриф департамента образования и науки «Допущено». В содержании, в основном дополнительные материалы и сведения по краеведению, персоналии выдающихся личностей, внесших значительный вклад в развитие Кубани. Словарь – справочник «Кто есть кто в современном кубановедении?» /сост. Трехбратов Б.А. Краснодар, Традиция, 2007. В средней школе (10– 11 кл. – второй концентр) учащиеся на более научном уровне знакомятся с курсами отечественной и всеобщей истории с др. времен по настоящее время и обществознания на базовом уровне (инвариатная часть). Распределение часов во втором концентре.
Развертывание систематического изучения курса обществознание происходит в 8– 11 классах. На основании нормативного перехода с БУП 1998 – на БУП 2004, инвариантной части последнего, необходимо изучение предмета обществознание: В основной школе (5– 7 кл.- вариативно, 8–9 кл. обязательно ) не менее 1 часа в неделю; В средней (полной) школе 10 класс – 1-2 часа в неделю; в 11 кл. – не менее 2 часов в неделю обязательно . Следует иметь ввиду, что курс обществозания в 10-11 кл. включает в себя обязательные блоки экономики и права . В целях обеспечения преемственности государственных стандартов на всех уровнях и ступенях образования утвержден Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2007-2008 учебный год (“Вестник образования” № 4, 2007г.), Приложение 1, к приказу Министерство образования и науки России от 21.10.04 № 93 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Перечнем Министерство образования и науки России утверждены УМК, получившие гриф, они опубликованы в «Российской газете» № 7(4270) от 17.01.07 г. УМК в данных перечнях выстроены в предметные линии (вертикали) авторов и издательств. Внутри концентра необходимо соблюсти преемственность одной предметной линии, так как они имеют существенные различия и специфику. Следует иметь ввиду , при закупке и выборе УМК, что с 2006-2007 учебного года Министерство образования и науки России рекомендовал руководствоваться двумя перечнями , не только имеющими грифы министерства, но прошедших экспертизу по новой процедуре грифования. При централизованной закупке учебников и рекомендациях по закупке УМК за счет муниципальных средств департамент образования и науки совместно с ККИДППО руководствовались этими рекомендациями. Каждый учитель вправе выбирать ту или иную вертикаль УМК, и учитывая специфику психолого-возрастных и личностных особенностей учащихся. Все предлагаемые программы носят примерный характер и могут быть изменены и дополнены учителем с учетом конкретных условий преподавания, что должно быть отражено в пояснительной записке авторизованной (модифицированной) программы.
Особенность УМК для основной школы . Приказом министерством образования и науки Российской федерации от 21.10.04 № 93. и инструктивным письмо департамента образования и науки от 29.01.03 №07-73 при приобретении новых учебников ОУ края должны руководствоваться итогами конкурса Правительства РФ на создание учебников нового поколения по новейшей Отечественной истории. ХХ в. Победители: Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И. и др. История Отечества. ХХ в. “Русское слово” для 9 кл., 2002. Остальные учебники, рекомендованные и допущенные Минобразнауки России, перечислены в каталоге – перечне, опубликованном в «Вестнике образования” № 3 за 2006г.) Обращаем внимание на учебник по Истории для основной (полной) школы, приоритетный в нашем крае, появившийся в 2006.
Для успешной и продуктивной работы учителя в переходный период необходимо осмыслить и перспективу историко-обществоведческого образования в школе, постепенно приступая к реализации новых требований к содержанию и уровню подготовленности учащихся по истории и обществознанию, содержащихся в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Список рекомендуемой литературы для введения элективных курсов см. Еременко А.Г. Методические рекомендации на 2006-2007 гг. Дополнительно, обращаем внимание : «Кубанская школа» Вып.10. «Обществознание»// Комплект программ элективных курсов, ставших победителями краевого конкурса. Краснодар, 2006. Федина А.И. Экскурсоведение. Учебное пособие. Краснодар, 2005. Болотина Т.В., Певцова Е.А. и др . Права Человека. УМК для учащихся 10-11 кл. Русское слово, 2006. Данные комплект УМК включает в себя: программы, тематические планирования, учебники, методическое пособие для учителя, а также концепцию курса. Условно все действующие и рекомендованные Минобразнауки России учебные книги обществоведческого характера можно разделить на несколько групп. Первую составляют учебники, ставящие акцент на воспитании правовой культуры (Певцова Е.А., Кравченко А.И., Никитин А.Н., Володина И.И., Полиевктова А., Кашанина Т., Кишенкова О., Королькова Е., Суворова Н., Иоффе А., Воскресенская Н. и др.) Учебники второй группы направлены на воспитание политической культуры (Кривошеев В., Мушинский В.О. и др.) Третья группа интегрирует и решает задачи воспитания гражданской культуры (Никитин А., Боголюбов Л., Соколов Я., Хасан Б., Поливанова К.) в таблицах указаны программы и указанные их авторами часы. (См.: Еременко А.Г. Методические рекомендации на 2006-2007). Обращаем внимание на то, что курс обществознания так же предусматривает обязательное включение РКСО (15 %). По своему усмотрению, учителя включают в календарно-тематическое планирование темы, основанные на местном (локальном) и краевом материале. Обязательными к изучению для ОУ края являются: Закон о местном самоуправлении; Губернаторская программа качества, нормы МГП, избирательное право, «антинарко» и другие целевые программы.
Составитель: А.Г Еременко – кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой обществоведческих дисциплин ГОУ КК ККИДППО, тел. 232-48-92. |