Реферат: Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста или шпаргалки для воспитателя
Название: Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста или шпаргалки для воспитателя Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Приложение
Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного возраста или ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем Вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к шпаргалке, как «скорой» и действенной форме помощи в разных ситуациях. Наши шпаргалки дают только подсказку, а дальнейший путь организации физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми, а также делового взаимодействия с коллегами остается за Вами. В основе шпаргалок – исследования физиологов, педиатров, а также бесценный опыт работы педагогов системы дошкольного образования России. Содержание представленного материала имеет организационно-методическую направленность. Желаем успехов.
Двигательный режим в ДОУ включает динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно: -обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности; - предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. Современные требования предполагают разработку такой модели двигательного режима детей дошкольного возраста, в которой должен быть представлен перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены особенности их организации. Основные требования к двигательному режиму. Для решения многогранных задач в процессе оптимизации двигательной активности необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДОУ. 1. Рациональное сочетание разных видов занятий. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога, должно представлять собой определенный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности детей составляет не менее 60% от периода бодрствования. 2. Введение дополнительных занятий. Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня может быть достигнута за счет внесения наряду с общепринятыми формами работы дополнительных занятий по физической культуре:
3. Сочетание движений разной интенсивности. Оздоровительный эффект разных комплексов физических упражнений и подвижных игр может быть обеспечен при
4. Эффективная организация учебных занятий. Эффективность учебных занятий по физической культуре зависит от правильного распределения детей по уровню двигательной активности, условий проведения (в помещении или на улице), содержания занятий и методики педагогической работы, а также от индивидуальных особенностей детей. Важно обеспечить моторную плотность занятия в пределах оптимальных величин – 75-90%. 5. Учет индивидуальных особенностей двигательной активности детей и самостоятельной деятельности.
6. Дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня двигательной активности детей.
7. Проведение коррекционной работы. Коррекционную работу целесообразно систематически проводить с ослабленными, ЧДБ, имеющими различные отклонения в физическом развитии детьми. При этом необходимо осуществлять тщательный отбор определенных комплексов упражнений, методов и приемов педагогического воздействия с учетом состояния здоровья и физического развития каждого ребенка (в соответствии с рекомендациями медиков). 8. Организация активного отдыха детей.
9. Работа с родителями.
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. В планировании физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ условно выделяют III блока: I блок. Специально организованное обучение: педагог занимает учительскую позицию с инициативой в предъявлении учебных задач и осуществлением контроля за направлением детской деятельности. II блок. Совместная деятельность взрослого и детей : педагог выступает в качестве партнера-инициатора, участвующего в совместной деятельности; создает условия для развития детской инициативы в деятельности. III блок. Свободная самостоятельная деятельность детей : педагог находится за кругом детской деятельности, обеспечивая развивающую предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами. Одновременно он является потенциальным партнером детей, готовым подключиться при просьбе о поддержке и помощи в реализации их собственных замыслов.
Двигательная активность (ДА) – необходимое условие, определяющее здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие. Движение имеет большое значение в раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок приспосабливается к окружающему миру. Повышенный режим ДА оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка:
Регулярная физическая активность способствует:
I – с 21 сентября – 15 ноября нормальная смена дня и ночи. II – с 15 ноября – 27 декабря сумерки . (с 17 декабря – 27 декабря полярная ночь). III – с 27 декабря – 21 марта сумерки; нормальная смена дня и ночи. IV – с 21 марта – 7 мая вечерние сумерки переходят в утренние, темной ночи нет. V – с 7 мая – 26 мая белые ночи . VI – с 27 мая – 14 июля полярный день . VII – с 15 июля – 8 августа белые ночи. VIII – с 8 августа – 21 сентября вечерние сумерки переходят в утренние.
В течение первого сезонного ритма физическая подготовленность и работоспособность – наилучшая. Во втором биоритме отмечается резкое снижение физической работоспособности и физических качеств (быстроты, гибкости, координации и др.). В связи с естественным уменьшением ДА несколько возрастает общая масса тела, отмечается некоторое увеличение динамометрической силы. В третьем – четвертом биоритмах динамика показателей физической подготовленности носит гетерохронный характер. Кроме общего авитаминоза и плохо восстанавливаемой работоспособности ухудшается общая и скоростная выносливость, сила, глазомер, ловкость В пятом сезонном ритме динамика гетерохронности физической работоспособности и ДА несколько стабилизируется. В шестом – седьмом биоритмах – наиболее благоприятные условия для развития и совершенствования физических качеств. В этот период резко возрастает естественная ДА детей. В восьмом биоритме наступает период максимального моторико-функционального состояния организма.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д. С целью оптимизации ДА и закаливания в практику ДОУ внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, бодрящая гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на прогулке, прогулки-походы, корригирующая гимнастика, использование сауны с последующими играми в бассейне. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
В двигательный режим также входят дополнительные виды занятий – кружки, секции по разным видам физических и спортивных упражнений и игр; танцы и совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи – домашние задания, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ. Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре большое значение отводится активному отдыху , физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся : Неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и воде, игры-соревнования, Спартакиады вне ДОУ.
Разные виды занятий по физкультуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ. Двигательная активность оптимальна в том случае, когда:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима. Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса. Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения. Времени на утреннею гимнастику отводится мало, поэтому пояснения, указания воспитателей должны быть краткими. Построение, раздачу пособий следует проводить быстро. Требования к упражнениям:
Комплекс постепенно дополняют упражнениями с предметами на развитие выносливости, ловкости, координации, гибкости, силы, которыми дети уже овладели. Виды утренней гимнастики :
Независимо от вида гимнастики желательно включать бег, О.Р.У. и свободную двигательную деятельность (2'). Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной – двух недель в зависимости от сложности его содержания. во время проведения утренней гимнастики необходимо музыкальное сопровождение.
Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение – предотвращение развития утомления у детей и снятие эмоционального напряжения в процессе занятий с умственной нагрузкой. Хорошо организованная двигательная разминка способствует увеличению ДА детей. Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Закати в лунку шарик», «Бой петухов», «Удочка», «Сбей городок», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных пособий – скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12'), доступны детям с разным уровнем ДА. В конце двигательной разминки можно предложить детям различные дыхательные упражнения. С целью активизации двигательной деятельности детей советуем одновременно организовать несколько игровых зон в различных местах (групповая комната, спальня, коридор) и предоставлять детям самим выбрать игру.
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутка проводится воспитателями по мере необходимости во время занятий познавательного цикла, ФЭМП и т.д. Длительность ее составляет 2-3'. Физкультминутки могут проводиться в форме упражнений общеразвивающего воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстовкой. После кратковременного активного отдыха внимание детей значительно повышается и улучшается восприятие программного материала. Не следует считать, что физкультминутка является обязательной на каждом занятии. На некоторых занятиях, таких как лепка, аппликация, рисование физкультминутка может отвлечь от творческих замыслов.
Основные задачи динамического часа:
Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр. В практике работы используются разнообразные виды и формы проведения динамического часа:
Гимнастика после дневного сна является важной составляющей микроцикла двигательной деятельности. Гимнастика помогает «разбудить» организм, включить в работу, обеспечить необходимый уровень ДА в течение второй половины дня, а также осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Как и утренняя гимнастика, комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12'. В структуру гимнастики могут входить:
Закончить гимнастику после сна сложно на «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, при этом дети могут по очереди проходить солевую дорожку, массажные коврики, перепрыгивать на носках через различные предметы, «топтаться» по камешкам, ходить по дорожке с нашитыми пуговицами. При проведении закаливающих процедур длительность гимнастики после дневного сна можно увеличить до 20'.Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей. Принуждение исключено!
Прогулки – походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности детей, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их ДА, укрепляется здоровье, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Пешие прогулки – походы могут включать все или часть предлагаемых составляющих:
Прогулки – походы могут быть разные, в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи. Важно,
В проведении прогулок – походов кроме воспитателей групп могут принимать участие инструктор по физической культуре и педагог-эколог. Организуйте прогулки – походы в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной ДА.
В связи с тем, что многие дети имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, то можно считать необходимостью внесения в двигательный режим занятий по логоритмике.
В эти занятия могут входить виды упражнений:
Занятия по логоритмике проводятся учителем-логопедом и музыкальным руководителем и носят комплексный характер. Они направлены на развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи, а также на развитие мелкой моторики рук, двигательной памяти и координации движений, взаимосвязанных со словом и музыкой. Коррекционные упражнения по развитию речи, предлагаемые в игровой форме, могут широко использоваться на физкультурных и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках и досугах. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, загадок способствуют формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. В самом тексте игры может быть заложено содержание разных двигательных действий.
Учебное занятие по физической культуре – это основная форма развития оптимальной ДА детей. Особенностью этих занятий является то, что здесь планомерно формируются новые двигательные умения и навыки, развиваются физические качества в процессе оптимальной тренировки всех систем и функций организма. Недостаточное развитие какого-либо умения снижает способность ребенка к усвоению новых двигательных действий и навыков, а также его ДА. В связи с этим при планировании занятий по физической культуре необходимо учитывать взаимосвязь процесса обучения основным видам движений с развитием двигательных способностей детей. Эффективность занятий по физической культуре в ДОУ во многом определяется пониманием основных целей:
формирование положительных эмоций, проявление нравственных качеств и творческих способностей/
Двигательный режим в ДОУ складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее ⅔объема их общей ДА. В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с различными игрушками, пособиями. Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты :
Все руководство строится только на основе индивидуализации. Необходимо:
В полной мере домашнее задание можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями. Такие задания строятся на доверии. Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через информацию в родительском уголке, в индивидуальных беседах. Часть домашних заданий для родителей одинакова :
Другая часть – дифференцированные задания по отдельным направлениям. Их можно оформить в папки-передвижки. Например: «Исправляем осанку ребенка», «Пусть дети больше двигаются», «Если аппетит плохой (чрезмерный)», «Нужны ли прыжки со скакалкой мальчикам?». Подбирается интересный материал, а также разрабатываются рекомендации для выполнения в семье. Если родители добиваются успеха, с их опытом знакомят остальных, оформляют фоторепортаж, им выражают благодарность в информационном уголке «Без Вашей помощи наши дети не были бы столь здоровыми и счастливыми!». Домашние задания даются и детям, но обязательно в занимательной форме.
Воспитатель имеет право по своему усмотрению выбирать формы работы по физическому воспитанию в группе, руководствуясь следующими требованиями:
групповой физкультурный уголок? Если достаточно места, можно разместить 1-2 физкультурных уголка в групповой комнате, спальне. Помните, что физкультурный уголок – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. Поэтому при выборе места для физкультурного уголка подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели свободный доступ к нему. Эффективно используя физкультурное оборудование, Вы обеспечите разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. ДА ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка . У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со значительным превышением, т.е. создается некоторый ее «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма. Но это не просто прирост массы, это предпосылка к выполнению еще больших по объему и интенсивности нагрузок. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем ДА детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением . Под действием физкультурных упражнений, ДА в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Двигательной активностью ребенка следует управлять, создавая мотивацию к движениям . В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.
большой подвижности? Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно ¼ часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как, кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Дети отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Высокая ДА быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.
Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно ½ группы или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их ДА саморегулируема, не требует особого внимания взрослых. Что отличает малоподвижных детей? Организм малоподвижных детей наиболее уязвим. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти пространство для игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующих активных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребенка, она объясняется, как правило, его нездоровьем, отсутствием условий для движений, неблагоприятным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребенок уже приучен к малоподвижному образу жизни.
Выбор методов определяется задачами воспитания. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию основных движений, отличающихся особой интенсивностью, - бегу, прыжкам и т.д. Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Эта деятельность должна быть для детей непринужденной, интересной. Не нужно бояться, что дети утомятся, этого не произойдет, если обеспечить условия для разнообразных движений в различных видах деятельности: физкультурной, игровой, трудовой. Полезно помнить наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. Такое переключение для детей естественный активный отдых. Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление, все психические процессы.
Иногда считается, что надо сдерживать, ограничивать в движениях детей большой подвижности. Не делайте этого! Руководство здесь выражается не в снижении ДА, а в регулировании интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно разнообразить состав движений, включая такие, которые требуют сосредоточенности, внимания, точности. Детей надо специально учить точным движениям:
Особенно полезны все виды и способы лазания, упражнения в равновесии, О.Р.У. на ограниченной площади. Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность. При бесцельном беге, например, ребенку можно напомнить сюжеты игры в автомобиль, самолет, поезд и т.п.
в двигательном развитии детей 4-5 лет? Удивительный мир детей - «почемучек» требует такой системы формирования ДА, в которой естественное место заняли бы детские вопросы. Для этого нужно продумать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребенку ответить действием на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам. Пусть дети пробуют отгадать двигательные загадки:
|