Реферат: Методические рекомендации Примерный план-программа заседаний районных методический объединений учителей начальных классов Костюк Н. Ю., доцент кафедры педагогики и профессионального образования ипкипро курганской обл
Название: Методические рекомендации Примерный план-программа заседаний районных методический объединений учителей начальных классов Костюк Н. Ю., доцент кафедры педагогики и профессионального образования ипкипро курганской обл Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации
Примерный план-программа заседаний районных методический объединений учителей начальных классов
Костюк Н.Ю., доцент кафедры педагогики и профессионального образования ИПКиПРО Курганской обл. Панченко Ю.В., зав. отделом начального и дошкольного образования ИПКиПРО Курганской обл. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (http://www.standart.edu.ru; http://fgos.isiorao.ru) является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС НОО нового поколения задает основные направления развития всей системы образования, в том числе ориентирован на новые результаты образования, обозначает ценность системно - деятельностного подхода к обучению. В документе рассматриваются основные требования к образованию как совокупность трех систем требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования. Современные подходы к системе образования предлагают рассматривать ФГОС НОО как общественный договор , отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Всё это влечет за собой ряд следствий для системы педагогического образования, среди которых: ориентация на субъект - субъектные отношения; последовательная ориентация на вариативность образования , в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения; реализация педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований и т.п. ФГОС НОО вводится с 1 сентября 2010 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и статус областных и муниципальных пилотных площадок на базе общеобразовательных учреждений готовых к обеспечению условий исполнения требований ФГОС НОО нового поколения. Введение ФГОС НОО во всех образовательных учреждениях Курганской области Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования (1 классы) и имеющих государственную аккредитацию, будет осуществляться с 1 сентября 2011 года. Таким образом, необходимо предусмотреть создание координационного совета по вопросам введения ФГОС НОО нового поколения в ОУ. Предлагаем примерный перечень вопросов для рассмотрения на районных методических объединениях учителей начальных классов: Заседание РМО № 1 Тема: Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) Цель работы МО: создать условия для изучения особенностей федерального государственного стандарта начального общего образования нового поколения. Форма проведения: семинар Вопросы для обсуждения:
Задания на межсекционный период: · Анализ и корректировка структуры образовательного процесса в соответствии с учебным планом начальной ступени школы (перечень предметов, изучаемых в рамках учебной деятельности (инвариантная и вариативная часть), перечень программ внеурочной деятельности (дополнительного образования, социально – творческой деятельности и др.). · Анализ, выбор и корректировка образовательных программ по учебным предметам. · Корректировка и разработка нормативно – планирующих документов (плана, программы) по вопросам введения ФГОС НОО. Заседание РМО № 2 Тема: Образовательные технологии: обучение на основе учебных ситуаций. Цель работы МО: повысить компетентность педагогов при разработке учебных ситуаций. Форма проведения: семинар - практикум Вопросы для обсуждения:
Практическая часть:
Задания на межсекционный период: · Систематизировать научно – методическую, педагогическую литературу по теме: «Образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности и потребности обучающихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения, уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава) и др. · Создание банка учебных ситуаций по учебным предметам. · Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных образовательных технологий.
Заседание РМО № 3 Тема: Формирование универсальный учебных действий младших школьников. Цель работы МО: повысить компетентность педагогов по вопросам формирования универсальных учебных действий. Форма проведения: семинар - практикум Вопросы для обсуждения:
Практическая часть:
Задания на межсекционный период: · Разработка, систематизация игровых заданий, упражнений, приемов по формированию универсальных учебных действий. · Просмотр и анализ уроков, внеклассных занятий с точки зрения реализации современных требований по формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Заседание РМО № 4 Тема: Организация внеурочной деятельности младших школьников. Цель работы МО: проанализировать условия готовности педагогов для организации внеурочной деятельности младших школьников. Форма проведения: круглый стол, практическая конференция. Вопросы для обсуждения:
Выставки, презентации, смотр-конкурс:
Межсекционный период:
Литература: 1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22. 2. Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 69-76. 3. Вахрушев А.А. Готовность Образовательной системы "Школа 2100" к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта / А.А. Вахрушев // Нач. шк. плюс До и После. - 2008. - № 9. - С. 32-36. 4. Виноградова Н.Ф. Как в УМК "Начальная школа ХХI века" реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Нач. образование. - 2009. - № 6. - С. 14-18. 5. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 41-45 . 6. Водянский А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений / А. Водянский // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 30-33. 7. Горбунова Т.С. Результаты и социальные эффекты апробации ФГОС второго поколения (начальная школа) в Омской области / Т.С. Горбунова, О.А. Колядинцева // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 82-89 . 8. Дронов В.П. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы / В.П. Дронов, А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 22-26 . 9. Загвоздкин В.К. Модели стандартов образования за рубежом / В.К. Загвоздкин // Школ. технологии. - 2008. - № 6. - С. 32-39. Понятие и виды стандартов в различных странах. 10. Загвоздкин В.К. Требования к качественным стандартам / В.К. Загвоздкин // Школ. технологии. - 2009. - № 2. - С. 25-30. Признаки качества стандартов: предметность, сфокусированность, кумулятивность, обязательность для всех, дифференцирование, понятность, реализуемость. Выделены на основе "Экспертизы Климе" (Германия). 11. Калина И.И. 2008 - год новых стандартов в системе образования : выступление на совещании рук. регион. органов упр. образованием / И.И. Калина // Вестн. образования. - 2008. - № 5 - С. 14-27. 12. Кондаков А.М. Образовательные стандарты второго поколения : [интервью с А.М. Кондаковым] / провела Л. Проноза // Справ. рук. ОУ. - 2009. - № 1. - С. 12-26. Прил.: Примерная форма договора о предоставлении общего образовании муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями. 13. Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность / А.М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 14-18. 14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект // Бюл. регион. опыт развития воспитания и доп. образования детей и молодёжи. - 2009. - № 6. - С. 7-18. 15. Кузнецов А.А. "Степень свободы школы не должна быть критической" : [интервью с вице-президентом РАО А.А. Кузнецовым] / беседовал Б. Старцев // Вестн. образования. - 2009. - № 4. - С. 11-21. 16. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения / А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков // Биология в шк. - 2009. - № 2. - С. 3-7; Математика в шк. - 2009. - № 2. - С. 3-7; Физика в шк. - 2009. - № 2. - С. 3-7; Шк. и пр-во. - 2009. - № 4. - С. 3-6; Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 3-8; Преподавание истории и обществознания в шк. - 2009. - № 4. - С. 37-42; География в шк. - 2009. - № 3. - С. 3-7; Рус. словесность. - 2009. - № 2. - С. 3-7; Физ. культура в шк. - № 4. - С. 2-6; Теория и практика доп. образования. - 2009. - № 6. - С. 4-7 (ст. называется "Рассказываем о стандарте второго поколения"). Различия, определение, сущность стандартов второго поколения. 17. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6. 18. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования / А.А. Кузнецов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 3-10. 19. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения : [интервью с разработчиком новых стандартов А.А. Кузнецовым / беседовала Н.И. Меркулова] // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 3. - С. 3-6; Нач. образование. - 2009. - № 3. - С. 4-7. 20. Логинова И.М. Акмеологический аспект апробации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная школа) / И.М. Логинова, Г.Л. Копотева // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 76-82. 21. Лучше быть лучшим : информ. бюллетень Издат. центра "Вентана-Граф" / К.Л. Рыжков [и др.] // Учит. газ. - 2009. - 22 дек. (№ 51). - Вкладка. Главный редактор Издательского центра "Вентана-Граф" и авторы учебников о комплекте "Начальная школа XXI века" в условиях перехода к новым образовательным стандартам. 22. Максимович О. Год на подготовку : у рос. школ появилось дополнительное время до перехода на новый стандарт : [интервью с А.М. Кондаковым] / О. Максимович // Учит. газ. - 2010. - 12 янв. (№ 1). - С. 10. 23. Мисаренко Г.Г. На пути к стандартам нового поколения / Г. Мисаренко // Нар. образование. - 2009. - № 1. - С. 62-68. Характеристики стандартов второго поколения для начальной школы. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. 24. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18). - С. 14-15. 25. Нечаева Н.В. Новый курс русского языка и новые образовательные стандарты / Н. В. Нечаева // Практика образования. - 2009. - № 4. - С. 23-26. 26. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - № 8. - С. 10-16. 27. Программы внеурочной деятельности в рамках ГОСов нового поколения : [текст введения к сборнику программ внеурочной деятельности] // Теория и практика доп. образования. - 2009. - № 8. - С. 41-44. 28. Продолжаем разговор о стандарте начального образования второго поколения // Нач. образование. - 2009. - № 6. - С. 3-13. Интервью с С.В. Ивановым, И.С. Хомяковой, О.А. Рыдзе. 29. Разумова Е. Образовательные стандарты и их отражение в нормативно-правовых актах / Е. Разумова // Директор шк. – 2009. - № 10. – С. 87-91. 30. Разумова Е. Россия и Европа: образовательные системы сквозь призму стандартизации / Е. Разумова // Нар. образование. - 2009. - № 8. - С. 9-16. В виде таблицы представлены особенности образовательных систем России, Франции, Великобритании, Германии, Швеции. 31. Разумова Е. Стандартизация - в поисках нового качества школы: Россия и США / Е. Разумова // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 21-29. В виде таблиц представлены этапы стандартизации, уровни стандартов, современное состояние и тенденции стандартизации образования в России и США. 32. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения : на основе учебно-метод. комплекта "Школа России" // Нач. шк.: журн. - 2009. - № 9. - С. 3-25. Материалы "круглого стола" учителей, методистов, руководителей и редакторов изд-ва "Просвещение", авторов учебников и сотрудников редакции журн. "Начальная школа». 33. Сартан Я. Не отчужденные, а освоенные знания / Я. Сартан // Упр. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 16-31 окт. (№ 20). - С. 33-34. Место воспитания в государственном образовательном стандарте второго поколения. 34. Стандарт общего образования
: концепция гос. стандарта общ. образования 35. Стандарты второго поколения: отвечаем на вопросы оппонентов // Нач. образование. - 2009. - № 2. - С. 3-9. 36. Тяжелая свобода или жесткий регламент? : в "УГ" обсудили два проекта Федерал. гос. образоват. стандарта нач. образования: ["круглый стол" "Учит. газ."] / подгот О. Родионова // Учит. газ. - 2009. - 24 марта (№ 12). - С. 14-15. 37. Федеральный государственный образовательный стандарт (сайт) - http://www.standart.edu.ru 38. Федосова Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.А. Федосова // Упр. нач. шк. - 2008. - № 0. - С. 4-10. Предпосылки появления и отличия образовательных стандартов второго поколения. 39. Фирсов В.В. Записки о стандартах / В.В. Фирсов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14. 40. Чечель И.Д. Стандарт второго поколения в начальной школе / И.Д. Чечель // Упр. нач. шк. - 2009. - № 9. - С. 4-7. 41. Чиндилова О.В. От государственных стандартов "первого поколения" к новому образовательному стандарту / О.В. Чиндилова // Нач. шк. плюс До и После. - 2009. - № 11. - С. 3-5. 42. Что ждет учителя начальной школы? : Спрашивали - отвечаем? // Учит. газ. - 2010. - 2 февр. (№ 4). - С. 10. Вопросы учителей начальной школы по поводу внедрения стандартов второго поколения. На вопросы отвечали Л. Феденко и А. Кондаков. 43. Шайхелисламов Р.Ф. Требования к условиям реализации основных образовательных программ: опыт разработки / Р.Ф. Шайхелисламов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 46-54. 44. Шамова Т.И. Федеральный образовательный стандарт общего образования второго поколения и перспективы развития системы управления образованием / Т. Шамова // Упр. образованием. - 2009. - № 3. - С. 19-24. |