Реферат: А. П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект
Название: А. П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» А.П. Иванова Стилистический анализ. Региональный аспект. Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» Хабаровск Издательство ТОГУ 2009 УДК 72. 035/.036 (510) Рецензенты: Иванова А. П. Стилистический анализ. Региональный аспект: учебное пособие/ А. П. Иванова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009 - 150 с. ISBN 978-5-7389-0646-6 В данном учебном пособие впервые исследуется формирование - на протяжении полутора веков - региональной архитектуры в рамках эклектики по направлениям: русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции, готицизмы, сталинский эллинизм и дальневосточный классицизм в целом, включая архитектуру Харбина. Изучение данного учебного пособия поможет студентам овладеть навыками стилистического анализа. Для обеспечения доступности текста наряду с таблицами широко использованы схемы и рисунки. Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды», (курсы лекций историко-культурного регионоведения; истории архитектуры и градостроительства, истории советской архитектуры), а так же широкому кругу дальневосточников, не равнодушных к истории, культуре и судьбе своего Отечества. УДК 72. 035/.036 (510) ISBN 978-5-7389-0646-6 Тихоокеанский государственный университет, 2009 А. П. Иванова, 2009 Содержание Введение Глава I. Дореволюционная эклектика. 1856-1913 гг. Краткая историко-социальная справка Стилистические предпочтения основных заказчиков I .1. Кирпичная эстетика I.1.1. «Гарнизонная архитектура» I .1.2. Кирпичный стиль I .1.3. Стиль Порто-франко I .1.4. Дальневосточные готицизмы I .1.5. Межстилевые мутации в рамках кирпичной эклектики I .2. Русский стиль I.2.1. «Псевдорусский» стиль I.2.2. Деревянная версия русского стиля 1.3. Ордерная архитектура Глава II. 1936-56 гг. Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. Краткая историческая справка II.1. Становление Большого стиля. II.2. Особенности : декор II. 3 Оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции Глава III. Новый историзм .1996 -2006 гг. Краткая историческая справка III.1. Поиски легитимности: III.2. Харбин как русская культурная резервация III.3. Символическое присвоение культурных ценностей западной цивилизации Словарь терминов и понятий Библиография Приложение Введение. Архитектура как социальный миф
Образцом для данного учебного пособия стал классический труд А. В. Иконникова «Историзм в архитектуре» [1]. О чем пойдет речь: О дальневосточной «исторической» архитектуре, также называемой «эклектикой». О чем не будет разговора: О тоталитарном конструктивизме, позднесоветском модернизме, современном функционализм, дигитальной архитектуре, а так же о культовых постройках, принадлежащих православной конфессии[1] . Предлагаемое Вашему вниманию пособие не претендует на статус всеобъемлющего учебника дальневосточной архитектуры, задача автора скромнее - включить наш регион, обделенный вниманием А. В. Иконникова, во всероссийский архитектурный дискурс. Хронологические рамки исследования ограничены второй половиной XIX – серединой XX вв. Территориальные рамки исследования охватывают Амурскую область, Приморский и Хабаровский края в их современных границах, а так же г. Харбин (КНР). Теоретическая база исследования Работа строится на основе материалов, выявленных в архивных и музейных фондах2 или полученных в результате натурных обследований, обмеров и фотофиксации сохранившихся объектов. Как пользоваться пособием: На каждом развороте слева расположены таблицы и схемы, в которых максимально доступно излагаются основные тезисы параграфов, справа даются развернутые комментарии, написанные живым литературным языком. Надеемся, что такая структура поможет наглядно представить и систематизировать информацию Читатель волен по собственному выбору предпочесть упрощенный или более глубокий уровень изучения материала. В тексты параграфов интегрированы исторические и общекультурные сведения; Приложение содержит множество иллюстраций. Целью автора было создание текста, интересного и доступного любому среднестатистическому студенту. Введение. Формирование эклектики («исторической» архитектуры)
Структура и краткое содержание Учебное пособие состоит из текстовой части и приложения. Текстовой блок содержит введение, три главы, заключение и библиографию. Приложение включает: списки основной и дополнительной литературы, справочные данные, иллюстрированное изложение курса в таблицах, предметный указатель и проч. В основной части рассматриваются три периода дальневосточного «историзма»: ретроспективизм, коммунистический эллинизм, новый историзм. Глава I «Дореволюционная эклектика» охватывает период 1856 по1913 гг. Создание искусственной «исторической» среды в дальневосточных городах рассматривается как архитектурно-художественное оформление колониального процесса и материализация ностальгических комплексов. Для анализа выбраны объекты, построенные по заказам фирм «И. Я.Чурин и К» и «Кунст и Альберс» в Хабаровске, Владивостоке и Харбине; объекты, принадлежавшие военному ведомству, а так же образцы «романовского» стиля. Подробно рассматриваются стилистические предпочтения основных заказчиков дальневосточной архитектуры. В Главе II «Сталинский эллинизм и другие версии тоталитарного классицизма. 1936-56 гг.» изучается трансляция из метрополии на периферию государственного классицизма и его трансформация под влиянием местной культурной и природно-климатической специфики; этот процесс обозначен термином «Коммунистический эллинизм». Как параллель к этому явлению анализируется оккупационная архитектура Манчжоу Го и наследие культурной революции в Харбине. В Главе III «Новый историзм» (1991 – 2008 гг.) архитектура рассматривается как способ легитимизации нового социального статуса. На примере объектов, возводимых сегодня в Хабаровске, Владивостоке и Харбине изучаются приемы современной адаптации классицизма. Рабочая гипотеза : дальневосточная архитектура имела колониальный характер. Для ее описания требуется расширить привычный набор мотивов эклектики (русский стиль, барочно-ренессансные ретроспекции1 ) и ввести новые дефиниции, которые помогут читателю в дешифровке дальневосточного архитектурного ландшафта. [1] Тема православного зодчества дальневосточного региона достаточно полно представлена в трудах Д. С. Масленниковой [25] и Ю. В. Охотниковой («Культовое зодчество Дальнего Востока середины XIX – начала XX вв.», рукопись диссертации на соискание звания кандидата архитектуры). 2 Фонды Российской государственной библиотеки, отдела редкой книги и источниковедения Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока, Государственного архива Хабаровского края, архива Уссурийского края; фонды Хабаровского краевого краеведческого музея, Приморского государственного объединенного музея им. В. К. Арсеньева, а также музеев гг. Благовещенска, Спасска, Посьета, Славянки. 1 Данные направления получили исчерпывающие описание в обширной профессиональной литературе, например: Е.И. Кириченко. Русская архитектура 1830-1910 гг. М., 1978; Е.А. Борисова. Русская архитектура второй половины XIX в. М., 1979; В.С. Горюнов. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. арх. Л., 1984; Е.И. Кириченко. Архитектурные теории в России XIX в. М., 1986; А.Л. Пунин. Архитектура Петербурга середины XIX в.; Л. Е.А. Борисова. Ранний романтизм и русская архитектура. // Мир искусств. М., 1991. |