Реферат: Работа
Название: Работа Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Барнаульский государственный педагогический университет» Лингвистический институт
Использование Интернет-технологий в обучении иностранным языкам Курсовая работа Выполнила студентка 141 «в» группы Румянцева Ирина Игоревна Научный руководитель Муратова Н.Г. Оценка ______________________ Подпись _____________________ г.Барнаул – 2008 Содержание Введение_______________________________________ 3 гл.1 Интернет в современной жизни_________________4 §1 Сущность понятия Интернет ____________________4 §2 Роль Интернет-технологии в языковом образовании_6 гл.2 Использование Интернет-ресурсов в СШ_________8 §1 Возможности использования Интернет-технологий На уроках иностранного языка______________________8 §2. Реализация использования Интернет-технологий в обучении грамматике _____________________________12 §2.1. Оценка сайта _______________________________ 12 §2.2. Планирование уроков с использованием Интернет-технологий _____________________________14 Разработка урока по теме “Shopping”________________ 16 Заключение _____________________________________ 19 Библиография ___________________________________ 20 Введение Настоящее исследование посвящено проблеме необходимости внедрения Интернет-технологий в обучение иностранным языкам. Актуальность темы обусловлена тем, что в современном Мире роль Интернет-технологии в жизни общества с каждым годом возрастает. В качестве объекта нашего исследования выступают возможности использования глобальной сети в школе, предметом исследования является возможность использования Интернет-технологий в обучении грамматике. Целью настоящей работы является …. Цель исследования определяет постановку следующих задач: 1) характеристика особенностей использования сети Интернет на уроке иностранного языка. 2) рассмотрение Интернет-технологий как вспомогательного средства обучения грамматике Материалом исследования послужили более 40 примеров, отобранных методом сплошной и целенаправленной выборки сайтов глобальной сети. Основными методами, используемыми в работе, являются описательный метод, включающий в себя наблюдение, обобщение, интерпретацию и классификацию. Глава 1. Интернет – технология в современной жизни § 1. Сущность понятия Интернет Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Сеть Internet (Интернет) можно описать как огромную цифровую магистраль – систему, связывающую миллионы компьютеров, подключенных к тысячам сетей по всему миру. Ее яркое прошлое уходит своими корнями в эпоху холодной войны, конец 60-х -- начало 70-х годов. Первоначально данные разработки финансировались правительством США, и сеть, ставшая предшественницей Internet, была специально спроектирована таким образом, чтобы обеспечить коммуникации между правительственными узлами в том случае, если часть ее выйдет из строя в результате ядерной атаки. Применяемый в ней протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internetwork Protocol - протокол управления передачей/межсетевой протокол) разработан с учетом того, чтобы компьютеры всех видов могли совместно использовать сетевые средства и непосредственно взаимодействовать друг с другом как одна эффективно интегрированная компьютерная сеть. Сегодня Internet сильно разрослась и связывает уже десятки миллионов пользователей компьютеров во всем мире. Эта глобальная "сеть сетей" охватывает тысячи университетских, правительственных и корпоративных сетевых систем, связанных высокоскоростными частными и общедоступными сетями, а также включает в себя такие популярные онлайновые службы как America Online*, CompuServe* и Prodigy*. Internet -- это общедоступная сеть, открытая для любого пользователя, имеющего модем и/или инсталлированное программное обеспечение для работы по протоколу TCP/IP. Допуск в Internet через постоянное сетевое соединение или коммутируемую линию предоставляется провайдером услуг Internet (Internet Service Provider -- ISP). В настоящее время круглосуточный доступ к Internet имеют 40 миллионов пользователей в 96 странах мира. Поскольку все больше людей обращаются к ней для коммуникаций друг с другом и получения информации, компании открывают множество новых возможностей для своего бизнеса.
§ 2. Роль Интернет – технологии в языковом образовании Значение технологии, как в профессиональной, так и в повседневной жизни человека с каждым годом возрастает. Однако, курсы повышения квалификации учителей до сих пор не предусматривает обучение учителей методам работы с новейшими информационными технологиями (Information and Communication Technology – ICT) , таким образом, учителя оказываются менее образованными в этой области, чем их собственные ученики. Технология в обучении иностранным языкам – понятие не новое. Действительно, даже классная доска может быть классифицирована как ICT. С 1960-1970 в школах используется такое оборудование как аудио- и видеомагнитофоны, а также лингафонные лаборатории. Материалы для обучения ИЯ, основанные на компьютерных технологиях, объединены общим термином Call (Computer Assisted Language Learning). Появление таких материалов датируется 1980 годом. Ранние программы Call требовали от обучаемых реакции на стимулы на экране компьютера, выполнение таких заданий как заполнение пропусков в тексте, совмещение частей предложения и выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Возможно, одним из самых известных заданий Call является восстановление текста, в котором пропущены некоторые слова. Подобные программы предлагают обучаемым различные пояснения, например, о правильности выполнения задания, объяснение, где и почему ошибся пользователь. Также могут быть предложены дополнительные подобные задания для закрепления учебного материала. В настоящее время задания Call могут быть найдены во многих CD-ROM изданиях для изучающих иностранный язык. В 1990 году появился новый тип заданий с использованием информационных технологий – Tell (Technology Enhanced Language Learning). Данные материалы рассчитаны на не просто использование компьютера, но и на пользование глобальной сети Internet. Это объясняется такими факторами, как: · Выход в Internet – на дому или в Интернет-кафе - становится все более доступным · Младшие школьники растут в век технологии. Технология стала неотъемлемой частью их жизни. Для таких учеников ICT - способ привнести мир в классную комнату. · Английский язык – международный язык, в том числе и в области технологии · Интернет предоставляет доступ к аутентичным заданиям и материалам. · Интернет предоставляет возможность сотрудничества и коммуникации между учащимися из разных стран · Школа, участвующая в эксперименте по использованию ICT снабжается современными УМК, рассчитанные на задания Call и Tell. · Использование ICT предполагает развитие всех 4 ВРД: говорение, аудирование, чтение и письмо. Каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник в обучении ИЯ, целью которого является интерактивное общение. Однако у компьютерного обучения, как и у любого другого метода, есть свои преимущества и недостатки. Все достоинства можно разделить на несколько больших групп
Среди недостатков компьютерного обучения можно выделить: · Слабая координированность между методистами и программистами. · Недостаток качественного программного обеспечения. · Невозможность прямого устного диалога с компьютером. Глава 2. Использование Интернет-ресурсов в условиях средней школы § 1. Возможности использования Интернет технологии на уроках иностранного языка Для введения ICT в обучение иностранным языкам, учителю нужно обладать умением пользоваться простым текстовым редактором (например, Microsoft Word), почтовой программой, а также умение пользоваться сетью Интернет. Базовая Комплектация ICT в школе: · Хотя бы один компьютер (оптимально – один компьютер на двоих учеников) · Доступ в Интернет · Принтер · Звуковая карта и набор наушники + микрофон на каждом компьютере. · Базовое программное обеспечение (текстовый редактор, Web-браузер (Internet Explorer, Firefox, Mozilla, Opera)). В современное время большинство школьников способны выполнять простейшие операции по использованию компьютера – набор текста, сохранение и обработка информации. Однако перед началом эксперимента все же необходимо проверить умения и навыки детей. Ярким примером работы с текстовым редактором может служить так называемое задание Creative Writing. Это задание осуществляется за счет наличия функций проверки орфографии, грамматики, функции тезауруса (словарь синонимов \ антонимов). Пример задания по Creative Writing: Замените слово happy на синонимичное слово в следующем предложении: The boy is happy Ученику необходимо выделить слово happy в предложении, во вкладке Сервис выбрать функцию Язык > Тезаурус. Во всплывающем окне появится список синонимов: Content Contented Pleased Glad Joyful Cheerful In high spirits Blissful Exultant Ecstatic Delighted Cheery Jovial On cloud nine. Из данного списка ученик выбирает синоним, который лучшего всего подошел бы для этого предложения. Синонимы – слова, принадлежащие одной части речи, и имеющие сходное значение. Однако значения синонимов отличаются некоторыми оттенками. Ученик подбирает нужный синоним с помощью словаря и, таким образом, осуществляется знакомство с новой лексикой. Работа в сети интернет Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”. Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности. Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: - электронную почту (e-mail); - телеконференции (usenet); - видеоконференции; - возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере; - доступ к информационным ресурсам: - справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy); - поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); - разговор в сети (Chat). Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. 2.2. Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета Обучение аудированию Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет. Рисунок 1 - сайт http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html Обучение чтению Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS, предлагающую ссылки ко множеству изданий. Media сайты на английском языке: The Washington Post () Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. Как любое издание периодической печати, web-газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace). В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу “сегодняшние журналисты” (“Today’s Columnists”), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи. CNN World News, ABC News, BBC World Service, The Washington Times The New York Times - все эти и другие новостные агентства имеют похожую удобную для пользователя структуру дерева ссылок. Название и количество рубрик может варьироваться от издательства к издательству, однако все они охватывают основные сферы жизнедеятельности человека. BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским языком и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US. ABC News (http://www.abcnews.go.com/index.html) сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT. CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с редколлегией (FEEDBACK). The New York Times помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками. Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры. В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы может стать создание своей странички, посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств. Здесь же необходимо указать гиперссылки на источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка времени имеет также свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого ученика или группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Т.о., поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, учащиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения - ведь понимание, установление причинно-следственных связей - это единственно правильная основа для выхода из конфликта. Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самостоятельно оказывая на него влияние. Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD - открытый форум, представляющий собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы, сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя, что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий. Авторы статьи Language Learning Activities for the World Wide Web отмечают огромные возможности WWW по использованию и созданию дву-языковых страничек, обеспечивая оптимальные результаты интеграции Интернет в процесс урока для обеих участвующих сторон (класс, изучающий английский в России и класс, изучающий русский в США или Англии). Вот лишь некоторые из возможных обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню, средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д. Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей странички. Обучение письму Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом: 1. Установление дружеской переписки. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Найти партнеров по переписке для своих учеников можно следующим образом: 1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu/ listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu); 2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections), предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами; 3. посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/LINC Students. Она предлагает помощь и инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным полезным ресурсам. Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в ходе работы. Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чем писать. Во избежание разочарования необходимо обязательно соотнести данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на самотек. Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по переписке по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать доклад в классе. Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам общаться сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в другом городе и даже стране). Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, Марк Варшауэр и другие преподаватели пришли к следующим выводам: 1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком случае просто образуется новая группа). 2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация. 3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности. 4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции. Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения. Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим: поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке; напишите информацию о себе; вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы; примите не меньше трех ответов на свои сообщения; предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них 2. Создание совместных учебных проектов . Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Страничка Email Project Home Page предлагает к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары в разных регионах, народная медицина и многие другие. Сейчас разрабатываются следующие проекты: Email Project (project@hila.hut.fi ) – учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения. Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички International Writing Exchange (http://www.hut.fi/~rvilmi/Project/IW/). K-12 Projects (iearn@igc.apc.org ), Global School Net Foundation (fred@acme.fred.org ) – проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования. Project Icons (jw53@umail.umd.edu) – по своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме (демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры, которые заканчиваются дебатами в системе реального времени. Международные разговоры в системе реального времени - возможны через IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University. Печатаемая информация сразу же появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам), придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд для того, чтобы обеспечить успешное общение: . telnet - для подсоединения к MOO; . connect guest - для входа в диалоговую квартиру; . @who - предлагает список присутствующих в ней; . @join xxx - для входа в комнату ххх; . @go xxx - для передвижения по комнатам; . look - вид комнаты; . say xxx - для передачи сообщения; . :xxx - для передачи действий и эмоций; . @quit - для выхода из MOO; . help - помощь по MOO. Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм, онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Работа с Web -сайтами Работа с Web-сайтами – самый легкий способ начать знакомство с Интернет-технологией в классе. Существует большая, постоянно пополняемая разноуровневая коллекция Интернет-ресурсов, раскрывающая широкий спектр вопросов и тем. Из всего многообразия ресурсов учитель может выбрать для работы аутентичные сайты, сайты, созданные специально для учителей, монолингвальные (на одном языке) или мильтилингвальные (на нескольких языках) сайты, ресурсы с мультимедиа и простые текстовые сайты для менее скоростного подключения. Несомненным преимуществом Интернет-технологии является наличие так называемых Интернет-коммуникаторов (программы реального общения пользователей глобальной сети), таких как ICQ, Miranda, Skype; чатов (live – chats), форумов и блогов (forum, blog) для общения пользователей со сходными интересами. Более того, учителями из разных стран часто проводятся видео-конференции по методике преподавания иностранного языка, что позволяет преподавателям делится опытом, приобретать новые знания. Для работы с Интернет-сайтом не требуется постоянное подключение к сети. Для каждого сайта активна опция сохранения и распечатки выбранной страницы. Таким образом, можно говорить о следующих способах работы с Web-ресурсами: · Распечатанный или сохраненный текст при отсутствии подключения . Этот способ работы является самым экономным, так как цена за 1 Мб трафика (полученной и переданной информации) остается высокой, и гораздо дешевле стоит распечатать нужную страницу. · Только один компьютер подключен к сети. В этом случае, компьютер может быть подключен к проектору или к интерактивной доске, что мотивирует групповую работу. · В компьютерном классе с несколькими подключенными к локальной (между компьютерами) и глобальной сетям. Такой способ работы является оптимальным для индивидуальной работы учеников. Перед началом эксперимента по использованию Интернет-технологий в классе, учителю необходимо поговорить с учениками, объяснить, почему учитель хочет ввести web-ресурсы в обучение. Нужно также узнать отношение учеников к технологии в общем и к сети Интернет в частности. Необходимо узнать, используют ли ученики Интернет дома, если да, то, как часто, какие сайты их больше всего интересуют. Также необходимо узнать мнение школьников по таким вопросам, как: 1. Каким образом можно включить Интернет-ресурсы в обучение иностранным языкам 2. как часто, по их мнению, должны проводиться уроки с использованием глобальной сети 3. нужно ли выработать определенные правила работы за компьютером, если да, то какие Подобную беседу учитель должен провести и с родителями школьников. Работа с чатом. Виды чатов. Работа с чатами. Чат – Интернет-портал для общения в режиме реального времени. Отличительной особенностью чата является «присутствие». Это значит, что пользователь может видеть статус (доступность) других пользователей, например его статус on-line, away, busy, not available, off-line. Что ближе познакомится с работой чатов, нужно выделить их типы и их отличительные черты.
В 8-12 лет из-за разных темпов развития дети часто испытывают трудности в общении друг с другом, и чат становится для них идеальным местом для коммуникации. «Собственный потайные уголки в доме или во дворе, заповедные шалаши в дачном лесу или выдуманные страны, в которых дети переносятся в своих мечтах, - все это составляет секретный мир детства, играющий важнейшую роль в психическом развитии ребенка. Это особая, волнующая среда, наполненная фантазиями. Мир, в котором отсутствуют взрослые. В этом мире нет реальности, но есть идеальность: в нем все – и сам ребенок, и то, что его окружает, - лучше, ярче, рельефней. Дети в этом возрасте не воспринимают реальность так, как мы, взрослые. Они видят мир через призму своего волшебного мира, где все происходит «понарошку». Поэтому они не боятся в чате примирять для себя любую маску, опробовать «любую» роль». (Светлана Кривцова – экзистенциальный психотерапевт. Psychologies №27, май 2008). «Для каждого псевдонима ребенок подбирает свой характер и картинку. Иногда дети заходят в чат под разными именами». (Мария Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» Речь, 2004 г) Чат дает ребенку практически безграничную свободу в общении и с реальностью, и со своими эмоциями. Таким образом, мы можем сделать вывод о пользе применения чата в работе учителя с психологической точки зрения. Учитель достигнет больших успехов в этой области, если введет такое обязательное требование как абсолютная конфиденциальность. Никто из детей не должен знать, кто из их товарищей скрывается по тем или иным псевдонимом. После нескольких уроков можно заметить, что дети, получившие возможность полностью раскрыть свое внутреннее «Я», сами будут поддерживать это условие, и требовать его выполнение от товарищей и, что, пожалуй, самое важное, от учителя. Однако перед началом урока педагогу необходимо уяснить себе правила пользования чатом на своем уроке. 1. Важно понимать, с кем (не) дружит тот или иной ребенок – не только в реальной, но и в виртуальной жизни – и в чем причина его предпочтений. Это поможет учителю избежать конфликтов между детьми. 2. Помогите ребенку в реальной жизни выстраивать дружеские отношения со сверстниками. Это заметно расширит круг общения детей. 3. Больше разговариваете с детьми – прежде всего об их интересах. Урок пройдет более продуктивно, если учитель предложит тему общения в чате на основе общих интересов. 4. Объясните ребенку. Что пространство сети – это зеркало нашей жизни и что там действуют те же правила безопасности, вежливости и приличия. К сожалению, проверить информацию о каждом пользователе чата невозможно. Поэтому под псевдонимом ребенка может скрываться и взрослый, проявляющий излишний интерес к ребенку. Этот взрослый может предложить тему для разговора ранящую и травмирующую ребенка. Чтобы этого избежать, учителю все же необходимо воспользоваться «закрытым» чатом на своем уроке. Большинство западных сайтов требуют у ребенка не только адрес его электронной почты, но и E-mail его родителей или учителей, подтверждающее письмо от которых делает действительной его регистрацию. К сожалению на большинстве российских чатов эти принципы пока не действуют, поэтому учителю стоит распечатать и повесить возле каждого компьютера правила поведения в сети: 1. Никогда не называй свои реальные фамилию и имя, никому не давай твой адрес (почтовый и электронный) или номер телефона. 2. Сохраняй осторожность: взрослые могут выдавать себя за детей и наоборот. 3. Никогда не употребляй грубых и непристойных выражений, не затрагивай национальные или религиозные чувства собеседника. Достоинства и недостатки применения чатов в обучении иностранным языкам.
Примерный план урока с использованием «закрытого» чата для учеников 7 класса по теме «My Favorite Movie» Цель урока: 1. Организовать общение учащихся по теме «My Favorite Movie» 2. Организовать тренировку учащихся в письменной речи (?) 3. Повысить интерес учащихся к уроку иностранного языка
После урока учителю необходимо прочесть историю переписки учащихся. Это нужно для анализа уровня владения языком каждого ученика в классе. В этом учителю поможет анкета анализа работы: Дата________ Класс_______ Темя урока__________________ ФИ ученика_________________ Типичные ошибки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по работе с учеником (на что обратить внимание):___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Электронная почта ( E - mail ) в обучении иностранным языкам Электронная почта – одна из самых популярных компьютерных информационных технологий (ICT – Information and Communication Technology). Многие из нас, возможно, пользуются электронной почтой в профессиональной и частной жизни, это же относится и к нашим ученикам. Электронная почта позволяет вести переписку с учениками вне класса, например для проверки выполненных учениками домашних работ и письменных заданий. Это является несомненным плюсом, так как все ошибки и упущения ученика известны только ему и учителю. Дети, особенно те, кто относится к числу «отстающих» по предмету нуждаются в сохранении конфиденциальности о выполненных работах. Работа с электронной почтой, несомненно, повышает интерес учащихся к предмету. С практической точки зрения этот вид компьютерных технологий также необычайно полезен – языковую среду общения учащихся можно называть реальной, т.к. переписка ведется с реальными людьми, на те темы, которые интересны ребенку. Особенно это заметно, если ученик ведет переписку со своими сверстниками из других стран. Одним из главных достоинств электронной почтой является легкость в ее использовании, т.к. большинство школьников уже сталкивались с этим явлением. Если же ученик не знаком с принципами работы с электронной почтой, научить его не составит труда. Также следует отметить и доступность этой услуги – в каждом городе наверняка есть Интернет-кафе, где любой желающий может получить доступ к электронным ресурсам, не говоря уже о доступности Интернета дома. Перед началом работу все же нужно убедиться в наличии у всех учеников необходимых умений и навыков использования электронной почты. Ученику необходимо знать не только сам механизм набора, прикрепления файлов и отправки письма, но и об основных правилах языка переписки – так называемых правилах НЕТикета (netiquette – etiquette of the communication via Net). Условно основные умения и навыки можно разделить на две группы – умения и навыки общения, и технические умения и навыки. Умения и навыки общения Учителю нужно напомнить ученикам о том, что, как и в обычной переписке, так и в электронной, существуют такие стили речи, как формальный и неформальный. Письмо, написанное с целью уточнения условий работодателя о приеме на работу, будет отличаться от письма, написанного другу как раз стилем речи. Переписываясь с друзьями мы можем использовать аббревиации, отклонения от норм литературной речи, различные иконки – так называемые «Смайлы»; в письме неформального характера допустимо даже такое явление, как написание личного местоимения первого лица единственного числа I с маленькой буквы (Например i’m gonna dance). Также необходимо усвоить с учениками нормы НЕТикета: · Не используй все заглавные буквы для написания слова или предложения (например, I’M GLAD TO SEE YOU) – иначе у партнера по переписки может сложиться впечатление раздражения или некой иронии у автора письма. · Чужое мнение нужно уважать. · Тщательно подбирай слова – твое сообщение не должно никого обидеть и ранить. · Твое письмо не должно быть очень большим, т.к. у некоторых пользователей могут возникнуть проблемы с его загрузкой. Несомненным достоинством электронной переписки является возможность редактирования письма. Многие ученики признаются, что им удобнее и легче писать электронные письма, чем традиционные. А многие учителя, применяющие электронную почту на своем уроке отмечают повышение качества и правильности письменной речи. Технические умения и навыки Перед началом работы с электронной почтой необходимо создать каждому ученику электронный аккаунт (электронный ящик). Хотя у многих учеников уже наверняка есть свой электронный ящик, которым он будет пользоваться в учебных целях. На данный момент существует много Интернет-ресурсов предоставляющих бесплатную услугу предоставления электронной почтой. Среди них www.mail.ru; www.rambler.ru; www.yandex.ru; существуют и англоязычные ресурсы, также предоставляющие услуги электронной почты – Yahoo!, Hotmail, Google Mail. Процедура получения аккаунта стандартна и проста – пользователю предлагается анкета, ответив на вопросы которой, а также выбрав имя пользователя (логин – Log In) и пароль (password) пользователь получает в свое распоряжение электронный ящик. Также учителю необходимо провести беседу о вирусах, нежелательной рекламе (спам, Spam) и о вредоносных программах, так называемых Троянский Конь или просто Троян (Trojan), считывающих и передающих в сеть сведения о компьютере и его пользователе, и о том, как себя от них обезопасить. Также можно посоветовать учителю раздать ученикам анкету, в которой задаются вопросы о сети Интернет и электронной почте, проанализировав ответы на которые можно судить о степени готовности класса и каждого ученика в отдельности к ведению электронной переписки. Вот пример такой анкеты:
Далее прилагается несколько форм переписки учащихся с учителем: 1. Учитель может отправлять каждому ученику письмо с объяснением домашнего задания или дополнительного задания. Также учитель может в письменном виде провести анализ работы ученика за определенные отрезок времени (за урок, за неделю, за четверть). Также в письме можно дать некоторые советы каждому ученику в отдельности. 2. Учитель может вести частную переписку с учеником, например в форме дневника или журнала. Например, о том, как учитель и ученик проводят каникулы, как они отметили праздники. Особенно это полезно летом, когда большинство учебного материала просто забывается учеником. 3. Ученики могут с помощью электронного письма задать учителю интересующие их вопросы по лексической теме, по грамматической теме, по значению слов и выражений и т.д. 4. Некоторые учителя в своей практике применяют очень интересный вид работы в группе. Они просят своих учеников совместно написать небольшой рассказ. Первый ученик начинает рассказ (пишет первые два-три предложения), после он отправляет начало второму ученику, который добавляет два-три предложения и после отправляет другим ученикам по цепочке. Последний ученик в этой цепочке отсылает рассказ на почтовый ящик учителя. Такой вид деятельности позволяет каждому ученику проявить творческий навыки, фантазию. Рассказ можно заменить стихотворением, сказкой и т.п. Чтобы учителю было проще проверить участие каждого ученика в создании рассказа, можно попросить учеников отправлять учителю копию каждого письма (в окне электронного письма есть вкладка «Копия», куда ученик может вписать электронный адрес учителя, на который система отправит письмо). Также можно предложить ученикам такой вид проектной деятельности как «Сбор информации по теме». Пример такого проекта Проект «Сбор информации по теме». Тема: “ Endangered Animals ” Цель : Найти информацию о вымирающих видах животных. Учащиеся : Ученики 7-9 класса со средним уровнем владения иностранным языком Время, необходимое на выполнение – 2-3 урока по 40 минут каждый.
1. § 2. Реализация использования Интернет-технологии в обучении грамматике.
§ 2.1. Оценка сайта Перед началом работы с Web-сайтом необходимо провести оценку данного ресурса, понять, подходит ли он по уровню ученикам. Также необходимо определить цели и задачи урока с данной электронной страницей. Ниже предлагаются некоторые критерии оценки сайта:
§ 2.2. Планирование уроков с использованием Интернет-технологий. После оценки сайта учителю необходимо выявить цели и задачи урока, определить его место в цикле уроков, чем этот урок будет отличаться от остальных уроков в теме, какие трудности и ошибки могут возникнуть. Также необходимо выбрать отдельные страницы, над которыми будут работать учащиеся. Для этого можно воспользоваться функцией «Избранное/Favorites» для Internet Explorer, Opera или Bookmarks для Firefox. В целом, планирование IBL (Internet-based Lesson) мало чем отличается от планирования обычных уроков. В уроке IBL можно выделить 3 основных этапа: W – warmer W – web W – what next Разминка представляет собой подготовительный этап. Она включает в себя коммуникативную завязку, обмен опытом/мнениями по вопросу урока и т.п. На этом же этапе необходимо провести снятие трудностей различного характера. Ученые, работающие над проблемой развития Интернет-образования в мировой методике преподавания иностранных языков, советуют заранее определить сколько времени понадобится ученику на выполнения задания учителя. Именно это время должно быть выделено на уроке. Идеальный вариант, если ученики во время разминки не сидят у компьютеров, а подсаживаются к ним только после получения задания. Этим можно решить сразу несколько проблем: экономии трафика (количество переданной и полученной информации), распределения внимания (ученик не будет отвлекаться на посторонние сайты), а также избежание трудностей понимания задания. Необходимо помнить, что дети довольно быстро увлекаются сетью Интернет, и учитель может столкнуться с ситуацией, когда ученики бросают выполнение задания, и начинают искать сайты посвященные их интересам. Поэтом ключевыми понятиями на IBL являются «время» и «задание». Однако категоричный запрет на пользование сети Интернет может привести к негативному отношению учеников к IBL. Во время последнего этапа урока (what next) после подведения итогов урока можно выделить какое-то время на личное пользование сетью. Разработка урока по теме « Shopping » Урок разработан в рамках УМК Биболетовой, Денисенко, Трубаневой «Enjoy English» 4 класс, 3 год обучения. Задачи урока : 1. Организовать тренировку учащихся в употреблении в речи слов по теме «Одежда». 2. Организация знакомства учащихся с принципами работы с поисковой системой Интернет. 3. Организовать тренировку учащихся в переходе по ссылкам. 4. Организовать знакомство учащихся с принципами заполнения анкеты-заказа на английском языке. 5. Привить учащимся положительное отношение к предмету, а так же к глобальной сети Интернет.
Заключение В век научно-технического прогресса проблема необходимости использования Интернет-технологий в различных сферах жизни человека остается наиболее востребованной. Интернет прочно вошел в повседневную жизнь человечества, как надежный источник поиска, хранения, переработки и обмена информации. Как показывает статистика, 40 миллионов человек из 96 стран Мира имеют доступ к глобальной сети. Современная мировая методика преподавания иностранных языков также не оставляет без внимания проблему внедрения глобальной сети в систему школьных уроков. Зачастую, можно придти к выводу, что Интернет является одним из ценнейших источников получения знаний. Каждый ученик в глобальной сети найдет информацию по любому предмету. В этом ему поможет сборник словарей и справочников, например: · www.yandex.lingvo.ru · www.wikipedia.com \ www.wikipedia.ru · www.englishsensei.ru · www.onestopenglish.ru · www.artefact.lib.ru Все больше учителей внедряют в свою практику Интернет. Это вполне объяснимо – начать работу с глобальной сетью может каждый вне зависимости от его уровня владения навыками пользования компьютером. Приложения Приложение 1. Word Search по теме “In the Restaurant”, выполненный с помощью сайта http://puzzlemaker.discoveryeducation.com/ стр.24 Приложение 2-3
. Страница www.yahoo.shopping.com стр.25-26 |