Реферат: «Теория и методика обучения информатике»
Название: «Теория и методика обучения информатике» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Физико-математический факультет Курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» студентки очной формы обучения Людмилы Олеговны На тему: «Кабинет вычислительной техники. Цифровая видеостудия».
Йошкар-Ола 2011 Содержание. Введение 1 глава. Кабинет вычислительной техники 1.1 Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники 1.2 Организация работы в кабинете информатики и вычислительной техники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3 Назначение кабинета вычислительной техники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.4 Оборудование кабинета вычислительной техники. . . . . . . . . . . . . . . . .15 1.5 Учебно-метериальная база, ориентированная на использование средств новых информационных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.6 Система средств обучения курсу информатики и вычислительной техники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 1.7 Перечни средств вычислительной техники и учебного оборудования для всех типов учебных заведений с базовым изучением информатики и вычислительной техники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2 Глава. Цифровая видеостудия 2.1 Школьная видеостудия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2.2 Программное обеспечение Adobe Premiere. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 2.3 Программное обеспечение Pinnacle (Targa 3000). . . . . . . . . . . . . . . . . . .33 2.4 Программное обеспечение Cool Edit 2000. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 2.5 Программное обеспечение Adobe Photoshop. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Введение. Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства, повышающим его эффективность и наукоемкость, становится сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий. Информатизация общества – это глобальный социально-экономический процесс, характеризующийся интенсивным производством и использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех видов человеческой деятельности, интенсификацию процессов обучения, развитие творческого потенциала и повышение уровня благосостояния школы. Одним из главных направлений процесса информатизации современных школ становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Реализация идей информатизации образования возможна в условиях использования в сфере образования перспективных моделей ЭВМ, обеспечивающих: во-первых, знакомство учащихся с современными программными средствами, системами искусственного интеллекта, средствами, реализующими технологию мультимедиа, требующими работы с большими объемами информации, в том числе и аудиовизуальной, как постоянно хранимой, так и сменной, и работы в среде ДОС на каждом рабочем месте; во-вторых, обеспечивающих, работу со специальным периферийным оборудованием. В связи с этим особое значение приобретает роль кабинета, в котором должны проводиться занятия по курсу информатики. 1 глава. Кабинет вычислительной техники 1.1 Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение. В систему средств обучения наряду с учебниками, учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры, образующие единую комплексную среду, которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: - программно-методическое обеспечение курса информатики, включающее как программные средства для поддержки преподавания, так и инструментальные программные средства (ИПС). Обеспечивающие, учителю возможность управления учебным процессом, автоматизацию контроля учебной деятельности, разработки программных средств учебного назначения для конкретных педагогических целей; - объектно-ориентированные программные системы, обеспечивающие формирование культуры учебной деятельности, в основе которых лежит определенная модель объектного мира пользователя (например, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, различные графические системы); - учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ (имеются в виду средства обучения, функционирующие на базе информационных технологий, компенсирующие или амортизирующие отсутствие предметной среды и обеспечивающие предметность деятельности, ее практическую направленность, например, учебные роботы, управляемые ЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонстрации принципов работы ЭВМ, частей, устройств); - средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для обучаемых, вовлеченность их в учебное взаимодействие, богатое интеллектуальными возможностями и разнообразием видов использования ресурсов Всемирной информационной сети. Введение в учебный план средней школы нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. Очевидно, что эта проблема, вытекая из общей задачи компьютеризации образования, имеет более широкое значение, чем обеспечение преподавания нового учебного курса, так как предусматривает в конечном итоге также и интересы преподавания всех школьных дисциплин, постановки всего школьного дела. Первые методические рекомендации по перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники появились практически одновременно с введением предмета информатики в школу. В последующие годы появился целый ряд нормативно-методических актов, регламентирующих вопросы оборудования КВТ в школе, а также условия их безопасного и эффективного использования. Согласно первому официально утвержденному Положению о КВТ, которое и сегодня в организующей части сохраняет свое значение, кабинет вычислительной техники — это учебно-воспитательное подразделение средней школы, оснащенное комплексом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов, трудового обучения, в организации общественно полезного и производительного труда учащихся, для эффективного управления учебно-воспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся, других форм внеклассной работы в школе. КВТ должен быть выполнен как психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и воспитанию учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся. Со временем функциональное назначение средств вычислительной техники и программного обеспечения (ПО) в сфере образования (в том числе и в школе) начинает рассматриваться в более широком диапазоне применений: - как средство обучения при изучении общеобразовательных и специальных предметов и при профессиональной подготовке; - для формирования у учащихся основ информационной культуры, выработки умений и навыков практической работы на ЭВМ и с современными прикладными программами; - для обеспечения функционирования информационных сетей (как локальных, так и распределенных) и телекоммуникации; - для автоматизации делопроизводства и ведения документации внутри учебных заведений и в системе управления образованием; - для организации и проведения учебно-исследовательских работ на основе информационных и коммуникационных технологий и мультимедиа-средств; - для обеспечения автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики; - для автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента, управления учебным, демонстрационным оборудованием; - для разработки педагогического программного обеспечения и обеспечения, связанных с этим научно-исследовательских работ. По вопросу об оборудовании школьного кабинета вычислительной техники имеются специально разрабатываемые рекомендации. Обычно это весьма пространные документы, изобилующие множеством технических характеристик и параметров аппаратных и программных средств, определяемых психолого-педагогическими, эргономическими и другими требованиями к вычислительной технике, используемой в сфере образования. Подобные документы должны, в частности, оказывать помощь органам управления образованием как руководство для экспертных советов, осуществляющих отбор вычислительной техники (ВТ) для нужд образования. К сожалению, из-за быстрых темпов совершенствования технических и функциональных характеристик систем ВТ эти рекомендации имеют весьма короткий жизненный цикл, поэтому их обновление, скажем, один раз в пять лет является неприемлемым. Помимо компьютерного оборудования, кабинет информатики рекомендуется оснащать: - набором учебных программ, для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; - заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; - комплектом учебно-методической, научно-популярной, справочной литературы; - журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; - журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; - журналом сведений об отказах ПЭВМ и их ремонте; - стендами для размещения демонстрационных таблиц и работ учащихся; -аптечкой первой помощи; -средствами пожаротушения; - инвентарной книгой учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, планами дооборудования кабинета информатики, утвержденными директором школы. Программное обеспечение является неотъемлемой компонентой системы средств обучения информатике, а их минимально необходимый набор должен быть составной частью оборудования КВТ. Согласно педагогико-эргономическим условиям используемое в кабинете информатики программное обеспечение должно включать: - системное ПО (операционная система, операционные оболочки, сетевое ПО, антивирусные средства, средства резервного копирования и восстановления информации и т.п.); - ПО базовых информационных технологий (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, системы компьютерной графики и системы подготовки компьютерных презентаций, телекоммуникационное ПО и др.); - инструментальное ПО общего назначения; - ПО учебного назначения (рекомендуются к применению при наличии сертификата Министерства образования РФ); - ПО поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения. При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение санитарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. Вопрос о вредности работы с ВДТ и ПЭВМ актуален, разумеется, прежде всего, потому, что речь идет о здоровье детей. Однако этот же вопрос не менее важен и для сохранения здоровья самого учителя, а также всех тех, кто является участником образовательного процесса с привлечением компьютерных средств. Именно поэтому требуется не только хорошее знание требований государственного нормативного акта, но и всемерное соблюдение всех предписанных им положений — как в части, касающейся обустройства помещений и оборудования самих КВТ, так и в части строжайшего соблюдения рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся. - для учащихся I класса. (6 лет) — 10 минут; - для учащихся II—V класса. — 15 минут; - для учащихся VI—VII класса. — 20 минут; - для учащихся VIII —IX класса. — 25 минут; - для учащихся X—XI класса. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 минут. После установленной выше длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах — физические упражнения для профилактики общего утомления. Число уроков для учащихся X—XI кл. с использованием ВДТ и ПЭВМ должно быть не более двух в неделю, а для остальных классов — не более одного урока. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: - для учащихся II —V кл. (7—10 лет) — не более 60 мин; - для учащихся VI кл. и старше — не более 90 мин. Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.
1.2 Организация работы в кабинете информатики и вычислительной техники. Организационную работу КИВТ должен возглавлять заведующий из преподавателей ОИВТ, который является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению вычислительной техники в процессе изучения курса информатики и вычислительной техники и отдельных тем других общеобразовательных предметов. Заведующий кабинетом ответствен за сохранность оборудования, ведение журнала инвентаризационной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщательность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное ее использование, регистрацию отказов машин и организацию их наладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за своевременное проведение вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности, за соблюдение преподавателем и учащимися правил техники безопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включение и выключение электропитания. При знакомстве учащихся с КИВТ преподаватель ОИВТ должен: - распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам КИВТ с учетом роста, состояния зрения и слуха; - ознакомить с правилами по технике безопасности и работе в КИВТ. Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и правилам работы в кабинете, что отмечается в "Журнале регистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности", в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы преподавателей, проводивших инструктаж и принявших зачет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Эти данные скрепляются подписью учителя. Ученики должны нести ответственность за состояние рабочего места и размещенного на нем оборудования. Преподаватели, работающие в КИВТ, должны строго следить за выполнением учащимися требований по технике безопасности и правил работы в КИВТ и отмечать на каждом занятии в журналах использования ПЭВМ время начала и окончания работы, состояние рабочего места, отказы машин. При организации работы в КИВТ следует исходить из необходимости интенсивного и одновременно эффективного использования ПЭВМ. Время, свободное от обязательных занятий по программе курса ОИВТ, следует использовать для проведения профильного обучения и кружковой работы с учащимися. При этом возможно привлечение к подобной работе учащихся младших классов. Можно рекомендовать заведующему КИВТ создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выполняла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием КИВТ, разработкой и изготовлением различного рода учебных пособий. Необходимо также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей. Деятельность заведующего кабинетом охватывает широкий круг обязанностей, очень многогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант кабинета информатики и вычислительной техники. Лаборант находится в непосредственном подчинении заведующего КИВТ и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю систему КИВТ, правила ухода за ним, условия сохранности средств вычислительной техники, программных средств и наглядных пособий. По плану преподавателя и под его руководством лаборант готовит оборудование к уроку, ведет отчетность, инвентаризационные записи. Лаборант помогает обеспечивать соблюдение правил по технике безопасности учащимися, обеспечивает постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант может осуществлять регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий. Под руководством заведующего кабинетом лаборант проводит мелкий ремонт вышедших из строя ТСО.
Внедрение средств новых информационных технологий в учебный процесс неизбежно влечет за собой введение новой педагогической системы обучения. Как и в случае любого иного изменения устоявшейся технологии, этот процесс требует определенного "адаптационного" периода для ознакомления с возможностями новых средств обучения и психологической "притирки". Важно, однако, не растягивать на годы этот процесс, а планомерно вводить новую педагогическую технологию обучения, использующую разнообразные возможности средств новых информационных технологий и, прежде всего, в процессе изучения курса информатики. Возможной тактикой внедрения новой педагогической технологии обучения, основанной на использовании СНИТ, может быть организация информационно-методических центров, объединяющих в единую сеть различные учебные заведения, в том числе, и расположенные на периферии. Функционирование информационно-методических центров, концентрирующих и распространяющих перспективные технологии обучения, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение СНИТ в учебный процесс общеобразовательной школы и перевести процесс преподавания курса информатики на более высокий уровень, предполагающий использование не только программно-методического обеспечения, но и самых разнообразных средств обработки и передачи информации, а также учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ. Список литературы 1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учебное пособие/ М.П.Лапчик. – М.: Академия, 2001. — 624 с. 2. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие/ В.В. Малев. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с. 3. Сафронов И.К. Информатика 2010: энциклопедия/ И.К. Сафронов. – БХВ-Петербург, 2010. – 496 с. 4. Окулов С.М. О создании условий для развития научного творчества в процессе обучения информатике/ С.М. Окулов// Информатика и образование. – 2005 №12. – М. – С.14 5. Шмырев А.А. Школьный цифровой банк видеоматериалов – основа непрерывности и индивидуализации образования/ А.А. Шмырев// Информатика и образование. – 2008 №7. – М. – С.68 6. Назаров О.В. Из опыта работы школьной видеостудии/ О.В. Назаров// Информатика и образование. – 2007 №12. – М. – С.40 7. Интернет ресурсы |