Реферат: Методические рекомендации к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области на 2008-2009 учебный год
Название: Методические рекомендации к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области на 2008-2009 учебный год Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» Методические рекомендации к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области на 2008-2009 учебный год г. Нижний Новгород 2008 г . На основании приказа министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03. 2005г. № 57 образовательный процесс в 2008-2009 учебном году в соответствии с Региональным базисным учебным планом учебным планом осуществляется также в 4, 8 классах общеобразовательных учреждений Нижегородской области. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в 4, 8 классах разработаны: С. К. Тивиковой, В. Ф. Одеговой, Н. Ю. Яшиной - по начальной школе. В разработке методических рекомендаций принимали участие также В. Т. Чичикин, М. И. Голунова, Н. А. Юрлова, О. В. Плетенёва Л. В. Шамрей – по образовательным областям «Филология» (русский язык и литература) и «Искусство». Н. А. Юрловой – по образовательной области «Филология» (иностранные языки). Б. Н. Ивановым, И. Г. Малышевым, М. А. Мичасовой – по образовательной области «Математика». М. И. Голуновой, А. Г. Баханским - по образовательной области «Информатика». В. К. Романовским, Е. Г. Калинкиной, Г. Б. Гречухиным, И. Н. Поповой, И. А. Вдовиной по образовательной области «Обществознание». Е. В. Алексеевой, А. Ф. Беленовым. Л. И. Асановой – по образовательной области «Естествознание». В. Т. Чичикиным, С. Ю. Кузнецовым – по образовательной области «Физическая культура». В. Г. Соловьёвым – по образовательной области «Технология» При организации образовательного процесса руководителям образовательных учреждений следует обратить внимание на следующие нормативные документы: Закон РФ от 10.07. 1992 № 3266-1 (ред. от 9.02.2007) «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки России от 12.07.2005 № 199 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 23.12. 2004 № 141 « О Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации» Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14.07. 2003 № 3022 «Об утверждении Примерного положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, реализующим региональный (национально- региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения, грифа органа управления образованием субъекта Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки России от 08.04.2005 № 107 « Об экспертизе учебников» Приказ N
349 Министерства образования и науки России от 13.12.2007 года № 349 Письмо Министерства образования Нижегородской области от 5.03. 2008 года № 316-01-52/792 Письмо Министерства образования Нижегородской области от 03. 07. 2007 года № 404 – 01-54/559 Начальная школа (4 класс) В 2008-2009 учебном году организация образовательного процесса в 4 классе общеобразовательных учреждений различного типа осуществляется в соответствии с Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на период с 2005 по 2010 год (Приказ от 04.03.2005 г. № 57). Следует также руководствоваться методическим письмом Департамента образования Нижегородской области от 1.02.2006г. № 404-01-52/212 «О рекомендациях по организации учебной деятельности на ступени начального общего образования». В 2008-2009 учебном году образовательное учреждение составляет учебный план для 4 класса в соответствии с одним из четырех предложенных региональным базисным учебным планом (с.8-11) вариантов, с учетом особенностей программ по отдельным предметам и УМК. Образовательное учреждение имеет право использовать в учебном процессе учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году, а также УМК, имеющие сертификат областного экспертного совета или экспертное заключение научно – методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО. Тематическое планирование по программам учебных курсов разрабатывается учителем самостоятельно и (или) методическим объединением учителей начальных классов в соответствии с учебной программой. Учитель начальных классов может руководствоваться также тематическим планированием, предложенным авторами образовательных программ, представленных в методических пособиях. Так же, как и в третьем классе, особое внимание следует обратить на изменение объёма учебной нагрузки в 4 классе по отдельным предметам. Так, на преподавание предмета «Литературное чтение» отводится различное количество часов в зависимости от варианта учебного плана: 3 часа – по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут; 4 часа – а) по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут; б) по 6-дневной учебной неделе при продолжительности урока 40-45 минут; 5 часов - по 6 -дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования курс «Информатика и ИКТ » входит в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе. В классном журнале указывается предмет «Технология», в рамках которого и преподаётся не отдельный предмет, а учебный модуль «Информатика и ИКТ». Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предельная продолжительность непрерывного занятие за компьютером учащихся 2-5 классов составляет 15 минут . Начиная с 2006/2007 учебного года кафедрой теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО рекомендуется к использованию в ОУ Нижегородской области УМК «Информатика в играх и задачах» (авт. Горячев А.В. и др.). В качестве компьютерной поддержки уроков информатики в 4 классе рекомендуется использовать диск «Мир информатики 8-11 лет» компании «Кирилл и Мефодий». Курс прошел экспертизу, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в образовательную программу «Школа 2100». Считаем возможным в 4-х классах закончить обучение информатике по вышеуказанному учебному комплекту (дата последнего присвоения грифа УМК А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах».) В классах, начинающих изучение курса «Информатика и ИКТ» (как модуль в предмете «Технология»), следует использовать учебники, представленные в Федеральном перечне рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ на 2008/2009 учебный год. (Раздел I. Начальное образование. Технология (Труд). Примерное поурочное планирование модуля «Информатике и ИКТ» в 4 класс (в рамках учебного предмета «Технология (Труд)») Объем – 1 час в неделю (35 ч. в год) (УМК «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев)
Технология При разработке вариантов рабочих программ для 4 классов кафедра технологии и трудового обучения ГОУ ДПО НИРО предлагает учителям руководствоваться следующим: 1. Учитель выбирает комплект учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки; 2. При разработке рабочей программы учитель должен учитывать возможности материальной базы, особенность местных условий, обеспечивать на их основе дифференциацию обучения, при этом обязательно выполнять требования государственных образовательных стандартов по технологии. 3. Соотношение времени на теоретические и практические занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени. 4. При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских допускается деление на две подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. В качестве примера кафедра технологии и трудового обучения предлагает следующие варианты тематических планов, представленных в программах под ред. Симоненко В.Д. Для сельских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)
* Каждый блок может объединять несколько разделов программы.
Для городских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)
Иностранный язык Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 4 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349). Все учебники для 4 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г). В 4 классе на изучение иностранного языка отводится 2 часа в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление на подгруппы. Физическая культура При преподавании физической культуры в начальной школе обращаем внимание, что в условиях дефицита двигательной активности и в соответствии с Приказом министерства образования РФ от 16.07.02 №2715 общеобразовательное учреждение имеет право вводить (по решению педагогического совета) третий час физической культуры , имеющий особое значение для физического развития младших школьников. Содержание занятий при наличии третьего часа физической культуры не является самостоятельным и реализуется в системе общей образовательной программы, единого планирования. Возможно проведение третьего часа физической культуры, но при условии соответствующей квалификации преподавателя (повышение квалификации по программе « Теория и методика физического воспитания») Преподавание осуществляется в соответствии с содержанием образо- - Комплексная программа физического воспитания под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2006. - Физическая культура. Начальные классы. Сост. А.П. Матвеев. Программа. – М:. Просвещение, 2006. - Физическая культура. Программа для учащихся специальной медицинской группы ООУ, 1-11 классы, сост. А.П. Матвеев. - М.: Дрофа, 2004. - В.Т.Чичикин Физическая культура. Региональная программа для 1-4 классов. Рекомендована областным экспертным советом МО Нижегородской области ( протокол ОЭС от 20.02.2006 г.) В организации физического воспитания учащихся начальных классов следует ориентироваться на региональные учебно-методические издания. В частности, на методическое пособие В.Т. Чичикина, П.В Игнатьева. «Физическая культура в 1-4 классах». - Н.Новгород: НГЦ, 2006 Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классах общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с содержанием образовательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных к использованию). В 2008 – 2009 учебном году в 4 классах рекомендуется работать по программе А.Т. Смирнова, изданной в 2006 году (тематический план в приложении № 1). Региональный базисный учебный план предусматривает в общеобразовательных классах организацию изучения предмета ОБЖ в начальной школе следующим образом: - интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир»; - ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета по решению педагогического совета за счет часов школьного компонента. Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях. Преподавание программы ведет учитель начальных классов или учитель ОБЖ. Приложение № 1 Примерный тематический план программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса
Национально-региональный компонент в начальной школе изучается в объеме 1 часа в неделю во 2-4 классах. Для образовательных учреждений Нижегородской области данный компонент является обязательной частью учебного плана ОУ. Содержание национально-регионального компонента может быть представлено следующими учебными предметами - гражданское образование и история; - экономика; - физическая культура (дополнительный третий час). Преподавание предметов национально-регионального компонента возможно при наличии УМК и прохождения курсовой подготовки учителем. Для преподавания курса «Экономика» рекомендуются следующие программы: - «Экономика в начальной школе», авт. О.В.Плетенева, НИРО, 2005; - «Достижения молодых. Экономика в начальной школе», авт. Н.Ф.Чурсина, И.А. Симонов, НИРО, 2000 Кафедра экономического образования ГОУ ДПО НИРО рекомендует следующий вариант планирования:
При изучении экономики в 4 классе рекомендуются следующие учебно- методические комплексы:
Реализация курсов национально-регионального компонента «Гражданское образование и история» обеспечивается: - УМК по курсу «Гражданское образование в начальных классах» (2-3 классы), авт. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина. - УМК по курсу «Родная история» (4 класс), авт. Э.С.Иткин. Кафедра начального образования НИРО рекомендует образовательным учреждениям в качестве школьного компонента следующие учебные курсы: - «Речевое развитие младших школьников» , авт. С.К.Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2006 г. Программа «Речевое развитие младших школьников» разработана на основе требований государственного стандарта общего начального образования и рассчитана на три года обучения (2-4-ый классы). По своему содержанию программа автономна, что позволяет использовать её, в зависимости от образовательной программы школы, по-разному: на проведение уроков речевого развития может отводиться как один, так и два учебных часа в неделю (34 или 68 часов в год). Данная программа оставляет за учителем право отбора предлагаемого материала, составления собственного тематического планирования, сориентированного на конкретные педагогические условия. Материалы данного курса могут использоваться в рамках предмета «Русский язык» для развития устной и письменной речи младших школьников. Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей. - «Образ и мысль», авт. Н.Г. Молодцова, С.К. Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2003г. Курс «Образ и мысль» представляет собой трехгодичный цикл обучения в начальных классах (2-4 кл.). По своему содержанию курс «Образ и мысль» является автономным и может быть использован, в зависимости от образовательной программы школы, как локально (в течение одного года), так и целостно в течение трех лет. Курс способствует формированию познавательного интереса младших школьников к произведениям искусства, личностному развитию ребенка, а также развитию их визуального мышления. Курс «Образ и мысль» решает такую важную проблему, как развитие коммуникативных навыков школьников, способности к диалогу в ситуации импровизации и к пониманию позиции других людей. Данный курс может также использоваться на факультативных и внеклассных занятиях. Основная школа (8 класс) Предметная область «Филология» Русский язык и Литература О преподавании русского языка и литературы В 8 классе учебные часы по предметам русский язык и литература распределяются следующим образом: русский язык - 3 часа, литература - 2 часа. Основная задача в изучении русского Следует обратить внимание на выразительность (экспрессивность) художественной Особая роль в овладении предметным знанием принадлежит терминам. Владеть • Обучение сжатому пересказу (изложению); • Умение понимать смысловое значение слова, текста в контексте; • Уметь формулировать значение фразеологизмов, идиом и пр. • Уметь писать небольшие сочинения-рассуждения проблемного характера на • Уметь конструировать тексты с учётом разных стилей речи и редактировать В течение учебного года необходимо проводить диагностику лингвистического и В течение учебного года необходимо увеличивать количество самостоятельных и Особое внимание рекомендуем уделять качеству чтения учащихся, его выразительности; необходимо активнее обучать аргументации в суждениях Для определения уровня литературного развития важно: выяснить круг и направленность чтения
(картотеки, дневники, сочинения и др.); учитывать развитие Образовательное учреждение имеет право использовать при преподавании русского языка и литературы учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году, Если учащиеся в 2007/2008 учебном году занимались по учебнику В. Г. Маранцмана, то в 8 классе рекомендуется преподавание литературы по данному учебнику, так как он имеет гриф Министерства образования и науки России. Иностранные языки Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 8 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349). Все учебники для 8 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г). Программы для основного общего образования перечислены в перечне Регионального базисного учебного плана (стр. 164-168). В основной общеобразовательной школе в 8 классе иностранный язык преподается в объеме трех часов в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление класса на подгруппы. Образовательная область «Математика» При планировании уроков математики в восьмом классе общеобразовательных учебных учреждениях следует руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349). Планирование по алгебре для линий учебников издательства «Просвещение»: 1. Башмаков М.И. Алгебра; 2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра; 3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра; 4. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра; 5. Виленкин Н.Я. , Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008. Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты. Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся). По геометрии планирование для линий учебников издательства «Просвещение»: 1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия; 2. Погорелов А.В. Геометрия; 3. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И., Ходот Т.Г. Геометрия; 4. Александров А.Д. и др. Геометрия (программа для углублённого изучения) опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008. Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты. Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся). В связи с тем, что логическое построение курса алгебры 7-9 у разных авторов сильно отличается и существует определённое несовпадение тем в учебниках разных линий, то рекомендуется завершение какой-либо линии учебников, начатой в седьмом или восьмом классах ранее. С другой стороны, переход на новую линию учебников в 8 классе не создаст больших проблем, так как во всех учебниках Алгебра-7 были пройдены практически те же темы (см. таблицу), что и в учебнике Алимова Ш.А., не включённого в федеральный перечень. При этом следует отметить, что он имеет гриф Министерства образования и науки РФ, который действителен в течение 5 лет со времени присвоения (год присвоения - 2006). Предлагаем анализ содержания глав по параграфам (см. «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» ). Различных учебников по алгебре для учащихся 8 классов. При этом названия глав могут не совпадать.
Образовательная область «Информатика» Информатика и информационные компьютерные технологии В 8 классе Региональным базисным учебным планом на изучение информатики и ИКТ выделен за счет часов федерального компонента 1 час в неделю (35 часов в год). К использованию в образовательном процессе на 2008-2009 учебный год в 8 классе Министерством образования и науки России рекомендованы следующие учебники: · Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 8, Дрофа; · Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение; · Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс, · Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика, 8, Просвещение · Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ, 8, Ассоциация XXI век. Для школ, в которых преподавание информатики в 5-7 классах велось по УМК Л. Босовой – Н. Угриновича, представляется целесообразным продолжить в 8 классах преподавание с использованием этого УМК, так как он имеет гриф Минобрнауки РФ. УМК Быкадорова Ю. А. рассчитано на использование в классах, не изучавших пропедевтический курс информатики и ИКТ. Тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс Объем – 1 час в неделю (35 часов в год) (УМК Угринович Н.Д.)
Состав УМК: - Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ - Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ - Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ - Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ - Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс Объем – 1 час в неделю (35 часов в год) (УМК Макаровой Н.В.)
Состав УМК: - Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс - Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Практикум, 8-9, Питер Пресс - Макарова Н.В. Программа по информатике и Икт. Системно-информационная концепция, Питер Пресс Тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс Объем – 1 час в неделю (35 часов в год) (УМК Гейн А.Г. и др.)
Состав УМК: - Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение - Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 9, Просвещение - Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Методические рекомендации к учебникам 8 и 9 класса. Книга для учителя, Просвещение - Гейн А.Г, Юнерман Н.А. Задачник-практикум для 7-11 классов, Просвещение УМК Ю. А. Быкадорова рассчитан на использование в тех классах, в которых не изучался пропедевтический курс информатики и ИКТ. Примерное поурочно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 8 класс Объем – 1 час в неделю (35 часов в год) (УМК Быкадоров Ю.А.)
Состав УМК: - Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 8, Дрофа - Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 9, Дрофа - CD-ROM с файлами упражнений (22 Мбайта) Для проведения практических занятий по данному предмету осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских – 20 человек и более. Образовательная область «Обществознание» Предмет «География» входит в предметную область «Обществознание» О преподавании географии Преподавание географии в новом 2008-2009 учебном году так же, как и в предыдущие годы, будет вестись на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089). Федеральный компонент выстроен по концентрическому принципу: I концентр – начальное общее и основное общее образование, II – концентр – среднее полное образование. Обязательный минимум содержания по географии для основной и средней школы по новому стандарту образования составлен на основе комплексного географического подхода и синтезирует землеведческое и страноведческое содержание географии с целью формирования целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы) заменено в новом стандарте интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания. В основу обязательного минимума содержания географии положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Выбор методики преподавания географии определяется следующими принципами: переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию; переходом от освоения знаний к умениям их применять; вариативностью образования; приближением образования к потребностям страны, к практической деятельности и повседневной жизни. Курс географии в 8 классе рассчитан на 70 часов. С целью формирования целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России на основе комплексного подхода в 8 классе предлагается изучение следующих разделов: особенности географического положения России; природа России; население России; хозяйство (изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу). В связи с переходом на новые образовательные стандарты по географии в условиях вариативности образования и стандартизации его учителям географии можно ориентироваться на «Примерные программы», утвержденные Министерством образования и науки РФ. Для реализации федерального компонента государственного стандарта образования рекомендуется использовать только учебные издания, имеющие грифы, допускающие/рекомендующие их использование в образовательных учреждениях РФ. Приказом от 13 декабря 2007 г. утвержден перечень учебников, допущенных (рекомендованных) к использованию на 2008-2009 гг. С целью сохранения единства концептуального подхода к обучению рекомендуется преподавание географии с 6 по 10 класс вести по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральный перечень и имеющим гриф Министерства образования и науки Российской Федерации. Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации образовательных и воспитательных целей обучения школьной географии, комплексной географии, которая становится все более очеловеченной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников. Наряду с новыми линиями учебников при отсутствии их преподавание может вестись по традиционным учебникам географии (смотри Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год) Предлагаемые варианты тематического и поурочного планирования составлены по линиям учебников географии, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и требованиям концепции модернизации российского образования. При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы необходимо запланировать вопросы для изучения универсальных разделов стандарта «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология». Тематическое и поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией В.П. Дронова 8 класс (составлено на основе планирования, разработанного В.П. Дроновым и И.И. Бариновой) (Вариант 1) ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 2 часа в неделю
ВВЕДЕНИЕ (1час) Урок 1. Что изучает география России. Часть 1 РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11 часов) Тема 1. Географическое положение России (4 часа) Урок 2. Географическое положение как зеркало России. Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения. Урок 3. Особенности физико-географического положения России. Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение. Урок 4. Экономико- и транспортно-географическое положение России. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны. Урок 5. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах. Практическая работа . Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. ТЕМА 2. ГРАНИЦЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТОРОЙСТВО РОССИИ (7 часов) Урок 6. Государственная территория России. Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Урок 7. Российские пространства: вопросы и проблемы. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. Урок 8. Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Урок 9. Сухопутные и морские границы. Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах. Урок 10. Россия на карте часовых поясов. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время. Практическая работа . Определение поясного времени для разных пунктов России. Урок 11. Этапы и методы географического изучения территории. Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования. Урок 12. Особенности административно - территориального устройства России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа. ЧАСТЬ 2 ПРИРОДА РОССИИ (26 часов) Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (5 часов) Урок 13. Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Урок 14. Рельеф России. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Урок 15. Как и почему изменяется рельеф России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения. Урок 16. Стихийные природные явления в литосфере. Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. Урок 17. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Практическая работа . Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов) Урок 18. Факторы, определяющие климат России. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны. Урок 19. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Урок 20. Сезонность климата. Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и характер питания людей. Урок 21. Типы климатов России. Климатические пояса и области на территории России, их характеристика. Урок 22. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата. Урок 23. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа) Урок 24. Разнообразие внутренних вод России. Реки. Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек. Урок 25. Озера, болота, подземные воды. Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота. Урок 26. Водные ресурсы и человек. Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком. Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа) Урок 27. Образование почв и их разнообразие. Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии. Урок 28. Закономерности распространения почв. Главные типы почв России, особенности их географии. Урок 29. Почвенные ресурсы России. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф. Характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа) Урок 30. Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Урок 31. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Тема 6. Природное районирование (7 часов) Урок 32. Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК. Урок 33. Природно-хозяйственные зоны России. Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны. Урок 34. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. Урок 35. Леса. Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования. Урок 36. Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования. Урок 37. Высотная поясность. Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. Урок 38. Особо охраняемые природные территории. Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники. Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. ЧАСТЬ 3 НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (7 часов) Урок 39. Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России. Урок 40. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы. Определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Урок 41. Этнический, языковой и религиозный состав населения. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Урок 42. Городское и сельское население. Городское население. Города. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села. Урок 43. Размещение населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Урок 44. Миграции населения России. Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Урок 45. Люди и труд. Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни населения – важнейшая социально-экономическая проблема. ЧАСТЬ 4 ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ЧАСОВ) Урок 46. Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Урок 47. Как география изучает хозяйство. Геоинформационная задача географии. Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (9 часов) Урок 48. Состав первичного сектора экономики. Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Урок 49. Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы. Урок 50. Богата ли Россия ресурсами? Обеспеченность России природными ресурсами. Дисбаланс в обеспеченности основными видами ресурсов и их потреблении. Основные проблемы развития природоэксплуатирующих отраслей в России. Урок 51. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Урок 52. Земледелие. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Урок 53. Животноводство. Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства. Практическая работа . Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Урок 54. Лесное хозяйство. Охота. Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя. Урок 55. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства. Урок 56. Географический фактор в развитии общества. Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России. Оставшийся резерв в 14 часов рекомендуется использовать учителю для изучения географии Нижегородской области Поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией В.П. Дронова «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 8 КЛАСС. УЧЕБНИК: География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство /под ред. В. П. Дронова. – М.: Дрофа, 2006 (Вариант 2)
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» «ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ» 8 КЛАСС. 2 часа в неделю УЧЕБНИК: ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: Учеб. Для 8-9кл. общеобразовательных . учреждений/ Под ред. А.И.Алексеева: В 2 кн. Кн.1: Природа и население. 8 кл.- М.: Дрофа,2006 (Вариант 1)
Тематическое и поурочное планирование изучения географии по учебникам линии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева 8 класс (составлено на основе планирования, разработанного Э.В. Ким) ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО.
(Вариант 2) ВВЕДЕНИЕ (1 час) Урок 1. Географизация современной жизни человека. Источники географической информации. Методы исследования территории России. Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 часов) Урок 2. Россия на карте мира.
Урок 4. Россия на карте часовых поясов
Урок 8. Обобщение и коррекция знаний по разделу “Пространства России”
Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38 часов) Тема 1. Рельеф и недра России (4 часа)
Урок 9. Строение земной коры (литосферы) на территории России Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей. Урок 10. Особенности рельефа России
Урок 11. Современное развитие рельефа
Тема 2. Климат (5 часов) Урок 13. Общая характеристика климата России
Урок 15. Распределение температур и осадков Урок 16. Типы климата нашей страны
Урок 17. Климат и человек
Тема 3. Богатство внутренних вод России (3 часа) Урок 18. Реки Обилие рек — характерная особенность России. Река — сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки — важнейшее условие правильного использования ее людьми. Урок 19. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники Практическая работа.
Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий. Тема 4. Почвы – национальное достояние страны (4 часа)
Урок 24. Рациональное использование и охрана почв
Тема 5. В природе все взаимосвязано (5 часов)
Урок 25. Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК) Урок 28. Контроль знаний по изученным темам раздела “Природа и человек” Урок 33. Болота
Урок 34. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов
Урок 35. Лесостепи и степи
Урок 37. «Многоэтажность» природы гор
Тема 7. Природопользование и охрана природы (4 часа)
Урок 41. Тематический контроль по темам “Природно-хозяйственные зоны” и “Природопользование и охрана природы”
Раздел III. “НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ” (16 часов) Урок 43. Численность населения
Урок 44. Изменение численности населения России
Урок 45. Половозрастной состав населения
Урок 46. Миграции населения
Урок 48. География рынка труда
Урок 49. Этнический состав населения
Урок 50. Этническая мозаика России
Урок 51. Религии народов России
Урок 52. Плотность населения
Урок 54. Города России
Урок 55. Сельская Россия
Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе “Природа — население — хозяйство”. Люди — главное богатство страны. Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России. Раздел IV НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ (10 часов)
Практическая работа. Обозначение на картах границ области и соседних субъектов. Урок 2 (59). Геологические особенности строения и рельеф Нижегородской области. Урок 3 (60). Климат Нижегородской области . Урок 4 (61). Внутренние воды Нижегородской области. Реки, озера, каналы, водохранилища области. Экскурсия. Описание реки, озера, водохранилища, по материалам экскурсии Урок 5 (62). Характеристика основных природных комплексов Нижегородской области. Урок 6 (63). Население Нижегородской области. Урок 7 (64). Структура хозяйства Нижегородской области. Промышленность области. О преподавании истории и обществоведческих дисциплин Историческое образование в Нижегородской области осуществляется по концентрической модели: I концентр – основная школа (5-9 классы), II концентр – средняя (полная) школа (10-11 классы) и реализуется в рамках двух самостоятельных учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В 2008-09 учебном году по Региональному базисному учебному плану будут работать 5, 6, 7, 8, 10, 11 классы, причем 8 классы – впервые. В соответствии с действующим Региональным базисным учебным планом на изучение истории в 8 классах отводится по 2 часа в неделю. При составлении учебно-тематических планов и организации изучения истории в 8 классе рекомендуется следующий порядок изучения курсов истории:
Изучение курсов Истории России и Всеобщей истории рекомендуется проводить синхронно-параллельно . В 2008-2009 учебном году в 8 классах за счет часов национально-регионального компонента по выбору образовательных учреждений может быть введен учебный предмет «Религии России» (1 час в неделю / 35 часов в год ) при условии прохождения педагогами курсовой подготовки на соответствующих квалификационных курсах. Обращаем внимание на то, что изучение учебного курса «Религии России» предполагается на протяжении 2-х лет в 8-9 классах (Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ, 2005. С.6-7). Обществознание в 8 классе преподаётся в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год. Курс "История России " Примерное поурочное тематическое планирование для учащихся 8-х классов Объем учебной нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год) Тематическое планирование подготовлено на основе федерального государственного стандарта и примерной программы по курсу «История».
Примерное поурочное тематическое планирование Объем учебной нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год) Тематическое планирование подготовлено на основе федерального государственного стандарта и примерной программы по курсу «История»
Курс "Обществознание " Примерное поурочное тематическое планирование для 8-х классов Объем учебной нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год) Тематическое планирование подготовлено на основе федерального государственного стандарта и примерной программы по курсу «Обществознание». / А.И. Кравченко, И.С. Хромова. Программа курса «Обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2007.
Курс "Обществознание " Примерное поурочное тематическое планирование для 8-х классов Объем учебной нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год) Тематическое планирование подготовлено на основе федерального государственного стандарта и примерной программы по курсу «Обществознание». / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. Программа курса «Введение в обществознание» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Образовательная область «Естествознание» Образовательная область «Естествознание» представлена в региональном базисном учебном плане для учащихся 8 класса следующими предметами: «Биология», «Химия», «Физика». В рамках Национально-регионального компонента на территории Нижегородской области предлагается курс «Экология», введение которого предусматривается с 5 (6) классов. Программное обеспечение курса 8 класса находится в сборнике программ по биологии для 5-9 классов по линии И.Н. Пономаревой. О преподавании биологии В 8 классе в 2008/2009 учебном году объем учебной нагрузки на предмет «Биология» сохраняется и составляет 2 часа в неделю (70 часов). Данный вариант обеспечен программами по всем образовательным линиям. В 8 классе экологическую составляющую биологии поддерживает учебник «Экология человека. Культура здоровья» авт. М.З.Федорова, В.С.Кучменко, Т.П.Лукина. М.: Вентана-Граф, 2004. Программное обеспечение и другие пособия для школьников вышли в этом же издательстве. Для преподавателей биологии ниже предлагаются варианты тематического планирования курса. Примерное тематическое планирование Программа Н.И.Сонина, А.А.Плешакова Учебник «Биология 8 кл. Человек» Н.И.Сонин, М.Р.Сапин М.: Дрофа, 2005, 2006, 2007. 64 часа + 6 часов резервное время
Планирование составлено по учебнику «Биология. Человек» (Н.И.Сонин, М.Р.Сапин) Теоретическая часть – 64 часа Практическая часть – 11 обязательных лабораторных работ , 6 работ – по усмотрению учителя в зависимости от подготовленности учащихся и резервной базы кабинета Резерв – 6 Примерное тематическое планирование Программа под рук. И.Н.Пономаревой Учебник «Биология. 8 кл. Человек » Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. М.: Вентана-Граф, 2005, 2006, 2007. 70 часов (2 часа в неделю)
Примерное тематическое планирование Программа В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина Учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева «Биология. Человек. 8 класс». М.: Дрофа, 2005, 2006, 2007. 70 часов (2 часа в неделю)
Примерное распределение уроков по пособию для учащихся 7 класса "Экология животных" (В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др.) 35 часов (1 час в неделю)
Примерное распределение уроков по пособию для учащихся 8 класса «Экология человека. Культура здоровья» 35 часов (1 час в неделю) 1 вариант
Примерное распределение уроков по пособию для учащихся 8 класса «Экология человека. Культура здоровья» 35 часов (1 час в неделю) 2 вариант
Итого: 31 – 35 часов Лабораторных работ – 12 из них: 10 – обязательные, 2 - по усмотрению учителя; Практическая работа – 1 – по усмотрению учителя. О преподавании химии Предмет «Химия » изучается в общеобразовательной школе на II и III ступенях обучения. Преподавание ведется по концентрическим программам. В 8 классе учебный предмет «Химия» изучается по 2 часа в неделю. Примерные учебные планы, примерные программы основного и среднего (полного) общего образования по химии (базового и профильного уровня) представлены в «Сборнике нормативных документов. Химия» , М. : Дрофа, 2007 год. Примерное тематическое планирование по химии по программе О.С.Габриеляна. 8 класс (2 часа/неделю) Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов) 1. Предмет химии. 2. Вещества. 3. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. 4. Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. 5. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. 6. Расчеты по химической формуле вещества. Тема 2. Атомы химических элементов. (10 часов). 1. Основные сведения о строении атомов. 2. Ядерные реакции. Изотопы. 3. Строение электронных оболочек атомов. 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 5. Ионная связь. 6. Ковалентная неполярная связь. 7. Ковалентная полярная связь. 8. Металлическая связь. 9. Повторение. 10. Контрольная работа №1 по темам «Первоначальные химические понятия» и «Атомы химических элементов». Тема 3. Простые вещества. (7 часов). 1. Простые вещества-металлы. 2. Простые вещества-неметаллы. 3. Количество вещества. Молярная масса. 4. Молярный объем газов. Закон Авогадро. 5. Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем », «число Авогадро». 6. Повторение. 7. Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества». Тема 4. Соединения химических элементов. (14 часов). 1. Степень окисления и валентность. 2. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. 3. Основания. 4. Кислоты. 5. Соли. 6. Кристаллические решетки. 7. Чистые вещества и смеси. 8. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). 9. Решение расчетных задач на нахождение объемной и массовой долей смеси. 10. Практическая работа «Знакомство с лабораторным оборудованием». 11. Практическая работа «Правила безопасной работы в химической лаборатории». 12. Практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». 13. Повторение. 14. Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов». Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. (13 часов). 1. Физические явления. 2. Практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли». 3. Химические реакции. 4. Химические уравнения. 5. Расчеты по химическим уравнениям. 6. Расчеты по химическим уравнениям. 7. Реакции разложения. 8. Реакции соединения. 9. Реакции замещения. 10. Реакции обмена. 11. Типы химических реакций на примере свойств воды. 12. Повторение. 13. Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами». Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (17 часов). 1. Растворение. Растворимость веществ в воде. 2. Электролитическая диссоциация. 3. Основные положения теории электролитической диссоциации. 4. Диссоциация кислот, оснований, солей. 5. Ионные уравнения. 6. Упражнения в составлении ионных уравнений реакций. 7. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. 8. Основания в свете теории электролитической диссоциации. 9. Оксиды в свете теории электролитической диссоциации. 10. Соли в свете теории электролитической диссоциации. 11. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 12. Окислительно-восстановительные реакции. 13. Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. 14. Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций. 15. Практическая работа «Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений». 16. Повторение. 17. Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Примерное тематическое планирование по химии к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. 8 класс (2 часа/неделю) Тема 1. Первоначальные химические понятия. (18часов) 1. Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. 2. Практическая работа. «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием». 3. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. 4. Практическая работа. «Очистка загрязненной поваренной соли». 5. Физические и химические явления. 6. Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. 7. Простые и сложного вещества. Химический элемент. 8. Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. 9. Закон постоянства состава веществ. 10. Относительная молекулярная масса. Химические формулы. 11. Массовая доля химического элемента в соединении. 12. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. 13. Валентность химических элементов. Определение формул по валентности. 14. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 15. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. 16. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. 17. Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций. 18. Контрольная работа №1 «Первоначальные химические понятия». Тема 2. Кислород. (5часов). 1. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства. 2. Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе. 3. Практическая работа. «Получение и свойства кислорода». 4. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения. 5. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химической реакции. Тема 3. Водород. (3 часа). 1. Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. 2. Химические свойства водорода. Применение. 3. Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». Тема 4. Растворы. Вода. (6 часов). 1. Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. 2. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. 3. Практическая работа. «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества». 4. Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. 5. Физические и химические свойства воды.. Круговорот воды в природе. 6. Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода». Тема 5. Основные классы неорганических соединений. (9 часов). 1. Оксиды. Классификация. Номенклатура. Свойства оксидов. Получение. Применение. 2. Основания. Классификация. Номенклатура. Получение. 3. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. 4. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. 5. Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей. 6. Физические и химические свойства солей. 7. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. 8. Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 9. Контрольная работа № 3 «Основные классы неорганических соединений» Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. (8 часов). 1. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. 2. Периодический закон Д.И.Менделеева. 3. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. 4. Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент – вид атома с одинаковым зарядом ядра. 5. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Современная формулировка периодического закона. 6. Состояние электрона в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. 7. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. 8. Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома». Тема 7. Строение вещества. Химическая связь. (9 часов). 1. Электроотрицательность химических элементов. 2. Ковалентная связь. 3. Полярная и неполярная ковалентные связи. 4. Ионная связь. 5. Кристаллические решетки. 6. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. 7. Окислительно-восстановительные реакции. 8. Повторение и обобщение по теме «Строение вещества. Химическая связь». 9. Контрольная работа № 4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома», «Строение вещества. Химическая связь». Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов. (3 часа). 1. Закон Авогадро. Молярный объем газов. 2. Относительная плотность газов. 3. Объемные отношения газов при химических реакциях. Тема 9. Галогены. (6 часов). 1. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. 2. Хлороводород. Получение. Физические свойства. 3. Соляная кислота и ее соли. 4. Сравнительная характеристика галогенов. 5. Практическая работа. «Получение соляной кислоты и ее свойства». Контрольная работа № 5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены». О преподавании физики В 8 классе в 2008/2009 преподавание физики ведется по концентрическим программам, предусматривающим изучение предмета по 2 часа в неделю. Тематическое планирование курса физики в 8 классе (по программе Н. М. Шахмаева) (2 ч в неделю) 1. Электрические заряды. Электрическое поле
(9 ч) заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрических зарядов. Проводники и непроводники электричества. Свойства электрических зарядов. Строение атомов. Заряд ядра и число электронов в атоме. Ионы. Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсатор — прибор для накопления и сохранения зарядов. Электрическое поле. Энергия электрического поля. Электрические явления в природе: электрическое поле Земли, грозовая туча, молния. Защита от молнии. 2. Электрический ток. Электрическая цепь
(22 ч) существования тока в цепи. Действие электрического тока. Преобразование энергии в электрической цепи. Электрический ток в металлических проводниках. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Последовательное соединение проводников. Работа электрического тока. Электрическое напряжение. Единица напряжении. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Единица электрического сопротивления. Резистор. Удельное сопротивление проводника. Реостат. Законы последовательного соединения проводников. Параллельное соединение проводников и его законы. Работа и мощность электрического тока. Электрический счетчик. Тепловое действие тока и его практическое применение. Закон Джоуля — Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Электрическая дуга. Фронтальные лабораторные работы 1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. 2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 3. Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления с помощью амперметра и вольтметра. 4. Проверка свойства параллельного соединения проводников. 5. Измерение мощности и работы тока. 3. Электрический ток в средах (6 ч) Полупроводники. Природа электрического тока в полупроводниках. Полупроводниковый диод. Термо- и фоторезисторы. Прохождение тока через жидкости. Прохождение тока через газы. Газовый разряд. Фронтальная лабораторная работа 6. Исследование свойств полупроводникового диода. 4. Магнитное поле (8 ч) Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Энергия магнитного поля. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого провода и катушки с током. Электромагнит и его применение. Действие магнитного поля на проводник и на рамку с током. Устройство электроизмерительных приборов и громкоговорителя. Электродвигатель. Фронтальная лабораторная работа 7. Намагничивание и размагничивание компасных стрелок. 5. Электромагнитная индукция (6 ч) Явление электромагнитной индукции. Индукционный генератор. Переменный ток. Микрофон. Магнитофон. Трансформация переменного тока. Электростанции. Передача электроэнергии на расстояние. Фронтальная лабораторная работа 6. Исследование явления электромагнитной индукции. 6. Электромагнитные волны (5 ч) Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свет — один из видов электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Влияние электромагнитных излучений на.живые организмы. Оптические спектры излучения и поглощения. Спектральный анализ. 7. Атом (9 ч) Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Способы регистрации заряженных частиц. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Период полураспада. Массовое и зарядовое числа ядра. Поглощение и испускание света атомами. Ядерные реакции. Уравнения ядерных реакций. Ядерная энергетика. Использование ядерной энергии. Ядерный реактор. Преимущества и недостатки АЭС. Действие радиоактивных излучений на человека. Дозиметрия. Резервное время (5 ч) Тематическое планирование курса физики в 8 классе (по программе Е. М. Гутника, А. В. Пёрышкина) ( 2ч в неделю) 1. Тепловые явления (26 ч) Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Фронтальные лабораторные работы Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение относительной влажности воздуха спомощью термометра. 2. Электрические явления (26 ч.) Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока. Фронтальные лабораторные работы 3. Сборка электрической цепи и измерение силы 4. Измерение напряжения на различных участках 5. Регулирование силы тока реостатом. в. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. 7. Измерение работы и мощности электрического тока. 81 Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). 9. Сборка электромагнита и испытание его действия. 3. Световые явления (8ч) Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линаой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. Разложение белого света на цвета. Цвет тел. Фронтальные лабораторные работы 10. Изучение законов отражения света. 11. Наблюдение явления преломления света. 12. Получение изображений с помощью линз. Резервное время — 5 ч. Предметная область «Искусство» В 8 классе на изучение изобразительного искусства и музыки отводится 1 час (35 часов в год). Данный час распределяется следующим образом: 1. изучение предметов по полугодиям; 2. изучение в режиме 1 раз в две недели попеременно; 3. изучение предмета в виде интегрированного курса (МХК); 4. изучение только одного предмета (при отсутствии преподавателя одного из предметов области «искусство») Напоминаем руководителям методических служб, учителям, администраторам муниципальных образовательных учреждений о том, что следует обратить особое Минобрнауки России на 2008/2009 учебный год рекомендует следующие учебники: Искусство (Музыка и ИЗО)
Образовательная область «Физическая культура» О преподавании предмета «Физкультура» В соответствии с Региональным базисным учебным планом на Для организации трехразовых занятий по физической культуре требуется
разработка и утверждение На уроках физической культуры в 8 классе отдавать предпочтение технической подготовке, т.е. формирова- Руководителям образовательных учреждений необходимо обратить внимание на организацию системного контроля полноты реализации содержания государственного образовательного стандарта по физической культуре и реализуемой образовательной программы. Речь идет о полноте состава разделов программы (легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка) и полноте прохождения каждого из указанных разделов программы физического воспитания (теория, способы двигательной деятельности). Для реализации цели и задач предмета рекомендуется использовать следующие программы: - Физическая культура. Образовательная программа для учащихся 1-11 классов (под ред. В.И. Ляха, допущена МО РФ), М. Просвещение 2007 г. - Физическая культура. Образовательная программа для учащихся 1-11 классов (составитель А.П. Матвеев, допущена МО РФ), М. Просвещение 2007 г. - Физическая культура. Программа для учащихся специальной медицинской группы ООУ, 1-11 классы, составитель А.П. Матвеев, допущена МО РФ), М. Дрофа, 2004 г. Программа Матвеева А.П. (2007 г. издания) предусматривает раздел «Резервное время учителя», который составляет от 6 (при 2-х часах в неделю) до 10 часов (при 3-х часах в неделю) и раздел, связанный с культурно-этнической направленностью преподавания физической культуры, на который соответственно выделяется от 4 до 8 часов. Эти часы могут быть реализованы по усмотрению образовательного учреждения с конкретизацией и утверждением их содержания решением педагогического совета в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Кафедра теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГОУ ДПО НИРО рекомендует ориентироваться на региональные учебно-методические издания и информационное обеспечение: - Чичикин В.Т., Игнатьев П.В. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении. Н.Новгород, НГЦ. - Содержание и организация физического воспитания учащихся СМГ. - Физическое воспитание учащейся молодежи. Материалы 4 Всероссийской - Интернет: WWW. niro. nnov. ru. Кафедра теории и методики физвоспитания и ОБЖ. Нецелесообразно в организации физического воспитания использовать сдвоенные уроки, допускать два и более класса в один спортивный зал. Целесообразно до 50% уроков физической культуры проводить на открытых площадках в течение всего учебного года. В содержательном обеспечении подготовки по основам физкультурных знаний учащихся можно использовать учебники, предназначенные для физического воспитания в школе, любых авторов, т.к. они отличаются в большей мере не содержанием, а формой изложения учебного материала. О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Преподавание осуществляется в соответствии с содержанием образовательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных к использованию). В 2008 – 2009 учебном году в 8 классах рекомендуется работать по программе А.Т. Смирнова, изданной в 2006 году. Региональный базисный учебный план на 2005 – 2009 гг. предусматривает в общеобразовательных классах организацию изучения предмета ОБЖ следующим образом: преподавание осуществляется в объеме одного часа в неделю в качестве самостоятельного предмета. Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях. Преподавание программы ведет, как правило, преподаватель-организатор ОБЖ, должностные обязанности которого утверждены постановлением Минтруда России от 17.08. 1995 г. № 46. Для 8 классов рекомендуются учебники издательства «Просвещение» под общей редакцией А.Т. Смирнова, содержание которых полностью соответствует рекомендованной учебной программе. Образовательная область «Технология» В связи с сокращением учебных часов на технологию в 8 классе с 2 часов в неделю до 1 часа количество часов в программах обучения по разделам и темам уменьшается пропорционально вдвое. Планирование уроков в 8 классах ориентировано на следующие программы: 1. Под ред. Симоненко В.Д. для городских и сельских школ. М.: Просвещение, 1998-2004. 2. Под ред. Сасовой И.А. (на основе Метода проектов). М.: Вентана-Граф, 2005. При этом учебники, рабочие тетради и пособия также рекомендованы в двух вариантах: 1. Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Симоненко В.Д. для городских и сельских школ. М.: Вентана – Граф, 1998-2004. 2.Комплекты учебников, рабочих тетрадей и пособий под ред. Сасовой И.А. М.: Вентана – Граф, 2002 -2005. Кафедра технологии и трудового обучения ГОУ ДПО НИРО рекомендует широко использовать метод проектов при обучении технологии (письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»). При разработке вариантов рабочих программ для учащихся 8 классов кафедра технологии и трудового обучения ГОУ ДПО НИРО предлагает учителям руководствоваться следующими рекомендациями: 1. Учитель выбирает комплект учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ и рекомендованных Региональным Базисным учебным планом (РБУП). 2. Разрабатываемая рабочая программа должна учитывать особенности учебных заведений, связанные с материальной базы, местными условиями, обеспечивать дифференциацию обучения по различным приоритетным направлениям производства, сельского хозяйства, народных промыслов, бытового обслуживания и др., при этом обязательно выполнят требования государственных образовательных стандартов по технологии. 3. Соотношение времени на теоретические и практические занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени. 4. При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских допускается деление на две подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов меньшей наполняемости. 5. Несмотря на то, что Региональным базисным учебным планом не предусмотрено в 8 классе изучение черчения и графики как отдельного учебного предмета, минимум содержания по черчению должен быть представлен в разделах и темах программы по технологии 8 класса. 6. Содержание и организация обучения технологии в 8 классе (по программе И.А.Сасовой) основана на выполнении творческих проектов по главным разделам и темам программы: электротехнические работы и технология ведения домашнего хозяйства, современное производство и профессиональное образование. 8. Разработанные рабочие программы утверждаются директорами образовательных учреждений.
Особенности разработки рабочих программ обучения в 8 классах. В качестве примера могут быть предложены следующие варианты тематических планов, представленные в таблицах 1,2,3 Для сельских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.) Таблица №1
Для городских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.) Таблица № 2
На основе Метода проектов (программа под ред. Сасовой И.А.)
Таблица № 3
О преподавании экономики В основной школе (8 класс) экономика изучается как отдельный курс в рамках национально-регионального компонента в объеме 1 час в неделю. Рекомендуемая программа – «Областная программа экономического образования школьников (5-11 классы)» (Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В.НГЦ, 2002). Рекомендуемый учебник – Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс. НГЦ, 2007.
В связи с реформированием школьного образования и переходом к профильному обучению в старших классах потребовался новый подход и к экономическому образованию в 8-9 классах. Кафедрой экономического образования ГОУ ДПО НИРО для реализации этой задачи была разработана программа изучения экономики в 8-9 классах (Составители: Симонов И. А., Лукьянова Р.С., Плетенева О.В., Миронова В.И.) ( экспертное заключение №170 от 24.10.2007 НМЭС ГОУ ДПО НИРО) Цель данной программы - создать учащимся 8-х классов возможность адаптироваться к новым условиям обучения в классах социально-экономического профиля. Кафедра экономического образования ГОУ ДПО НИРО рекомендует учебно-тематическое планирование к данной программе.
|