Реферат: Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету. Обзор методических рекомендаций по разработке

Название: Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету. Обзор методических рекомендаций по разработке
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Проектная работа на тему:

«Разработка и апробация путеводителей по биологии в рамках реализации синергетической модели обучения»

Выполнила: Чашкина Елена Львовна

Учитель МОУ «Лицей № 3 г. Чебоксары»

Чебоксары – 2011 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Основное содержание:

Глава 1 . Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей по предмету .

1.1. Обзор методических рекомендаций по разработке…………………………….6

1.2. Обзор методических рекомендаций по апробации…………………………..10

Глава 2. Из опыта разработки и апробации путеводителей по биологии.

2.1. Разработка путеводителя по курсу «Биология. Человек»……………………13

2.2. Апробация путеводителя по курсу «Общая биология»………………………19

Заключение……………………………………………………………………………………………….22

Использованная литература……………………………………………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

В научно-педагогической литературе в последнее время существенное внимание уделяется проблеме использования идей синергетики в образовании. Термин «синергетика» предложен Г. Хакененом и образован от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество. Синергетику можно охарактеризовать по-разному, но наиболее близким к педагогике будет следующее определение: наука о самоорганизации физических, биологических и социальных систем. Эта наука занимается изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания устойчивости и распада структур самой различной природы, в том числе и информационных. Самоорганизация выражается в усложнении структуры изучаемой системы, которое возникает, когда внешнее воздействие на систему превосходит некоторые критические значения. При этом в таких системах появляются новые структурные элементы или происходит специализация старых так, что они начинают выполнять новые функции. Благодаря этой специализации эффективность работы системы в целом возрастает и она справляется с возросшими требованиями окружающей среды.

В широком смысле синергетика изучает системы, обменивающиеся с окружающей средой потоками информации. К подобным системам можно отнести и предмет исследования педагогической науки, и это позволяет перенести общие закономерности синергетики в область педагогики. При таком переносе учитывается уже имеющийся опыт применения идеологии синергетики в экономике, социологии, экологии. В то же время прямое использование аппарата синергетики в области педагогики затруднительно, в связи с тем, что здесь построение формализованных моделей, к которым было бы применимо математическое описание, находится на начальном этапе. При прогнозировании и моделировании учебно-воспитательного процесса возникают сложные проблемы, связанные с тем, что в нем и управляющая, и управляемая системы являются мыслящими субъектами и их личностные качества, креативные способности, интеллектуальный и культурный потенциал, психофизиологические свойства и поведение определяют успешность достижения поставленной цели. Моделирование учебно-воспитательного процесса и его управление даже в простейшем случае, когда система состоит только из двух субъектов «учитель – ученик», предполагает включение огромного числа внешних и внутренних параметров. К внешним относятся, например: влияние социума или природных факторов, экономические условия, материальная база. Кроме того, содержание и средства обучения, общее содержание образования, способы его структурирования и информационного наполнения, технологии обучения и воспитания, методики преподавания отдельных дисциплин, закономерности усвоения всех видов информации, законы и закономерности развития педагогических систем, особенности деятельности учителя, его творческий потенциал и другое. Среди внутренних параметров можно указать: имеющаяся база знаний, умений и навыков ученика и учителя, их потенциальные возможности, личностные качества, познавательные потребности, внутренние мотивы деятельности, способность к восприятию информации, природные задатки, склонности, способности и т.д. Чтобы математическую модель управления воспитательным процессом можно было использовать в педагогике, необходимо выделить основные параметры, выявить их влияние на состояние системы, количественно оценить их в единой шкале и ранжировать. Затем необходимо найти способ оценить взаимодействие этих параметров и влияние его на состояние системы, отыскать математические функции, позволяющие описать влияние каждого показателя на динамику процесса. После того, как будет оценен каждый параметр, необходимо составить и решить систему уравнений, описывающих состояние учебно-воспитательного процесса, проанализировать это решение и, варьируя параметры, найти устойчивые состояния и, тем самым, определить оптимальные значения параметров системы. Кроме того, меняя параметры, возможно, найти в сложившихся условиях наиболее эффективный способ мягкого управления процессом. Все вышеперечисленное очень сложная задача, поэтому о приложении идей синергетики к описанию познавательной деятельности можно пока говорить лишь на качественном, но не на количественном уровне.

Таким образом, при рассмотрении проблемы использования идей синергетики в образовании можно выделить три важнейшие составляющие: адаптация синергетических идей в содержании образования с точки зрения дидактики; использование данных идей в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; применение идей синергетики в управлении учебно-воспитательным процессом. Таким образом, речь может идти о синергетических подходах к образованию, синергетических способах организации процесса обучения и воспитания, а также об образовании через синергетику, путем передачи и распространения синергетических знаний. В первом случае синергетика выступает как метод образования, а во втором – как его содержание. В данной работе основное внимание будет уделяться именно синергетическому методу образования.

Одно из ключевых понятий синергетики – самоорганизация. В применении к образованию – это самообразование. Главной целью при данном подходе является не передача знаний, а овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентацией в разветвленной системе знания, способами самообразования. С синергетической точки зрения процедура обучения, способ связи обучающегося и обучаемого – это ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, совместной активности, функционирования в одном темпе. Проблемой в данном случае является обеспечение самоуправляемого и самоподдерживаемого развития, преодоление неорганизованности и спонтанных устремлений обучаемого, стимулировании сотрудничества с самим собой и другими участниками процесса обучения. Одним из способов реализации синергетического подхода является разработка и использование специализированных методических пособий – путеводителей для поддержки образовательного процесса.

Глава 1. Методические рекомендации по разработке и апробации путеводителей

1.1. Обзор некоторых методических рекомендаций по разработке путеводителей

Главным идеологом и разработчиком путеводителей по предметам в рамках реализации синергетической модели обучения является директор МОУ «Лицей № 3 г. Чебоксары» Полбенникова Ирина Ильинична. Ею составлены представленные в первой главе данной работы методические рекомендации для разработчиков путеводителей по предмету, а также разработана и апробируется серия путеводителей по физике. Кроме того, в составлении путеводителей, помимо педагогов лицея принимали участие учителя других школ республики, в том числе – Воронкова Марина Михайловна, учитель высшей категории, педагог гимназии № 5 г. Чебоксары (серия путеводителей по биологии для 10-11 кл).

Путеводитель разрабатывается с целью повышения эффективности обучения, а именно – уменьшения психических и физических ресурсов учащихся и учителей в процессе обучения. Путь достижения цели – реализация индивидуальных учебных маршрутов учащихся в рамках изучения предмета. Индивидуальный учебный маршрут учащегося – это реализация следующих возможностей для учащихся:

- выбор учащимися уровня изучения учебного предмета (А – базовый, В – основной, С – углубленный)

- выбор индивидуального объема педагогического сопровождения в преодолении учебных трудностей

- выбор учащимися форм обучения (урочно-классная, индивидуально-консультационная форма, экстернат)

Определение уровней сложности (для каждого предмета необходимо уточнение):

- уровень А – базовый: умение давать определения главных понятий, умение давать качественное объяснение явлений с их помощью, умение производить простейшие расчеты, основанные на их использовании; в путеводителе данному уровню соответствует нумерация ключевых вопросов, тестов и творческих заданий – без «звездочек»

- уровень В – основной: уровень А + освоение алгоритмов действий с новыми понятиями + умение использовать новые понятия в комбинированных задачах; в путеводителе данному уровню соответствует нумерация ключевых вопросов, тестов и творческих заданий – с одной «звездочкой» (*)

- уровень С - углубленный: уровень А + уровень В + умение использовать новые понятия в сложных или нестандартных задачах. Уровень С, возможно, для 2-3 учеников в классе – «олимпиадников»; в путеводителе данному уровню соответствует нумерация ключевых вопросов, тестов и творческих заданий – с двумя «звездочками» (**)

Основные задачи разработчиков путеводителя:

1. Раскрыть перед учеником понятийный стержень учебного материала, главное и существенное в нем – на трех уровнях сложности (А, В, С)

2. Раскрыть перед учеником содержание и объемы работ, которые ему предстоит выполнить – на трех уровнях сложности (А, В, С)

3. Обеспечить ученика широким набором педагогического сопровождения в преодолении им трудностей в освоении учебного материала (указаний, подсказок, объяснений, примеров)

4. Раскрыть перед учеником формы, содержание и критерии оценивания учебных достижений ученика на трех уровнях сложности

5. Предоставить ученику условия для самооценивания своих учебных достижений и темпа работы

Поставленные задачи решаются благодаря определенному формату путеводителя, состоящему из шести разделов:

1. Ключевые вопросы темы.

2. Структурно-логические схемы

3. Обучающий тест

4. Творческие задачи (задания)

5. Ответы, указания, подсказки, примеры .

6. Лист самоконтроля.

Для каждого раздела учебного материала разрабатывается один путеводитель (или на два раздела, если они малы по объему)

Раздел 1. Ключевые вопросы темы

Ключевые вопросы – это сформулированные в логической последовательности вопросы, отвечая на которые ученик раскрывает основные понятия учебного раздела, главное и существенное в нем.

Этот раздел путеводителя направлен на решение следующих педагогических задач:

- раскрыть перед учеником в форме вопросов понятийный стержень учебного материала, главное и существенное в нем – на трех уровнях сложности

- раскрыть объем и содержание требований к устным ответам ученика по теории – на трех уровнях сложности

- сформировать устную речь на языке учебного предмета

Раздел 2. Структурно-логические схемы

Структурно-логические схемы – это конспект учебного материала, но не в текстовой форме, а в схематичной.

Этот раздел путеводителя решает следующие педагогические задачи:

- раскрывает перед учеником логику введения стержневых понятий учебного материала, главное и существенное в материале, с приведением пояснений и примеров в форме структурно-логических схем, так как такие схемы намного «читабельнее», чем простой текст

- ускоряет процесс освоения (повторения) учебного материала, так как структурно-логические схемы воспринимаются лучше, чем текст

- помогает структурно-системному освоению материала за счет включения логической и зрительной памяти

Требования к работе учащихся над структурно-логическими схемами не конкретизируются: ученик может ими пользоваться, а может и не пользоваться.

Раздел 3. Обучающие тесты

Обучающие тесты – это вопросы, выстроенные в такой последовательности, в которой ученику предлагается использовать новые понятия в постепенно усложняющихся ситуациях – на трех уровнях (А, В, С). Это не тест для проверки знаний учащихся, это обучающий тест.

Этот раздел путеводителя решает следующие педагогические задачи:

- обеспечение перевода восприятия учеником нового понятия с абстрактного уровня на конкретный уровень (как мы непосредственно используем, например, понятие «стул», не вспоминая предварительно определение этого понятия)

- подготовка к умению решать комбинированные и сложные задачи с использованием новых понятий

Раздел 4. Творческие задачи (задания)

Этот раздел представляет собой:

- задачи (для предметов естественно-математического цикла)

- творческие задания для предметов гуманитарного цикла

Этот раздел путеводителя решает следующие педагогические задачи:

- освоение учащимися алгоритмов действий с новыми понятиями

- выработка у учащихся умений использовать новые понятия в комбинированных, сложных и нестандартных задачах

- наращивание учащимися опыта письменного оформления логики рассуждений

Требования к работе ученика над задачами (заданиями):

- все задачи своего уровня оформляются в отдельной тетради и сдаются в согласованные сроки учителю с указанием % решенных задач

- в листе самоконтроля по мере решения задач ученик зачеркивает соответствующие номера в соответствующей таблице

Рекомендации:

- для уровня А предлагаются фактически те же задачи, которые предлагались в тесте для уровня В

Раздел 5. Ответы, подсказки, примеры .

Этот раздел представляет собой комплект ответов, подсказок и примеров решений (рассуждений) к вопросам тестов и задачам.

Этот раздел путеводителя очень важный в индивидуализации обучения и решает следующие педагогические задачи:

- оказывает индивидуальную обучающую поддержку ученику в преодолении трудностей в процессе самостоятельного продвижения в освоении учебного материала

- создает условия для самостоятельного оценивания успешности этого продвижения

Раздел 6. Лист самоконтроля.

Лист самоконтроля – этот раздел представляет собой таблицы с вписанными номерами ключевых вопросов, обучающих тестов, творческих задач, а так же таблицу с наименованиями зачетов. Этот лист предназначен для решения следующих педагогических задач:

- приобретение учащимися навыков самооценивания своих знаний и темпа своей работы – важные составляющие информационной компетентности личности

- приобретение учащимися навыков самоорганизации своей деятельности – важная составляющая умения личности решать проблемы

1.2. Обзор некоторых методических рекомендаций для учителей, апробирующих путеводители.

Основными задачами апробации являются:

1. Корректировка содержания путеводителя.

2. Отработка и обобщение наиболее эффективных технологий обучения с помощью путеводителя.

К основным задачам учителя, апробирующего путеводители, относятся:

1. Накопить банк исправлений фактических ошибок в путеводителе.

2. Накопить банк добавлений или изменений, на его взгляд, к каждому разделу путеводителя.

3. Накопить банк различных новых приемов и методов, эффективных на его взгляд, при организации обучения с помощью путеводителя.

Раздел 1. Ключевые вопросы.

При организации работы по данному разделу необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Сразу после урока объяснения новой темы учащимся на дом задается:

- параграфы из учебника

- рассмотреть структурно-логическую схему, в которой есть ответы на ключевые вопросы

- конкретные номера ключевых вопросов

- задание, чтобы в листе самоконтроля ученик зачеркнул номера ключевых вопросов, ответы на которые он может давать правильно и стилистически грамотно.

2. На следующем и на любых последующих уроках рекомендуется традиционно отдавать первые пять минут каждого урока на выслушивание ответов учащихся на ключевые вопросы.

Итогом данной работы является готовность учащихся перейти к работе с тестами и задачами.

Раздел 2. Структурно-логические схемы

Ученику только рекомендовано использовать структурно-логические схемы. Никаких требований к работе ученика над схемами нет, но нужно объяснить ими, что в схемах содержатся ответы на ключевые вопросы, каждой из них соответствуют ключевые вопросы, тесты и творческие задания.

Раздел 3. Обучающие тесты

После оценивания ответов учащихся на ключевые вопросы приступаем к работе над соответствующими вопросами теста и творческими задачами. Каждый учащийся работает индивидуально со своей скоростью. Если что-то не успели на уроке – уходит в домашнее задание. В листе самоконтроля зачеркиваются номера проработанных тестов. Учащиеся могут помогать друг другу. Учитель на этом этапе – индивидуальный консультант.

Раздел 4. Творческие задачи (задания)

Данный раздел также прорабатывается с индивидуальной скоростью. Все, что не успели решить на уроке, переходит в домашнее задание. В листе самоконтроля зачеркиваются номера решенных задач. Учитель контролирует темп работы, при необходимости помогает и консультирует. Зачет по задачам самый последний.

Раздел 5. Ответы, подсказки, примеры

Работу над данным разделом учитель практически не контролирует. Учащиеся могут совсем не использовать подсказки, пользоваться некоторыми или всеми, в зависимости от уровня освоения материала.

Раздел 6. Лист самоконтроля

Дома по мере подготовки ответов на ключевые вопросы, решения тестов и творческих задач ученик должен зачеркивать номера этих элементов в соответствующих таблицах листа самоконтроля. Таким образом, ученик может самостоятельно отслеживать темп и качество освоения им материала темы, производить самооценивание результатов своей деятельности.

ГЛАВА 2 . Из опыта разработки и апробации путеводителей по биологии

2.1. Разработка путеводителя по курсу «Биология. Человек».

Приведенные в первой главе рекомендации использовались мной для разработки путеводителя по курсу «Биология. Человек» Часть I. в соавторстве с Бородиной В.С., учителем биологии МОУ «Лицей № 3 г. Чебоксары». В данной главе приведены выдержки из этого методического пособия.

1) Введение: Место человека в системе органического мира. Науки, изучающие человека. Эволюция человека. Расы. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА: Клетка. ТКАНИ. ОРГАНЫ. СИСТЕМЫ ОРГАнОВ.

Раздел I . Ключевые вопросы темы

Включает в себя 140 вопросов различных уровней сложности (А, В, С), сгруппированных в 14 блоков. Например:

Блок 9. Строение и принцип действия нервной системы.

72. Какую роль выполняет нервная система в организме?

73. Каково строение нейрона ?

74. * Как называются окончания нервных отростков, подходящие к другим нервным клеткам?

75. ** Что такое медиатор ?

76. Как передается возбуждение по нервной системе?

77. На какие виды подразделяются нейроны, и с чем это связано?

78. Что такое рефлекс ?

79. Что такое рефлекторная дуга ?

80. Из каких нейронов образуется рефлекторная дуга?

81. * Почему более правильно говорить «рефлекторное кольцо», а не «рефлекторная дуга»?

82. ** Что такое принцип «обратной связи» при осуществлении рефлекса?

83. Какие виды рефлексов вам известны, чем они отличаются?

84. *Какое значение для человека имеют рефлексы?...

Каждому блоку ключевых вопросов темы соответствую тематические структурно-логические схемы из Раздела II .

Например, для приведенного выше блока это будут следующие схемы:

Классификация нейронов по функциональным особенностям.

Расположение тел нейронов


Нервная система

Общий план строения нервной системы.

Работа нервной системы.


В Разделе III данного пособия предложены разноуровневые обучающие тесты с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Например:

53. Рефлекторная дуга начинается с чувствительных окончаний (рецепторов), а заканчивается:

1) чувствительными нейронами

2) нервными центрами

3) нервными узлами

4) двигательными нейронами

54. * Самые простые рефлекторные дуги образованы:

1) одним нейроном

2) двумя нейронами

3) тремя нейронами

4) четырьмя нейронами

55. Группа нервных клеток, участвующая в выполнении какого-либо рефлекторного акта, называется:

1) нейрон

2) импульс

3) рефлекс

4) нервный центр

56. Разгибательный коленный рефлекс – это:

1) условный рефлекс

2) безусловный рефлекс

3) инстинкт

4) импритинг

57. Центробежные нейроны – это:

1) чувствительные

2) двигательные

3) вставочные

4) двигательные и вставочные

58. Центростремительные нейроны – это:

1) чувствительные

2) двигательные

3) вставочные

4) вставочные и двигательные

59. Анатомически нервную систему делят:

1) на центральную и боковую

2) на центральную и периферическую

3) на соматическую и вегетативную (автономную)

4) на центральную и вегетативную (автономную )

60. По функциональным свойствам нервную систему делят:

1) на центральную и боковую

2) на центральную и периферическую

3) на соматическую и вегетативную (автономную)

4) центральную и вегетативную (автономную

61. Центральную нервную систему образуют:

1) головной и спинной мозг

2) головной мозг, спинной мозг, спинномозговые узлы

3) головной мозг и нервные сплетения

4) головной мозг и черепно-мозговые нервы

62. Периферическая нервная система – это:

1) спинномозговые и черепные нервы

2) головной и спинной мозг

3) спинномозговые нервы и спинной мозг

4) головной мозг и черепные нервы

63. ** Тела чувствительных нейронов расположены:

1) в центральной нервной системе

2) в спинномозговых узлах

3) в коже

4) в периферической нервной системе

64. * Вставочные нейроны расположены в:

1) центральной нервной системе

2) нервных узлах

3) коже

4) в периферической нервной системе

65. * Тела двигательных нейронов расположены в:

1) передних рогах серого вещества спинного мозга и двигательных ядрах головного мозга

2) двигательных ядрах головного мозга

3) рабочих органах

4) передних рогах серого вещества спинного мозга

Раздел IV путеводителя включает разноуровневые творческие задания, включая тестовые задания с выбором более чем одного варианта ответа, задания на соответствие, задания на определение правильной последовательности явлений или других категорий, задания с кратким и с развернутым вариантом ответа и другие.

Например:

44. Установите соответствие между строением и функциями отростков нейрона и их названием:

Строение и функции:

1) обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

2) снаружи покрыт миелиновой оболочкой

3) короткий и сильно ветвится

4) участвует в образовании нервных волокон

5) обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона

Отростки:

А – аксон

Б – дендрит

45. Установите соответствие между органами человека и видом эпителиальной ткани, входящей в состав органа

Орган:

1) кожа

2) глаз

3) кровеносные капилляры

4) легкие

Вид эпителиальной ткани:

А - однослойный эпителий

Б - многослойный эпителий

46. Какая клетка является структурной и функциональной единицей нервной ткани?

47. Какие структурные компоненты включает тело нейрона?

48. Чем отличаются аксон и дендрит?

49. * Какая структура нервной системы состоит из двух мембран и щели между ними, осуществляя передачу импульсов в нервной системе?

50. ** Что такое медиатор? Приведите пример.

51. * Замените выражение термином:

«Место контакта одного нейрона с другим»

52. Что такое нерв?

53. Какие виды нервов известны?

54. Что является структурной основой рефлекса в организме?

55. Чем отличаются условный и безусловный рефлексы?

56. * Объясните, чем отличается раздражимость от рефлекса?

57. * Представьте схему образования рефлекторной дуги разгибательного коленного рефлекса, выбрав необходимые звенья из предложенных далее.

«Вставочный нейрон, рецепторы кожи, чувствительный нейрон, рецепторы сухожилий и мышц, двигательный нейрон, мышца, коленная чашечка»…

В следующем Разделе V даются ответы на тестовые задания, а также подсказки и ответы на творческие задачи.

Например:

Ключ тестирования

№ п/п

…53 – 2

54* - 2

55 – 4

56 – 2

57 – 2

58 – 1

59 – 2

60 – 3

61 – 1

62 – 1

63** – 2

64* – 1

65* - 1 …

Ответы

44. Б А Б А А.

45. Б Б А А

46. Нейрон.

47 . Тело нейрона включает ядро, цитоплазму, мембрану.

48. Аксон – двигательный, дендрит – чувствительный отросток нейрона; аксон единичный, дендритов может быть несколько; аксон – длинный неветвящийся, дендрит – короткий ветвящийся отросток

49. *Синапс.

50. **Биологически активное вещество, обеспечивающие передачу возбуждения в синапсе. Например: ацетилхолин, дофамин, норадреналин.

51. *Синапс.

52. Совокупность отростков нейронов, выполняющая проводниковую функцию.

53. Двигательные, чувствительные, смешанные.

54. Рефлекторная дуга: система из нейронов, по которой осуществляется передача нервного импульса.

55. Условный приобретается, безусловный – наследственный; условный индивидуален, безусловный – видового характера; в формировании условного участвует кора больших полушарий, в формировании безусловного – нет.

56. *Рефлекс реализуется при наличии у организма нервной системы, а раздражимость – общее свойство всех живых организмов.

57. *1- рецепторы сухожилий и мышц, 2 – чувствительный нейрон, 3 – двигательный нейрон, 4- мышцы колена

2.2. Из опыта апробации путеводителей по общей биологии для 10-11 кл (автор Воронкова М. М.).

Автором были разработаны четыре путеводителя по общей биологии: «Основы цитологии», «Основы генетики и селекции», «Основы экологии», «Основы эволюционного учения». Апробация происходила в параллели 10-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе с использованием учебника «Общая биология» для 10-11 классов Беляева Д. К., Бородина П. М., Воронцова Н. Н.

На данный момент апробированы три путеводителя, планируется дальнейшая работа с путеводителем «Основы эволюционного учения». Анализируя проведенную работу, можно сделать заключение, что использование путеводителя облегчает работу учителя в нескольких аспектах:

- при подготовке учителя к уроку удобно использовать структурно-логическую схему как основу для составления плана-конспекта урока; опираясь на нее, добавлять элементы в зависимости от уровня класса

- при подготовке дифференцированных заданий для учащихся: в соответствии с тремя уровнями сложности путеводителя подбираются тестовые задания или творческие задачи

- при актуализации знаний на начальном этапе урока можно использовать структурно-логические схемы и ключевые вопросы темы

- при объяснении нового материала можно использовать ключевые вопросы темы и логические схемы для структурирования подачи материала

- при закреплении пройденного материала используются ключевые вопросы темы, обучающие тесты и творческие задачи путеводителя в соответствии с выбранным каждым учеником уровнем сложности (А, В, С)

- при подготовке дидактического материала можно разработать зачетные листы, включающие несколько ключевых вопросов, обучающих тестов и творческих задач в соответствии с выбранным каждым учеником уровнем сложности (А, В. С)

- при подготовке домашнего задания используются группы тестовых заданий и творческих задач по пройденному на уроке материалу

- при оценивании знаний: комментирование структурно-логических схем, решение творческих задач, не имеющих подсказок, обоснование выбора ответа в тестовых заданиях, для подготовки и проведения итоговых зачетов (задания подбираются из путеводителя случайным образом, исключая возможность списывания или простого заучивания ответов)

- при выборе учебно-методической литературы: нет необходимости в приобретении дополнительной литературы или специальном подборе учебника, т.к. путеводитель рассчитан на любой рекомендованный министерством учебник для 10-11 классов

Формы использования путеводителя могут быть следующие:

- для самоподготовки к экзаменам

- для ликвидации пробелов в знании материала темы

- для обучения в форме экстерната

Результатом работы с путеводителем, на мой взгляд, стало повышение уровня мотивации учеников в изучении курса общей биологии. Ребята стали более уверенно ориентироваться в материале, появился момент соревнования (есть возможность перехода на более высокий уровень освоения). Появилось более четкое понимание того, что требуется усвоить по курсу для получения отметки, на которую претендуешь. Наблюдается уменьшение тревожности в связи с тем, что все ответы на задания будущих зачетов открыты и есть возможность потренироваться (в то же время количество этих заданий достаточно велико, чтобы исключить простое зазубривание ответов). На консультации ребята обращаются с конкретными вопросами, могут найти интересующий материал в путеводителе и попросить его объяснить, а не отговариваются полным непониманием всей темы. После пропусков по болезни или другим причинам довольно быстро восполняют пробелы, пользуясь путеводителем и учебником самостоятельно.

Предварительное анкетирование по поводу удовлетворенности учеников использованием такой формы работы показало, что большинство из них положительно оценивают применение путеводителей на уроках биологии, некоторые затруднились пока оценить данную форму работы. Небольшой процент опрошенных учащихся выказали негативное отношение, связанное, скорее всего, больше с полученной отметкой, чем с самим путеводителем.

Таким образом, я могу признать работу по апробации путеводителей в изучении курса общей биологии удовлетворительной и планирую продолжать обучение десятиклассников с использованием данных методических пособий, так как они в значительной степени помогают в построении индивидуальной образовательной траектории учащегося.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приходилось не раз слышать фразу о том, что образование – это то, что помнишь, когда уже все забыл. Ее в высшей степени можно отнести к синергетической модели образования. Знание не просто накладывается на структуры личности, или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование является стимулирующим на собственные, может быть еще не проявленные, скрытые линии развития.

Сегодня от наших учеников требуется не только и не столько умение пользоваться приобретенными знаниями для решения определенных задач, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения для решения возникающих проблем. В разряд первоочередных задач выдвигается создание необходимых, наиболее благоприятных условий для самореализации и саморазвития учащихся. В отличие от авторитарного субъект-объектного (требующего строгого требования алгоритму, указанному учителем) данная модель обучения стимулирует саморазвитие, ориентируется на творческие способности, мотивацию обучаемых, на субъект-субъектные отношения.

В синергетической модели образования можно увидеть общий язык для описания многих педагогических явлений, в ней реализуются современные тенденции дальнейшего развития образования: личностно-ориентированное образование, профилизация, индивидуальные траектории развития учащихся и компетентностный подход к результатам обучения.

Опыт работы показывает, что рганизация учебного процесса с помощью путеводителей по предметам позволяет на практике реализовывать синергетическую модель обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородина В.С., Чашкина Е.Л.. Путеводитель: Биология. Человек. Часть I. – Чебоксары, 2010.

2. Воронкова М.М. Путеводитель Основы экологии. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. – Чебоксары, 2010.

3. Воронкова М.М. Путеводитель Основы генетики и селекции. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. – Чебоксары, 2010.

4. Воронкова М.М. Путеводитель Основы цитологии. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. – Чебоксары, 2010.

5. Полбенникова И.И. Методические рекомендации для учителей, апробирующих путеводители по предметам.

6. Полбенникова И.И. Методические рекомендации для разработчиков путеводителей по предметам.

7. Алексеев Н. А. Размышления о синергетике в педагогике. -

[http: // www.bioinformatix.ru/].

8. Гапонцева М.Г., Федоров В.А., Гапонцев В.Л. Применение идеологии синергетики к формированию содержания непрерывного естественно-научного образования. - [http: //www.spkurdyumov.narod.ru/].

9. Тесленко А. Н. Синергетика как методологическая основа педагогики и образования будущего. - [http: // pozdnyakov.tut.su/].