Реферат: Методические рекомендации по использованию подготовленных учебных пособий «Алгебра и начала анализа 10-11. Ч учебник»
Название: Методические рекомендации по использованию подготовленных учебных пособий «Алгебра и начала анализа 10-11. Ч учебник» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Профильное обучение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ «Алгебра и начала анализа 10-11. Ч.1.Учебник», автор А.Г. Мордкович и др. при изучении КУРСА «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА, 10-11» на базовом и профильном уровне
Допущено МО РФ
Мнемозина, 2004
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА, 10-11» НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
(в соответствии с проектом стандарта)
Допущено МО РФ
Мнемозина, 2004 Пояснительная записка В настоящее время в общеобразовательных школах России, наряду с другими учебниками, используется учебник «Алгебра и начала анализа,10-11», состоящий из двух частей: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 1. Учебник. А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 2. Задачник. Эти две книги издательства «Мнемозина» выдержали с 2000 года несколько изданий; общий тираж каждого из двух наименований составляет свыше 300000 экз. К учебнику имеется методическое обеспечение : А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10-11. Пособие для учителей. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. Алгебра и начала анализа 10-11. Контрольные работы. Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова. Алгебра и начала анализа 10-11. Тематические тесты и зачеты (под ред. А.Г.Мордковича). Указанные книги входят с состав комплекта, за который авторский коллек- тив под руководством А.Г.Мордковича удостоен премии Президента РФ в области образования за 2001 год. В связи с появлением проекта стандарта математического образования возникает естественная проблема адаптации имеющихся учебников к новым условиям: как обеспечить преподавание математики на профильном уровне и как обеспечить преподавание математики на базовом уровне. Об этом и идет речь в настоящих рекомендациях. В пояснительной записке к стандартам сказано: «В современной российской школе математика изучается на трех уровнях, которые условно обозначаются как «углубленный», общий («курс Б») и «гуманитарный» («курс А»). Эта традиция сохраняется в проекте стандарта по математике. Наряду с профильным и базовым уровнем фиксируются и требования к уровню подготовки выпускников для «общекультурного» уровня. Поэтому в данных методических рекомендациях речь идет о том, как использовать указанные выше учебные и методические пособия на всех трех уровнях и что сделал и предполагает в дальнейшем сделать наш авторский коллектив, чтобы обеспечить полноценную реализацию стандарта на всех трех уровнях.
Структура рекомендаций1 . Выдержка из обязательного минимума содержания (профильный уровень) по разделу «Алгебра и начала анализа»; жирным шрифтом выделено то, чего нет в изданном комплекте. 2 . Комментарии по преподаванию в профильной школе выделенного материала с помощью пособий авторского коллектива под руководством А.Г.Мордко- вича, изданных или готовящихся к изданию издательством «Мнемозина». 3 . Список литературы (основной, дополнительной и готовящейся к печати). 4 . Примерное поурочное планирование курса алгебры и начал анализа в 10 классах профильной школы в двух вариантах: из расчета 7 или 6 недельных часов на математику, в том числе 5 часов или, соответственно, 4 часов в неделю на курс алгебры и начал анализа. 5 . Примерное поурочное планирование курса алгебры и начал анализа в 11 классах профильной школы в двух вариантах: из расчета 7 или 6 недельных часов на математику, в том числе 5 часов или, соответственно, 4 часов в неделю на курс алгебры и начал анализа. 6 . Выдержка из обязательного минимума содержания (базовый уровень) по разделу «Алгебра и начала анализа»; жирным шрифтом выделено то, чего нет в изданном комплекте. 7 . Комментарии по преподаванию в общеобразовательной школе выделенного материала с помощью пособий авторского коллектива под руководством А.Г.Мордковича, изданных или готовящихся к изданию издательством «Мнемозина». 8. . Список литературы (основной, дополнительной и готовящейся к печати). 9 . Примерное поурочное планирование курса алгебры и начал анализа в 10 классах общеобразовательной школ: (из расчета 3 часа в неделю на этот курс). 10 . Примерное поурочное планирование курса алгебры и начал анализа в 11 классах общеобразовательной школы (из расчета 3 часа в неделю). 11.
Предложения по реализации курса А. 1. Обязательный минимум содержания (профильный уровень) ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯДелимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Решение задач с целочисленными неизвестными. Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексных чисел. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа. Возведение в натуральную степень (формула Муавра). Основная теорема алгебры. Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены. Корень степени n >1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е . Преобразования выражений, включающих арифметические операции, а также операции возведения в степень и логарифмирования.
Тригонометрия Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента . Преобразования тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства . Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. ФУНКЦИИ Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Выпуклость функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной . Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций. Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Показательная функция (экспонента), её свойства и график. Логарифмическая функция, её свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотон- ной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Теоремы о пределах последовательностей. Переход к пределам в нера- венствах. Понятие о непрерывности функции. Основные теоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке. Поведение функций на бесконечности. Асимптоты. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл про- изводной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разно- сти, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производные сложной и обратной функций . Вторая производная. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, при решении текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Площадь криволинейной трапеции. Понятие об определенном интеграле. Первообразная. Первообразные элементарных функций. Правила вычисления первообразных. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА Решение рациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение систем уравнений с двумя неизвестными простейших типов. Решение систем неравенств с одной переменной. Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных . Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события .
2. Комментарии Выпишем отдельно тот материал стандарта, которого нет в явном виде в учебнике А.Г.Мордковича. В каждом пункте указано, в каких наших изданиях можно найти соответствующий материал. 1) Делимость целых чисел. Деление с остатком. Сравнения. Решение задач с целочисленными неизвестными. Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра-8. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Мнемозина, 2002. Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский. Алгебра-8. Задачник для классов с углублен- ным изучением математики. Мнемозина, 2002. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. 2) Комплексные числа. Геометрическая интерпретация комплексных чисел. Действительная и мнимая часть, модуль и аргумент комплексного числа. Алгебраическая и тригонометрическая формы записи комплексных чисел. Арифметические действия над комплексными числами в разных формах записи. Комплексно сопряженные числа. Возведение в натуральную степень (формула Муавра). Основная теорема алгебры. Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа -10 (профильный уровень). Часть 1. Учебник (готовится к изданию издательством «Мнемозина»). А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа-10 (профильный уровень). Часть 2. Задачник (заканчивается работа над рукописью). 3) Многочлены от одной переменной. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Рациональные корни многочленов с целыми коэффициентами. Схема Горнера. Теорема Безу. Число корней многочлена. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Многочлены от нескольких переменных, симметрические многочлены. Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра-8. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Мнемозина, 2002. Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский. Алгебра-8. Задачник для классов с углублен- ным изучением математики. Мнемозина, 2002. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. 4) Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Производные сложной и обратной функций . Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики. Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа -10 (профильный уровень). Часть 1. Учебник (готовится к изданию издательством «Мнемозина»). А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа-10 (профильный уровень). Часть 2. Задачник (заканчивается работа над рукописью). 5) Доказательства неравенств. Неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел. Этот материал есть в нашем учебнике алгебры для 9 класса.
6) Раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9. Мнемозина, 2003. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа -10 (профильный уровень). Часть 1. Учебник (готовится к изданию издательством «Мнемозина»). А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа-10 (профильный уровень). Часть 2. Задачник (заканчивается работа над рукописью). 3. Список литературы
Изданные книги – основные (Мнемозина) 1.. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 1. Учебник. 2003. Гриф – рекомендовано . 2. А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 2. Задачник. 2003. Гриф – рекомендовано. 3. А.Г.Мордкович . Алгебра и начала анализа 10-11. Пособие для учителей. 2003. Гриф – допущено. 4. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. Алгебра и начала анализа 10-11. Контрольные работы. 2003. Гриф – допущено. 5.. Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова. Алгебра и начала анализа 10-11. Тематические тесты и зачеты (под ред. А.Г.Мордковича). 2003. Гриф – допущено. Дополнительная литература: 6. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9. Мнемозина, 2003. 7. А.Г.Мордкович. Алгебра-8. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Мнемозина, 2002. Гриф – допущено. 8. Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский. Алгебра-8. Задачник для классов с углубленным изучением математики. Мнемозина, 2002. Гриф – допущено. 9. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. Книги, готовящиеся к изданию к началу 2004/05 уч. года (Мнемозина) 10. А.Г.Мордкович. Алгебра-9. Учебник для классов с углубленным изучением математики. Гриф – допущено. 11. Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский. Алгебра-9. Задачник для классов с углубленным изучением математики. 12. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа -10 (профильный уровень). Часть 1. Учебник. 13. А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа-10 (профильный уровень). Часть 2. Задачник. 4. Примерное планирование курса алгебры и начал анализа (профильный уровень) 10 класс 5ч 4ч в неделю ___________________________ Глава 1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1. Натуральные и целые числа. Делимость чисел 5 3 1) Делимость натуральных чисел 2) Признаки делимости 3) Простые и составные числа 4) Деление с остатком 5) Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел 6) Основная теорема арифметики натуральных чисел 2. Рациональные числа 2 2 3. Иррациональные числа 2 1 4. Множество действительных чисел 3 2 1) Действительные числа и числовая прямая 2) Числовые неравенства 3) Числовые промежутки 4)* Аксиоматика действительных чисел 5. Модуль действительного числа 2 2 6. Метод математической индукции 3 2 ___________________________________________________________________ Итого: 17 12
Глава 2. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ 7. Определение числовой функции и способы ее задания 2 2 8. Свойства функций 3 3 9. Периодические функции 2 1 10. Обратная функция 3 2 __________________________________________________________________ Итого: 10 9 Глава 3. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ11. Числовая окружность 2 2 12. Числовая окружность на координатной плоскости 3 2 13. Синус и косинус. Тангенс и котангенс 3 3 14. Тригонометрические функции числового аргумента 3 3 15. Тригонометрические функции углового аргумента 2 1 16. Функции y = sin x , y = соs x , их свойства и графики 4 4 17. Построение графика функции 18. Построение графика функции 19. График гармонического колебания 2 1 20. Функции y = tg x , y = ctg x , их свойства и графики 3 3 21. Обратные тригонометрические функции 5 3 1. Функция y = arcsin x 2. Функция y = arccos x 3. Функция y = arctg x 4. Функция y = arcctg x 5*. Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции ______________________________________________________________________ Итого: 31 26
Глава 4. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА22. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства 5 5 23. Методы решения тригонометрических уравнений 5 5 1) Метод замены переменной 2) Метод разложения на множители 3) Однородные тригонометрические уравнения ________________________________________________________________Итого: 10 10Глава 5. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ24. Синус и косинус суммы и разности аргументов 4 3 25. Тангенс суммы и разности аргументов 2 2 26. Формулы приведения 2 2 27. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени 4 3 28. Преобразование сумм тригонометрических функций 3 2 в произведение 29.Преобразование произведений тригонометрических функций 2 2 в сумму 30. Преобразование выражения A sin x + B cos x к виду C sin(x + t ) 2 1 31. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение) 5 3 ____________________________________________________________________ Итого: 24 18
Глава 6. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА32. Комплексные числа и арифметические операции над ними 2 2 33. Комплексные числа и координатная плоскость 2 2 34. Тригонометрическая форма записи комплексного числа 3 2 35. Комплексные числа и квадратные уравнения 2 2 36. Возведение комплексного числа в степень. Извлечение 3 2 кубического корня из комплексного числа _____________________________________________________________________ Итого: 12 10
Глава 7. ПРОИЗВОДНАЯ 37. Числовые последовательности 3 2 1) Определение числовой последовательности и способы ее задания 2) Свойства числовых последовательностей 38. Предел числовой последовательности 3 2 1) Определение предела последовательности 2) Свойства сходящихся последовательностей 3) Вычисление пределов последовательностей 4) Сумма бесконечной геометрической прогрессии 39. Предел функции 4 3 !) Предел функции на бесконечности и в точке 2) Приращение аргумента. Приращение функции 40. Определение производной 3 3 1) Задачи, приводящие к понятию производной 2) Определение производной 41. Вычисление производных 6 5 1) Формулы и правила дифференцирования 2) Понятие и вычисление производной n -го порядка 42. Дифференцирование сложной функции. Дифференцирование 3 2 обратной функции 43. Уравнение касательной к графику функции 3 3 44. Применение производной для исследования функций: 6 4 1) Исследование функций на монотонность и экстремумы 2) Применение производной для доказательства тождеств и неравенств 45. Построение графиков функций 3 3 46. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин 6 4 1) Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке 2) Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин ___________________________________________________________________ Итого: 40 31
Глава 8. КОМБИНАТОРИКА И ВЕРОЯТНОСТЬ 47. Правило умножения. Комбинаторные задачи. Перестановки и факториалы 3 2 48. Выбор нескольких элементов. Биномиальные коэффициенты 3 2 49. Случайные события и их вероятности 3 2 50. Табличное и графическое представление данных 2 2 ______________________________________________________________ Итого: 11 8 Повторение 15 12 _______________________ Всего 170 136
Использование указанной выше литературы (см. п.3)
§ 1-5 – 7, 8 § 6-8 – 9, 10, 11 § 9-10 – 9 § 11-20 – 1-5 § 21 – 9 § 22-31 – 1-5 § 32-36 – 9 § 37-41 – 1-5 § 42 – 9 § 43-46 – 1-5 § 47-50 – 6, 9
Примечание: Полное соответствие указанной выше программе содержится в готовящихся к изданию книгах 12 и 13. 5. Примерное планирование курса алгебры и начал анализа (профильный уровень) 11 класс 5ч 4ч в неделю ___________________________ Глава 1 . ИНТЕГРАЛ 1. Первообразная и неопределенный интеграл 3 3 2. Определенный интеграл: 6 6 1) задачи, приводящие к понятию определенного интеграла 2) определенный интеграл, его вычисление и свойства 3) вычисление площадей плоских фигур 4) примеры применения интеграла в физике ___________________________________________ Итого: 9 9 Глава 2. СТЕПЕНИ И КОРНИ. СТЕПЕННЫЕ ФУНКЦИИ 3. Понятие корня n -й степени из действительного числа 2 2 4. Функции 5. Свойства корня n -й степени 4 3 6. Преобразование выражений, содержащих радикалы 5 4 7. Обобщение понятия о показателе степени 4 4 8. Степенные функции, их свойства и графики (включая 5 4 дифференцирование и интегрирование степенной функции с рациональным показателем) _______________________________________ Итого: 24 20 Глава 3. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ 9. Показательная функция, ее свойства и график 4 3 10. Показательные уравнения 4 3 11. Показательные неравенства 3 2 12. Понятие логарифма 2 2 13. Функция 14. Свойства логарифмов 4 4 15. Логарифмические уравнения 5 4 16. Логарифмические неравенства 5 4 17. Переход к новому основанию логарифма 4 2 18. Дифференцирование показательной и логарифмической функций 4 3 _____________________________________________ Итого: 38 30
Глава 4. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ 19. Числовые характеристики рядов данных. 2 2 20. Решение комбинаторных задач. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. 4 3 21. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. 3 3 22. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Вероятность и статистическая частота наступления события. 5 4 _________________________________________ Итого: 14 12
Глава 5. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА. СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙИ НЕРАВЕНСТВ23. Равносильность уравнений 4 3 24. Общие методы решения уравнений 5 4 25. Многочлены от одной переменной: делимость многочленов, 4 3 деление многочленов с остатком, теорема Безу, число корней многочлена 26. Уравнения высших степеней 4 3 27. Уравнения с модулями 3 2 28. Иррациональные уравнения 4 3 29. Решение рациональных неравенств с одной переменной 5 4 30. Неравенства с модулями 3 2 31. Иррациональные неравенства 3 2 32. Многочлены от двух переменных. Формулы сокращенного 4 3 умножения для старших степеней. Бином Ньютона. Симметрические многочлены 33.Уравнения и неравенства с двумя переменными 2 2 34.Диофантовы уравнения 2 2 35.Системы уравнений 6 4 36.Уравнения и неравенства с параметрами 6 4 _____________________________________ Итого: 55 41
Повторение 30 24 _______________________ Всего 170 136
Использование указанной выше литературы (см. п.3)
§ 1-18 – 1-5 § 19-22 – 6 § 25-28 – 7,8 § 29-31 – 1-5, 10-11 § 35-36 – 1-5, 7-8, 10-11
Примечание: Полное соответствие указанной выше программе будет содержаться в готовящихся книгах: А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. Алгебра и начала анализа - 11 (профильный уровень). Часть 1. Учебник. А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа-11 (профильный уровень). Часть 2. Задачник.
6. Обязательный минимум содержания (базовый уровень)
АЛГЕБРАКорни и степени. Корень степени n >1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е. Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования. Основы тригонометрии. Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента . Преобразования простейших тригонометрических выражений. Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства . Арксинус, арккосинус, арктангенс числа. ФУНКЦИИ Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций. Тригонометрические функции, их свойства и графики; периодичность, основной период. Показательная функция (экспонента), её свойства и график. Логарифмическая функция, её свойства и график. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о непрерывности функции. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной . Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Первообразная. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Примеры применения интеграла в физике и геометрии. Вторая производная и ее физический смысл. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВАРешение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений. Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных. Равносильность уравнений, неравенств, систем. Решение простейших систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств с одной переменной. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных . Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события . Решение практических задач с применением вероятностных методов.
7. Комментарии Выпишем отдельно тот материал стандарта, которого нет в явном виде в учебнике А.Г.Мордковича. В каждом пункте указано, в каких наших изданиях можно найти соответствующий материал. 1) Обратная функция. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Производные обратной функции Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000.
6) Раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей Литература: А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9. Мнемозина, 2003. Примечание. Весь недостающий материал будет в новом издании имеющегося нашего учебника для общеобразовательной школы. 8. Список литературы
Изданные книги – основные (Мнемозина) 1.. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 1. Учебник. 2003. Гриф – рекомендовано . 2. А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 2. Задачник. 2003. Гриф – рекомендовано. 3. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа 10-11. Пособие для учителей. 2003. Гриф – допущено. 4. А.Г.Мордкович, Е.Е.Тульчинская. Алгебра и начала анализа 10-11. Контрольные работы. 2003. Гриф – допущено. 5.. Л.О.Денищева, Т.А.Корешкова. Алгебра и начала анализа 10-11. Тематические тесты и зачеты (под ред. А.Г.Мордковича). 2003. Гриф – допущено. Дополнительная литература: 6. А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9. Мнемозина, 2003. 7. А.Г.Мордкович. Алгебра и начала анализа (для поступающих в вузы). Вербум-М, 2000.
9. Примерное планирование курса алгебры и начал анализа ( базовый уровень)
10 класс (3 ч в неделю)
Глава 1. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ 1. Определение числовой функции и способы ее задания 2 2. Свойства функций 3 3. Преобразования графиков (параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и относительно начала координат 3 4. Периодические функции 2 5. Обратная функция 2 ___________________________________________________________________Итого: 12Глава 2. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ6. Числовая окружность 2 7. Числовая окружность на координатной плоскости 2 8. Синус и косинус. Тангенс и котангенс 3 9. Тригонометрические функции числового аргумента 3 10. Тригонометрические функции углового аргумента 1 11. Функции y = sin x , y = соs x , их свойства и графики 4 12. Построение графика функции 13. Построение графика функции 14. График гармонического колебания 1 15. Функции y = tg x , y = ctg x , их свойства и графики 3 16. Обратные тригонометрические функции 3 ______________________________________________________________________ Итого: 26 Глава 3. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ17. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства 5 18. Методы решения тригонометрических уравнений 5 1) Метод замены переменной 2) Метод разложения на множители 3) Однородные тригонометрические уравнения ________________________________________________________________Итого: 10Глава 4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ19. Синус и косинус суммы и разности аргументов 3 20. Тангенс суммы и разности аргументов 2 21. Формулы приведения 2 22. Формулы двойного аргумента. Формулы понижения степени 3 23. Преобразование сумм тригонометрических функций 2 в произведение 24. Преобразование произведений тригонометрических функций 2 в сумму 25. Преобразование выражения A sin x + B cos x к виду C sin(x + t ) 1 ____________________________________________________________________ Итого: 15
Глава 5. ПРОИЗВОДНАЯ 26. Числовые последовательности 2 1) Определение числовой последовательности и способы ее задания 2) Свойства числовых последовательностей 27. Предел числовой последовательности 3 1) Определение предела последовательности 2) Свойства сходящихся последовательностей 3) Вычисление пределов последовательностей 4) Сумма бесконечной геометрической прогрессии 28. Предел функции 3 1) Предел функции на бесконечности и в точке 2) Приращение аргумента. Приращение функции 29. Определение производной 3 1) Задачи, приводящие к понятию производной 2) Определение производной 30. Вычисление производных 6 1) Формулы и правила дифференцирования 2) Вторая производная и ее физический смысл 3) Дифференцирование обратной функции 31. Уравнение касательной к графику функции 3 32. Применение производной для исследования функций 4 на монотонность и экстремумы 33. Построение графиков функций. Асимптоты. График дробно-линейной функции 3 34. Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин 4 1) Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке 2) Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин ___________________________________________________________________ Итого: 31
Повторение 8
_______________________ Всего 102
Использование указанной выше литературы: § 1-4 – 1-5 § 5 – 7 § 6-15 – 1-5 § 16 – 1-5,7 § 17-34 – 1-5 10. Примерное планирование курса алгебры и начал анализа ( базовый уровень) 11 класс (3 ч в неделю) Повторение курса 10 класса 6 Глава 1 . ИНТЕГРАЛ 1. Первообразная 2 2. Определенный интеграл и его применения 5 __________________________ итого: 7
Глава 2. СТЕПЕНИ И КОРНИ. СТЕПЕННЫЕ ФУНКЦИИ 3. Понятие корня n -й степени из действительного числа 2 4. Функции 5. Свойства корня n -й степени 3 6. Преобразование выражений, содержащих радикалы 4 7. Обобщение понятия о показателе степени 3 8. Степенные функции, их свойства и графики (включая 5 дифференцирование и интегрирование) _______________________ итого: 20 Глава 3. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ 9. Показательная функция, ее свойства и график 3 10. Показательные уравнения 3 11. Показательные неравенства 2 12. Понятие логарифма 2 13. Функция 14. Свойства логарифмов 3 15. Логарифмические уравнения 3 16. Логарифмические неравенства 3 17. Переход к новому основанию логарифма 2 18. Дифференцирование показательной и логарифмической функций 3 __________________________ итого: 27
Глава 4. КОМБИНАТОРИКА И ВЕРОЯТНОСТЬ 19. Правило умножения. Перестановки и факториалы 2 20. Выбор нескольких элементов. Сочетания и размещения 2 21. Формула бинома Ньютона, свойства биномиальных коэффициентов 2 Треугольник Паскаля 22. Случайные события и их вероятности 2 23. Независимые повторения испытаний с двумя исходами 2 24. Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Вероятность и статистическая частота 3 наступления события ______________________________________________________________ Итого: 13
Глава 5. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА. СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ 25. Равносильность уравнений 2 26. Общие методы решения уравнений 4 27. Решение неравенств с одной переменной 4 28. Системы уравнений 4 29. Уравнения и неравенства с параметрами 3 __________________________ итого: 15
Повторение 14 _______________________ Всего 102 Использование указанной выше литературы: § 1-18 – 1-5 § 19-24 – 6, 7 § 25-29 – 1-5 12. Предложения по реализации курса А Издательство «Мнемозина» готовит к изданию к началу 2004/05 уч. года новые учебные пособия: А.Г.Мордкович, И.И.Смирнова. Математика-10. А.Г.Мордкович, И.И.Смирнова. Математика-11. Курс «Математика 10-11 рассчитан на 3 ч. в неделю и включает в себя два предмета – алгебру и начала анализа и геометрию. Строить изучение курса учитель может по традиционной схеме: 2 ч. в неделю на курс алгебры и начал анализа и 1 ч. в неделю на курс геометрии. Но целесообразнее подавать материал цельными блоками, завершая каждый блок контрольной работой. Тогда практически каждая контрольная работа будет содержать в себе и алгебраический, и геометрический материал. Ниже приведен вариант соответствующего поурочного планирования; номера параграфов указаны по двум упомянутым выше учебным пособия (авторы – А.Г.Мордкович и И.М.Смирнова). Примерное поурочное планирование курса «Математика-10» Первый блок (11 ч.) История возникновения и развития стереометрии (§ 30) 1 Основные понятия стереометрии (§ 31) 2 Пространственные фигуры (§ 32) 1 Параллельность прямых в пространстве (§ 33) 2 Параллельность прямой и плоскости (§ 34) 2 Параллельность двух плоскостей (§ 35) 2 Контрольная работа № 1 1 Второй блок ( 13 ч.) Числовая окружность (§ 1) 2 Числовая окружность на координатной плоскости (§ 2) 2 Синус и косинус. Тангенс и котангенс (§ 3) 3 Тригонометрические функции числового аргумента (§ 4) 2 Тригонометрические функции углового аргумента (§ 5) 1 Формулы приведения (§ 6) 2 Контрольная работа № 2 1 Третий блок (14 ч.) Параллельное проектирование (§ 36) 1 Параллельные проекции плоских фигур (§ 37) 2 Изображение пространственных фигур на плоскости (§ 38) 2 Сечения многогранников (§ 39) 2 Функция y = sin x , ее свойства и график (§ 7) 2 Функция y = соs x , ее свойства и график (§ 8) 1 Периодичность функций y = sin x , y = соs x (§ 9) 1 Функции y = tg x , y = ctg x, их свойства и графики (§ 11) 1 Контрольная работа № 3 1 Четвертый блок (9 ч.) Арккосинус и решение уравнения cos t = a (§ 12) 2 Арксинус и решение уравнения sin t = a (§ 13) 2 Арктангенс и арккотангенс. Решение уравнений tg x = a , ctg x = a (§ 14) 1 Тригонометрические уравнения (§ 15) 3 Контрольная работа № 4 1 Пятый блок (9ч.) Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых (§ 40) 2 Перпендикулярность прямой и плоскости. Ортогональное проектирование (§ 41) 2 Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью (§ 42) 2 Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей (§ 43) 2 Контрольная работа № 5 1
Шестой блок (9 ч.) Синус и косинус суммы и разности аргументов 2 Тангенс суммы и разности аргументов 1 Формулы двойного аргумента 2 Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение 3 Контрольная работа № 6 1 Седьмой блок (13 ч.) Предел функции (§ 21) 3. Определение производной (§ 22) 3 Вычисление производных (§ 23) 4 Уравнение касательной к графику функции (§ 24) 2 Контрольная работа № 7 1 Восьмой блок (16 ч.) Многогранные углы (§ 45) 2 Выпуклые многогранники (§ 46) 2 Правильные многогранники (§ 47) 2 Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы (§ 25) 3 Построение графиков функций (§ 26) 2 Применение производной для отыскания наибольших и наименьших значений величин (§ 27) 3 Контрольная работа № 8 2 Повторение 8 ___________________________________ всего: 102ч
Примерное поурочное планирование курса «Математика-11»
Первый блок (13 ч.) Первообразная (§ 1) 3 Определенный интеграл (§ 2) 3 Цилиндр, конус (§ 23) 2 Тела вращения (§ 24) 2 Взаимное расположение сферы и плоскости (§ 25) 2 Контрольная работа № 1 1
Второй блок ( 12 ч.) Симметрия пространственных фигур (§ 29) 2 Понятие корня n -й степени из действительного числа (§ 3) 2 Функции Свойства корней n -й степени (§ 5) 2 Преобразование выражений, содержащих радикалы (§ 6) 3 Контрольная работа № 2 1 Третий блок (12 ч.) Обобщение понятия о показателе степени (§ 7) 2 Степенные функции, их свойства и графики (§ 8) 3 Объем пространственного тела. Объем цилиндра (§ 31) 1Принцип Кавальери (§ 32) 1 Объем пирамиды (§ 33) 2 Объем конуса (§ 34) 2 Контрольная работа № 3 1 Четвертый блок (11 ч.) Объем шара (§ 35) 2 Площадь поверхности (§ 36) 1Площадь поверхности шара (§ 37) 2 Показательная функция, ее свойства и график (§ 9) 2 Показательные уравнения и неравенства (§ 10) 3 Контрольная работа № 4 1 Пятый блок (14 ч.) Понятие логарифма (§ 11) 2 Функция Свойства логарифмов (§ 13) 2 Логарифмические уравнения (§ 14) 3 Логарифмические неравенства (§ 15) 2 Дифференцирование показательной и логарифмической функций (§ 17) 2 Контрольная работа № 5 1 Шестой блок (14 ч.) Равносильность уравнений (§ 18) 2 Общие методы решения уравнений (§ 19) 3 Решение неравенств с одной переменной (§ 20) 4 Системы уравнений (§ 21) 3 Контрольная работа № 6 2
Седьмой блок (10 ч.) Прямоугольная система координат в пространстве (§ 38) 1Векторы в пространстве (§ 39) 2Координаты вектора (§ 40) 2Скалярное произведение векторов (§ 41) 2 Уравнение плоскости в пространстве (§ 42) 2 Контрольная работа № 7 1 Повторение 16 ___________________________________ всего: 102ч |