Учебное пособие: Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Содержание
Название: Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей. Содержание Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендовано к изданию учёным советом НСИ (протокол № от ) Алексеева Е.В., Гомзова В.В., Климова Н.А. Виды учебной и научно-исследовательской деятельности студентов кафедры социологии, экономики, менеджмента: Учебно-методическое пособие,- Новосибирск: НСИ, 2009. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования. Уделяется внимание методическим вопросам поэтапного проектирования исследовательской работы студентов (курсовая работа, выпускная квалификационная работа). В пособии определены требования к оформлению научно- исследовательских и учебных работ, порядок их защиты, рецензирование и критерии оценивания. Учебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей. 2.1 Этапы работы над докладом.. 5 2.3 Требования к оформлению доклада. 5 2.4 Содержание выступления по докладу. 6 2.5 Критерии оценки доклада. 6 3.1 Этапы подготовки и выполнения контрольной работы.. 6 3.2 Критерии оценки контрольной работы.. 7 4.1 Этапы работы над рефератом. 7 4.2 Примерная структура реферата. 7 4.3 Порядок защиты реферата. 8 4.4 Критерии оценки реферата. 8 5.1 Основные этапы выполнения курсовой работы.. 9 5.2 Выбор темы курсовой работы.. 10 5.3 Сбор, анализ и обобщение материала. 10 5.4 Структура и содержание курсовой работы.. 11 5.5 Критерии оценки курсовой работы.. 15 6. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.. 15 6.1. Требования к выпускной квалификационной работе. 17 6.2. Этапы и сроки выполнения ВКР. 17 6.2.1 Последовательность выполнения работ по дипломному проектированию.. 17 6.2.2 Характеристика предварительного этапа. 18 6.2.3 Характеристика этапа преддипломной практики. 18 6.2.4 Характеристика основного этапа. 19 6.2.5 Характеристика заключительного этапа дипломного проектирования. 20 6.2.6 Контроль дипломного проектирования. 22 6.3. Структурные элементы выпускной квалификационной работы.. 23 6.3.1 Основные элементы выпускной квалификационной работы.. 23 6.3.2 Требования к элементам выпускной квалификационной работы.. 24 6.4 Информационное обеспечение. 25 7. Требования к оформлению научных работ. 26 7.1. Оформление титульного листа. 26 7.2. Оформление основного текста. 26 7.2.3 Выделение заголовков, разделов и подразделов и их размещение. 27 7.2.4 Оформление иллюстраций. 28 7.2.6 Оформление примечаний и сносок. 31 7.2.7 Оформление формул и уравнений. 32 7.2.8 Оформление приложения. 32 7.2.9 Оформление определений, обозначений и сокращений. 33 7.2.10 Правила цитирования. 34 8. Оформление списка использованных источников.. 35 8.1 Примеры библиографического описания. 35 Приложение А. Образец оформления титульного листа доклада. 42 Приложение Б. Образец оформления титульного листа реферата. 43 Приложение В. Образец оформления содержания реферата. 44 Приложение Г. Образец оформления введения для реферата. 45 Приложение Д. Образец оформления введения для реферата. 46 Приложение Е. Образец оформления титульного листа курсовой работы.. 47 Приложение Ж. Образец оформления содержания курсовой работы.. 48 Приложение И. Образец оформления введения для курсовой работы.. 49 Приложение К. Образец оформления заключения для курсовой работы.. 51 Приложение Л. Образец индивидуального плана преддипломной практики. 53 Приложение М. Образец задания на ВКР. 54 Приложение Н. Образец отзыва руководителя на ВКР (дипломную работу) 56 Приложение П. Образец рецензии на ВКР (дипломную работу) 57 Приложение Р. Образец оформления титульного листа раздаточного материала членам ГАК 58 Приложение С. Образец оформления титульного листа ВКР. 59 Приложение Т. Образец оформления содержания ВКР. 60 Приложение У. Образец оформления введения для ВКР. 61 Приложение Ф. Образец оформления заключения для ВКР. 63 Опыт написания научно-исследовательских работ студентами НСИ показывает, что основные затруднения в данной учебной деятельности связаны со следующими проблемами. 1. Незнание различий между рефератом и курсовой работой, между курсовой и выпускной квалификационной работой, между выпускной квалификационной работой и дипломной работой. 2. Выбор проблематики исследования и формулирование его темы. 3. Подбор и использование библиографии. 4. Определение актуальности, новизны, практической значимости исследования. 5. Затруднение в грамотном формулировании гипотезы. 6. Планирование и распределение времени написания исследовательской работы. 7. Незнание или неумение пользоваться методологией исследования. 8. Трудность в планировании, проведении и описании исследования. 9. Затруднения в оформлении приложения (сводные таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.). 10. Неумение пользоваться научным языком. Данное учебно-методическое пособие помогает решить указанные проблемы в организации и оформлении научного исследования в соответствии с требования, предъявляемым к научно-исследовательским работам. Предлагаемое пособие содержит определения, рекомендации к написанию и оформлению основных видов самостоятельных и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами кафедры социологии, экономики, менеджмента НСИ (далее кафедры СЭМ): доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, дипломная работа. Конспекты источников бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические. 4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы. Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе обучения - это подготовка доклада. Доклад является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, на тему, предложенную преподавателем. Возможен самостоятельный выбор темы студентом на интересующую его проблему, при этом она должна затрагивать проблематику изучаемого курса и быть согласованной с преподавателем. Объем доклада составляет 3-6 страниц. 1. Выбор или формулирование темы. 3. Обработка и систематизация информации. 7. Обсуждение доклада с преподавателем. 8. Публичное выступление по изученной теме и её обсуждение в аудитории. Выступление с докладом не должно превышать десяти минут. 9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой. 1. Титульный лист (см. Приложение А). 2. Развернутый план, на основе которого делается выступление. 3. Основной текст, разбитый на абзацы, а при необходимости на параграфы. 4. Список использованных источников . 2.3 Требования к оформлению доклада 1. Объем доклада может колебаться от трех до шести печатных страниц, все приложения к работе не входят в её объём. Правила оформления текста представлены в разделе 7 данных методических рекомендаций. 2. Доклад должен быть выполнен последовательно с сохранением логики изложения, научным языком. 3. В тексте доклада должны иметься ссылки на используемые источники . Ссылки на источники и правила оформления списка используемых источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций. 2.4 Содержание выступления по докладу 2. Основные тезисы доклада с примерами и пояснениями. 3. Обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы (перед ответом на вопрос докладчик должен поблагодарить спрашивающего). 4. Заключительное обращение к аудитории с благодарностью за внимание и вопросы. 1. Соответствие содержания теме доклада. 2. Глубина проработки материала. 3. Последовательность изложения. 4. Ответы на вопросы аудитории. 5. Соответствие оформления доклада требованиям. Различают контрольные: аудиторные, домашние, текущие, экзаменационные, письменные, практические, фронтальные, индивидуальные. Отличительной чертой письменной контрольной работы является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависит от содержания и специфики изучаемой дисциплины, уровня общего развития студентов. Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу, курсу), так и понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерности, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. Из выше сказанного следует, что контрольная работа - это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки. На кафедре СЭМ домашние контрольные работы часто используются при заочной и очно-заочной форме обучения, где учебным планом предусмотрено определённое их количество и сроки выполнения. 3.1 Этапы подготовки и выполнения контрольной работы 1. Изучение литературы по заданию. 2. Систематизация изученного материала, уточнение цитат и выписок из литературы. 3. Написание контрольной работы. Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий, ответы и примеры студентов, библиографический список. Ответ на один вопрос контрольной работы не должен превышать двух печатных листов. 3.2 Критерии оценки контрольной работы 1. Самостоятельность выполнения работы. 2. Систематизация и анализ изученной литературы. 3. Креативный подход при составлении примеров. 4. Работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы. Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, излагает различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Тема реферата может выбираться студентом самостоятельно, но с согласия преподавателя, либо выбираться из списка, предоставленного преподавателем. Реферат должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки логически связанного изложения управленческих (экономических, социологических) проблем, знание источников, умение оперировать категориальным аппаратом изучаемой специальности. В процессе работы студент должен проявить свои индивидуальные способности к творчеству, показать умение разбираться в управленческих (экономических, социальных) вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, делать самостоятельные выводы. Объем реферата составляет 15-25 страниц. 4.1 Этапы работы над рефератом 1. Формулирование темы. Она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется, не менее 10 различных источников). 3. Обработка и систематизация информации. 7. Консультация с преподавателем, анализ получившейся работы, её дальнейшее совершенствование, подготовка защиты реферата. 8. Публичное выступление с результатами исследования, защита реферата, ответы на вопросы преподавателя и аудитории. 9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой. 4.2 Примерная структура реферата Титульный лист (см. Приложение Б). Содержание (см. Приложение В). Введение. Во введении кратко излагаются: актуальность темы, оценка степени разработанности темы. Необходимо сформулировать цель и конкретные задачи работы (см. Приложение Г). Основная часть (должна содержать не менее двух - трех параграфов, которые, в свою очередь, могут быть разделены на пункты и подпункты, каждый параграф, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы, диаграммы). Основная часть реферата должна представлять собой изложение проблемы, заявленной в названии, анализ и обобщение литературы, которую студенту удалось предварительно изучить, по возможности, изложение точек зрения на проблему разных исследователей и позиции самого студента. Осуществляя реконструкцию концепции конкретного ученого, необходимо, прежде всего, опираться на первоисточники, то есть на написанные этим автором труды. Основной текст следует разбивать на рубрики, параграфы, после которых должен быть вывод по его содержанию (если необходимо, то возможно сделать несколько пунктов в выводе; объем вывода не должен превышать более трети страницы). Заключение . В заключении студент обобщает изложенное. Заключение должно содержать в сжатом виде, тезисно, без аргументации, концепцию работы, выводы и обобщения, результаты исследования, по возможности, практические рекомендации, перспективы дальнейшего изучения проблемы (см. Приложение Д). Список использованных источников. Библиографический список должен включать фундаментальные работы по теме и последние публикации (если таковые имеются). Правила оформления данного раздела рассмотрены в разделе 8 данных методических рекомендаций. Следует помнить, что перечисление нескольких учебников и статей из популярных журналов не является научным библиографическим списком. Для изучения информации по изучаемой теме, посещение библиотек - обязательно! (ВУЗ, НГОНБ, ГПНТБ). Приложение. Если есть важные схемы, графики, иллюстрации и т.д., то их целесообразно включать в приложение после библиографического списка, но возможно их включение в основной текст реферата. Реферат является самостоятельной работой одного студента. Работы в соавторстве нескольких студентов к рассмотрению не принимаются. Работы, заимствованные из системы Internet, не оцениваются. При затруднениях в написании реферата студент может проконсультироваться с преподавателями кафедры СЭМ. К защите реферата необходимо подготовить текст защиты и ответы на возникшие у преподавателя вопросы. Форма защиты реферата идентична представлению доклада. Рефераты могут быть представлены и защищены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. 1. На защиту должен быть представлен сам реферат и текст его защиты в печатном виде (без наличия текста реферата защита невозможна). 2. Автор реферата зачитывает основные положения своей работы, которые должны отражать актуальность выбранной темы, ссылки на первоисточники, основные выводы и перспективы исследования. Время выступления семь - восемь минут. 3. Автор реферата отвечает на вопросы преподавателя и коллег. Реферат проверяется преподавателем, защищается студентом и оценивается по следующим критериям. 1. Актуальность темы исследования. 2. Соответствие содержания теме. 3. Глубина проработки материала. 4. Правильность и полнота использования источников. 5. Соответствие оформления реферата требованиям и стандартам. 6. Последовательность и содержательность выступления, качество ответов на вопросы аудитории. Выполнение письменных курсовых работ регламентируется учебными планами по каждому направлению подготовки. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (защита). Курсовые работы являются, так же как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации. На выполнение курсовой работы отводится 17 недель. Письменные курсовые работы являются обязательным видом учебных занятий и выполняются студентами по месту обучения. Тематика курсовых работ утверждается на учебно- методическом заседании кафедры. Студент имеет право ознакомиться со списком утвержденных тем и выбрать тему в соответствии со своими научными интересами, а также может предложить свою тему, если её утвердит научный руководитель. Курсовые работы являются обязательным этапом, предшествующим написанию и защите выпускной квалификационной работы. Курсовые работы должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению. Каждый студент выбирает преподавателя, который будет выполнять функции его научного руководителя. Студент лично отвечает за качество и оформление курсовой работы. Для качественного написания работы студент обязан консультироваться со своим научным руководителем, представлять ему отчет о выполненных заданиях и проделанной работе раз в две недели. 5.1 Основные этапы выполнения курсовой работы
5.2 Выбор темы курсовой работы Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Предполагается, что изучаемая тема является актуальной в современной научной парадигме. Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. К четвертому семестру студент психологически и теоретически готов к написанию первого научного исследования. Уже на 1-м курсе студенты знакомятся со структурой учебного плана по направлению, где определены дисциплины, по которым предусмотрено написание курсовых работ. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на семинарах, по результатам проведения учебной практики и т.д. Опыт НСИ показал, что наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать конкретные темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность цели обеспечит студенту интерес к выполняемой работе. Возможно, что первая курсовая работа будет представлять собой подробное теоретическое (реферативное) исследование. Рационально первоначально выбранную тему курсового исследования развивать в последующих работах. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа. 5.3 Сбор, анализ и обобщение материала Сбор литературы по теме исследования (учебников, первоисточников, монографий, периодики и справочной литературы) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и дополнительной литературы по изучаемым учебным дисциплинам; библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, сайты и библиотеки системы Интернет; рекомендации преподавателей. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Источники должны быть выпущены не ранее, чем за 5 лет до даты написания работы[1] . В курсовой работе этот список должен содержать 15-20 наименований (без учета справочной и художественной литературы). Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования. Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы. Тогда делают выписки, которые следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура курсового исследования, его содержание и объем работы. Хотя структура курсовой работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов. 5.4 Структура и содержание курсовой работы Основными целями и задачами написания курсовой работы является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в тоже время емко излагать свои мысли в письменном виде. При написании курсовой работы студенты становятся авторами, многие впервые. К авторской работе предъявляются определенные требования, как по содержанию, так и оформлению. В соответствии с целями и задачами курсовая работа не должна быть пересказом изученного материала или простой компиляцией, составленной из фрагментов используемых статей и книг. Курсовая работа также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается либо на научной проблеме, либо на учебной и опирается на источники и вторичную научную литературу. Таким образом, курсовая работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, наложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования. При написании текста курсовой работы автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна не только специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скоррелировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. Каждая глава должна заканчиваться выводами (выводы являются обязательными составляющими заключения). Без выводов после каждой главы работа не является целостной. Курсовая работа должна быть написана научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи - точности и однозначности терминологии и стиля. В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляется личное местоимение (я). Желательно употреблять местоимение первого лица множественного числа (мы), либо обезличивать фразу. Например, вместо фразы я предполагаю... можно написать мы предполагаем или предполагается, что.. .и т. д. - титульный лист (см. Приложение Е); - содержание работы (см. Приложение Ж); - введение (см. Приложение И); - заключение (см. Приложение К); - список использованных источников; Каждая структурная часть курсовой работы имеет свое назначение. Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы. Тема курсовой работы должна представлять собой определенную научную проблему, в ней должны быть отражены объект и предмет исследования. Введение. Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, краткого обзора литературы по теме. Также определяются цель, задачи, объект и предмет исследования. Описываются методы и методики, которыми пользовался автор, материал исследования и исследовательская база. Обязательным атрибутом курсового исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы. 1. Актуальность, постановка проблемы. 2. Изученность (обзор литературы). 3. Объект и предмет исследования. 6. Методы, методики, исследовательская база. Актуальность исследования определяется: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных; Объект исследования - эта та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, его аспект, это всегда определённые свойства объекта, их соотношение, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Характеристики предмета определяются, измеряются, классифицируются. Иначе говоря, предмет - уже объекта, и предмет влияет на объект. Причем сужение происходит за счет более детального рассмотрения, изучения предмета. Следует отметить, что по поводу различения объекта и предмета исследования в науке сложились два традиционных подхода. Первый представлен выше и доминирует в парадигме современной науки: управленческой и экономической (объект выступает как объективная реальность, мир, изучаемый теоретиками, тогда предметом оказывается какая-либо исследуемая конкретность). Существует и противоположная точка зрения, согласно которой более общим понятием становится именно предмет исследования. Он понимается как «предметная сфера», «предмет науки», «изучаемый предмет» (научная дисциплина). В этой системе взглядов объектом будет считаться исследуемая конкретность, представляющая собой часть предмета, целого. Такой подход ближе гуманитарным дисциплинам. Оба эти подхода к познанию являются базовыми методологическими приемами. Каждый исследователь сам выбирает точку отсчета. Студент, выполняющий научную работу, может определить свою позицию, согласовав её с научным руководителем. Сам выбор позиции - это часть мировоззрения, поэтому нужно её грамотно аргументировать. После определения объекта и предмета исследования вырабатывают гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из этого определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Научная (реальная) гипотеза создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть "проект" решения, сформулировать положение, которое с определёнными уточнениями, поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, здесь речь идет о гипотезе в начале исследования (рабочая гипотеза) и в ходе его (научная гипотеза). Можно сказать, что научная гипотеза - это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Различаются они и по объему накопленного материала (научная гипотеза строится на основе значительного фактического материала). Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования. Цель исследования - это желательный, конечный результат исследования. Типичные цели: 1. Определение характеристик явлений и/или их взаимосвязей, не изученных ранее, мало изученных или противоречиво изученных. 2. Выявление взаимосвязи явлений. 3. Изучение динамики явления. 4. Описание нового эффекта или явления. 5. Обобщение, выявление общих закономерностей. 6. Создание классификации, типологии. Методы исследования и их выбор . Для большинства студентов при выполнении курсовой работы особую трудность составляют организация и проведения эксперимента. Он требует умения владеть основными методами научного исследования, с которыми студенты знакомятся на занятиях. Основная часть . Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического, фактического материала. Вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый эмпирический материал, который аргументированно подтверждает изложенную теорию. Главы должны быть разделены на параграфы и разделы, которые соразмерны друг другу; как по структурному делению, так и по объему. Главы и параграфы имеют названия, отражающие их содержание (в названии первой главы отражается объект исследования, во второй - предмет и эмпирическое исследование проблемы, если таковое имеется). Каждая глава заканчивается выводами, которые подготавливают автора к написанию заключения и формулировке основных выводов по всему проведённому исследованию. Описание исследования происходит в следующем порядке. 1. Обоснование методики, её цель. 2. Описание процедуры её проведения. 6. На основании выделенной взаимосвязи и соотношений делаются и обосновываются выводы по результатам исследования. 7. Результаты анализа по каждой методике наглядно оформляются (графики, схемы, таблицы и т.д.). 8. Результаты корреляционного и других видов статистического анализа наглядно оформляются (сводные таблицы, гистограммы, графики и т.д.). Такое представление результатов вводится либо по ходу описания исследования, либо выносится в приложение. Логика и описание результатов должны соответствовать логике поставленных задач исследования и подводить к достижению поставленной цели. Заключение. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор курсового исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления и перспективы для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения. Список использованных источников. Библиографический список источников, использованных в курсовой работе, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы, в том числе и курсовой. Список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы. На все источники, указанные в библиографическом списке, должны быть ссылки в тексте. В списке должно быть не менее 30-40% первоисточников. Приложения. Приложения являются возможным компонентом курсовой работы. Приложения могут быть различными: таблицы, рисунки, данные социологических опросов, иллюстрации и др. Приложения располагаются после списка использованных источников и оформляются в соответствии с пунктом 7.2.8 данных методических рекомендаций. Приложения не засчитываются в заданный объем курсовой работы. После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам. Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю. Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к руководителю и преподавателям-экзаменаторам, оценивающим работу. Подготовив чистовой вариант для передачи руководителю, студенту необходимо в целях дальнейшего использования накопленного в процессе подготовки курсовой работы материала внимательно просмотреть весь материал, систематизировать его, снабдив описанием. Если есть возможность, такую систематизацию целесообразно провести с использованием компьютера. Собственная база данных по определенной тематике, пополняясь в процессе подготовки других курсовых работ, отчетов по практике, не только окажет огромную помощь студенту в подготовке выпускной квалификационной работы, но и повысит ее качество. 5.5 Критерии оценки курсовой работы 1. Актуальность темы исследования. 2. Соответствие содержания работы теме. 3. Адекватное выделение объекта и предмета теме исследования. 4. Глубина проработки материала. 5. Правильность и полнота разработки поставленных задач. 6. Качество обработки эмпирического исследования. Использование математических методов обработки. 7. Значимость выводов для последующей практической деятельности. 8. Использование первоисточников. 9. Соответствие оформления курсовой работы стандартам. 10. Последовательность и содержательность выступления, ответы на вопросы аудитории. Курсовая работа по ее завершению представляется студентом руководителю, который оценивает ее по 5-балльной системе. Курсовые работы публично защищаются. Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся в архиве. Лучшие из них могут быть использованы в качестве учебных пособий на кафедре. 6. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На четвертом курсе студентом пишется ВКР, а на пятом – дипломная работа [2] . Дипломное проектирование – завершающий этап обучения по программе высшего профессионального образования, в процессе которого выпускник должен проявить способности решать сложные задачи в области экономики, организации и управления предприятия, показать уровень профессиональной подготовки, владение профессиональными технологиями, умение разрабатывать новые подходы к решению проблем, а также уметь обосновывать и защищать проведенные исследования перед государственной аттестационной комиссией по приему защиты ВКР. Целью выполнения ВКР является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении комплексных задач с элементами исследований, применение этих знаний при решении конкретных экономических и социальных задач в рыночных условиях, а также определение уровня их подготовленности к выполнению функциональных обязанностей специалиста по избранной специализации. Основными задачами выполнения ВКР являются: - правильное применение теоретических положений общественных и естественно-научных дисциплин; - умение анализировать действующие международные и национальные нормативно-правовые документы; - овладение методиками анализа, исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых задач; По содержанию между курсовой и выпускной квалификационной работой, как правило, должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя её идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы. При этом следует всегда помнить, что выпускная квалификационная работа - это результат самостоятельного исследования уже иной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе нового эксперимента. Количественные и качественные различия между курсовой работой и ВКР представлены в таблице 1. Таблица 1 – Количественные и качественные различия между курсовой работой и ВКР 6.1. Требования к выпускной квалификационной работе ВКР должна соответствовать следующим требованиям: - отражать современное состояние предмета исследования в научной и специальной литературе; - базироваться на реальной собранной экономической и статистической информации; - содержать конкретное и точное изложение рассматриваемой проблемы, основные выводы и предложения. 6.2. Этапы и сроки выполнения ВКР 6.2.1 Последовательность выполнения работ по дипломному проектированию Таблица 2 – Виды работ и их исполнители по этапам подготовки ВКР
6.2.2 Характеристика предварительного этапа 6.2.3 Характеристика этапа преддипломной практики Прохождение преддипломной практики. Студенты очной формы обучения проходят преддипломную практику на объекте практики, соответствующем тематике его выпускной работы и определенном приказом. Отчет по практике. Сдача зачета по преддипломной практике. Преддипломная практика заканчивается зачетом. По окончании практики студент обязан отчитаться перед своим научным руководителем и представить менеджеру выпускающей кафедры письменный отчет в виде пояснительной записки. Корректировка тем ВКР . После окончания практики, согласования отчета по практике с научным руководителем и его защиты возможно уточнение и корректировка темы ВКР, а также задания на выполнение ВКР. 6.2.4 Характеристика основного этапа Составление рабочих планов . Важным этапом работы является составление рабочего развернутого плана ВКР, который разрабатывается студентом на основании задания. В нем указывается перечень рассматриваемых вопросов, наименование разделов, уточняется список литературы. План согласовывается с научным руководителем. В дальнейшем план может уточняться и изменяться в зависимости от хода исследования проблемы, наличия литературного и фактического материала. Исследовательская работа. Работа ведется в соответствии с заданием на ВКР (см. Приложение М). Предзащита ВКР. Студент должен пройти процедуру предзащиты ВКР, где он получит первую предварительную оценку своей работе, а также рекомендации по ее доработке. Готовая работа представляется не позднее, чем за неделю до предзащиты. Оформление законченной работы. Оформление осуществляется в соответствии с разделами 7 и 8 настоящих методических указаний. ВКР должна быть сброшюрована в твердом переплете, титульный лист подписан студентом, руководителем, консультантами, нормоконтролером, а также заведующим кафедрой, разрешающим допуск ВКР к защите. Выбор и форма представления иллюстративных (раздаточных) материалов согласуется с руководителем ВКР. Отзыв научного руководителя. Необходимым условием допуска к защите ВКР является наличие отзыва научного руководителя. В отзыве научного руководителя дается характеристика работы, в которой указываются: - актуальность и значимость выбранной студентом темы; - логическая последовательность изложения материала; - аргументированность и конкретность выводов и предложений; - качество оформления работы (качество таблиц, иллюстраций и пр.); - уровень самостоятельности студента при работе над темой ВКР, с указанием достоинств и недостатков; - практическая значимость, возможность и место использования материалов работы. Представление ВКР на рецензию. ВКР, допущенная выпускающей кафедрой к защите, направляется на рецензирование, после чего никаких исправлений в работе не допускается. Рецензирование ВКР обязательно, и проводить его должен специалист с высшим образованием, не являющийся сотрудником Института, как правило, это руководитель предприятия – объекта практики или специалисты данного предприятия. Рецензирование выпускных квалификационных работ преподавателями выпускающей кафедры не допускается! Образец оформления рецензии на ВКР представлен в приложении П. 6.2.5 Характеристика заключительного этапа дипломного проектирования Допуск к защите. Выпускающая кафедра в соответствии с графиком учебного процесса своим решением назначает сроки защиты ВКР и дату сдачи их на кафедру (не позднее двух недель до даты первого дня защиты ). График защиты ВКР утверждается проректором по учебной работе за месяц до первого дня защиты. Подготовка к защите. После получения допуска студент самостоятельно готовится к защите. 1. Составляет текст доклада продолжительностью не более 7 минут, в котором должны быть отражены: - описание субъекта исследования; - характеристика проведенного анализа - основные выводы и результаты; Структура мультимедийной презентации должна соответствовать структуре доклада, в которую кроме цели должны быть включены задачи. При необходимости тиражирует иллюстративные материалы, предварительно отобранные и согласованные с руководителем ВКР, чтобы использовать их в качестве раздаточного материала членам ГАК. 3. Готовит ответы на замечания рецензента. Защита выпускной квалификационной работы. Защита ВКР проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии, состав которой утверждается распоряжением ректора Института. Заседания ГАК проходят по графику, заранее утвержденному ректором Института. В ГАК студентом представляются следующие документы: - выпускная квалификационная работа; Порядок защиты дипломной работы следующий . 1. Секретарь ГАК объявляет фамилию, имя, отчество дипломника и тему ВКР. 6. По окончании публичной защиты ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты. - актуальность тематики работы; - степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи; - ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения; - применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий; - объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту ВКР и стандартам; - практическая значимость полученных результатов; - качество и форма изложения доклада; 6.2.6 Контроль дипломного проектирования Контроль за ходом выполнения студентом ВКР осуществляется на двух уровнях: - контроль выпускающей кафедрой. Научный руководитель ВКР обязан: 1) разработать индивидуальный план преддипломной практики (см. Приложение Л); 2) оказать необходимую помощь в составлении графика и плана ВКР, а также в подборе литературы; 4) проводить плановые встречи и собеседования со студентами в ходе подготовки и написания работы; 6) оказывать организационную и методическую помощь в ходе подготовки работы; 7) проверять качество представленной работы; Выпускающая кафедра осуществляет следующие формы контроля: 1) подготавливает и представляет к рассмотрению и утверждению тематику работ; 2) оказывает помощь студентам в выборе тем работ; 3) подбирает, распределяет и закрепляет научных руководителей; 4) осуществляет оперативное руководство, контроль и помощь студентам в процессе подготовки работ; 5) контролирует качество выполнения работ; 6) заслушивает отчеты руководителей о ходе дипломного проектирования; 7) принимает необходимые меры в случае нарушения графика дипломного проектирования; Администрация Института контролирует ход дипломного проектирования на основе своевременного представления: - проекта приказа об утверждении тем и научных руководителей дипломного проектирования; - решений кафедры о нарушениях хода дипломного проектирования; - зачетных книжек на выпускающую кафедру. 6.3. Структурные элементы выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа считается выполненной, если она содержит все структурные элементы, включает разработку всех разделов основной части и оформлена в соответствии с требованиями, установленными соответствующими ГОСТами и настоящими методическими указаниями. 6.3.1 Основные элементы выпускной квалификационной работы Основными элементами выпускной квалификационной работы являются. 1. Титульный лист (см. Приложение С). 2. Задание на ВКР (см. Приложение М). 3. Содержание (см. Приложение Т). 4. Введение (см. Приложение У). 6. Заключение (см. Приложение Ф). 7. Список использованных источников; Перечисленные элементы располагаются в ВКР в приведенной последовательности. 6.3.2 Требования к элементам выпускной квалификационной работы Титульный лист (см. Приложение С) должен быть оформлен с особой аккуратностью. Название темы выпускной квалификационной работы должно в точности соответствовать формулировке темы в приказе ректора. Титульный лист подписывает автор и руководитель ВКР, консультанты, нормоконтролер, заведующий кафедрой. Инициалы и фамилии лиц, подписывающих работу, приводят справа от соответствующих подписей. Перед фамилией указывается ученая степень и ученое звание. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы (см. Приложение М) оформляется на стандартном бланке, который заполняет руководитель. Тема работы, указанная в задании, должна быть идентична теме, указанной на титульном листе. Срок сдачи законченной работы должен соответствовать указанному в приказе ректора. Задание подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Содержание (см. Приложение Т) включает: введение, заголовки всех разделов, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) основной части, заключение, список использованных источников и приложения с указанием начальных номеров страниц. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов в той же последовательности и соподчиненности. Введение (см. Приложение У). Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена ВКР. При этом обосновывается актуальность выбранной темы и формулируются цель и задачи, подлежащие решению в процессе дипломного проектирования. Цель ВКР надо формулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из актуальности темы. Объем введения составляет 3-5 страниц. Основная часть , как правило, состоит из трех разделов, каждый из которых в свою очередь делится на 2-4 подраздела. Дальнейшее дробление не рекомендуется. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Раздел первый – теоретический. В нем формулируются теоретические положения ВКР, основанные на глубоком изучении литературы по теме и обобщении результатов практической деятельности. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов, излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента. Во втором разделе , условно называемом «аналитическим», подробно излагаются используемые студентом методические приемы анализа информации, экономического, управленческого и т.п. состояния исследуемого объекта. В нем должны быть представлены обобщенные материалы по теме, глубокий и всесторонний их анализ и выводы по результатам анализа. Третий раздел – практический. Фактически, пояснительная записка, представленная как результат прохождения преддипломной практики, является основой третьего раздела, в котором на примере объекта практики излагаются результаты научных исследований автора. А также обосновываются конкретные предложения по улучшению финансово-хозяйственного состояния объекта исследования, обосновывается научная, экономическая, социальная и иная ценность полученных результатов. Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Список использованных источников должен содержать не менее 30 наименований опубликованных источников. Он содержит описание законов и иных нормативных актов, литературы, научных, учебных и прочих публикаций, а также информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы. Правила оформления списка использованных источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций. Приложения. После списка использованных источников приводятся приложения, которые могут быть представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.д. Они содержат фактический и справочный материал. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения. Правила оформления приложений рассмотрены в разделе 7.2.8 данных методических рекомендаций. 6.4. Информационное обеспечение - технико-экономический и социальный уровень развития предприятия; - имущественное и финансовое положение; - система управления и форма собственности. К внешней информации , влияющей на деятельность предприятия, относятся: - правовые условия деятельности; - экономическая ситуация в стране (регионе, городе); - характеристика конкурентной среды; - отношения с поставщиками и партнерами, потребителями и т.д.; - другая дополнительная информация. При выполнении ВКР необходимо использовать: 2. действующие нормативно-правовые акты; 3. информацию статистических наблюдений, результаты натурных обследований; 5. информацию, содержащуюся на сайтах в Интернете, CD-дисках, на других электронных носителях; Состав информации, ее детализация и глубина раскрытия определяются темой ВКР. 7. Требования к оформлению научных работ 7.1. Оформление титульного листа На титульном листе приводят следующие сведения: 1. наименование ВУЗа : Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Новый сибирский институт»; 2. наименование выпускающей кафедры : Кафедра социологии, экономики, менеджмента. 3. вид работы : конспект, доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (дипломная работа); 4. наименование дисциплины, по которой пишется работа (не пишется для ВКР и дипломной работы) 6. инициалы, фамилия исполнителя работы, его курс, форма обучения и номер группы; 7. должность, инициалы и фамилия руководителя; 11. подпись и ФИО председателя ГАК (указывается для ВКР и дипломной работы) ; 12. место и год выполнения работы: Новосибирск 20__г. Образцы оформления титульного листа для разных видов работ приведены в приложениях А, Б, Е, С. 7.2. Оформление основного текста Способ оформления текста должен быть единым для всей работы . Работа выполняется любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4. Курсовая работа, ВКР и дипломная работа записываются на отдельный носитель (дискету, СD или DVD) и распечатываются. Работа должна точно соответствовать содержанию файла на носителе. Носитель с файлом сдается на кафедру вместе со сброшюрованной работой. ВКР и дипломная работа обязательно должны быть сброшюрованы в твердом переплете. Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 (210х297) и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, автоматический перенос слов. Цвет шрифта должен быть черным. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу. 7.2.3 Выделение заголовков, разделов и подразделов и их размещение 2 Социология религии Макса Вебера 1. Теоретические подходы к проблеме изучения конкурентоспособности предприятия 1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности 1.2 Факторы повышения конкурентоспособности 1.3 Конкурентоспособность мебели российских производителей 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Ласточка» 2.1 Характеристика предприятия 2.2 Анализ экономических показателей 2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия Обратите внимание! Во втором примере после номера главы ставится точка, а после номера подраздела не ставится. Главы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. 2. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации 2.1. Определение «эффективной» организационной культуры 2.2. Подходы к измерению влияния организационной культуры на эффективность работы организации 2.2.2 Модель Питерса-Уотермана 2.3. Модели изучения национального аспекта в организационной культуре Обратите внимание! В третьем примере после номера главы и номера подраздела ставится точка, а после номера пункта точка не ставится. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки. Рисунок 1 – Влияние стилей лидерства на составляющие организационного климата Примеры ссылок на иллюстрации. ИН – избежание неопределенности; И/К – индивидуализм - коллективизм; ДВ – дистанция власти; М/Ж – мужественность – женственность Рисунок 2 – Сравнение численных значений характеристик Хофстида для деловой культуры России Обратите внимание! Все иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы и т.п.) обозначаются как «Рисунок» Ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. 7.2.6 Оформление примечаний и сносок Примечание - _________________________________________________ __________________________________________________________________ Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами. 1 ____________________________________________________________ 2 ____________________________________________________________ 3 ____________________________________________________________ 7.2.7 Оформление формул и уравнений Пример 1 . Одну формулу обозначают - (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример - ...в формуле (1). Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. Если в отчете одно приложение, оно обозначается "Приложение А". Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. 7.2.9 Оформление определений, обозначений и сокращений В тексте работы не допускается : 1. Провести анализ пяти регионов, протяженностью 560 км 2 . 2. Отобрать 15 регионов для анализа статистических данных по изучения туристических потоков. Используются следующие способы сокращения. 1. Пишут лишь первые буквы слова (например, гл. - глава, ст. - статья). 2. Оставляют лишь первую букву слова (например, век - в., год - г.). 3. Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет - ун-т, издательство - изд-во). 4. Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов. Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, вуз, профсоюз). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, средства массовой информации (СМИ), концептуальная картина мира (ККМ). Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки. 5. При написании работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другое), т.е. (то есть), и пр. (и прочее), вв. (века), гг. (годы), н.э. (нашей эры), обл. (область), гр. (гражданин), доц. (доцент). 6. При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как см. (смотри), ср. (сравни), напр, (например). Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как и другие, и тому подобное, и прочее не принято сокращать. Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или выводов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. Работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в собственном пересказе с указанием на источник. Пример. По мнению Л.С. Выготского дети с задержкой речи оказываются отсталыми в развитии своего воображения. Следовательно, существует значимая связь между развитием воображения и развитием речи [10, с.81]. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике. Пример. В разнообразных ситуациях могут возникать девиации сексуального поведения. "Наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов" [15, с. 93]. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие, и начинают ее со строчной буквы. Пример. П.Я. Гальперин утверждал "…абстракции очищают и упрощают материал и тем существенно облегчают действие" [2, с. 30]. Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо оттого, как она начиналась в источнике. Пример: По мнению А.Н. Леонтьева "психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде" [9, с. 14]. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска. Пример. "Непрерывность развития личности проявляется двояким образом: с одной стороны, процесс личного созревания идет постепенно... с другой стороны, индивид сохраняет важные особенности ... своей личности" [11, с. 16]. Если в приводимой цитате автором работы выделяются какие-то слова, то внизу страницы делается сноска. Пример. С.Л. Рубинштейн доказал тот факт, что "... мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения"1 . ____________________________________ 8. Оформление списка использованных источников Правила оформления списка использованных источников регламентируются ГОСТом 7.0.5-2008. Общий список справочников по терминологии, охватывающий время не позднее середины XX века, дает работа библиографа И.М. Кауфмана [59]. Последовательность формирования библиографического списка может быть по алфавиту фамилий авторов или названий документов: - фамилия автора и его инициалы; - название издательства (без кавычек и слова «Издательство»); 8.1 Примеры библиографического описания Нормативно-правовые документы. Статьи из журналов и сборников. 13. Адорно Т. В. К логике социальных наук // Вопр. философии. – 1992. – № 10. С . 76–86. 3. Crawford, P. J. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works/P. J. Crawford, T. P. Barrett//Ref. Libr. -1997. –Vol. 3, № 58. P. 75-85. 76. Crawford P. J., Barrett T. P. The reference librarian and the business professor: a strategic alliance that works // Ref. Libr. 1997. Vol. 3. № 58. P. 75-85. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000) Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000) 17. Патент РФ № 2000130511/28, 04.12.2000. 65. Археология: история и перспективы: сб. ст. Первой межрегион. конф., Ярославль, 2003. 350 с. Электронные ресурсы локального и удаленного доступа. Ссылки составляют как на электронные ресурсы в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных документов, порталов, сайтов, веб-страниц, публикации в электронных сериальных изданиях, сообщения на форумах и т. п.). Справочники по полупроводниковым приборам // [Персональная страница В. Р. Козака] / Ин-т ядер, физики. [Новосибирск, 2003]. URL: http://www.inp.nsk.su/%7Ekozak/start.htm (дата обращения: 13.03.06). 25. Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU: сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006). 176. Паринов С. И., Ляпунов В. М., Пузырев Р. Л. Система Соционет как платформа для разработки научных информационных ресурсов и онлайновых сервисов // Электрон, б-ки. 2003. Т. 6, вып. 1. URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2003/part1/PLP/ (дата обращения: 25.11.2006). 10.2. Ссылки на электронные ресурсы составляют по правилам, изложенным в разделах 4-9, с учетом следующих особенностей. 10.3. Если ссылки на электронные ресурсы включают в массив ссылок, содержащий сведения о документах различных видов, то в ссылках, как правило, указывают общее обозначение материала для электронных ресурсов. 2 Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс]: 1917 год в письмах А. В. Луначарского, А. А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое о-во». М., 2001. URL: http://www.auditorium.ru/books/473/ (дата обращения: 17.04.2006). 65. Авилова Л. И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит — поздний бронзовый век) [Электронный ресурс]: состояние проблемы и перспективы исследований // Вестн. РФФИ. 1997. № 2. URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007). 10.4. В примечании приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу. 10.4.1. Сведения о системных требованиях приводят в тех случаях, когда для доступа к документу требуется специальное программное обеспечение (например, Adobe Acrobat Reader, PowerPoint и т. п.). 8 Беглик А. Г. Обзор основных проектов зарубежных справочных служб: програм. обеспечение и тех-нол. подходы // Использование Интернет-технологий в справочном обслуживании удаленных пользователей: материалы семинара-тренинга, 23-24 нояб. 2004 г. /Рос. нац. б-ка, Виртуал. справ, служба. СПб., 2004. Систем, требования: PowerPoint. URL: http://vss.nlr.ru/about/seminar.php (дата обращения: 13.03.2006). 53. Волков В. Ю., Волкова Л. М. Физическая культура: курс дистанц. обучения по ГСЭ 05 «Физ. Культура» / С.-Петерб. гос. политехи, ун-т, Межвуз. центр по физ. культуре. СПб., 2003. Доступ из локальной сети Фундамент, б-ки СПбГПУ. Систем, требования: Power Point. URL: http://www.unilib.neva.ru/dl/local/407/oe/oe.ppt (дата обращения: 01.11.2003). 10.4.2. Примечание об ограничении доступности приводят в ссылках на документы из локальных сетей, а также из полнотекстовых баз данных, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум» и т. п.). 5 О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс]: указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 г. № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 10.4.3. При наличии сведений о дате последнего обновления или пересмотра сетевого документа, их указывают в ссылке, предваряя соответствующими словами «Дата обновления» («Дата пересмотра» и т. п.). Дата включает в себя день, месяц и год. 114. Экономический рост//Новая Россия: [библиогр. указ.]/сост.: Б. Берхина, О. Коковкина, С. Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, [2003 — ]. Дата обновления: 6.03.2007. URL: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 22.03.2007). Если по экранной титульной странице электронного ресурса удаленного доступа (сетевого ресурса) невозможно установить дату публикации или создания, то следует указывать самые ранние и самые поздние даты создания ресурса, которые удалось выявить. 10.4.4. Для электронных ресурсов удаленного доступа приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса). Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год: 5 Весь Богородский уезд: форум // Богородск — Ногинск. Богородское краеведение: сайт. Ногинск, 2006. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/forum/ (дата обращения: 20.02.2007). 46. Инвестиции останутся сырьевыми//PROGNOSIS.RU: ежедн. интернет-изд. 2006.25янв. URL: http://www.prognosis.ru/print.html?id=6464 (дата обращения: 19.03.2007). 9. Жилищное право: актуальные вопросы законодательства: электрон, журн. 2007. № 1. URL: http://www.gilpravo.ru (дата обращения: 20.08.2007). Иностранные источники . 18. Holloway J.C. The Business of Tourism. London: Longman, 1994. 238 p. 8. Atlas of finite groups / J.H. Conway [et al.] Oxford : Clarendon Press, 1985. 250 p. Образец оформления титульного листа доклада АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра социологии, экономики, менеджмента Доклад по дисциплине: «История» Новая экономическая политика в России Образец оформления титульного листа реферата АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра социологии, экономики, менеджмента Реферат по дисциплине: «Социология» Социология религии Макса Вебера Образец оформления содержания реферата Введение …………………………………………………………………….........3 1. Социология религии……………………………………………………...6 2. Социология религии Макса Вебера……………………………… .12 2.1 Основные исследования М.Вебера в рамках социологии религии…………12 2.2 «Протестантская этика и дух капитализма»………………………………….18 Заключение ……………………………………………………………….……23 Список использованных источников ……………………………….25 Образец оформления введения для реферата Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить методологию социологии М.Вебера; - проанализировать монографию М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»; - провести сравнительный анализ работ немецкого социолога и других ученых. Образец оформления заключения для реферата Приведенный выше материал дает возможность сделать следующие выводы. Образец оформления титульного листа курсовой работы АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра социологии, экономики, менеджмента по дисциплине «Микроэкономика» Повышение конкурентоспособности предприятия Работа защищена на оценку ______________ ( _________________________ ) Дата защиты: «________»______________________________________ 200_ г. Образец оформления содержания курсовой работы Введение ……………………………………………………………………………..3 1. Теоретические подходы к проблеме изучения конкурентоспособности предприятия…………………………….6 1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности………………………………... 6 1.2 Факторы повышения конкурентоспособности……………………………. 11 1.3 Конкурентоспособность мебели российских производителей……………. 14 2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Ласточка»…………………………………………………………….. 19 2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….. 19 2.2 Анализ экономических показателей………………………………………... 20 2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………... 25 3. Повышение конкурентоспособности ООО «Ласточка» …...32 3.1 Повышение качества…………………………………………………………32 3.2 Мероприятия по продвижению мебели ………………………….....…….....38 Заключение …………………………………………………………………….….43 Список использованных источников………………………………. 46 Приложение………………………………………………………………………. 48 Образец оформления введения для курсовой работы Актуальность темы исследования. В условиях развития рыночных отношений в экономике России принципиально меняется ориентация всей деятельности промышленных и торговых предприятий. Среда коммерческих отношений — это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Л. Эрхарда «рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации» [25, C. 125]. Проблема обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий на сегодняшний день едва ли не главная в ряду основных направлений развития российского государства. Конкурентоспособность на товарных рынках стала основой экономической безопасности страны. В связи с этим, развитие теории и практики обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, в том числе и на мебельном рынке, приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение. Научная степень разработанности проблемы. Теоретические основы раз работки проблем конкуренции и рыночных отношений, содержания, форм и методов конкурентной борьбы были заложены в работах экономистов А. Смита, А. Маршалла, К. Маркса, Дж. Робинсон, Й. Шумпетера, Дж. К. Гэлбрайта, А. Чемберлена, П. Самуэльсона, К. Макконела, С. Брю и других. В них обоснованы общие закономерности рыночной организации хозяйствования. Однако, если отдельные аспекты проблемы обеспечения конкурентоспо собности стран, предприятий, продукции в работах западных специалистов достаточно широко представлены, то самого единого мнения на сущность данного явления пока не выработано. Среди авторов, в чьих работах дискутируются эти проблемы, следует от метить Н.И. Герчикову, Е.А. Горбашко, Б.С. Кобрикова, И.В. Липсица, А.Н. Литвиненко, В.А. Маневича, Б. Мильнера, П.М. Передерия,А. Селезнева, М.А. Татьянченко, P.M. Тихонова, Р.А.Фатхутдинова. Однако большинство авторов рассматривают проблему конкурентоспо собности применительно к материальному носителю - продукту. По нашему мнению, такой подход несостоятелен, поскольку любой экономический процесс, в том числе и создание конкурентоспособной продукции, несет в себе черты общего и особенного, сущности и явления. Поэтому рассмотрение конкурентоспособности продукции в отрыве от процессов обеспечения конкурентоспособности предприятия вряд ли возможно и правомерно. Продукт есть результат деятельности конкретного производителя, располагающего определенным собственным внутренним потенциалом и действующего на конкретном рынке с установленными государством (формальными) и установившимися вследствие деятельности рыночных механизмов (неформальными) «правилами игры». Все это потребовало сосредоточить данное работу на поиске и разработке новых методологических и методических положений, направленных на выявление сущности и содержания конкурентоспособности предприятий, работающих на мебельном рынке, определения факторов, активно влияющих на изменение конкурентоспособности, и резервов ее повышения. С этих позиций рассмотрение конкурентоспособности предприятия как центрального звена во взаимосвязи категорий конкурентоспособность страны - предприятия - продукции представляется значительно более перспективным как для комплексного научного исследования, так и для выработки эффективных мер по регулированию конкурентоспособности, адекватных сегодняшнему состоянию российской экономики. Цель данной работы - предложить пути повышения конкурентоспособности ООО «Ласточка». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - изучить теоретические подходы конкурентоспособности предприятий; - проанализировать конкурентоспособность ООО «Ласточка» на рынке мебельной продукции; - предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности - рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий. Объектом данной работы является конкурентоспособность предприятия. Предметом – способы повышения конкурентоспособности предприятия на мебельном рынке. В данной работе использованы методы теоретического анализа, SWOT-анализа, наблюдения. Образец оформления заключения для курсовой работы Конкуренция является необходимым и определяющим условием нор мального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем поло жительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Также на уровень конкурентоспособности предприятия важнейшее воз действие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства. Существующая в настоящее время ситуация свидетельствует о том, что отечественная мебельная промышленность остро нуждается в повышении конкурентоспособности своей продукции. Большинство российских мебельных предприятий в настоящее время использует импортные материалы и комплектующие, которые либо вообще не производятся в России, либо выпускаются, но низкого качества. Это способствует удорожанию отечественной мебели и снижает ее конкурентоспособность. В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качест ва. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Только качественный товар может привлечь потребителя. Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. В результате проведенного экономического анализа можно сделать сле дующий вывод: площадь предприятия составляет 1109 м, среднегодовая численность работников за анализируемый период изменилась незначительно. В 1,7 раза увеличилась стоимость валовой и товарной продукции, что связано не только с ростом цен, но и с увеличением производства продукции. В 1,4 раза возросла стоимость основных средств. Анализ современного состояния производства мебельной продукции по казывает: объем производства увеличился в 1,3 раза. Использование производственной мощности в связи с этим возросло на 15,2% и составило в 2006 году 59,6%. На 13% произошел рост производственной себестоимости одной тонны, что связано в основном с удорожанием сырья и материалов. Выручка от реализации растет более быстрыми темпами, чем полная се бестоимость, в связи с этим предприятие от реализации мебельной продукции постоянно получает прибыль, которая за анализируемый период возросла в 6,6 раза и составила в 2006 году 315,8 тыс. рублей против 47,8 тыс. руб. в 2003 году. На 6,7% увеличился уровень рентабельности с 2,1% в 2003 году до 8,8% в 2006 году. Чтобы сохранить свою долю на рынке, необходимо делать акцент на ста бильных ценах и продвижении на основе качества. У ООО «Ласточка» должен быть качественный ассортимент, качественные изделия, качественное обслуживание. Для этого предлагается совершенствовать систему качества на торговом предприятии, проводить мероприятия по продвижению мебельной продукции. Как показали расчеты - экономическая эффективность предлагаемых мероприятий достаточно высока. Образец индивидуального плана преддипломной практики «_____»___________________ 20_ г. Кафедра социологии, экономики,менеджмента Направление (Специальность): менеджмент туризма Срок практики: с 06 февраля по 19 марта 2010г. (6 недель) На объекте практики __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ (название организации, адрес, телефон) Руководитель практики от предприятия___________________________________________ _____________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, дом и раб. телефон) Тема дипломной работы студента – Состояние и проблемы рекламирования турбизнеса. Содержание преддипломной практикиПодпись руководителя практикой от предприятия__________________________________ Менеджер выпускающей кафедры __________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, раб. телефон, подпись) «Утверждаю
» ___________________________________ «______» _____________________ 20__ г. Задание на выпускную квалификационную работу
Образец отзыва руководителя на ВКР (дипломную работу) о выпускной квалификационной работе студента Иванова Ивана Ивановича на тему: « Стратегия фирмы туроператора по захвату рынка» 1. Актуальность работы. Стратегическое планирование в туроператорском бизнесе, обусловленное масштабами оперативной деятельности, особенно актуально в условиях возрастающей конкуренции и активизации экспансии, столичных туроператоров на региональном рынке. Проблемы нехватки информации, отсутствия стимулирующей правовой базы, а также отсутствие инвестиционных гарантий обуславливают стихийность регионального рынка туроператоров. В этой ситуации особенно важным и актуальным является мобильность и целенаправленность выбранной стратегии и применения основ стратегического планирования на рынке турбизнеса. 3 . Уровень самостоятельности студента при работе над темой ВКР. Практическая значимость и возможность использования материалов работы. Студент Иванов Иван Иванович в период обучения, по всем ведущим дисциплинам показал хорошие знания, прошел практику в туристской фирме “Новосибирск”, в процессе подготовки выпускной квалификационной работы проявил серьёзные добросовестные качества планомерного и последовательного исследования и объективного аналитика. Его рекомендации могут быть использованы туристическими фирмами в своей работе. 4. Общий вывод и оценка. Настоящая работа выполнена качественно, в полном объеме, отвечает всем требованиям, предъявляемым к написанию ВКР, и может быть допущена к защите с оценкой «отлично», а ее автор присвоения квалификации «специалист по сервису и туризму». Образец рецензии на ВКР (дипломную работу) на выпускную квалификационную работу студента Нового сибирского института по специальности Менеджмент туризма «Государственное регулирование современной туристской индустрии» 1. Актуальность темы. В последние десятилетия передвижения людей в туристских целях охватили многие страны мира, контакты между людьми разных стран стали повседневной реальностью. Россия, обладая колоссальным туристским потенциалом, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Немаловажное значение для эффективного развития туристской индустрии играет государственное регулирование отрасли. 2. Общая характеристика содержания и основных результатов. В работе прослеживаются цели, методы и принципы государственного регулирования туристской деятельности в России. Описывается система государственного регулирования туризма и действующие общественные организации, их функции и задачи. Рассмотрены также правовые аспекты деятельности туризма. 3. Практическая ценность. На основе статистических данных описано современное состояние российского рынка туристических услуг. Выявлено, что преобладает выездной туризм, это способствует вывозу валюты за пределы страны. В то же время возможности въездного туризма используются слабо, особенно в отдаленных районах страны. Определены перспективы дальнейшего развития туризма в России. 4. Наличие самостоятельных разработок автора. В работе показана важность государственного регулирования туристской деятельности, что положительно скажется как на оздоровлении экономической ситуации в стране в целом, так и на формировании положительного имиджа России, как страны, благоприятной для совершения путешествий. На наш взгляд, достаточно корректно сформулированы выводы и предложения. 5. Недостатки и замечания. Может быть, в работе не хватает статистической информации за последние годы, что не умаляет ее значимости. 6. Общий вывод и оценка. В целом, дипломная работа студента Иванова И.И. отвечает всем предъявленным требованиям и может быть допущена к защите с оценкой «хорошо»; автор работы достоин присвоения квалификации «специалист по туризму». Образец оформления титульного листа раздаточного материала членам ГАК АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра социологии, экономики, менеджмента
Тема выпускной квалификационной работы : Новосибирск 2010 Образец оформления титульного листа ВКР АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра социологии, экономики, менеджмента Реинжиниринг бизнес-процесса коммуникаций как метод повышения эффективности деятельности организации (выпускная квалификационная работа) Работа защищена на оценку ______________ ( ___________________________ ) Дата защиты: «________»________________________________________ 20__ г. Председатель ГАК ____________________ ( ____________________________ )
Образец оформления содержания ВКР Ведение……………………………………………………………………………………………3 1. Реинжиниринг бизнес-процессов организации………………………………5 1.1 Реинжиниринг как подход к реструктуризации………………………………………………5 1.2 Моделирование бизнес-процессов организации…………………………………………….11 2.1 Характеристика ГОУ «ИСИ»…………………………………………………………………28 2.2 Анализ существующего положения хранения документов в ГОУ «ИСИ»………………..29 2.3 Анализ документооборота ГОУ «ИСИ» в период сессии…………………………………..38 2.4 Анализ бизнес-процесса коммуникаций ГОУ «ИСИ» 3.1 Разработка новой номенклатуры дел организации………………………………………….52 3.2 Разработка информационно-аналитической системы ГОУ «ИСИ»………………………..62 Заключение……………………………………………………………………….……………67 Список использованных источников………………………………………….......70 Приложения……………………………………………………..……………………………..73 Образец оформления введения для ВКР Научная степень разработанности проблемы. Теоретические основы реинжиниринга бизнес-процессов, и общепризнанность его как процесса, были заложены в работах Хаммера, Давенпорта и Шорта. Термин «реинжиниринг бизнес-процессов» был определен как «фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы» [23, С. 250]. В работах Дракера говорится, что существует разница между производительностью и эффективностью [37, C. 278]. В связи с этим, во многих организациях в 1980-х гг. были внедрены системы Всеобщего качества, которые и привели к идее управления бизнес-процессами. Для достижения поставленной цели нами было определено решение следующих задач: 2. изучить подходы к моделированию бизнес-процессов организации; 3. изучить оптимизацию документооборота как способ реинжиниринга бизнес-процесса коммуникаций; 4. разработать программу исследования; 5. проанализировать существующее положение хранения документов в ГОУ «ИСИ»; 6. проанализировать документооборот ГОУ «ИСИ» в период сессии; Объект исследования: документооборот ГОУ «ИСИ» как бизнес-процесс коммуникаций. Работа имеет практическую ценность, поскольку: − проанализированы результаты проведённого исследования; 1) как бизнес-процесс коммуникаций соответствует достижению целей организации; 2) как организовано хранение документов в организации; 3) как поставлен документооборот организации. Основными методами исследования являются анкетирование, опрос, наблюдение, методология IDEF0. Образец оформления заключения для ВКР Реинжиниринг характеризуется радикальными преобразованиями в существующих технологиях и организационных структурах. Он связан с переходом на качественно новый уровень бизнеса. Достижению цели способствовало решение поставленных в работе задач. На основе результатов проведенного исследования были сделаны следующие выводы: - Какое программное обеспечение использовать в проекте? - Как моделировать процессы с использованием выбранного продукта? - Как проводить анализ и выявлять проблемы при помощи выбранного продукта? - Какую методологию использовать для описания процессов? 7. Разработать информационно-аналитическую систему ГОУ «ИСИ». 1) как бизнес-процесс коммуникаций соответствует достижению целей организации; 2) как организовано хранение документов в организации; 3) как поставлен документооборот организации. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась по всем трем пунктам. [1] Исключение составляют источники, которые являются фундаментальными трудами в исследуемой области. [2] К дипломной работе предъявляются такие же требования, как и к ВКР. |