Учебное пособие: Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа»
Название: Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». - Киев: МСУ, 1998 г. - 56 с. Составитель: к.и.н. доц. Елисаветский С.Я. Рецензенты: д.и.н. проф. Крыжановский О.Н. д.и.н. Фролкин Н.М. Технический редакгор: Бильмак Т. Утверждено Ученым Советом Международного Соломонова университета протокол №4 от 26 апреля 1998 года ♦ Ответственный за выпуск: к.т.н. Терзян Т.К. © ИПЦ «Международный Соломонов университет», 1999. Печатается с авторской редакцией Программа учебного курса "История еврейского народа" Объяснительная записка Курс истории еврейского народа призван дать студентам содержательные знания об основных этапах и главных событиях многовековой истории евреев, Содержание курса должно ответить на вопрос, почему, пережив столь бурную и трагическую историю на протяжении четырех тысячелетий, евреи сохранились как народ, как нация. ■ Выдающийся русский философ Сергей Булгаков в работе "Расизм и христианство" писал: "Царства египтян, персов, вавилонян, эллинов, греков с иными их современниками миновали в веках древней, средней и новой истории, и на фоне этого сохранение Израиля есть настоящее чудо истории, которого не хотят видеть слепотству-ющие. Еврейство вместо того, чтобы давно уже исчезнуть с лица земли... не только сохраняется, но и умножается, крепнет и побеждает в историческом соревновании народов". Как объяснить это "чудо истории"? Традиционное объяснение гласит: еврейский народ сохранился благодаря верности своей религии - иудаизму, заветам Моисеева закона, своим традициям, культуре, земле предков. Макс Даймонт, американский раввин, еврейский историк и философ, полагает, что бессмертием еврейство обязано своему исключительному духовному богатству - своей постоянной связи с источником все новых духовных превращений, которые позволяют евреям выжить и подняться к вершинам каждой последующей цивилизации. Эту связь Даймонт видит в "постоянном диалоге с Богом" -диалоге, который, по его словам, и составляет суть еврейской истории. Но есть и другая причина "чуда истории". Оно свершилось потому, что на протяжении многих столетий еврейский народ непрерывно и самоотверженно вел героическую борьбу за свою религиозную и национальную свободу, за свое право жить в родной стране. История евреев свидетельствует о том, что этот народ подарил человечеству одну из первых монотеистических религий, ставшую источником христианства и ислама. В течение почти 1400 лет, прошедших со времени завоевания Ханаана евреями под предводительством Иехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) до восстания Бар-Кохбы, народ Израиля не раз доказывал, что он готов и может защищать свободу своей религии и страны как от соседних племен, так и от могучих империй. Первое слово, которым открывается "Шулхан арух", гласит:"Быть сильным" ("итгабер"). Из того же еврейского корня "гбр" происходит слово "гибор", что значит "герой". Еврейский народ умел бороться, будучи миролюбивым, и древняя еврейская история и традиция не содержат никаких восторженных слов по поводу военного героизма. Иудаизм не является пацифистским учением, он признает войну фактом реальной истории, но не считает военный героизм высшим проявлением справедливости и человечности. Мы сталкиваемся с весьма многозначительным фактом библейского периода еврейской истории. В еврейском календаре нет дня памяти, благодарения или поминовения в честь завоевания Ханаана и превращения его в Землю Израиля, не отмечено в календаре и завоевание Иерусалима царем Давидом и превращение его в место Храма, не упомянуты и боевые успехи царя-воина Иерована, взявшего Дамаск. Только войну хасмонеев и их победу народ Торы почтил восьмидневным праздником. Почему? Потому, что в иудаизме освящается лишь та война, которая ведется во имя Торы. Первым и важнейшим источником изучения истории еврейского народа является Библия ("ТаНаХ"). Осо- 4 бенность Библии заключается в том, что она сохранилась как живое наследие живого народа, через посредство которого Библия стала достоянием всего культурного человечества. Как священное писание, Библия во все времена сохранялась в основном без изменений, и тем самым текст ее был убережен от искажений и добавок - факт, который значительно увеличил ее ценность для историка. Библейские книги являются источником особого исторического мировоззрения, согласно которому военная мощь и политический успех, даже если они привели к созданию могущественной империи и владычеству над порабощенными народами, ни в какой мере не являются критерием исторической справедливости: именно народ, порабощенный другими, может быть носителем идей гуманности и справедливости. Выдающийся еврейский религиозный философ Мартин Бубер рассматривал процесс еврейской истории как стремление ко все более совершенной реализации трех взаимно связанных идей: идеи цельности, идеи действия и идеи будущего. "Когда я говорю про идеи, - подчеркивал Бубер, - я имею ввиду, разумеется, не абстрактные понятия, а органические тенденции народного характера, проявляющиеся со столь мощной силой и столь устойчивые во времени, что они определяют совокупность духовных ценностей и творений..." Ужо упомянутый историк и философ М.Даймонт, находясь под влиянием концепций Бубера, отмечает:"0 древних евреях мы знаем в основном благодаря их идеям и тому влиянию, которое эти идеи оказали на другие народы и другие цивилизации. Сохранилось очень мало памятников, говорящих о былой славе. Но парадокс состоит в том, что народы, оставившие материальные памятники своего существования, исчезли с лица земли. Между тем евреи, оставившие нам идеи, сохранились". Согласно Максу Даймонту в его книге: "Евреи, Бог и история", шесть раз на протяжении истории существования евреев оказыва- 5 лось под угрозой, и всякий раз евреи преодолевали ее и сохранялись как народ. Велик их вклад в развитие мировой цивилизации. Роль евреев совершенно не пропорциональна их малой численности. Духовная и интеллектуальная активность еврейского народа продолжается свыше трех тысячелетий; евреи прожили 2000 лет без собственного государства и тем не менее сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими народами; евреи выразили свои идеи не только на собственном языке, но и, в сущности, на всех основных языках человечества. Не менее 12% всех Нобелевских премий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Необычайно много евреев стали общественными деятелями, работали в области гуманитарных и общественных наук, были юристами, философами, деятелями литературы и искусства. Даже в тяжелейших условиях еврейские общины поддерживали высокий уровень общественной морали. Еврейский математик Альберт Эйнштейн своими исследованиями в теоретической физике возвестил наступление атомного века. Еврейский психиатр Зигмунд Фрейд приподнял завесу над тайнами человеческого разума. За три столетия до Фрейда Барух Спиноза провозгласил освобождение философии от мистики, открыв тем самым путь к рационализму и современной науке. Еврейские пророки учили, что завоевания не могут быть подлинной целью жизни народа; они вооружили человечество мечтой о всеобщем мире и братстве. "И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Исайя, 2:2,4). В ходе столетий евреи выработали и ввели в свой обиход такие понятия, как молитва, церковь, спасение души, всеобщее образование, благотворительность - понятия, позже воспринятые другими народами. Еврейская история не может быть раскрыта лишь как история одних евреев, ибо они на всем протяжении 6 своего исторического пути жили во взаимодействии с другими цивилизациями. Еврейский народ всегда оказывал влияние на нееврейский мир и, в свою очередь, испытывал его воздействие. Однако даже глубокое, основательное изучение всех внешних влияний не способно объяснить до конца то особенное, что отличает историю еврейского народа. Это особенное, считает Абба Эвен, следует искать в сокровенных глубинах еврейского религиозного духа и еврейского национального гения, Задача курса истории еврейского народа - раскрыть становление евреев в Эрец-Исраэль, образование и развитие еврейской государственности, борьбу евреев против многочисленных чужеземных поработителей и ассимиляторов. Еще одна целевая установка изучаемого курса - на основе усвоения значительной фактографии осмыслить многогранный общественный процесс истории еврейского народа от древнейших времен до наших дней как в Эрец-Исраэль, так и в странах рассеяния, в первую очередь, европейской диаспоры. Сегодня существуют разные точки зрения о месте, значении и будущем еврейской диаспоры в разных странах. Естественно, что позиции израильских историков и политологов порой прямо противоположны взглядам их американских коллег. Уже упомянутый Макс Даймонт считает, что подавление Римом еврейских восстаний "изгнало евреев на свободу, и г; результате они унесли в диаспору высоко развитую культуру в ее экспортной упаковке, подготовленной пророками, святыми и законодателями'". Согласно Даймонту, наличие диаспоры является необходимым условием сохранения еврейства в будущем, ибо она - "универсальная душа еврейства". Такой подход представляется утрированным, односторонним. Изучение курса еврейской истории должно объективно осветить роль диаспоры того или другого региона на разных этапах общественного развития. Важной составной частью курса истории еврейского народа является история евреев Украины и России. Выдающийся еврейский историк Семен Дубнов призывал к изучению истории российских евреев, подчеркивал, что нельзя жить настоящим и стремиться в будущее, не осмыслив прошлого. В Советском Союзе в послевоенные годы даже отрывочные сведения по истории еврейского народа были исключены из школьных и вузовских программ. Официальный курс бывшего советского руководства, в частности широко развернутая антисионистская пропаганда, ложная интерпретация ряда исторических и современных событий, полное замалчивание роли и вклада советских евреев, как и мирового еврейства, в исторический прогресс - все это не только свидетельствовало о преступной дискриминации, но вело к ассимиляции в самом худшем смысле этого слова: абсолютное большинство советских евреев, в первую очередь молодые поколения, совершенно не знали истории собственного народа. Искомый учебный предмет, впервые вводимый в вузе суверенной Украины, призван вооружить еврейскую молодежь знанием своей национальной истории, всех студентов МСУ - знанием и пониманием вклада еврейского народа в мировую и отечественную цивилизацию и культуру. Изучение курса истории еврейского народа, как и истории Украины, других исторических дисциплин, должно способствовать формированию культуры межэтнических отношений, преодолению национальной ограниченности. Одной из основных задач курса истории еврейского народа является объективное и глубокое изучение причин, процесса и последствий Катастрофы европейского еврейства во Второй Мировой войне и многостороннего вклада евреев в победу над фашизмом. Ключевой проблемой истории еврейского народа является освещение длительного периода борьбы за создание национального государства евреев от возникно- 8 вения сионистского движения до провозглашения государства Израиль. Заключительный раздел программы ориентирован на изучение истории становления и развития государства Израиль, внешних и внутренних условий его существования, жизни евреев в Советском Союзе с конца Второй Мировой войны до начала 90-х годов в условиях дискриминации и ассимиляции, первых шагов к возрождению еврейской общности в независимой, суверенной Украине. Многие исследователи усматривают в еврейской истории целостность с первых этапов и до наших дней. История евреев, считают они, это история народа, в которой объединяющее начало преодолевает тенденцию дробления, несмотря на рассеяние в разных странах и включение в общественную жизнь народов, населяющих эти страны. О единстве еврейской истории и ее преемственности свидетельствуют основные исторические факты: жизнь еврейской диаспоры в различных цивилизациях - персидской, эллинистической, римской, арабской и европейской; проявление всеобщей еврейской солидарности со времен Филона Александрийского; интерес к прошлому народа со стороны евреев, которые живут в разных странах, говорят на разных языках и воспитаны на разных культурах; наконец, воссоздание еврейского государства на древней родине нации, после двух тысячелетий изгнания и рассеяния. Существенен вопрос о периодизации истории еврейского народа. Многие даты еврейской истории, особенно ее библейского периода, спорны. Мы будем исходить из той датировки и в большой мере той периодизации, которые предложены в двухтомном "Очерке истории еврейского народа" под редакцией профессора Ш.Эттингера - единственном русскоязычном издании, пригодном в качестве учебного пособия для студентов. В Краткой Еврейской Энциклопедии (Т.З, Иерусалим, 1986) в статье "Израиль. Исторический очерк" выделено много 9 периодов в жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль и в диаспоре. Б "Краткой истории евреев" С.Дубнов отличал четыре исторических периода. Очень своеобразна периодизация истории еврейского народа в переведенных на русский язык книгах С.Рот "История евреев с древнейших времен по Шестидневную войну", А.Эвена "Мой народ", Й.Телушкина "Еврейский мир". В предлагаемой программе учебного курса "История еврейского народа" использована более традиционная периодизация: • Библейский период • Период Второго Храма • Талмудический период • Средние века • Новое время • Новейший период Рамки новейшего периода еврейской истории также традиционные от событий Первой Мировой войны до наших дней. Курс истории еврейского народа рассчитан на 98 лекционных часов и 28 часов семинарских занятий. Вводная лекция. Источники, периодизация и содержание курса "История еврейского народа." Специфика еврейской истории. Вклад еврейского народа в историю мировой цивилизации и культуры. Библейский период 1. Патриархи. Моисей. Исход из Египта. 2. Завоевание и заселение евреями Ханаана. Пери 10 3. Объединенное царство. Саул и Давид, 4. Царь Соломон. Образ жизни и материальная 5. Распад Объединенного царства. Израильское 6. Иудейское царство (928-586 гг. до н.э.). 7. Библейские пророки. Особенности еврейского Период Второго Храма 1.
Вавилонский плен и "возвращение на Сион". 2.
Иудея под властью Птолемеев и Селевкидов. 3. Восстание Маккавеев. Иехуда Маккавей. Пред 4. Хасмонейское государство. Ионатан и Шимон 11 Гиркан I Иоханан. Борьба между фарисеями и саддукеями. Александр Яннай. 5. Завоевание Иудеи Римом. Ирод I. Возникнове 6.
Великое восстание евреев против Рима. Разру 7. Восстание Бар-Кохбы. Национальная катастро Талмудический период 1.
Мишна и Талмуд. Вавилонская диаспора. Уст 2. Евреи на территории Римской империи в пери 12 Средние века 1. Арабское завоевание и владычество арабских 2. Евреи в Испании."Золотой век" испанского ев 3. Крестовые походы. Крестоносцы и мамлюки в 4. Евреи Западной Европы в Х1-ХУ веках. Занятия 5. Евреи в Восточной Европе в Х-ХУ веках. Евреи 6. Экономическая и духовная жизнь западноевро 13 дение гетто. Жизнь еврейского гетто средневековой Европы. Кодекс еврейского права - "Шулхан Арух". Иосеф Каро и Моще Иссерлес. Мартин Лютер и евреи. Протестантская реформация. Занятия и духовная жизнь западноевропейского еврейства в ХУ1-ХУП веках. Ашкеназы и сефарды. Акоста. Спиноза, его отлучение. 7. Евреи Центральной и Восточной Европы в поз 8. Эрец-Исраэль под турецким владычеством. Ев Новое время 1. Евреи в Западной и Центральной Европе в 2. Евреи Украины и Польши в ХУП-ХУШ веках. 14 Посполитой. Богдан Хмельницкий и массовые убийства евреев в 1648-1649 гг. Бегство евреев в Западную Европу во время и после погромов 1648-1660 гг. Франкизм. Кризис польского общества в XVIII веке, его последствия для еврейства Польши и Украины. Колиивщина. Разделы Польши и раскол еврейской диаспоры Речи Посполитой. 3. Хасидизм. Предпосылки и сущность хасидизма. 4. Евреи в Российской империи (1793-1914). Введе 5. Возникновение и развитие политического сио 6. Еврейское социалистическое движение в конце 15 диетического движения. Бунд. Поалей Цион. Национальные и ассимиляторские тенденции в европейском еврействе в XIX - начале XX века. 7. Эрец-Исраэль в XIX - начале XX века. Эрец-Ис- 8. Еврейская общественная мысль и литература в Новейший период 1.
Евреи и еврейские проблемы в воюющих стра 2. Эрец-Исраэль в 1921-1939 гг. Сионистское дви 3. Евреи Украины и России в годы гражданской 16 тическая революция и евреи, Еврейские погромы в Украине в 1919-1920 годах. Последствия погромов. 4. Евреи в Советском Союзе (1922-1941 гг.). Совет 5. Евреи США, Западной и Восточной Европы в 6. Катастрофа европейского еврейства. Нацист 7. Вклад еврейского народа в победу над нациз 17 борьбе с нацистской Германией в рядах армий Советского Союза, стран антигитлеровской коалиции. 8. Провозглашение государства Израиль.Палести- 9. Израиль с 60-х годов до наших дней. Шести 10. Еврейские диаспоры Европы и США во второй 11. Евреи в Советском Союзе после Второй Миро 12. Первые шаги к возрождению еврейской общ 18 Учебный план по курсу "История еврейского народа" К-во К-во № Темы лекций и семинаров лек. часов час. семинаров Т~ 2 3 "~ 4 Вводная лекция 2 Библейский период 14 1. Патриархи. Моисей. Исход из 2 2. Завоевание и заселение евреями 2 Ханаана. Исход из Египта. _________________________ 3. Объединенное еврейское царство. 2 4. Царь Соломон. Образ жизни и 2 5. Распад Объединенного царства. 2 до н.э.) 6. Иудейское царство (928-586 гг. 2 и Первого Храма 7. Библейские пророки. Особен- 2 2 Период Второго Храма _________ 14_______ __ 1. Вавилонский плен и "возвраще- 2 19 Продолжение таблицы 1 1 2 1 3 Г 4 2. Иудея под властью птолемеев и 2 ___ селевкидов ______________________________ 3. Восстание Маккавеев. Иехуда 2 4. Хасмонейское государство ____ 2 5. Завоевание Иудеи Римом. Ирод I 2 6. Великое восстание евреев против 2 2 7. Восстание Бар-Кохбы. Нацио- 2 _____ нальная катастрофа евреев __________________ _____ Талмудический период _________ 4__________ 1.
Мишна и Талмуд. Вавилонская 2 2.__ Евреи на территории Римской 2 Средние века 18 1. Арабское завоевание и владычес- 2 2. Евреи в Испании _____________ 2 2 3. Крестовые походы. Крестоносцы 2 4. Евреи Западной Европы в Х1-ХУ 4 2 5. Евреи Восточной Европы в Х- 2 _____ XV веках _________________________________ 6. Экономическая и духовная жизнь 2 2 позднее средневековье ________ 7. Евреи Центральной и Восточной 2 20 Продолжение таблицы 8. Эрец-Исраэль под Турецким вла- 2 дычеством. Евреи в Османской империи ____ Новое время 20 _______ 1.
Евреи Западной и Центральной 2 2 кала __________________________________________ 2. Евреи Украины и Польши в 2 3. Евреи в Российской империи 4 2 4. Хасидизм 2 2 5. Возникновение и развитие поли- 4 2 6. Еврейское социалистическое дви- 2 __ века __________________________ ________ _______ 7. Эрец-Исраэль в XIX -начале XX 2 ___ века _______________ ________________ 8. Европейская общественная мысль 2 в начале XX века Новейший период 26 1. Евреи и еврейские проблемы в 2 2 воюющих странах в годы Первой Мировой войны Т~ Эрец-Исраэл ь в'1921-193 9 гг. 2 3. Евреи Украины и России в годы 2 гг.)____________________________________________ 4. Евреи в Советском Союзе (1922- 2 I 1941) __________________ I I______ 21 Продолжение таблицы I \ 2 | 3 1 4 5. Евреи США, Западной и Восточ- 2 _____ в истории евреев Германии __________________ 6. Катастрофа европейского еврей- 4 2 7. Вклад еврейского народа в побе- 2 8. Образование государства Изра- 2 2 9. Израиль с 60-х годов наших дней
2 США во второй половине XX века II__ Евреи в Советском Союзе после 2 12 Первые шаги к возрождению ев- 2 рейской общности и культуры в _____ независимой, суверенной Украине ____________ Всего часов ________________ 98 28 Основная литература 1.
Очерк истории еврейского народа /Под ред. 2. Израиль. Исторический очерк. Краткая Ев 3. Рот С. История евреев с древнейших времен по 22 4. Телушкин Й. Еврейский мир. Важнейшие знания 5. Эвен А. Мой народ. Т. 1-2. Б.-А. Молодежная 6. Дубнов СМ. Краткая история евреев. Спб., 1912 7. Тора (Пятикнижие Моисеево). Иерусалим, 5752 8. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и 9. Библейская Энциклопедия. М., 1991. 10. Ойербах М. История еврейского народа от 11. Евреи и еврейство. Сборник историко-фило 12. Даймонт М. Евреи, бог и история. М., 1994. 13. Гилберт М. Атлас по истории еврейского на 14. Социальная жизнь и социальные ценности 15. Клаузнер И.Г. Когда нация борется за свою 16. Герцог X. Герои Израиля. Исторические пор 17. Нудельман Р. Загадки еврейской истории. Ие 18. Кауфман И. Еврейская история и религия. Б.- 19. Маркус Р., Кохен Г., Галкин А. Три великие 20. Гесс М. Рим и Иерусалим. Б.-А. (74). 21. Субтельний О. Украша. 1стор1я. К.,1993. 22. Хонигсман Я.С, Найман А.Я. Евреи Украины 23 23. Кандель ф. Очерки времен и событий из исто 24. Гессен Ю. История еврейского народа в Рос 25. Герцль Т. Избранное. Б.-А. (13). 26. Сионизм в контексте истории. Книги 1,2. Б.-А. 27. "Черная Книга". Иерусалим, 1980. 28. Гутман И., Шацкер X. Катастрофа и ее значе 29. Арад И. Холокост. Катастрофа европейского 30. Хаузнер Г. 6 000 000 обвиняют. Б.-А. (8). 31. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой 32. Государство Израиль. Становление и развитие. 33. Сахар Говард М. История Израиля. Книги 1, 2. Тематика семинарских занятий 1.Объединенное еврейское царство. Израиль и Иудея. 2.Библейские пророки. Особенности еврейского пророчества. З.Эрец-Исраэль под властью эллинистических монархий. Восстание Маккавеев. Хасмонейское государство. 4. Рим и Иерусалим. 5. "Золотой век евреев Испании". Испанское ев 24 6. Евреи Западной и Центральной Европы в клас 7. Евреи Европы и Эрец-Исраэль в период рефор 8. Европейское еврейство в ХУП-ХУШ столетиях. 9. Возникновение и развитие хасидизма. Евреи Ук 10. Евреи в Российской империи. Дискриминация. 11. Возникновение и развитие сионистского дви 12. Евреи и еврейские проблемы в годы Первой 13. Катастрофа и сопротивление европейского 14. Образование и становление государства Изра Тематика и планы семинарских занятий Тема 1. Объединенное еврейское царство. Израиль и Иудея 1.
Образование Объединенного еврейского цар 2. Царь Давид. 3. Царь Соломон. Строительство Первого Храма. 4. Расцвет и падение Самарии. 5. Взятие халдеями Иерусалима и разрушение 25 |