Учебное пособие: Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности 060101 Лечебное дело Екатеринбург 2011
Название: Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности 060101 Лечебное дело Екатеринбург 2011 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития России Кафедра сестринского дела Утверждено ЦМК по производственной практике УГМА «_7 _» _декабря _ 2011 г. уход за больными терапевтического и хирургического профиля Учебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности 060101 Лечебное дело Екатеринбург – 2011 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля студентов специальности 060101 Лечебное дело проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010 г.) и является обязательным компонентом практической подготовки выпускников специальности. Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля проводится в первом и втором семестрах на кафедре сестринского дела. В учебно-методическом пособии изложены основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, приведены ее цель, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 060101 Лечебное дело медицинских вузов и преподавателей - руководителей практики. Целями учебной практики являются
Задачи учебной практики
I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля, предусмотренная учебной программой I курса, проводится в соответствии с: · «Положением о производственной практике студентов Уральской государственной медицинской академии», разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ», приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», · требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста (ФГОС 2010), · рабочей программой учебной практики УГМА (Екатеринбург, 2011). В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедры сестринского дела работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедры. Порядок работы и обязанности студентов и руководителей в период учебной практики: а) студентов 1. В своей работе ориентироваться на приобретение и закрепление практических умений, предусмотренных учебной программой и государственным образовательным стандартом. 2. Соблюдать график работы и выполнение требований трудовой дисциплины в ЛПУ. 3. Соблюдать правила внутреннего распорядка ЛПУ. 4. Руководствоваться основными принципами этики и нормами деонтологии медицинского работника и строго соблюдать их. 5. Регулярно и правильно вести «Дневник учебной практики», составить «Отчет по учебной практике». 6. По завершении практики сдать зачет. б) преподавателей 1. Перед началом практики провести собрание со студентами, сверив их списочный состав, осветив порядок и условия прохождения учебной практики, проинформировав о характеристике баз практики, познакомив студентов с нормативно-правовой базой в здравоохранении и др. 2. Обеспечить студентов учебно-методическими пособиями, составить графики прохождения учебной практики. 3. Осуществлять контроль обеспечения учреждением нормальных условий труда, а также своевременности проведения со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности. 4. Обеспечить высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебным планам и программам. II . ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 1. Вводный семинар · Знакомство с правилами поведения в клинике и нормативно-правовой базой в здравоохранении · Современная концепция сестринского дела. Философия сестринского дела. Сестринский процесс. · Инструктаж по технике безопасности 2. Работа в терапевтических отделениях · Роль медицинского персонала в лечении и уходе за больными. Приемное отделение больницы, организация работы, обязанности медсестры. Виды санитарной обработки и транспортировки больного. Антропометрия. · Термометрия. Основные способы и правила измерения температуры тела, заполнение температурных листов. Типы лихорадок. Уход за лихорадящими больными. Подготовка больного и техника постановки горчичников, компрессов, подача грелки, пузыря со льдом. · Способы применения лекарственных средств. Знакомство с работой поста медсестры, процедурного кабинета и манипуляционной. Основные формы и способы введения лекарственных веществ. Парентеральный способ, преимущества и недостатки, возможные осложнения, тактика медсестры. Понятие об аллергических реакциях, анафилактическом шоке. Первая доврачебная помощь. Постановка внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций на фантомах · Наблюдение и уход за больными с нарушением функции системы органов дыхания. Основные проблемы пациента. Оценка параметров дыхания, подсчет ЧДД. Планирование ухода и помощь при кашле, кровохарканье, легочном кровотечении, приступе бронхиальной астмы. Методы кислородотерапии. Пользование карманным ингалятором. Взятие мокроты для лабораторных исследований. · Наблюдение и уход за больными с нарушением функции сердечно-сосудистой системы. Особенности жалоб и выявление проблем пациента Оказание помощи при болях в сердце, острой сосудистой недостаточности, острой сердечной недостаточности. Исследование пульса. Измерение артериального давления. · Наблюдение и уход за больными с нарушением функции органов пищеварения. Основные жалобы и проблемы пациента, планирование ухода. Неотложная помощь при рвоте, желудочном, кишечном кровотечении, желчной колике. Промывание желудка на фантоме. · Наблюдение и уход за больными с нарушением функции почек и мочевыводящих путей. Тактика медсестры при острой задержке мочи, почечной колике. Наблюдение за мочеиспусканием, его частотой и характером. Оценка суточного диуреза. Правила забора мочи для лабораторных исследований (ОАМ, посев, пробы по Зимницкому и Нечипоренко, суточная протеин- и глюкозурия). Подготовка больных к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям желудка и кишечника, почек и мочевыводящих путей. Виды клизм, методика приготовления и проведения на фантоме. · Особенности ухода за тяжелобольными. Особенности работы медперсонала в отделениях реанимации. Легочно-сердечная реанимация. Признаки клинической и биологической смерти. Методы ЛСР. Отработка навыков ЛСР на фантоме. · Особенности ухода за больными и сестринское дело в гериатрии. Особенности организации сестринского процесса. · Клинические проявления при поражении электрическим током, перегревании, переохлаждении, утоплении, удушении. Правила оказания первой помощи и уход за пострадавшими. 3. Работа в хирургических отделениях · Структура современного хирургического стационара. Уход за больными в хирургическом стационаре. Прием больных в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала приемного отделения. · Принципы асептики и антисептики в хирургическом стационаре. Меры борьбы с внутрибольничными инфекциями. Особенности санитарно-эпидемиологического режима при туберкулезе, гепатите, ВИЧ-инфекции. · Санитарно-эпидемиологический режим в хирургическом отделении Особенности работы постовой медсестры. Виды, последовательность, техника уборки отдельных помещений с применением дезинфектантов. · Санитарно-эпидемиологический режим в операционном блоке. Структура, оснащение и оборудование, принципы организации труда. Система асептики в операционном блоке и меры ее поддержания. Санитарно-гигиенический режим в операционном блоке. · Гигиена медицинского персонала. Обработка рук. Правила работы с биологическими материалами. · Особенности ухода и подготовки больных к операциям. Общая подготовка больных к плановой операции на органах брюшной и грудной полостей. Специальная подготовка больных к операции. Подготовка больных к неотложным операциям. · Особенности ухода за больными после хирургического вмешательства, профилактика послеоперационных осложнений. Соблюдение лечебно-охранительного и двигательного режима. Организация ухода за телом больного, профилактика пролежней. · Санитарно-эпидемиологический режим в отделении реанимации. Особенности работы медсестры. Уход за больными с трахеостомой, находящимися на ИВЛ. Правила ухода за катетером в магистральной вене. · Гигиена питания и транспортировки больного. Методы кормления тяжелобольных. · Устройство и оборудование перевязочной. Понятие о десмургии. Классификация повязок. Использование клеевых, пластырных повязок, эластического трубчатого бинта. Освоение техники наложения различных типов мягких повязок. · Оказание первой помощи при неотложных состояниях 4. Выполнение исследовательской работы · Сбор, обработка и систематизация литературного материала · Защита рефератов 5. Зачет · Отчет по учебной практике · Тестовый контроль · Практический навык при решении ситуационной задачи III . ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ В результате прохождения учебной практики студент должен Знать : - принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц; - теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала; - принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях; - виды санитарной обработки и способы транспортировки больных; - типы лихорадок; - принципы применения лекарственных средств; - особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма; - признаки неотложных состояний; - особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста; - принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля. Уметь: - проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем; - осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни; - проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных; - осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела; - собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований; - применять различные способы введения лекарственных веществ (на фантомах); - осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем; - осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде; - оказывать первую помощь при неотложных состояниях; - проводить легочно-сердечную реанимацию (на фантомах); - проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на фантомах); - осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными; - обрабатывать руки дезинфицирующими растворами; - провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала. Владеть: - навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими. IV . КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Объем выполняемой работы студенты ежедневно отражают в дневнике практики, который предоставляется при сдаче зачета. Контроль знаний и умений студентов по результатам семинарских занятий осуществляется при работе со студентами ежедневно. Согласно «Методике балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной практике "Уход за больными терапевтического и хирургического профиля"», на аттестацию по учебной практике допускаются студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 40 баллов. Студенты, имеющие рейтинг по учебной практике в общей сложности не менее 50 баллов, приобретают право на получение зачета в формате «автомат». Зачет по учебной практике является обязательным условием выполнения учебного плана подготовки студента. В аттестацию включается: тестовый контроль в компьютерном классе кафедры физики и информатики, отчет по учебной практике и демонстрация практических навыков при решении ситуационной задачи. Итоги учебной практики по пятибалльной системе заносятся в зачетную ведомость, которая должна быть представлена в отдел производственной практики, статистики и учета личных дел студентов и деканат в трехдневный срок, а также в зачетную книжку студента. V . КРИТЕРИИ ПОСТАНОВКИ ЗАЧЕТА Итоговый рейтинг студента по учебной практике определяется в результате суммирования рейтинговых баллов, набранных студентом в течение учебной практики по результатам текущего контроля, и рейтинговых баллов, полученных студентом по результатам экзаменационного контроля или премиальных баллов. Для перевода итогового рейтинга студента по учебной практике в аттестационную оценку вводится следующая шкала:
VI . ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ За время прохождения учебной практики студенты должным образом оформляют следующие документы : 1. Дневник учебной практики. Дневник должен отражать объем выполненной работы. 2. Отчет по учебной практике. 3. Реферат по итогам научно-исследовательской работы в виде приложения к отчету. 6.1. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА учебной практики 1. Учёт всех видов выполненной работы студентов в соответствии с планами учебной практики по разделам ведется четко и аккуратно во время практики. 2. Титульный лист дневника учебной практики студента должен соответствовать образцу, приведенному ниже. ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Ф.И.О. ______________________________________________________ Группа _____________________________________________________ Место прохождения практики – ________________________________ Начало практики _____________ Окончание практики_______________ Ф.И.О. преподавателей __________________________________________ 3. Запись в дневнике учебной практики ведется ежедневно и по итогам работ за каждый день дневник подписывает со всеми замечаниями и предложениями преподаватель. Образец ежедневного ведения дневника учебной практики представлен в таблице 1. Таблица 1 Образец ежедневного ведения дневника учебной практики
Примечание. Кратко перечислить весь объем работы в течение каждого дня по трем указанным направлениям. 4. Дневник учебной практики предъявляется перед сдачей зачёта. 6.2. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА по учебной практике Студент составляет отчет по результатам учебной практики. Отчет по учебной практике содержит количественный отчет о выполненной за время практики работе по видам работы. В виде приложения в отчет включается выполненный реферат. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Отчет подписывается студентом и заверяется преподавателем. Лицевой (титульный) лист отчета должен быть оформлен следующим образом:
ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития России Кафедра сестринского дела ОТЧЕТ по учебной практике Студент ______________________ группы ___________ курса ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Место прохождения практики _________________________________ Отчет составил ___________________________ (__________________) (подпись) (Ф.И.О.) Руководитель практики от ГОУ ВПО УГМА _________________ _______________ ______________ Должность (подпись) (Ф.И.О.) «______»______________ 20____г.
VII . ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Основная литература 1. Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учеб. пос. / В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 464 с. 2. Чернов В.Н. Уход за хирургическими больными. Учебное пособие / В.Н. Чернов, И.И. Таранов, А.И. Маслов .- Ростов н/Д: Феникс, 2006 .- 224 с. Дополнительная литература
Журналы
Электронные ресурсы
VIII. Темы рефератов Уход за больными терапевтического профиля 1. Планирование сестринских вмешательств у пациентов с нарушением сна. 2. Планирование сестринских вмешательств у пациентов с нарушением потребности в нормальных движениях. 3. Причины и факторы риска преждевременного старения. 4. Особенности реакций на болезнь и стресс у лиц пожилого и старческого возраста. 5. Основные методы определения биологического возраста человека. 6. Обучение пациентов и их родственников приемам самоконтроля. 7. Обучение пациентов и их родственников приемам самопомощи. 8. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса у лиц пожилого и старческого возраста. 9. Особенности работы медицинских сестер в отделениях сестринского ухода. 10. Особенности работы медицинских сестер в хосписах. 11. Правила эксплуатации, хранения и техники безопасности при работе с инструментарием и электроаппаратурой. 12. Правила эксплуатации, хранения и техники безопасности при работе с газовыми баллонами. Уход за больными хирургического профиля 1. Обучение пациентов и их родственников элементам ухода и самоухода. 2. Аварийные ситуации в работе медицинского персонала. 3. Профилактика профессионального травматизма медицинских работников. 4. Планирование сестринских вмешательств у пациентов с болью. 5. Особенности травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. 6. Лечебно-охранительный режим в хирургическом отделении. 7. Перевязочные средства для лечения ожоговых ран. 8. Ятрогенная патология в хирургии. 9. Виды питания хирургических больных. Кормление тяжелобольных. 10. Уход и профилактика осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы у оперированных больных. 11. Уход и профилактика осложнений со стороны органов дыхания у оперированных больных. 12. Уход и профилактика осложнений со стороны органов пищеварения у оперированных больных. 13. Уход и профилактика осложнений со стороны органов мочеотделения у оперированных больных. 14. Методы борьбы с гиподинамией у больных в послеоперационном периоде. |