Реферат: Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Название: Элективный курс «Решение задач с параметрами» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
г. Люберцы Московской области Реферат Элективный курс «Решение задач с параметрами» Учитель математики Спиридонова Ирина Петровна
Г. Люберцы, 2007 г. Оглавление 1. Введение. 3 стр. 2. Элективный курс «Решение задач с параметрами». а) Пояснительная записка. 5 стр. б) Структура курса планирования учебного материала. 7 стр. в) Краткое содержание курса. 8 стр. г) Планирование. 12 стр. д) Методические рекомендации при изучении некоторых тем. 13 стр. 3. Заключение. 27 стр. 4. Библиографический список. 28 стр. 5. Приложения. ВВЕДЕНИЕ. В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные; профильные общеобразовательные; элективные. Единый государственный экзамен – это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник. Одной из целей проведения ЕГЭ является совмещение итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Еще одна из целей введения ЕГЭ – попытка улучшения качества образования в России за счет более высокой мотивации на успешное его прохождение. Теперь детей надо готовить к экзаменам по-иному, так, чтобы они сдавали их успешно, а результаты можно было сравнить. Выдерживать такие экзамены – новая задача, как для школьников, так и для педагогов. Можно привести один из главных выводов эксперимента с ЕГЭ: «Впервые за сто лет в России появился объективный и абсолютно прозрачный механизм оценки знаний школьников». На экзаменах прошлых лет в общеобразовательных классах, как правило, задачи с параметрами не решались, а если решались сильными учащимися, то только частично. Решаемость таких заданий не превышала 2% для всех испытуемых. Каждый ВУЗ предъявляет свои требования к уровню математической подготовки будущего студента, поэтому ВУЗы с большим курсом математики включали в билеты задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя специальную целенаправленную подготовку. Вопрос лишь в том, насколько конкурсная задача повышенной сложности обладает диагностической ценностью. Иными словами, можно ли с помощью этой задачи проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности. Такой диагностической и прогностической ценностью в полной мере обладают задачи с параметрами. Практика вступительных экзаменов в ВУЗы по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении. На сегодняшний день задачи с параметрами – неотъемлемая часть ЕГЭ по математике. Поэтому учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач, и делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно. Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности? Параметр – это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему). Иными словами, уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра. Введение параметра способствовало появлению качественно новых типов задач, вдохнуло, если так можно выразиться, новую жизнь в такие традиционные виды задач, как решение уравнений и неравенств. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход решения и форму ответа. В этом смысле не всякая задача, в условии которой формально присутствуют параметры («буквы»), является задачей с параметрами. В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно. При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельной работе. В связи с вышесказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: «Решение задач с параметрами». Основными формами проведения элективного курса являются изложение узловых вопросов курса в виде обобщающих лекций, семинаров, дискуссий, практикумов по решению задач, рефератов учащихся. Автор реферата долгое время занималась изучением данной темы в рамках самообразования. В 2001г. ею была разработана «Программа дополнительного образования по математике», в которой задачи с параметрами вводились в курс обучения с 7-го класса. (См. приложения к реферату). Программа была успешно отработана на двух выпусках учащихся. Сейчас это студенты соответственно третьего и второго курсов различных ВУЗов. Все ребята отмечают значимость тех дополнительных знаний, которые они получили на этих занятиях. Нынешний курс позволяет обобщить и систематизировать весь опыт, накопленный за эти годы; дает возможность за короткое время обучить умению решать достаточно сложные задания. Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
Элективный курс«Решение задач с параметрами»Пояснительная запискаЦелью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в ВУЗы. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры. Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами». Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Цель курса· Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами для подготовки к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе. · Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей. · Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. · Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы. В результате изучения курса учащийся должен:
Структура курса планирования учебного материалаТемы:
Краткое содержание курсаI. Первоначальные сведения. Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений. II. Решение линейных уравнений (и уравнений, приводимых к линейным), содержащих параметр. Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра. III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр. Определение линейного неравенства. Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств. IV. Модуль и параметр. Определение модуля. Алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем. Раскрытие разных модулей. Графический способ решения. Цель: Выработать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, содержащих параметр. V. Квадратные уравнения, содержащие параметр. Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами. VI. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. Область значений функции. Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами, решаемых с помощью свойств квадратичной функции. VII . Рациональные уравнения. Общая схема решения целых и дробно-рациональных уравнений. Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр. Различные способы решения. Цель: Сформировать умение решать рациональные уравнения с параметром. Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметр. VIII . Рациональные неравенства. Общая схема решения, «метод областей». Различные способы решений. Цель: Формировать умение и навыки решения рациональных неравенств с параметром. IX. Иррациональные уравнения .
Схемы решения иррациональных уравнений. Область определения уравнения. Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр. Цель: Сформировать умение решать иррациональные уравнения с параметром. Исследование иррациональных уравнений, содержащих параметр. Х. Иррациональные неравенства. Схемы решения иррациональных неравенств. Решение соответствующих неравенств, содержащих параметр. Цель: Формировать умение и навыки решения иррациональных неравенств с параметром. XI . Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры. Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений, содержащих параметры.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения с параметрами. XII . Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметры. Свойства показательной функции. Решение показательных неравенств, содержащих параметры. Цель: Формировать умение и навыки решения показательных и логарифмических неравенств с параметром. XIII . Производная и ее применения. Касательная к функции. Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления. XIV . Тригонометрия и параметры. Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр. Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами. XV . Графические приемы решения. Использование свойств различных функций при решении заданий с параметром. Специфика решений графическим способом. Преимущества и недостатки графического способа. Цель: Научить графическим приемам решения задач с параметром. XVI . Нестандартные задачи с параметрами. Использование различных свойств при решении задач с параметрами. Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения. Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление. XII . Текстовые задачи с использованием параметра. Использование различных свойств при решении задач с параметрами. Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения. Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление. Планирование (64 часа)
Методические рекомендации
Линейные и квадратные уравнения Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами: ах = b , где х – неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном. При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него. Особым значением параметра а является значение а = 0. 1. Если а
≠ 0 , то при любой паре параметров а
и b
оно имеет единственное решение х
= 2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b . В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b . 2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет. 2.2. При b = 0 уравнение примет вид: 0 х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число. Пример . Решить уравнение 2а(а — 2) х = а — 2. (1) Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а =0 и а =2. При этих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х . В то же время при значениях параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества A1 ={0}, А2 ={2} и А3 = {а ≠0, а ≠2} и решить уравнение (1) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (1) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а= 0 ; 2) а= 2 ; 3) а ≠0, а ≠2. Рассмотрим эти случаи. 1) При а= 0 уравнение (1) принимает вид 0 х = - 2. Это уравнение не имеет корней. 2) При а= 2 уравнение (1) принимает вид 0 х =0. Корнем этого уравнения является любое действительное число. 3) При а≠0, а≠2 из уравнения (1) получаем, х = откуда х = 0твет: 1) Если а= 0, то корней нет; 2)если а= 2, то х – любое действительное число; 3) если а
≠0, а
≠2 , то х
= Пример. Решить уравнение (а — 1) х 2 +2 (2а +1) х +(4а +3) =0; (2) Решение. В данном случае контрольным является значение a =1. Дело в том, что при a =1 уравнение (2) является линейным, а при а≠ 1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а = l; 2) а ≠1. Рассмотрим эти случаи. 1) При a =1 уравнение (2) примет вид 6х +7=0. Из этого уравнения находим х
= - 2) Из множества значений параметра а ≠ 1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (2) обращается в 0. Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао , то при переходе значения D через точку ао дискриминант может изменить знак (например, при а<ао D< 0, а при а>ао D>0). Вместе с этим при переходе через точку ао меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а<ао корней нет, так как D< 0, а при а>ао D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям. Составим дискриминант уравнения (2):
Из уравнения этом если а
<- Таким образом, осталось решить уравнение (2) в случае, когда а
<- Если а
<- { a
≥- Ответ:
1) если а
<- 2) если а
= 1, то х = - 3) если a
≥- Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами При решении различных задач часто используются не только свойства квадратного уравнения, но и свойства квадратичной функции. Полезно дать учащимся таблицу, позволяющую составлять систему неравенств для нахождения решений задачи. Однако, на мой взгляд, для рационального подхода к поиску решения достаточно рассмотреть только расположение графиков при положительном старшем коэффициенте, но обратить внимание, что тогда неравенства составляются в виде
Пример. При каких значениях параметра а один из корней уравнения (а2 -2)х2 +(а2 +а -1)х -а3 +а =0 больше числа а, а другой меньше числа а ? Решение. Задача равносильна следующей: при каких значениях параметра а нули квадратичной функции g(х)= (а2 -2)х2 +(а2 +а -1)х -а3 +а лежат на вещественной оси по разные стороны от точки х = а ? Исходя из таблицы, имеем условие: а f( A)< 0. В нашем случае это условие принимает вид (а2 -2) g(а)< 0. Следовательно, требованию задачи удовлетворяют решения неравенства (а2
-2)
((а2
-2)а2
+(а2
+а
-1)а
-а3
+а
)<0, где а2
-2 Решая полученное неравенство, находим, что а Ответ
:
При а Пример.
При каких значениях параметра больше 1? Решение.
Очевидно, что задача равносильна следующей: при каких значениях параметра больше 1? Переход от одной формулировки задачи к другой подчеркивает ту общую часто используемую при решении алгебраических уравнений второй степени идею, которая связана с описанием тех или иных свойств квадратного трехчлена и их геометрической интерпретации на графике. В частности, для того, чтобы корни квадратного трехчлена
были больше числа
(см. рис. 1.1.) Условия (3) равносильны условиям где Возвращаясь к исходной задаче, замечаем, что при Рассмотрим случай Решая эту систему, находим, что Очевидно, что этот же результат мы получили бы и решая неравенство Ответ:
Рациональные неравенства с параметрами Пример
.
Найти все значения параметра выполняется при всех Решение.
Исходное неравенство является однородным неравенством второй степени относительно функции которое после замены
Найдем множество значений функции Итак, исходное неравенство выполняется для всех Рассмотрим квадратный трехчлен
![]() Последовательно преобразуя, получаем: Объединяя решения систем (1)-(3), получаем ответ. Ответ
:
Иррациональные уравнения с параметрами Существует несколько способов решения иррациональных уравнений с параметрами. Познакомимся с ними, разобрав следующий пример. Пример.
В зависимости от значений параметра
Решение. Решим уравнение (1) пятью способами, которые необходимо знать, ибо наряду с другими подходами они могут быть использованы и при решении иных типов уравнений. Способ 1. Уравнение (1) равносильно системе или системе
Решая уравнение из системы (2), находим
откуда следует, что при
т.е. при Уравнение (1) будет иметь только один корень приходим к выводу, что Замечая теперь, что при Ответ:
если если если если Способ 2 . Возведя обе части уравнения (1) в квадрат, получим уравнение из системы (2), корни которого задаются формулами (3). Но здесь надо иметь в виду, что при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат могли появиться посторонние корни. Поэтому при данном способе решения необходимо произвести проверку. Так, подставляя корень
откуда Если же подставить корень Учитывая теперь, что при Способ 3.
Если воспользоваться геометрическим смыслом квадратного трехчлена, то, обращаясь к равносильной уравнению (1) в системе (2), приходим к выводу, что уравнение (1)будет иметь корни Решая эту систему, находим, что При Если же Способ 4. Рассмотрим графики функций
заданных соответственно левой и правой частями уравнения (6.1).
Абсциссы точек пересечения этих графиков и будут решениями уравнения (1). При При При При
Способ 5. Перепишем равносильную уравнению (1) систему (2) в виде Построив тогда в плоскости
Ответ:
если если если если Показательные и логарифмические неравенства с параметрами Пример
.
Найти все значения параметра выполняется для всех действительных значений Решение. Исходное неравенство равносильно следующей совокупности двух систем:
![]() В системе (1) параметр которое не может выполняться при всех действительных значениях В системе
из первого неравенства (
которое, очевидно, выполняется для всех действительных
С учетом того, что Ответ:
Производная и ее применения Пример.
Найти все значения параметра имеет хотя бы один экстремум строго между числами Решение.
Для вычисления экстремумов функции
Дальнейшее решение задачи изложим двумя способами. I- ый способ.
Рассмотрим квадратный трехчлен Если абсцисса откуда следует, что Если Если Объединяя найденные значения параметра II – й способ. Как мы уже получили ранее, в точках экстремума, то есть при Так как производная Левая ветвь параболы Правая ветвь параболы Объединяя найденные выше интервалы Ответ:
Заключение Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в ВУЗы. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики. Даже если бы эти задачи не предлагались на выпускных и вступительных экзаменах, то все равно в школьной математике задачам с параметрами должно уделяться большое внимание. В этом автор данного реферата глубоко убеждена: ведь известно, какую роль играют данные задачи в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются (и опыт это подтверждает) с другими задачами. Решение задач, уравнений с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. При решении задач с параметрами одновременно активно реализуются основные методические принципы: принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь; принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы; принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках. Разработанный элективный курс может быть использован учителями математики при подготовке к ЕГЭ, вступительным экзаменам в ВУЗы, на занятиях математического кружка. В нем систематизирован теоретический и дидактический материал, отвечающий принципу последовательного нарастания сложности.
Б иблиографический список. 1. Амелькин. В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике. – 2-е изд. - Мн. ООО «Асар», 2002. – 464 с.; ил. 2. Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики. – 4-е изд. – Просвещение, 1997. – 271 с.; ил. 3. Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. – 3-е изд. – М.; Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 336 с. 4. Дорофеев Г. В. и др. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.; ил. 5. Сканави М. И. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – 7-е изд. – М. 1996. – 528 с.; ил. 6. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2000. – 315 с; ил. 7. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. и кл. с углубл. изуч. матаматики. – М.: Просвещение,1997. – 224 с.; ил. 8. Саакян С. М. и др. задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.; ил. 9. Черкасов О. Ю.Якушев А. Г. Математика для поступающих в серьезные вузы. – М.: Московский лицей, 1998. – 400 с. 10. Говоров В. М. и др. Математика: сборник задач с решениями для поступающих в вузы. – М.: АСТ: Астрель,2005. – 829 с.; ил. 11. Шарыгин И. Ф. Сборник задач по математике с решениями: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2001. – 448 с.; ил. 12. Ромашко В. Д. Параметры. – Интернет. 13. Карп. А. П. Сборник задач для подготовки к выпускным экзаменам по алгебре и началам анализа. – Санкт-Петербург: Оракул, 1998. – 284 с. 14. Бортаковский А. С., Закалюкин В. М. Задачи повышенной сложности по математике для абитуриентов, - М.: Изд-во МАИ, 2003. – 424 с. 15. Бортаковский А. С., Закалюкин В., Шапошников В. П. Экзаменационные задачи и варианты по математике: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Изд-во МАИ, 2004. – 384 с. 16. Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Экзамен, 1998. – 192 с. 17. Горнштейн П. И., Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Якир М. С. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.: Илекса, Харьков:Гимназия, 1998. – 236 с. 18. Сергеев И. Н. Математика. Задачи с ответами и решениями: Пособие для поступающих в вузы. – М.:КДУ, 2005. – 3-е изд. – 360 с.; ил. 19. Приходько Л. А., Грознова С. Ю. Математика: Пособие для поступающих в 10-ый лицейский класс. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 69 с. 20. Лебедев В. В. Решения задач репетиционного экзамена по математике 2002-2004 г. М.: «Экспресс-Полиграф-Сервис»., - 2002. 21. Потапов М. К.., Олехник С. Н.,Нестеренко Ю. В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Изд-во Московского университета, 1992. – 16 с. 22. Осколков В. А. и др. Сборник конкурсных задач по математике с решениями и ответами. – М.: МИФИ, 2003. – 92 с. 23. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Экзамен,2004, 2005, 2006. 24. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: АСТ: Астрель,2006, 2007. 25. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Просвещение, 2005-2007. 26. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Сборник задач и контрольных работ (7-9 кл.). – Москва-Харьков: Илекса, Гимназия, 1999. 27. Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре (7-11 кл) |