Реферат: «Детали, узлы и механизмы систем управления»
Название: «Детали, узлы и механизмы систем управления» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования РФ Уральский государственный технический университет - УПИ Кафедра Технологии и средства связи Проектирование исполнительного Курсовая работа по курсу «Детали, узлы и механизмы систем управления» Пояснительная записка Вариант № 24 Студент гр. УИТС – 332 К:Преподаватель: С.Б. Комаров Каменск – Уральский2002 СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………………….…..3Расчётное задание…………………………………………………………………….….10Расчёт исполнительного механизма………………………………………………….11Заключение…………………………………………………………………………………15Библиографический список……………………………………………………………16ПриложенияВВЕДЕНИЕ Курсовая работа заключается в разработке кинематической схемы исполнительного механизма маломощной следящей системы, предназначенной для дистанционного управления. При разработке любого электромеханического прибора приходится решать многие задачи: кинематические, силовые, точностные, конструкторские, технологические, экономические. Отдельные вопросы расчета и конструирования малогабаритных механизмов освещены в довольно большом количестве литературы, как правило, малораспространенной. Следя щие систе мы представляют обширный класс систем автоматического регулирования с обратной связью. Сле дящая систем а является устройст вом , которое устанавливает положени е объ екта в соот ветствии с произвольно меня ющимс я сигналом, обладающим весьма малой мощ ностью. Ее дей ствие зави сит от ра зности между действительным положе нием об ъекта и его ж елаемы м полож ением. Сл едящая система действует так, чтобы уменьш ить э ту разность до нуля и этим достигнуть действительного п оложе ния объекта, равного же лаемому положению . При этом выполняются три опе ра ции: 1. Выявление рассогласования. 3. Действие исполнительного двигате ля. Рассмотрим принцип действия простейш ей следящей системы. Предпо ложим, что задачей данной следя щей системы является дистанционное упра влен ие угловы м положение м вала, рис. 1 и рис. 2. Положение командного вала aтр может меняться произвольно. Управляемый вал должен точно воспроизводить положения командного вала. Чтобы достигнуть этого, положение командного вала aтр преобразуется в другую физическую величину, удобную для передачи на значительное расстояние, например, электрический потенциал. Электрический потенциал jтр снимаемый с потенциометра П1 , пропорционален положению командного вала и однозначно определяет это положение. Аналогично положение управляемого вала aд преобразуется в пропорциональный ему потенциал jд с помощью другого потенциометра П2 . Оба потенциометра питаются от одного источника напряжения Е. Выходной потенциал второго потенциометра jд , являющийся сигналом обратной связи, сравнивается с потенциалом первого потенциометра jтр . Разность этих потенциалов, U = jтр - jд , называется сигналом рассогласования между командным валом и управляемым валом, угол рассогласования - q = aтр - aд . Сигнал рассогласования U усиливается усилителем в К раз до необходимой величины. Полученное напряжение управления Uу подается на исполнительный двигатель. Двигатель через промежуточную передачу - редуктор вращает управляемый вал в направлении уменьшения рассогласования между валами до нуля. Как только положение управляемого вала совпадет с положением командного вала, потенциалы jтр и jд будут равны, сигнал рассогласования U и напряжение управления Uу станут равными нулю, и двигатель остановится. Рис. 1. Простейшая следящая система. ДВ - двигатель; П1 и П2 - потенциометры; УО - управляемый объект; aтр - требуемый угол поворота управляемого вала, задается на командном вале с помощью маховика "М"; aд - действительный угол поворота управляемого вала; jтр - потенциал, снимаемый с потенциометра П1 ; jд - потенциал, снимаемый с потенциометра П2 ; Uя - напряжение, подаваемое на якорь двигателя постоянного тока; Uу - напряжение, подаваемое на обмотку возбуждения (управления) двигателя постоянного тока. Рис 2. Принципиальная схема простейшей следящей системы. ЭС - элемент сравнения, УО - управляемый объект Например, из положения 1 быстро п овернем командный вал в положение 2, следящая система отработает этот сигнал и управляемый вал займет положение 2. В любой следящей системе имеются три существенные составные части: 1. Средс тва для определения рассогласования между действительным положением объекта управления и его желаемым положением. Эти средства называют выявителями рассогласования. В указанном выше примере в качестве выявителей рассогласования использованы два потенциометра П1 и П2 . 2. Средства для усиления сигнала рассогласования до значения, достаточного для управления источником мощности. В примере эту функцию может выполнять электронный усилитель. 3. Источник мощности - исполнительный двигатель непосредственно устанавливает положение управляемого объекта через промежуточную передачу. В примере: источник мощности - двигатель постоянного тока, промежуточная передача - редуктор. Выявителями рассогласования могут быть электрические машины индукционного типа, например, сельсины, поворотные (вращающиеся) трансформаторы, магнесины, индуктосины и т.д., различные потенциометры и другие устройства. Причем сельсины нашли наибольшее применение в следящих системах дистанционной передаче данн ых. Поворотны е тран сформаторы, типа СКВТ (синусно-косинусные вращающиеся трансформаторы) нашли наибольшее применение в решающих следящих системах, а также для точной дистанционной передачи данных. Усилители могут быть электронными, ионными, электромашинными и прочими. Источниками двигательной энергии следящ ей системы могут быть дви гатели переменного тока и дв игатели постоянного тока, обладающие более лучшими свойствами и возможностями управления. Следует отметить, что кроме электромеханических следящих систем, применяются ги дра вл ическ ие, пневматические следящие системы со свои ми средствами выявле ния рас согласования, усиле ния и исполнительными органами . Рассмотрим принцип действи я следящ ей системы с использованием в качестве выявителей рассогласован ия сельсин ов, ри с. 3 и рис. 4. Электрическая машина сельсин состоит из статора, на которой находится обмотка возбуждения, и ротора, в пазах которого расположены 3 обмотки, причем электрические оси этих обмоток смещены на 120° (применяются также сельсины других исполнений). Для выявления рассогласования между положением командного вала и положением управляемого вала используют два сельсина. Сельсин, связанный с командным валом, называют датчиком. Сельсин, связанный с управляемым валом, называют приемником. Обмотки роторов датчика и приемника связаны проводами, для увеличения точности следящей системы командный вал связывают с ротором сельсина-датчика через промежуточную передачу Z1 , Z2 , Z3 , Z4 . Чтобы угловые положения управляемого вала точно соответствовали угловым положениям командного вала, управляемый вал должен быть связан с ротором сельсина-приемника точно такой же передачей Z'1 , Z'2 , Z'3 , Z'4 . Исполнительный двигатель передает движение на управляемый вал через зубчатую передачу. На рис. 3 роторы сельсина-датчика и сельсина-приемника находятся в согласованном положении, и положение управляемого вала соответствует положению командного вала. Для снятия сигнала рассогласования обмотка статора на сельсине-приемнике повернута на 90° относительно ротора приемника по сравнению с расположением статорной обмотки на сельсине-датчике. На обмотку возбуждения статора сельсина-датчика подается переменное напряжение Uв . Магнитный поток Фв наводит в обмотках ротора сельсина-датчика ЭДС. Так как обмотки замкнуты, то по ним потекут токи, которые вызовут реактивные магнитный поток Фд , направленный против потока Фв . В результате будет существовать общее магнитное поле с результирующим магнитным потоком Фв – Фд , который и будет наводить в обмотках ротора сельсина-датчика ЭДС. Токи, протекая по обмоткам ротора сельсина-приемника, создают общий магнитный поток Фn , направленный в данный момент вертикально вверх (по направлению Фв ). Так как обмотка статора сельсина-приемника расположена перпендикулярно к вектору магнитного потока Фn , то в ней ЭДС наводиться не будет, т.е. сигнал рассогласования U в этом случае равен нулю. Ес ли 6ы статорная обмотка сельсина-приемника располагалась аналогично расположению статорной обмотки сельсина-датчика, то в ней бы наводилась максимальная ЭДС, использовать которую в целях управления гораздо труднее. Повернем быстро командный вал на угол a (рис. 4). Ротор сельсина-датчика повернется на угол q = a i, где i - передаточное отношение кинематической цепи, состоящее из зубчатых колес Z1 , Z2 , Z3 , Z4 . Потокосцепление каждой обмотки ротора датчика изменится. В обмотках будут наводиться другие ЭДС, в цепях потекут другие токи. Рис. 3. Следящая система с использованием в качестве выявителей рассогласования сельсинов. СД - сельсин-датчик, СП - сельсин-приемник Эти токи, протекая по обмоткам ротора приемника, создадут магнитный поток Фп , вектор которого повернут относительно своего первоначального положения на точно такой же угол q, но в противоположную сторону от направления поворота ротора датчика. Составляющая потока Фп , направленная вдоль оси обмотки статора, наведет в ней ЭДС. На зажимах этой обмотки получим сигнал рассогласования U. Сигнал рассогласования U усиливается в K раз. Полученное напряжение управления Uу подается на исполнительный двигатель, который будет вращать ротор приемника в направлении уменьшения угла q (по часовой стрелке) до тех пор, пока магнитный поток Фn не станет перпендикулярным оси обмотки статора приемника. Тем самым сигнал U уменьшается до нуля, роторы датчика и приемника придут в согласованное положение, и управляемый вал повернется на тот же угол a, что и командный вал. Рис. 4. Следящая система с использованием в качестве выявителей рассогласования сельсинов. СД - сельсин-датчик; СП - сельсин-приемник При значительной инерционности механизма следящей системы и управляемого объекта может оказаться, что следящая система не будет успевать отрабатывать управляющие сигналы, особенно при значительных ускорениях и скоростях командного вала. Угол рассогласования роторов датчика и приемника может превысить 180°, тогда следящая система даст ошибку в отработке сигнала, равную 360° угла поворота сельсина или кратную этой величине. Это значит, что следящая система вышла из согласования, и в дальнейшем ее работа будет сопровождаться недопустимыми ошибками. С целью устранения недопустимого рассогласования можно использовать два сельсина-датчика и два сельсина-приемника (грубого и точного отсчетов). В следящих системах, особенно автоматических, могут отсутствовать явно выраженные чувствительные элементы, подобные паре сельсин-датчик, сельсин-приемник. Сигнал рассогласования может создаваться с помощью целой группы устройств. Выше был рассмотрен принцип действия элементарной следящей системы. Реальные следящие системы гораздо сложнее. Как правило, проектирование усложняется при решении вопросов, связанных с устойчивостью их работы. Конструктивные особенности следящего привода в значительной степени определяются типом используемого усилителя. Усилитель усиливает входной сигнал за счет энергии постороннего источника до требуемой величины, фиксирует полярность, фазу или направление сигнала и в случае необходимости преобразует электрический сигнал переменного тока в сигнал постоянного тока или наоборот. Более подробно с принципом действия следящих систем можно ознакомиться по специальной литературе. РАСЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ Даны следующие исходные данные: Mн = 1800 нмм, nн = 12 об/мин, nвр = 130 об/мин, [Q] = 40°. Материал зубчатых колес – сталь, [sиз ] = 80 н/мм2 , [sк ] = 500 н/мм2 , Е = 2×105 Н/мм2 , hо = 0,6. Рис. 5. Расчетная кинематическая схема РАСЧЁТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДИСТАНЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ π × nн 3,14 · 12 wн = -------- = ---------- = 1,256 рад/с. 30 30 1. Предварительный выбор двигателя. Определяем ориентировочно потребную мощность двигателя. Mн wн 1,8 × 1,256 N = К × ---------- = 1,5 × ------------- = 5,652 Вт. hо 0,6 По требуемой мощности выбираем двигатель. Для N = 5,652 Вт можно выбрать несколько двигателей. Рассмотрим двигатель АДП-1236, имеющий N = 8,9 Вт, Mо = 17,0 Нмм, Mном = 14,5 Нмм, Iдв = 8 . 102 г мм2 , nном = 6000 об/мин, Uу max = 110 В. 2. Определение передаточных отношений ступеней. Общее передаточное отношение io io = nном / nн = 6000 / 12 = 500. Передаточное отношение от двигателя до ВР iд-вр = nном / nвр = 6000 / 130 = 46,15. Передаточное отношение от ВР до выходного вала iвр-н = nвр / nн = 130 / 12 = 10,8. Разбивка iвр-н и iд-вр по ступеням Z¢2 Z¢4 100 80 iвр - н = 10,8 = 2,7 × 4 = i¢1-2 × i¢3-4 = ------ × ----- = ----- × ----- . Z¢1 Z¢3 37 20 Z2 Z4 Z6 46 100 100 iд - вр = 46,15 = i1-4 × i5-6 = 11,5 × 4 = 2,3 × 5 × 4 = ----- × ----- × ----- = ---- × ----- × ---- . Z1 Z3 Z5 20 20 25 46 100 100 100 80 io = ---- × ---- × ----- × ---- × ----- = 496 » 500. 20 20 25 37 20 Здесь i1-4 разбито на (i1-2 )оп и i3-4 для получения минимального момента инерции редуктора, приведенного к валу двигателя. Кинематическая схема представлена на рис. 5. 3.Определение модуля зубчатых колес. Из расчета на изгиб самой нагруженной является шестерня z' 3 = 20, для которой Мн 1800 М¢3 = ------------ = ----------- = 474 Нмм, i¢3-4 × h¢3-4 4 × 0,95 0,68 · M¢3 · Kд 0,68 · 474 · 1,4 m¢3 = 3 ---------------------- = 3 ---------------------- = 0,76 мм. Z¢3 · y3 · ψ · [σи ] 20 · 0,126 · 5 · 80 Из расчета по контактным напряжениям (i¢3-4 + 1)·M¢4 ·Kк ·Kд ·E (4+1)×1800·1·1,4·2·105 m = 1,3·3 --------------------------- = 1,3·3 -------------------------- = 0,77 мм. (Z¢4 )2 · ψ · [σк ]2 min 1002 · 5 · 5002 Примем m = 0,8 для всех колес. 4. Определение момента инерции всего механизма. Iм = Iд + Iр , Iр = 1,15 × Y × I1 , где 1 i2 1-4 1 11,52 Y = 1 + i2 1-2 + ------ + ------- = 1 + 2,32 + ------ + ------- = 11,2. i2 1-2 i4 1-2 2,32 2,34 p × p × D4 1 × B1 3,14×7,8×10-3 ×164 ×4 I1 = ------------------- = ------------------------- = 2×102 гмм2 . 32 32 Здесь D1 = m1 × Z1 = 0,8 × 20 = 16 мм, B1 = y1 × m1 = 5 × 0,8 = 4 мм. В итоге Iр = 1,15 × 11,2 × 2×102 = 2576 гмм2 , Iм = 800 + 2576 = 3376 гмм2 = 3,37×10-6 кгм2 . 5. Определение максимального угла рассогласования. Qmax = Qo + b × wвр × t. Определяем Qo , Qo = Qс / ac . Зададимся значением Qс согласно ограничениям. Пусть Qc = 3°. Коэффициент сигнала ac равен, Мс 6 ac = ------ = ------- = 0,4. Мо 17 Здесь Мн 1800 Мс = -------- = ---------- = 6 Нмм. io × ho 500×0,6 Тогда Qo = 3 / 0,4 = 7,5 °. Определим коэффициент усиления усилителя K1 , ac × Uy max 0,4 × 110 К1 = -------------- = ----------- = 36,6. Еуд × Qс 0,4 × 3 Здесь удельная выходная ЭДС сельсина–приемника Eуд принята равной 0,4 В/град. коэффициент усиления усилителя K1 находится в допустимых пределах. Определим коэффициент b, Мс 6 Мном 14,5 ------- = ------ = 0,41, -------- = -------- = 0,8, Мном 14,5 Мо 17,0 b = b(0,41) = 0,17. Определяем wвр . p × nвр 3,14 × 130 wвр = --------- = ------------- = 13,6 рад / с. 30 30 Рассчитаем электромеханическую постоянную механизма t, Iм × wном 3,37×10-6 × 628 t = ------------- = ---------------------- = 0,85 с. Мо - Мном (17,0 – 14,5)×10-3 Здесь p × nном 3,14 × 6000 wном = ---------- = --------------- = 628 рад / с. 30 30 В результате Qmax = 7,5 + 0,17 × 13,6 × 0,85 × 57,3 = 120 °. Получилось Qmax = 120 ° > [Q] = 40 °. Рассмотрим пути уменьшения Qmax до допустимой величины [Q]. 1. Уменьшение момента инерции всего механизма Iм , Iм = Iд + Iр , Iр = 1,15 × Y × p × p × D4 1 × B1 p × p × m5 1 × Z1 × y1 I1 = ------------------- = ------------------------- . 32 32 Если снизить модуль первых четырех колес, то тем самым значительно снизим момент инерции этих колес, а значит и всего редуктора. Определим из условия прочности по изгибающим напряжениям модуль третьего колеса z3 (z3 = 20), как наиболее нагруженного из этих четырех колес, 0,68 · M3 · Kд m3 = 3 ----------------------- . Z3 · y3 · ψ3 · [σи ] Заметим, что динамическая мощность двигателя расходуется на преодоление инерции ротора двигателя и первых четырех колес редуктора. Так как режим разбега является рабочим режимом следящей системы, то первые четыре колеса будут нагружены не только статическими, но и динамическими силами. Приближенно с превышением M3 можно определить по формуле: М3 = Мо × i1-2 × h1-2 . В примере M0 = 17,0 Нмм, i1-2 = 2,3, h1-2 = 0,95. М3 = 17,0 × 2,3 × 0,95 = 37 Нмм . Остальные значения элементов формулы равны: у3 = 0,126, y3 = 5, [σи ] = 80 Н/мм2 , Кд = 1,5. 0,68 · 37 · 1,5 m3 = 3 ---------------------- = 0,33 мм. 20 · 0,126 · 5 · 80 Из расчета по контактным напряжениям, (i3-4 + 1)·M4 ·Kд ·E (5+1)·176·1,4·2·105 m = 1,3 · 3 --------------------------- = 1,3· 3 --------------------------- = 0,37 мм. (Z4 )2 · ψ3 · [σк ]2 min 1002 · 5 · 5002 Здесь М4 = М3 · i3-4 · h3-4 = 37 · 5 · 0,95 = 176 Нмм. Так как момент M4 определен с превышением, то примем модуль для первых четырех колес равным 0,4 мм. Тогда уменьшение момента инерции I1 , а значит и уменьшение момента инерции всего редуктора, будет в (0,8 / 0,4)5 = 32 раза, т.е. Iр = 2576 / 32 = 80,5 гмм2 . В результате Iм = Iд + Iр = 800 + 80,5 = 880,5 гмм2 = 0,88·10-6 кгм2 , Iм × wном 0.88×10-6 × 628 t = ------------- = ---------------------- = 0,22 с. Мо - Мном (17,0 – 14.5)×10-3 Qmax = 7,5 ° + 0,17 · 13,6 · 0,22 · 57,3 = 7,5 + 20,6 = 37 °. Тогда Qmax = 37 ° и Qmax < [Q] = 40 °. 2. Уменьшение угла рассогласования Qmax за счет снижения момента сопротивления Mс . Предположим, что за счет каких-либо усовершенствований нагрузку на управляемом объекте удалось снизить. Потребная статическая мощность уменьшится. При той же мощности двигателя увеличится мощность, расходуемая на преодоление инерционности системы, что приведет к повышению быстродействия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе по дисциплине «Детали, узлы и механизмы систем управления» рассмотрены вопросы выбора электродвигателя и разработки кинематической схемы привода с учетом точности отработки сигналов и быстродействия системы, произведено определение основных параметров зубчатых колес. Приведены необходимые справочные данные в виде приложений (таблиц). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Проектирование исполнительного механизма дистанционной системы управления: Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Детали, узлы и механизмы систем управления». / Г.П.Менщиков. Екатеринбург: изд-во УГТУ-УПИ, 2001. 65 с. Приложение 1 Технические характеристики двигателей
Приложение 2
Приложение 3 Рис. 6. Зависимость коэффициента b от момента сопротивления |