Реферат: Методические рекомендации по организации, проведению и оценке мониторинга степени обученности по математике. Введение
Название: Методические рекомендации по организации, проведению и оценке мониторинга степени обученности по математике. Введение Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.И.Синявский. Методические рекомендации по организации, проведению и оценке мониторинга степени обученности по математике. Введение. Обученность по математике рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Обученность – это результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения. Обученность зависит от ряда объективных (уровень учебных программ, технология обучения, мастерство учителя) и субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность и состояние здоровья) факторов. Обученность - это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения . Показателями обученности, как это принято в современной педагогике (Б.Блум, Н.Я.Конфидератов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, Т.И.Дормидонова и др.), являются уровни усвоения знаний и умений, которые варьируются у разных авторов. Важно выбрать определенный подход к классификации уровней и методику их измерения, чтобы получить сопоставимые данные и статистически достоверные показатели, которые могут характеризовать региональный (районный, школьный) стандарт образования по определённым темам и программам. Для этого в учреждениях образования мониторинг должен проводиться по какой-то одной определённой методике. Целью мониторинга степени обученности по математике является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии этой сферы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного математического образования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - организация получения достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах изучения математики в базовой и средней школе; - систематизация этой информации, повышение её оперативности и доступности; - разработка и использование единых нормативных материалов, методик диагностики; - создание механизма мониторинговых исследований степени обученности по математике на всех уровнях; - координация деятельности всех субъектов мониторинга; - программное и инженерно-техническое обеспечение мониторинга на основе современных научных достижения и информационно-вычислительной техники; - своевременное выявление изменений в ту или иную сторону в уровнях обученности по математике и выяснение вызвавших их факторов; - обеспечение органов управления, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга степени обученности по математике. Мониторинг степени обученности по математике проводится в 9-ых и 11-ых классах средней школы. Тем самым определяются уровни, на которых учащиеся заканчивают два основных, определяющих их дальнейшее развитие, этапа обучения, выполнение поставленных целей обучения математике в школе. Цели обучения математике в школе: 1. овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; 2. интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе; 3. формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; 4. формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. В Целью изучения курса алгебры в VII—IX классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Целью изучения курса геометрии в VII—IX классах является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах. Цель изучения курса алгебры и начал анализа в Х - XI классах — систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики. Курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлением их практической значимости. При научении вопросов анализа широко используются наглядные изображения. Уровень строгости изложения определяется с учетом общеобразовательной направленности изучения начал анализа и согласуется с уровнем строгости приложений изучаемого материала в смежных дисциплинах. Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения. Цель изучения курса геометрии в X—XI классах — систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных Геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Исходя из этих поставленных целей изучения математики в базовой и средней школе определяются тексты контрольных работ при проведении мониторинга степени обученности учащихся по математике. Мониторинг осуществляется руководителями учреждений образования и специалистами в соответствии с должностными обязанностями. В их компетенции - обобщенное системное представление о состоянии преподавания математики и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития и выработка прогнозирующей информации. На локальном уровне педагогическими работниками (учителями, воспитателями, специалистами) в ходе образовательной деятельности осуществляется мониторинг, представляющий собой совокупность непрерывных контролирующих наблюдений и измерений, позволяющих определять уровень реализации индивидуального потенциала обучаемого (воспитанника) и корректировать по мере необходимости процессы воспитания и обучения в его интересах. Методика проведения мониторинга по математике. Методами проведения мониторинга, в зависимости от поставленных целей и выполняемых задач, могут быть: - Система зачётов на определённом промежутке времени по одной или нескольким темам. - Система самостоятельных работ, отслеживающих уровень усвоения знаний на протяжении учебной четверти. - Контрольные работы на протяжении учебного года. - Тестирование. - Результаты обучения по четвертям и учебном году. - Другие. Разнообразие изданных дидактических материалов, сборников задач, пособий для абитуриентов позволяет организовать систему самостоятельных и контрольных работ по всем темам школьного курса математики для организации постоянного контроля за усвоением учебного материала. В один рабочий день рекомендуется проводить в классе только одну письменную контрольну работу, а на протяжении недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе желательно предусмотреть равномерное их распределение на протяжении всей четверти, не допускать большого количества письменных контрольных работ в конце четверти, триместра, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день четверти (триместра, полугодия), в первый день после праздников, в понедельник.(“Единый речевой режим учреждения образования, которое обеспечивает получение общего среднего образования” Утверждён приказом Министерства образования Республики Беларусь 30.12.2003 № 519) Если контрольная работа рассчитана на два урока, то рекомендуется проводить её на втором-третьем уроках; если на один урок – то на втором уроке. Самым продуктивным днём, по наблюдениям психологов, считается вторник. Администрации школы перед проведением контрольной работы необходимо проверить выполнение норм СанПи в помещении, отведённом для проведения контрольной работы: соблюдение температурного режима и режима проветривания как перед конрольной, так и во время её проведения. Душное, непроветриваемое помещение может значитильно повысить утомляемость учащихся. При проведении мониторинга пакет с текстом контрольной работы вскравается в присутствии учащихся за 10-15 минут до начала урока на котором проводится контрольная работа. Время, отведённое на написание работы, отсчитывается с момента доведения условия работы до всех учащихся. Способом доведения текста работы до учащихся может быть как написание условия на классной доске, так и раздача ксерокопии каждому ученику. В текстовке контрольной работы указывается уровень изучения математики, предусмотренный данной контрольной работой. Одним из критериев при проведении любой письменной работы является то, чтобы учащиеся видели чёткое разграничение между разными уровнями в заданиях: Контрольная работа (9класс) (тематический диагностический срез по темам «Квадратичные неравенства. Системы неравенств. Корень степени n ») повышенный уровень
Это необходимо как для того, чтобы учащиеся смогли сами для себя определить уровень своих возможных результатов, так и для последующего анализа выполнения работы проверяющими. Контрольная работа содержит от пяти до восьми заданий, различного уровня сложности. Контрольная работа (11 класс) Общеобразовательный уровень (базовый).
Приведённые контрольные работы являются примерными и для каждого мониторинга составляются заново, в зависимости от поставленных целей и проверяемых тем как правило в двух вариантах. Обработка результатов . Российским учёным В.П.Симоновым предложена формула расчёта степени обученности учащихся (СОУ) применительно к пятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся:
n "5"х 100% + n "4"х64% + n "3"х36% + n "2"х 16% n где: n"5" - количество полученных «пятёрок»; n"4" - количество полученных «четвёрок»; n"3" - количество полученных «троек»; n"2" - количество полученных «двоек»; n - количество учащихся. При перерасчёте1 , для применения к десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся, получим: Где К«10» - количество учащихся, получивших 10 баллов; К«9» - количество учащихся, получивших 9 баллов, и т. д; …………………………………………………………… К - количество учащихся в классе, (школе и т.д.) знания в котором оценивались. Применительно к одному ученику К - количество контрольных, проверочных, самостоятельных и других работ в четверти (другом периоде обучения). С использованием компьютерной программы Microsoft Excel и вышеприведённой формулы, составляется таблица: Таблица 1.
(1 Перерасчёт формулы сделан В.В.Ракутем. См В.У. Ракуць. «Сicтэмны падыход да ацэнкi вучэбных дасягненняу па 10 – бальнай шкале», журнал «Адукацыя I выхаванне», № 2, 2003 г.) Отметим несколько принципиально важных моментов при заполнении таблицы: 1. может быть составлена для любого количества структурных единиц мониторинга; 2. может быть составлена для каждого ученика, класса, школы, группы школ или гимназий, районов, городов и т. д. 3. может быть составлена по любому направлению мониторинга, подвергающемуся количественному анализу (может быть с другой вводной формулой); 4. важным является заполнение столбцов участвующих и принимавших участие (в нашем случае «всего» и «писали») т.к. это помогает адекватно судить о степени обученности. Например, в приведённой таблице степени обученности в 11 «б» и 11 «г» очень высоки: 87,1% и 75,5% соответственно. Но в этом случае мы видим, что количество принимавших участие в написании контрольной работы в этих классах существенно отличается от фактического количества учеников, имеющихся в классе по списку, что тоже необходимо учитывать при проведении анализа. Не вызывают, с этой точки зрения, вопросов результаты в 11 «а», 11 «в», 9 «а», 9 «в» и, тем более, в 9 «б» и 9 «г». 5. введение дополнительных столбцов, а в приведённой таблице это «средний балл за мониторинг» и «средний балл за предыдущую четверть», зависит от целей проводимого мониторинга, т.е. от того, на какие вопросы нужно будет ответить при проведении анализа. Удобство применения данной обработки результатов мониторинга состоит как в скорости обработки результатов, так и, что не менее важно, в отсутствии эмоционального, субъективного влияния на получаемый результат. Все цифры статистически достоверные показатели, которые могут характеризовать региональный (районный, школьный) стандарт образования по определённым темам и программам в ходе проведения мониторинга степени обученности учащихся по математике. Для наглядности возможна графическая интерпретация, получаемая также автоматически, которую выдаёт компьютер в зависимости от внесённых параметров и можно получить сопоставимые данные :
Наглядность позволит визуально отследить подвижки в степени обученности учащихся в ту или иную сторону, продемонстрировать полученные результаты в любой аудитории. Для более детального анализа выполнения контрольной работы заполняется следующая таблица: Результаты выполнения заданий контрольной работы. Таблица 2.
К – количество учащихся.
После заполнения указанной таблицы проводится анализ по каким заданиям, темам получены наилучшие и по каким наихудшие результаты. Для анализа распределения учащихся по уровням обученности заполняется таблица 3 Таблица №3 Распределение уровней обучения учащихся ____ «__» класса по результатам контрольной работы по математике.
На основании анализа таблиц 1, 2, 3 делаются выводы по проведению мониторинга степени обученности по математике, даются рекомендации учителю. Таким образом, получим следующие показатели: I. степень обученности учащихся по математике; II. наглядную сравнительную информацию в виде диаграмм о степени обученности участников мониторинга; III. результаты поуровневого выполнения заданий контрольной работы с выявлением типичных ошибок; IV. распределение учащихся по уровням обучения. Приведённые методические рекомендации по организации, проведению мониторинга и оценке степени обученности учащихся по математике помогут объективно и беспристрастно иметь основания для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии знаний и умений учащихся, наличии имеющихся проблем, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного математического образования. |