Реферат: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9
Название: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||
Место и роль сквозной темы в организации образовательного процесса
Методические рекомендации
Курдина Н.А. , директор школы № 9 Октябрь 2007 года
Сквозная тема – понятие, широко употребляемое в различных сферах человеческой деятельности: в науке, журналистике, литературоведении, искусствоведении, педагогике… Термин имеет множество толкований, применяется как в широком, так и в узком смысле. Наиболее распространенное из его расширительных толкований – тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени . Именно в таком контексте и будем рассматривать понятие «сквозная тема», употребляя его применительно к организации образовательного процесса в школе. Проанализируем компоненты предложенного определения, используя для этого словарную базу современного русского языка (например, словарь Ожегова). Тема – 1) предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества 2) главный мотив… Сквозной – 1) проходящий насквозь 2) идущий прямо от одного пункта к другому… Определить – 1) с точностью выяснить, установить 2) раскрыть словами содержание чего-либо… 4) то же, что и обусловить Промежуток – пространство или время, разделяющее что-либо… Исходя из толкования, предложим развернутое определение термина сквозная тема. Это ДИНАМИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ РАСКРЫТЬ НЕКОЕ СОДЕРЖАНИЕ . Мировые образовательные практики демонстрируют примеры разнообразного, разномасштабного отношения к использованию сквозных тем в организации работы с детьми. Так, министерства образования прибалтийских стран превращают сквозные темы в образовательный прием, использующийся на государственном уровне: ежегодно определяются 5-7 тем, реализация которых является обязательной для всех образовательных учреждений. Можно высказать предположение, что тем самым обеспечивается точечное политическое влияние на формирование молодежи в сферах, затрагиваемых этими сквозными темами. Нами обнаружены образцы использования сквозных тем в организации детских движений. Так, российский скаутинг применяет их в ходе проведения своих лагерей. Активно применяются сквозные темы и в педагогических практиках Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization). С 2001 года ФМШ № 9 г. Перми реализует методику «сквозная тема» в организации образовательного процесса, применяя следующий педагогический инструментарий :
Многолетний опыт ФМШ № 9 позволяет зафиксировать условия , являющиеся необходимыми и желательными при обращении к методике «сквозная тема». На наш взгляд, к числу необходимых условий работы по этой методике относятся:
К числу желательных условий относятся:
Какое время требуется для раскрытия «сквозной темы»? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Продолжительность времени определяется рядом факторов:
В нашей практике временны'е рамки были очень разными: от одного до нескольких месяцев . Нами зафиксированы случаи, когда одна «сквозная тема», меняя масштаб охвата людей, ею занятых, развивалась в течение нескольких лет . При этом мы отнюдь не игнорируем тот факт, что ребенок не может долго удерживать свой интерес в рамках одного предметного поля. Поэтому, говоря, что «сквозная тема» развивается несколько месяцев (тем паче лет!), в качестве субъекта реализации ее рассматриваем всю школу. Применительно к одному ребенку, временны'е затраты будут значительно меньше. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, какое время будет затрачено одним ребенком на прохождение общешкольной «сквозной темы»? Наш примерный расчет таков:
Одно из ключевых понятий толкования термина «сквозная тема»- некое содержание, раскрывающееся за определенное время в ходе творческого процесса. Выбор содержания – квинтэссенция деятельности в рамках данной методики. В нашем случае, этот выбор был обусловлен идеей проведения на базе школы Театрального фестиваля школ Международного бакалавриата России. Поскольку фестиваль планировался как «кочующий» из одного города, где есть школы IBO, в другой, в его названии появилось всем понятное и всеобъемлющее слово «ЧУДО». Когда он проходит на пермской земле, то называется «ПРИКАМСКОЕ ЧУДО». Коллективные размышления над тем, что есть «прикамское чудо», чудо земли, расположенной на берегах Камы, на Западном Урале, и порождали «сквозные темы», пронизывавшие годичную деятельность школы. Ими стали: «Пермский звериный стиль», «Кама», «Парма (древний лес)», «Пермский период», «Город-завод»… Всё это – чудесные моменты геологии, истории, географии, культуры Прикамья, отличающие его от других регионов России, мира. Раскрытие содержания каждой из этих тем происходило в течение целого учебного года, было нацелено на создание финального «чуда», подчиняло себе множество практических шагов (от привлечения кадров, способных «продвинуть» в теме детей и педагогов, до разработки стилевой концепции уникального подарочного фонда театрального фестиваля, размещения заказа на его изготовление и т.д.). В заключение, остается еще раз отметить, что «сквозная тема» непременно есть предмет творческого процесса , разворачивающегося вокруг определенного содержания за определенное время в совместной деятельности детей и взрослых. Приложение 1
Идеи к началу разработки сквозной темы «Город-завод»
2007/08 уч. год
по теме «Запуск проекта «Первые татищевские чтения»
Приложение 2
Internet о «сквозной теме» (на 14 октября 2007 года: страниц — 62 223 , сайтов — не менее 2 202)
«Сквозная тема всех книг Леви – как сохранить жизнерадостность и любовь к жизни». «Сквозная тема поздних американских романтиков – тоска по идеальному, которое уже никогда не осуществится и, тем не менее, остается единственным прибежищем духа – с особенной выразительностью воплотилась в «Глинских топях»: элегические образы и тонкие музыкальные ритмы Ланира сохранили его имя в истории американской поэзии». «Единая сквозная тема или, что чаще, единая авторская эмоция, является главным из конструктивных приемов, при помощи которых несколько лирических стихотворений объединяются в единую поэтическую структуру, составляющую лирический цикл». «Сквозная тема», делающая уникальным талант художника, определяющая вершину мастерства, всегда проходит через его творчество, каким бы разноплановым ни был художник». «Некая сквозная тема , с мягкой иронией комментировавшая жизнь в современном индустриальном обществе – конфликт отцов и детей, влияние наркотиков, культуру среднего класса – лежала в основе вышедшего в 1967 году альбома «Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера» (Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band). Этот альбом показал, что «Битлз» вступили в пору музыкальной зрелости: мелодичные песни отмечены четким ритмическим рисунком и новаторским богатством аранжировки». «Есть такое понятие – «сквозная тема» , то есть тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени. Культурную жизнь нашего города [Омска] в осеннее-зимний период 2004-го определял, конечно же, Международный фестиваль «Молодые театры России». «Пьер Сулаж – французский художник-абстракционист. Сквозная тема его работ – черный цвет ». «В журнальном деле есть одно узкопрофессиональное понятие – «сквозная тема» . Так называют цикл статей, посвященный какому-то значительному, важному проекту». «Третья сквозная тема социокультурального подхода (сформулированного Выготским) звучит так: высшая ментальная активность и деятельность человека в целом опосредованы «техническими инструментами» и знаками («психологическими инструментами»). Главный вклад Выготского – перенос акцента с технических на психологические инструменты…». «Неизбежным итогом применения к биологическим объектам законов термодинамики является инфернальность [совокупность относящихся к животности качеств, например, эгоизм, агрессия, обман, властолюбие, которые мешают счастливой жизни человеческого общества. Для человека инфернальность является пороком, для животных - нормой]. Тема инфернальности – сквозная тема рассуждений Ивана Ефремова, «ефремовская идея», рекомендуемая к применению в современном школьном образовании, осуществляющем межпредметную интеграцию». |