Реферат: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9

Название: Методические рекомендации Курдина Н. А., директор школы №9
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Место и роль сквозной темы в организации образовательного процесса

Методические рекомендации

Курдина Н.А. , директор школы № 9

Октябрь 2007 года

Сквозная тема – понятие, широко употребляемое в различных сферах человеческой деятельности: в науке, журналистике, литературоведении, искусствоведении, педагогике… Термин имеет множество толкований, применяется как в широком, так и в узком смысле.

Наиболее распространенное из его расширительных толкований – тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени . Именно в таком контексте и будем рассматривать понятие «сквозная тема», употребляя его применительно к организации образовательного процесса в школе.

Проанализируем компоненты предложенного определения, используя для этого словарную базу современного русского языка (например, словарь Ожегова).

Тема – 1) предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества

2) главный мотив…

Сквозной – 1) проходящий насквозь

2) идущий прямо от одного пункта к другому…

Определить – 1) с точностью выяснить, установить

2) раскрыть словами содержание чего-либо…

4) то же, что и обусловить

Промежуток – пространство или время, разделяющее что-либо…

Исходя из толкования, предложим развернутое определение термина сквозная тема. Это ДИНАМИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ РАСКРЫТЬ НЕКОЕ СОДЕРЖАНИЕ .

Мировые образовательные практики демонстрируют примеры разнообразного, разномасштабного отношения к использованию сквозных тем в организации работы с детьми. Так, министерства образования прибалтийских стран превращают сквозные темы в образовательный прием, использующийся на государственном уровне: ежегодно определяются 5-7 тем, реализация которых является обязательной для всех образовательных учреждений. Можно высказать предположение, что тем самым обеспечивается точечное политическое влияние на формирование молодежи в сферах, затрагиваемых этими сквозными темами.

Нами обнаружены образцы использования сквозных тем в организации детских движений. Так, российский скаутинг применяет их в ходе проведения своих лагерей.

Активно применяются сквозные темы и в педагогических практиках Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization).

С 2001 года ФМШ № 9 г. Перми реализует методику «сквозная тема» в организации образовательного процесса, применяя следующий педагогический инструментарий :

  • уроки
  • тематические классные часы
  • образовательные сессии
  • занятия в системе дополнительного образования
  • проектировочные семинары
  • креативные массовые мероприятия – «финалы» (фестивали, конференции, отчеты)
  • социально значимые проекты

Многолетний опыт ФМШ № 9 позволяет зафиксировать условия , являющиеся необходимыми и желательными при обращении к методике «сквозная тема». На наш взгляд, к числу необходимых условий работы по этой методике относятся:

  • достойное предметное содержание, способное трансформироваться в тему-слоган, локализоваться в новые ёмкие образовательные формы
  • мобильность педагогического коллектива, его способность к интенсификации учебного материала с целью компенсации временных затрат на модуль «сквозная тема на уроке»
  • готовность к креативному (творческому) мышлению
  • совместная креативная (творческая) деятельность детей и взрослых
  • дополнительные финансовые затраты.

К числу желательных условий относятся:

  • кадровый аутсорсинг (как из внешних, так и из внутренних ресурсов, когда педагоги получают и используют информацию в новом для них предметном поле)
  • инсайд (inside) команды проектантов на этапе обдумывания идеи будущей «сквозной темы».

Какое время требуется для раскрытия «сквозной темы»? На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Продолжительность времени определяется рядом факторов:

  • масштабом предметного содержания темы
  • избранными для раскрытия этого предметного содержания формами
  • ресурсной обеспеченностью
  • уровнем креативности участников процесса реализации «сквозной темы».

В нашей практике временны'е рамки были очень разными: от одного до нескольких месяцев . Нами зафиксированы случаи, когда одна «сквозная тема», меняя масштаб охвата людей, ею занятых, развивалась в течение нескольких лет . При этом мы отнюдь не игнорируем тот факт, что ребенок не может долго удерживать свой интерес в рамках одного предметного поля. Поэтому, говоря, что «сквозная тема» развивается несколько месяцев (тем паче лет!), в качестве субъекта реализации ее рассматриваем всю школу. Применительно к одному ребенку, временны'е затраты будут значительно меньше.

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Итак, какое время будет затрачено одним ребенком на прохождение общешкольной «сквозной темы»? Наш примерный расчет таков:

№ п/п

Форма занятости ребенка при прохождении «сквозной темы»

Количество академических

часов

1.

Уроки

до 10

2.

Домашняя работа к урокам

до 15

3.

Тематические классные часы

2-3

4.

Проектировочные семинары: общешкольные, в классе, в группе

до 5-7

5.

Социально значимые проекты, занятия в системе дополнительного образования (трудно нормируемый показатель!)

до 60

6.

Креативные массовые мероприятия – «финалы» (фестивали, конференции, отчеты)

до 20

Всего:

до 115 часов

Одно из ключевых понятий толкования термина «сквозная тема»- некое содержание, раскрывающееся за определенное время в ходе творческого процесса.

Выбор содержания – квинтэссенция деятельности в рамках данной методики. В нашем случае, этот выбор был обусловлен идеей проведения на базе школы Театрального фестиваля школ Международного бакалавриата России. Поскольку фестиваль планировался как «кочующий» из одного города, где есть школы IBO, в другой, в его названии появилось всем понятное и всеобъемлющее слово «ЧУДО». Когда он проходит на пермской земле, то называется «ПРИКАМСКОЕ ЧУДО». Коллективные размышления над тем, что есть «прикамское чудо», чудо земли, расположенной на берегах Камы, на Западном Урале, и порождали «сквозные темы», пронизывавшие годичную деятельность школы. Ими стали: «Пермский звериный стиль», «Кама», «Парма (древний лес)», «Пермский период», «Город-завод»… Всё это – чудесные моменты геологии, истории, географии, культуры Прикамья, отличающие его от других регионов России, мира. Раскрытие содержания каждой из этих тем происходило в течение целого учебного года, было нацелено на создание финального «чуда», подчиняло себе множество практических шагов (от привлечения кадров, способных «продвинуть» в теме детей и педагогов, до разработки стилевой концепции уникального подарочного фонда театрального фестиваля, размещения заказа на его изготовление и т.д.).

В заключение, остается еще раз отметить, что «сквозная тема» непременно есть предмет творческого процесса , разворачивающегося вокруг определенного содержания за определенное время в совместной деятельности детей и взрослых.

Приложение 1

Идеи к началу разработки сквозной темы «Город-завод»

2007/08 уч. год

  • Терминологические упражнения: горнозаводская цивилизация; город-завод; большой сибирский тракт; гений места …
  • Распределить между классами (жребий? выбор?) города-заводы Урала, организовать изучение истории и сегодняшнего дня
  • Программа-максимум – организация образовательной сессии класса в город (поселок)-завод
  • Коллективные творческие работы (бумажная пластика, фотовыставки, презентации и пр.) по макетам городов-заводов, сюжетам из жизни (одна работа – один класс)
  • Серия творческих состязаний «Кто лучше: знает, сделал, нарисовал, написал и т.д.»
  • Конкурс на разработку, составление сметы, поиск подрядчика для изготовления подарков участникам театрального фестиваля «Прикамское чудо»-2008. Материал – МЕТАЛЛ
  • Первые татищевские чтения «Развитие наследия Татищева в Пермском крае» как «выход» творческой, исследовательской активности «некоторых»
  • Уроки директора школы (во всех 5 – 11 классах, всего – 23, окт.-нояб. 2007

по теме «Запуск проекта «Первые татищевские чтения»

  • Посещение подмосковного с. Болдино – имения, могилы В.Н. Татищева (Солнечногорский район)

Приложение 2

Internet о «сквозной теме»

(на 14 октября 2007 года: страниц — 62 223 , сайтов — не менее 2 202)

«Сквозная тема всех книг Леви – как сохранить жизнерадостность и любовь к жизни».

«Сквозная тема поздних американских романтиков – тоска по идеальному, которое уже никогда не осуществится и, тем не менее, остается единственным прибежищем духа – с особенной выразительностью воплотилась в «Глинских топях»: элегические образы и тонкие музыкальные ритмы Ланира сохранили его имя в истории американской поэзии».

«Единая сквозная тема или, что чаще, единая авторская эмоция, является главным из конструктивных приемов, при помощи которых несколько лирических стихотворений объединяются в единую поэтическую структуру, составляющую лирический цикл».

«Сквозная тема», делающая уникальным талант художника, определяющая вершину мастерства, всегда проходит через его творчество, каким бы разноплановым ни был художник».

«Некая сквозная тема , с мягкой иронией комментировавшая жизнь в современном индустриальном обществе – конфликт отцов и детей, влияние наркотиков, культуру среднего класса – лежала в основе вышедшего в 1967 году альбома «Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера» (Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band). Этот альбом показал, что «Битлз» вступили в пору музыкальной зрелости: мелодичные песни отмечены четким ритмическим рисунком и новаторским богатством аранжировки».

«Есть такое понятие – «сквозная тема» , то есть тема, которая в большей степени определяет тот или иной промежуток времени. Культурную жизнь нашего города [Омска] в осеннее-зимний период 2004-го определял, конечно же, Международный фестиваль «Молодые театры России».

«Пьер Сулаж – французский художник-абстракционист. Сквозная тема его работ – черный цвет ».

«В журнальном деле есть одно узкопрофессиональное понятие – «сквозная тема» . Так называют цикл статей, посвященный какому-то значительному, важному проекту».

«Третья сквозная тема социокультурального подхода (сформулированного Выготским) звучит так: высшая ментальная активность и деятельность человека в целом опосредованы «техническими инструментами» и знаками («психологическими инструментами»). Главный вклад Выготского – перенос акцента с технических на психологические инструменты…».

«Неизбежным итогом применения к биологическим объектам законов термодинамики является инфернальность [совокупность относящихся к животности качеств, например, эгоизм, агрессия, обман, властолюбие, которые мешают счастливой жизни человеческого общества. Для человека инфернальность является пороком, для животных - нормой]. Тема инфернальности – сквозная тема рассуждений Ивана Ефремова, «ефремовская идея», рекомендуемая к применению в современном школьном образовании, осуществляющем межпредметную интеграцию».