Реферат: Методические рекомендации по организации и проверке домашнего задания Вметодических рекомендациях представлен примерный объем домашних заданий для учащихся 2-4-х классов
Название: Методические рекомендации по организации и проверке домашнего задания Вметодических рекомендациях представлен примерный объем домашних заданий для учащихся 2-4-х классов Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации по организации и проверке домашнего задания
В методических рекомендациях представлен примерный объем домашних заданий для учащихся 2-4-х классов, гигиенические требования, предъявляемые к его выполнению, методы и приемы работы педагога по организации и проверке домашней работы. Адресуется для администрации учреждений образования, учителей начальных классов.
1. В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении. Во 2-4-х классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. 2. Перезагрузку учащихся могут вызвать: · чрезмерно большое домашнее задание; · чрезмерно трудное домашнее задание; · несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания; · неумение учащихся правильно оформить выполненное задание. 3. Суммарное время выполнения учащимися домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах - 1,5 часа. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут. 4. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе. Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1). Таблица 1 Примерный объем домашних заданий для учащихся 2-4-х классов
5. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию. · Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. · Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса. · По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. · Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать. · Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения. · Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным. 6. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя. · Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. · Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем. · Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке. · В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.). · Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий. 7. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования. · Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. · В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в четвертом – до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3-4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль). 8. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока. Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. Возможные формы проверки: · фронтальный контроль; · выборочный контроль; · взаимоконтроль учащихся при работе в парах; · самоконтроль учащихся. Перечень заданий учащимся для проверки домашней работы: · выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях); · сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал; · дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу; · нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников; · выделить вопросы; проблемы; противоречия; разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме); · продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана); · выполнить самостоятельно задания с измененными условиями; · взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий; · повторное выполнение заданий без изменения условий; · повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем); · вычленить систему наиболее существенных вопросов к теме, изучаемой дома; · продумать и обосновать варианты опроса по изученной теме; · назвать предполагаемый очередной вопрос педагога.
Литература 1. О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь //Настаўніцкая газета ад 28 жніўня 2007г. Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981 Август, 2008г
|