Реферат: Методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов педагогических колледжей. Составители: Авдиевская В. В. Козырева Г. Г. Куриленко В. М. Солпова Н. В. Юманова Т. И
Название: Методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов педагогических колледжей. Составители: Авдиевская В. В. Козырева Г. Г. Куриленко В. М. Солпова Н. В. Юманова Т. И Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных работ для студентов педагогических колледжей. Составители: Авдиевская В.В. Козырева Г.Г. Куриленко В.М. Солпова Н.В. Юманова Т.И. Под редакцией: Беззаботновой О.А. Общие положения и критерии оценивания ВКР различного характера согласованы в ходе сетевого проектировочного семинара преподавателей Ачинского, Енисейского, Канского педагогических колледжей, Минусинского педагогического училища и Красноярского государственного Аграрного университета. Даны рекомендации по методике работы над материалом и научной литературой, приведены требования к выпускным квалификационным работам различного характера по содержанию и оформлению, разработаны критерии оценивания и язык научной работы. СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ(из Письма Министерства Образования России от 06.05.2003. № 18-51-415 ин / 18-28)4.1. Общие положения 4.1.1. Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная, самостоятельная работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. Защита ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования повышенного уровня. ВКР выполняется в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (постановление Госкомвуза России от 27.12.95 №10). 4.1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных студентом знаний, профессиональных, учебно-исследовательских умений. 4.1.3. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования), требованиям регионального компонента и компонента образовательного учреждения. 4.1.4. Выпускная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложениям образовательных учреждений, организаций, предприятий. 4.2. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ
4.2.2. Если выпускнику присваивается только основная квалификация, то тематика выпускных квалификационных работ определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. 4.2.4. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений, организаций, заинтересованных в разработке данных тем, и рассматриваются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями. Тема выпускной квалификационной работы может быть предложена студентом при условии обоснования им целесообразности ее разработки. 4.2.7. Закрепление направлений исследований выпускных квалификационных работ (с указанием руководителя и срока выполнения) за студентом оформляется приказом руководителя образовательного учреждения не позднее первого ноября последнего года обучения, а утверждение тем ВКР – не позднее первого марта . 4.2.8. По выбранному направлению исследования руководитель выпускной квалификационной работы разрабатывает совместно со студентом индивидуальный план подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы. В процессе работы по выбранному направлению исследования происходит окончательная формулировка темы ВКР. 4.2.11. Основными функциями руководителя ВКР являются: - руководство разработкой индивидуального плана подготовки и выполнения ВКР; - консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей работы); - оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; - контроль за ходом выполнения ВКР; - подготовка письменного отзыва на выпускную квалификационную работу. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. 4.2.14. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает заместителю директора по учебной работе. Отзыв руководителя должен содержать:
4.3. Требования к выпускной квалификационной работе
4.3.1. ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный характер, теоретический, проектный характер. Объем дипломной работы должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста. (ГОСТ 7.1: шрифт Times New Roman 14, интервал 1,5 с отступом). 4.3.2. ВКР опытно-практического характер имеет следующую структуру: - введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.; - теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы; - практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов; - список используемой литературы (не менее 20 источников); - приложение. 4.3.3. ВКР опытно - экспериментального характера имеет следующую структуру: - введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.; - теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы; - практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов; - список используемой литературы (не менее 20 источников); - приложение. 4.3.4. ВКР теоретического характера , имеет следующую структуру: - введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.; - теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы; - заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования; - список используемой литературы (не менее 25 источников); - приложение. 4.3.5. Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данная ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы. 4.3.6. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы. 4.3.9. По специальности 0303 Иностранный язык образовательное учреждение вправе определять язык, на котором может быть выполнена выпускная квалификационная работа. 4.4. Рецензирование выпускных квалификационных работ 4.4.1. Выполненные выпускные квалификационные работы рецензируются специалистами из числа работников образовательных учреждений, организаций, предприятий, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ. 4.4.2. Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом руководителя образовательного учреждения не позднее одного месяца до защиты ВКР. 4.4.3. Рецензия должна включать: - заключение о соответствии содержания выпускной квалификационной работы заявленной теме; - оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; - оценку степени разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости работы; - оценку выпускной квалификационной работы. На рецензирование одной ВКР должно быть предусмотрено не менее 5 академических часов сверх сетки часов учебного плана. 4.4.4. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты ВКР. 4. 4.5. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускаются. 4. 4.6. Заместитель директора при наличии положительного отзыва руководителя и рецензии решает вопрос о допуске студента к защите и передает ВКР в аттестационную комиссию не позднее, чем за пять дней до начала итоговой государственной аттестации. Рецензия должна содержать: (рецензент руководствуется критериями оценивания содержания ВКР соответствующего характера) 1. Оценку актуальности и новизны выбранной темы. 2. Заключение о соответствии содержания работы заявленной теме. 3. Оценку качества выполнения каждого раздела: - степень разработки поставленных вопросов - взаимосвязь теоретической и практической части; - соотношение описательного и исследовательского элемента; - адекватность и обоснованность выводов. 4. Оценку теоретической и практической значимости работы, возможности использования полученных результатов в практической деятельности. 5. Оценку качества оформления текстовой, графической, демонстрационной частей в соответствии с Положением о ВКР. 6. Предлагаемую отметку ВКР. 4. 5. Защита ВКР
4. 5.2. На защиту ВКР отводится до 1 академического часа на одного студента. Процедура защиты включает: - доклад студента (10-15 минут); - чтение отзыва и рецензии; - вопросы членов комиссии; - ответы студента. Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также рецензента. 4.5.3. При определении итоговой оценки по защите ВКР учитываются: доклад выпускника; оценка рецензента; отзыв руководителя; ответы на вопросы. 4.5.5. Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту той же темы ВКР, либо вынести решение о закреплении за ним другой темы ВКР и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.
Процедура защиты
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВКР
Проблема исследования Определяется студентом-исследователем на практике в процессе изучения учащихся, их проблем или собственных методических проблем. Студент-исследователь обнаруживает какие-либо новые для него закономерные связи и испытывает потребность обосновать или найти причину явлений. Студент в процессе исследования изучает известную в науке проблему, открывая ее для себя как субъективно новую.
Актуальность исследования Можно обосновать, отвечая на вопрос «Почему данную проблему нужно изучать сейчас, насколько она важна и значима в данное время в данной ситуации?». Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, который будет достигнут в результате выполнения работы. Цель исследования Это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более конкретного, подробного описания темы исследования. Целью исследования может быть (по Ю.К.Бабанскому): обоснование новых систем мер, критериев; обоснование педагогических закономерностей; выявление комплекса необходимых условий для решения педагогических /методических задач; отбор содержания обучения и воспитания; обоснование новых форм, методов и средств обучения и воспитания; выявление новых приемов/ критериев контроля обученности;
Объект исследования Это то, что «противостоит познающему субъекту», т.е. исследователю; то на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования не может быть человек, ребенок, это педагогический процесс, явление, факт. «Объект исследования – те феномены, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя» (В.В.Гузеев). Предмет исследования Это отдельная сторона, аспект рассмотрения изучаемого объекта. Предмет дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, функции объекта рассматривает исследователь. Предмет всегда находится «внутри» объекта и является его признаком. Предмет исследования формулируется подробно и конкретно, поэтому в его формулировке всегда больше слов, чем в формулировке объекта. «Предмет исследования – те конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта, которые, собственно, и рассматривает» исследователь» (В.В.Гузеев). Гипотеза исследования Делается предположение о существовании связи между явлениями, причине явлений, необходимых и достаточных условиях, структурных элементах, критериях, функциях, границах, особенностях функционирования и т.п. Важно, что этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие. Гипотеза – это возможный ответ на вопрос, который содержится в проблеме. Гипотезу обязательно нужно доказывать! Гипотеза формулируется следующим образом: ЧТО-ТО способствует развитию (воспитанию, повышению эффективности и т.д.) ЧЕГО-ТО, ЕСЛИ… ЧТО-ТО обеспечит развитие (воспитание, повышение эффективности и т.д.) ЧЕГО-ЛИБО, ПРИ УСЛОВИИ, что… ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО, КОГДА… В опытно-практической, теоретической и проектной работе гипотезы может не быть, в опытно-экспериментальной работе исследователь выдвигает предположение об эффективности, необходимости, пользе выполняемой работы. Задачи исследования Формулируя задачи, студент-исследователь отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы подтвердить предположение (гипотезу), как действовать, чтобы достичь цели исследования?». Обычно в работе формулируется 3 – 5 задач.
Практическая значимость исследования Должна быть определена и описана. Необходимо указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы. Как и когда целесообразно их использовать в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях. 3. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Что представляет собой ВКР?ВКР является аналитическим видом работы студента, выявляющим его знания и понимание процесса обучения (преподавания и учения), умение рефлектироватъ по поводу своей профессиональной деятельности с целью её улучшения . Как выбрать тему?· Изучите учебную ситуацию в классе и определите фокус исследования (что, по вашему мнению, заслуживает пристального внимания в педагогической практике). · Проанализируйте проблемы, с которыми вы сталкиваетесь или сталкивались в преподавании и разработайте стратегии по их решению. · Выберите интересную проблему, с которой вы справились в классе. · Ознакомьтесь с литературой по интересующим вас темам. Убедитесь, что данные книги и периодические издания есть в наличии в библиотеке колледжа или в других библиотеках города. · Выберите тему, которая будет иметь для вас практическую значимость в вашей будущей профессии. · Проходя практику в школе, вы можете выбрать тему, тесно связанную с планируемыми уроками, что сократит нагрузку. · Создайте группу из коллег, интересующихся той же проблемой. Обсуждайте возникающие проблемы в данной группе. 3.1. ВКР проектного характера 3.1.1. ВКР проектного характера представляет собой разработку изделия, продукта творческой деятельности в зависимости от профиля специальности с критическим описанием процесса создания этого продукта. Тема ВКР может быть связана со специализациями, введенными в учебный план. Допускается выполнение данного типа работы группой студентов. При этом индивидуальный план разрабатывается каждым студентом в отдельности. Данный тип ВКР позволяет реализовать творческий потенциал студента, проявить свои исследовательские, информационные, организационные, коммуникативные, интеллектуальные и проектировочные компетенции. 3.1.2. Виды ВКР проектного характера ВКР проектного характера может быть конструкторско – технологического и творческого типа (конечным результатом которого является художественное произведение). От вида работы зависит содержание пояснительной записки. 3.1.3. Структура работы: - титульный лист - содержание - проектный продукт - пояснительная записка (10-15 страниц печатного текста) - список используемой литературы (не менее 20) - приложение 3.1.4. Краткое описание основных частей работы 3.1. 4.1. ВКР проектного характера конструкторско – технологического типа: - Пояснительная записка В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание записки определяются в зависимости от профиля специальности, темы и вида ВКР. Содержание пояснительной записки ВКР конструкторско – технологического типа: Введение Раскрывается актуальность темы. Четко формулируются цель и задачи, решаемые в дипломном проекте и являющиеся предметом защиты. Основная часть Структура и содержание основной части определяется студентом и руководителем с учетом методических указаний для конкретных специальностей (специализаций). Основная часть состоит из теоретического и практического разделов и включает в себя не менее 2-х глав. Нежелательно число глав более 3-х. Главы подразделяются на параграфы. Число параграфов определяется логикой выполнения работы. Названия параграфов называют и конкретизируют название главы, но не повторяют его. Примерное содержание основной части: Теоретические основы разрабатываемой темы: (история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, требования к проектируемому изделию, требования к материалам (включая режимы изготовления изделия), требования к содержанию и эксплуатации). Конструкторско-разработческая часть (разработка и анализ альтернативных идей (моделей предложения), выбор и обоснование наилучшей идеи (основной модели), предварительный экономический расчет (материальные затраты), эскиз модели, разработка технической документации). Технологическая часть (технические условия на выполнение работ; технологическая последовательность изготовления и отделки изделия; оборудование и приспособления, используемые при изготовлении изделия или модели).
Заключение В заключении формулируются общие выводы по работе, оценивается степень полноты решения поставленных задач и рекомендации относительно возможностей практического использования материалов работы, самооценка разработанного проекта, при необходимости оценка заказчика.
- Приложение В приложении помещаются вспомогательные или сравнительные материалы, использованные при выполнении ВКР (дипломного проекта), но не включенные в ее основную часть: таблицы, схемы, чертежи, графики, эскизы, рисунки, фотографии, инструкции, методические рекомендации, сценарии уроков и др. - Список используемой литературы Включаются только те источники, которые были использованы при выполнении ВКР (дипломного проекта). Список составляется в соответствии с установленными правилами библиографического описания (приложение). - Демонстрационный материал К демонстрационному материалу относятся: • графический материал (чертежи, схемы, таблицы, графики, диаграммы); • макеты; • модели. Графический материал может быть представлен: • плакатами формата А1; • презентацией слайд - фильма с копиями в виде комплекта раздаточного материала формата А4 для каждого члена аттестационной комиссии. 3.1.4.2. ВКР проектного характера творческого типа, конечным результатом которого является художественное произведение, состоит из: - титульного листа, - содержания (оглавления), - пояснительной записки (10-15 стр. печатного текста, 2-4 стр.), - списка использованной литературы, - приложения, - практической части. - Пояснительная записка состоит из: Введения , в котором раскрываются актуальность и значение выбранной темы, формулируется цель, задачи; Описательной части , в которой дается краткое теоретическое обоснование проекта, описание имеющейся базы для реализации проекта, критическое описание процесса создания продукта, методов и приемов, использованных в процессе создания продукта и рекомендации по их применению. Заключения , в котором формулируются общие выводы по работе, оценивается степень полноты решения поставленных задач и рекомендации относительно возможностей практического использования результатов работы. - Практическая часть В этой части ВКР созданные продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий: произведений живописи, графики, резьбы или росписи по дереву, росписи ткани, серий наглядных пособий, фильмов, компьютерных программ, презентаций, в виде исполнения художественных произведений (танцев, спектаклей, музыкальных произведений и т.п.) изделий и продуктов творческой деятельности в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта. Обязательно сохраняются видеоматериалы представляемого продукта творческой деятельности. 3.2. ВКР опытно-экспериментального характера 3.2.1. ВКР опытно-экспериментального характера отражает умения студента проводить эксперимент с целью решения проблемы, выявленной в ходе анализа учебно-воспитательного процесса, описывать результаты проведенного опыта и делать соответствующие выводы. 3.2.2. Структура работы: - титульный лист - содержание - введение (1-3 стр.) - теоретическая часть (18-27 стр.) - практическая часть (10-17 стр.) - Анализ ситуации (3 – 4 стр.) - Планирование эксперимента - Характеристика методов экспериментальной работы - Описание этапов эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного - Анализ результатов - заключение (1-3 стр.) - список используемой литературы (не менее 20 источников) - приложение 3.2.3. Содержание - Введение раскрывает актуальность избранной темы, ее теоретическое и практическое значение, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы, гипотеза или предположение и методы работы. - Теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В этой части работы приводятся история вопроса, психолого-педагогическое или методическое обоснование проблемы, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, теоретические и методологические основы эксперимента. Подразделы должны быть логически связаны. - Практическая часть дает описание общей логики эксперимента, в ней представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Констатирующий этап дает основания для проведения эксперимента, определяет исходное состояние проблемы. Задачи первого этапа (диагностико-проектировочного): - анализ опыта учебно-воспитательной работы в конкретном учебном заведении - выявление трудностей и проблем всех участников образовательного и/или воспитательного процесса - разработка программы опытно-экспериментального исследования Формирующий этап – этап практической деятельности направленной на подтверждение или опровержение гипотезы. Задачи второго этапа (практического): - отслеживание результатов в процессе эксперимента и коррекция обучающей (воспитывающей) деятельности в рамках обозначенной проблемы; - определение степени адекватности выбранных средств разрешения обозначенной проблемы. Контрольный этап позволяет определить эффективность использованных средств разрешения проблемы, подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу. Задачи третьего (завершающего) этапа: - анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами; - описание и оформление хода и результатов экспериментальной работы. Поскольку опытно-экспериментальная работа проводится студентом с ограниченным количеством участников эксперимента, то для обеспечения валидности результатов необходимо их подтверждение из 3-х источников: - ведущий эксперимент студент, его наблюдения, беседа, анализ материалов и др. - продукт деятельности участников эксперимента: текстовые работы, анкеты и др. - сторонний наблюдатель, отслеживающий точное соблюдение условий эксперимента (учитель, психолог, методист) и его записи фрагментов уроков, внеклассных мероприятий, видеозаписи, аудиозаписи и др. - Заключение , в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов. - Приложение содержит тесты, работы учащихся, анкеты и другие материалы, использованные в ходе проведения эксперимента. 3.3. ВКР опытно-практического характера 3.3.1. ВКР опытно-практического характера отражает умения студента создавать и/ или адаптировать учебно-методические материалы с целью решения проблемы, выявленной в ходе анализа учебно-воспитательного процесса, описывать результаты проведенного опыта и делать соответствующие выводы. 3.3.2. Структура работы: - титульный лист - содержание - введение (1-3 стр.) - теоретическая часть (18-27 стр.) - Анализ ситуации (3 – 4 стр.) - Планирование опыта - Методическое обоснование разработки материалов - Описание опыта практической работы - Методические указания по применению разработанных материалов - практическая часть (10-17 стр.) - заключение (1-3 стр.) - список используемой литературы (не менее 20 источников) - приложение ВКР должна содержать от 30 до 50 страниц набранных 14 шрифтом с полуторным интервалом (не включая титульный лист, содержание, список используемой литературы и приложения). Учебные материалы, разработанные исследователем и/или адаптированные им, представляются в Приложении. 3.3.3. Содержание - Введение раскрывает актуальность избранной темы, ее теоретическое и практическое значение, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы, методы работы (гипотезы может и не быть). - Теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В этой части работы приводятся теоретические и методологические основы исследования, психолого-педагогическое или методическое обоснование проблемы, аспекты разработанности проблемы в теории и практике. - Практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему/комплекс разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки, описанием результатов пилотирования/ апробации разработанных/ адаптированных материалов и методическими указаниями по их применению. Проблема выделяется в ходе анализа ситуации, который может включать в себя сфокусированный анализ УМК, класса, процесса организации деятельности учащихся их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей и т.п. На основании проблемы определяются возможные приемы, методы ее решения и планируется проведение опытно-практической деятельности на период преддипломной практики. Дается методическое обоснование разработки материалов. Описывается опыт практической работы. Проводится анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами; и даются методические указания по применению разработанных материалов. - Заключение содержит выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов. - Приложение содержит тесты, работы учащихся, анкеты и другие материалы, использованные в ходе проведения ииследования, а так же учебные материалы, разработанные исследователем и/или адаптированные им. Одной из основных целей ВКР опытно-практического характера может быть подбор и адаптация упражнений. В качестве базовых определений можно предложить определения Е.И.Пассова (Основы методики обучения иностранным языкам): «Во-первых, в упражнении всегда есть цель . Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, т. е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно направлено. И это очень важно использовать в обучении. Но все же важнее определить главную цель каждого упражнения. Во-вторых, упражнение - это не беспорядочное «делание», ему присуща специальная организация . В-третьих, упражнение всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать, по крайней мере, многократность повторения действия». «… Но одно упражнение при обучении никогда не дает конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому упражнения объединяются в системы, подсистемы, комплексы. Представляется целесообразным использовать следующие понятия:
Вполне понятно, что возможны простые и сложные комплексы, это зависит от речевого материала, его дозировки, от поставленной задачи.
3.4. ВКР теоретического характера 3.4.1.Общее положение Работу теоретического характера отличает высокая степень аналитического обобщения исследуемого материала с выявлением важнейших этапов в развитии научной идеи или школы и их философской основы, определением противоречий и заблуждений (и их причин), точек зрения и тенденций в решении научной проблемы. Исследуемый материал критически осмысливается в исторически-содержательном (проблемно-исторический тип научного очерка) аспекте. Работа выполняется на основе сравнительно-сопоставительного анализа не менее 5-ти академических коллективных или авторских монографий. Работу отличает максимально полный и комплексный анализ исследуемой проблемы в контексте современных знаний (проблема – причины - способы решения - противоречие теории и практики – тенденции - подходы разных научных школ – персоналии – методы - термины и т.д.). Автор работы должен уметь свободно оперировать отвлеченными единицами и категориями научно-критического анализа (а не реферативного описания!) и формулировать собственное отношение к анализируемой проблеме. В ходе работы над ВКР данного типа и ходе представления ВКР студент должен продемонстрировать определенный уровень сформированности исследовательской, информационной, интеллектуальной, коммуникативной и организационной компетентностей. 3.4.2. Структура ВКР теоретического характера состоит из: — титульного листа — содержания — введения (1-3 стр.) — теоретической части (25-40 стр.) — заключения (2-5 стр.) — списка используемой литературы (не менее 25 источников) — приложения Краткое описание частей работы: - Введение раскрывает актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, (гипотеза), цели, задачи работы. Проблема может быть сформулирована на основе краткого анализа ситуации, лично-профессиональной проблемы. - Теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В ней дается история вопроса, критический обзор литературы по проблеме исследования (не менее 3-х точек зрения). Рассматриваются различные подходы, дается их критическая оценка, обосновывается и излагается собственная точка зрения по каждому из анализируемых аспектов. Описывается опыт решения исследуемой проблемы в практике воспитания и обучения, и излагаются собственные выводы относительно путей решения данной проблемы. Первый раздел носит общетеоретический характер. - Заключение: излагаются обобщенные выводы относительно использования материалов исследования в различных ситуациях обучения и воспитания. Например, в различных возрастных группах, для различного типа учащихся, для формирования различных умений и навыков, в школах различного типа (общеобразовательных, специализированных и т.д.). - Приложение (может не быть) содержит вспомогательный материал, например, тематические списки слов, таблицы, схемы, графики, карты, фрагменты партитуры и т.п.
4. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР
Шаг 1. Подготовка практической части
Вы проводите свое мини-исследование в период школьной практики. Перед началом практики Вы должны быть хорошо подготовлены, чтобы не терять времени даром. При планировании своего мини-исследования примите во внимание следующие критерии, предложенные Диком Олрайтом: · Попытайтесь понять проблему перед тем , как что-либо менять в преподавании. · Ваша работа над проблемой не должна мешать процессу обучения, а наоборот, способствовать процессу учения. · Какую бы работу вы не предприняли по изменению ситуации в классе, помните, что в центре внимания будут ученики, учитель и вы . · Временные рамки вашей работы ограничены , желательно чтобы вводимые вами изменения остались в практике данного класса в дальнейшем. · Работа должна способствовать сплочению людей, работающих над проблемой. · Работа должна развивать всех вовлеченных в исследовании. · Проанализируйте все аспекты , имеющие отношение к проблеме и людям, вовлеченным в исследование · Разработайте все необходимые материалы или адаптируйте имеющиеся (учебные материалы, опросники, таблицы наблюдений и т.д.) · Проконсультируйтесь со своим научным руководителем. · В соответствии с советами, предложениями и рекомендациями вашего научного руководителя переделайте ваши учебные материалы и инструменты. · Используйте материалы на своих уроках. · Анализируйте использованные на уроке материалы сразу же после урока, делайте вывод по поводу успешности/ эффективности этих материалов и вносите коррективы в случае необходимости. Консультируйтесь с Вашим научным руководителем регулярно, не реже 1 раза в 2 недели (это поможет провести исследование более качественно) · Сдайте черновик практической части вашему научному руководителю (за 1-1.5 месяца до защиты ). · Внесите коррективы в ваш черновик, учитывая замечания и предложения вашего научного руководителя. · Закончите черновой вариант вашей дипломной работы не позднее, чем за 3 недели до защиты. Шаг 2. Завершение ВКР
· Перепишите работу, учитывая замечания и предложения научного руководителя. · Сдайте ВКР вашему научному руководителю не позднее, чем за 3 недели до защиты. · В случае большого количества замечаний снова перепишите и сдайте ВКР. · Грамотно оформите чистовой вариант ВКР. · Сдайте работу на рецензию не позднее, чем за 2 недели до защиты (помните, работа с рецензией и отзывом руководителя должна быть сдана в учебную часть не позднее, чем за 5 дней до защиты). Примечание: Помните, что ваш научный руководитель не обязан читать вашу работу с целью исправления ошибок в правописании, грамматике, а также описок! Это Ваша обязанность! Вы должны завершить работу за 2 недели до защитыСледует учесть:· Ваша ВКР должна быть написана вами. Любая попытка плагиата – и ваша работа не будет принята. · Вам следует регулярно консультироваться у научного руководителя. · Вы несете ответственность за свою ВКР. · Ваш научный руководитель не обязан тратить время, заставляя вас работать вашей ВКР. Одной из целей ВКР является развитие самостоятельности студента. · Постарайтесь уложиться в сроки. Если вы не успеваете, то посоветуйтесь с научным руководителем. · Постарайтесь выбрать близкую вам тему ВКР. Это снизит вашу нагрузку, поможет сделать более интересным процесс преподавания, а также вашу ВКР для вас, ваших учащихся, и тех, кто будет знакомиться с вашей работой. · Вы можете взять необходимую литературу в методических кабинетах, библиотеке колледжа, Центра Британского Совета и других библиотеках города, в Интернете. · Научный руководитель должен помочь Вам в выборе литературы. · Помните, что вам следует работать в тесном контакте со школьным ментором. Он поможет вам провести ваше мини-исследование на практике. 5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ5.1. Оформление списка используемой литературыВаш список используемой литературы должен отвечать всем требованиям к его оформлению. Если вы пользуетесь русскими и иностранными источниками, не смешивайте их. При написании работы на русском языке, сначала представьте список русскоязычных авторов в алфавитном порядке: - перечисляются государственные документы; - список литературы на русском языке в алфавитном порядке; - список использованных словарей и справочной литературы и список УМК (учебно-методических комплексов); - затем в том же порядке следует список использованной литературы на английском языке. Статьи из INTERNET включаются в основной список по фамилии автора с указанием адреса в INTERNET. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на языке работы с добавлением (при первом упоминании в тексте) оригинального названия. Примеры библиографической записи (с учетом ГОСТа 8.1-2003)В заголовке библиографической записи приводят имя одного автора. При наличии двух и трех авторов указывают первого.
Образец оформления списка используемой литературы смотрите в Приложении. 5.2. Нумерация страниц (с учетом ГОСТа 8.1-2003)5.2.1. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. 5.2.2. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. 5.13.2. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. 5.3. Таблицы (с учетом ГОСТа 8.1-2003)
5.5.1. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. 5.5.2. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. 5.5.3. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова Таблица. 5.5.4. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово Таблица не пишут. 5.4. Оформление ссылок
Цитата приводится в кавычках, затем дается ссылка на источник: ([номер источника в библиографии], с.__). Например: В тексте: «Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач» ([10], с.113). В библиографии: 10. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для вузов/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 286 с. Возможные способы оформления ссылки: - (10, с.113) - [10, с.113] - /10, с.113/ - /10/ - (10) - [10] Если оригинальная цитата на английском языке, то ее помещают в приложении со ссылкой на источник, а в тексте приводится перевод со ссылкой на источник. Ссылка на приложение делается следующим образом: (Прил. 1) или (прил. 1). Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм, выравнивание по ширине. Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью. Заголовки структурных элементов работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку , не подчеркивая, без точки в конце . Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Образец
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Исследовательская деятельность студентов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Образец титульного листа 1,5 Министерство образования и науки РФ КГОУСПО «Красноярский педагогический колледж № 1 Шрифт № 14 им. М.Горького» Выпускная квалификационная работапо методике обучения английскому языку Шрифт №18 полужирный
3,0 1,5 (название темы без кавычек и слова «тема») Выполнил: Ф. И.О. (полностью) студент ___ гр. отделения английского языка Руководитель: Ф.И.О. ВКР допущена к защите: _______________ Оценка ГАК: _________________________ 2006 2,0 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец содержания ВКР Содержание
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Инструменты для сбора данных
(From Hopkins, D. A Teacher Guide to Classroom Research. Buckingham, Philadelphia, Open University) ПРИЛОЖЕНИЕ 5 План сбора данных
План исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 6Типичные недостатки рефератов, курсовых работ и ВКР, их возможные причины и пути решения
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Формулирование темы ВКР и примерная тематика ВКР в зависимости от характера выполняемой работы и специальности При формулировании темы ВКР целесообразно идти от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.
Примеры: Изучение особенностей формирования орфографических навыков учащихся 2 класса Ролевая игра как средство активизации речевых умений учащихся 9 класса Разработка факультативного курса «Драма при обучении произношению» для учащихся 8 класса Использование игр как средства развития лексических навыков речи учащихся 7 класса Примеры продуктов ВКР проектного характера для специальности: · УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ это может быть проект методического или учебного кабинета начальных классов, кабинета психологической разгрузки учащихся, проект компьютерной обучающей программы, проект организации какого-либо вида внеурочной деятельности, фильм для учителей начальной школы или студентов педколледжа об инновационной технологии, проект компьютерной программы по ознакомлению учащихся начальных классов с устным народным творчеством Красноярского края, учебный фильм или компьютерная программа по какому- либо разделу методики (русского языка, природоведения и др.), комплект демонстрационных образцов для уроков трудового обучения или ИЗО и т.п.; · УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ – проект создания музея истории колледжа или школы, фильм об истории колледжа, школы, какого- либо этапа истории города, края, фильм или компьютерная программа по ознакомлению школьников с фактами истории города, края и т.п.; · УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ – собственное музыкальное произведение, фильм об этапах работы над музыкальным произведением разных жанров, компьютерная программа для студентов и учителей по использованию новых технологий, постановка музыкального спектакля и т.п. · УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА – проект компьютерной обучающей программы, проект организации какого-либо вида внеурочной деятельности на английском языке, фильм для учителей или студентов пед.колледжа об инновационной технологии, проект компьютерной обучающей программы, создание видеоматериалов для формирования социо-культурной компетенции (региональный компонент) · УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ—изделия из различных материалов (ткань, дерево, металл, керамика…), создание наглядных пособий. · УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЧЕРЧЕНИЯ - художественные произведения в различных материалах (живопись, графика, ДПИ , скульптура, создание наглядных пособий). · ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - схемы, графики, диаграммы, сценарии, компьютерные обучающие программы и т.д. ВКР опытно-экспериментального характера:
ВКР опытно-практического характера:
ВКР теоретического характера
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования// Народное образование. - 2004. - №4, 6. – С.260 - 262. 2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя/ Н.Д.Гальскова – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 2000. – С.5 - 7. 3. Денисова, Л.Г. Обучение грамматике младших школьников/ Л.Г.Денисова, С.М.Мезенин// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 4. – С.5 -7. 4. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова, О.А.Долгина - Спб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, Cambridge University Press, 2001. – 224 с. 5. Сысоев, П.В. Интегративное обучение грамматике/ П.В.Сысоев – М.: АРКТИ – ГЛОССА, 1999. – С.25 – 31. 6. Carter,R., Nunan,D. Guide to teaching English to speakers of other languages. Cambridge University Press, 2001. – p.39, 176 – 180. 7. Lock,G. Functional English grammar. Cambridge University Press, 1996. – 283p. 8. Ur, P. A course in language teaching: Practice and theory. CUP, 1998. – p.75 – 85. 9. ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Глоссарий Актуальность обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы. ВведениеВведение в общем случае, - начало - составляет вступление к изложению сущности работы. Оно должно содержать оценку современного состояния описываемой темы, показан процесс исторического развития вопроса, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения работ по данной теме и решения выбранного вопроса, сведения о научной ценности темы. При этом должны быть приведены цели и задачи, их место в целом, обоснование выделенного вопроса (объем 1,5-2 страницы). Гипотезанаучное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. ЗаключениеЗаключение отражает оценку работы и включает рекомендации по практическому использованию результатов работы (объем 2-3 страницы).
это умения вести наблюдения, работать с первоисточниками, использовать достижения смежных наук, анализировать явления и на этой основе решать поставленную задачу, выдвигать гипотезу или предположение, разрабатывать и проводить опыт или эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты, обобщать материал в виде курсовой или выпускной квалификационной работы. Ключевое словослово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части. Концепциясистема взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Логические законы Овладение исследователем логическими законами - законом тождества, законом противоречия, законом исключенного третьего и законом достаточного основания - поможет подготовить логически обоснованную работу. Методы научного познания обычно делятся на три большие группы:
Метод исследованияспособ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения новых фактов. Монография научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Необходима студенту для глубокого, детального знакомства с научной проблемой, наиболее полезна при выполнении курсовой и дипломной работ. Научная статья сочинение небольшого размера, опубликованное в специальном научном журнале или в научном сборнике. Статья обычно раскрывает какой-либо аспект рассматриваемой проблемы, в ней могут излагаться данные конкретных исследований. Поиск статей облегчается тем, что в последних номерах научных журналов содержится перечень опубликованных в них в течение года статей. Научное исследованиецеленаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Объект исследованияпроцесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. ОтзывНаучный руководитель, после изучения и соответствующий правки, пишет "Отзыв о выпускной квалификационной работе ...", который заканчивается словами: «Выпускная квалификационная работа выполнена согласно требованиям, предъявляемым Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации и может быть допущена к защите».Предмет исследованиявсе то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. ПриложенияПриложения могут быть в виде текстов, таблиц, бланков, постановлений, положений и других документов в полном объеме или выдержка из них со ссылкой на документ.Проблемакрупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. РецензияРецензент анализирует представленный материал и пишет "Рецензию на ВКР ...", в которой указывает положительные и отрицательные стороны работы, дает оценку качества выполнения работы в соответствии с имеющимися критериями оценивания каждого типа ВКР и заканчивает словами: "... ВКР работа заслуживает оценку "..."". Указание ученой степени, ученого звания, занимаемой должности, наименования учреждения обязательны как для научного руководителя, так и для рецензента. Реферат это краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья. Второе значение этого понятия - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Реферат составляется по следующему примерному плану:
Сайт в Интернете электронный носитель информации. Эффективен преимущественно для получения общей, популярной информации по рассматриваемому вопросу, но с развитием сети расширяется возможность получения электронных вариантов научной и учебной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10Клише безличных конструкций, которые можно использовать при написании реферата и теоретической части курсовой работы и ВКР
Аргументированной представляется точка зрения, согласно которой… Большое разнообразие … делает данную книгу … В данной статье можно найти … В данном пособии рассматривается … В заключение следует отметить, что … Возвращаясь к вопросу о… В подобной трактовке … выступает не просто как … В этом случае … Все это можно было бы использовать в … Вышеизложенное позволяет говорить о … Гипотеза заключается в том, что… Данная книга / статья рассматривает … Данная работа является … Данная статья содержит … Данное пособие предназначено для … Данный материал является очень … Дискуссионным можно считать мнение/ утверждение N о том, что… Для автора данной книги очень важным является то, что … Думается, что такой подход важен для … Его можно рассматривать как … Если рассматривать … в подобной трактовке … Здесь говорится о том, что … Известно, что … Информация, содержащаяся в данной статье / книге / монографии, … Как показал анализ приведенных выше примеров, далее логично остановиться на вопросе… Как было сказано / отмечено выше, … Книга может быть очень полезной … Книга состоит из … глав … Коммуникативный подход к обучению иностранному языку предполагает … Можно согласиться с …, потому что, … Мы получили, следовательно, … На основании вышесказанного можно сделать вывод, что … Наиболее важным источником … является … Не менее важным является … Нельзя не согласиться с автором указанной статьи … Несмотря на это, данный … Обобщая все вышесказанное, приходим к следующему выводу: … Обобщая сказанное, подчеркнем, что сред факторов, определяющих актуальность и ценность рассматриваемого … Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых … Однако, прежде следует отметить … Однако, эта концепция … Одним из достоинств данной статьи / книги / монографии является то, что … … описаны в данной статье с целью … Особое внимание уделено … Очевидно, также, что … Очень подробное и последовательное описание … Первый раздел данной книги посвящен … Подобное использование … , без сомнения, повышает эффективность обучения … Практическая направленность данной статьи … Приведенное описание показывает / доказывает, что … Прочитав … можно прийти к выводу, что … … рассматривается как … Рассмотрим, в каком соотношении находятся … Следует подчеркнуть, что… Следует отметить, что… Следовательно … Со всей определенностью можно утверждать, что … Согласно … Согласно концепции коммуникативного обучения, … Структура книги отражает … Таким образом, … Тогда возникают следующие вопросы: … Хотя данная книга …, здесь … Хотелось бы по этому поводу высказать свои собственные суждения… Целесообразным можно считать/ считается… Что в данном случае понимается под … Что касается …, то в данной статье / книге / монографии … ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Язык и стиль научной работы Поскольку исследование является прежде всего квалификационной работой, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора. Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины. Уже выработались определенные традиции в общении ученых между собой как в устной, так и письменной речи. Однако не следует полагать, что существует свод "писаных правил" научной речи. Можно говорить лишь о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формальнологический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.), противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдет к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все вышеперечисленное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует отметить...). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные; этот; такой; названные; указанные и др.). Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему. Нельзя также употреблять вместо принятых в данной науке терминов профессиональной лексики, т.е. слов и выражений, распространенных в определенной профессиональной среде. Профессионализмы - это не обозначения научных понятий, а условные в высшей степени дифференцированные наименования реалий, используемые в среде узких специалистов и понятные только им. Это своего рода их жаргон. В основе такого жаргона лежит бытовое представление о научном понятии. Фразеология научной прозы также весьма специфична. Она признана, с одной стороны, выражать логические связи между частями высказывания (такие, например, устойчивые сочетания, как "привести результаты", "как показал анализ", "на основании полученных данных", "резюмируя сказанное", "отсюда следует, что" и т.п.), с другой стороны, обозначать определенные понятия, являясь, по сути дела, терминами (такие, например, фразеологические обороты и сложные термины, как "ток высокого напряжения", "государственное право", "коробка перемены передач" и т.п.). Рассмотрим теперь грамматические особенности научной речи. С точки зрения морфологии следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.). В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, поскольку именно такие прилагательные в отличие от качественных способны с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий. Для образования превосходной степени чаще всего используются слова "наиболее", "наименее". Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений, например, "мельчайшие частицы вещества". Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания. Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко - сослагательное наклонение и почти совсем не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, "В данной статье рассматриваются...", "Намечено выделить дополнительные кредиты..."). Остановимся теперь на синтаксисе научной речи. Поскольку такая речь характеризуется строгой логической последовательностью, здесь отдельные предложения и части сложного синтаксического целого, все компоненты (простые и сложные), как правило, очень тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим звеном в повествовании или рассуждении. Поэтому для текста работы, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. Преобладают сложные союзные предложения. Отсюда богатство составных подчинительных союзов "благодаря тому что", "между тем как", "так как", "вместо того чтобы", "ввиду того что", "от того что", "вследствие того что", "после того как", "в то время как" и др. Особенно употребительны производные отыменные предлоги "в течение", "в соответствии с...", "в результате", "в отличие от...", "наряду с...", "в связи с..." и т. п. В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Это объясняется тем, что подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные и тому подобные отношения, а также тем, что отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочиненном. Части же сложносочиненного предложения как бы нанизываются друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют известную независимость и легко поддаются перегруппировке. Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях разделов, глав и параграфов, в подписях к рисункам, диаграммам, иллюстрациям. У письменной научной речи имеются и чисто стилистические особенности. Объективность изложения - основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возможный (возможно, вероятно). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.). Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и изобретательность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформировались определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: "Было выделено 15 структур...". Использование подобных синтаксических конструкций позволяет сконцентрировать внимание читателя только на самом действии. Субъект действия при этом остается необозначенным, поскольку указание на него в такого рода научных текстах является необязательным. Поэтому авторы научных работ стараются прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, "Вначале производят отбор образцов для анализа, а затем устанавливают их соответствие по размерам тиглей..."). Употребляется также форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию."). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст диссертации личные местоимения. Очень часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно. Плохо, когда автор пишет то "разрежение", то "вакуум", или то "водяная турбина", то "гидротурбина", или когда в одном случае он использует "томаты", а в другом "помидоры". Другое необходимое качество научной речи - ее ясность.
Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Краткость - третье необходимое и обязательное качество научной речи, более всего определяющее ее структуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь той цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно не только точнее, но и короче донести суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста работы. Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: "промышленная индустрия" (в слове "индустрия" уже заключено понятие "промышленная"); "форсировать строительство ускоренными темпами" ("форсировать" и означает "вести ускоренными темпами"); "потерпеть полное фиаско" ("фиаско" и есть "полное поражение"). Другая разновидность многословия - тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. В работах нередко встречаются недопустимые повторения одинаковых или близких по значению слов, например: "в августе месяце", "схематический план", пять человек шахтеров", "семь штук трансформаторов" и т.п. Языковые особенности научного стиля
1. Максимальная точность (насыщенность текста научными терминами); 2. Эмоциональная сухость; 3. Стремление к обобщению и абстракции: ▲Абстрактные существительные и глаголы преобладают над конкретными (ение, ание, ость, мость: мышление, отражение, необходимость, предвзятость); существовать, иметь, иметься, наблюдать, наблюдаться, появляться, начинаться, проявлять (ся), обнаруживаться (ся), считать(ся) , характеризовать(ся) , представлять(ся) , заключать(ся) , обладает, вычленять(ся)); ▲Форма глаголов в 3-м лице мн.ч. (такую систему не считают единственно возможной, подобные аспекты рассматривают, такие условия определяют ); ▲1 л. мн.ч. (обратимся к рассмотрению, отметим условия, сосредоточим усилия ). 4. Конструкции типа необходимо отметить, важно подчеркнуть, любопытно отметить, может показаться также, следует обратить внимание на условия, на основе анализа можно утверждать, общеизвестно, что подобная ситуация обусловлена.
5. Конструкции, указывающие на порядок изложения мысли, последовательность сообщений, способ оформления мыслей, степень достоверности, источник информации: во-первых, во-вторых, наконец, несомненно, по-видимому, как утверждают, согласно положению, по определению.
6. Устойчивые речевые формулы
Образцы языковых моделей для историографической части
При написании исследовательских работ нередко возникают трудности с выбором языковых структур. Структуры, используемые для указания на основные проблемы и вопросы, анализируемые автором: (чего?) рассматривает вопросы связанные (с чем?) Автор анализирует проблемы (чего?) раскрывает своё понимание (чего?) излагает основные положения (чего?) говорит (о чём?) Структуры, используемые для фиксации проблем, особо выделяемых автором: важность (чего?) подчёркивает, отмечает , что… (на что?) Автор указывает , что… уделяет особое внимание (чему?) концентрирует особое внимание (на чём?) заостряет внимание (на чём?) Структуры, используемые при перечислении вопросов, которые попутно рассматриваются автором: касается (чего?) (Кроме того,) автор затрагивает (что?) упоминает (о чём?) замечает (что?), что… Структуры, используемые при изложении системы авторской аргументации, вводящие иллюстративный и фактический материал, ссылки на другие источники: противопоставляет (что чему?) сопоставляет (что с чем?) аргументирует своё мнение (чем?) приводит примеры, цифры, которые свидетельствуют (о чём?) Автор иллюстрирует свои выводы (чем?) подтверждает (что? чем?) опирается на классификацию, данную (кем? где?) ссылается на данные статьи (кого?) Если автор неоднократно возвращается к концептуально значимым для него идеям в разных разделах своей работы, то отражение этого в тексте работы может быть с использованием следующих языковых структур: специально Автор останавливается (на чём?) несколько раз постоянно возвращается к мысли (о чём?) Автор неоднократно обращает внимание (на что?) особо акцентирует мысль о том, что… В заключительной части работы приводятся основные выводы, к которым приходит автор, обобщаются главные идеи, содержащиеся в исследуемой работе. Для заключительной части можно использовать следующие языковые структуры: делает вывод о том, что… Автор приходит к выводу о том, что… , что Подводя итоги, автор подчёркивает важность (чего?) В заключении автор утверждает, что… Итак, основная мысль (идея) статьи заключается в том, что… Можно предложить следующие оценочные слова для историографической части:
справедливо отмечает, убедительно показывает, необоснованно утверждает, что… излишне категорично пишет, глубоко анализирует аргументировано обосновывает чётко определяет Автор упрощенно показывает (что?) детально анализирует доказательно интересует доказательно критикует тщательно рассматривает удачно решает вопрос (о чём?)… обоснованно опровергает тезис о том, что… некритически относится (к чему?) Если вы хотите дать положительную оценку материалу, можно воспользоваться следующими языковыми структурами: 1. Безусловным достоинством работы является Очевидным актуальность поднятых в ней проблем Главным 2. Работа ценна даётся интересный анализ современного этапа… тем, что в ней представлены разные точки зрения по вопросу… по-новому осмысляется теория… 3. Работа отличается высокой информативностью богатым фактическим материалом нестандартным подходом к анализу поднятых проблем. 4. Большим достоинством работы следует считать богатый фактический материал, положенный в её основу. 5. Обращение к этой проблеме (к этому материалу) представляется актуальным (плодотворным). 6. В работе убедительно доказывается, что… 7. Мысль автора (о чём?) представляется перспективной, плодотворной. 8. Мысль (о чём?) формулируется автором чётко (ясно, доказательно, убедительно). 9. Автор прав, утверждая, что… 10. Трудно не согласиться с тем, что… (с автором в том, что…). 11. Выводы автора достоверны и убедительны. Они базируются на анализе большого фактического материала. 12. Анализируя…, автор приходит к интересным и, на наш взгляд, обоснованным выводам. Для выражения отрицательной оценки можно пользоваться следующими языковыми структурами:
1. Сомнение вызывает целесообразность, продуктивность такого подхода. 2. К недостаткам работы следует отнести излишнюю (неоправданную) категоричность выводов автора. 3. Слабой стороной (серьёзным недостатком) работы является неубедительность аргументации. 4. Остались неосвещёнными некоторые вопросы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. 5. Представляется упрощённым отношение автора к сложным проблемам современного литературоведения (языкознания). 6. Говоря об этих сложных проблемах, автор допускает неточности (не даёт чёткой характеристики)… 7. Автор упускает из виду, что…, не обращает внимания (на что?), … оставляет без ответа некоторые серьёзные вопросы. 8. Автору не удалось показать, (что?)…, проанализировать (что?)… Структуры, при помощи которых выражается значение неоднозначной оценки: 1. Излагая аргументацию автора, необходимо отметить ряд спорных моментов. 2. Такая постановка вопроса представляется небесспорной. 3. Однако эта правильная (интересная) мысль не подкрепляется фактами, и это делает рассуждения автора декларативными, но, так или иначе, эта работа заслуживает положительной оценки. 4. Излишне категоричными, на наш взгляд, выглядят утверждения автора о том, что… 5. Автор считает, что… И здесь с ним можно не согласиться. 6. Автор достаточно полно анализирует современное состояние этой проблемы. Вместе с тем, по нашему мнению, этот анализ мог бы быть углублен и расширен. ПРИЛОЖЕНИЕ 12 Компетентности, проявляемые студентом в ходе работы над ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 13.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВКР ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
13.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВКР ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
13.3.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВКР ПРОЕКТНОГО ХАРАКТЕРА КОНСТРУКТОРСКО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА
13.3.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВКР ПРОЕКТНОГО ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО ТИПА
13.4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВКР ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
13.5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ И ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ УМЕНИЙ
Оценочный лист Выпускной квалификационной работы по специальности_________________________________________________________________________________________________________ Государственная аттестационная комиссия в составе: Председатель_____________________________________________________________________________________________________________ Члены комиссии___________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата защиты______________________________
Подписи членов комиссии ГАК: _________________________________________________ _________________________________________________
|