Реферат: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа Красноуфимск Свердловской области Компетентностный подход и межпредметная интеграция в преподавании географии и биологии (методические рекомендации)
Название: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа Красноуфимск Свердловской области Компетентностный подход и межпредметная интеграция в преподавании географии и биологии (методические рекомендации) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 городского округа Красноуфимск Свердловской области Компетентностный подход и межпредметная интеграция в преподавании географии и биологии (методические рекомендации) Составитель: Лосева О.В. г. Красноуфимск 2009 Лосева Ольга Васильевна, учитель географии и биологии МОУ СОШ №2, высшая квалификационная категория, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 г. Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция». Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция — это готовность действовать в ситуации неопределенности. Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций: - информационная компетенция — готовность к работе с информацией; - коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; - кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; - проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии: - учебных предметов одной образовательной области; - учебных предметов различных образовательных областей; - классно-урочной и внеурочной/внеклассной деятельности по предмету; основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские и т.д.); - учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного коллектива; - школьной и внешкольной деятельности учащихся. Приведем три относительно простых примера межпредметной интеграции, нацеленной на формирование ключевых компетенций учащихся. Пример 1. Урок биологии в 7 классе Тип урока – комбинированный Тема: «Мифические символы человеческой души» (Класс Насекомые, Отряд Чешуекрылые). Цель: формирование нравственных и эстетических ценностей у обучающихся. Задачи: - повторить строение насекомого на примере бабочки; - изучить двустороннюю симметрию тела животного; проследить межпредметную связь этого явления; - учить детей видеть и ценить красоту. Оформление доски Внешняя сторона: тема урока, термины (симметрия, метаморфоз, аппликация бабочки, таблица «Охраняемые насекомые Среднего Урала»). Внутренняя сторона: иллюстрации симметричных зданий, симметрия в прикладном искусстве; в центре – импровизация уголка живой природы. Ход урока: 1. Вводное слово учителя : постановка цели урока, объяснение значимости изучаемого материала, концентрация внимания учащихся на том, что они далеко не одиноки во Вселенной, ибо красота бабочек умопомрачительна. 2. Мифические и мистические. Сообщение ученика. Хрупкая неземная красота бабочки воспета в мифах. Нет такого континента на Земле, где не было бы таинственных поверий и легенд, связанных с бабочками. Самая известная история родилась в Древней Греции. Бабочка у эллинов была символом человеческой души. Вернее, душу изображали либо в виде бабочки, либо в виде прекрасной девушки Психеи с легкими крылышками. И красота ее была столь совершенна, что она затмила саму богиню любви Афродиту. К несчастью, та узнала об этом. Наверное, как в нашей сказке о семи богатырях, спросила у волшебного зеркала: «Я ль на свете всех милее? » И, когда оказалось, что нет, гнев и зависть Афродиты были столь сильны, что она придумала для Психеи изощренное наказание, — послала к ней своего сына, бога любви Амура, чтобы тот поразил Психею волшебной стрелой и заставил полюбить какого-нибудь самого злого и глупого человека на свете. Но Амур не смог исполнить приказание. Увидев Психею, он сам влюбился в нее и сделал своей возлюбленной. Вот такая у нее была красота. Понимаете теперь, как восхищались древние греки бабочками? Затмить Афродиту — это не просто. А у индейцев ацтеков бабочка была символом очень важного бога Тлалока. Тлалок — бог воды — иногда посылал на землю дождь, столь нужный полям ацтеков. 3. Строение бабочки. Рассказ ученика с использованием аппликации на доске. Как и у большинства других насекомых, тело взрослой бабочки расчленяется на голову, грудь и брюшко. На голове находятся органы зрения, обоняния и осязания, а также — ротовой аппарат. На груди — три пары ножек и две пары крыльев — передние и задние. Гибкое брюшко лишено конечностей. Тело бабочки покрыто хитиновым панцирем. Для дыхания служит хорошо развитая система специальных трубочек — трахей, органы выделения называются мальпигиевыми сосудами. Как у всех высших насекомых, у взрослых бабочек сложная нервная система. Ротовые органы бабочек преобразованы в длинный хоботок, который прекрасно служит для высасывания цветочного нектара. Когда бабочка не пользуется хоботком, она свертывает его в крутую спираль и прячет у себя под головой. В расправленном виде хоботок некоторых бабочек превышает длину тела. Бабочки-бражники, как птицы колибри, могут питаться нектаром в полете, засовывая хоботок внутрь цветка. У бабочек сложные, как говорят энтомологи, фасетированные глаза. Они состоят из многих простых глазков. Каждый глазок формирует отдельное изображение на своей сетчатке, и общая картина, которую видит бабочка, составляется из множества мелких частичных изображений. Такое зрение называется мозаичным. У многих ночных бабочек в каждом отдельном глазке есть особые «отражательные корзиночки», сплетенные из множества трахей. Из-за этого их глаза светятся в темноте. Усики у бабочек бывают булавовидные, нитевидные, веретеновидные, перистые и другие. На усиках располагаются органы обоняния и осязания. Органы вкусового (химического) чувства у бабочек находятся не только на ротовых органах, но также и на лапках. У бабочек две пары хорошо развитых крыльев. Лучше всего «умеют» летать бражники, их крылья движутся как маленькие пропеллеры. А вот самые крупные дневные бабочки летают медленно. Их крылья в полете совершают всего 6-10 взмахов в секунду. Зато они могут парить в потоках теплого воздуха. Крылья покрыты особыми чешуйками, как крыша черепицей. Из-за этого правильное научное название бабочек — чешуекрылые. Каждая чешуйка многослойна, имеет сложное строение. Чешуйки бывают как пигментные, так и оптические — отражающие и преломляющие свет. Из пигментных чешуек складывается красивый узор крыльев. Недавно ученые обнаружили, что чешуйки бабочек — это маленькое аэродинамическое чудо. Они существенно увеличивают обтекаемость, динамичность, подъемную силу крыла. Сейчас ведется работа по созданию специального покрытия для самолетов, вертолетов и парашютов с использованием принципов устройства чешуек крыльев бабочек. Возможно, что совсем скоро появятся «лепи-парашюты» — то есть парашюты с чешуйками. 4. Бабочки имеют двустороннюю симметрию. Что это значит? Ученик доказывает симметричность тела бабочки относительно оси а, используя опережающий материал математики 8 класса. Построения строятся на аппликации бабочки на доске. 5. Рассказ учителя об использовании симметрии в архитектуре (используется внутреннее оформление доски). Акцент на гармонию, красоту, присутствие асимметрии. 6. «Красота спасет мир» - утверждает человек, но сам же и губит красоту. Самые редкие бабочки – рассказ учеников. Аполлон и Мнемозина
Аполлон — бабочка торная, живет на высоте больше 500 м над уровнем моря. Гусеницы ее питаются листьями разных очитков. Окукливаются под камнями, там и зимуют. Аполлон занесен в Красную книгу.
Голубянка-икар
7. Каждый из учащихся приготовил изображение той или иной бабочки и краткий рассказ о ней. Учитель приглашает создать на доске коллективный коллаж и полюбоваться красотой получившегося изображения небольшого уголка природы.
Толстоголовка морфей названа по имени Морфея, бога сновидений, сына бога сна Гипноса. Толстоголовка алцей. Вид назван по имени греческого поэта Алцея, жившего в 6-7 в до н.э.
9. Учитель: Красота бабочки, ее симметричность тела издавна использовали люди в прикладном творчестве. Демонстрация изделий учениц, выполненных на уроках технологии. Общий вывод: все, что окружает нас, и мы сами в природе уникально, бесценно. Природа помогает нам, подсказывает, позволяет черпать вдохновение и красоту. Будем разумны – научимся ценить этот дар. Использованная литература 1. Горбунов П.Ю., Ольшванг В.Н. Бабочки Среднего Урала: Справочник-определитель. – Екатеринбург, 2007. 2. Дунаева Ю.А. / Бабочки. – СПб: «А.В.К. - Тимошка», 2006. 3. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс. – М.: Дрофа, 2006. Пример 2. Урок географии в 7 классе Тип урока: изучение нового материала. Вид: урок - теоретическое исследование. Тема урока: Природная сила воды (Внутренние воды Северной Америки). Цель: работа над усвоением обучающимися навыков исследовательской деятельности. Задачи: 1. Формировать общеинтеллектуальные умения: приводить доводы, извлекать нужную информацию, сравнивать, искать закономерности. 2. Изучить особенности рек и озер Северной Америки, их практическое значение. Наглядность: физическая карта Северной Америки, картина с изображением каньона реки Колорадо; термины и географические названия для работы на магнитной доске. Ход урока. I. Вводное слово учителя. Сегодня на уроке я предлагаю вам провести теоретическое исследование. Чтобы начать его, вспомним из каких этапов состоит любое исследование. Ученик строит логическую цепочку из терминов на доске. Тема → цель → гипотеза → выбор методов → анализ → результат → презентация. Итак, тема нашего исследования «Природная сила воды», цель : исследование природы материков. Я выдвигаю гипотезу «Если в России верно выражение вода камень точит, то верно ли оно в Северной Америке?» Вам предстоит доказать верность этой гипотезы или опровергнуть ее. Далее выбираем метод исследования. На доске методы исследования : наблюдение, измерение, сравнение , обобщение , прогнозирование, социологический опрос . II. Практическая работа учащихся. 1 группа. Учащиеся самостоятельно или в парах работают над решением гипотезы с помощью учебника «География материков и океанов» с.214-215. 2 группа. Учащиеся проводят социологический опрос своего соседа по парте или присутствующих взрослых, если урок открытый. Возможные вопросы: - Что вы знаете о реках северной Америки? - Какие реки вам известны? - Что интересное вы можете рассказать о Великих Американских озерах? Физкультминутка Гимнастика Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. III. Обсуждение полученных результатов. На данном этапе работы на доске выстраивается схема:
Вывод: выдвинутая гипотеза верна. IV. Беседа – рассуждение. - Почему в вашем учебнике Миссисипи сравнивают с Волгой? V. Работа с номенклатурой. Задание классу: Проведите мини-исследование физической карты Северной Америки. Найдите перечисленные реки и озера в тексте учебника; затем подпишите их на контуре. Один – два ученика выполняют данную работу на настенной контуре. VI. Общий вывод. VIII. Домашнее задание. Продолжите исследование по картам, используя план работы на с. 213 учебника. Внеклассное мероприятие «Капустник» Цель: развитие кооперативной компетенции. Данное мероприятие можно проводить как внеклассное занятие по биологии, можно трансформировать в праздник для 5-7 классов. Кабинет красочно оформляется, используются иллюстрации с различными сортами капусты. Дети делятся на 4 группы, усаживаются за сервированные столы. Ход мероприятия Ведущий 1. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … капуста. Ведущий 2. Шли три кочана из Трамтарии, Распевая капустные арии, И каждая ария вкусная Была бесконечно капустная, И звенела мелодия странная, Симпатичная, белокочанная Трам-тарарам-тарарам-там-там! Ведущий 1. Ешьте капусту! Советуем вам, Ешьте капусту морскую В море, в ущелье, над бездною, Ешьте капусту полезную, И при любой передышке Помните о кочерыжке! Ведущий 2. Трам-тарарам-тарарам-там-там! Кислую ешьте капусту с утра, В полдень советуем щи и солянку, Можно капустный компот спозаранку, И при любой передышке Помните о кочерыжке! - Большие крупные кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова». - И чем же так интересна и полезна эта капуста – «голова»? Группа «Родословная капусты»
Цель: показать биологические особенности капусты. Капуста - семейство крестоцветных. Если спросить, где у капусты плод, то, наверное многие сделают грубую ботаническую ошибку, указав на кочан. Каждый плод содержит семена. Разрезав же кочан капусты, семян мы в нем не найдем. Кочан – разросшаяся почка. Капуста – двулетнее растение. Весною высаживают в землю кочерыжки капусты с корнем, сохраненные в подвале в течение зимы. Из кочерыжки вырастут тонкие стебли с небольшими листочками и кистями желтых цветов. Из опыленных цветков образуются плодики – стручки с круглыми мелкими семенами.
Группа «Лаптем щи хлебать» Цель: показать значимость капусты в разное историческое время. По предположению историков, щи были известны на Руси задолго до ее крещения. Когда-то щами называли практически все похлебки. Позднее это название закрепилось только за капустными похлебками. Любовь русичей к щам на протяжении многих столетий оставалось неизменной. __________________________________________________________________ Пословицы и поговорки. · Кипятите щи, чтобы гости шли. · От щей добрые люди не уходят. · Щи хоть кнутом хлещи. __________________________________________________________________ Капуста стала основой русских национальных блюд. Квашенная, кислая, капуста, щи подавались на стол не только в простых избах, но и в царских палатах. __________________________________________________________________ Со своими щами ездили из России даже в Париж. Правда, здесь есть одно условие – хороший мороз, так как щи были замороженные и хранились в небольших кадочках. __________________________________________________________________ Без щей русский человек не мог прожить и на чужбине. Так, во время Отечественной войны 1812 г. будучи вдали от Родины, русские солдаты за неимением капусты квасили листья винограда и варили из них щи. __________________________________________________________________ Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня ищи. _________________________________________________________________ Группа «Ешь на здоровье» Цель: показать пользу капусты для здоровья человека. В старинных русских лечебниках описывались целебные свойства капусты: «капуста толченая, смешанная с белком яичным и то прикладываем ко всякому ожогу и тако язвы их заживляет. Капуста варена с семенем капустным и в питии приятна». __________________________________________________________________ Полезней сока моего Ничего на свете нет. Пейте сек капустный, люди, - Доживите до ста лет. __________________________________________________________________ Сок капусты влияет на улучшение пищеварения. В капусте содержится много противоцинготного витамина С. __________________________________________________________________ Известный математик древней Греции Пифагор писал, что капуста «представляет из себя овощ, который поддерживает постоянно бодрость и веселое спокойное настроение духа». __________________________________________________________________ (на мотив «Пусть бегут неуклюже…») Пусть на улице стужа, Лета нам и не нужно. Витамины найдем и весной! И не ясно прохожим: Где найти мы их сможем? Наш ответ для них будет такой: Припев: Я питаюсь ежедневно Витаминною едой: Щи, салатики, компотик И рагу, само собой. Рецепты салатов из капусты Капуста «В улет» (можно и на зиму) 1 кг капусты 1 шт. красного перца 5-6 д. чеснока 2-3 морковки Нарезать лапшой, залить заливкой. Заливка: 1 ст. л. соли, 10 ст.л. 9% уксуса, 0,5 ст. воды, 0,5 ст. масла, 0,5 ст. песка, все вскипятить. Капуста с хреном и свеклой (на зиму) Капусту крупно порезать, переложить в банке кубиками свеклы и хрена (1-2 корешка), одну дольку чеснока. Маринад: 2 л. воды, 100 г соли, 100 г сахара, 1 ст.л. уксуса. Залить горячим, закатать. Салаты с капустой Капуста + чернослив, курага, изюм, грецкие орехи, свежий огурец, майонез. Посыпать жареным арахисом. По-китайски Капусту натереть с солью, сахаром, соком лимона, добавить тонко нарезанные маринованные грибы + чеснок. Заправить майонезом. По-амосовски 1 кг капусты, 1 морковь, 1 свекла, 1 яблоко – нашинковать. Залить маринадом: 60 г масла, 60 г уксуса, 50 г сахара, 1 ст.л. соли – прокипятить. Группа «Кулебяки, пироги»
Цель: показать значимость русских кулинарных традиций. Кто придумал тот секрет, Вовсе не известно – То ли бабка, то ли дед Замесили тесто. Свой секрет не прятали, Для людей всех стряпали, Варили – гутарили И науку славили. Ах кулинария, Ты работа важная Для здоровья каждого! _________________________________________________________________ Ни один праздник русского народа не обходится без них. Само слово, вероятнее всего, имеет своей основой слово «пир». Вот они румяные На столе лежат, С мясом и капустою Запахом дразнят! __________________________________________________________________ «Не красна изба углами, а красна пирогам» - гласит русская народная пословица. И действительно, редкая хозяйка в России не печет пироги. Это искусство передается от матери к дочери, из поколения в поколение. По умению печь пироги судят у нас о домовитости хозяйки. ПЛАН ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА / САМОАНАЛИЗА УРОКА 1. Какова миссия предмета и задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых компетенций учащихся? 2. Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела? 3. Каковы цель и задачи урока? Работу по формированию каких именно ключевых компетенций предполагалось осуществить на уроке? 4. Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)? 5. Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной ключевой компетенции? 6. Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? 7. Как обосновывается использование некометентностных методов? 8. Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной ключевой компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? 9. Как оценивалось проявление тех или иных ключевых компетенций у учащихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения? 10. В какой степени достигнуты поставленные задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему? 11. Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития ключевых компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом молено судить? 12. Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию ключевых компетенций у учащихся данного класса на уроках по данного предмету? Литература 1. Заславская О.В. Инновации в сфере воспитывающего обучения: объекты, субъекты моделирования, направления инновационного поиска // Научно-практический журнал «Завуч» №2, 2008. 2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Научно-практический журнал «Завуч» №1, 2008. 3. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. М. – Российская академия образования, 2004. 4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. |