Реферат: Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября)
Название: Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября). В соответствии с Федеральными законами РФ №200-ФЗ «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 29.12.2004 и №201-ФЗ «О внесении изменений в ст.112 Трудового кодекса» 4 ноября в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе", и способствовало окончанию Смуты. Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России. Это событие, как отмечает директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров, является эпохальным, ключевым в истории России и потому отмечалось в течение столетий российским народом. Это был не только день капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарского и считается, что помогла достигнуть победы и освободить Московский Кремль. Праздник был общенародный, потому что именно события конца октября 1612 года (по старому стилю) действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. И освобождение Москвы, и окончание Смуты произошло благодаря усилиям всего народа России, всех его слоев, всех национальностей и конфессий. Кроме того, важно подчеркнуть, что поскольку в период Смуты фактически разрушилась российская государственность, страну разъедал регионализм и сепаратизм; каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства; в наши внутренние дела вмешались поляки и шведы вполне очевидно, что освобождение Московского Кремля, воссоздание российского государства содействовало общему цивилизационному возрождению России. Учитывая значимость события, подготовка и проведение Дня народного единства (4 ноября) открывает широкие возможности для решения целого ряда задач в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений, консолидации и совместной деятельности педагогов, учащихся, их родителей и общественности. Предлагаемые рекомендации призваны помочь работникам образовательных учреждений в выборе форм организации деятельности в преддверии празднования Дня народного единения и никоим образом не ограничивают творческий поиск педагогов и учащихся в данном направлении. Классные часы, уроки, разнообразные мероприятия ко Дню народного единства являются логическим продолжением решения следующих задач работы школы: - воспитания у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности, развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок; - создание условий для применения учащимися знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей жизни в российском поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, для формирования толерантного отношения к представителям других народов; - развитие у учащихся умения анализировать социальную информацию; Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы работы, позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умения анализировать и определять их значение в судьбе Отечества: - уроки интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии; -конференции ,экскурсии; -интервьюирование, социологические опросы (например на тему «День народного единства - что мы знаем о нем?» и т.п.); -защита мини-проектов(«Нижегородский подвиг в истории России»); -конкурс творческих работ( сочинений, эссе) по теме «День народного единства»; -презентация результатов исследовательской деятельности по теме « Герои народного ополчения»; -художественное исполнительство(изображение эпохи в виде эмблемы-символа); -конкурс праздничных стенгазет; -конкурс рисунков обучающихся; -беседы о героях народного ополчения; -фестивали национальных культур; -конкурсы стихов; -выставки фотографий «История страны в истории моей семьи» и др. Обеспечение праздничных мероприятий: - государственная символика России, официальная символика Томска; - фонозаписи государственного гимна России; - выставка фотографий «Россия - Родина моя», сделанных учащимися в - рисунки школьников по данной теме; - выставка книг о России; - фрагменты из кино и видеофильмов и компьютерных программ, фонозаписи по теме. Литература и источники. 1. Федеральный Закон Российской Федерации «О днях воинской славы (Победных днях) России» (Редакция на 29.12.2004) // http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_98337.html 2. День народного единства // http://www.calend.ru/holidays/11-4/0/94/ 3. 4 ноября праздник – День единения России // http://www.holidays-organization.ru/4nov.php 4. Сахаров А. Праздники не назначаются сверху // http://www.izvestia.ru/community/article739615 5. В Нижнем Новгороде восстановят храм Иоанна Предтечи // http://www.stroy-price.ru/cgi-bin/getfullnews9.pl?137920 6. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества. – М., 1993. 7. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб., 2004. 8. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде. – М., 2001. С.26-28. 9. История Отечества: люд, идеи, решения. - М., 1991. 10. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. 11. Назаров В.Д. Смута начала XVII века и исторические судьбы России. // История России с древнейших времен до конца XVII века. М., 1998. 12. Наш край. Книга для учащихся школ, гимназий, лицеев. – Н.Новгород, 1998. 13. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981. 14. Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1995. С.78-88. 15. Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т.1. – М., 1995. 16.Герб и флаг России,X-XX вв.М.,1997. 17.Пчелов Е.В. Государственные символы России.Герб.Флаг.Гимн.М.,Русское слово,2002 г. Приложение 1 Интернет-ресурсы по символике России и других стран В Интернете есть немало сайтов, посвященных государственной и иной символике, с помощью которых можно изготовить действительно грамотную презентацию. Приложение 2 Историческая справка Россия в конце XVI - начале XVII веков При унаследовавшем трон после смерти Ивана IV Грозного царе Федоре Иванович (правил в 1584-98 гг.) среди окружавших престол дворцовых группировок разгорелась острая борьба за власть. Вскоре, оттеснив князей Шуйских и Ф. И. Мстиславского, ведущую роль при дворе стал играть шурин царя - боярин Борис Федорович Годунов (брат царицы Ирины). С середины 1580-х гг. Годунов стал фактическим правителем государства. Царь Федор Иванович не оставил наследников (единственная дочь умерла в младенчестве), его младший брат Дмитрий Иванович, последний из прямых наследников престола, погиб в Угличе в 1591 г. (по официальной версии, смертельно Ранив себя ножом во время эпилептического припадка). В 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (правил до 1605 г.). В 1580-90-е гг. в стране наметился экономический подъем, хотя последствия опричнины и Ливонской войны еще не были до конца преодолены. Стабилизировалось международное положение России. В результате русско-шведской войны 1590-93 гг., завершившейся Тявзинским миром 1595 г., Россия вернула часть земель, утраченных в ходе Ливонской войны (в т. ч. города Ям, Копорье, Орешек). В 1601 г. продлено на 20 лет перемирие с Речью По-сполитой. Активизировалась торговля с Англией, Голландией, Персией. Упрочились русские позиции на Северном Кавказе. Продолжалось освоение Сибири, где строились крепости и остроги: Сургут (1594 г.), Верхотурье (1598 г.), Мангазея (1601 г.), Томск (1604 г.) и др.; развивались промыслы и торговля. Для укрепления южных и западных рубежей основаны города Воронеж (1586 г.), Белгород (1593 г.), Валуйки (1593 г.), Царев-Борисов (1599 г.) и др., восстановлен Курск (1596 г.). Большой размах приобрело церковное и гражданское каменное строительство: построены каменные крепости в Смоленске, Астрахани, Казани. В Москве сооружены Белый город и Земляной город, архитектурные комплексы в Кремле, царская резиденция в с. Большие Вяземы (под Москвой). Для работы в России приглашались иноземцы (рудознатцы, часовщики, врачи, аптекари и др.). Дворянские дети направлялись для обучения наукам за границу. Вместе с тем, в последней четверти XVI в. происходили важные изменения в государственном устройстве России, направленные в целом на укрепление самодержавной власти, усиление роли и влияния приказной бюрократии, усиление крепостной зависимости крестьян и посадских людей, увеличение налогового гнета. Закрепилось привилегированное положение московской знати и дворян, служивших по московскому списку (в противовес уездному дворянству, служившему «с городом»). В 80-е гг. была проведена перепись земель, изданы указы о запрещении крестьянского выхода в Юрьев день (1592/93 гг.), 5-летнем сроке сыска беглых (1597 г.); в том же году кабальные холопы лишены права выкупа на свободу, а т.н. «вольные холопы» обращены в кабальных. В городах осуществлялось «посадское строение» (возврат беглых посадских людей, отмена привилегий частновладельческих слобод). Наметившийся экономический подъем был прерван страшным голодом 1601-1603, который, несмотря на проводившиеся правительством широкомасштабные благотворительные мероприятия, имел катастрофические последствия для экономического развития страны, привел к резкому обострению социальных противоречий. Обстановка всеобщего недовольства, а также династический кризис (пресечение династии Рюриковичей) создали благоприятную почву для появления самозванцев, выступавших под именами наследников Ивана Грозного. Этот период современники назвали Смутным временем. В 1603 г. в центральных уездах страны действовали отряды крестьян и холопов под руководством Хлопка. Хотя восстание было быстро подавлено, внутриполитическая ситуация в стране не стабилизировалась. Осенью 1604 г. из Речи Посполитой в пределы Московского государства двинулся самозванец - Лжедмитрий I (правил в 1605-06 гг.), выдававший себя за погибшего в Угличе царевича Дмитрия. Его власть признали города Северской земли (кроме Новгорода-Северского), Комарицкая волость и волость Кромы. К марту 1605 г. ему присягнули «польские города» Воронеж, Белгород, Елец, Курск и др. После смерти Бориса Годунова (13 апреля 1605 г.) на сторону Лжедмитрия I перешла значительная часть осаждавшего крепость Кромы царского войска. Объединенная рать двинулась к Москве, где 1 июня произошел переворот в пользу самозванца: Федор Годунов и его мать царица Мария Григорьевна взяты под стражу и вскоре убиты, а в Кремле воцарился самозванец. Подражая польскому королю, Лжедмитрий I переименовал Боярскую думу в Сенат, внес изменения в дворцовые церемонии. Самозванец опустошил казну расходами на содержание польской и немецкой стражи, на развлечения и подарки польскому королю; всеобщее возмущение вызвала его женитьба на католичке Марине Мнишек. В среде боярской знати созрел заговор. 17 мая 1606 г., во время восстания горожан против поляков, Лжедмитрий I был убит. Царем стал князь Василий Иванович Шуйский (правил в 1606-10 гг.). Выдвинутый узким кругом придворных лиц, новый царь не пользовался популярностью в народе. Распространение слухов о «спасении» Лжедмитрия I привело к массовому движению против Шуйского под лозунгом возвращения на трон «истинного царя Дмитрия Ивановича». Восстание, которое возглавил И. И. Болотников, охватило огромную территорию (Комарицкая волость, Рязанская земля, Поволжье и др.), многотысячная армия повстанцев, в составе которой находились отряды казаков, холопов, посадских людей, крестьян, мелкопоместных дворян и др., осенью 1606 г. осадила Москву. После нескольких сражений с царским войском болотниковцы отступили к Туле и после трехмесячной осады (май - сентябрь 1607 г.) вынуждены были сдаться. Однако уже в начале 1608 г. в Северской земле появился новый самозванец - Лжедмитрий II, под знамена которого стали собираться все недовольные правительством Василий Шуйского. На территорию ослабленной междоусобной войной России двинулись отряды польских шляхтичей и запорожских казаков. В июне 1608 г. войско Лжедмитрия II подошло к Москве. В лагере в с. Тушино была образована «воровская» Боярская дума, действовали приказы, от имени «царя Дмитрия» жаловались чины и земли. Для борьбы с самозванцем Василий Шуйский заключил договор со Швецией, которой, за наем иноземного войска, Россия уступила Ладогу и Корелу. В сентябре 1609 г. в пределы России вторгся польский король Сигизмунд III и осадил Смоленск. В мае 1610г. польская армия во главе с гетманом С.Жолкевским двинулась на Москву и в битве под с. Клушино разгромила войско Василия Шуйского. В Москве 17 июля 1610г. бояре и дворяне, поддержанные частью посадского населения столицы, ворвались во дворец и потребовали от царя отречься от престола. Василий Шуйский был пострижен в монахи, а участники заговора дали клятву «выбрать государя всей землею». Власть перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Ф. И. Мстиславским (т. н. Семибоярщина). 17 августа 1610 г. новое правительство заключило с гетманом Жолкевским договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава и впустило в столицу польский гарнизон. Вскоре шведы захватили Псков и Новгород. Действия боярского правительства были расценены в стране как акт измены и послужили сигналом к объединению патриотических сил под лозунгом изгнания иноземных захватчиков и избрания государя «волей всей земли». Во главе движения встали служилое дворянство и верхушка посада ряда городов. Были созданы Первое ополчение (1611 г.), затем Второе ополчение под руководством нижегородского торгового человека К. М. Минина и князя Д. М. Пожарского (1611-1612 гг.). Второе ополчение, поддержанное патриотически настроенным населением, освободило Москву. Земский собор 1613 г. избрал царем Михаила Федоровича Романова (правил в 1613-45 гг.) и создал правительство, которое завершило борьбу с иноземными захватчиками и внутренними междоусобиями и начало восстановление хозяйства страны, разрушенного в результате социально-политического и экономического кризиса конца XVI - начала XVII вв. Кузьма Минин (?—1616 г.) Посадский человек Кузьма Минин, торговец мясом и рыбой из Нижнего Новгорода, был особенно уважаем рядовыми гражданами своей округи за честность и «мудрый смысл». Достоверные биографические сведения о нем относятся к началу сентября 1611 г., когда по призыву патриарха Гермогена избранный земским старостой Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов, хозяйничавших в ту пору на русской земле. Кузьма Минин подал своим согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Человек волевой и энергичный, он сумел собрать на цели ополчения весьма значительные средства. Военным вождем ополчения по совету Кузьмы Минина был выбран князь Д. М. Пожарский. Помимо организационно-хозяйственных функций Кузьма Минин в эту пору занимался также и дипломатической деятельностью, вел переговоры о единстве действий с руководителями казачества и южнорусского дворянства. В начале весны 1612 г. нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским выступило по направлению к верховьям Волги, к Ярославлю. Балахна, Юрьевен, Кинешма — ополчения этих городов одно за другим присоединились к нижегородскому, казна его пополнялась, войско укреплялось, патриотический подъем нарастал. Летом того же года ополченцы завязали бои с основными силами интервентов. Патриотизм, всесторонне продуманная организация сил ополчения, создание в Ярославле переходного правительства — «Совета всей земли», в которое вошли и бояре, и служивые люди, и представители простого народа, - все это способствовало тому, что к концу октября 1612 г. силами ополчения Москва была полностью освобождена. В боях за Москву Мининым были проявлены высокие качества военного организатора и личная храбрость. В 1613 г. с присвоением чина думного дворянина, он был введен в состав Боярской думы, где, впрочем действовал недолго, т.к. три года спустя умер. Похоронили его в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642 гг.) Один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в начале XVII в., князь Д. М. Пожарский происходил из рода князей Стародубских. При дворе Бориса Годунова он служил стольником, затем поддерживал Василия Шуйского. В 1609 г. ликвидировал шайки разбойников в районе Москвы, годом позже был назначен воеводой в Зарайске, где организовывал сопротивление польским интервентам. Серьезно раненный в боях с поляками в 1611 г. в Москве, он был вывезен оттуда в Троице-Сергиев монастырь, после чего удалился для лечения в свою родовую вотчину в Суздальском уезде. Именно туда к Пожарскому явились послы Минина с просьбой возглавить Нижегородское ополчение. Встав во главе ополчения, объединившего патриотические силы на завершающем этапе борьбы с интервентами, Пожарский в своем лице тогда совместил всю верховную власть России. Весной и летом 1612 г. ополчение из Нижнего Новгорода двинулось к Ярославлю, завершив свою миссию ожесточенными сражениями в Москве, особенно в районе Кремля и Китай-города. К 26 октября 1612 г. столица стала свободной. С освобождением Москвы народным ополчением, возглавляемым Пожарским и Мининым, были созданы условия для полного восстановления в стране государственной власти; эта акция послужила могучим стимулом к развертыванию массового народного «освободительного движения против польских интервентов. Сам Пожарский в 1613 г. получает чин боярина. В дальнейшем, после освобождения Москвы, Пожарский отходит как бы на второй план, руководя отдельными действиями против польских подразделений и поддерживавших их казачьих отрядов. В 1614 г. Пожарский временно оставляет службу по болезни, но в 1619г. вновь принимает участие в боях против войск претендующего на русский престол польского королевича Владислава. С 1619 г. князь Пожарский ведает Ямским, а в 1624—1628 гг.— Разбойным приказами, в 1636—1637 гг. он — воевода в Нижнем Новгороде, в 1638— в Переяславле-Рязанском. Во время русско-польской войны 1632—1634 гг. за возвращение Смоленска Пожарский назначается воеводой армии прикрытия, сформированной в районе Можайска. Похоронен Д. М. Пожарский в Суздале. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве Первый скульптурный памятник Москвы - памятник гражданину Нижнего Новгорода Кузьме Миничу Минину (? - 1616) и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому (1578 - 1642) был сооружен в честь этих русских патриотов, возглавивших борьбу патриотических сил России против польско-литовской и шведской интервенции в 1612г. Средства на памятник (150 тыс. руб.) были собраны по всенародной подписки. Перед сооружением памятника был объявлен конкурс, в котором участвовали многие видные скульптуры начала XIX в. Победителем был признан Иван Петрович Мартос (1754 - 1835), который создавал памятник с 1804 по 1818гг. Основная тема монумента - встреча двух руководителей ополчения, в которой К.Минин вручает меч князю Д. Пожарскому и призывает его к борьбе против интервентов. И.Мартос, отдавая дань классицизму, придает своим персонажам черты античных героев. Но в одеянии К. Минина больше от рубахи и портов русского крестьянина, чем от одежды гражданина Древней Греции. На обеих сторонах постамента помещены бронзовые барельефы. На одном показаны русские воины, изгоняющие иноземных захватчиков, на другом - сбор средств для формирования народного ополчения. Среди персонажей этого барельефа усилиями скульптура С. Гальберга изображен сам И. Мартос в образе крестьянина, отдающего в ополчение лвух сыновей (три последние фигуры слева). В этом сюжете - перекличка двух событий отечественной истории: один из сыновей скульптура, Алексей, принимал участие в Отечественной войне 1812 г.; другой, Никита, находившийся в качестве пансионера Академии художеств во Франции, был арестован, когда началась война, и погиб. Первоначальное местоположение памятника - центр Красной площади, напротив Сенатской башни, лицевой стороной к Кремлю. Тем самым призывный жест К.Минина к князю Д. Пожарскому, как бы показывающему ему на Кремль, приобретал особый смысл. В 1930-х гг. проводилась реконструкция Красной площади, и памятник был передвинут к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он стоит и ныне. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве Храм-памятник во имя Казанской иконы Божией матери, с которой связывалось избавление России от польского нашествия, был построен на средства первого царя династии Романовых Михаила Федоровича и освящен в 1636 г. Со временем храм стал одной из важнейших московских церквей. Он неоднократно перестраивался в XVIII-XIX вв. В 1936 г. храм снесли. В 1990-1993 гг. храм был восстановлен на средства мэрии Москвы и пожертвований граждан. Это восстановление стало возможным благодаря обмерам, которые были сделаны архитектором П.Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С.А. Смирнова. Храм был освящен 4 ноября 1993 г. в 381 годовщину освобождения Москвы от интервентов Из исторической песни о Кузьме Минине и князе Пожарском Как в старом-то было городе, В славном и богатом Нижнем, Как уж жил тут поживал богатый мещанин, Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын. Он собрал-то себе войско из удалых молодцов, Из удалых молодцов Нижегородских купцов; Собравши их, он речь им взговорил: «Ох, вы гой еси товарищи, Нижегородские купцы! Оставляйте вы свои дома, Покидайте ваших жен, детей, Вы продайте все ваше злато-серебро, Накупите себе вострых кольев, Вострых кольев, булатных ножей, Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца, Пойдем-ка вы сражаться За матушку, за родную землю, За родную землю, за славный город Москву; <...> Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички, Молодые ратнички Нижегородские купцы, Выбрали себе удалового молодца, Удалого молодца воеводушку, Из славного княжеского роду - Князя Дмитрия по прозванию Пожарского. Уж повел их славный князь Пожарский За славный Москву-город сражатися... При подготовке исторической справки использованы следующие издания: Бродский Я.Е. Москва от А до Я: (Памятники истории, зодчества, скульптуры). -М.: Моск. рабочий, 1994. История Отечества в лица. С древнейших времен до конца XVIII в. / Авторы-составители: С.А. Аветисян, С.Н. Синегубов, Е.М. Тепер. - М.: Книжная палата, 1993. История Отечества. Энциклопедический словарь / Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. История России с древнейших времен до конца XVII века: Хрестоматия / Авторы-составители: Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова - М.: Вербум-М, 2003. Приложение 3 ВИКТОРИНА С 2005 года 4 ноября в России отмечается как государственный праздник День народного единства . Материалов по этой теме мало, традиций пока нет, и портал "Солнышко" решил помочь своим читателям. Мы предлагаем вам викторину "Смутное время" - на основе приведенных вопросов можно провести подобную викторину у себя в классе.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
|