Реферат: Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями к качеству образования Подготовила учитель начальных классов Озерского филиала моу «Никифоровская сош №2»
Название: Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями к качеству образования Подготовила учитель начальных классов Озерского филиала моу «Никифоровская сош №2» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с современными требованиями к качеству образования Подготовила учитель начальных классов Озерского филиала МОУ «Никифоровская СОШ №2» Давыдава Н.В.
Проектирование учебной программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Программа формирования универсальных учебных действий. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения. Результаты мониторинга выпускников начальной школы показали, что учителя дают хорошие знания, умения и навыки по учебным дисциплинам, а этого недостаточно. Так как при переходе в среднее звено испытывают трудности в способности самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы, самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, слушать и слышать, уважать чувства и мысли собеседника и т. п. Стала очевидной необходимость создания новых стандартов, которые бы определяли, помимо предметных умений и навыков, самостоятельные виды деятельности и духовно- нравственное воспитание ученика. Новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ соответствует современным требованиям к образованию. Возможности, заложенные в стандарте позволят развить лучшие качества в ребёнке, воспитать его образованной, самостоятельной и творческой личностью, заинтересованной в результатах своей деятельности, начиная с начальной школы. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Главными являются приоритеты, которые заложены в новый стандарт- формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности, предопределяющие в значительной мере успешность обучения в последующем звене. Стандарт включает в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения Авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования: . формирование предметных и универсальных способов действия, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; . воспитание умения учиться- способности к самоорганизации в целях решения учебных задач; . индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития- эмоциональной, познавательной саморегуляции; . желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; . инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Четко разработанные позиции Федерального компонента государственного стандарта в 2004 году позволили более конкретно обозначить задачи начальной школы. Основные приоритеты начального образования – это формирование общеучебных умений и навыков. Неоспоримо, что социально-экономические, научно-технические, экологические и социально-культурные изменения в нашей стране, влекут за собой изменения в образовании. В связи с этим совершенствуются образовательные технологии и используются новые технологии. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. Закладываются новые умения: - самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию; - работать в группе и принимать решения; - использовать новые технологии информации и коммуникации. Концепция стандартов нового поколения базируется на следующих принципах: - непрерывности образования; - учета возрастных возможностей ребенка; - учета его индивидуальных особенностей; -здоровьесбережения; - взаимосвязи с окружающим миром; - развития личности как субъекта творческой деятельности; - признание ребенка как субъекта познания; - доступности и достаточности; - духовно-нравственного воспитания; - психологической адаптации; - взаимодействия семьи и педагога. Принципиальным отличием новых стандартов для начальной школы от существующих разработчики называют три группы требований: - к структуре основных общеобразовательных программ; - к результатам их освоения; - к условиям их реализации. Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Характеристики основных результатов начального образования в стандартах нового поколения: - формирование предметных и универсальных способов действий; - воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач; - индивидуальный прогресс в сферах личностного развития; - желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразовании; - индивидуальность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в проекте Стандарта в качестве портрета выпускника. Каким же должен быть ребёнок, оканчивающий начальную школу? Это: . любознательный, интересующийся, активно познающий мир; . умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; . уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; . доброжелательный, умеющий слышать и слушать партнёра, уважающий своё и чужое мнение; . готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; . имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни. Этот результат достигается в очень большой степени благодаря современному УМК, включающего учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающих всем требованиям Стандарта. Часть требований известна: соответствие санитарно-гигиеническим нормам, наличие грифа «Рекомендовано» или «Допущено», комплектность. Новые требования: . УМК должен стать средством организации жизненного пространства школьников, способов создания его первой научно- художественной картины мира. . УМК должен стать инструментальным для самого ученика, способом организации обучающего пространства внутри комплекта; . УМК должен обеспечивать выход за рамки комплекта в поле других источников информации т. е развивать интерактивность; . УМК должен быть автономным и позволять как слабому, так и сильному ученику продвигаться в получении информации. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов),умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой. Особое место в стандартах нового поколения отведено «универсальным учебным действиям» (УУД). Их суть заключается в умении учиться, т.е. способности к саморазвитию и совершенствованию. Таким образом, авторы стандартов рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащихся самостоятельно действовать при получении образования. Авторы отмечают, что УУД носят надпредметный характер. Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования прошлого столетия Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения – новый шаг в образовании. Удастся ли это сделать в начальной школе, учитывая, что младшие школьники только начинают учиться, но в силу возрастных возможностей требуют большого внимания и такта, покажет практика. Конечно ,многое зависит от педагогов- экспериментаторов. Ведь им придётся пересмотреть свою работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить то, о чём всегда говорилось(научить самостоятельной деятельности), но не оценивалось в качестве одного из основных компонентов успеваемости учащихся. И конечно же, только взаимный диалог его авторов практиков позволит добиться положительных результатов в ходе апробации.
Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах. Вариативные программы и УМК.
Принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа. Состояние и тенденции развития содержания образования по русскому языку в начальных классах в современной педагогической практике характеризуются вариативностью психолого-педагогических концепций, программ, методических систем, учебников. Это положение создает надежные предпосылки для решения проблем индивидуализации, построения личностно-ориентированного процесса обучения русскому языку в соответствии с психологическими, эмоциональными и интеллектуальными особенностями каждого конкретного ребенка, потребностями и ожиданиями семьи, профессиональными предпочтениями и возможностями учителя. Основные направления совершенствования содержания обучения русскому языку связано с решением следующих проблем: - усиление и конкретизация усвоения младшими школьниками коммуникативного свойства русского языка: - обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний; - воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, красиво, верно воспринимать речь других; - признание самоценности начальной школы, исключительной важности этого периода обучения для становления учебной деятельности ребенка. В последние годы наиболее значительные изменения произошли в отборе и структурировании содержания образования по русскому языку в контексте традиционной школы. Позитивным является то, что традиционные системы обучения стали развивающими. Их отличает коммуникативная, практическая направленность, максимальное использование внутренних ресурсов предмета в целях формирования личности ребенка и его творческих возможностей. Основополагающая идея этих курсов — взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. В последнее время в традиционной системе начального образования появилось направление. Его суть состоит в том, что в контексте единой авторской концепции выстраиваются программы, учебники, методические системы применительно ко всем образовательным областям. В этой ситуации создаются оптимальные условия для реализации межпредметной роли русского родного языка, впервые реализуется целостная модель начального образования. В современном начальном образовании России существуют учебно-методические комплекты (УМК): Традиционными называют программы:
К развивающим системам относятся программы:
Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель “Начальная школа 21 века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор Н.Б. Истомина), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы: 1. Каковы концептуальные положения комплекта? 2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов? 3. Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики? 4. Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться? 5. Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы? Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пяти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования. УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ «ГАРМОНИЯ» (научный руководитель – Н.Б.Истомина ) Ведущая идея – учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развит ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Особенности комплекта «Гармония»: - стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем; - в комплекте нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования; - каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможность полно выражать свои мысли. Комплект обеспечивает целенаправленное формирование приемов умственной деятельности, приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания, понимание ребенком изучаемых вопросов, условия гармоничного отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученики», деятельность каждого ученика в ситуации успеха. Основные положения обучения русскому языку: - создание условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к себе как к его носителю. Направленность учебной работы на совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения; - непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над культурой устной и письменной речи младших школьников; - развитие лингвистического мышления и языковой ситуации, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у школьников. Предусмотрена система обучения письму с «окошками». УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» (научный руководитель – Н.Ф.Виноградова) Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагога – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Принципиальные особенности комплекта: - сопровождается педагогической диагностикой; - в процессе обучения реализуется интегрированный подход; - учебная задача имеет приоритет перед задачей практической; - в ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Дидактические задачи комплекта: - расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика; - расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности; - развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности; - выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям. Основные положения обучения русскому языку: - ведущие задачи курса – развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений; - авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения. Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон) Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов: - личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности); - культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип); - деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества). - готовность к дальнейшему развитию; - принцип минимакса: максимум оценок - минимум отметок; - щадящая система домашних заданий. Особенностями УМК, по мнению авторов-разработчиков, являются следующие: - единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство; - максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика; - формирование у школьника целостной картины мира; - интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов; - «выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя; - полная обеспеченность не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности; - перевод учителей из авторитарности в режим педагогики сотрудничества и личностного общения;дает при желании учителя и руководителей внутри общего учебника возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования; открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;
Русский язык: • реализация единой языковой концепции (внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и литературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка; • ведущая особенность программ грамоты и русского языка заключается в учете основных содержательно-методических линий развития детей средствами этих предметов: - овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности; - овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь); - овладение орфографией и пунктуацией; - овладение навыками и умениями анализа текста; - приобретение и систематизация знаний о языке; развитие у детей чувства языка; • работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки ор фограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова; • в курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, увеличен объем изучаемого материала. «Перспективная начальная школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова). Концепция учебно-методического комплекта основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если для них созданы необходимые условия. Учет возраста адресата учебников делает процесс обучения успешным. Авторы комплекта ориентируются на то, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. Опыт ребенка - это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой и разнообразными источниками информации, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом. Сюжетные линии учебных пособий, в отличие от других УМК, не носят ярко выраженный урбанистический характер. Еще одна особенность УМК состоит в том, что все учебники комплекта предоставляют педагогам возможности для реализации регионального компонента. Сейчас на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение. Принято считать, что в традиционной системе все устарело; что развитие идет через усвоение образов, а не путем возникновения новообразований; что целью дидактических принципов является обеспечение усвоений знаний, а не максимальная эффективность обучения для общего развития учащихся. Но исходя из тех целей и задач, которые ставятся в обновленных традиционных системах , можно уверенно сказать, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по каким учебным комплектам работает учитель. В концепциях традиционной и развивающей систем обучения главной движущей силой развития ребенка являются две стороны деятельности: 1)результативная (ЗУНы); 2)процессуальная (способы учебной деятельности или познавательная способность). Во всех рассмотренных комплектах дидактический процесс строится на следующих принципах: - ученики являются добытчиками знаний; - процесс учения становится поисковым; - важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя; - опора идет на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку. Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, систематичность, сознательность, связь с жизнью – перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознания процесса обучения. УМК«Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой). Целью комплекта является создание образовательного пространства, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида и форм учебной работы, партнера, средств и пр. Образовательное пространство УМК обеспечивает формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка; создание условий для проявления им самостоятельности и творческих способностей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого ученика своей траектории усвоения учебного материала. Содержание учебных предметов помогает ребенку воссоздавать и удерживать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон. Одна из ведущих особенностей этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Соответствие предметного содержания и структуры УМК «Планета знаний» требованиям нового государственного стандарта начального общего образования. Основная особенность комплекта: – единство структуры учебников; – единств используемых учебных схем; – единство сквозных линий типовых заданий; – единств подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. Задачи УМК «Планета знаний»: создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. Курс русского языка в системе УМК «Планета знаний » Принципы вариативности содержания, установления межпредметных и внутрипредметных связей. Широкая филологическая основа курса позволяет наблюдать СЛОВО и его «работу» в предложении и тексте с разных сторон, а многие уроки строить как уроки словесности. Системообразующая основа курса. Освоение функций и структурных особенностей языковых средств идет по концентрическому пути. Изучение языка в начальных классах начинается не с фонетики, как обычно, а с лексики — с осмысления номинативной функции слова — называть все, что существует в мире; с наблюдения за работой слов в составе предложений, с помощью которых люди могут выразить свои мысли, чувства, сообщить, спросить, посоветовать, пригласить и т.п. От ознакомления с разнообразными лексическими значениями слов дети переходят к элементарным грамматическим обобщениям. Сначала акцент делается на роли их главных структурных частей (в слове — корня, в словосочетании — главного слова, в предложении — главных членов, в тексте — главной смысловой части, главной мысли), затем — на роли частей, имеющих значения «второй ступени» (приставки, суффикса, окончания — в слове, зависимых слов — в словосочетании, второстепенных членов предложения, композиционных частей текста). Сквозными линиями в программе каждого класса распределен материал: 1) для изучения принятых среди носителей родного языка норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правиписных (орфографических, пунктационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных; 2) для наблюдения над ролью изобразительноо-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.) Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям Формы и методы работы, направлены на: - эмоционально-нравственное развитие, воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры; - речевое развитие (чтение, письмо, говорение, слушание); - интеллектуальное развитие. СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА (научный руководитель – Н.В. Нечаева) Ведущая цель этой системы – оптимальное общее развитие каждого школьника. Основополагающими в ней остаются следующие положения: - развитие психической деятельности включая три линии: ум, волю и чувства. - обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры; - УМК реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала; - руководящая идея системы и ее дидактические принципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников. Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся. Принципиальными являются следующие особенности УМК: - учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний; - особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач; - учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности; - в структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса: 1. Предъявление ученику системы знаний поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия. 2. Сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий. 3. Применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее. Основные положения обучения русскому языку : - курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность; - основной метод познания – исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации; - обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе; - в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется систематический возврат к ранее изученному; - задача периода обучения грамоте – развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и письму; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе. Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин) В основе концепции этого УМК - идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной школы. Содержание учебных предметов в системеД.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности. Принципиальными особенностями учебно-методического комплекта являются: • использование во всех учебных дисциплинах одного и того же метода освоения. Этим методом является решение детьми системы учебных задач; • учет следующих логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым: - усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, а они выводятся учениками из общего и абстрактного; - основное содержание учебного материала усваивается школьниками в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми и значимыми; - в процессе обучения учащиеся должны научиться обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний; - выявленное отношение школьники воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в «чистом виде»; - к концу начального обучения дети должны научиться конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, научиться осуществлять мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно. Русский язык • задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, а также различных речевых (коммуникативных) умений; • в условиях УМК учебный курс призван обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых; • предметом освоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделены система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающиеся на эти понятия способы осуществления орфографического действия; • сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью; • в первых трех классах в центре внимания учащихся находятся способы решения орфографических задач, а лингвистические понятия выступают лишь основанием этих способов. В четвертом классе на первый план выступают лингвистические понятия, введение которых способствует формированию у учащихся общих способов лингвистического анализа. Методика формирования полноценного восприятия литературных навыков и читательских умений Современные программы и учебники. Термин «литературное чтение» в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях: как метод обучения и как первоначальная ступень освоения предмета «Литература». Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. В.П. Острогорский, В.И. Водовозов, МЛ. Рыбникова, В.В. Голубков, Н.И. Кудряшов и другие методисты определили составляющие (и критерии) литературного образования школьника. Назовем основные. · Начитанность и связанная с ней культура чтения. Методически эти требования обеспечиваются расширением круга чтения детей, организацией полноценного восприятия произведения в единстве его образного, логического эмоционального содержания и формы, а также осознанным и технически правильным чтением. · Освоение основ литературной науки; в начальной школе — представлений о произведении (автор, жанр, тема герои и их поступки, язык писателя и персонажей). Изучение родного языка и постижение культуры речъ в начальной школе — воспитание внимания к художественному слову (богатству его значений и эмоций), овладение учащимися типами речи и пониманием целесообразности употребления их в соответствующих ситуациях. В литературном чтении для начальных классов различают подготовительный и основной периоды. В первые два года акцентируется внимание на навыках чтения и устной речи учащихся; в последующие два года центром становится литературное произведение его законы и особенности как искусства слова. Каковы ведущие принципы обучения, на которых строится литературное чтение в 3-4 классах? Главный принцип — художественно-эстетический с привлечением жанрового и авторского. Художественно-эстетический принцип характерен для отбора произведений — это классические произведения, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы, образцы народного творчества лучшие произведения русских и современных детских писателей произведения зарубежной детской литературы и отрывки и; «взрослой литературы», воспитывающие эстетический вкус детей. Жанровый и авторский принципы предполагают многообразие жанров детской литературы, народного творчества, рассмотрение разножанровых произведений одного и того же автора. Например Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, рассказами-описаниями природы и животных, сказками, былинами, баснями, научно-популярными рассказами. Ряд авторов показан в качестве переводчиков. Преимущественно соблюдается хронологическая последовательность предъявления авторов и жанров. Кроме того, произведение одного и того же жанра разных авторов рассматриваются в сравнении. Сравниваются по форме, содержанию и произведения одного и того же автора. В программах также заложен эмоционально-эстетический принцип, предполагающий воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, отражающее человеческие переживания. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно обеспечить педагогические и методические условия для чтения. Главное условие — организация читательского окружения, наличие материала для чтения, направляющего развитие читательской деятельности. Кроме того, читателю необходимы специальные читательские навыки. Они складываются из умений читать, работать с текстом произведения и детской книгой. Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «мини-литературоведов» (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разбираться в мире детской литературы, испытывать удовольствие от чтения, осознанно читать, а также воспринимать и понимать художественное произведение. Важнейшим условием литературного образования является освоение культуры речи, поэтому в программы и учебные материалы включают такие виды речевой деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо. Следует иметь в виду, что литературное чтение, как и любой другой учебный предмет в начальных классах, не может быть усвоен на неподготовленной почве. Такой почвой является прежде всего учебная деятельность. Если ученик не овладел умениями учиться — не знает задачи чтения и не может ее сам поставить, не обладает мотивацией учения и необходимыми для реализации учебной деятельности ориентировочными и исполнительскими действиями, не умеет контролировать себя, — он не сможет эффективно усваивать знания. Поэтому задача учителя — обеспечить средствами данного предмета общие умения учиться и на их основе сформировать предметные действия — умения, свойственные литературному чтению. Важным условием успешности осуществления литературного чтения является комплекс читательских умений, в узком значении — умений читать и понимать фактическое, предметное содержание текста, в широком — его художественный смысл и подтекст. Эта образовательная линия должна вестись непрерывно все годы обучения в начальной школе — от чтения вслух, изучающего, или «равномерно-внимательного чтения» (Л.М. Шварц), до чтения молча (просмотрового и поискового) и, наконец, выразительного чтения. Полноценным читателем нельзя стать без определенного уровня развития логического и образного мышления, обеспечивающего всестороннее восприятие литературного произведения. Преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у дет( 6-7 лет требует опоры на практические действия и игровые формы работы с текстом. Минимальная начитанность, определенный круг чтения, знакомство с жанровым разнообразием литературы и народного творчества — предпосылки становления литературного чтения, обеспечение преемственности между начальным и средним звеном школы в отборе произведений для чтения, в их анализе, литературоведческих представлениях. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются опытом читателя и его умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту. Литература должна выполнять иллюстративную роль и использоваться как наглядный пример к какому-либо понятию, теме. Она самоценна, и э присущую литературе ценность читатель-ребенок должен постепенно осознать, обогатив свой духовный мир в процессе общения с произведением как искусством слова и детской книгой. То, что М.А. Рыбникова называла «обществоведческим чтением», кануло в вечность. Итак, литературное чтение в начальных классах отличают следующие особенности: · овладение чтением, техническими навыками наряду с развитием читательских умений в процессе работы с произведением и детской книгой; · работа с текстом как речевой единицей и литературным произведением как искусством слова с его специфической структурой и жанровыми особенностями; · одновременное постижение языка художественных произведений и развитие речи детей; · работа с произведением и знакомство с детской книг как особым объектом изучения; · различение художественного и научно-популярного произведений; · формирование литературоведческих представлений обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, умение ориентироваться в мире книг; · первоначальная интерпретация произведений в сочетании с творчеством учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребенка — это и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и, конечно, удовольствие. В связи с демократизацией общества и появлением различных типов школ — гимназий, школ с профильным обучением, лицеев с различным уклоном (гуманитарным, математическим др.) — стали разрабатываться различные авторские программы и учебники, в том числе для обучения чтению в начальной школе. Общей для разных программ и учебников является тенденция сближения чтения с литературой. Неслучайно многие программы так и называются: «Литературное чтение» (В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова; Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; О.В. Кубасова и др.), «Чтение и литература» (О.В. Джежелей); «Чтение и начальное литературное образование» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), «Литературное чтение и творчество» (Э.Э. Кац). Но каждый из авторских коллективов в содержании программ и учебных книг реализует свои подходы и принципы: художественно-эстетический; жанрово-тематический; литературно-эстетического развития школьника, организации диалога читателя и писателя (концепция М.М. Бахтина); эстетического восприятия литературы как искусства слова; формирования мировоззрения учащихся; нравственно-эстетического воспитания; начального литературного развития. В ряде учебников сочетаются принципы литературно-эстетического развития детей и деятельностного подхода к обучению, когда ученик выступает как субъект обучения, овладевая способами анализа литературного произведения, контролируя и оценивая свое продвижение к новым знаниям и умениям. Как решаются эти проблемы в учебниках? В учебниках нового поколения авторов (О.В. Джежелей, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, Т.С. Троицкой, Л.Е. Стрельцовой и НД. Тамарченко, а также подготовленных научными коллективами Российской академии наук (РАО)) заметно просматривается линия литературного развития ребенка, воспитания полноценного читателя. Умело организовано общение ребенка с учителем, текстом произведения и книгой как диалог с писателем. Ученик становится активным участником этого творческого диалога, проявляет личностное отношение к читаемому, учится выразительно читать. Анализ новых программ и учебников показал, что общим для всех авторов является стремление обогатить читательский опыт учащихся, ввести первоначальное представление о литературном произведении как исскустве слова. Каждый авторский коллектив в большей или меньшей степени воплощает принцип развития устной речи, решает с помощью отбора произведений нравственно-эстетические проблемы, развивает словесное творчество детей. Так, Э.Э. Кац отводит значительное место творческим работам учащихся в связи с чтением литературных произведений. Различным преобразованиям литературных произведений и сочинительству детей уделяет большое внимание Т.С. Троицкая. Творчеству и литературному развитию учащихся уделяется большое внимание в программных и учебных материалах Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. Их программа «Литературное образование. Азбука словесного искусства» дана в рамках гуманитарного образования России. Авторы, представляя литературу как вид искусства, вместе с тем максимально согласовывают категории литературоведческой науки с психолого-педагогическими особенностями процесса обучения читателей-детей, т. е. вводят понятия так, чтобы они были доступны начинающим читателям и усваивались детьми осознанно. На первой ступени обучения (1 класс) ребенок учится не только слушать, воспроизводить и разыгрывать текст, но и интерпретировать его, т. е. переходить от позиции «соавтора» к позиции читателя. На второй ступени (2 класс) дети начинают различать художественную, созданную автором, реальность и обыденную действительность, а в 3-4 классах знакомятся с мифологией, рассматривают соотношение традиционного и художественного языка, расширяют представление об авторском вымысле. В процессе обучения самостоятельному истолкованию текстов учащиеся получают и специальные знания о литературе. Оригинально, на моделях, вводи понятие о сюжете, различных его вариантах. Рассматриваемая программа, бесспорно, развивает маленького читателя в литературном аспекте, но рассчитана на высококвалифицированного учителя. В русле литературно-эстетического развития построено также содержание программы Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Авторы дают к своим учебным материалам подзаголовок «Литература как предмет эстетического цикла». В основу курса положена триада «автор — художественный текст — читатель» (концепция ММ. Бахтина). Учащиеся рассматривают текст то с авторской, то с читательской позиции, становятся то «критиками», то «теоретиками», постигающими законы литературного произведен! По мнению разработчиков программы, подобная организация учебной работы позволит решить две задачи: помочь ученикам, во-первых, понять произведение как авторский замысел, увидеть воссозданную в произведении картину мира глазами автора и, во-вторых, включить произведение в свой жизненный и культурный «контекст», т. е. выработать свою позицию — согласиться или не согласиться с автором, вступить с ним в диалог, увидеть условный мир писателя глазами читателя. Большое значение авторы учебников придают «вчитыванию» в текст, его интерпретации, Литературное произведение исследуется учениками и воспринимается как индивидуальное, личностное творение автора. Такой подход применительно к обучению в начальной школе осуществлен впервые. Ценным в новых программах является обращение к форме произведения. Школу всегда критиковали за однобокий анализ художественного произведения: рассматривалось только его логическое содержание и как довесок — форма: сюжет, композиция, язык, авторская позиция, средства выразительности, их роль и место в изображении героев и событий, в воплощении авторской идеи. Теперь недостаток изживается. Усилено и внимание к эмоционально-образной стороне произведения — оно стало изучаться в единстве эмоционального, образного и логического содержания, в единстве ржания и формы. Авторы новых учебников чтения выбирают различную их структуру. Так, книги О.В. Кубасовой построены по идейно-тематическому принципу, преследуя цель формирования мировоззрения учащихся при рассмотрении нравственно-этических проблем литературных произведений. Тематический подход используют Г.М. Грехнева и К.Е. Корепова, заботясь прежде всего о речевом развитии учащихся с помощью родного слова. Крупными жанровыми разделами представлены произведения в хронологии их создания в учебниках В.Г. Горецкого и других авторов, воплощающих художественно-эстетический принцип. Жанровые и авторские блоки составляют содержание литературного чтения в учебниках Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой. Такая структура способствует пониманию специфики жанра произведений рассматриваемых в сопоставлении, сравнении их формы и содержания. Основной педагогический лейтмотив учебных книг Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой — воспитание у детей интереса к чтению, литературе. Особенностью ряда учебников является активное включение в учебный процесс детской книги как особого объекта учебной деятельности учащихся при изучении произведений разных авторов на уроке (О.В. Джежелей; Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова). Кроме того, большинство авторов дополняют свои учебники рабочими тетрадями, задачниками, в которых организована практическая деятельность учащихся, формирующая их программные умения и навыки. О.В. Джежелей, например, предлагает практически совместить становление механизма чтения с началами литературного образования младших школьников. Ряд учебников построен в русле деятельностного подхода к обучению и содержит способы действия, ориентировочные и исполнительские умения, самоконтроль (О.В. Джежелей; Л.А. Ефроа и ММ. Оморокова; Т.Н. Кудина и З.Н. Новлянская и др.). С целью выработки навыка чтения вводятся специальные тексты и упражнения (О.В. Джежелей; Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова; Т.С. Троицкая; ЕМ. Матвеева; О.В. Кубасова). Общей тенденцией многих учебников является организация диалога читателя и писателя, комментарий и интерпретация произведения с читательских позиций. Диалог организуется с помощью целевых установок-обращений к ученику, помещенных в учебнике: «Обрати внимание», «Задумайся!», «Сообрази», «Перечитай, или введения литературных задач, ставящих читателя в позицию размышляющего (О.В. Джежелей), или прямой ненавязчивой с опорой на текст (ГМ. Кудина и З.Н. Новлянская). Многие учебные книги составляют единую линию со средним звеном школы, являя собой первоначальный этап приобщения детей к литературе. Следует также заметить, что для учебных отобраны лучшие произведения русской и зарубежной классики, а также современной литературы. Таким образом, авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать их учебную деятельность и предметные умения (навык чтения, первоначальный анализ художественных произведений в единстве их содержания и формы), а также обогатить речь учащихся. |