Реферат: Методические рекомендации по учебной практике на специальности «Туризм»
Название: Методические рекомендации по учебной практике на специальности «Туризм» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации по учебной практике на специальности «Туризм»
Составитель: зав. производственной практикой Иванова Лариса Михайловна
2011 Введение Система учебной практики на втором курсе заочной формы обучения направлена на развитие профессиональных способностей и формирование деятельностных компонентов профессиональной компетентности. Студенты специальности "Туризм" проходят учебную практику в городах Ярославской области: Углич, Мышкин, Ростов. Программа практики включает две однодневные поездки по городам. Эти поездки предполагают обзорные экскурсии по городу, знакомство с инфраструктурой, посещение наиболее значимых объектов туристского внимания. По завершении практики готовится отчёт. Используются различные технологии, направленные на установление обратной связи, развитие рефлексии студентов по поводу своей учебно-практической деятельности. Одной из них является дневник учебной практики. В данном издании отражены этапы учебной практики (подготовительный, основной, заключительный), её программное содержание по специальности и специфика работы будущего специалиста в туристической сфере. На подготовительном этапе проводится установочная конференция, направленная на ознакомление с целью, задачами и содержанием учебной практики; консультирование по выполнению заданий, необходимой отчётности и её оформлению. На основном этапе студенты осуществляют знакомство с туристскими ресурсами двух городов Ярославской области, изучают особенности организации в них туристической деятельности, выявляют проблемы и перспективы развития отрасли, хотя и не принимают ещё в этом полноценного активного участия. Руководитель практики и специалисты (сотрудники) на местах оказывают помощь в сборе и обработке необходимой информации, руководитель также участвует в обсуждении со студентами возникающих у них проблем, ситуаций. В процессе учебной практики оформляются следующие материалы: Собственно дневник учебной практики , который содержит: · Титульный лист (Приложение 1) · Материалы установочной конференции (Приложение 2) · Общие сведения о месте прохождения практики (Приложение 3) · Отчёт по практике (Приложение 4) Портфолио (методическая папка) , в котором представлены фото/видео материалы, карта-схема маршрута, рекламная продукция. Заключительный этап предусматривает подведение итогов практики и их обсуждение на итоговой конференции в колледже. На итоговой конференции студенты выступают, представляя результаты своей деятельности на практике. Формы проведения конференции могут быть разнообразными: творческий отчёт (деловые игры, моделирование ситуаций); работа в проблемных группах, круглые столы (обсуждение итогов с анализом дискуссионных тем/вопросов); научно-практическая конференция по обмену опытом, полученными знаниями, информацией (доклады, иллюстрируемые специально подготовленными фото/видео материалами, презентациями). Обязательным элементом всех итоговых конференций является выставка наглядных материалов, в том числе раздаточных (фотографий, схем, рекламных материалов, портфолио). Предварительная работа по ведению дневника осуществляется в ходе практики (наблюдения фиксируются в блокноте, идёт сбор необходимых материалов), а его непосредственное оформление происходит на заключительном этапе уже после прохождения. Работа с дневником систематизирует знания, полученные в ходе практики, учит анализировать собственную деятельность, проектировать варианты решения возможных профессиональных проблем и принимать по ним конкретные решения. Приложение 1
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Ярославской области Угличский индустриально-педагогический колледж ДНЕВНИК ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТА _______ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ» ___________________________ (Ф. И. О.) 2011 Приложение 2 Материалы установочной конференции Прослушайте информацию и запишите 1 . Сроки практики___________________________________________________ 2 . Место прохождения практики_______________________________________ __________________________________________________________________ 3. Время прохождения практики_______________________________________ __________________________________________________________________ 4 .Ф.И.О. (руководителя практики) _________________________________________________________ 5. Цель практики:___________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Задачи практики: 1). ______________________________________________ 2).________________________________________________________________ 3).________________________________________________________________ 4).________________________________________________________________ 7. Требования к отчётной документации, сроки сдачи_____________________ __________________________________________________________________ 8. Итоговая конференция: форма проведения, дата_______________________ __________________________________________________________________ 9. Консультации в колледже (день, время)____________________________ __________________________________________________________________ 10. Вопросы по организации__________________________________________ __________________________________________________________________ 11. Вопросы по содержанию__________________________________________ __________________________________________________________________ 12. Дополнительные сведения_________________________________________
Приложение 3 Общие сведения о месте прохождения практикиОзнакомление с работой туристской фирмы. Во время учебно-ознакомительной практики студенты знакомятся с деятельностью туристских фирм. Руководитель туристской фирмы проводит инструктивные занятия: - о режиме работы организации, - о принципе работы в фирме, - оформление офиса, организация приема и обслуживания посетителей - о специфике работы туристкой фирмы - планирование туров, о качестве туристского продукта, составлении маршрутов, бронировании билетов, продаже и оформлении билетов и др. Работа в туристской фирме способствует приобретению навыков общения (устного и телефонного) с клиентами, технике пользования офисным оборудованием, получения и передачи информации адресатом, обработке данных и др. Общая характеристика фирмы 1. Охарактеризовать местоположение гостиничного или туристского предприятия, благоустройство территории. 2. Дать характеристику наружного и внутреннего оформления фирмы. Наружное оформление (экстерьер) : - вывеска, - консоль, - рекламные щиты, - стритлайн, - маркизы, - оформление оконных проемов, - фирменный цвет и шрифт в оформлении; - подсветка и др. Внутреннее оформление (интерьер) : - наличие стенда с соответствующими документами фирмы (лицензии, сертификата, правил продажи туристских путевок, правил безопасности на маршруте, таможенных требований, правил страхования и др.); - наличие стенда с кратким описанием существующих в фирме маршрутов; - наличие оборудованных мест для отдыха посетителей; - наличие видеотехники для демонстрации видеофильмов о предлагаемых маршрутах; - наличие мест для размещения рекламной продукции фирмы; - оформление кабинетов (таблички на дверях, оформление рабочих мест соответствующими наглядными материалами с соблюдением фирменного стиля); - внешний вид сотрудников (наличие униформы или деловой одежды; бейджей, оформленных в едином фирменном стиле). 3. Характеристика материально-технического обеспечения фирмы. Наличие оборудования и средств коммуникации, необходимых для осуществления деятельности гостиничного или туристского предприятия: телефоны (городская, международная связь, местная линия); факс; ксерокс; компьютеры; принтеры; офисная телефонная станция (при наличии в фирме большого штата или нескольких помещений); локальная сеть (при наличии большого количества компьютеров). Оснащение рабочих мест материально-техническими средствами. Для туристских фирм: - изучить технологическую цепочку создания и продвижения турпродукта к потребителю; ознакомиться с формами и порядком работы с клиентами от момента встречи и реализации тура до его завершения; - изучить договорные взаимоотношения фирмы (бронирование услуг, получение туристских виз, составление контрактов и договоров на обслуживание туристов); - ознакомиться с выполнением фирмой туристских формальностей при осуществлении международных путешествий; - изучить методическое обеспечение туров. Создание рекламной продукции Студенту предлагается в ходе данного вида практики: 1. ознакомиться с: - планированием рекламной компании (исследование рекламы, определение цели рекламы, выбор средств, оценка эффективности); - организацией рекламной компании; - техникой проведения рекламной компании; - составлением и дизайном рекламных материалов (структура, стиль, цвет); - расчетом рекламного бюджета; - продвижением туристского продукта на рынок (методы продвижения); - анализом результатов рекламной компании (целесообразность, оптимальность воздействия, рентабельность и т.д.). Практическая деятельность менеджера по рекламе способствует закреплению и углублению знаний искусства обслуживания клиентов, основ менеджмента, основ психологии, методики проведения рекламных компаний, а также развитию навыков маркетинговых исследований, техники проведения рекламной компании, контроля за составлением и дизайном рекламных материалов и др. 2. разработать рекламные материалы (буклет, брошюра, фотоальбом с комментариями, путеводитель и др.) новых туристических маршрутов.
Обзорная экскурсия по городу, знакомство с инфраструктурой, посещение наиболее значимых объектов туристского внимания
1. Общие сведения о городе (название населённого пункта) ___________________________________________________________ (дата основания) ___________________________________________________ (основатель)_______________________________________________________ (современное административное устройство)__________________________ __________________________________________________________________ (глава города)______________________________________________________ (население/количество жителей)_____________________________________ 2.Достопримечательности Памятники истории и культуры _______________________________________ Музеи, выставочные залы ____________________________________________ Театры, студии _____________________________________________________ Концертные залы ___________________________________ Спортивные комплексы, сооружения ________________________ Г) Услуги (сервис) Гостиницы ___________________________________ Рестораны, кафе, бары _______________________________________________ Турфирмы, работающие в области приёма туристов ______________________ Программа экскурсии по городу и достопримечательностям: (заполняется студентом в свободной форме по результатам поездки)
Приложение 4 Оформление отчета по практике Отчет должен быть написан грамотно и правильно оформлен. Весь текст печатается согласно соответствующему стандарту: через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14. Параметры страницы: размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Отчет о практике должен представлять собой лаконичное изложение содержания работы студента в период прохождения практики и написан в безличной форме. Допустимый объем отчета (без приложений) - 10 страниц компьютерного текста. Страницы нумеруются. Титульный лист является первой страницей отчета, включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Все таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием ее порядкового номера без значка № перед цифрой и без точки после нее. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы и без точки в конце. Все схемы, рисунки, фотографии подписываются снизу: рис. (с указанием порядкового номера) и далее пишется надпись рисунка. Вариативные задания* Дайте подробное описание одного-двух объектов туристского внимания (культурно-исторических, архитектурных памятников и т.п.) в Угличе. Укажите их значимость для посещения туристами. ___________ Место для иллюстрации/фото * Дайте подробное описание одного-двух объектов туристского внимания (культурно-исторических, архитектурных памятников и т.п.) в Мышкине. Укажите их значимость для посещения туристами. ___________ Место для иллюстрации/фото * Дайте подробное описание одного-двух объектов туристского внимания (культурно-исторических, архитектурных памятников и т.п.) в Ярославле. Укажите их значимость для посещения туристами. ___________ Место для иллюстрации/фото Самоанализ практической деятельностиПроведите самоанализ своей практической деятельности, пользуясь следующими ориентирами: 1. Перечислите и оцените Ваши личные результаты в ходе практики с подтверждением фактов примерами___________________________________ 2. Положительные и отрицательные моменты, с которыми Вы столкнулись_______________________________________________________ 3. Неожиданные ситуации (если они были)_________________________ ______________________________________________________________ 4. Возможные трудности (если они были)_________________________ 5. Ваши предложения по усовершенствованию организации и содержания практики _______________________________________________ ______________________________________________________________ 6. Сравните Ваши ощущения в начале и конце практики. Изменилось ли Ваше отношение к профессии? 7. Что дала Вам учебная практика в профессиональном и личностном плане? 8. Какие перспективы Вашего профессионального роста Вы видите в будущем? 9. Что особенно удавалось? 10. В чём проявлялись элементы творчества и профессионализма? Портфолио (методическая папка) Систематизируйте и приложите к дневнику по учебной практике собранные материалы в форме методической папки (портфолио). Перечень возможных материалов: 1. Карта-схема маршрута 2. Фото/видеодокументация 3. Путевой дневник 4. Рекламная продукция (проспекты, буклеты и т.д.) 1. Атлас Ярославской области. География. История. - М., 1999. 2. Борисов, Н. С. Малые города Верхневолжья [Текст] / Н. С. Борисов. - М., 2007. 3. Борсук, О. Мышкин: город музеев [Текст] / О. Борсук // Живописная Россия. - 2004. - № 2. - С. 10-13. 4. Горюнова, Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья [Текст] / Е. И. Горюнова. - М., 1961. 5. Дубов, И. В. Города, величеством сияющие [Текст] / И. В. Дубов. - М - Л., 1985. 6. Золотое кольцо / под ред. М. В. Егоровой. - М., 1978. 7. Иванов, В. Н. Ростов-Углич: художественные памятники XVI - начала XIX вв. [Текст] / В. Н. Иванов. - М., 1975. 8. Лаврентьев, А. В. и др. Золотое кольцо России [Текст] / А. В. Лаврентьев, И. Б. Пуришев, А. А. Турилов. - М., 1984. 9. Литов, М. Ю. Ярославское "Золотое кольцо": Углич, Мышкин [Текст] / М. Ю. Литов // Московский журнал. - 2003. - № 10. - С. 33-42. 10. Мышиная столица: [о развитии туризма в г. Мышкине] [Текст] // Семья. - 2007. - № 46. - С. 12-13. 11. Очерки истории Ярославского края [Текст] - Ярославль, 1974. 12. Попадейкин, В., Струков, В. Золотое кольцо [Текст] / В. Попадейкин, В. Струков. - М., 1975. 13. Рапов, О. П. Каменные сказы. Сокровища древнерусской архитектуры Ярославской области [Текст] / О. П. Рапов. - Ярославль, 1972. 14. Святые места города Мышкина и его края [Текст]: сборник докладов, сообщений, документов. - Мышкин, 2000. 15. Углич: памятники архитектуры и искусства [Текст] / авт.-сост. С. К. Новиков. - М., 1989. 16. Эдинг, Д. Сарское городище. Ростов Ярославский [Текст] / Д. Эдинг. - Ростов, 1928. 17. Ярославия [Текст]: cборник / cост. В. Хохлов. - М, 1990. 18. Ярославия: Фотоальбом / cост. Ю. П. Беляков. - М., 1989. 19. Ярославская область: Административно-территориальное деление: (на 01.01.1986.) [Текст] - Ярославль, 1986. 20. Ярославская область. [Текст]: путеводитель. - М., 2003. 21. Ярославский край. Сборник документов по истории края. (XI век - 1917 г.) [Текст] - Ярославль, 1972. Дополните список: 22.............................. ................................. .............................. 23.............................. ................................. .............................. 24.............................. ................................. .............................. 25.............................. ................................. .............................. 26.............................. ................................. .............................. |