Реферат: Методические рекомендации 6 Тематический план 10 Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов, рекомендуемая литература 13
Название: Методические рекомендации 6 Тематический план 10 Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов, рекомендуемая литература 13 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра философии
О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я И С Т О Р И Я
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для слушателей факультета заочного обучения
НИЖНИЙ НОВГОРОД 2008 Учебно-методические материалы по курсу “Отечественная история”/ Составители: Ивашевский С.Л., Ханин С.В., - Н. Новгород: НА МВД РФ, 2008. - 39 с. Учебно-методические материалы включают в себя методические рекомендации к курсу, тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, рекомендуемую литературу, примерный перечень вопросов, выносимых на экзамен, а также правила выполнения и тематику контрольных работ. Данные учебно-методические материалы расширены с учетом последних событий в жизни страны, новых монографий и публикаций, определяющих современные подходы к трактовке и пониманию исторических событий. Предназначены слушателям факультета заочного обучения. Печатаются по решению методического Совета Нижегородского академии МВД России.
Утверждены на заседании кафедры философии 21 января 2008 г. Протокол № 6. Содержание 1. Введение 4 2. Методические рекомендации 6 3. Тематический план 10 4. Программа курса, планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельного изучения, тематика рефератов, рекомендуемая литература 13 5. Примерный перечень вопросов к экзамену 33 6. Тематика контрольных работ 37
I . ВВЕДЕНИЕ Изучение “Отечественной истории” является важнейшей составной частью подготовки специалиста для органов внутренних дел. Данная дисциплина является тем фундаментом, на котором в дальнейшем будут развиваться профессиональные знания, умения и навыки слушателей. Основная цель курса состоит в формировании у обучаемых научных представлений об основных закономерностях исторического процесса, о специфике исторического пути России в ряду мировых цивилизаций и становлении на этой базе гражданского самосознания, высоких моральных и профессиональных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Задачами курса являются: - знакомство обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути России; - приобщение слушателей к работе с историческими источниками, формирование способностей к их объективному анализу; - обеспечение понимания современных исторических процессов, готовности встать на защиту интересов личности, общества, государства; - развитие интереса и уважения к истории своего народа и представителей иных мировых цивилизаций. В результате изучения дисциплины выпускники должны: знать: основные этапы истории человечества, отечественной истории и их хронологию; предпосылки построения правового государства на основе гармоничного функционирования самоуправляющегося гражданского общества; уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; использовать научные знания в борьбе с таким видом правонарушений как посягательство на памятники исторического ландшафта, материальной и духовной культуры. В процессе обучения слушатели должны понять единство и целостность мира, постичь драматичную судьбу Отечества, неоднозначность роли России в мировой истории, осознать вклад каждого народа в достижения мировых цивилизаций. Изучение дисциплины “Отечественная история” должно помочь осознать смысл духовных ценностей в их единстве, хранимом исторической памятью народов Отечества, всем человечеством; осознать себя активными защитниками материальных и духовных памятников истории и культуры своей Родины. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫИзучение “Отечественной истории” на заочном отделении предполагает следующие формы учебной работы слушателей: · конспектирование лекций; · подготовку к семинарским занятиям и участие в их работе; · самостоятельную работу над вопросами, не рассматриваемыми на лекциях и семинарских занятиях, но включенных в учебную программу; · подготовка и выполнение контрольных работ. При конспектировании лекции следует быть внимательным, обращать внимание на определения всех вновь вводимых исторических понятий, на важнейшие исторические даты, имена крупнейших исторических деятелей. При подготовке к семинарским занятиям слушателям рекомендуется (опираясь на конспект прослушанной лекции, материалы учебных пособий и предлагаемой в планах занятий учебной литературы) составлять краткие письменные ответы на поставленные вопросы. Эти краткие ответы должны включать: основную аргументацию по существу ответов, определения ключевых понятий, наиболее убедительные фрагменты и отрывки из исторических документов. При подготовке ответов важно обращать внимание на связь заданной исторической проблематики с актуальными вопросами современности, с теорией и практикой правоохранительной деятельности. Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения , необходимо прорабатывать, опираясь на рекомендуемую к теме литературу. В рамках самостоятельной работы слушатели могут подготовить доклад или реферативную работу по предлагаемой к семинарскому занятию тематике. При докладе предполагается, что слушатель в течение не более 10 минут (это около 5 страниц машинописного текста), желательно без жёсткой привязки к тексту, т. е. в относительно свободной манере, излагает группе содержание той или иной исторической проблемы. Группа выслушивает докладчика, задает ему вопросы и комментирует содержание доклада. К научному реферату требования следующие: объем - около 23 страниц машинописного текста (1 п. л.); содержание реферата должно быть структурировано на основе его плана (обычно не более 3-х вопросов), включать введение и заключение, список использованной литературы. В научном реферате предполагается углублённое рассмотрение определённой исторической проблемы, выражение собственного, аргументированного отношения к затронутым вопросам. При написании реферата слушатель должен обратить внимание на внешнее оформление работы: наличие сносок при цитировании, выходных данных используемых статей и книг. Титульный лист научного реферата обычно включает: название вуза и кафедры, название реферата, данные об авторе и научном руководителе, город и год написания. Контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной работы слушателей-заочников, формой контроля за освоением ими учебного материала по дисциплине, уровнем знаний, умениями и навыками. Письменная работа слушателями ФЗО выполняется в установленные учебным планом сроки и высылается в адрес учебного заведения. Назначение письменной работы многоцелевое: 1. Способствует приобретению слушателями опыта самостоятельного усвоения и письменного изложения исторического материала. 2. Формирует навык выделять главное, анализировать, обобщать, логично излагать изученный материал. Тема контрольной работы выбирается самим слушателем в соответствии с его интересами и наклонностями, с соблюдением обязательных требовании: 1. Номер выбранной темы и номер зачетной книжки должны иметь общую последнюю цифру. 2. Структура контрольной работы должна раскрывать требования к построению ее содержания и соответствовать плану. В структуре работы должна быть вводная часть, основная часть, заключение и перечень использованной литературы. 3. Общий объем работы не менее 12 листов ученической тетради. Работа оформляется четким, разборчивым почерком, либо печатается. При раскрытии темы необходимо соблюдать основные принципы, предъявляемые к самостоятельной работе: научность, объективность, историзм, связь с современностью. Контрольная работа, выполненная несамостоятельно, не засчитывается. В письменной работе недопустимо простое переписывание материала учебных пособий, источников и другой литературы. Информацию следует излагать своими словами. Контрольная работа, выполненная небрежно, не по заданному варианту, без соблюдения правил, предъявляемых к ее оформлению, возвращается и выполняется повторно. В данном пособии к каждой изучаемой теме указана литература, которая может быть использована для подготовки письменных работ, однако это не исключает поиск и использование другой литературы слушателем. Одним из обязательных требований к выполнению контрольных работ является анализ документов и других исторических источников. Для этого следует обращаться к хрестоматиям и сборникам документов, соответствующих теме контрольной работы. Углубить исторические знания позволят публикации в журналах: «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина» и др. Основная литература по курсу 1. История России в портретах государственных и политических деятелей: Учебное пособие / Под ред. В.А. Корнилова. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 336 с. 2. История России. Народ и власть: Из лекций, прочитанных в российский университетах / Под общ. ред. В.П. Сальпинова. - Изд-е 2-е. - СПб.: Лексикон, Фонд "Университет", 2001. - 460 с. 3. История России: Учебник для ВУЗов / Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - 480 с. 4. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - Издание 3-е. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 528 с.
III . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу "Отечественная история" для слушателей ФЗО
1. Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России. 2. XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации. 3. Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в. 4. Россия и мир в начале ХХ века. Революционный взрыв и судьбы демократии. 5. Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг. 6. Поиск путей разрешения глобальных проблем в мире и стране в 50-80 гг. XX в. 7. Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ – начале XXI вв. Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н для 1 курса ФЗО
Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н для 3 курса ФЗО
IV . Программа курса. Тема 1. Введение в курс. Древний мир и отечественная история. От Руси к России. Программное содержание Предмет исторической науки. Всемирная история и ее составные части. Место и роль российской истории в системе мировой истории. Место курса "Отечественная история" в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Различные концепции исторического процесса. Особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории. Проблема хронологических рамок истории древнего мира. Основные типы цивилизации в древности. Отечественная территория как место взаимодействия европейских и азиатских цивилизационных потоков. Древние славяне в I-VI вв. Формирование классового общества. Особенности менталитета славян. Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы. Место России в мировой цивилизации. Возникновение древнерусского общества. Происхождение названия "Русь" и "Русская земля". Норманская и антинорманская теории. Княжение первых Рюриковичей. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве (IX - начало XII веков). Отношения Киевской Руси с другими народами и государствами. Введение христианства на Руси и его историческое значение. Различные типы передачи экономического, социально-политического и культурного потенциала от античных обществ к средневековым. Становление древнерусской цивилизации. Киевская Русь в ХI-ХШ вв. Феодальная раздробленность как этап западноевропейской и отечественной истории. Нашествие татаро-монгольских войск на Русь. Усиление Московского княжества. Государь Всея Руси Иван III Васильевич (1462-1505). Попытки сближения Московского государства со странами Западной Европы. Организация централизованной государственной власти. Василий III Иванович (1505-1533). Социально-экономическое развитие Российского государства в XVI веке. Первый российский царь Иван IV Васильевич Грозный (1533-1584). Укрепление самодержавия. "Избранная Рада" и ее реформы. Опричнина (1565-1572): причины и последствия. Основные направления внешней политики Российского государства в XVI в. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Духовный мир человека древнего мира. 2. Проблемы периодизации древнейшей истории. 3. Мировые и локальные цивилизации. 4. Особенности российской локальной цивилизации. 5. Типы формирования феодализма (византийский, итальянский, французский, скандинавско-русский, мусульманский, восточный). 6. Основные положения Судебника Ивана III. 7. Оценка опричнины современниками и историками. 8. Что такое сословно-представительная монархия? Когда она возникает и почему? Литература 1. Бердяев Н. Смысл истории. - М., 1990. 2. Валишевский К. Иван Грозный. - М., 1993. 3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Р. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. ‑ М., 1988. 4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989. 5. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. – Т.I. - М., 1995. 6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 7. Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание). 8. Ключевский В.О. Курс русской истории (любое издание). 9. Короленков А.В. Князь Святослав Ярославич и некоторые аспекты его политики // Отечественная история. – 2003. - № 4. 10.Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. - СПб., 2002. 11.Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М., 1971. 12.Михайлова Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему, будущему: Учебное пособие для студентов, обучающихся по юридическим специальностям. - М., 1999. 13.Никольский Н.М История русской церкви. - М., 1985. 14.Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия в 5 т. - М., 1994. 13.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. - М., 1993. 14.Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. - М., 1988. 15. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М., 1994. 16. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. - М., 1997. 17.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1988-1990. 18.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991. 19.Шпенглер О.Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М., 1993. 20. Яковец Ю.В. История цивилизации. - М., 1997. 21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
Тема 2. XVII и XVIII в. в западноевропейской и российской истории. Особенности российской модернизации. Программное содержание Становление основ современной европейской цивилизации. Основные черты развития стран Востока в XVII в. Обострение социально-политических противоречий в России в конце XVI в. Переход к очередному историческому циклу России – периоду Великой смуты. Воцарение Бориса Годунова (1598-1605). Польско-шведская интервенция. Лжедмитрий I и II . Земские ополчения. Минин и Пожарский. Земский собор 1613г. Русский царь Михаил Романов (1613-1645). Утверждение крепостничества. Царствование Алексея Михайловича (1645-1676). Ликвидация последствий Смутного времени. Новые явления в экономике: народные промыслы, мануфактуры, ярмарки. Начало складывания общероссийского рынка. Соборное Уложение 1649 г. Россия и внешний мир. Предпосылки петровских преобразований. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Роль и место России в ряду европейских государств в начале XVIII века. Вступление России в новый этап исторического развития – высшую фазу предындустриальной цивилизации. Эпоха Петра Великого. Екатерина II (1762-1796). Особенности "просвещенного абсолютизма". Тенденции социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. Внешняя политика России в XVIII в. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Зарождение абсолютизма. Чем отличается сословно-представительная монархия от абсолютистской. 2. Почему XVII век вошел в историю России как "бунташный" век. 3. Эпоха дворцовых переворотов. Причины. 4. Уложенная комиссия и "Наказ" Екатерины II. 5. Крестьянские восстания в XVIII в. Литература 1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV - ХVШ веков: Т. 1 - 3. - М., 1986 - 1992. 2. Валишевский К. Смутное время. - М., 1993. 3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992. 4. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995. 5. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально- политической истории). - М., 1982. 6. Карамзин Н.М. История государства Российского. - Т. X, XII. - М., 1989. 7. Ключевский В.О. Курс русской истории (любое издание). 8. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1988. 9. Павленко Н.И. Петр Великий. - М., 1998. 10. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. 11. Платонов С.Ф. Борис Годунов. / Предисл. Д.М. Володихина . М., 1999. (Памятники русской исторической мысли). 12. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991. 13. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. - Новосибирск, 1990. 14. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени. - М., 1981. 15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1988-1990. Тема 3. Основные тенденции развития всемирной истории и Россия в XIX в.
Программное содержание Модернизация цивилизаций Востока в XIX в. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе. Кризис феодализма в России и начало перехода к индустриальной цивилизации. Павел I (1796-1801) и Александр I (1801-1825): разработка проектов преобразования России. Отечественная война 1812 г. Нарастание кризиса феодально-крепостнической системы. Движение декабристов. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева о будущем устройстве российского общества. Восстание 14 декабря 1825 г. и его последствия. Николаевская Россия. Теория "официальной народности". Попытки реформирования крепостнической системы в конце 30-х годов. Начало формирования революционно-демократического идейного направления. Западники и славянофилы. Зарождение социалистической альтернативы. Ступенчатый характер, разновременность вхождения народов мира в индустриальную, современную цивилизацию. Особенности вступления России на индустриальный путь развития. Александр II (1855-1881). Реформы 60-х годов - начало модернизации общественно-политического уклада России и превращения ее в буржуазную монархию. Александр III (1881-1894). Роль самодержавия в капиталистической модернизации России. Витте С.Ю. и его реформаторская деятельность. Основные общественно-политические течения второй половины XIX в.: реакционно-крепостническое, либерально-оппозиционное и революционно-демократическое. Народничество 60-70-х годов и его идеология. Идеологи народничества М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Основные этапы народнических движений. Общественно-политические движения 80-90-х годов. Эволюция российской общественно-политической жизни в конце XIX - начале XX вв. Распространение марксизма в России. Образование РСДРП и начало формирования непролетарских политических партий. Вступление России в эпоху империализма и дальнейшее обострение социально-экономических противоречий. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Кто такой Павел I: демон или рыцарь. 2. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. 3. Как современники оценивали восстание декабристов. 4. Подготовка и осуществление крестьянской реформы. 5. Особенности экономического развития России в пореформенную эпоху. Литература 1. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. Часть I, 1994. 2. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995. 3. Декабристы: избранные сочинения. - В 2 т. - М., 1987. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. - М., 1993. 6. Костин В.И. Общественное движение в России в первой четверти XIX в. - Н. Новгород, 1995. 7. Кюстин А. Николаевская Россия. - М., 1990. 8. Монополистический капитализм в России. - М., 1989. 9. Наше Отечество: Опыт политической истории. - М., 1991. - Т.1; 1996.- Т.2. 10.Непролетарские партии в России: Урок истории. - М., 1984. 11.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991. 12.Революционеры и либералы в общественной борьбе. - М., 1990. 13.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М., 1994. 14.Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М., 1987.
Тема 4. Россия и мир в начале ХХ века. Революционный взрыв и судьбы демократии. Программное содержание Концепции развития мира в начале XX века. Динамика структурных изменений во всех сферах жизни общества на новом этапе развития современной цивилизации. Вызревание социально-экономических и политических предпосылок буржуазных революций в ряде стран мира. Нерешенность ключевых проблем XIX в. и обострение социальных противоречий в российском обществе. Николай II (1894-1917). Революция 1905-1907 гг.: характер, содержание, итоги. Возникновение новых общественных движений и политических партий в России. Их программы и тактика. Преобразования П.А. Столыпина в политической, экономической и социальной сферах российского общества. Социально-экономическое и политическое развитие России перед началом первой мировой войны. Первая мировая война. Углубление общественно-политического кризиса в 1916-1917 гг. Февральская революция и свержение самодержавия. Образование петроградского совета и формирование Временного правительства. Буржуазия у власти. Апрельский кризис и создание первого коалиционного правительства. Меньшевики и социалисты-революционеры в 1917 г. Идея коалиции с буржуазией. Положение в большевистской партии после февраля. Апрельские тезисы В.И. Ленина - курс на социалистическую революцию. Тактика мирного развития революции. Июльский кризис и второй коалиционный кабинет. Консолидация антисоциалистических сил. Корниловщина и ее поражение. Поиски политического компромисса. Демократическое совещание. Провозглашение России республикой. Углубление общенационального кризиса. Курс большевиков на вооруженное восстание и борьба за его реализацию. Победа Октябрьской революции. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти. Борьба вокруг идеи формирования однородного социалистического правительства. Коалиция большевиков с левыми эсерами. Запрет партии кадетов. Учредительное собрание и его разгон. Брестский мир. Утверждение идеологии и практики военного коммунизма. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Зарождение многопартийности в России и ее особенности. 2. Прогрессивный блок и его программа. 3. Распутинщина и обострение общенационального кризиса в 1915-1916 гг. 4. Причины первого и второго политических кризисов Временного правительства. 5. Что такое двоевластие и почему оно возникло? 6. Почему все кабинеты правительства, возникшего после Февраля 1917 г. назывались "Временными"? Почему в октябре 1917 г. победили большевики?
Семинар № 1 Цель занятия: глубоко изучить социально-экономические и политические процессы начала XX в., альтернативы общественного развития российского государства, линию поведения основных политических партий. Основные вопросы семинара 1. Царизм и черносотенно-монархические партии и организации в начале XX в. 2. Партии кадетов и октябристов. Буржуазно-реформистская альтернатива. 3. Социалистические партии в начале XX в. Программы РСДРП и социалистов-революционеров. Тематика рефератов 1. Ленин В.И. и Троцкий Л.Д. в первой Российской революции. 2. А.И. Гучков и партия октябристов. 3. П.Н. Милюков - ученый и политик. 4. Черносотенцы. Кто они? 5. Большевики и меньшевики: две тактики в революции. 6. Кадеты и Государственная Дума. 7. Особенности становления многопартийности в России. 8. Русский либерализм и революция. 9. Итоги первой мировой войны и влияние их на ход исторических процессов ХХ века. 10.Г. Распутин и распутинщина. 11.Военно-промышленные комитеты в первой мировой войне. 12.Аграрная программа П.А. Столыпина и отношение к ней политических партий. 13.Николай II - последний Российский император. 14.Альтернативы развития России после Февраля. 15.Межпартийная борьба в период от Февраля к Октябрю. 16.Временное правительство. Люди и судьбы. 17.Октябрьская революция и судьбы демократии в России. Литература 1. Аврех А.Я. Столыпин П.А. и судьба реформ в России. - М., 1991. 2. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 Т. - М., 1990. 3. Верт Никола. История Светского государства. 1900-1991. - М., 1992. 4. Городницкий Р.А. Боевая организация партии социал-революционеров в 1901-1917 гг. - М., 1998. 5. Данилов А.А. и др. История России: В 2-х т. - М., 1995. 6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991. 7. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и февральской революции. - М., 1988. 8. Исторический опыт трех российских революций. - Кн.1. Генеральная репетиция Великого Октября. - М., 1985. 9. История первой мировой войны: В 2-х т. - М., 1975. 10.История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000. 11.Карр Э. История Советской России. - M., 1990.- Кн. 1. 12.Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. Мемуары. - М., 1993. 13.Костин В.И. Политическая история Отечества. Курс лекций в 2-х частях. Ч. 1 (Вторая половина XIX в. - февраль 1917г.). - Н. Новгород, 1994. 14.Литвин А.Л., Овруцкий Л.М. Левые эсеры: программа и тактика (некоторые вопросы). - Казань, 1992. 15.Леонов С.В. Рождение советской империи: государство и идеология. 1917-1922 гг. - М., 1997. 16.Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX в. - 1917 г.) // Вопросы истории. - 1999. - № 11-12. 17.Наше Отечество. Опыт политической истории. Ч.1.- М., 1991. 18.Первая мировая война: пролог XX века. - М.,1998. 19.Троцкий Л.Д. Уроки Октября. - Л., 1991. 20.Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. – М., 2002. 21.Урилов И.Х. Из истории раскола РСДРП. // Отечественная история. – 2003. - № 4. Тема 5. Особенности всеобщей и отечественной истории в период между двумя мировыми войнами ХХ в. Мировая война 1939 - 1945 гг.
Программное содержание Гражданская война. Строительство Красной Армии. Кризис в правящей партии к окончанию гражданской войны и провал методов "прямого строительства социализма". Формирование демократических и тоталитарных обществ в 20-30 годы ХХ века. Советский вариант попытки сбалансирования капиталистической и социалистической тенденций в развитии индустриальной цивилизации. Переход к новой экономической политике. Сталин И.В. - Генеральный секретарь ЦК ВКП(б). Механизмы и принципы сталинской кадровой политики. Образование СССР. Смерть В.И. Ленина и борьба за его идейно-теоретическое наследие. Идейно-политический кризис в партии и обществе в 20-е годы. Разгром политической оппозиции в партии и начало складывания единовластия Сталина. Первые политические процессы и попытки сопротивления сталинизму. Создание экономики тоталитарного общества. Итоги ускоренной индустриализации и сталинской коллективизации. Культ личности Сталина. Его сущность и выражение. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Усиление агрессивности Германии. Мюнхенский сговор. Провал переговоров СССР с Англией и Францией. Советско-германские договоры. Разграничение сфер влияния СССР и Германии. "Зимняя война" с Финляндией и ее уроки. Вторая мировая война. Цели и планы воюющих сторон. Нападение фашистской Германии на СССР. Отечественный характер войны советского народа в 1941-1945 гг. Причина поражений Красной Армии в 1941-1942 гг. Превращение страны в единый военный лагерь. Патриотизм и героизм народов СССР в защите Отечества. Антигитлеровская коалиция. Ее роль в разгроме фашистской Германии. Второй фронт. Безоговорочная капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Раздел Германии. Разгром Японии. Цена победы советского народа. Геополитические итоги Второй мировой войны. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Учредительное собрание и его разгон. 2. "Мятеж" левых эсеров. 3. "Белое движение" и его программа. 4. Первые политические процессы. Разгул репрессий и беззакония. 5. ГУЛАГ и его роль в формировании экономики тоталитарного режима. 6. Сопротивление сталинизму. М.Н. Рютин, Ф.Ф. Раскольников. 7. Советско-германские договоры 1939 года и их последствия. 8. Советско-германский фронт - основной театр военных действий в годы Второй мировой войны. 9. Цена победы советского народа. Геополитические итоги Второй мировой войны. Литература 1. Боффа Д. История Советского Союза в 2 т. - Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. - М., 1994. 2. Бим-Бад Б.М. Сталин: Исследование жизненного стиля. - М., 2002. 3. Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М., 1988. 4. Горьковчане в Великой Отечественной войне. Словарь-справочник. - Горький, 1990. 5. Желев Ж. Фашизм. - М., 1992. 6. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. - М., 1970. 7. Забвению не подлежит. О репрессиях 30-х - начала 50-х годов в Нижегородской области. - Кн. 1.- Н. Новгород, 1993. 8. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 годов. - М., 2000. 9. Иного не дано. - М., 1988. 10.Историки спорят (тринадцать бесед). - М., 1988. 11.История и сталинизм. - М., 1991. 12.Костин В.И. Политическая история Отечества. Курс лекций. - Ч. 2. (февраль 1917-1921). - Н. Новгород, 1994. 13.Михайлова Н.В. Познание истории: Ключ к прошлому, настоящему, будущему: Учебное пособие для студентов, обучающихся по юридическим специальностям. - М., 1999. 14.Наше Отечество: Опыт политической истории. - Т.1, 2.- М., 1991. 15.Новейшая история Отечества. ХХ век: Учебник для студентов вузов: В 2 т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М., 1998. 16.Осмыслить культ Сталина. - М., 1989. 17.Очерки истории ХХ века. / Под рук. Н.В. Михайловой: Ч. 1 - 2. - М., 1991. 18.Рютин М. На колени не встану. - М., 1992. 19.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. - М., 1994. 20.Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1939: документы и материалы. В 5 т./ Под ред. В.Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. - М., 2000-2001. 21.Троцкий Л.Д. Моя жизнь. - М., 1990. 22.Урок дает история. - М., 1989. 23.Шишкин В.А. Власть, политика, экономика. Послереволюционная Россия (1917-1928 гг.) - СПб., 1997. Тема 6. Поиск путей разрешения глобальных проблем в мире и стране в 50-80-е годы XX в.
Программное содержание Послевоенное устройство мира. Начало образования двух мировых систем и их открытая конфронтация. Советское общество в послевоенный период. Борьба двух тенденций социально-экономического развития. Итоги, трудности и противоречия восстановления. Кризис тоталитарной системы. Репрессии 40-50-х гг. Усиление диктата в области науки и культуры. ГУЛАГ в послевоенные годы. Смерть Сталина и борьба за лидерство в высшем эшелоне власти. "Дело" Берия. Либерализация политического режима. Реорганизация органов внутренних дел, госбезопасности. Укрепление законности и правоохранительной системы. Реабилитация жертв массовых репрессий 30-50-х гг. ХХ съезд КПСС. Десталинизация и первые кризисные явления в лагере социализма, в мировом коммунистическом движении. Берлин - 1953. Будапешт - 1956. Борьба за власть в Кремле. Попытки ревизии курса ХХ съезда КПСС. Поражение "антипартийной группы" Молотова, Маленкова, Кагановича. Разработка и принятие третьей программы КПСС. Коммунистические иллюзии и прожектерство. Несбалансированное развитие экономики в начале 60-х годов. Развитие отношений с Западом. Инициативы СССР в области разоружения. Берлинская стена. Карибский кризис. От попыток реформ к стагнации командно-административной системы. Л.И. Брежнев. Утверждение консервативного курса. Нарастание неосталинистских тенденций в общественной жизни. Концепция "развитого социализма". Диссиденство - либерально-демократический вызов режиму. Борьба с инакомыслием. Противоречивость и зигзаги внешней политики СССР. Хельсинский процесс. Резкое обострение международной напряженности в начале 80-х гг. Усиление гонки вооружений. Ю. Андропов: начало отрезвления. К. Черненко: ставленник и символ партийной геронтократии. Агония системы. Осознание необходимости коренных преобразований. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Холодная война и противостояние двух систем. 2. Поиск путей социального и экономического развития советского общества после смерти Сталина И.В. 3. Инакомыслие в советском обществе в 60-80-х годах. 4. Складывание механизма торможения и стагнации экономики СССР. Необходимость радикальной перестройки. Литература 1. Аджубей А. Те десять лет. - М., 1990. 2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника. - М., 1991. 3. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период. - М., 1993. 4. Берия: конец карьеры. - М., 1991. 5. Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них... - М., 1990. 6. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х книгах. - М., 1998. 7. Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. - М., 1990. 8. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. - М., 1993. 9. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. - М., 1991. 10.Кара-Мурза С. Советская цивилизация: Кн.2. - М., 2001. 11.Л.И. Брежнев: Материалы к биографии. - М., 1991. 12.Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева.- М., 1991. - Кн. 1. 13.Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Политическая биография Ю.В. Андропова. - М., 1993. 14.На пороге кризиса. Нарастание застойных явлений в партии и обществе.- М., 1990. 15.Осмыслить культ Сталина. - М., 1989. 16.Опенкин Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.). - М., 1991. 17.От оттепели до застоя. - М., 1990. 18.Погружение в трясину: анатомия застоя. - М., 1991. 19.Политическая история: Россия – СССР – Российская Федерация: В 2-х т. - М., 1996. 20.Пыжиков А., Данилов А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 гг. - М., 2002. 21. Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов. - М., 1991. 22.Свет и тени "великого десятилетия": Н.С. Хрущев и его время. - Л., 1989. 23.Соловьев В., Клепикова Е.А. Заговорщики в Кремле. - М., 1991. 24.Хрущев С.Н. Пенсионер союзного значения. - М., 1991.
Тема 7. Мировое сообщество и наше Отечество в конце ХХ – начале XXI вв. Программное содержание Перестройка. Необходимость радикальных перемен в социальной, экономической и политической сферах. Начало формирования двух подходов к проблеме экономических и политических реформ. Расширение гласности. Политический плюрализм. Резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране на рубеже 1989-1991 гг. Августовский путч 1991 г. и причины его провала. Крушение тоталитарной системы власти в Советском Союзе. Распад СССР. Создание СНГ. Образование государства России - Российской Федерации. Подписание Федеративного договора. Экономическая реформа: трудности и перспективы ее осуществления. Обострение социальных и политических проблем в стране. Межнациональные противоречия в России и пути их преодоления. Геополитические изменения на мировой арене. Внешняя политика. Установление равноправных партнерских отношений со странами "ближнего" и "дальнего" зарубежья. Крах иллюзий "шоковой терапии". 1993 г. - обострение политической ситуации в стране и его итог - события 21 сентября - 4 октября в Москве. Корректировка курса рыночных реформ в 1993-1996 гг. Переходная экономика. Президентские выборы (июнь-июль 1996 г.). Внутренняя и внешняя политика конца 90-х гг. Президентские выборы 2000, 2004, 2008 гг.: продолжение курса реформ. Мир в начале третьего тысячелетия: тревоги и надежды. Современная цивилизация и “выбор” России. Вопросы для самостоятельного изучения 1. От попыток модернизации страны к смене модели общественного развития. 2. Проблемы становления многопартийности. 3. Распад СССР и образование СНГ: причины и последствия. 4. Межнациональные противоречия в России и пути их преодоления. 5. Геополитические изменения и внешняя политика России в начале XXI в. Семинар № 2 Цель занятия : изучить социально-экономические и политические процессы в России конца XX - начала XXI в., рассмотреть результаты попыток реформирования страны, определить возможные пути выхода из кризиса. Основные вопросы семинара 1. Перестройка в СССР по Горбачеву: за и против. 2. Экономические реформы 90-х гг. XX в.: цели, особенности проведения, итоги. 3. Эволюция политической системы российского общества в 1991-2008 гг. 4. Перспективы развития мирового сообщества в начале XXI века. Тематика рефератов 1. Чеченская трагедия. Кто виноват? 2. Политический кризис в Российской федерации: 1991-1993 гг. и его итоги. 3. Формирование многопартийной системы в условиях перестройки: обретения и потери. 4. Августовский путч (1991 г.): причины, следствия, оценки. 5. Политические партии и общественные движения современной России. 6. Политические портреты: М. Горбачев, Б. Ельцин, В. Путин, Д. Медведев (по выбору). 7. Законодательная ветвь власти в действии. К истории создания и функционирования Государственной Думы РФ. 8. Успехи и неудачи российской дипломатии в постперестроечный период. 9. Россия в мировой системе координат. Перспективы и прогнозы развития. 10.Менталитет российского общества. 11.СНГ - настоящее и будущее. Литература 1. Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. - М., 1992. 2. Белоусова Г.А., Лебедев В.А. Партократия и путч. - М., 1992. 3. Болдин В.И. Крушение пьедестала: Штрихи к портрету М.С. Горбачева. - М., 1995. 4. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 кн. - М., 1995. 5. Грачев А. Кремлевская хроника. - М., 1994. 6. Данлоп Д. Россия и Чечня: история противоборства. Корни сепаратистского конфликта. - М., 2001. 7. Ельцин Б.Н. Записки президента. - М., 1994. 8. История современной России. 1985-1994. - М., 1995. 9. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. - 2003. - № 4,5. 10. Наше Отечество. Опыт политической истории. - М., 1991. - Т.2. 11. Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? - М., 1992. 12. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарий историка.// Отечественная история. - 2002. - № 4,5. 13. Россия сегодня: Политический портрет в документах. 1985-1991. - М., 1991. 14. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994: от Горбачева до Ельцина. - М., 1994. 15. Согрин В. Взлет и крушение российских утопий. // Общественные науки и современность. - 1995.- № 3. 16. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. - М., 1991. 17. Соловьев В., Клепикова Е. Борис Ельцин. - М., 1992.
V . ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ” для промежуточной аттестации слушателей ФЗО 1 Б курса
1. Предмет учебной дисциплины «Отечественная история» и ее место в системе гуманитарного знания. 2. Методы исторического исследования. Особенности исторического знания. 3. Формационный подход к пониманию истории: сущность, проблемы применимости при осмыслении истории России. 4. Сущность и значение цивилизационного подхода к изучению истории. 5. Источники по истории России: классификация, значение. 6. Историография курса «Отечественная история». Выдающиеся историки России. 7. Особенности цивилизационного развития России. 8. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. 9. Возникновение Древнерусского государства. Норманская и антинорманская теории происхождения государства. 10. Киевская Русь во времена княжения первых рюриковичей. Ее общественный и политический строй. 11. Взаимоотношения Киевской Руси с другими государствами и народами. 12. Принятие христианства на Руси: предпосылки, проблема «выбора веры», характер христианизации, значение. 13. Феодальная раздробленность и ее место в истории Российского государства. 14. Русь в составе Золотой Орды: проблемы взаимовлияния. 15. Борьба русского народа против татаро-монгольских и немецко-шведских завоевателей в ХIII столетии. 16. Социально-экономическое развитие и политический строй русского общества в ХIV-ХV вв. 17. Основные процессы в истории России в ХIV-ХV веках: борьба за объединение и независимость. Усиление Московского княжества. 18. Завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы. Государь всея Руси Иван III. 19. Иван IV – первый царь на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного до введения опричнины. 20. Опричнина. Социальные и политические последствия опричнины. 21. Смутное время Российского государства. Предпосылки, причины, последствия. 22. Первые Романовы. Социально-политическое и экономическое развитие России в ХVII веке. 23. Крепостное право. Основные этапы становления крепостничества. 24. Роль и место России в ряду европейских государств в конце ХVII века. Предпосылки петровских преобразований. 25. Петр I. Начало процессов модернизации и европеизации России. 26. Россия во второй четверти XVIII в. Социально-экономическое развитие и политический строй. 27. Дворянская империя во второй половине XVIII в. Екатерина II и ее реформы. 28. Социально-экономическое развитие России в ХVIII веке. 29. Павел I. Разработка проектов преобразований: трудности и противоречия их реализации. 30. Государственные преобразования Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. 31. Движение декабристов. Тайные общества. Их цели и задачи. 32. Политическая программа декабристов как путь радикальной модернизации страны. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. 33. Николай I: политика, достижения, провалы. "Теория официальной народности". 34. Основные тенденции в общественно-политическом движении России 30-40-х гг. Западники и славянофилы. 35. Народничество 60-90-х годов XIX в. и его идеологи. 36. Общественно-политические движения 80-90-х гг. XIX в. Распространение марксизма в России. 37. Аграрная реформа 60-70-х гг. XIX в. Противоречия отмены крепостного права в России. 38. Российские реформы 60-70-х гг. XIX века в общественно-политической сфере. 39. Основные направления внешней политики России в ХIХ веке. 40. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. 41. Роль ХХ столетия в мировой истории (глобализация общественных процессов, проблема экономической модернизации, революции и реформы, интернационализм и сепаратизм, демократия, авторитаризм и тоталитаризм). 42. Образование РСДРП и партии социалистов-революционеров. Их программы. 43. Революция 1905-7 гг.: причины, характер, основные этапы, итоги. 44. Царизм и черносотенно-монархические партии и организации в революции 1905-7 гг. 45. Буржуазно-реформистская концепция общественного развития. Образование либеральных партий: программа, тактика. 46. Революционно-социалистические партии в первой российской революции. 47. П.А. Столыпин и его реформаторская деятельность. Отношения политических партий к столыпинским реформам. 48. Внешняя политика России в конце ХIХ – начале ХХ века. 49. «Серебряный век русской культуры» (Основные достижения отечественной культуры конца ХIХ – начала ХХ века). 50. Россия в условиях Первой мировой войны. Назревание общенационального кризиса. 51. Февральская революция 1917 г. Образование Временного правительства, его программа. 52. Альтернативы развития России после свержения монархии. 53. Политическое развитие России от февраля к октябрю 1917 года. 54. Большевики у власти. Формирование однопартийной «диктатуры пролетариата» (октябрь 1917 – июль 1918 г.). 55. Идеология и практика «военного коммунизма». 56. Гражданская война и интервенция в России, их результаты и последствия. 57. Новая экономическая политика: концепция, реализация, результаты, причины свертывания НЭПа. 58. Форсирование социально-экономических процессов. Итоги ускоренной индустриализации. 59. Коллективизация и судьба крестьянства. 60. Борьба за власть в рядах коммунистической партии. Причины усиления личной власти Сталина. 61. Складывание тоталитарного режима в СССР: механизм, результаты, значение для страны и мировой политики. 62. Вешняя политика Советской России и СССР в 20-е – 30-е годы. 63. Внешнеполитическая деятельность СССР в конце 30-х годов. Мюнхенские соглашения, советско-германские договоры и их последствия. 64. Вторая мировая война: этапы, характер. Геополитические итоги Второй мировой войны. 65. Начало Великой Отечественной войны. Причины поражений Красной Армии в 1941-1942 гг. 66. Антигитлеровская коалиция: складывание, деятельность, роль в разгроме стран-агрессоров. 67. Проблема «коренного перелома» в Великой Отечественной и второй мировой войне. 68. Крупнейшие сражения на советско-германском фронте в оценке историков, очевидцев, политиков. 69. Завершение Второй мировой войны. Цена победы советского народа. Изменения границ СССР после второй мировой войны. 70. «Холодная война»: понятие, характер, основные события, последствия. 71. Проблемы социально-экономического и политического развития СССР в первые послевоенные годы. Апогей сталинизма. 72. Борьба за власть в политическом руководстве СССР после смерти И.В. Сталина: механизм, основные этапы, причины победы Н.С. Хрущева. 73. Политическая «оттепель» Н.С. Хрущева и попытки реформирования советского общества. 74. Советское общество в середине 60-х – начале 80-х гг.: нарастание консервативных тенденций в политическом и хозяйственном руководстве. 75. СССР в годы перестройки (1985 – 1991 гг): концепция, основные этапы, противоречия и последствия. 76. Советская культура и общественная жизнь: достижения, противоречия. Феномен советского человека. Диссидентство. 77. Провал попыток модернизации Союза ССР. Распад СССР и возникновение СНГ. 78. Политическое развитие России 1991 – 2010 гг. 79. Основные направления социально-экономического развития РФ. 80. Внешнеполитические приоритеты РФ в современных условиях.
VI. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.1. Проблемы становления древнерусского государства. 2. Сравнительно-исторический анализ политики первых русских князей. 3. Введение христианства на Руси и его влияние на ее историю. 4. Отношения Киевской Руси с другими народами и государствами. 5. Феодальная раздробленность русской земли: вред или благо. 6. Татаро-монгольское иго как историческая проблема. 7. Этапы формирования единого российского централизованного государства. 8. Иван Грозный, Петр I, Сталин – великие диктаторы России. 9. История взаимоотношений светской власти и церкви в России. 10. Альтернативы Ивана Грозного: «Избранная рада» и опричнина. 11. Смута и самозванцы в России XVII в.: уроки истории. 12. Политическое реформирование России при первых Романовых. 13. Этапы становления крепостничества на Руси. 14. Земские соборы Русского государства XVI-XVII вв. 15. Смута и Нижегородское ополчение 1612 г. 16. Величайшие достижения русской средневековой культуры. 17. Противоречивость оценки личности Петра I в исторической литературе. 18. Модернизация XVIII в. в России: достижения и просчеты. 19. Формирование социальной базы российского дворянства в XVIII в. 20. Россия в войнах XVIII в. 21. Екатерина II и французские просветители: история взаимоотношений. 22. Павел I: противоречивость личности и политики. 23. От Александра I к Александру II – усиление реформистской тенденции. 24. Отечественная война 1812 г. и зарождение декабристского движения. 25. Декабристы: национальные герои или государственные преступники. 26. Крымская война 1853-1856 гг. как проявление кризиса крепостнической России. 27. Отмена крепостного права в России: подготовка, проведение, значение. 28. Внешняя политика России второй половины XIX в. 29. Русско-японская война 1904-1905 гг. 30. П.А.Столыпин: возможные причины гибели. 31. Ленин В.И. и Троцкий Л.Д. в первой российской революции. 32. Партия эсеров: программа и тактика. 33. Монархические партии и организации в 1905-1907 гг. 34. А.И. Гучков и партия октябристов. 35. П.Н. Милюков – ученый и политик. 36. Черносотенцы. Кто они? 37. Большевики и меньшевики: две тактики в революции. 38. Кадеты и Государственная Дума. 39. Особенности становления многопартийности в России. 40. Русский либерализм и революция. 41. Первая мировая война – «неизвестная война». 42. Итоги первой мировой войны и влияние их на ход исторических процессов XX века. 43. Распутинщина в России – случайность или закономерность? 44. Буржуазные партии и царизм: от поддержки к противостоянию. 45. Лидеры социалистических партий России о войне, мире и революции. 46. П.П. Рябушинский и «Прогрессивный блок». 47. Военно-промышленные комитеты в первой мировой войне. 48. Маргинализация России в годы первой мировой войны. 49. Николай II: причины политического краха. 50. Эпоха революций в России 1905-1917 гг. 51. Красный и белый террор в России (1917-начало 20-х годов). 52. Советский тоталитаризм: исторические уроки. 53. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. 54. Великая Отечественная война советского народа (1941-1945 гг.). 55. Н.С.Хрущев: политический портрет. 56. Правозащитное движение в СССР (60-80-е гг. XX в.). 57. Реформы М.Горбачева (1985-1991 гг.) и их результаты. 58. Россия и Чечня: история взаимоотношений. 59. Возрождение многопартийности в России (конец 80-х – начало 90-х годов XX века). 60. Глобальные проблемы современности и Россия. Составители: кандидат философских наук, доцент Ивашевский С.Л. кандидат исторических наук, доцент Ханин С.В. Подписано в печать « » _________2008 г. Печать ратопринтная. Формат 60х901/16. Усл.печ.л. Тираж 50 Заказ_______ Участок оперативной полиграфии Нижегородской академии МВД России Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.
|