Реферат: Содержание программы Паспорт программы «Будь здоров». Введение. Информационно аналитическая справка. Концептуальное обоснование и основные направления программы > Содержание программы.
Название: Содержание программы Паспорт программы «Будь здоров». Введение. Информационно аналитическая справка. Концептуальное обоснование и основные направления программы > Содержание программы. Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Я.М. Вадина п.Дивный
«БуДЬ ЗДОРОВ»
п.Дивный 2011 г.
Содержание программы 1. Паспорт программы «Будь здоров». 2. Введение. 3. Информационно – аналитическая справка. 4. Концептуальное обоснование и основные направления программы 5. Содержание программы. 5.1.. Организационно-прогностический этап - январь 2011 г. – январь 2012 г. 5.2. Практический этап – 2012-2014 гг. 5.3. Контрольно-обобщающий – 2015г 6. Реализация Программы 7.Создание условий для реализации программы. 7.1 Кадровые условия. 7.2. Материально-технические условия. 7.3. Санитарно-гигиенические условия. 7.4. Информационно-методическая деятельность. 7.5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: 7.6. Медико-санитарное обеспечение, лечебно-профилактическая работа со школьниками: 7.7. Работа с родителями:
Паспорт программы развития
1. Введение Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких. У наших школьников чаще выявляются нервно – психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно – воспитательного процесса в школе. К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая), болезни костно – мышечной системы (сколиоз, плоскостопие), заболевания органов дыхания. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста нашей школы держится на среднем уровне. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Опыт школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников. Именно поэтому разработанная нами программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся. Программа «Будь здоров» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей и социальных партнеров, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, сбалансированное питание, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. В каждом доме, где растет ребенок, должен быть спортивный инвентарь: санки, лыжи, скакалка, велосипед, мяч, перекладина, гантели и т.п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов нашего учреждения. В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе – формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья. Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых – неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля выполнения домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков. Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В 2010 - 2011 учебном году в 12 классах обучалось 134 учащихся. Школа работает в одну смену. Средняя школа располагает 11 учебными кабинетами, кабинетом информатики, 1 спортивным залом, надворными плоскостными спортивными сооружениями, 1 столовой на 60мест, комбинированной мастерской. При разработке программы "Здоровья" за основу были взяты четыре аспекта здоровья: - соматическое здоровье (здоровье тела); Реализация Программы осуществляется на основе концепции, основными понятиями, которой являются категории «Здоровье» и «успех» через проекты по трем направлениям: · Здоровая успешная личность обучающегося; · Профессионально – успешная личность учителя; · Успешная школа. Вся оздоровительная работа школы строится по 8 компонентам модели: · Педагогика здоровья и воспитания. · Школьная среда. · Интеграция усилий школы, родителей, общественности. · Физическая культура. · Школьное питание. · Социальная помощь. · Оздоровление персонала школы. Основу укрепления здоровья составляет физкультурно – оздоровительная деятельность. Согласно стандартам нового поколения вводится 3-й урок физкультуры, динамический час в начальной школе, проводятся физкультминутки на уроках, музыкально – подвижные перемены. В образовательном процессе применяется личностно – ориентированный подход. Применяются дозированные домашние задания, по отдельным предметам ведется работа без домашних заданий. 2. Информационно – аналитическая справка. 1. Уровень здоровья и здорового образа жизни - уровень физического развития детей; Уровень физического развития учащихся:
Распределение учащихся по группам здоровья:
Таблица заболеваемости по результатам диспансеризации
В школе работают секции футбола и волейбола, которые посещают 60 учащихся . Учащиеся участвуют в различного рода спортивных соревнованиях, занимают призовые места, становятся победителями турниров. Показатели травматизма:
Анализ проведенного мониторинга заболеваемости и травматизма направляет коллектив школы на дальнейшую работу по преодолению ухудшения здоровья детей через профилактическую работу с детьми и их родителями, привлечение медицинских работников. Ежегодно проводится диспансеризация учащихся 2,5,9-11 классов. Выявляются на ранней стадии заболевания, назначается лечение. При школе в летний период работает оздоровительный лагерь, охватывающий 50-55 учащихся 1-8 классов. Кроме того учащиеся нашей школы проходят курс оздоровительного лечения в санаториях и оздоровительных лагерях области.
-обеспечение детей горячим питанием:
Горячим бесплатным питанием в школе охвачены дети из малообеспеченных семей. Питание организовано в две смены. В школе имеется благоустроенная столовая на 60 мест. Помещение столовой красиво оформлено. Питание учащихся в столовой организовано в две смены: 1 смена- начальные классы, 2 смена – остальные учащиеся. Качество приготовления оценивается родителями, медсестрой офиса общей практики поселка. Регулярно проверяется пищеблок санэпидемстанцией. Питьевой режим в школе обеспечен бутилированной водой. - состояние санитарно-гигиенического режима в школе: Температурный режим школы соответствует норме СанПиН. Имеется своя газовая котельная. Ведется мониторинг температурного режима: · В каждом учебном кабинете имеется термометр, график проветривания и влажной уборки кабинета. · Ежедневно завхоз школы ведет мониторинг. · Имеется акт приемки школы. Школа обеспечена центральным холодным водоснабжением. В столовой установлен водогрейный котел. В школе имеется теплый туалет, снабженный канализацией, оборудованный в соответствии с СанПиН. -организация обучения учащихся первого класса, функционально незрелых к обучению: Детей без предварительной подготовки в школе нет. В школе есть подготовительный класс, который посещают все дети поселка возраста от 5,5 до 6 лет . Ведется планомерная работа по выявлению детей данного возраста. -организация адаптационного периода учащихся пятого класса: Задачи педагогического коллектива по обеспечению благополучного, бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5-6 классах следующие: При определении школьной стратегии организации адаптационного периода, педагогический коллектив нашей школы обращает внимание на следующее: -система обеспечения безопасной жизнедеятельности: В школе имеется 6 оборудованных аварийных выходов. Количество средств пожаротушения соответствует нормам пожарной безопасности. На территории школы имеются 2 пожарных водоема . Организованы подъездные пути к школе, находящиеся в должном состоянии. Электропроводки здания соответствует современным требованиям безопасности . Имеется акт замера сопротивления изоляции Имеется в рабочем состоянии. Ежемесячно проводится тренировочная эвакуация учащихся. Отрабатываются навыки поведения при возникновении ЧС
Количество групп продлённого дня – 1. Численность детей в них – 22 уч-ся Занятость в спортивных секциях и кружках
4.Концептуальное обоснование и основные направления программы. Проблема здоровья детей на сегодняшний день является ключевой для нашей страны. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Школа для ребёнка от шести до семнадцати лет – это один из ключевых факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья. Наша школа близка к модели адаптивной школы. В ней обучаются дети, как поселка Дивный , так и учащиеся , приезжающие из с Вишенки. Дети очень разные по своим способностям, возможностям. В течение ряда лет педагогическим коллективом нашей школы проводится наблюдение за состоянием здоровья школьников, ведётся систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья по трем направлением: медицинскому, психологическому, педагогическому, активно пропагандируется здоровый образ жизни. Последний анализ фактов, влияющих на здоровье учащихся, показывает, что проблема здоровья носит системный характер, и требует углубления начатой в предыдущие годы работы. 30 % учащихся живут в малообеспеченных семьях и нуждаются в социальной поддержке, 27 % учащихся воспитываются в неполных семьях, 3 % -это дети из семей мигрантов. Дети из неблагополучных семей требуют к себе повышенного внимания при обучении и воспитании. Нужна существенная поддержка одарённым и академически способным ученикам. В настоящее время МКОУ СОШ имени Героя Социалистического Труда Я.М. Вадина п. Дивный нуждается в дальнейшем стимулировании инновационной деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся с учетом актуального проблемного поля, требованием времени. Данная «Программа деятельности МКОУ СОШ имени Героя Социалистического Труда Я.М. Вадина п. Дивный по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011 – 2015 годы» представляет комплексную систему работы образовательного учреждения направленную на формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласовано решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты. В нашей Программе нам хотелось, рассмотреть все факторы, влияющие на сохранение здоровья ребенка и постараться разработать, по - возможности, все пути сохранения и укрепления здоровья, но при этом соблюдать в первую очередь, следующие принципы : · Комплексный междисциплинарный подход - формирование единой команды специалистов (администрация, медицинский работник, учитель, психолог, учитель-логопед), занимающихся проблемами сохранения здоровья учащихся. · Принцип ненанесения вреда. · Принцип максимального охвата школьников при минимальных затратах. · Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся - все, что происходит в школе - от разработки планов, программ до проверки их выполнения и др. - оценивается с позиции влияния на здоровье учащихся. · Принцип триединого представления о здоровье - подход к категории «здоровье» в соответствие с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как к единству физического, психического и духовно – нравственного здоровья. · Принцип активного привлечения родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья через различные виды родительских собраний, лекций, консультаций со специалистами, анкетирование и т.д. В программе учитываются следующие аспекты здоровьесберегающей деятельности: · мировоззренческий; · физиологический; · социальный; · психологический; · воспитательный; · юридический. Программа прогнозируема, т.к. затрагивает ближайшую перспективу развития школы и пытается заглянуть в её завтрашний день. Программа реалистична, т.к. ориентируется на конкретный контингент её участников. Программа выполнима, т.к. материально-технические и кадровые ресурсы достаточно подготовлены и готовы развиваться. Программа корректируема, т.к. возможны внесения изменений в содержание и в условия её существования. Само понятие «здоровье» для педагогического коллектива нашей школы – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. 5. Содержание программы. Программа реализуется в три этапа. 5.1.. Организационно-прогностический этап - январь 2011 г. – январь 2012 г. · Изучение, анализ развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях на территории МО «Рязановское сельское поселение» · Разработка «Программы деятельности МКОУ средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического труда Я.М.Вадина п. Дивный по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2011 – 2015 годы» и подпрограмм и проектов. · Анализ состояния здоровья учащихся, соответствующий данному временному периоду. · Анализ соответствия требованиям к инфраструктуре и оснащенности школы, предъявляемым к здоровьесберегающей среде образовательного учреждения. · Отбор и систематизация, обсуждение и утверждение диагностических и методических материалов для осуществления мониторинга результативности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе · Проведение первоначального мониторинга. 5.2. Практический этап – 2012-2014 гг. · Паспортизация здоровья ребёнка, школы. · Обновление, совершенствование материально-технической, научно-методической и информационно-аналитической базы. · Обучение педагогов. · Реализация и корректировка Программы с помощью подпрограмм и проектов. 5.3. Контрольно-обобщающий – 2015г · Анализ и оценка результатов реализации Программы. · Обобщение, оформление научно-методической базы полученной вследствие реализации Программы. 6. Реализация Программы Для осуществления задач Программы в школе необходимо реализовать следующие подпрограммы и проекты: · подпрограмма «Здоровое питание»; · подпрограмма по организации деятельности педагогического коллектива в адаптационный период учащихся 1-х, 5-х; · подпрограмма по профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ; · подпрограмма педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ; по самореализации учащихся в системе внеурочной деятельности; · подпрограмма по предупреждению наркомании и табакокурения, алкоголизма. 7.Создание условий для реализации программы. 7.1 Кадровые условия.
7.2. Материально-технические условия.
7.3. Санитарно-гигиенические условия.
7.4. Информационно-методическая деятельность.
7.5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
7.6. Медико-санитарное обеспечение, лечебно-профилактическая работа со школьниками:
7.7. Работа с родителями:
Ожидаемые конечные результаты программы Желаемый образ обучающегося: Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник. Ожидаемые результаты: 1.В 1,5 раза снизить заболеваемость школьников острыми респираторными заболеваниями; 1. Успешная социализация детей-инвалидов; 2. На 10% снизить число рецидивов хронических заболеваний у обучающихся и педагогов; 3. Повышение информированности школьников и их родителей в области здоровьесбережения; 4. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения; 6. Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.
|