Реферат: Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «история фармации»
Название: Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «история фармации» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФАРМАЦИИМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИИ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО КУРСУ«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»Омск – 2003 А.В. Гришин Методические рекомендации и контрольные задания для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета по курсу «История фармации». – Омск, 2003. –11с. Методические рекомендации и контрольные задания по курсу «История фармации» составлены для студентов 1 курса заочного отделения фармацевтического факультета Омской государственной медицинской академии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040500 – «Фармация» (квалификации – провизор) и учебным планом и программой курса. В пособии представлена программа курса «История фармации», даны рекомендации по его изучению. Пособие содержит варианты контрольных работ, требования к их содержанию и оформлению. Предлагаемый в пособии список литературы ориентирован на литературу, имеющуюся в библиотеке ОмГМА. Рецензенты: В.А. Батухтин - декан фармацевтического факультета, доцент Г.В. Федорова - доктор мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Рассмотрено и рекомендовано к печати кафедрой фармации 16 июня 2003 г. (А.В. Гришин - зав. кафедрой фармации, доктор фарм. наук, профессор), Центральным методическим советом ОмГМА. ЦелЬ и задачи изучения КУРСА «истории фармации»Целью изучения дисциплины является знакомство студентов с основными вехами исторического развития лекарствоведения в мире и России, а также приобретение умений использования исторического опыта и традиций фармации в своей практической деятельности. Для выполнения этой цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач: 1. Изучить основные этапы развития медицины и фармации. 2. Привить студентам комплексное понимание процесса исторического развития медицины в целом и умение увязывать успехи развития медицины и фармации с историческими этапами развития мировой цивилизации. 3. Привить студентам умение правильно ориентироваться в историческом опыте развития медицины и фармации и уважительное отношение к традициям мировой и отечественной фармации. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Преподавание курса «История фармации» осуществляется на 1 курсе и рассчитано на 60 часов, из них 4 часа лекций, 6 часов семинарских занятий, 20 часов самостоятельной работы и 30 часов заочной формы обучения. Предусмотрено самостоятельное выполнение одной контрольной работы. По итогам освоения курса сдается зачет. ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»История фармация: объекты изучения, источники информации, периодизация, терминология. Лекарствоведение в первобытном обществе. Особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества. Эмпиризм. Особенности проявления фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. Основные приемы лечения в первобытном обществе. Основные лекарственные средства, известные со времен первобытного общества. Особенности трактовки терминов «народная медицина» и «официальная научная медицина». Лекарствоведение древнего мира.Историческое наследие государств Древнего Востока. Лекарствоведение в Древнем Египте. Лекарствоведение в Древней Индии. Фармация в Древнем Китае. Древняя Тибетская медицина. Лекарствоведение в античном мире. Лекарствоведение в древней Греции. Историческое наследие Гиппократа. История возникновения термина «Аптека». Основные лекарственные формы, приготавляемые в Древней Греции. Историческое наследие Платона, Аристотеля, Теофраста, Эрасистата, Герофита. Фармация в Древнем Риме. Историческое наследие Цельса. Историческое наследие Галена. Историческое наследие Плиния, Диоскорида. Лекарствоведение Азии в средние века. Значение развития алхимии для медицины. Особенности развития алхимии в Азии. Фармация Византийской империи. Фармация арабских халифатов. Историческое наследие Ар-Рази, Абу Мансура. Историческое наследие Авицены. Историческое наследие Бируни. Фармация в странах Закавказья. Роль иатрохимии в развитии лекарствоведения. Общая характеристика эпохи Средневековья в Западной Европе. Влияние медицинской школы в городе Салерно на развитие медицины. Общая характеристика эпохи Возрождения. Историческое наследие Парацельса. Роль иатрохимии в развитии лекарствоведения и видные иатрохимики. Изучение лекарственных растений в эпоху Возрождения. Первые ботанические сады и огороды лекарственных растений в Европе. Медицина и лекарствоведение в Древней Руси (9-14 веках). Общая характеристика исторического периода, предшествующего образованию Древнерусского государства. Значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. Роль греческих монахов-подвижников в развитии медицины на Руси. Организация санитарного дела Древнерусского государства. Фармация в период образования русского государства. Медицина и фармация в Московском государстве (15-17 вв.). История организации Аптекарского приказа. Функции Аптекарского приказа. История создания первых аптек в России. Роль православной церкви в создании больниц на Руси. Медицинские реформы Петра I. Аптекарская канцелярия. Госпитальные школы. Медицинская коллегия. Первый медицинский журнал. Европейская медицина 18 века. Влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины. Историческое наследие Р. Бойля и его учеников. Теория Шталя. Значение теории флогистона для развития медицины. Историческое наследие К. В. Шееле. Роль европейских фармацевтов-исследователей в развитии лекарствоведения (К. Боме, Ш. Дерозн, А. Сертюрнер, К. Пеллетье, Н. Кавенту, Н. Вокелен, А. Куртуа и др.). Преобразования российской медицины в 18 веке. Первые частные аптеки России. Реорганизация органов государственного контроля за фармацевтической деятельностью в России. Значение первого Аптекарского Устава России. Значение первых Фармакопей России. Открытия М.В. Ломоносова, направленные на развитие химии и фармации. Роль российских фармацевтов в развитии лекарствоведения (К. И. Щепин, И. И. Лепехин, Н. М. Максимович-Амбодик, В. М. Севергин, Т. Е. Ловиц и др.). История развития лекарственных форм. История гомеопатии . История возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков. История появления пилюль. История появления капсул и облаток. История появления таблеток, пастилок. История возникновения мазей, пластырей, суппозиториев, шариков и мыльц. История развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии и др.). История развития органопрепаратов. Новые лекарственные формы (аэрозоли, лекарственные пленки, спансулы и др.). История развития гомеопатии. История возникновения Фармакопей. Антидотарии и диспенсарии. Появление городских Фармакопей. Государственные Фармакопеи. Региональные Фармакопеи. Международная Фармакопея. Сборник лекарственных средств. Наиболее важные открытия 19 века в области биологии. Возникновение фармацевтической промышленности. Наиболее важные открытия 19 века в области биологии. Зарождение микробиологии, асептики и антисептики. Открытие наркоза. Возникновение анестезиологии. Возникновение фармацевтической промышленности. Медицинские реформы 19 века в России (земская медицина). Земская реформа в России. Общественная медицина. Профилактический характер земской медицины. История развития земских аптек. Период становления советского здравоохранения и аптечной службы (1917-1927 гг.). Медицина и фармация в предвоенный период (1928-1941 гг.). Организация народного комиссариата здравоохранения. Декрет о национализации аптек. Развитие аптечной сети при советской власти. Органы управления фармацевтической службой в период с 1917 по 1941гг. Медицина и фармация в период Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.). Оценка урона аптечной службы России после Великой Отечественной войны. Задачи и достижения службы военно-медицинского снабжения армии во время Великой Отечественной войны. Медицина и фармация в послевоенное время (1945-1950 гг.). Развитие медицины и фармации в период с 1951 по 1991 гг. Послевоенная реорганизация аптечной службы. Основные достижения аптечной службы в послевоенный период и период развития социализма. Организация и развитие советской фармацевтической промышленности. Государственные фармакопеи СССР. Рыночные преобразования системы организаций лекарственной помощи населению в 90-е годы ХХ века. Либерализация цен на фармацевтическую продукцию. Основные законодательные акты в области здравоохранения. Основные пути рыночных преобразований здравоохранения и фармации. Фармацевтическое образование в России и других странах. Становление фармацевтического образования. Фармацевтическое образование в России (18 – начало 19 вв.). Особенности формирования гражданской фармацевтической школы в конце 19 века. Развитие фармацевтической школы после Октябрьской революции 1917 г. Особенности развития высшей военной фармацевтической школы России. Опыт развития фармацевтического образования во Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Дании и др. странах. История развития фармации в Омской области. История открытия и развития первой аптеки в военном госпитале Омского военного гарнизона. История развития аптечной сети в Омской области. История развития Омской фармацевтической фабрики. История развития ГООПП «Фармация». Современная структура аптечной службы Омской области. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельное изучение курса «История фармации» предусматривает выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа позволяет определить степень усвоения студентом понятий и категорий истории фармации и предусматривает: - самостоятельную работу с учебной литературой (список приводится ниже); - раскрытие содержательной характеристики вопросов, предложенных в соответствующих вариантах контрольных работ. Контрольная работа должна быть выполнена в рамках следующих требований: - контрольную работу рекомендуется выполнять в ученической тетради; - объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов рукописного текста (работы, распечатанные на принтере или ксероксе, не рассматриваются! ); - титульный лист выполняется по стандарту, с указанием наименования вуза, кафедры, курса (предмета), по которому выполняется контрольная работа, N варианта, Ф.И.О. студента (полностью), N академической группы, N зачетной книжки; - перед изложением содержания каждого ответа необходимо написать полный текст вопроса; - обязательна нумерация страниц и наличие полей (не менее 3 см) на каждой странице; - работа должна быть выполнена аккуратно, почерк должен не вызывать затруднения при прочтении содержания работы; - в конце работы ставится подпись автора и дата окончания, также обязательно приводится список использованной литературы. При возникновении неясных вопросов необходимо обращаться за консультацией на кафедру фармации или деканат (тел. (3812) 24-79-27). Несоблюдение указанных требований или неудовлетворительное содержание работы могут быть основанием для повторного выполнения работы по варианту, указанному преподавателем. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 1 1. В чем заключается особенности отбора лекарственных средств в условиях первобытного общества? 2. Как возникли термины «фармация», «аптека»? 3. В чем заключается историческое наследие Парацельса? 4. Какие открытия сделаны М. В. Ломоносовым для развития медицины? 5. Когда и при каких условиях появились первые городские Фармакопеии? 6. Каковы основные достижения аптечной службы в послевоенный период? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 2 1. В чем заключаются отличительные особенности фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе? 2. В чем заключается историческое наследие медицины Древнего Рима? 3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения? 4. Какова роль российских фармацевтов К. И. Щепина, И. И. Лепехина в развитии лекарствоведения? 5. Когда и при каких условиях появилась Международная Фармакопея? 6. Основные достижения аптечной службы в период развития социализма? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 3 1. В чем заключались основные приемы лечения в первобытном обществе? 2. В чем заключается историческое наследие Галена? 3. В чем заключалась организация санитарного дела Древнерусского государства? 4. Какова роль российских фармацевтов Н. М. Максимовича - Амбодика, В. М. Севергина, Т. Е. Ловица в развитии лекарствоведения? 5. Какие наиболее важные открытия 19 века оказали существенное влияние на развитие медицины? 6. Основные достижения советской фармацевтической промышленности? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 4 1. Какие основные лекарственные средства известны со времен первобытного общества? 2. В чем заключается историческое наследие Цельса? 3. Когда и с какой целью был организован Аптекарский приказ? 4. Какова история возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков? 5. Когда и при каких условиях началась формироваться фармацевтическая промышленность? 6. Когда выпускались государственные Фармакопеи СССР? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 5 1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древнего Египта? 2. В чем заключалось значение развития алхимии для медицины? 3. При каких условиях появились первые аптеки на Руси? 4. Какова история появления пилюль, капсул, облаток, таблеток, пастилок? 5. В чем заключалась российская земская реформа 19 века в области медицины и фармации? 6. Какие основные пути рыночных преобразований фармации (начиная с 1992 года) Вам известны? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 6 1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древней Индии? 2. В чем заключались особенности развития алхимии в Азии? 3. В чем заключались медицинские реформы Петра I? 4. Какова история возникновения мазей, пластырей, суппозиториев, шариков и мыльц? 5. Когда и при каких условиях был создан Народный комиссариат здравоохранения? 6. При каких условиях происходило становление фармацевтического образования? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 7 1. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения Древнего Китая? 2. В чем заключается историческое наследие лекарствоведения арабских халифатов? 3. В чем заключалось влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины? 4. Какова история развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии)? 5. Когда был издан декрет о национализации аптек и основные положения этого документа? 6. При каких условиях происходило становление фармацевтического образования в России? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 8 1. В чем заключается историческое наследие Древней Тибетской медицины? 2. В чем заключается историческое наследие Авицены? 3. В чем заключается значение теории Флогистона для развития медицины? 4. Какова история развития органопрепаратов? 5. Как менялась структура органов управления фармацевтической деятельностью в период с 1917 по 1941 год? 6. Коков опыт развития фармацевтического образования во Франции и Германии? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 9 1. В чем заключалось историческое наследие Древней Греции? 2. В чем заключается историческая роль медицинской школы в городе Салерно? 3. В чем заключается историческая роль первого Аптекарского Устава? 4. Какова история развития гомеопатии? 5. Каков был урон аптечной сети в результате Великой Отечественной войны? 6. Каков опыт развития фармацевтического образования в Швейцарии, Голландии? КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N 10 (0) 1. В чем заключается историческое наследие Гиппократа? 2. В чем заключалась роль иатрохимии в развитии лекарствоведения, и каков вклад видных иатрохимиков в науку? 3. Когда и при каких условиях были созданы первые Фармакопеи России? 4. Какова история возникновения антидотариев и диспенсариев? 5. Какая реорганизация аптечной службы была предпринята в период с 1945 по 1950 гг.? 6. Каков опыт развития фармацевтического образования в Дании и Англии? Основная литература 1. В.Ф. Семенченко История фармации. –М.: ИКЦ «МарТ», 2003. –640 с. Дополнительная литература 1. Н.А. Голосова и др. Учебник организации фармацевтического дела. - М.: Медгиз, 1961. 2. П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит. История медицины. - М., 1981. 3. Т. Мейер-Штейнег Древняя медицина. –М.: Вузовская книга, 1999. –128 с. 4. М.Б. Мирский Медицина России 16-19 веков. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1996. –400 с. 5. Т.С. Сорокина История медицины: Учебник /в 2-х т. - М.: Изд-во РУДН, 1992. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Особенности проявления фетишизма, анимизма, тотемизма и магии в сфере лечения человека в первобытном обществе. 2. Основные приемы лечения в первобытном обществе. 3. Историческое наследие государств Древнего Востока. 4. Лекарствоведение в Древней Греции. 5. Значение развития алхимии для медицины. 6. Историческое наследие Авицены. 7. Фармация в странах Закавказья. 8. Влияние медицинской школы в городе Салерно на развитие медицины. 9. Историческое наследие Парацельса. 10. Значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения. Организация санитарного дела Древнерусского государства. 11. История организации Аптекарского приказа и его функции. 12. История создания первых аптек в России. 13. Медицинские реформы Петра I. 14. Влияние научных открытий 17-18 веков на развитие европейской медицины. Значение теории Флогистона для развития медицины. 15. Значение первого Аптекарского Устава России. 16. Значение первых Фармакопей России. 17. Открытия М.В. Ломоносова, направленные на развитие химии и фармации. 18. История возникновения порошков, териак и др. лекарственных форм на основе порошков. 19. История появления пилюль. 20. История появления капсул и облаток. 21. История появления таблеток, пастилок. 22. История возникновения мазей, пластырей, суппозиториев шариков и мыльц. История развития жидких лекарственных форм (юлепы, уксусомеды, соки, рообы, ароматные воды, эмульсии и др.). 23. История развития органопрепаратов. 24. История развития гомеопатии. 25. Антидотарии и диспенсарии. 26. Появление городских Фармакопей. 27. Государственные Фармакопеи. Региональные Фармакопеи. 28. Международная Фармакопея. 29. Наиболее важные открытия 19 века в области биологии. 30. Возникновение фармацевтической промышленности. 31. Медицинские реформы 19 века в России (земская медицина). 32. Организация народного комиссариата здравоохранения и национализация аптек. Развитие аптечной сети при советской власти. 33. Оценка урона аптечной службы России после Великой Отечественной войны. 34. Послевоенная реорганизация аптечной службы. 35. Основные достижения аптечной службы в послевоенный период и период развития социализма. 36. Организация и развитие советской фармацевтической промышленности. Государственные Фармакопеи СССР. 37. Основные пути рыночных преобразований здравоохранения и фармации. 38. История становления фармацевтического образования. 39. Фармацевтическое образование в России. 40. Опыт развития фармацевтического образования во Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Дании и др. странах. 41. История открытия и развития первой аптеки в военном госпитале Омского военного гарнизона. 42. История развития аптечной сети в Омской области. 43. История развития Омской фармацевтической фабрики. 44. История развития ГООПП «Фармация». 45. Современная структура аптечной службы Омской области.
|