Реферат: Методические рекомендации для проведения единого классного часа

Название: Методические рекомендации для проведения единого классного часа
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат


Методические рекомендации для проведения единого классного часа

1 сентября 2011 г. в образовательных учреждениях Челябинской области по теме «Столице Южного Урала - 275 лет».

В 2011 году празднует свой 275-летний юбилей Челябинск – столица Южного Урала, легендарный «исток Транссиба» и «Танкоград».

Челябинск – миллионный мегаполис, один из крупнейших индустриальных, научных, культурных и спортивных центров России, город – хранитель исторического наследия «опорного края державы», устремленный в информационное будущее. Челябинск был внесен в «Список исторических городов России» в феврале 1990 г. Этот статус столицы Южного Урала подтвержден Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г № 815 «О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)"».

Губернатор М.В. Юревич в комплексном докладе от 24 февраля 2011 года Законодательному Собранию Челябинской области о работе Правительства назвал 275-летний юбилей г. Челябинска важнейшей вехой 2011 года.

Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, пониманию ценностей демократического общества. Придерживаясь данной позиции и учитывая огромный вклад г. Челябинска и его жителей в историю Отечества, Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует провести во всех образовательных учреждениях области 1 сентября 2011 года единый классный час по теме «Столице Южного Урала - 275 лет».

Классный час, посвященный 275-летию города Челябинска, раскрывает образцы нравственного, трудового и ратного служения России, реализует стартовые задачи формирования нравственных ценностей ребенка – юного гражданина России, патриота родного края.

Рекомендуем при подготовке к классному часу акцентировать внимание учащихся на понятии «толерантность». В условиях проживания на территории Челябинской области, г. Челябинска большого количества национальностей, представителей других народов, конфессий, формирование толерантного сознания, поведения, профилактика экстремизма в настоящее время является актуальным. (Толерантность - уважение человеческого достоинства, уважение прав других, признание равенства других, терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, отказ от доминирования, причинения вреда и насилия).

Предлагаемые рекомендации призваны помочь классным руководителям организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации классных часов должен стать личностно-ориентированный подход. С одной стороны, ребенок учится анализировать собственное поведение, учитывать точку зрения другого человека. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения классного часа создать эмоционально комфортные для школьников условия.

Главными формами проведения классного часа могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии. Их цель – развернутое знакомство с историей столицы Южного Урала, формирование и закрепление первоначального интереса к своей малой родине, воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям Челябинской области.

Неотъемлемой частью подготовительного этапа классного часа является оформление классной комнаты к проведению мероприятия: подбор тематических наглядных пособий, расположение их в удобных для просмотра местах (фотографии старого и современного Челябинска, а именно мест, которые стали важными вехами его биографии, простые кроссворды на соответствующую тематику).

На доске возможно написать несколько важнейших дат, связанных с историей города, на которые будет сделан акцент в ходе классного часа. В начальной школе ученики впервые знакомятся с историей г. Челябинска, и рассказ учителя может начаться с объяснения тематики и причин проведения классного часа, посвященного 275-летию столицы Южного Урала. В основном рассказе педагога должны освещаться основные вехи истории города, содержаться объяснения, почему и после каких событий он стал столицей Челябинской области.

В заключительной части своего рассказа классному руководителю целесообразно привлечь внимание ребят к тому факту, что любовь к городу нашла отражение в творчестве писателей, художников, композиторов и пр.

В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности почетных граждан г. Челябинска, на примере которых можно формировать у школьников чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждать ребят проявлять социальную активность.

При проведении единого классного часа целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения единых классных часов: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

Классный руководитель, объясняя ученикам, что 275-летний юбилей столицы Южного Урала - это общий праздник для всей Челябинской области, акцентирует внимание учащихся на том, что Челябинску как одному из крупнейших городов России отведено особое место в отечественной истории:

− в 1736 г. была создана Челябинская крепость как одно из первых укреплений Оренбургской пограничной линии для обороны восточных рубежей России;

− в 1743 г. в Челябинск была перенесена канцелярия Исетской провинции – предшественника современной Челябинской области как административно-территориальной единицы Южного Урала;

− в 1892 г. в Челябинск пришел первый поезд, в Челябинске начинается самая протяженная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль;

− в 1976 г. Челябинск стал восьмым городом в СССР с населением в 1 миллион человек.

С Челябинском связана жизнь и деятельность врача С.С.Андреевского, открывшего и испытавшего на себе методы лечения сибирской язвы; классика чешской литературы Я. Гашека; знаменитых российских поэтов и писателей М.С. Гроссмана, Ю.Н. Либединского, М.Д. Львова, Л.Н. Сейфуллиной, К.В. Скворцова и Л.К. Татьяничевой; гордости отечественного спорта Л.П. Скобликовой и Е.Б. Елесиной, выдающихся художников И.Л. Вандышева и Н.А. Русакова, действительного члена Академии художеств скульптора Л.Н. Головницкого, народного артиста РФ Л.Л. Оболенского.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы. Важнейшую роль сыграл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. На базе эвакуированных предприятий, которые слились с местными производствами, были созданы гиганты индустрии – ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – знаменитых «Катюш». В послевоенное время в Челябинске на предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин. Столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: уже в начале 1990-х гг. здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. В Челябинске XXI века развиваются современные технологии. По уровню телефонизации Челябинск входит в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развиваются сотовая связь и интернет.

В истории Челябинска много примеров бережного отношения к природному и культурному наследию Урала, обращения к истокам народных традиций, сложившимся духовным и нравственным ценностям россиян. Город окружен ожерельем озер, имя ему дал городской бор, не вырубленный в военное время и сохранившийся до сих пор. В центре Челябинска проложена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок жителей и гостей города.

В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер взаимодействия. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое изучение истории, привлекает их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам, к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в научных и общественных кругах. В качестве приоритетной выдвигается задача социализации молодых людей, ориентации всего образовательного процесса на социальную практику, на создание условий для самореализации личности старшеклассника во взрослой жизни. Возрастные особенности старшеклассников диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.

Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведении единого классного часа. Выбираются соответствующие формы его проведения: дискуссия, диспут, моделирование исторической ситуации, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументированно защитить свою позицию.

Классный час в дискуссионной форме, несомненно, содержит значительный воспитательный потенциал: размышляя, например, над подвигами и поступками жителей, Челябинска в годы Великой Отечественной войны и в наше время, старшеклассники непроизвольно будут задумываться над тем, как они поступили бы на месте жителей «Танкограда», в чем заключается истинный смысл служения Отечеству, какие ценности для них являются наиболее важными, какой жизненный путь выберут они?

Президент РФ Д.А. Медведев на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в июле 2011г. выступил с предложением объявить 2012 год Годом российской истории. На 2012 год выпадает немало исторических дат. Помимо 1150-летия российской государственности, это и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, и юбилей Столыпина. «Российским граждан было бы полезно возвращаться к своим корням, восстанавливать родословные семьи и изучать историю родных городов и сел» – подчеркнул Д. Медведев.

Литература для проведения единого классного часа

1. Главные праздники Современной России и Малой Родины / сост. В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков, науч. ред. С.Н. Трошков – Челябинск, 2008. – (Гражданско-правовое и патриотическое образование). –104с.

2. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск, 2010. – (Познай свой край. Уроки краеведения + CD). –112с.

3. Тетрадь юного краеведа. Челябинск. Центральный район. – Челябинск, 2011. – 32с.

4. Челябинск. История моего города / сост. Н.Б.Виноградов, науч. ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребень. – Челябинск, 1999 (и последующие издания). –320с.

Интернет-ресурсы:

http://www.dostup1.ru/detail/detail_30546.html

http://www.cheladmin.ru/chelyabinsk/istoriya

http://chel-76.narod.ru/history.htm

http://www.live174.ru/content/description/cheljabinsk_istorija_251.htm

http://tusa74.ru/story/istorija-goroda-cheljabinska-staryj-cheljabinsk

http://kirovka.ru/enc/?id=4354

http://www.chelyabinskhotels.ru/info/population.html

Исп. Захарова Т.Н.

263-32-63