Реферат: Методические рекомендации по планированию итогового повторения по биологии в 9-х классах общеобразовательных учреждений Белгородской области
Название: Методические рекомендации по планированию итогового повторения по биологии в 9-х классах общеобразовательных учреждений Белгородской области Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление образования и науки Белгородской области Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации по планированию итогового повторения по биологии в 9-х классах общеобразовательных учреждений Белгородской области В связи с подготовкой к проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2007 году работникам методической службы и учителям биологии в первую очередь рекомендуется: · ознакомиться с Демонстрационным вариантом государственной (итоговой) аттестационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2007 года по биологии для того, чтобы составить представление о структуре экзаменационной работы; · изучить Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2007 года по биологии (http :// www . fipi . ru ) (Приложение 1) , выделить основные содержательные блоки, по которым следует организовать промежуточный контроль; · рассмотреть СПЕЦИФИКАЦИЮ экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2007 года по биологии для того, чтобы подробно познакомить учащихся с процедурой итоговой аттестации; · создать индивидуальный банк тестовых заданий для промежуточного контроля знаний, умений и навыков учащихся по предмету в рамках содержательных блоков, заявленных в Кодификаторе. При организации текущего повторения учебного материала и создания банка тестовых заданий, педагогам следует обратить внимание на следующие литературные источники: Публикации в рамках эксперимента по проведению ЕГЭ 1. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Мониторинг достижений учащихся. Результаты эксперимента.// Биология в школе, 2004, № 3 с. 23-32 3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.- М.: Интеллект-Центр, 2005. 4. Корсунов О.В. Единый государственный экзамен. Комментарии к мнению скептика. // Биология в школе, 2006, № 5 с. 23-27 5. Единый государственный экзамен: Биология 2003-2004. Контрол. измерит. материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой.-М.: Просвещение, 2003. 6. Единый государственный экзамен: Биология 2004-2005. Контрол. измерит. материалы/ Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, А.Н. Мягкова и др.; Под ред. Г.С. Ковалевой.- М.; Просвещение, 2004 . 7. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому Государственному экзамену. ЕГЭ – 2006. Биология. – М.: Федеральный центр тестирования, 2005. Публикации по основным разделам биологии 1. Биология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы/Авт.: Т.С. Сухова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2004. 2. Калинова Г.С. Особенности изучения темы “Человек - биологическое существо (организм).// Начальное образование, 2004, № 1, с. 40-46 3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Аверина Л.М. Поурочное планирование учебного материала: “Растения”, “Бактерии. Грибы. Лишайники”.-М.: Школьная Пресса, 2004. 4. Калинова Г.С., Кучменко В.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Биология. Подготовка к экзамену. 9 класс.- М.: АСТ “Астрель”, 2004. 16,8 п.л. 5. Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Растения”.// Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 1, с. 34-43 6. Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Растения” (продолжение) // Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 2 с. 34-42 7. Никишова Е.А. Тестовые задания по разделу “Бактерии, Грибы. Лишайники”. // Биология для школьников, М.: Школьная Пресса, 2004, № 3 с.40-42 8. Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров, А.Г. Мустафин. – М.: Просвещение, 2003. 9. Петросова Р.А., Теремов А.В., Никишов А.И. Биология 9 кл. “Общие закономерности жизни.- М.: Владос, 2004. 10. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. -М.: Дрофа, 2004. 11. Резникова В.З. Проверка знаний учащихся по разделу “Животные”.- М.: Интеллект-Центр, 2004. 12. Шаталова С.П., Константинов В.М. Зоология позвоночных.- М.: Владос, 2004. Основные интернет-ресурсы http://ege.edu.ru (портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен») http://www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений) http://ipkps.bsu.edu.ru (сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов) Мультимедийные учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации учащихся по биологии Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий. На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать такие электронные учебники, как «Биология.1С Репетитор», «Школьный курс биологии», «Анатомия», энциклопедия Кирилла и Мефодия, атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др. Большая медиатека создана концерном «Просвещение Медиа». Содержание выпускаемой концерном «Просвещение» продукции полностью соответствует Государственному Стандарту образования. Наиболее функциональные электронные издания для подготовки учащихся 9-х классов приведены ниже: 1. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Полный набор тренажеров: Электронное учебное издание. - М.: Дрофа, 2005. - 1 CD-ROM. 2. Курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии» - Электронное издание. М.: ФИЗИКОН, 2005. - 1 CD-ROM. 3. Курс «Анатомия и физиология человека» - Электронное издание. М.: Просвещение, 2005. - 1 CD-ROM. 4. Курс «Биология» - Электронное издание. М.: 1С:Репетитор, 2005. - 1 CD-ROM. Во-вторых, учитель должен помнить, что в процессе обучения биологии необходимо обеспечить усвоение основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности. В наиболее тщательной отработке при изучении нового материала и его закреплении нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе 9 класса особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний о классификации органического мира , его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. На эти знания из курса основной школы необходимо опираться при конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза. При проведении различных форм контроля следует использовать задания, аналогичные заданиям, представленным в Демоверсии, направленным на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственность и изменчивость, на установление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; на объяснение причинно-следственных связей в природе; умение формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей. Особое внимание следует уделять заданиям, связанным с выявлением сформированности норм здорового образа жизни, правил поведения в природе, пониманием последствий глобальных изменений в биосфере. Несмотря на то, что задания для контроля сложного учебного материала, как правило, выполняются в основном сильными учащимися, они должны использоваться в учебном процессе, так как способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Наряду с усилением внимания к формированию знаний и умений, составляющих базовое ядро содержания биологического образования, в совершенствовании нуждается и методика контроля учебных достижений выпускников. Важно ознакомить школьников с разными формами заданий, используемых на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, техникой работы с ними. Задания этого типа необходимо систематически использовать в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Следует учитывать, что с помощью заданий с выбором ответа контролируются не только фактологические, но и теоретические знания, составляющие ядро содержания биологического образования. Например, для проверки усвоения теоретических знаний можно использовать в качестве задания формулировки законов, определения понятий. Ответами к заданиям этого типа служат названия закона или понятия. В перспективе с целью реализации компетентностного подхода необходимо включать в контрольные работы по биологии ситуативные задачи (в первую очередь, из повседневной жизни), способствующие развитию способностей школьников, их интеллекта, понимания жизненных ситуаций и умения принимать грамотные решения. (Приложение 2) Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Таким образом, одна из задач учителя при подготовке учащихся – активизировать их работу с графическим материалом учебника, атласами, учебными таблицами. Большое внимание при совершенствовании преподавания биологии следует обращать на формирование следующих умений учащихся: · сравнивать биологические объекты, процессы, явления, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса; · устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями биополимеров и органоидов клетки, органов, систем органов, взаимосвязь организмов в экосистемах, приспособленность их к среде обитания, между движущими силами и результатами эволюции; · анализировать биологические процессы и явления, различные гипотезы происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения; · применять биологические знания в практических ситуациях; · использовать тексты, рисунки, таблицы, схемы для объяснения биологических объектов, процессов, явлений; · решать биологические задачи по цитологии, генетике, экологии, составлять схемы скрещивания, цепи питания; · обосновывать значение знаний биологических объектов, процессов, явлений, достижений биологической науки в жизни и хозяйственной деятельности человека, роль биоразнообразия, саморегуляции и круговорота веществ, деятельности человека в сохранении равновесия в биосфере; · работать с биологическим текстом на выявление ошибок. В-третьих, учитель должен спланировать систематическое повторение изученного ранее материала в течение девятого класса, с учетом индивидуального уровня подготовки учащихся. (Приложение 3 и Приложение 4) . Оптимизировать процесс повторения и обобщения материала педагогу поможет грамотное использование современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, интерактивные технологии, технология дифференцированного обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технология тестового контроля, технология решения изобретательских задач. Методист БелРИПКППС Карпухина М.В. т. 31-52-76 E.mail: karpuhinamv@mail.ru
Приложение 1 Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2007 года по биологии Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования») и федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.05.2004 №1069 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), а в третьем столбце (в тех же строках) даются названия этих разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются проверочные задания экзаменационной работы, а в третьем столбце описание этого содержания.
Приложение 2 Литература, рекомендуемая для подготовки к решению ситуационных (творческих) задач по биологии Литература: 1. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. М.: Дрофа, 2006 2. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Членистоногие. Ракообразные. Паукообразные. М.: Дрофа, 2006 3. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Членистоногие. Насекомые. М.: Дрофа, 2006 4. Бровкина Е.Т. Темы школьного курса. Млекопитающие. М.: Дрофа, 2006 5. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Споровые растения: мхи, плауны, хвощи, папоротники. М.: Дрофа, 2006 6. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф, 2005 7. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Голосеменные растения. М.: Дрофа, 2006 8. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Покрытосеменные растения. М.: Дрофа, 2006 9. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Темы школьного курса. Птицы. М.: Дрофа, 2006 10. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 8-11 классы. М.: Дрофа, 2006 11. Кузнецова В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы. М.: Вентана-Граф, 2005. 12. Пасечник В.В. БИОЛОГИЯ. Сборник тестов, заданий и задач с ответами. М.: Мнемозина, 2005 13. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. М.: Дрофа, 2006 14. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. М.: Дрофа, 2006 15. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. М.: Вентана-Граф, 2005 16. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М.: Вентана-Граф, 2005 17. Тарасова В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытия. М.: Дрофа, 2006 Приложение 3
Тематический план, 9 класс (Программа В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина)
Приложение 4
Тематический план, 9 класс (Программа В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой)
|