Реферат: Методические рекомендации по дополнительной образовательной программе туристско-краеведческого и страноведческого направления
Название: Методические рекомендации по дополнительной образовательной программе туристско-краеведческого и страноведческого направления Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Утверждено Методические рекомендации по дополнительной образовательной программе туристско-краеведческого и страноведческого направления «Школа следопытов» для школьников 2-11 классов ВСЕВОЛОЖСК 2010 Соболькова Н.П., к.п.н. Методические рекомендации Ó Соболькова Н.П., 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Путешествие и исследование – лучший способ познания мира детьми. Исследовательский метод помогает ребятам во всем выстроить жизненную линию - в любой сфере деятельности, в любых обстоятельствах, - не потеряться, не растеряться, быть готовым к любым испытаниям. Туристско-краеведческая и страноведческая деятельность школьников предполагает регулярную кружковую работу в «Школе следопытов». Грамотно выстроенная система работы, которая включает в себя, как теоретические знания, так и регулярные экскурсии, зарубежные поездки, походы выходного дня, тематические лагеря, слёты, страноведческие олимпиады и викторины, встречи и переписку с зарубежными сверстниками, работу в библиотеках может обеспечить полноценное пространство воспитания и социализации личности. В данной программе можно использовать широкие возможности международных образовательных программ и проектов, которые направлены на развитие коммуникативной культуры личности и толерантности. Межкультурные коммуникации также способствуют успешной социализации и адаптации школьников в многомерном и поликультурном обществе. В ходе освоения программы «Школа следопытов» учащиеся могут не только освоить теоретические знания о родном крае и иных странах, но и получить практические туристические навыки. Цель программы — развитие коммуникативной культуры и толерантного мировоззрения детей через творческое освоение мирового пространства и культуры в различных формах деятельности, в том числе через экскурсионную деятельность и путешествия. Реализация программы «Школа следопытов» может решить ряд задач: • способствует социализации подростков • помогает им раскрыть свой творческий потенциал • содействует ребятам в главном: осознанию себя, как личности • прививает навыки общения и работы в команде • позволяет подросткам объединяться по интересам уже с раннего возраста • развивает коммуникативную культуру школьника • знакомит с культурой других народов и стран • способствует развитию толерантности в поликультурном обществе • помогает адаптироваться в чужой культуре • развивает навыки общения на иностранном языке • формирует профессиональные качества будущих специалистов сферы туризма. В ходе освоения программы «Школа следопытов» возможно достижение результатов на трех уровнях. Результаты первого уровня — приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Элементарные социальные знания ребенок получает при знакомстве с культурой своей страны, знакомясь с волонтерскими обязанностями членов принимающих семей, познавая культуру своей страны глазами сверстников из-за рубежа, расширяет представление о себе как о жителе той или иной страны. Достижение результатов второго уровня — формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом — осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов: 1. Введение педагогом и поддержание старшими и авторитетными членами «Школы следопытов» особых неписаных правил, касающихся волонтерских межкультурных традиций и специфических форм поведения. В этих туристских правилах воплощены важные общественные ценности: Земля, Отечество, Культура, Человек. За каждым из этих правил стоит то или иное социально одобряемое отношение: туриста — к природе и миру, собеседника — к собеседнику, старшего товарища — к младшему, мальчика к девочке, понимание миссии волонтера и формы ее проявления. Предъявление начинающим туристам-путешественникам этих неписаных правил имеет особое значение в воспитании. 2. Побуждение детей к соблюдению основных режимных моментов жизни туристской группы и привычка к режиму должны стать частью повседневной жизни туриста. Прежде всего, следует позаботиться об отношении школьников к труду и своему свободному времени. 3. Пожалуй, самым большим потенциалом в формировании ценностных отношений учащихся к окружающему миру, к другим людям и, что самое главное, к самим себе обладают возникающие во время многодневных походов и поездок ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые переживают дети. Трудности походной жизни и путешествий, прием у себя в семье зарубежного сверстника и проживание в чужой неизвестной тебе семье требует от подростков концентрации сил, воли, терпения. Любая поездка, поход, маршрут станет настоящей школой испытания, школой физической и нравственной закалки. Туристско-краеведческая и страноведческая деятельность открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия — это третий уровень результатов. Опыт социального действия юный следопыт может приобрести, включившись в традиционную для многих туристских групп систему различных волонтерских обязанностей. Педагогам рекомендуется включаться и участвовать в системах межкультурных обменов и привлекать к ним как можно большее количество школьников. Система сменных волонтерских ролей — это, по сути, система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения межкультурного обмена. Роль принимающего гостеприимного брата или сестры, одноклассника, терпеливого сопровождающего товарища, гостя в новой для тебя семье, школе, стране, самостоятельное принятие решений поможет школьнику стать полноценным гражданином мира. Пусть забота о других становится привычным делом для юных волонтеров-следопытов. Инициируя те или иные благотворительные акции, преподавателю следует использовать собственный авторитет и личный пример. Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется использовать в группах волонтеров-следопытов разные формы и методы, направленные на рефлексию. Одной из них может быть, например, обсуждение состоявшегося обмена, приема делегации, поездки к друзьям. Это обсуждение учит школьников анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, своё отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Реализация дополнительной образовательной программы «Школа Следопытов» будет проводиться в МОУ СШО №6 в 2010-2011 г.г. Возраст участников программы представлен тремя возрастными категориями (с 2 по 11 класс): 1-ая категория учащиеся 2-4 класс, 2-ая категория учащиеся 5-7 класс 3-ья категория учащиеся 8-11 класс. Для реализации данной программы в школе будут использованы следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность (изучение культур разных стран); 3) проблемно-ценностное общение (с иностранными гостями, специализированными языковыми школами); 4) досугово - развлекательная деятельность (обмены, досуговое общение); 5) туристско-страноведческая деятельность (обмены, поездки по туристическим маршрутам). Можно использовать следующие формы организации занятий: занятие или серия занятий-путешествий; занятие-осмысление; серия занятий, связанных одной темой; художественное событие; создание и защита проекта и др. Серии занятий-путешествий могут быть посвящены изучению стран и континентов или далекого прошлого. Занятия, связанные одной темой рассчитаны на несколько часов и основаны на доминирующих для данного возраста видах творческой деятельности. Детям, занимающимся в одном из тематических предметных кружков, для того, чтобы наиболее полно усвоить учебный материал желательно активно участвовать в одном из художественных конкурсов. Результаты работы по программе «Школа следопытов» учащиеся смогут продемонстрировать в конкурсной деятельности. Например, в конкурсе «Юный корреспондент» учащиеся могут продемонстрировать свои фотоочерки или видеофильмы. На литературный конкурс «Юный журналист» можно представить статью (журнальный или газетный вариант), очерк, заметку, рассказ с впечатлениями об интересных поездках по нашей стране и за рубеж, о встречах с интересными людьми. Это могут быть любопытные истории или забавные происшествия, или захватывающие приключения. Если кому-то по душе изобразить те же впечатления с помощью карандаша или акварели, либо каких-то еще способов художественного отображения действительности - это будет художественный конкурс. Учебно-тематический план рассчитан на 34 часа в каждой возрастной подгруппе и имеет свои особенности при подготовке. Учебно-тематический план
Содержание учебных тем. Приложение 1. 1. Дания, Голландия, Швеция, Норвегия. 2 ч Содержание и задания 1. Дания, Голландия, Швеция, Норвегия: морской пейзаж как 2. Старинный европейский город (создание композиции любой творческой на тему). 3. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и созда- 2. Великобритания. 2 ч Содержание и задания Замки и крепости. Живописная композиция, лепка из Сказочный мир Англии: эльфы, феи, хоббиты, друиды в Традиции доброй старой Англии. В гостях у королевы: Круглый стол короля Артура. Чтение «Сказаний о рыцарях Геральдика. Составление ребенком личного герба и деви 3. Италия. 2 ч. Исландия 2ч. Содержание и задания Венеция — город на воде: рисование по представлению, Коллективное чтение сказки Дж. Родари «Венецию надо Вечный город Рим (легенда о Ромуле и Реме), Рисование Бой гладиаторов: чтение отрывков из романа Р. Джовань Римский скульптурный портрет: его реалистичность, от Исландия 2 ч.- просмотр фильма, обсуждение. 4. Испания. 2ч Содержание и задания Фламенко, костюм для фламенко. Прослушивание «Боле Коррида. Чтение отрывков из романа Э. Хемингуэя «Фие Испанский веер. Конструирование и роспись бумажного 5.
Франция.
2ч Версаль, планировка парка. Создание живописной фанта Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» и выполнение Лувр: виртуальное знакомство с музеем. Изучение того, Образы благородного рыцаря, трубадура, прекрасной дамы: 6. Германия. 2 ч Содержание и задания Чтение сказки братьев Гримм «Король-дроздобород» и Красота и многоликость пейзажа. Выполнение компози Немецкий город, его основные составляющие: централь 7. Греция.
2ч 1. Мифы и легенды Древней Греции: происхождение мира и богов (сравнение с другими леген Орфей и Эвридика. Облик героев Древней Греции: одеж мифы об Аполлоне. Выполнение эскиза музыкального Арахна. Создание узора из тонких линий, имитирующих Древний Крит: дворец Минотавра, миф о Минотавре. Со Греческий город (Афины, Дельфы и др.): связь архитекту Олимпийские игры: продолжение темы «Человек в движении». Греческая вазопись. Изучение формы греческих сосудов 6. Греция сегодня: народный костюм, кухня. Создание декоративного панно «Праздник урожая». 8. Путешествие по знойной Африке.2ч Африканские сказки. Создание композиции по мотивам Разнообразие природы (пейзажа). Теплый и холодный ко Животные Африки. Выполнение коллективного декора Африканский натюрморт: постановка натюрморта из тка Занятия населения Африки. Праздники народов Африки Символика африканского народного искусства (сравне Архитектура. Создание композиции на тему «Африкан 9. Китай.2ч Китайский календарь. Стилизованное изображение 12 жи Китайский храм и его изображение в народном творчестве. Роспись на шелке как традиционное китайское искусство. Китайский фарфор. Создание эскиза чашки и ее роспись 10. Индия.2ч Индийский национальный костюм. Моделирование сари. Древние верования и мифы Индии. Создание маски ин Сказочная индийская архитектура. Р. Киплинг. «Маугли». 11. Япония. 2 ч Содержание и задания Японские иероглифы. Дети придумывают свои иерогли Японская кухня. Составление и иллюстрирование своего эеиепта. Хайку. Сочинение стихов-миниатюр и их изобразитель Цветущая сакура — символ Японии. Декоративное изобра Оригами и его значение в японском искусстве. Складыва 12. Америка. 2 ч «Мы в стране индейцев» (путешествие в дружественное Открытие Америки (история открытия новой части све Современная Америка. Составление коллажа с использо Загадочные пирамиды (рассказ об американских пирами 13. Семь чудес света.2ч Знакомство с чудесами света (древними и современными). Создание индивидуального проекта восьмого чуда света. Материалы: краски, кисти, бумага, пластилин, клей, ножницы, наглядный материал с изображением разных чудес света. 14. Путешествие в далекое прошлое.2ч 1.Легенды разных народов мира о происхождении Земли. 2.Наша планета до катаклизма (динозавры и их жизнь). 3.Стоянка первобытного человека. Рисование по представ 4.«Мы — мастера первобытной живописи»: дети учатся рисо Литература: 1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./ Григорьев Д.В., Степанов П.В. –Просвещение, 2010.-223с.(Стандарты второго поколения). 2.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб., 2001. 3.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л.Г. Савенкова. — М., 2001. 4.История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней/ Под общ. ред. С А Лисицына. – 3 изд., перераб. – СПб: Специальная литература, 2006. – 366 с. 5.Ленинградская область. История и современность. Изд-во Лики России. СПб, 2007. 6.Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. — М., 1987. 7. Мурашова Н В., Л П Мыслина Дворянские усадьбы Петербургские губернии. Всеволожский район. – СПб.: Алаборг, 2008. – 320 с. 8. Предания и мифы средневековой Ирландии / под ред. К. Костикова. - М., 1991. 9.Приютино: Антология русской усадьбы/Составление и комментарии Л.Г.Агамалян и И.С. Ефимовой. Спб.: Издательство «Пушкинский Дом»,2008-784с. 10. Ратникова М. С. История Рябово с древнейших времен.- 2 изд.- СПб: ЗАО «Полиграфическое предприятие №3», 2009.- 264 с. 11.Савенкова Л. Г. Человек в мире пространства и культуры. - М., 2000. 12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1972. Тайлор Э. Б. Первобытная культура - М., 1989. 13.Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2000. — Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. 14.Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М., 2000. 15.Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М., 2001 Приложение 1 В настоящее время современный школьник изучает множество дисциплин, знания по которым ему понадобятся в будущем – при поступлении в университет, применении их на практике, в работе и т.д. Но, пожалуй, одна дисциплина совмещает в себе комплексный подход развития самого школьника, развивает в нем коммуникативные способности, дает ему новые знания на практике, при общении со сверстниками и познании нового, до селе не знакомого мира для него, от чего у него формируется свое видение мира, патриотизма, толерантности и он становится личностью. Речь идет о страноведение. Страноведение – это комплексный подход к изучению отдельных стран, регионов, их природы, географии, экономики, социального устройства данной страны или региона. Это очень увлекательная и познавательная дисциплина для школьника. Программа курса «Страноведение» в «Школе следопытов»
Участник программы (школьник) проживает в принимающей семье на правах члена этой семьи. Ходит в общеобразовательную школу, изучает такие же предметы, как и обычные школьники этой страны. Общаясь с членами принимающей семьи, школьник попадает в среду, в которой приходится думать и говорить на языке страны пребывания, а значит получать новые знания и навыки общения на иностранном языке. В период всего времени пребывания школьника в данной семье идет процесс познания каждого члена семьи о всесторонних аспектах деятельности людей в странах, откуда они родом. В данном случае, школьник, например, может получить представление, а затем и увидеть при личном посещении тех или иных мероприятий о культуре, искусстве, истории и т.д. страны, в которой он находится. Тем самым школьник приобретает новые познания на практике и закрепляет их после ознакомления до поездки в данную страну, например, читая книгу о данной стране или слушая преподавателя по истории или литературы. Каким бы необычным и волнующим все кажется заграницей, но школьники остаются школьниками и им следует посещать занятия. Но это будут не простые занятия! Это ведь другая страна, и здесь все по-другому. Как же интересно будет узнать, что во Франции у школьников выходной не только в воскресенье, но и в среду; а англичане только к 6-му классу узнают о таблице умножения! А чтобы русскому выпускнику поступить в немецкий Университет, школьного аттестата недостаточно, необходимо проучиться 2 года в любом российском ВУЗе. Для молодых учеников будет запоминающимся опытом побывать за партой иностранной школы, познакомиться с новыми методами образования. Школьники будут посещать уроки, лекции, конференции и тренинги, на которых будут слушать, общаться, выполнять задания. Вообщем, всячески развиваться, знакомиться с разными предметами и общаться со сверстниками на разных языках. Вместе, они получат огромное удовольствие. Вместе с тем, в свободное от уроков время, в рамках данной программы подразумевается посещение школьниками экскурсий, музеев, национальных галерей, выставочных залов и т.д. с членами семьи и родителями. Это также прекрасная возможность весело, дружно и с пользой провести время со сверстниками страны пребывания. Экскурсии учат школьников, доносят до них множество информации и обучение начинается уже прямо в автобусе. Экскурсия – это выход в мир, таинственный и прекрасный, ждущий школьника за пределами своего дома, городка, благодаря чему школьники получают новые знания и у них расширяется кругозор в различных сферах (по программе экскурсии), в том числе и в области географии. Экскурсия безусловно развивает школьников. Они приобретают бесценный опыт, привыкают к путешествиям, поездкам в автобусе, учатся организованно посещать объекты культуры, достопримечательности и памятники архитектуры. И это все происходит в группе их сверстников, что, конечно, развивает их коммуникативные способности. Благодаря экскурсиям, школьник вырастет разносторонним, увлекающимся человеком, способным оценить красоту нашего мира, увидеть прелести страны пребывания, понять, как богата и интересна наша земля. Экскурсии безусловно воспитывают школьников. Посещение достопримечательностей истории и культуры, прогулки под древними стенами пятисот и тысячелетней давности, не только развивает у школьника чувство прекрасного, одновременно пополняя его художественные и исторические знания, но воспитывает в нём уважение к памятникам, возможность сравнить их с памятниками своей страны, своего региона, то есть, к памяти, к нашим предкам. А это уже воспитание патриотизма у школьника. Таким образом, посещение выставок и экскурсий для школьника – это прекрасная возможность увидеть шедевры мирового искусства воочию, а также воспитать в нем чувство патриотизма, гордости за свою страну и уважения к объектам культуры и памятникам архитектуры. Так же одна из интереснейших возможностей – поездка школьников в детские образовательные лагеря. Ребята посетят занимательные кружки, тренинги, расширят свой кругозор. Это великолепная возможность совместить отдых на свежем воздухе с получением разнообразной информации. Непринужденное общение со сверстниками поможет беспрепятственно преодолеть языковой барьер, получить удовольствие от собственных свершений. Занимательные игры, с целью раскрыть потенциал школьников, обучение четко выражать свои мнения на современные вопросы принесут пользу и в будущей жизни молодых учеников. Они смогут проявить себя везде – от спортивных площадок до дискуссионных трибун. Таким образом, реализуя данную программу у школьника есть уникальная возможность побывать в стране за пределами Родины, приобрести новые знания в различных сферах деятельности, бесценный опыт общения на иностранном языке, развить свои коммуникативные возможности, чувство патриотизма, толерантности и гордости за свою страну и народ. |